Презентация по русскому языку на тему Обращение – смысловой отрезок, его признаки. Распространённые и нераспространённые обращения.


Лингвистическая разминка Едят там вилками компоттам пьют из чашек бутербродиз хлеба с сыром там котлетыиз мяса свежего конфетыс начинкой сладкой суп с фасольюв тарелках все там варят с солью. Едят там вилками. компот там пьют из чашек. бутерброд из хлеба с сыром там. котлеты из мяса свежего. конфеты с начинкой сладкой. суп с фасолью в тарелках. все там варят с солью. Проверь себя! Едят там вилками. Компот там пьют из чашек. Бутерброд из хлеба с сыром там. Котлеты из мяса свежего. Конфеты с начинкой сладкой. Суп с фасолью в тарелках. Все там варят с солью. Вспоминаем то, что знаем Прочитайте предложение, найдите в нём слова в именительном падеже. Кудесник, ты лживый, безумный старик, презреть бы твоё предсказанье. (А.С. Пушкин) Кудесник, ты, старик. С каким из них обращаются к собеседнику, привлекая его внимание? Кудесник. Кто такой кудесник? Подберите синонимы к этому слову. Кудесник – волшебник, колдун; тот, кто делает что-то сверхъестественное. Будет ли это слово смысловым отрезком? Да, у него есть дополнительное значение – называет лицо, к которому обращаются, привлекают его внимание. Назовите тему урока. Проверьте свои предположения. Обращение. Признаки обращения. Поработайте в парах. Сформулируйте вопросы по этой теме. Проверьте себя. Что такое обращение?Какое оно бывает? Какие знаки препинания при обращении? Как они ставятся? Открываем новые знания Понаблюдайте за своей речью. Какие слова вы используете, если нужно обратиться к другу, к учителю, к родным? Прочитайте текст упр. 266. Найдите слова, называющие лицо или предмет, к которому обращаются. Дайте определение: что такое обращение?В каких речевых ситуациях используется обращение? Сравните ваше предположение с текстом определения. Обращение – это слово (или словосочетание), называющее лицо или предмет, к которому обращается говорящий. Историческая справка Речевой этикет разных времён и народов предусматривал довольно странные и в то же время интересные формы обращений. Пётр Первый в «Прикладах или како пишутся комплименты разные или образцы как писать письма к разным особам» узаконил как обращение к одному лицу такие слова: Милостивый государь, Господин мой, Высокочтимый приятель, Дражайший друг, Приятнолюбезный сродственник, а указом 1701 года запретил подписываться «полуименами», то есть уменьшительными именами. Перечитайте предложение. Кудесник, ты лживый, безумный старик, презреть бы твоё предсказанье. Вспомните слова, которые стоят в именительном падеже. Кудесник, ты, старик. Можно ли обратиться собеседнику со словами ты, старик? Местоимение ты никогда не бывает обращением, это невежливо – сказать человеку – ты. Можем ли мы задать вопрос к слову кудесник в этом предложении? Нет, задать вопрос нельзя. Будет ли обращение членом предложения? Обращение не является членом предложения. Кудесник, ты лживый, безумный старик, презреть бы твоё предсказанье.Сравни!Кудесник предсказал Олегу смерть от коня. Историческая справка Сейчас обращение употребляется в именительном падеже, а в глубокой древности был еще один падеж звательный. Имена существительные в этой форме и использовались в роли обращения. Следы его можно встретить в литературе XIX в., например: «Чего тебе надобно, старче?» (А.С. Пушкин «Сказка о рыбаке и золотой рыбке»). Такие формы сохранились частично в современном русском языке: господи, боже, отче, а также в украинском языке: сынку. Запомним рифмовку Всем нам при общении Поможет обращение.К людям, звёздам или птицамМожно смело обратиться.Только, друг, не забывай:Запятые расставляй. (В. Валгина) Какой совет вы получили в этой рифмовке? Обращение нужно выделять запятыми. Б. Заходер «Очень вежливый индюк» Объявился в доме вдругОчень вежливый ИндюкРаз по тридцать в день,Не реже, он кричал:-Эй вы, невежи!Заходите, что ли в гости –Научиться вежливости.Не стесняйся ты, Осел!Заходи, садись за стол!Что же ты молчишь как рыба?Говори: «Приду, спасибо!-Как ни бился он, однакоК Индюку никто не шел – Ни Корова, ни Собака,Ни Хавронья, ни Осел. Домашнее задание. 1. Составить связный рассказ об обращении (на основе текста правила). 2. Найти и выписать из произведения, которое изучается на уроке литературы, предложения с обращениями. Обращения обозначить буквой О.