План открытого занятия по подготовке итоговой аттестации Избирательное право


План открытого занятия по подготовке к ЕГЭ по обществознанию
Тип занятия: закрепления знаний и навыков работы.
Форма занятия: практикум.
Методы обучения: работа в группах сменного состава, составление обобщающих и структурно-логических таблиц, схем, решение тестов.
Технология: развития критического мышления (стратегия «Зигзаг» - целью данного приёма является изучение и систематизация большого по объёму материала) + системно-деятельностный подход, информационно-коммуникационные технологии, коллективный способ деятельности.
Цель: подготовка к сдаче ЕГЭ
Задачи:
Обучающая: обучающиеся обобщают знания об избирательных системах.
Развивающая: развивают и закрепляют умение выделять главное, сравнивать, обобщать изученные факты с помощью различных типов кодирования информации, логически излагать свои мысли при выполнении заданий различного уровня сложности; развивают умение работать в группе.
Воспитывающая: учащиеся усваивают демократические ценности, закрепленные в Конституции РФ, готовятся в перспективе осознанно участвовать в избирательных компанияхФормируемые результаты обучения:
Учащиеся должны знать: характеристики демократической избирательной системы
Учащиеся должны уметь: различать мажоритарную и пропорциональную избирательные системы;
выделять основные этапы избирательной компании;
систематизировать информацию в виде схемы, таблицы
Принципы обучения
- Актуальность и связь с жизнью
- Оптимальность объема информации
- Степень организованности, дисциплинированности, заинтересованности учащихся
- Способы мотивации учения
- Связь темы с повседневной жизнью.
Оборудование: компьютер, проектор, раздаточный материал (приложение 1), презентация с тестовыми заданиями (приложение 2).
Ход занятия:
Этап урока Мин. Деятельность учителя Деятельность учеников УУД
Организационный момент
2 Приветствует учащихся, предлагает разделиться на рабочие группы по пять человек Приветствуют учителя, делятся произвольно на несколько групп по пять человек (количество человек в группе должно соответствовать числу заданий),
проверяют свою готовность, настраиваются на работу. Регулятивные: самоорганизация
Мотивация и (создание ситуации вызова) 2 Раздаёт каждой группе одинаковый пакет материалов для работы. Сообщает о том, что темы «Избирательное право» и «Законодательство Российской Федерации о выборах» входят в число наиболее «проблемных» по результатам ЕГЭ прошлого года.
В результате анализа информации формулируют цель урока: необходимо устранить «пробелы» в знаниях, чтобы не допускать подобных ошибок в будущем и успешно сдать ЕГЭ. Каждая группа получает свой пакет заданий, обучающиеся делят их между собой. Познавательные:
Анализировать – выделять главное.
Обобщать – делать выводы
Устанавливать причинно-следственные связи.
Регулятивные:
Определять цель – проблему. Выдвигать версии. Планировать деятельность.
Коммуникативные:
Высказывать своё мнение, аргументировать.
Актуализация знаний и подготовка мышления учащихся 3 Даёт задание: Ознакомиться с полученными материалами, понять смысл; возможно, задать учителю уточняющие вопросы (индивидуально) Читают, осмысливают прочитанное, делают пометки в тексте (применяется технология осмысленного чтения)
Познавательные: Владеть смысловым чтением – вычитывать информацию.
Определять понятия.
Анализировать - выделять главное.
Обобщать – делать выводы.
Коммуникативные:
Формулировать вопросы по тексту.
Поиск решения проблемы. Открытие нового знания 4
20 (примерно по 4 мин. на каждого) 1)Даёт команду поменяться местами таким образом, чтобы все обучающиеся с одинаковыми текстами заданий собрались в одной группе: «Первые номера – за стол №1, вторые – за стол №2 и т.д.». Предлагает в результате совместного обсуждения выработать единую схему изложения своей темы (в виде кластера, таблицы, развёрнутого плана и т.д.). Каждому записать получившийся результат. Контролирует ход работы, при необходимости консультирует.
2) Даёт команду вернуться в состав первоначальной группы. Задание: каждый участник должен рассказать свою тему остальным членам группы. В процессе объяснения выстраивает общую схему на доске, обращаясь к обучающимся с вопросами: «Чего не хватает в схеме?», «Правильно ли записано?» и др. 1)Меняются местами. Обсуждают в новых группах общую тему, спрашивают, уточняют, поясняют, записывают получившийся результат
2)Знакомят с результатами своей работы всю группу Познавательные: Определять понятия.
Анализировать - выделять главное.
Обобщать – делать выводы.
Коммуникативные:
умение сотрудничать и работать в команде, выслушивать мнение оппонентов, объяснять учебный материал с опорой на схему или план
Рефлексия 10 Показывает тестовые задания в формате ЕГЭ на слайдах (подобраны из открытого сегмента ЕГЭ, сборников для подготовки к ЕГЭ), предлагает решить их и проверить правильность выполнения. Заранее сообщает критерии оценки каждого задания в баллах (по 2 балла за задание). В заданиях, вызывающих трудности, ориентирует учащихся на ключевые слова. Решают задания. После каждого задания комментируют свои затруднения. Объясняют, каким образом происходил выбор того или иного варианта ответа. Выставляют себе баллы за решённые задания. Личностные: Компетенция личного самосовершенствования.
Познавательные: Решение практико-ориентированных задач; умение выдвигать гипотезы, делать умозаключения, выявлять причинно-следственные связи).
Коммуникативные:
умение высказывать мнение
Регулятивные: самоконтроль.
Рефлексия 2 Предлагает ответить на вопросы: сегодня на уроке…
было интересно:
было трудно:
я понял, что:
я приобрел:
я научился:
у меня получилось:
я попробую:
меня удивило:
урок дал мне для жизни:
мне захотелось: Высказывают свои впечатления от урока Познавательные: Анализировать - выделять главное.
Обобщать – делать выводы
Регулятивные:
Планировать деятельность.
Коммуникативные:
Высказывать своё мнение, аргументировать, выслушивать мнение оппонентов
Итог урока 2 Учитель благодарит учащихся за урок.
Задаёт домашнее задание, объясняет, как выполнять: составить развёрнутый план ответа на вопрос «Роль выборов в политическом процессе» или «Типы избирательных систем» с учётом критериев ЕГЭ (задание №28) Записывают задание, обращаются к памятке по составлению плана Регулятивные:
Планировать деятельность.
Приложение 1
Избирательная система
  1. Выборы как институт политической системы
Важнейшие компоненты избирательной системы – избирательное право и избирательный процесс.
Избирательное право представляет собой комплекс правовых норм о порядке выборов, который включает политическое право граждан избирать (активное право) и быть избранным (пассивное право), а также избирательные законы и иные акты, регулирующие процесс выборов. Избирательный процесс как комплекс действий в организации и осуществлении выборов является практически-организационным компонентом избирательной системы, базируется на избирательном праве и состоит из нескольких последовательно осуществляемых этапов (назначение даты выборов, образование избирательных округов и участков, формирование избиркомов, выдвижение и регистрация кандидатов, голосование и установление его результатов).
Одним из важнейших элементов современных политических систем является институт всеобщих выборов. Благодаря ему реализуются политические права граждан на формирование представительной власти - от местных органов до президента.
Выборы - способ смены правящих элит через волеизъявление населения, инструмент легитимациии и стабилизации власти. Они позволяют выявить расстановку политических сил во властных структурах, определяют степень доверия общества к партиям и их программам. В ходе избирательного процесса особенно активно осуществляется политическая социализация, усваиваются политические ценности, приобретаются политические навыки и опыт.
Выборы - это также форма контроля населения за правящей элитой, которой народ делегирует властные полномочия. Если власть не выражает интересы избирателей, выборы дают возможность сменить ее, передать бразды правления оппозиции, которая, как правило, идет на выборы с критикой существующего правительства. В преддверии выборов под давлением избирателей само правительство может скорректировать курс, стремясь заручиться поддержкой избирателей.
Готовность общества к проведению выборов - важнейший признак его демократичности, способности мирными политическими средствами решать назревшие проблемы.
Процедура выборов регламентируется избирательным правом каждой страны. В законодательстве отражены положения о порядке выдвижения кандидатов, требования к кандидатам, процедура голосования и подсчета голосов, возможности пользоваться услугами СМИ и источниками финансирования.
В основе законодательной регламентации выборов лежат три основных принципа.
Первый - это обеспечение равных возможностей для всех участвующих партий и кандидатов. Его суть состоит в предоставлении всем равного максимального лимита расходов на проведение выборов. С этой целью во многих странах государство берет на себя финансирование предвыборных кампаний и в то же время ограничивает суммы пожертвований частных лиц и организаций в фонды партий и кандидатов.
Второй принцип - это так называемый принцип лояльности. В соответствии с ним кандидаты должны проявлять терпимость по отношению к соперникам, воздерживаться от некорректных действий.
Третий принцип - это нейтралитет государственного аппарата, его невмешательство в ход предвыборной борьбы, лояльность по отношению ко всем участникам.
В основу современного избирательного права заложены принципы всеобщих, прямых, равных выборов при тайном голосовании, сформулированные философами-просветителями. Однако в полной мере они, как правило, не соблюдаются, поскольку политические элиты, в меру своих возможностей, стремятся не выпускать из-под своего контроля такой важный инструмент своего господства, как выборы. Наиболее известные методы ограничения действия перечисленных принципов - это различные цензы, манипулирование с границами и численностью избирательных округов.
Принято различать активное и пассивное избирательное право.
Активное избирательное право предполагает личное участие граждан в выборах на всех уровнях представительной власти. В свою очередь оно может быть прямым и косвенным.
Прямые выборы означают непосредственное избрание гражданами депутатов. При косвенных выборах граждане сначала избирают выборщиков, которые затем завершают избирательный процесс. Путем двуступенчатых выборов избираются, в частности, президенты США, Бразилии, Финляндии, верхние палаты парламентов Индии, Малайзии и других государств.
Пассивное избирательное право - это право быть избранным в различные органы власти. Оно также предусматривает определенные ограничения и требования к претендентам на избрание, связанные с возрастом, гражданством, проживанием на территории страны и т.д.
Во многих странах для регистрации в качестве кандидатов на избрание необходимо внесение определенной суммы денег в качестве избирательного залога. Регулируется и процедура выдвижения кандидатов на выборные должности. Используются следующие способы:
- кандидатов выдвигают партии, общественные организации и избиратели путем подачи петиции. В ряде стран эти петиции должны быть подписаны определенным числом избирателей;
- сам кандидат подает заявление, которое в ряде стран должно быть подписано избирателями;
- выдвижение кандидатов осуществляется через первичные выборы, или праймериз. Таким путем определяют наиболее популярных кандидатов, которые затем выходят на общие выборы. Первичные выборы широко применяются в США.
Распространенное явление в ходе избирательных кампаний - абсентеизм. Этим термином обозначают уклонение избирателей от участия в голосовании.
Причины неявки на выборы могут быть разные: аполитичность, безразличие к результатам, протест части избирателей против существующих порядков или политических игр, неверие в любые обещания.
В некоторых странах борются с абсентеизмом, вводя обязательное голосование и предусматривая различные санкции для тех, кто не принимает участие в голосовании, например, в Австрии, Бельгии, Голландии, государствах Латинской Америки.
3. Понятие и типы избирательных систем
Для создания ответственной власти необходим налаженный контроль за деятельностью политических институтов и политических лидеров, эффективный механизм ее замены, что является необходимым условием деятельности власти в интересах различных социальных групп. Этим целям служит избирательная система – совокупность правил проведения выборов, согласно которым граждане определяют состав органов исполнительной или законодательной власти. Джованни Сартори назвал избирательную систему «самым специфичным манипулятивным инструментом политики».  В каждой стране, находящейся в процессе демократизации, осуществляется выбор между избирательными системами и формами правления, основывающийся как на международном опыте, так и на национальных особенностях. Существенным изменениям они подвергаются в условиях крупных общественных перемен.
Избирательная система является важнейшим элементом политической системы государства. Она урегулирована правовыми нормами, которые образуют избирательное право. Избирательная система охватывает принципы и условия участия в формировании избираемых органов, а также организацию и порядок выборов.
В субъективном смысле избирательное право выступает, как право гражданина избирать и быть избранным в органы государственной власти и в органы местного самоуправления. Избирательное право является одним из основных конституционных прав граждан и относится к группе политических прав.
При оценке влияния избирательных систем на формирование политических институтов следует исходить, прежде всего, из того обстоятельства, что они не идеальны и каждой из них присущ набор достоинств и недостатков.
Существуют две основные избирательные системы - мажоритарная и пропорциональная. Они оцениваются по трем критериям: репрезентативность, то есть способность отразить в парламенте существующий спектр политических сил; простота механизма выборов; корректируемость результатов выборов в случае разочарования избирателей в депутатах.
При мажоритарной системе большинство, полученное победившей стороной, может быть двух видов - абсолютное и относительное.
При мажоритарной системе абсолютного большинства избранным считается кандидат, набравший абсолютное большинство голосов избирателей, принявших участие в голосовании (50% плюс один голос). Если ни один из кандидатов в первом туре не набрал абсолютного большинства, то во втором туре участвуют два кандидата, набравшие большинство голосов в первом туре. Во втором туре могут действовать обе разновидности мажоритарной системы, но преобладает система относительного большинства. Мажоритарная система с относительным большинством предполагает, что кандидат-победитель должен набрать простое большинство голосов по сравнению с числом голосов, набранных другими кандидатами.
Мажоритарный выбор привлекает простотой, поскольку обеспечивает отсечение кандидатов, представляющих меньшинство в обществе. Однако это меньшинство зачастую незначительно уступает большинству. В результате оказывается нереализованным критерий репрезентативности, поскольку оппозиционная точка зрения представлена в выборном органе не в той мере, в какой она распространена в обществе.
Наконец, мажоритарная система несовершенна ввиду практического отсутствия механизма отзыва депутатов. При мажоритарной системе, как правило, возникают непосредственные связи между кандидатом (а затем и депутатом) и избирателями. Она способствует вытеснению из органов власти мелких и средних по своему влиянию партий, становлению двух- или трехпартийной системы.
Мажоритарная система используется в настоящее время в Великобритании, США, Канаде.
Главное отличие пропорциональной системы от мажоритарной состоит в том, что депутатские мандаты распределяются не между индивидуальными кандидатами, а между партиями в соответствии с числом поданных за них голосов. Избиратели голосуют за партийные списки и определенную программу. Естественно, партии стремятся включить в эти списки наиболее известных людей.
Как и мажоритарная, пропорциональная система имеет две разновидности:
— пропорциональная система на общегосударственном уровне. В этом случае избиратели голосуют за политические партии в масштабах всей страны. Избирательные округа не выделяются;
— пропорциональная система, основывающаяся на округах. В этом случае мандаты распределяются на основе влияния партий в округах.
Достоинством пропорциональной системы является репрезентативность, обеспечивающая наиболее адекватное представительство в парламенте различных партий и дающая избирателям возможность ранжировать свой выбор. Она обеспечивает обратную связь между государством и гражданским обществом, способствует развитию плюрализма и многопартийности. Допускает эта система и возможность коррекции в результате замены депутата от партий - по решению самой партии, если он не отражает «партийную» точку зрения.                                 
Вместе с тем система не вполне отвечает критерию простоты, поскольку требует от рядового избирателя широкой осведомленности в позициях партий. Она может стать и источником дестабилизации общества в случае изменения ориентации партии, за которую проголосовали избиратели, а также в результате внутрипартийного раскола после выборов.
Достоинства пропорциональной системы выборов реализуются при устоявшейся многопартийности. В отсутствие же таковой эта система может привести к появлению фрагментарного депутатского корпуса и частой смене правительств, что ослабит эффективность демократического устройства.
Поскольку при пропорциональной системе осуществляется голосование не за конкретных кандидатов, а за партии, весьма слаба непосредственная связь между депутатами и избирателями. Зависимость депутатов от партий может негативно отразиться на деятельности представительных органов.
В некоторых государствах пропорциональные системы предусматривают распределение мандатов только между теми партиями, которые преодолевают на выборах определенный барьер, как правило, в 3-5%.
Пропорциональная избирательная система функционирует в таких странах, как Австрия, Бельгия, Италия, Норвегия, Финляндия и др.
В послевоенный период началось становление смешанной избирательной системы, которая должна была вобрать в себя положительные характеристики мажоритарной и пропорциональной систем. На основе смешанной избирательной системы проходят выборы в Германии.
Суть смешанной системы заключается в том, что часть депутатского корпуса избирается по мажоритарной системе, а часть - по пропорциональной. Один голос избиратель отдает за конкретного кандидата, баллотирующегося в данном избирательном округе, другой - за политическую партию.