Урок по новой истории на тему Рождение новой европейской науки


Тема урока: Рождение новой европейской науки
Цель: Выяснить, как происходило рождение новой научной картины мира.
Образовательные задачи:
1.Раскрыть основные научные идеи, способствовавшие развитию новых взглядов на мир и общество, опираясь на полученные знания на уроках физики.
2.Стимулировать познавательный интерес обучающихся к физике с помощью использования знаний, полученных при изучении тем «Взаимодействие тел» и «Давление жидкостей и газов. Атмосферное давление»
Развивающие задачи
1.Способствовать развитию логического мышления, умения выражать речью результаты мыслительной деятельности, умения обобщать.
2.Способствовать овладению обучающимися умениями и навыками самостоятельной работы, в том числе исследовательскими.
3.Продолжить развитие познавательного интереса и творческой активности обучающихся при индивидуальной и групповой работе.
Воспитательные задачи:
1.Воспитывать стремление обучающихся демонстрировать собственные достижения.
2.Объективно оценивать свои умения применять знания.
3.Повысить мотивации к получению новых знаний.
Тип урока: изучение нового материала
Форма урока: бинарный комбинированный урок
Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, экран, учительская презентация, тесты, карта самоконтроля и самооценки для каждого ученика, штативы, линейка, бумажные кольца, динамометр, грузы, резиновые шарики, тележка демонстрационная, свеча, стакан химический, подкрашенная вода в стакане, пластмассовая бутылка, стакан с горячей водой, исторические документы.
Методы и приёмы обучения:
•методы словесной передачи и слухового восприятия информации (приёмы: беседа, дискуссия);
•методы наглядной передачи и зрительного восприятия информации (приёмы: наблюдение, демонстрация);
•методы контроля (приёмы: фронтальный и индивидуальный опрос, практическая и самостоятельная работа);
•метод стимулирования и мотивации (приёмы: сочетание двух учебных дисциплин на одном уроке, индивидуальная практическая деятельность; создание ситуации взаимопомощи).
План урока:
1.Организация начала урока (2мин).
Активизации внимания. Создания позитивной установки на работу. Озвучивание цели и задач урока. Разделение обучающихся класса по группам: теоретики, экспериментаторы, архивариусы.Наличие, текста тестов, картвзаимоконтроля у каждого ученика, карт контроля у экспертов.
2.Подготовка к изучению нового материала(3 мин).
Учитель истории:
Сегодня мы с вами продолжим знакомство с эпохой Возрождения, а именно с научными знаниями 16-18 веков. Эпоха Возрождения началась в Италии и продолжила своё развитие в странах северной Европы. В этот период возрождается интерес к античности с её вниманием к личности человека, его свободе и возможностями развития. Изобретение книгопечатания содействовало распространению грамотности среди населения, росту образованности, развитию наук. Давайте с вами вернёмся в эпоху Средневековья и вспомним, какие представления о мире существовали у европейцев в то время?
В средние века европейская наука соблюдала принцип авторитета- за истину принимались мысли великих учёных древности.
Вопрос: Какие процессы и события в развитии европейского общества в 15-16 веках повлияли на изменение представлений о мире?
Рост городов, развитие мануфактурного производства, установление торговых связей между странами и континентами рождали потребность в точных научных знаниях.
Учитель физики: Сегодня на уроке мы применим наши знания полученные при изучении тем «Взаимодействие тел» и «Давление жидкостей и газов. Атмосферное давление»для раскрытия значимости открытий ученых в эпоху Возрождения. Экспериментаторы проиллюстрируют на опытахдействие законов Паскаля, Галилея, учений Ньютона.
3.Усвоение новых знаний и способов действий (20 мин)
Экспериментаторам выдаются задания- карты, архивариусам- тексты исторических документов. Теоретики работают с опережающим заданием, эксперты оценивают ответы.
Сокрушительный удар по устаревшим взглядам на Вселенную нанёс великий польский учёный Николай Коперник.
Сообщение ученика, слайд, работа с историческим документом (см. Приложения)
Выводы учащихся об учении Коперника.
Земля вращается вокруг Солнца и вокруг своей оси. Земля лишь одна из планет. Открытие Коперника произвело переворот в науке и стало началом новой астрономии.
Дело Коперника было продолжено Джордано Бруно.
Сообщение, слайд, документ (см. Приложения)
Выводы учащихся об учении Джордано Бруно.
Развивая учение Коперника он пришёл к следующим заключениям "Вселенная не имеет края, она безмерна и бесконечна. Не только земля, но и Солнце не является центром мира.
"Человек незаурядной воли, ума и мужества, способный в качестве представителя рационального мышления выстоять против тех, кто опираясь на невежество народа и праздность учителей в церковных облачениях и университетских мантиях, пытается упрочить и защитить своё положение."Так сказал о Галилео Галилее Альберт Эйнштейн.
Сообщение, физические опыты (см. Приложения)
Выводы учащихся об ученииГалилея.
Открытия, сделанные с помощью телескопа, подтвердили учение Коперника и способствовали созданию новых представлений о строении Вселенной.
БлезПаскаль
Сообщение, физические опыты(см. Приложения)
Выводы учащихся об учении Паскаля.
Паскаль создал гидростатику, как науку. Один из творцов науки нового времени. В своих научных трудах Паскаль выступал против преклонения перед авторитетом, обосновывал методы экспериментального естествознания.Паскаль создал прорыв в области инженерной мысли. Принцип связанных колес заложил основу для всех счетных устройств на следующие 300 лет.
Завершил создание новой картины мира, опираясь на труды Коперника и Галилея, Исаак Ньютон.
Сообщение, физические опыты(см. Приложения)
Выводы учащихся об учении Ньютона.
Открытия Исаака Ньютона имели огромное значение как для науки, так и для мировоззрения людей. Его теория утверждала, что природа подчиняется точным законам механики.
3.Применение понятий и способов действий. (9 мин.)
1.Фронтальный опрос проводится учителем физики и учителем истории.
2.Выполнение теста малыми группами(2 человека) (см. Приложения)
4.Обобщение и систематизация знаний. Контроль и Взаимоконтроль(5мин)
1.Заполнение карт взаимоконтроля учащимися, проверка карт работы экспертов учителями.
2. Дополнения и исправления в тестовых заданиях.
3.Беседа учителя истории с учащимися, в ходе которой делается вывод:
В 16-18 веках происходит бурное развитие науки, прежде всего в области физики, математики, естествознания. На этой основе складывается новое представление о Вселенной.Рождается новый метод исследования природы- сочетание опыта (практики) и теории (разума).
5.Подведение итогов занятий(3 мин).
Озвучиваются и комментируются оценки за работу на уроке
6.Организация домашнего задания(1 мин)
7.Рефлексия (2мин)
ГРУППОВАЯ РЕФЛЕКСИЯ – по кругу высказываемся одним предложением, используя начало фразы из рефлексивного экрана (на слайде)
сегодня я узнал…
было интересно…
было трудно…
я выполнял задания…
я понял, что…
теперь я могу…
я почувствовал, что…
я научился…
у меня получилось …
я смог…
я попробую…
меня удивило…
урок дал мне для жизни…
я приобрел…
Использованы источники:
Новая история, 1500-1800:учеб. для 7 кл. общеобразоват. учреждений /А.Я. Юдовская, П.А. Баранов, Л.М. Ванюшкина- М.: Просвещение, 2012.
Учебник Физика-7 Перышкин А.В.
http://www.atet.su/IMUZ/tipy_urokov.htmhttp://fb.ru/article/138868/opyityi-po-fizike-interesnyie-opyityi-po-fizikehttp://class-fizika.narod.ru/7_class.htmhttp://dic.academic.ru/dic.nsf/enc_philosophy/913/ПАСКАЛЬhttp://bookz.ru/authors/akov-perel_man/fizika-n_032/page-7-fizika-n_032.htmlhttp://www.rusun.us/extern/07/hi07d.pdf
http://www.prosv.ru/ebooks/yudovskaya_istoriya_7/
http://cumaro1988.tumblr.com/post/72413705674/konspektyi-po-istorii-novogo-vremeni-7-klass
Приложения:
Карта взаимоконтроля контроля
Ф.И.УЧЕНИКА
Вид заданий Количество верных ответов Оценка
Тест Карта контроля эксперта
Ф.И. Ученика
Ответы на вопросы Экспериментатор Теоретик Архивариус
ТЕСТ
1. Какое открытие сделал польский учёный Н.Коперник? А). Земля находится в центре мира В). Земля вращается вокруг Солнца С). О бесконечности Вселенной
2. Какой мыслитель утверждал, что" Вселенная не имеет края, она безмерна и бесконечна"? А). Джордано Бруно В). Галилео Галилей С). Николай Коперник
3.Английский учёный Исаак Ньютон:
А) Обосновал существование бога
В) Доказал шарообразность земли
С). Открыл закон всемирного тяготения
4. Напишите имя учёного, который наблюдал небо в телескоп, открыл горы на Луне, пятна на солнце, спутники Юпитера. ...........
5. Какой учёный сформулировал основной закон гидростатики? А) Исаак Ньютон. В) Блез Паскаль. С). Галилео Галилей. 6.Формула силы тяжести
A.p=𝜌𝑔h
B.F=m𝑔
C.F=pS
7.В сосуде под поршнем находится газ. Поршень переместили из положения А в положение В. В каких точках увеличилось давление:
A.2,3
B.4,3,2
C.4
D.4,5,3,2,1
8. Чем объясняется, что давление, производимое на жидкость и газ, передаётся без изменения в каждую точку жидкости и газа?
А) Тем, что газы и жидкости легко изменяют свою форму
В) Тем, что плотность газов и жидкостей значительно меньше плотности твёрдых тел
С) Большой подвижностью молекул газов и жидкостей9.Принцип действия каких приборов основан на законе Паскаля:
A.Барометр
B.Гидравлический пресс
C.Динамометр
10. Пассажир автобуса непроизвольно отклонился назад. Чем это вызвано?
A.Автобус повернул влево.
B.Автобус резко остановился.
C.Автобус увеличил скорость.
Задания для группы экспертов
Группа № 1 экспериментальное подтверждение законов Галилея
1) Возьмите деревянный шарик, положите его на картонку, лежащую на стакане. Сбейте картонку щелчком пальца. Картонка упадет на стол, а шарик - в стакан.

Вместо шарика можно взять какой-нибудь другой предмет, например шашку, монету.
2) Налейте воду в баночку из-под майонеза (лучше только до половины). Возьмите ее правой рукой, но не так, как обычно, а вывернув руку большим пальцем книзу. Быстро взмахните рукой вокруг плеча, чтобы она описала круг. Хотя баночка в какое-то мгновение будет вверх дном, она тут же примет нормальное положение. Если проделать этот маневр быстро и уверенно, вода не выльется. Конечно, здесь нужна некоторая тренировка.

3) Очень красивый опыт можно сделать с сухой палкой. Правда, он не получается сразу и требует некоторой тренировки.

Подбери тонкую, сухую палку длиной около одного метра. Склей из бумаги два кольца. Попроси двух товарищей подержать эти кольца на лезвиях столовых ножей, как показано на рисунке. В кольца вложи концы палки.
Теперь возьми другую палку, потяжелее, и ударь ею по середине висящей палки. Не бойся повредить бумажные кольца. Они тем вернее останутся целы, чем сильнее ты ударишь. Ножи не разрежут бумагу, а висящая палка будет сломана! Причина все та же - инерция. Висящая палка стремится сохранить состояние покоя. А толчок при достаточно резком ударе не успевает распространиться. Палка переламывается раньше, чем сотрясение дойдет до ее концов
Можно так напрактиковаться, что этот опыт будет удаваться с кольцами не из простой бумаги, а из папиросной и даже с петлями из волоса!
4. Вам дана тележка легкоподвижная. Покажите явление инерции с ее помощью.

Группа №2 экспериментальное подтверждение закона Паскаля.
Вам дана пластиковая бутылка с водой и гвоздь. Продемонстрируйте действие закона Паскаля.
2) Положите на плоскую тарелку монету или металлическую пуговицу и налейте воды. Монета очутится под водой. Вынуть ее теперь голыми руками, не замочив пальцев и не выливая воды из тарелки, конечно, невозможно.
Зажгите внутри стакана свечу и, когда воздух нагреется, опрокиньте стакан на тарелку рядом с монетой так, чтобы монета очутилась не под стаканом. Горящее пламя собирает под опрокинутый стакан всю воду из тарелки. Объясните, почему?
Возьмите немного надутый воздухом резиновый шарик, поместите его в тарелку и полейте на него из стакана с горячей водой. Объясните, почему шарик увеличился в объеме?
.
Исторические документы
Из трактата Николая Коперника «О вращении небесных тел» (1543)
...Земля шарообразна, потому что со всех сторон тяготеет к своему центру. Тем не менее ее совершенная округлость заметна не сразу из-за большой высоты ее гор и глубины долин, что, однако, совершенно не искажает ее округлости в целом... Такой же формой, по наблюдениям мореплавателей, обладает и водное пространство, поскольку земля, неприметная с корабля, видима с верхушки его мачты. И, обратно, огонь, горящий на вершине мачты, при отдалении судна от земли кажется тем, кто остается на берегу, мало-помалу опускающимся, до тех пор, пока наконец не скрывается, как бы закатившись.
Он был стар, когда решил напечатать главный труд своей жизни, ибо не сомневался в своей правоте.
Многие другие ученые и замечательные люди утверждали, что страх не должен удерживать меня от издания книги на пользу всех математиков. Чем нелепее кажется большинству мое учение о движении Земли в настоящую минуту, тем сильнее будет удивление и благодарность, когда вследствие издания моей книги увидят, как всякая тень нелепости устраняется наияснейшими доказательствами. Итак, сдавшись на эти увещания, я позволил моим друзьям приступить к изданию, которого они так долго добивались.
           Вопросы к документам: 1. Как вы думаете, что нового в сравнении со взглядами древних ученых содержалось в теории Николая Коперника о картине мира? 2. Как воспринимали современники его теорию? 3. Прокомментируйте фразу из документа: «...страх не должен удерживать меня от издания книги...». Чем было вызвано чувство страха у автора?
О Джордано Бруно
Один немецкий исследователь его творчества отмечает: «Бруно не выносит никаких стеснений ни как мыслитель, ни как поэт...»
Из протоколов судебного процесса над Джордано Бруно
Джованни Мочениго, доносчик: «Я слышал несколько раз в моем доме от Джордано, что существуют бесконечные миры и что Бог постоянно создает бесконечные миры... Он много раз утверждал, что мир вечен и что существует множество миров. Еще он говорил, что все звезды — это миры и что это утверждается в изданных им книгах. Однажды, рассуждая об этом предмете, он сказал, что Бог столь же нуждается в мире, как и мир в Боге, и что Бог был бы ничем, если бы не существовало мира, и что Бог поэтому только и делает, что создает новые миры».
Обвиняемый, на третьем допросе: «...Я полагаю Вселенную бесконечной, то есть созданием бесконечного божественного могущества. Ибо я считаю недостойным божественной благости и могущества, чтобы Бог, обладая способностью создать, помимо этого мира, другой и другие бесконечные миры, создал конечный мир. Таким образом, я заявлял, что существуют бесконечные миры, подобные миру Земли, которую я вместе с Пифагором считаю светилом, подобным Луне, планетам и иным звездам, число которых бесконечно. Я считаю, что все эти тела суть миры без числа, образующие бесконечную совокупность в бесконечном пространстве, называющуюся бесконечной Вселенной, в которой находятся бесконечные миры. Отсюда косвенно следует, что истина находится в противоречии с верой...»
Обвиняемый, на двенадцатом допросе: «...Я считаю, что этот мир и миры, и совокупность миров рождаются и уничтожаются. И этот мир, то есть земной шар, имел начало и может иметь конец, подобно другим светилам, которые являются такими же мирами, как и этот мир, возможно, лучшими или худшими; они — такие же светила, как и этот мир. Все они рождаются и умирают, как живые существа, состоящие из противоположных начал».
           Вопросы к документу: 1. Какие положения о строении Вселенной составляли ядро учения Джордано Бруно? 2. Что было новым в его учении? 3. Подумайте, каким было отношение Бруно к Богу. 4. Почему инквизиция осудила его на сожжение?