Презентация по теме: Метод проектов как средство активизации внеаудиторной деятельности студентов


Метод проектов как средство активизации внеаудиторной деятельности обучающихся в системе профессионального образования В современной педагогике уже около двадцати пяти лет активно разрабатывается и используется технология проектной деятельности, более известная как метод проектов. Проект – специально организованный учителем и самостоятельно выполняемый учащимися комплекс действий по решению значимой для учащегося проблемы, завершающихся созданием продукта. Под методом проекта также понимается комплексный обучающий метод, который даёт возможность учащимся проявлять самостоятельность в планировании, организации и контроле своей деятельности. Если углубиться в историю возникновения метода проектов, то он не является принципиально новым в мировой педагогике, но его сегодня относят к педагогическим технологиям ХХI века как метод, предусматривающий умение адаптироваться в стремительно изменяющемся мире. Метод возник еще в начале прошлого столетия в США, его также называли методом проблем. Теоретическая основа метода проектов — это «прагматическая педагогика» американского философа-идеалиста Джона Дьюи и его ученика В.Х. Килпатрика . Условиями успешности обучения, согласно теории Д. Дьюи, являются проблематизация учебного материала, познавательная активность ребенка, связь обучения с жизненным опытом ребенка, организация обучения как деятельности (игровой, трудовой). Метод проектов заинтересовал русских педагогов ещё в начале XX столетия. Данный метод в преподавании пропагандировали С. Т. Шацкий, Л. К. Шлегер и А. У. Зеленко. Однако в 30-ые годы использование данного метода было официально запрещено. Лишь через несколько десятилетий метод проектов вновь приобрёл актуальность. Е. С. Полат, Т. А. Воронина, И. Е. Брусникина, А. И. Савенков способствовали его возрождению в практике. Теоретическая основа метода проектов в России разработана профессором Евгенией Семеновной Полат. Практика использования метода проектов показывает, как отмечает Е. С. Полат, что «вместе учиться не только легче и интереснее, но и значительно эффективнее». Под методом проектов она подразумевает систему обучения, при которой ребенок приобретает знания и умения в процессе самостоятельного планирования и выполнения постепенно усложняющихся практических заданий — проектов. Целями проектной деятельности являются- понимание и применение студентами общих и профессиональных компетенций, приобретенных при изучении различных предметов (на интеграционной основе);- повышение мотивации обучающихся при выполнении заданий;- развитие творческих способностей;- формирование чувства ответственности;- создание условий для отношений сотрудничества между преподавателем и студентами. Метод проектов как педагогическая технология не предполагает жесткой алгоритмизации действий, не исключает творческого подхода, но требует правильного следования логике и принципам проектной деятельности. Проект - это «пять П»: 1. Проблема 2. Проектирование (планирование) 3. Поиск информации 4. Продукт 5. Презентация Типы проектовПо содержаниюмонопредметные межпредметные По организационной формеиндивидуальные парные групповойПо времени выполнениямини-проект кратковременный долговременный По виду деятельностиИсследовательские по структуре напоминают подлинно научное исследование. Оно включает обоснование актуальности избранной темы, обозначение задач исследования, обязательное выдвижение гипотезы с последующей её проверкой, обсуждение полученных результатов Практико-ориентированныенацелены на социальные интересы самих участников проекта или внешнего заказчика. Продукт заранее определён и может быть использован в жизни образовательной организацииИнформационныенаправлены на сбор информации о каком-то объекте, явлении с целью её анализа, обобщения и представления для широкой аудитории. Творческие предполагают максимально свободный и нетрадиционный подход к оформлению результатов. Это могут быть альманахи, театрализации, спортивные игры, произведения изобразительного или декоративно-прикладного искусства, видеофильмы и т.п.Игровыеявляются наиболее сложными в разработке и реализации. Участвуя в них, проектанты берут на себя роли литературных или исторических персонажей, выдуманных героев. Результат проекта остаётся открытым до самого окончания. Этапы проектной деятельности1. Подготовка2. Планирование3. Реализация проекта4. Презентация5. Осмысление и оценка Проектный продуктНаучные или учебные материалы:научный докладнаучная статьясравнительно-сопоставительный анализ какого-либо явления, процесса и т.д.словарьтестыучебное пособие Проектный продуктПублицистические материалы:настенная газеташкольная тиражная газетажурналзаметка, интервью, обзор и др. Проектный продуктТворческий продукт:сборник стихотворенийлитературный альманахальбом с иллюстрациямикартинатеатральная постановка Проектный продуктМероприятие:экскурсияпраздниксоревнованиеделовая игравикторина (КВН, Что? Где? Когда? и т.п.)выставкапресс-конференциялитературное кафе Координатор проекта должен обладать определенными качествами:-иметь хорошие организаторские способности;-быть методически грамотным;-владеть навыками межкультурного общения;-уметь устанавливать доверительные, открытые, уважительные отношения с учениками;-активно сотрудничать в проектной деятельности;-уметь работать с большими объемами информации;-владеть новейшими телекоммуникационными технологиями. Что же может стать содержанием проектного исследования по литературе?Это может быть сопоставление творчества различных писателей, анализ развития определенной тематики в русской литературе, изучение новаторства и традиций в художественном произведении, связь исторических событий с их литературным отображением, эволюция художественного метода мастера слова, поиски в области формы, инсценирование, сочинение и прочее.Одним из методов современного преподавания литературы является создание мультимедийных литературных проектов, сочетающих в себе как глубокий литературоведческий анализ, так и использование средств сети Интернет и новейших информационных технологий. Сложнее обстоит дело с исследованиями по русскому языку и культуре речи . Изменения в языке происходят очень медленно, и у обучающихся складывается представление о нем как явлении застывшем, закрепленном в словарях и справочниках. Трудность подобного исследования объясняется также тем, что взятый для анализа материал должен иметь очень большой охват. Здесь возможно создание проектов, связанных с историческими изменениями в языке, с лексическими пластами, с лингвистическим анализом текста. Но при сегодняшней загруженности современного студента реальным становится создание одного группового проекта, максимум двух в течение учебного года. Решением данной проблемы, возможно, является вплетение проектной методики в канву урока, что позволяет увеличить долю исследовательской деятельности в образовательном процессе на уроках русского языка и литературы и в преподавании профессиональных модулей и МДК. Основными видами проектов обучения литературе, русскому языку и культуре речи являются:1. Групповой проект, в котором «исследование проводится всей группой, а каждый учащийся изучает определенный аспект выбранной темы».2. Мини-проект.3. Проект на основе работы с литературой, подразумевающий «выборочное чтение по интересующей учащегося теме» и подходящий для индивидуальной работы. Преподаватели - словесники также отдают предпочтение внеурочной форме организации проектной деятельности. Примерами проектов по русскому языку и литературе, использующимися во внеурочной работе, могут служить всевозможные конкурсы, викторины, участие в мероприятиях, связанных с какими-либо событиями учебного заведения, города, подготовка творческих вечеров, концертов, выставок, литературных гостиных, турниров, линеек и т.п. Преимущества метода проектовПозволяет учащимся находить значимую для них проблему и решать ее путем творческого поиска и применения интегрированных знаний.Дает возможность связать теорию с практикой.Развивает творческие исследовательские способности.Создает условия для самостоятельной деятельности учащихся в системе выбора.Позволяет организацию учебного сотрудничества и совместной деятельности преподавателя и обучающихся. Таким образом, метод проектов направлен на социальное, личностное, познавательное и коммуникативное развитие учащихся."Все, что я познаю, я знаю, для чего это мне надо и где и как я могу эти знания применить" - вот основной тезис современного понимания метода проектов, который и привлекает многие образовательные системы, стремящиеся найти разумный баланс между академическими знаниями и прагматическими умениями. Информационные источники:1. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования : учебное пособие для студентов пед. вузов и системы повыш. Квалиф. Пед. Кадров/Е.С. Полат, М.Ю. Бухаркина, М. В. Моисеева, А.Е. Петров; под ред. Е. С. Полат.- М.: Издательский центр «Академия»,2003.2. Пахомова Н.Ю. Метод учебного проекта в образовательном учреждении. – М.: Аркти, 2012.3. Проектная деятельность в информационной образовательной среде 21 века: Учебное пособие – 10 изд., перераб. - М.: «Современные технологии в образовании и культуре», 2011.4. Сергеев И.С. Как организовать проектную деятельность учащихся. – М.: Аркти, 2010.5. Ступницкая М.А. Новые педагогические технологии. Учимся работать над проектами. Рекомендации для учащихся, учителей и родителей. – Ярославль: Академия развития, 2008.6. http://www.school.edu.ru/7. http://pedsovet.org Спасибо за внимание!