Методическая разработка урока русского языка по теме Обращение


Министерство образования, науки и молодежной политики РК.
Государственное образовательное учреждение профессионального образования республики Коми « Микуньский железнодорожный техникум».
Методическая разработка урока русского языка по теме «Обращение».
Подготовила преподаватель русского языка
Васильева Е. И.
Микунь
2017г.
Тема занятия: « Обращение».
Цель открытого урока: Показать использование технологии КРМЧП, развитие самоанализа и самоконтроля на уроках русского языка.
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ
Систематизировать и обобщить знания студентов об обращении.
Повторить способы выражения обращения, правила выделения обращения в устной речи (звательная интонация) и на письме (выделительные знаки препинания).
Находить в предложении обращение, употреблять его с учётом речевой ситуации.
РАЗВИВАЮЩАЯ
Способствовать развитию коммуникативных и общекультурных компетенций.
ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития
ОК 6. Работать в коллективе и команде, взаимодействовать с руководством, коллегами и социальными партнерами.
совершенствовать орфографические и пунктуационные навыки студентов;
развитие речевых умений студентов (в устной и письменной форме) при составлении предложений с обращениями;
ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ
Воспитывать навыки самостоятельной деятельности, навыки коллективного труда.
воспитание культуры речи студентов , интереса к родному языку, воспитание коммуникабельности.
Тип урока:  повторительно- обобщающий.
Оборудование урока:
ПК,
Презентация
Карточки- задания.
Учебник: Н.Г. Гольцова, И.В. Шамшин. М.А. Мищерина «Русский язык 10-11 классы. М.. «Русское слово»2009 г.
Этапы урока Содержание урока
1.Орг. момент 2. Вступление.Стадия вызова. Уважаемые студенты!Тема «Обращение» вам уже хорошо знакома. Сегодня на уроке мы лишь повторим и закрепим ее.Мы живем в обществе и ежедневно общаемся друг с другом. Чтобы обратить внимание человека, мы обращаемся к нему.В большинстве стран традиционные, общепринятые обращения передаются из поколения в поколение и сохраняются неизменными в течение веков, например в Польше – пан и пани, в Италии – синьор и синьора, во Франции – месье и мадам и т.п. Есть ли традиционные обращения в нашей стране? Понаблюдаем: в некоторых профессиях есть своя система обращений, например, в медицине: доктор, сестра, няня; существует ряд обращений к женщинам и мужчинам: женщина, девушка, молодой человек, мужчина и т.п., но общепринятой, всеми признанной системы обращений в русском языке нет. Часто используется безличная форма обращения, например: “Простите, этот сыр свежий?” (в магазине), “Скажите, пожалуйста, как пройти на улицу Льва Толстого?” (на улице) и т.д.
Итак, в русском языке отсутствуют единообразные обращения к женщине и мужчине. Давайте подумаем, это недостаток нашего языка или его достоинство? (Обсуждение проблемы)
– Я бы хотела предоставить вашему вниманию следующие материалы для размышления. В 80-е годы ХХ века в “Литературной газете” была напечатана юмореска В.Резниченко “Несуществующее существительное”, в которой автор рассказывал о том, какие мучения он перенёс, покупая в магазине зубную щётку. Дело в том, что продавщица не откликалась ни на одно обращение. Он называл её “девушка”, “женщина”, “мадам”, “сударыня”, “хозяйка”, “гражданка”, “товарищ продавец”, “мамочка”, “мамаша”, но она так и не откликнулась.
А В.Я. Канторович писал: “Только людям примитивного склада мышления, плохо знающим историю своего народа, равнодушным к богатствам языка, кажется, что чем проще, чем однообразнее обращение, тем “демократичнее” общество. Ничего подобного!”
Итак, подводя итог нашей дискуссии, мы можем согласиться с мнением Н.И. Формановской: “Как на сложном музыкальном инструменте играем мы, обращаясь к своим знакомым, друзьям, родственникам, сослуживцам, прохожим. Мы включаем тот или иной регистр общения, выбираем ту или иную тональность в многообразных условиях сложных речевых взаимодействий. И это богатство нюансов обеспечивает разнообразные обращения, формы изменяющегося русского имени и варианты имён, среди них и такие неповторимые, как имя-отчество. Поистине неисчерпаемы богатства русского языка!”
Задание 1. Фронтальная беседа.
Стадия осмысления. Напишите свое полное фамилию имя отчество
Как вас называет мама
Бабушка
Как вас называет друг
Сосед по дому
Любимая девушка
Мастер п\о
Полицейский
Врач
Начальник локомотивного депо
Для чего нужны обращения?( для привлечения внимания собеседника).
Вывод: Названий много, но все они называют человека, к которому обращаются с речью.
Задание 2. Прочитайте предложения, найдите обращение:
1)Будущие машинисты локомотива! Качество ваших знаний- залог безопасности движения!
2)Будущие машинисты локомотива помнили, что качество их знаний- залог безопасности движения!
Вывод: обращение в 1 предложении. Чаще всего употребляется в им. падеже. Членом предложения не является!
Задание 3. В чем разница этих обращений?
1)Машинист Бойко, вас вызывают для прохождения инструктажа перед поездкой.2)Макаров, зайдите к машинисту-инструктору.
Вывод: Обращение может быть словом (нераспространенное) и сочетанием слов (распространенное)
Задание 4. Чем выражаются обращения?
1).Не шуми ты, рожь, спелым колосом! ( неод. сущ)
2)Сосед! Начнем жить дружно! ( одуш. сущ)
3).Услышь меня, хорошая! ( прилаг)
4) Обучающиеся первых курсов! Завтра идем в поход! (причастие).
5). На первый- второй рассчитайсь! Первые, шаг вперед! ( числительное)
6)Эй вы, в шляпе, передайте за проезд! ( сущ с предлогом)
Информация. С какой интонацией произносит говорящий обращение?
Обращение произносится со звательной интонацией. Не случайно интонация имеет такое название “звательная”. Всё дело в том, что в древнерусском языке было не шесть падежей, а семь.
Как раз седьмой падеж назывался – звательный, т.е. он употреблялся при обращениях. До сих пор этот падеж сохранился в украинском языке, а из русского исчез. Но формы звательного падежа мы можем встретить, например, в древнерусских текстах. Например: “Пойди, княже, с нами в дань” (“Повесть временных лет”), “Милостивый государь батюшко!” (из письма царевича Алексея к царю Петру). Вспомните и запишите, как обращалась рыбка к старику из сказки А.С. Пушкина “Сказка о рыбаке и рыбке”? (“Чего тебе надобно, старче?”). Поэт использовал в сказке форму звательного падежа. Назовите форму именительного падежа существительного “старче” (старик).
Задание 5. Где в предложении может находится обращение и как выделяется? ( на примере предложений задания 4).
О!.........
…., О,…..
…….., О.
Задание 6. Придумайте начало поздравления для мамы/ мастера п\о/ девушки.(Дорогая, уважаемая, любимая..)Вывод: Обращение отражает отношение говорящего.
15201905321300011201401647189Сущ., прилагат., причаст, числит.
00Сущ., прилагат., причаст, числит.
-6038851142365К кому обращаются с речью.
00К кому обращаются с речью.
558165970915462915589915называет
00называет
Задание 7. 735965161290Обращение- синтаксическая единица.
00Обращение- синтаксическая единица.
Создайте кластер на основе всего, что мы вспомнили об обращении.
33743901200150073596512001500
21266151397000332676514605Выделяется
00Выделяется
1736090214630Произносится
00Произносится
173990100330выражается
00выражается

47879016637000
3812540317500246951520320000
33743902540О! ..,О,..
00О! ..,О,..
1440815135889Звательная интонация
00Звательная интонация

Используя Кластер, дайте полное определение обращению.
Задание 8.(работа у доски)
Задание 9. Самостоятельная работа по карточками. Запишите предложение, найдите обращение. Укажите автора и название произведения. 1)Человек со связанными руками несколько подался вперед и начал говорить: « Добрый человек! Поверь мне..» (Булгаков «Мастер и Маргарита»)
2).Мессир, вам стоит только приказать!- отозвался откуда-то Коровьев. (Мессир-- господин. Прежде - почетный титул знатных людей).
Спишите предложения. Найдите обращения, расставьте необходимые знаки.
1 вариант. 2 вариант.
Ой ты, Русь моя, родина кроткая, лишь к тебе я любовь берегу. Гой ты, Русь моя родная, хаты- в ризах оброза.
Колокольчики мои, цветочки степные// Что глядите на меня, светло -голубые. О первый ландыш// Из под снега ты просишьсолнечных лучей.
Хорошо тебе, детинушка. удалой боец, сын купеческий, что ответ держал ты по совести. Куда, куда вы удалились, весны моей златые дни
Прощай, немытая Россия, страна рабов ,страна господ. и вы ,мундиры голубые, и ты, им преданный народ. Принимаю тебя ,неудача, и удача, тебе мой привет!
Стадия рефлексии.Оценки. Итог урока. Заполните карточку:
1.Обращение помогает…..
2. В древнерусском языке обращения выражались с помощью……падежа
3.Обращение называет …..
4. Обращения выражаются ….
5.Обращения бывают…..и….
6.Обращение может находиться …..предложения
7.В предложении обращение…является….
Насколько уверенно ты чувствуешь себя в следующих ситуациях? Очень уверенно Уверенно Довольно уверенно Неуверенно
Я могу сформулировать определение «Обращения» Я нахожу в предложениях обращения и знаю, как их выделить. Я знаю, чем может быть выражено обращение. Карточки - задания для самостоятельной работы по теме «Обращение».
Вариант 1.
Задание 1.
Спишите предложение. Расставьте знаки препинания.
Ой ты Русь моя родина кроткая лишь к тебе любовь берегу.
Колокольчики мои цветочки степные// Что глядите на меня светло- голубые.
Хорошо тебе детинушка удалой боец сын купеческий что ответ держал ты по совести.
Прощай немытая Россия страна рабов страна господ и вы мундиры голубые и ты им преданный народ.
Задание 2.
Заполните карточку:
1.Обращение помогает…..
2. В древнерусском языке обращения выражались с помощью……………падежа
3.Обращение называет …..
4. Обращения выражаются ….
5.Обращения бывают…..и….
6.Обращение может находиться …..предложения
7.В предложении обращение…является….
Задание 3.
Насколько уверенно ты чувствуешь себя в следующих ситуациях? Очень уверенно Уверенно Довольно уверенно Неуверенно
1)Я могу сформулировать определение «Обращения» 2)Я нахожу в предложениях обращения и знаю, как их выделить. 3).Я знаю, чем может быть выражено обращение. Карточки - задания для самостоятельной работы по теме «Обращение».
Вариант 1.
Задание 1.
Спишите предложение. Расставьте знаки препинания.
Гой ты Русь моя родная хаты- в ризах оброза.
О первый ландыш// Из под снега ты просишьсолнечных лучей.
Куда, куда вы удалились весны моей златые дни
Принимаю тебя неудача и удача тебе мой привет!
Задание 2.
Заполните карточку:
1.Обращение помогает…..
2. В древнерусском языке обращения выражались с помощью……………падежа
3.Обращение называет …..
4. Обращения выражаются ….
5.Обращения бывают…..и….
6.Обращение может находиться …..предложения
7.В предложении обращение…является….
Задание 3.
Насколько уверенно ты чувствуешь себя в следующих ситуациях? Очень уверенно Уверенно Довольно уверенно Неуверенно
1)Я могу сформулировать определение «Обращения» 2)Я нахожу в предложениях обращения и знаю, как их выделить. 3).Я знаю, чем может быть выражено обращение.