Наблюдения и описания зимующих птиц

Дата: 25.12. 2014
Предмет: живой мир.
Тема: наблюдения и описания зимующих птиц: ворона, воробей
Цели: 1) познакомить с зимующими птицами, с особенностями их образа жизни.
2) развивать мышление речь, расширять словарный запас.
3) воспитывать организованность.

Ход урока.
Орг. момент.
Сообщение темы и целей
Изучение нового материала
1.рассказ учителя о зимующих птицах
Учитель читает или пересказывает рассказ Ю.Дмитриева:
Какие птицы бывают
Птиц на земле, конечно, меньше, чем насекомых, но все-таки очень много около 9 тысяч видов.
Есть птицы очень большие, чуть ли не двухметровой величины есть и совсем крошечные, не больше бабочки или стрекозы, и весящие несколько граммов.
Есть птицы, которые могут летать выше облаков, а есть и такие которые вовсе не могут летать.
Одни птицы живут в лесу, другие в степи. Но есть и такие, которые не могут жить ни в лесу, ни в степи. Они живут только в пустыне или горах. А другие только на берегу моря.
Одни птицы питаются рыбой, другие насекомыми. Есть хищные птицы, которые поедают других зверей и птиц, а есть «вегетарианцы», которые едят только растительную пищу, в основном плоды и семена.
Одни птицы селятся в дуплах, а другие вьют себе гнезда на земли или в ветвях деревьев и кустов. В гнездах у птиц птенцы. Но птенцы тоже бывают очень разные...
- Итак, сегодня мы поговорим о птицах, о наших пернатых друзьях. Отгадайте загадки, о ком идет речь ?
В деревни есть часы такие, Не мертвые, а живые, Ходят без завода, Они птичьего рода. (Петух)
Мальчишка в сером армячишке По дворам шныряет, Крохи подбирает, По полям ночует, Коноплю ворует.
(Воробей)
Красные лапки, Длинная шея, Щиплет за пятки, Беги без оглядки (Гусь)
Ребята, а не кажется ли вам, что среди этих птиц есть одна:, «лишняя»?Какая?(Воробей, потому что петух и гусь это домашние птицы.)
Сегодня мы поговорим о птицах, которые встречаем в природе. Для этого надо разделиться на две команды. Каж дая команда придумывает название, из родителей выбира ется жюри.
II. Конкурс загадок
Учитель по очереди читает загадки обеим командам. За правильно отгаданную загадку команда получает одно очко:
Я весь день ловлю жучков, Уплетаю червячков. В теплый край я не летаю, Здесь, под крышей обитаю. Чик-чирик! Не робей! Я бывалый... (воробей)
Трещала с самого утра: «Пор-р-ра! Пор-р-ра! А что - пора? Такая с ней морока, Когда трещит...
(Сорока)
В лесу под щебет, звон и свист, Стучит лесной телеграфист: «Здорово, дрозд - приятель!» и ставит подпись... (Дятел)
И в лесу, заметьте, дети, Есть ночные сторожа. Сторожей боятся этих Мыши, прячутся дрожа! Очень уж суровы Филины и...
(Совы)
Ребята, а кто догадался, что для этих птиц общее? (Они никуда не улетают, а круглый год живут у нас.)
Этих птиц называют оседлыми. А какие птиц, зимующих у нас, вы еще знаете ? (Галки, синицы, вороны, поползни, го луби.)
А теперь давайте откроем учебник на странице 76 и про смотрим на птиц, зимующих у нас.
Учитель вывешивает карточки с изображением этих птиц на доску
- Кто запомнил, как называют этих птиц ? (Оседлые птицы.) Учитель просит детей раскрасить кружки возле тех птиц, кото рых они видели зимой, и сообщает:
Эти птицы не боятся морозов, а еду ухитряются добывать даже в очень снежные зимы. И все-таки тяжело им зимой. Особенно трудно маленьким птичкам. Из десяти, может быть, одна-две доживают до весны.
Как можно помочь птицам зимой ? (Сделать кормушки и на сыпать туда зерна, крупу или хлебные крошки.)

Физ. минутка.
Первичное закрепление изученного материала
Воробей
В шумных городах и в тихих деревнях можно встретить маленькую птичку воробья. Но если ты думаешь, что все воробьи одинаковые, то ошибаешься. В городах живут городские воробьи, а в деревнях деревенские, или полевые. Отличаются они оперением и поведением. Городской воробей крикливее, нахальнее, крупней оперенье его скромное, серенькое.
Деревенский полевой воробей более робкий. Он меньше, но наряднее своего городского собрата: на белых щечках у него черненькие пятна, белая шейка и коричневая шапочка на голове. Полевой воробей не селится в городах потому, что там ему не хватает насекомых.
Воробьи - очень прожорливые птички. Часто они летают по полям и садам и истребляют не только насекомых, но и вредят урожаю. Само название воробья говорит об этом: «Вора бей!» кричали крестьяне, когда видели, как воробьи уничтожают посевы. Так воробьёв зовут с тех пор.
Свое гнездо воробей сооружает рядом с жилищем человека - под крышей дома или сарая, в дупле дерева. Воробей плохой строитель, гнездо его не отличается красотой и удобством. Иногда он вообще не строит гнезда, а захватывает чужое скворечник или гнездо ласточки. И выгнать его оттуда бывает очень трудно.
Воробьи воробушки,
Серенькие перышки!
Клюйте, клюйте крошки
У меня с ладошки!
Нет, с ладошки не клюют
И погладить не дают.
Как бы нам поладить?
Чтоб дались погладить?

Итог урока.
Домашнее задание.


15