Тема Большая буква в географических названиях

Тема
Большая буква в географических названиях

Тип урока
Урок «открытия» нового знания

Цель
Ученик получит возможность научиться узнавать географические названия среди других слов и знать о правописании названии стран, населенных пунктов и рек.

Задачи предметные
Повторить понятие «большая буква» в именах, фамилиях, кличках животных и в начале предложения.
Наблюдать за слабой и сильной позициями звука [д] в предложенных словах.
Информировать учащихся о правописании названии стран, населенных пунктов и рек.


Задачи метапредметные
Формировать умения определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя; контролировать и оценивать учебные действия с поставленной задачей и условиями ее реализации;
Способствовать развитию связной речи, внимания, памяти, фонематического слуха;
Создавать условия для развития интереса к чтению;
Развивать навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками при выполнении заданий; учиться слушать собеседника



Планируемые результаты
Предметные:
Ученик научится узнавать географические названия среди других слов и будет знать о правописании названии стран, населенных пунктов и рек.
Метапредметный:
Ученик научится формулировать цель урока и определённых этапов, выражать свои мысли, работать в паре – слышать и понимать речь других, добывать информацию и использовать её для решения проблем, анализировать и оценивать свою работу на уроке.

Основные понятия
Предметные:
«Большая буква», звуки, характеристика звуков, сильная и слабая позиция согласных звуков, схема предложений.


Межпредметные связи
Окружающий мир


Ресурсы
Учебник «Букварь» под редакцией Т.М.Андрианова
«Спутник Букваря» под редакцией Т.М.Андрианова
Рабочая тетрадь к «Букварю» Т.М.Андрианова
Компьютерная презентация, географическая карта России, карточки с географическими названиями.
Технологическая карта урока
Раздаточный материал

Организация пространства
Фронтальная работа, индивидуальная и работа в группах.


Этапы урока
Время
Задания для учащихся
Деятельность учителя
Деятельность учащихся
Планируемые результаты

1. Мотивация к учебной деятельности
Цели:
– проверка готовности обучающихся, их настроя на работу.
- создание условий для возникновения у учеников внутренней потребности включения в учебную деятельность.

1 мин
- Посмотрели друг на друга, подарите друг другу улыбки и приготовились работать дружно, активно, радостно.

Приветствует детей, гостей. Включает в деловой ритм, создает положительный эмоциональный настрой.
Слайд 1
Проверяют свою готовность к уроку

Самоопределение(личностные УУД)


2.Актуализация знаний
Цель:
– организовать актуализацию знаний: парные согласные, сильная и слабая позиция согласных звуков;
«большая буква»
10 мин
Сегодня на урок к нам пришли буквы Д и Т. Слайд 2 Как вы думаете, почему они пришли вместе?
Слайд 3. Посмотрите на буквы и скажите, что их может объединить в одну группу?
Какие звуки любят гулять на звучащей полянке? Почему?
Какие звуки прячутся в глухом лесу? Докажите. (дают характеристику звукам)
- Но всегда ли так бывает? (предположения детей)
Чтение слов и определение позиции согласных букв Д -Т.
Букварь с. 65 чтение по 2 слова в столбике.
- В какой позиции стоят первые буквы в словах?
- Что их объединяет? (сильная позиция)
Чтение слов коллективно.
- В какой позиции стоит буква Т в слове кроты?
- Произнесите слово крот и послушайте последний звук. Какая позиция? Почему?
Такая же работа над парой слов плоды-плод
Код- значение слова. Позиция последней буквы. Произнесите слово и послушайте последний звук. Что произошло?
Кот – значение слова. Позиция последней буквы. Звук – т.
-Почему слова произносятся одинаково, а пишутся по-разному?
Подберите слова, чтобы эти звуки стали в сильной позиции? (котик – коды)

- Почему буквы Д и Т вместе пришли на урок?
«Большая буква»
- Прочитайте слова, которые написаны с большой буквы? Почему? (слайд 4)
- Посмотрите на щенка,
Клички нет еще пока.
Вы, ребята, помогите,
Кличку для щенка найдите.
Индивидуальная работа с взаимопроверкой.
- Кличка состоит из 2 слогов. Ударный первый слог. Первая звук - согласный, твердый, глухой.
(Дик, Тобик, Лорд, Тимка)
Делят на слоги и ставят ударение. (1 ученик на доске). Взаимопроверка.
Оценивание.
- Когда еще пишется большая буква? (В начале предложения)
Работа в паре.
Составьте предложение о щенке. Расскажите друг другу. Составьте вместе предложение.
У кого получилось красивое предложение? Поднимите ручки-вишенки.
Выслушиваются несколько предложений.
Оценивание работы в паре.
Зашифруйте предложения.

Вадиму подарили Тобика.
(1 ученик составляет схему у доски, остальные на индивидуальных карточках)

Взаимопроверка.
Оценивание.

Вывод: В каких случаях пишется заглавная буква?



Выявляет уровень знаний:
Умение дать звуковую характеристику
Сильная и слабая позиции согласных звуков;
Парные согласные.
Проводит  параллель с ранее изученным материалом.











Выявляет уровень знаний -Большая буква в кличках животных
Организует индивидуальную работу.






Организует работу в паре.
Дает инструкции по выполнению заданий
Дают характеристику звукам.


Вспоминают о сильной позиции согласных звуках.

Чтение слов верхнего ряда
Высказывают свое мнение о позиции согласных звуков.

Чтение и наблюдение над словами нижнего ряда (слабая позиция для парного согласного звука).

Высказывают свое мнение.






Называют случаи написания слов с большой буквы

Находят кличку собаки, соответствующей заданию.
Подчеркивают это слово на карточке.
Доказывают выбор слова.





Составляют предложения о щенке.
Обсуждение в паре.
Оценивание работы в паре.

Самостоятельно составляют схему предложения.


Оценивают работу





Обобщают.
Продуктивное сотрудничество с учителем и сверстниками (Коммуникативные УУД)
Анализ,сравнениеобобщение.
(познавательные ).
Осознанное построение речевого высказывания в устной форме (Познавательные)
Коррекция (Регулятивные)


Физминутка:

1 мин.
Глазки крепко закрываем,
Дружно до пяти считаем,
Открываем, поморгаем
И работать продолжаем!





3. Выявление и причины затруднения (постановка учебной проблемы) и открытие нового знания.
Цель:
– организовать постановку учебной проблемы, используя побуждающий от проблемы диалог.

10 мин
Работа в паре
- На парте лежат карточки с буквами двух цветов . Нужно из букв составить слова. (полученные слова: сиреневый цвет – «Дно»; оранжевый – «Мойка»)(слайд 6)
- Что обозначает первое слово «Дно»?
- Значение слова «Мойка».
- Почему слова написаны с больших букв? (предположения детей)
Помогут открыть тайну этих слов детские писатели С.Я.Маршак и К.И.Чуковский. (слайд 7)
- Внимательно послушайте отрывок из произведения С.Я.Маршака «Багаж». Поэт вам подскажет, что может означать слово ДНО. Будьте внимательны!
Ученик читает наизусть отрывок.

- Ребята, кто из вас внимательно слушал и открыл тайну заглавной буквы Д в слове ДНО? Слайд 8 (название станции)
Учитель рассказывает о городе Дно. (Раньше это была станция Дно в Псковской области, потом построился город и сейчас он так и называется ДНО) слайд 9
- Почему это слово пишется с большой буквы? с
2. К.И.Чуковский приоткроет Вам тайну к слову МОЙКА. Отрывок из стихотворения «Мойдодыр» читает Максим Ш. слайд 10
Рассказ учителя о реке Мойка.
Мойка Река Мойка в Санкт-Петербурге Древнее название реки – Мья, переводится как «грязь». Слайд 11 Слава о ней как о грязной речке сохранилась и до наших дней в частушках:
Как-то раз мальчишка бойкий  Искупался прямо в Мойке.  Мойка моет хорошо –  Весь загар с него сошел.


Подводит учащихся к теме и цели урока, используя пробное учебное действие и проблемный диалог.

Дает дополнительную информацию о городе Дно и реке Мойке.
В паре составляют слова из букв. Совещаются с друг с другом. Высказывают свои предположения.


Слушают своих одноклассников и извлекают из услышанных произведений необходимую информацию













Выполнение пробного учебного действия.
Фиксирование индивидуального затруднения
Волевая саморегуляция в ситуации затруднения (регулятивные УУД).
Уметь добывать новые знания; находить ответы, используя свой опыт и информацию, полученную на уроке (познавательные УУД);
Уметь оформлять свои мысли в устной форме, слушать и понимать речь других.
Выражение своих мыслей с достаточной полнотой. Учет разных мнений (коммуникативные УУД).
Определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя (Регулятивные УУД).



4.Формулирова
ние темы, целей урока

Цель:
– организация формулировки темы и цели урока

2 мин
– Что нового вы для себя сейчас открыли? Кто вам в этом помог?
- Как пишутся названия городов, рек?
-Какая тема сегодняшнего урок? Слайд 12

- Как вы полагаете, какова цель сегодняшнего урока?

Организует диалог с обучающими, в ходе которого формулируется тема и цели урока.

Под руководством учителя определяют цель урока и прогнозируют свою деятельность на уроке.
Определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя (Регулятивные УУД).
Оформлять свои мысли в устной форме (Коммуникативные УУД).

5. Применение нового знания

8 мин
Географическая карта России. Слайд 13
- Мы отправляемся в путешествие по городам нашей необъятной страны. Начинается наше путешествие с родного города (Хабаровск).
Стих читает Виталя В.
Хабаровск, город мой, стоишь ты на Амуре,
Люблю тебя всегда – и в ясный день, и в бури,
Любуюсь красотой просторных площадей,
И улиц, и прудов, и куполов церквей.
Люблю я на Утес прийти в вечерний час,
Шумит волной Амур и радует мой глаз.
По набережной я тихонечко пройдусь,
Там множество людей и я им улыбнусь!

- В честь кого назван наш город? Слайд 14
Физминутка. Давайте перед полетом разомнемся. Встали. Правое крыло вперед, левое крыло вперед, отправляемся в полет. Полетели, полетели и на место тихо сели.
Самолетик летит и на карте появляются географические названия. Дети хором читают.
Река Амур
Омск
Тула
Самара
Река Волга
Ростов
Калуга
Москва (рассказ о Москве) слайд 15
Байкал

Физминутка Встали. Правое крыло вперед, левое крыло вперед, отправляемся в полет. Полетели, полетели и в Хабаровске тихо сели.
- Побывав в путешествии, что вы узнали?
- Как пишутся названия городов, рек, озер?

Указывает на объект наблюдения,
организует работу по географической карте (знакомство с названиями городов, рек и озер России)
















Работают по географической карте.
Читают названия городов, рек, озер.
Подводят итог этапа урока.

Уметь добывать новые знания; находить ответы, используя свой опыт и информацию, полученную на уроке (познавательные УУД)
Оформлять свои мысли в устной, письменной форме (коммуникативные УУД).

Проговаривать последователь-ность действий на уроке (регулятивные УУД).









6. Включение в систему знаний.
Цели:
-осознание каждым обучающимся написание слов -географических названий с «большой буквы»

7 мин
- В нашей стране очень много городов больших и маленьких, но еще больше деревень, поселков. И у каждого есть свое неповторимое название. Слайд 16
Дифференцированное задание.
Слабочитающие дети читают названия деревень и предполагают, почему они так названы
(Дмитриевка, Сосновка, Дубки, Боровиково).
Читающие дети
1группа – О деревне Товарково
2 группа- деревня Ольха
3 группа – Деревня Крышилово
- Почему им дали такое название. Найди ответ в тексте. Слайд 17
Читают.
Анализируют.
Находят ответ в тексте.


Организует выполнение дифференцированного задания.
Работа со словами и думают, почему деревням дали такие названия.. Чтение текстов и выполнение заданий по тексту.
Извлекают информацию из прочитанного текста.

Уметь планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей (Регулятивные УУД)
Извлечение из текстов необходимой информации;
(познавательные УУД)
Уметь оформить свои мысли в устной форме, уметь слушать и понимать речь других. (Коммуникативные УУД)


7.Рефлексия учебной деятельности
Цели:
- фиксация нового знания
– организация рефлексии собственной учебной деятельности.

4 мин
- Какая была главная цель нашего урока?
Какое мы сегодня сделали «открытие»? Слайд 18
- Какое чувство вы испытали, когда сделали это открытие?
- Кто считает, что научился узнавать из слов географические названия? Какие задания этому способствовали?
- Что для вас было новым на уроке?
- Как вы считаете, наш урок прошёл с пользой? Почему?
- Что интересного вы расскажете дома родителям об уроке?

А теперь оценим свою работу с помощью ладошек.
Ребята, если вам на уроке было интересно, если вы справились со всеми заданиями, то по моему сигналу поднимите 2 руки вверх, если все - таки вы что-то не поняли, поднимите 1 руку вверх. Ну а если вам было скучно, неинтересно не поднимайте руки. РАЗ, ДВА, ТРИ.
Ребята, наш урок окончен. Вы хорошо поработали, похлопаем себе за старание.
Задает вопросы о цели урока. Организует фиксирование нового содержания.
Способствует развитию умения анализировать свою работу на уроке и работу одноклассников.
Организует рефлексию.

Организует самооценку

Проговаривают о полученных знаниях во время урока, высказывают свои впечатления от урока.
Анализируют работу на уроке и своё психологическое состояние.
Оформлять свои мысли в устной форме (Коммуникативные УУД).
Соотносить результат своей деятельности с целью и оценивать его. Самооценка на основе критерия успешности (Регулятивные УУД).


15