Мониторинг качественной динамики результатов обучения студентов Арзамасского приборостроительного колледжа.


Учим учиться
Мониторинг качественной динамики результатов обучения студентов
Арзамасского приборостроительного колледжа.
Чем мы можем помочь своим студентам в освоении дисциплин их будущей специальности? Как активизировать процесс обучения? Что необходимо сделать, чтобы у самих студентов было желание расширить и углубить свои знания, овладеть навыками и умениями, необходимыми им как будущим специалистам?
Каждый год, как классный руководитель, я провожу мониторинг качественной динамики результатов обучения студентов моей группы. Основная цель — выяснить какова мотивация познавательной активности учащихся группы, как добиться успешной учебной деятельности на уроках.
Как показывает практика в большинстве случаев для основной массы поступающих в колледж абитуриентов доминирующими являются социальные мотивы, связанные с потребностями ребёнка в общении с другими людьми, в их оценке, одобрении, с желаниями учащихся занять определённое место в системе доступных ему общественных отношений. В колледже их прежде всего интересуют не знания, а строгое исполнение роли студента. Фактически студент полностью ориентирован на одобрение и похвалу преподавателя, и именно эта похвала мотивирует его учебную деятельность. Первоначально доминированные социальные мотивы могут привести к формированию познавательной мотивации путём смещения их на цель. Студент хорошо выполняет задания потому, что хочет получить похвалу преподавателя. Ведь знания ему необходимы, но этот мотив является не реально действующим, а только понимаемым, т.к. у студента нет достаточной познавательной потребности. Реально же действующим мотивом является потребность в похвале. Но длительное добросовестное выполнение учебных заданий ради хорошей отметки может привести к тому, что студент заинтересуется самим содержанием учебной деятельности, и у него появится познавательная потребность. Студентов, у которых доминирует познавательная мотивация, можно охарактеризовать как любознательных, они поступают в колледж, чтобы узнать больше. К сожалению, учащихся с доминирующей познавательной мотивацией на 1 курсе немного. Большинство учащихся при поступлении имеет низкий уровень мотивации. Преобладающей является внешняя и оценочная мотивация, многие обучаются в силу обязанности ( из-за давления со стороны родителей, преподавателей ). Свой неуспех в учёбе они объясняют отсутствием у них способностей, невезением, даже беспомощностью. Поэтому необходимо, работая с ними, развивать стремление к успеху, поощрять даже самые маленькие достижения, не акцентировать внимание на неудачах. И, как результат изучения работ по учебной мотивации определилась основная задача: как повысить успеваемость в группе?, как преодолеть нежелательные личностные особенности отдельных студентов?
Для этого я провожу мониторинг- систематическое наблюдение, непрерывное отслеживание. Особенность мониторинга, применяемого в группе, заключается в том, что сам процесс его разработки, апробации и последующего осуществления направлен на повышение успеваемости студентов, проявление у них интереса к оценке, результативности обучения. Подсчитывается средний балл за каждый семестр, начиная со школьного балла при поступлении и до конца обучения (всего 7 семестров) в колледже. Результаты мониторинга успеваемости отражены в классном журнале и в классном уголке группы. По результатам мониторинга устанавливается повысилась, снизилась успеваемость или осталась на прежнем уровне.
Как правило, на старших курсах социальная мотивация смещается на цель: потребность в получении образования, овладение умениями и навыками, необходимыми в дальнейшей работе. Особенно приятно за таких студентов, которые, имея слабую познавательную мотивацию, низкий школьный балл, с трудом преодолевшие экзамены на 1 курсе, имеют хорошие результаты на старших курсах.

Мониторинг успеваемости группы ТМ 120 -420
шк. балл 1 сем. 2 сем. 3 сем. 4 сем. 5 сем 6 сем. 7 сем. итог
1. Антонова Т. 3,2 3,2 3,5 3,5 3,7 4 4 4,2 П2. Марков В. 3,4 3,4 3,5 3,5 3,4 3,2 3,7 3,4 О
3. Морозов С. 3,6 3,7 3,6 3,5 3,4 3,4 3,5 3,3 С 4. Ганков С. 3,4 3,4 3,6 3,8 4 3,8 4,2 4,6 П П — повысилась С — снизилась О — осталась на прежнем уровне

На протяжении 4 лет я провожу наблюдение за успеваемостью студентов. При таком подходе мониторинг представляет собой форму непрерывного творческого взаимодействия преподавателей, классного руководителя, родителей и студентов, позволяет осуществить качественный контроль успеваемости студентов с целью подготовки грамотных, активно работающих над своим становлением, повышающих свой профессиональный уровень специалистов. Мониторинг позволяет индивидуально отслеживать процесс успеваемости, обращает внимание на динамику изменения среднего балла, даёт возможность обратить внимание на студента, у которого успеваемость снижается и во время разобраться в причинах. Наглядность результатов пробуждает у студентов интерес и стремление к повышению качества обучения: ставить перед собой максимальные задачи и выполнять их, прогнозировать ситуацию, работая над собой, повышать свой уровень образования, стремиться расти в своей профессиональной деятельности.
Эти стремления должны стать чертой характера и движущей силой будущего специалиста.