Рабочая программа по дополнительному образованию Умелые ручки (работа с глиной)


МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ШКОЛА с.АксаркаОбразовательная программа
дополнительного образования детей
«Умелые ручки»
Срок реализации программы – 4 года
Возраст учащихся – 7-10 лет
Составитель:
Татьяна Михайловна Бондаренко
педагог дополнительного образования
Квалификационная категория-высшая.
с.Аксарка2014 г.

Пояснительная записка.
Программа рассчитана на четыре года обучения. Она является целостным интегрированным курсом, который включает в себя народные декоративные искусства - лепку и изобразительную деятельность. Тематическая цельность и последовательность развития программы помогает обеспечить прочные знания, эмоциональные контрасты с искусством на каждом этапе обучения, не допуская механических повторов, поднимаясь, год за годом, от урока к уроку, по ступенькам познания личных человеческих связей со всем миром художественно-эмоциональной культуры.
Аналитическое обоснование программы.
Лепка из глины - одно из самых любимых занятий младших школьников. Дети любят глину. Сколько можно сделать интересного из мягкого и послушного материала! Ребенок чувствует себя настоящим волшебником, способным создать свой собственный мир. Глина, как никакой другой материал, активно развивает мелкую моторику пальцев рук, дает почувствовать объем и форму, учит ориентироваться в пространстве. Занятия лепкой активизирует мышление. Когда устанавливаются первые связи «голова-рука», ребенок оказывается способным выполнить то, что задумал. А в жизни это так важно! Активная лепка развивает речь, логопеды прописывают это занятие как лекарство своим маленьким пациентам. Лепка вырабатывает усидчивость, умение поэтапно вести работу, планировать свою деятельность.
Цель программы состоит в формировании у детей 7-10 лет представлении художественной культуре, как основной части материальной и духовной культуры на основе вовлечения их продуктивную творческую деятельность в сфере декоративно - прикладного искусства.
Задачи:
- научить детей правильно строить речь, излагать свои творческие замыслы в
виде предложений;
- научить детей представлять свои творческие замыслы в виде предметов,
игрушек и проектов;
- научить простейшим технологическим операциям по обработке глины;
- воспитывать устойчивый интерес к истории народных художественных
промыслов и ремесел;
- воспитывать чувство уважения к мастерам декоративно-прикладного
искусства, обеспечить непосредственный контакт внутреннего мира ребенка
с произведениями мастеров;
- развивать природные задатки и способности детей (восприятие,- развивать мотивацию и творческое отношение к заинтересовавшему детей 0
делу.
Развитие творческих способностей - важнейшая задача начального образования, так как этот процесс пронизывает все этапы развития личности ребенка, пробуждает инициативу.
Принцип построения программы - от простого к сложному.
Ведущей идеей занятий является поэтапное обучение, воспитание и развитие детей, проявляющих интерес к конкретному направлению творческой деятельности.
Обратить внимание детей на то, что сложные конструкции собираются из простых деталей. Игрушки все разные, но при их изготовлении используются ни и те же формы: шарик, валик, диск, пластины.
Первый год - выполнение изделий самых простых объемных форм: шар, конус, цилиндр, жгут. Учитель объясняет и показывает, как эти формы делать, но в основном предоставляет ребенку возможность справляться самостоятельно. Основная задача - научить видеть правильную геометрию форм разного размера и уметь воплощать ее в изделии.
Второй год - выполнение более сложных изделий, когда исходные формы дорабатываются, усложняются.
Третий и четвертый год обучения - выполнение сложных изделий, композиции, сюжетов.
Содержание программы рассчитано на возможности детей 7-12 лет.
Занятия проводятся один раз в неделю по 2 часа:
1-й год обучения - 64 часов.
Задача данного года - введение ребят в мир искусства, эмоционально связанный с миром их личных наблюдений, раздумий. Должны уметь: лепить игрушки из глины, свободно работать кистью, выполнять несложные элементы росписи игрушек.
Должны знать: основные приемы работы с глиной, скатывание, раскатывание, сплющивание, сдавливание, оттягивание; некоторые виды народных ремесел.
2-й год обучения - 68 часов
Задачи на данном этапе - введение в мир искусства, эмоционально связанный с миром личных наблюдений, переживаний, раздумий, обогащать ум и чувства детей, развивать творческое воображение, формировать мировоззрение.
Должны уметь: лепить игрушки «Лошадку», «Уточку», «Козлика с рогами», «Петушка», «Индюка», «Северного оленя». Должны знать: мастеров Дымковской росписи; виды Дымковской росписи.
3-й год обучения - 68 часов
Цель третьего года занятий - это уметь работать над составлением сюжетных композиций, свободно работать кистью, выполнять более сложные узоры дымковской росписи.Должны уметь: лепить различные игрушки животных из глины; составлять сюжетную композицию.
Должны знать: виды узоров Дымковской росписи и другие виды ДП искусства: Хохломская, Городецкая росписи.
4-й год обучения - 68 часов.
Должны уметь: лепить игрушки в национальной одежде; составлять композицию из вылепленных игрушек; лепить подарочные изделия.
Должны знать: виды Каргопольской и Филимоновской игрушки и игрушки народов Севера. Познакомиться с мастерами-косторезами ЯНАО.
Состав учебной группы может быть разновозрастный, в группе занимаются
одновременно и мальчики и девочки. Занятия могут проводиться в стационарном типовом учебном классе на типовых учебных столах Предметный материал представляет собой последовательность тщательно подобранных, постепенно усложняющихся изделий. Каждое новое изделие базируется на уже изученном, содержит знакомые формы и выполняется уже известными ребенку приемами, но при этом дополнено новыми, более сложными еще незнакомыми ему элементами. Изделия близки и понятны ребенку - это предметы, с которыми сталкиваются ежедневно и хорошо знает: игрушки, грибы, насекомые, птицы, сказочные животные, обитатели подводного мира.
Оценка эффективности программы.
На занятиях вводится игровая драматургия по изучаемой теме, прослеживаются связи с музыкой, литературой, историей, трудом. С целью опыта творческого общения в программу вводятся коллективные задания.
Очень важно, чтобы коллективное творчество учащихся нашло применение в оформлении школьных выставок. Оценка результатов занятий детей по данной программе осуществляется простейших экономических расчетов. Реальные цены определяются в ходе игры - аукциона с участием самих детей, их друзей и родителей.
Итогом работы может служить тематическая композиция. Лучшие работы достойны всеобщего обозрения. Они стимулируют стремление к лучшему. Выставка воспитывает уважительное отношение к работам товарищей и к искусству в целом.
Ожидаемые результаты.
Систематическое освоение художественного наследия помогает осознавать искусство как духовную летопись человечества, как познание человеком отношения к природе, обществу, поиску истины.
На протяжении всего курса обучения школьники знакомятся с произведениями декоративно-прикладного искусства, изучают классическое 0 и народное искусство разных народов. Огромное значение имеет познание ^ художественной культуры своего народа.
«Побудить заложенное в каждом ребенке творческое начало, научить трудиться... сделать первые шаги в творчестве для радостной, счастливой и 2 наполненной жизни - к этому мы стремимся, в меру своих сил и способностей» (И.П. Волков)
TOC \o "1-5" \h \z У детей проявится интерес к истории и культуре нашего народа;
разовьется художественный вкус, который отразится при росписи глиняных игрушек;
Разовьются творческие способности при самостоятельном изготовлении дымковских игрушек
приобретут трудовые умения и навыки, расширятся их знания, обогатятся 0словарный запас;
узнают приемы лепки дымковских игрушек, основные элементы узора дымки, цвета, которые берутся для выполнения росписи;
приобретут практические умения по работе с глиной, будет развиваться 0 мелкая моторика кистей рук.
«Детей необходимо научить творить хотя бы ради того, чтобы они не вытворяли».
(А.И. Даньшин).
Планируемые результаты
1 класс 2 класс 3 класс 4 класс
Личностные результатыФормирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности. Формирование ценностей многонационального российского общества, становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций. Формирование уважительного отношения к иному мнению истории и культуре других народов.
Формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов культур и религий.
Принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения.
Развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах.
Развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей. Понимание значимости позитивного стиля общения, основанного на миролюбии, терпении, сдержанности и доброжелательности.
Формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств.
Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций.
Формирование установки на безопасный и здоровый образ жизни.
Учебно- тематический план 1-й год обучения -64 часов.
Задача данного года - введение ребят в мир искусства, эмоционально связанный с миром их личных наблюдений, раздумий. Овладеть приемами лепки игрушек из глины, учить свободно работать кистью, выполнять несложные элементы росписи игрушек.
I четверть - 18 часов
№ Наименование темы Количество
часов Дата Дата
1. Вводное занятие.
Определение понятия «декоративноприкладное искусство».
Некоторые виды народных ремесел. Демонстрация глиняных игрушек. 2 2. Основные приемы работы с глиной: скатывание, раскатывание, сплющивание, сдавливание, оттягивание. Лепка ягод, овощей и фруктов. 2 3. «Удавчик». Скатывание утолщенного с одного конца валика. 2 4. «Змейка» сувенир для мелочей. Скатывание утолщенного с одного конца валика, лепка донышка. 2 5. Поросеночек (лепка из целого куска глины, вытягивание мордочки, примазывание ножек, ушей и хвостик) 2 6. Уточка (лепка из целого куска глины, вытягивание мордочки, примазывание крыльев). 2 7. Грунтовка (уже после обжига) игрушек водоэмульсионной краской ягод, удавчика, поросеночка. 2 8. Роспись шаблонов игрушек из бумаги. Подбор соответствующих цветов и узоров на бумаге. 2 9. Роспись глиняных игрушек удавчика, поросеночка и уточки. 2
II четверть - 14 часов
10. Лепка грибочка (подставка под ручки) 2 11. Дед мороз (лепка из целого куска) 2 12. Сувенир «Снегурочка» 2 13. Лепка сувениров «Символ Нового Г ода» 2 14. Г рунтовка Деда мороза и Снегурочки
и подбор узоров и цвета на палитре для росписи на бумаге. 2 15. Роспись игрушек гуашевыми красками. 2 16. Роспись игрушек гуашевыми красками. 2 III четверть - 18 часов
17. «Черепаха» - лепка игрушек из глины. 2 18. «Божья коровка» Лепка из
глины (скатывание шарика, сплющивание, оформление головки). 2 19. Грунтовка сувенира и роспись гуашевыми
красками черепахи и
божьей коровки 2 20. Лепка курочки с цыплятами 2 21. Грунтовка сувенира и роспись гуашевыми красками. 2 22. Лепка пасхальных сувениров 2 23. Лепка пасхальных сувениров 2 24. Грунтовка и роспись гуашевыми красками. 2 25. Грунтовка и роспись гуашевыми красками. 2 IV четверть - 12 часов
26. Лепка лошадки 2 27. Лепка северного оленя 2 28. Г рунтовка и роспись гуашевыми красками. 2 29. Грунтовка и роспись гуашевыми красками. 2 30. Лепка по замыслу детей 2 31. Роспись игрушек
Подведение итогов года 2 Учебно- тематический план 2-й год обучения -68 часов.
Мир дымковских игрушек - это мир сказочно нарядных, красивых и выразительных по пластике фигурок животных, людей, птиц. Образ народной пластики легко узнаваемы детьми и радуют их яркими красочными орнаментами.
Задачи на данном этапе - введение в мир искусства, эмоционально связанный с миром личных наблюдений, переживаний, раздумий, обращать ум и чувства детей, развивать творческое воображение, формировать мировоззрение.
I четверть - 18 часов
№ Наименование темы Количество
часов Дата Дата
1. Вводное занятие. Многоцветье дымки.
Подбор цветов на палитре. 2 2. Знакомство с узорами дымковской росписи.
Рассматривание и нанесение узоров. 2 3. «Лошадка». Лепка из глины. 2 4. «Уточка с утятами». Лепка из глины 2 5. Грунтовка и роспись игрушек 2 6. Роспись гуашевыми красками 2 7. «Козлик с рогами». Лепка. 2 8. «Дымковский петушок» 2 9. Грунтовка и роспись игрушек 2 II четверть - 14 часов
10. Лепка новогодних сувениров. 2 11. Дед мороз (лепка из целого куска) 2 12. Сувенир «Снегурочка» 2 13. Лепка сувениров «Символ Нового Г ода» 2 14. Грунтовка Деда мороза и
Снегурочки и подбор узоров и
цвета на палитре для росписи на бумаге. 2 15. Роспись игрушек гуашевыми красками. 2 16. Роспись игрушек гуашевыми красками. 2 III четверть - 20 часов
17. Лепка сувениров для пап. 2 18. Лепка сувениров для мальчиков. 2 19. Г рунтовка сувенира и роспись гуашевыми красками 2 20. Сувениры для мам (лепка) 2 21. Сувениры для девочек (лепка) 2 22. Грунтовка и роспись игрушек. 2 23. Грунтовка и роспись игрушек. 2 24. Лепка пасхальных сувениров 2 25. Лепка пасхальных сувениров 2 26. Грунтовка и роспись гуашевыми красками. 2 IV четверть - 12 часов 27. Лепка дымковского индюка 2 28. Лепка северного оленя 2 29. Г рунтовка и роспись гуашевыми красками. 2 30. Роспись гуашевыми красками. 2 31.32 Лепка по замыслу детей 4 33. Роспись игрушек 2 34. Подведение итогов года
Учебно-тематический план 3-ий год обучения - 68 часов
Цель третьего года занятий - это уметь работать над составлением сюжетных композиций, свободно работать кистью, выполнять более сложные узоры дымковской росписи.
I четверть - 18 часов
№ Наименование темы Количество
часов Дата Дата
1. Вводное занятие. Знакомство с
узорами дымковской росписи.
Рассматривание и нанесение узоров. 2 2. Лепка лошадки с жеребеночком 2 3. Лепка дымковского индюка. 2 4. Грунтовка игрушек 2 5. Работа над эскизами будущей росписи глиняных игрушек на бумажных шаблонах. 2 6. Роспись гуашевыми красками лошадки с жеребенком. 2 7. Роспись гуашевыми красками индюка. 2 8. Лепка по замыслу детей 2 9. Грунтовка и роспись игрушек 2 II четверть - 14 часов
10. Лепка новогодних сувениров. 2 11. Дед мороз (лепка из целого куска) 2 12. Сувенир «Снегурочка» 2 13. Лепка сувениров «Символ Нового Г ода» 2 14. Г рунтовка Деда мороза и
Снегурочки и подбор узоров и
цвета на палитре для росписи на бумаге. 2 15. Роспись игрушек гуашевыми красками. 2 16. Роспись игрушек гуашевыми красками. 2 III четверть - 20 часов
17. Лепка козлика с крупными рогами 2 18. Лепка барышни-шеголихи с младенцем на руках. 2 19. Грунтовка сувенира и роспись гуашевыми красками 2 20. Сувениры для мам (лепка) 2 21. Сувениры для девочек (лепка) 2 22. Грунтовка и роспись игрушек. 2 23. Грунтовка и роспись игрушек. 2 24. Лепка пасхальных сувениров 2 25. Лепка пасхальных сувениров 2 26. Грунтовка и роспись гуашевыми красками. 2 IV четверть - 12 часов 27, 28, 29 Коллективная лепка для
сюжетной композиции
«Цирковое представление»
(каждый учащийся лепит одного персонажа) лошадки, козлика,
поросенка, оленя, петуха, утку, курицу. 6 30, 31 Грунтовка игрушек и работа над эскизом будущей росписи. 4 32,33 Роспись персонажей коллективной композиции «Цирковое представление» 4 34 Подведение итогов года
Учебно-тематический план 4-ый год обучения – 68 часов
Цель четвертого года – формирование представлении о многообразии художественных культур народов земли и о единстве представлении народов о духовной красоте человека.
I четверть – 18 часов
№ Наименование темы Количество часов Дата Дата
1. Вводное занятие. Знакомство с каргопольскими игрушками, филимоновскими, игрушками народов Севера. 2 2. Лепка игрушек народов Севера «Олень, собака, песец, лиса» (по выбору детей) 2 3. Лепка кукол национальной одежде (малица) 2 4, 5 Коллективная лепка игрушек народов Севера для выставки. 4 6. Работа над эскизами будущей росписи глиняных игрушек на бумажных шаблонах. 2 7, 8, 9 Роспись гуашевыми красками игрушек. 6 II четверть – 14 часов
10, 11 Рождественские украшения в подарок 4 12. Лепка подарочной подковы 2 13, 14 Грунтовка изделий и роспись гуашевыми красками 4 15. Лепка сувениров «Символ Нового Года» 2 16. Грунтовка и роспись 2 III четверть – 20 часов
17, 18 Коллективная работа «Веселая карусель» (дети лепят по одной игрушке) 2 19. Грунтовка сувенира и роспись гуашевыми красками 2 20. Сувениры для пап 2 21. Сувениры для мальчиков. 2 22. Сувениры для мам (лепка) 2 23. Сувениры для девочек (лепка) 2 24. Грунтовка и роспись игрушек. 2 25. Грунтовка и роспись игрушек. 2 26. Лепка пасхальных сувениров 2 27. Грунтовка и роспись гуашевыми красками. 2 IV четверть – 12 часов
28, 29 Коллективная работа «Нянюшка с малышами» (Каждый лепит по одной фигурке) 4 30. Грунтовка игрушек и работа над эскизом будущей росписи. 2 31, 32, 33 Роспись персонажей коллективной композиции «Нянюшка с малышами» 6 34 Подведение итогов года
Оснащаем и организуем.
Для занятия лепкой на занятии кружка необходимо подготовить рабочие
места для учителя и учеников, места хранения оборудования и незаконченных работ учеников, своего оборудования и учебных пособий.
Желательно найти подходящее место и для выставки.
Рабочие места. Все рабочие места оснащаются одними и теми же предметами. Ученики лепят на партах с горизонтальными крышками Учителю надо предусмотреть, чтобы поверхность его рабочего места была видна каждому ученику. Для этого поставьте на свой стол подставку и работайте за ним стоя.
Основное оборудование: фартук, доска, нож (стек), маленький тазик, материал (глина), полотенце, салфетки, клеенка.Дополнительное оборудование: заостренные спички или зубочистки, 0 куски картона, небольшие кусочки мягкой тонкой проволоки, картонная коробка для хранения изделий (емкость может быть любой, главное, чтобы изделия в ней свободно размещались, не мялись и не ломались), мягкая чистая тряпка (для чистки рук и стекла по окончании занятий).
Демонстрационные пособия: на первых уроках учителю понадобятся геометрической формы (шар, цилиндр, конус); предметы, содержащие эти формы, а также предметы, имеющие формы, отличные от шара, цилиндра, конуса. Это мячики и шарики; катушки для ниток разных пропорций и размеров; деревянные яйца, желуди, плоды каштана и т.п.
Рабочая одежда. Прежде всего от глины необходимо защитить школьную одежду ребенка, так как этот материал пачкает все и вся
Рабочий материал. В магазинах канцтоваров и в художественных салонах продают много различных материалов для лепки. Прежде всего, это глина.
Рабочая доска. Дети лепят на рабочей доске. Это не только подкладка, чтобы не пачкать парту, - это рабочий инструмент. На доске раскатывают все
исходные формы. Доска делает поверхность формы ровной и гладкой, чего нельзя достичь руками. Часто дети приносят пластиковые доски, которые продают в канцтоварах как специальные для лепки.
Рабочий нож. Главный рабочий инструмент - нож. В лепке его называют стеком. Нож должен быть небольшим и легким, прямым, не складным, но прежде всего - безопасным, с тонким и не слишком острым лезвием, с заостренным (но не острым) концом. Лучший стек – пластмассовый одноразовый нож. У него тонкое, ровное или мелко зазубренное лезвие, обратная кромка прямая как линейка. Он легкий и безлопастный. Лезвие его достаточно прочное, что бы разрезать брикет глины средней твердости. Обратная кромка послужит для контроля качества, формы и пропорций. В руках физически сильных учеников эти ножи иногда ломаются, так что лучше иметь некоторый запас. Картон для композиций. Из всех изделий, изготовляемых в программе, составляются композиции. Для размещения предметов в композиции ребенку понадобиться кусок картона. Картон должен быть довольно жестким, чтобы не прогибаться под тяжестью глины.
Подсобный материал. Необходимый инструмент - зубочистки или заостренные спички (без серных головок), без них не выполнить глазки, носики и ротики, не нарисовать рисунок на шарике, который обозначает мячик, не собрать неваляшку или снеговика. Зубочисток или спичек лучше иметь целую упаковку. Они расходуются, ломаются и теряются.
Уход за принадлежностями. И последний, но не малозначащий предмет оснащения - тряпка. Глина, конечно же, залепит все: доску, стек, руки и пол под партой. Как же справиться с уборкой? Доску и пол чистят стеком, соскребая с них глину. А стек и руки чистят тряпкой: мягкой, хлопчатобумажной, хорошо впитывающей. Глина легко входит в такую ткань, очищая руки и пластмассу. Руки надо вытирать особенно тщательно - ладони и отдельно каждый палец.

Методические рекомендацииДемонстрационная лепка учителя. Учителю надо знать, что качество его демонстрационной работы напрямую будущую лепку его учеников - лучше учителя сразу ни один ученик еще никогда не лепил. Цель предложенной программы - приблизиться в конце концов к качеству лепки учителя. Учитель должен владеть глиной, хорошо знать его качества, обладать развитым глазомером и объемным видением, чувствовать пропорции. Объемное видение и глазомер развивается у ученика не за один год, и об этом надо всегда помнить, тактично указывая на ошибки. Жесткие требования следует предъявлять лишь к наиболее успешным ученикам после многократной лепки одними и теми же приемами одних и тех же форм разного размера.
Изделия, которые ребенок делает из глина, полностью зависят от его наблюдательности, непроизвольного внимания к форме и развития мелкой моторики рук. Хорошо развитых в этом направлении детей в младших классах мало, но даже они, осваивая то или иное новшество, новое изделие, сразу же сталкиваются со множеством проблем. Пока ребенок не научиться читать учебные плакаты, не освоит свойства глины, приемы и способы выполнения форм, хоть как-то не разовьет свой глазомер - ни одного качественного изделия он не сделает. Каждое новое изделие подается ученикам в определенном порядке:
1.Показ готового лепного изделия отдельно и в композиции, если есть такая возможность. Если такой возможности нет, то показ вида изделия на учебном плакате или в рисунке композиции, обращение к жизненному опыту учеников, к их зрительной памяти. Например, учитель просит вспомнить большие красивые мячи для вводных игр, которые у них есть или они видели в магазине.
2.Разбор форм сложного изделия, определение его исходных форм.
3.Поэтапная лепка изделия по нотации.
Лепка изделия по нотации. Нотация - это инструкция поэтапного исполнения изделия за учителем. Разделив все исполнение изделия на этапы, учитель обеспечивает каждый из них необходимой информацией, помощью и контролем. Каждый этап нотации включает в себя следующее.
1.Напоминание необходимой глины для будущего действия с ним.
2.Словесное описание действия с одновременным показом его рисунка на учебном плакате. Если на рисунке имеются условные обозначения действия в виде стрелок, то необходимо объяснить их назначение. Объяснение схем, представляющих собой информацию, которую трудно изобразить на рисунке объемного изделия. Первоклассники быстро привыкают к условностям плаката и со временем легко справляются с его чтением.
3.Показ исполнения действия на глине с одновременным повтором его словесного описания. Размер изделия-образца можно увеличить против размеров изделий, исполняемых детьми, чтобы и с дальних парт хорошо были видны действия учителя.
4.Контроль исполняемого учениками действия. Прохождение по рядам и показ совершенного учителем действия каждому ученику вблизи. При необходимости можно на очень короткое время дать в руки ученику изделие учителя для развития сенсорики пальцев. Во время контроля учитель обычно ограничивается указанием на ошибки и просьбой исправить, если ученик согласен и видит свою ошибку. Если ошибка не видна ученику, следует провести сравнение с образцом - с работой учителя или с правильной работой любого другого ученика. При исполнении очередной детали обязательно следует говорить о необходимости ее соразмерности с другими деталями, а при контроле исполнение обязательно продемонстрировать выполненную соразмерность деталей на своем изделии-образце. Ни в коем случае нельзя сравнивать соединяемые детали из разных изделий, поскольку реальные размеры разных изделий, не совпадают, то и части их также различны. Например, шляпку гриба, вылепленного учеником для своего изделия, - с ножкой такого же гриба, выполненного учителем или соседом. Об этом надо постоянно напоминать, пока дети прочно это не усвоят.
5.Если действие оказалось сложным для большинства учеников, следует вновь возвратиться к пунктам 2 и 3, кратко повторить все объяснения и подробнее остановиться на непонятном. Полезно некоторое время уделить анализу ошибок, сравнивая различные работы. Убедившись, что большинство учеников справились с действием, можно переходить к следующему этапу нотации.
6.Если следующий этап нотации предусматривает исполнение уже изученного действия, учитель может просто напомнить изделие, на котором впервые встретилось это действие, показать плакат с изделием, напомнить способы исполнения, проконтролировать исполнение.
Урок 1
С чего начать?
В каждом календарном плане самый первый урок (тем более если уроки лепки в классе до сих пор не проводилось) называется вводным. Этот урок чаще всего посвящается в организации занятий, главная задача - разбудить интерес и внимание, ознакомить детей с оборудованием, лепным материалом, его свойствами. Как подготовиться к уроку? Как вести себя на уроке? Как обращаться с материалом и с принадлежностями? Как после окончания работы убрать свое рабочее место?
Выясните интерес детей к работе с глиной и уровень их подготовки, а попутно выявите наиболее привлекательные персонажи для лепки. Впоследствии, при изучении соответствующих тем, можно несколько задержаться на этих персонажах, предложить названия композиций из полюбившихся изделий.
Многие семилетние дети мало знакомы с изготовлением объемных изделий, поэтому покажите изделия из керамики, пластики, резьбу по дереву и камню (на крайний случай - их рисунки). Напомните ученикам о лепке из теста пирогов и пельменей, может, кто-то знаком с лепкой из соленого теста. А лепка из снега, конечно, знакома всем. Расскажите об игрушечных промыслах и проиллюстрируйте свой рассказ, поскольку предлагаемая программа основана на персонах именно этого жанра, а приемы лепки заимствованы у мастеров дымковского промысла.
После знакомства с кабинетом разъясните детям правила поведения в классе. На уроке лепки есть свои соблазны. Например, очень хочется покидаться глиной или сломать чужую работу. На первых порах никто не умеет следить за глиной, и он раскатывается по столу, падает на пол, затаптывается. Особенно неприятны поломки работ - чужая работа становится орудием места, да и свою неудачную часто уничтожают до показа учителю, из-за чего невозможно оценить работу ученика. Особенно сильно мешает вести урок речевая расторможенность учеников, что вполнеестественно при активной работе пальцев рук. Это надо учитывать и почаще уделять внимание установлению тишины на уроке. Основные правила приведены ниже.
Урок начинается с подготовки глины к работе:1.Отрезать от бруска необходимый для работы кусок глины
2.Если глина достаточно мягкая, пальцами размять кусок целиком до рабочего состояния. Если глина твердая, разрезать кусок на более мелкие, размять их по отдельности и сложить вместе. После этого можно лепить какую-нибудь форму.
Познакомьте, хотя бы бегло, детей со свойствами глины и обязательно объясните и покажите, какое состояние глины считается рабочим. Рабочее состояние глины - это когда кусок мягкий и податливый, легко гнется и вытягивается, долго сохраняет приданную ему форму, не пачкает руки и от их тепла сильно не размягчается. Из слишком мягкой глины, форма которой не сохраняется, или слишком твердой, которая не разминается, лепить нельзя.
Важное свойство глины - пластичность или тягучесть. Если подготовленную глину раскатать в палочку и сложить его пополам, а он не ломается и не трескается, то он глина и годна для работы. Приложив некоторые усилия, его можно растянуть - она делается тоньше, его можно сжать - он, наоборот, утолщается. Если глину гладить пальцами в одном направлении, то с одной стороны палочка глины становиться толще, увеличивается в объеме, а с другой становится тоньше.
Еще одним свойством глины является его способность затвердевать при охлаждении, поэтому, если кусок слишком размягчился, и не держит форму, его можно привести в рабочее состояние, охладив. Практическим знакомство с глиной должна быть лепка на свободную тему.
Может показаться, что первый урок по лепке сильно перегружен информацией. На самом деле ребенок получает ее в ходе урока, постепенно. С первого раза что-то дети запомнят, что-то нет. Постепенно приучайте их к выполнению изложенных требований: начинайте всегда с напоминания правил и контролируйте их исполнение; постепенно переходите к требованию самостоятельного и своевременного выполнения этих правил, добиваясь, чтобы они стали законом для каждого ученика.

Правила поведения.На перемене не бегай и не прыгай в классе, чтобы не сбросить со стола чью-нибудь работу, не сломать её.
На уроке соблюдай тишину. Не отвлекай товарища и не мешай слушать учителя. Работай руками, а не языком.
Не бросай глиной. Следи, чтобы глина не падала на пол.
Следи за принадлежностями. Вовремя поднимай с пола глину и зубочистки.
Не бери глину в рот, не касайся грязными руками лица, глаз и одежды. Не трогай тетради, книги, ластики - везде будут грязные пятна, по которым ни одна ручка не пишет.
Для учеников 2-ого и более старших классов можно добавить пункты, выражающие этическое отношение ребенка к предмету:
Люби рабочий материал и цени его. Содержи в чистоте, оберегай от пыли и грязи.
Уважай труд товарища. Никогда не бери в руки чужую работу без разрешения автора или учителя. Не ломай чужих изделий, даже если они плохо сделаны.
Не касайся руками представленных на выставке работ, в том числе и своих.
Научился сам - помоги товарищу. Подскажи, каким приемом лучше сделать нужную форму или исправить ошибку. Покажи это на своей работе.
Исправляй работу товарища или делай за него только с его согласия.
10. В совместной с товарищем работе над композицией будь сговорчив и уступчив в выборе темы и персонажей. Исполняй изделия честно. Уступи товарищу более простые изделия. При неудаче не обвиняй товарища, а помоги исправить ошибки.
Правила подготовки рабочего места перед началом урока.
Достань принадлежности лепки.
Надень рабочую одежду
Положи на парту рабочую доску, коробки с глиной и принадлежностями и открой их. Положи коробку для изделий.
Тряпку для рук держи в кармане рабочей одежды.
Правила уборки своего рабочего места.
(за 2-3 минуты до конца урока)
Положи готовое изделие, выполненное на уроке, в коробку для изделий.
Собери со стола и с пола глину и убери в коробку.
Стеком почисти рабочую доску, крышку парты, если там остались следы от глины. Собери прилипшую к полу глину, чистую убери в коробку.
Протри стек и крышку парты тряпкой. Стек и принадлежности убери в коробку.
Тщательно вытри руки тряпкой и вымой их с мылом.
Сними рабочую одежду.
Все принадлежности убери.
.

Список используемой литературы для учителя.Г. Федотов. Послушная глина.- Москва, «Аст - пресс», 1997г.
Г.И. Величкина, Т.Я. Шпикалова. Дымковская игрушка. - Москва, «Мозаика - Синтез», 1998г.
Начальная школа, ж. №11, 2000г.
О.А.Морозова. Волшебный пластилин, - Москва, «Мозаика - Синтез», 1998г.
Изольда Кискальт. Соленое тесто,- Москва «Аст-Пресс», 2001г.
Начальная школа, журнал №30, 2002г.
С.И. Ожегов. Словарь русского языка- М «Русский язык», 1989г.
Список использованной литературы для учащихсяТ.Я.Шпикалова, Г.А.Величкина. Дымковская игрушка (рабочая тетрадь)
Москва «Мозаика синтез» 1998г.
Филимоновскиесвистульки (рабочая тетрадь), Москва «Мозаика- синтез», 1998г
Каргопольская игрушка (рабочая тетрадь), Москва «Мозаика- синтез», 2005г

Словарь используемых терминовГЛИНА- осадочная горная порода, в измельченном виде в соединении с водой образующая тестообразную массу, употребляется для гончарных изделий, кирпича, строительных и скульптурных работ.
ГРУHTOBKА- покрытие игрушек после обжига белой краской.
ДЫМКОВО - это село в Кировской области, где зародилось ремесло по изготовлению глиняных игрушек.
ДЫМКОВСКАЯ ИГРУШКА - глиняная игрушка, которую стали лепить в с. Дымково.
КОКОШНИК - женский головной убор.
КОМПОЗИЦИЯ- строение, соотношение и взаимное расположение частей. Произведение (скульптурное, живописное, музыкальное, литературное) сложное или неоднородное по своему составу.
МУФЕЛЬНАЯ ПЕЧЬ- печь для обжига глиняных игрушек и домашней посуды.
НОТАЦИЯ - инструкция поэтапного исполнения изделия за учителем.
ОБЖИГ - тепловая обработка глиняных игрушек, посуды в муфельной печи.
СТЕКИ- деревянные или пластмассовые палочки с концами разной формы.