Методика проведения практической работы по русскому языку и культуре речи
















Методическая разработка
проведения практического занятия №2
по дисциплине:
«Русский язык и культура речи» на тему:
«Лексико-фразеологические ошибки
и их исправления»
(с применением мультимедийной технологии)



















Ст-ца Брюховецкая
Методическая разработка открытого практического занятия №2 по дисциплине «русский язык и культура речи» на тему: «Лексико-фразеологические ошибки и их исправления»
Методическая разработка написана в помощь преподавателям, работающим с применением компьютерных мультимедийных технологий в соответствии с программой по дисциплине «Русский язык и культура речи» для средних специальных учебных заведений (базовый уровень).
Существенными признаками содержания методической разработки являются комплексная дидактическая технология использования видеометода посредством демонстрации видеосюжетов на большой экран через мультимедийный проектор. Данная технология разбивает зрительную и слуховую память, воображение, мышление; способствует наблюдению за особенностями устной и письменной речи, жестами, мимикой; в зрительной степени решает проблему заинтересованности.





















Оглавление

1. Введение
2. Подготовительный этап
а) подготовка преподавателя
б) подготовка студентов
3. План проведения практического занятия
4. Основная часть
5. Заключение
6. Используемая литература
7. Приложение




























Подготовительный этап
а) подготовка преподавателя:
выбрать форму и методы проведения практического занятия;
подготовить аудиторию для открытого занятия, аппаратуру;
сообщить заранее (за 2-3 урока) студентам тему и форму проведения практического занятия;
подготовить раздаточный материал, инструкционно-технологическую карту № 2, задания и методические указания к практическому занятию;
подобрать видеоматериал;
б) подготовка студентов
оказать помощь по углубленному изучения данной дисциплины студентов во внеурочное время (на кружках и консультациях);
провести предварительную подготовку студентов во время занятия ФОПа (факультет общественной профессии) над литературным произношением;
повторить учебный материал по пройденной теме: «Лексико-фразеологическая норма, её варианты;
самостоятельно изучить вопросы, обеспечивающие полное усвоение темы: «Изобразительные возможности лексики и фразеологии. Употребление профессиональной лексики и научных терминов»;
повторить ранее изученный материал на темы: «Лексика и фразеология»;
отработать навыки общения и умения рецензировать устные ответы своих товарищей на теоретических занятиях;
подготовить домашние задания: чит. стр. 20-63 и отв. на вопросы на стр. 63-64.



















Основная часть
Ход занятия:
Постановка и осознание целей и задач (организационная часть):
Приветствие, проверка присутствующих, отметка в журнале отсутствующих студентов.
Создание рабочего настроения, мобилизация внимания.
Выдача инструкционных карт, заданий, словарей.
Ознакомление с планом практического задания №2: «Лексико-фразеологические ошибки и их исправления», планом проведения практического занятия (см.приложение 1)
Формирование целей и задач занятия:
изучить лексические и фразеологические особенности употребления слов и словосочетаний; знать нормы русского литературного языка;
Произведение мотивации по усвоению знаний. Истинный источник мотивации человека находится в нем самом. Для того, чтобы учащийся по-настоящему включился в работу, нужно, чтобы цели и задачи учебной деятельности были не только понятны, но и внутренне приняты им, чтобы они нашли отклик в его переживаниях.
Мотивация учебной деятельности должна осуществляться в течение всего занятия, но она, прежде всего, необходима перед вводным инструктажем.
Полученные знания и навыки на занятии пригодятся студентам как в повседневной жизни, так и при деловом ощени: на уроках истории и литературы, при изучении иностранных языков.
Помните, что ваша речь – это ваша «самохарактеристика», потому что по ней судят о вашей общей культуре. Лексико-фразеологические нормы являются своеобразным паспортом речевой культуры, который мы предъявляем часто, ведь в жизни мы имеем меньше, чем говорим.
Вводный инструктаж: ознакомление с объемом работы, техникой безопасности (согласно инструкции № 48), техническими средствами (мультимедийный проектор, видеомагнитофон, DVD), документацией (инструкционно-технологическая карта, задания и рекомендации), словарями.
Проверку знаний при допуске к работе целесообразнее провести методом фронтального опроса. Контроль результатов обучения – один из важнейших элементов учебного процесса. От его правильной организации во многом зависит эффективность управления учебно-воспитательным процессом и качеством подготовки специалистов. Обучение не может быть полноценным без популярной и объективной информации о том, как усваивать изучаемый материал, как они применят полученные знания для решения практических задач.
Один из способов воспитания стремления к знаниям – это ежедневная проверка знаний. Фронтальный опрос, проводимый при допуске к практической работе, дает возможность выявить готовность студентов к практическому занятию, как они усвоили теоретический материал, смогут ли применить полученные ранее знания на практике.
Перечень контрольных вопросов находится в инструкционной карте (см. приложение 2). За полный, правильный ответ преподаватель раздает студентом красные жетоны, за неполный правильный ответ – синий жетон; за неполный, неточный ответ – зеленый жетон, за неуверенный, неправильный ответ или отказ ответить – желтый жетон. В конце практического занятия при подведении истоков преподаватель подсчитывает жетоны у каждого студента и выставляет оценку, т.е. средний балл за все ответы. Таким образом, получение жетонов развивает стимул при устных ответах.
Самостоятельная работа студентов, текущий инструктаж.
Задание №1 Словарная работа (см. прилож. №2)
Словарная работа, т.е. определение речевых норм по словарю, проводится методом обучающего устного контроля (с помощью демонстрации презентации на большом экране). Функция этого метода – обеспечить органическое включение контроля в уч. процесс для выполнения обучающих, развивающих, воспитательных и побуждающих функций.
Словарная работа помогает овладеть словом – значит, усвоить его значение и нормы употребления в речи. Хорошо поставленная слов. раб., во-первых, обеспечивает своевременное умственное и речевое развитие студентов; во-вторых, способствует глубокому усвоению программного материала; в-третьих, служит средством идейного и нравственного воспитания молодежи.
Задания № 2 Лексические нормы. Как правильно сказать.
Особого внимания требуют лексические нормы, т.е. правила применения слов в речи М. Горький учил, что слово необходимо употреблять с точночночтью самой строгой. Слово должно использоваться в том значении (в прямом или переносном), которое оно имеет и которое зафиксировано в словорях русского языка. Нарушение лексических норм приводит к искажению смысла высказывания.
На данном этапе получения образования для студентов важно научится самостоятельно пополнять свои знания, уметь пользоваться разнообразной справочной литературой, коммуникативно оправданно пользоваться средствами языка в разных жизненных ситуациях при восприятии и создании высказываний с соблюдением речевого этикета, необходимый для содержательного повседневного общения.
Целью данного задания является совершенствование навыков практического владения русским языком в его устной и письменной формах. Это предполагает углубление лингвистического образования, в том числе формирование умений и навыков свободного владения русским языком во всех видах речевой деятельности. Учащиеся должны уметь самостоятельно пользоваться словарями, использовать справочники по отдельным отраслям науки и техники, справочники по специальности, по отдельным разделам и темам и т.д.
Задание 3. Что делает речь яркой и выразительной
Богатство и разнообразие, оригинальность речи говорящего или пишущего во многом зависит от того, насколько он осознает, в чем заключается самобытность родного языка, его богатство.
Русский язык принадлежит к числу наиболее развитых и обработанных языков мира, обладающих богатейшей книжно-письменной традицией. Кроме отдельных слов с самостоятельными значениями, из которых мы составляем в речи словосочетания и предложения, в русском языке есть еще и более сложные языковые единицы – устойчивые сочетания слов. В этих выражениях слова теряют своего самостоятельность, и смысл имеет только все выражение в целом.
Текстовый материал задания отображает общечеловеческие духовные ценности – любовь к человеку, доброту, милосердие, трудолюбие, бережное отношение к природе. Это способствует воспитанию у студентов. Чувства прекрасного средствам языка, развитию у них потребности в эстетическом совершенствовании собственной речи.
Предлагаемая система заданий и упражнений строится с учетом усвоения:
а) воспроизведение, осмысление и закрепление материала;
б) углубление и совершенствование навыков и умений;
в) самостоятельное применение теоретических знаний.
4. Заключительный инструктаж: подведение итогов П3.
Именно видеометод помогает преподавателю определить готовность группы и каждого студента в отдельности. Подсчитывая жетоны и выставляя средний балл за практическое занятие, он в своих комментариях очень тонко и корректно обращает внимание на недостатки, дает советы по исправлению ошибок.
Использование видеометода в учебном процессе обеспечивает возможность: а) дать обучаемым более полную, достоверную информацию об изучаемых явлениях и процессах; б) повысить роль наглядности в учебном процессе; в) удовлетворить запросы, желания и интересы обучающихся; г) освободить преподавателя от части технической работы, связанной с контролем и коррекцией знаний, умений, проверкой тетрадей и т.д.; д) наладить эффективную обратную связь; е) организовать полный и систематический контроль, объективный учёт успеваемость.







Заключение
Применение технологии создает оптимальные условия для организации активной заинтересованной деятельности. Педагогическую же ценность комплексной дидактической технологии использования видеометода трудно переоценить:
работа студентов с видеоматериалами развивает зрительную и слуховую память, воображение, мышление;
способствует наблюдению за особенностями устной речи, жестами, мимикой;
в зрительной степени решает проблему заинтересованности. Подтверждение этого служит китайская пословица: «Скажи мне – я забуду; покажи – запомню; заинтересуй – научусь;

































Используемая литература:

Е.Д. Ващенко. Русский язык и культура речи. Серия «Учебники, учебные пособия». Ростов / н/Д.: Феникс, 2003 г.
Л.А. Введенская. Культура речи. Серия. «Учебники, учебные пособия». Ростов н/Д: Феникс, 2001 г.
А.И. Власенков. Русский язык: Грамматика. Текст. Стили речи: Учебник для 10-11 кл. общеообр. уч. М.: Посвещение, 2003 г.
А.А. Муратов. Культура речи. Учебное пособие. Москва-Воронеж, 2004 г.
Н.М. Шанский. Лингвистические детективы. М.: Дрофа, 2002 г. – 528 с.: Кл. (Познавательно! Занимательно!)
Л.А. Введенская, Л.Г. Павлова, Е.Г. Павлова, Е.Ю. Катаева. Русский язык и культура речи: Учебное пособие для вузов. Ростов н/Д: из-во «Феникс», 2002 г.
Новое в русской лексике. Словарные материалы – 77. Н.З. Котелова, В.П. Петушков, Ю.Е. Штейнсапир, Н.Г. Герасимова; под ред. Н.З. Котеловой. М.: Русский язык, 1980 г.
Л. К. Скороход. Словарная работа ан уроках русского языка: Кн. Для учителя: Из опыта работы. – М. Просвещение, 1990 г.
В.Ф. Греков, С.Е. Крючков, Л. А. Чешко. Пособие для занятия по русскому языку в ст. кл. сред. шк. М., 1978 г.
Н.С. Валгина, Д.Э. Розенталь, М.И. Фомина. Сборник упражнений по соврем. рус. яз. М., 1987 г.
Н.Д. Назаров «Русский язык»: Справочно-методическое, учебно-научное пособие. Краснодар.: Компания «Маерли, 1993 г.
В.В. Одинцов. Лингвистические парадоксы. Кн. Для учащихся ст. Кл. М. Просвещение, 1982 г.































Инструкционно-технологическая карта № 2
для выполнения практической работы по дисциплине «Русский язык и культура речи»
























Ст-ца Брюховецкая

Практическое занятие № 2
Тема: «Лексико-фразеологические ошибки и их исправления»
Наименование работы: выполнение заданий по определению речевых норм; учет и классификация ошибок в применении слов и фразеологизмов в речи.
Цель занятия: изучить особенности точного употребления слов и фразеологизмов усвоить лексико-фразеологические нормы, работать над искажением смысла высказываний; овладеть словом – значит усвоить его значение и нормы употребления в речи.
Приобретаемые умения и навыки: владеть нормами словоупотребления, определять лексическое значение слова; раскрывать значение фразеологизмов и правильно использовать их в речи; уметь пользоваться словарями русского языка: толковыми, этимологическими, семантическими и фразеологическими.
Норма времени: 2 часа
Оснащение рабочего места: тетрадь, методические указания, совари
Правила техники безопасности: согласно инструкции № 48
Литература: 1) Л. А. Введенская. Культура речи (для студентов колледжей); 2) А.И. Власенков, Л.М. Рыбченкова Русский язык: Грамматика. Текст; 3) Е.Д. Ващенко. Русский язык и культура речи. Серия «Учебники, учебные пособия». Ростов н/Д: Феникс,2003 г.; 4) Черняк М.А. «Русский язык и культура речи»
Контрольные вопросы при допуске к работе:
Что изучают этимология, лексикология, фразеология, лексикография и лингвистика?
Что такое лексическое и грамматическое значение слова?
Расскажите об однозначных и многозначных словах; прямом и переносном значении слова.
Расскажите об омонимах и их разновидностях.
В чем различие омонимов и паронимов?
Что вы знаете о синонимах и антонимах?
Фразеологический оборот, фразеологизм, устойчивое сочетание слов, несвободное словосочетание, фразеологическое выражение – одинаково ли их значение?
Назовите группы фразеологизмов по их происхождению?
Назовите виды словарей русского языка

Ход работы:

Задание № 1 Словарная работа. Говорю правильно.
Внимательно прочтите вопросы и задания. Подготовьтесь к устному опросу, в случаях затруднения обращайтесь к словарю.

Работа над семантикой слова. Сделайте этимологический анализ слов:
автобиография, бастовать, беспечный, брифинг, вандализм, зодчий, космодром, луковый, мужик, экстремальный, яркий.

Составление синонимических рядов. Подберите синонимы к словам: удивился,
ласковый,
горда,
кроткая,
не получивший образования,
высокий,
короткий,
бежать,
беспардонный,
жестокосердный,
бескрайний,
истинный,
угнетать
III. Составление антонимических пар.
Продолжите высказывания. На чем основана игра слов?
Мир – хижинам, – дворцам;
Живое слово дороже буквы;
Труд человека кормит, а лень ;
Добрая слава лежит – худая ;
Любишь кататься – люби и саночки ;
Мужественный пеняет на себя, – на товарища;
Трус умирает сто раз, живет вечно;
Язык длинный, мысли ;
Доброму и сухарь на здоровьё; а и мясное не впрок;
Чего не сделаешь утром, не нагонишь;
Рано оседлали, да поскакали;
Меньше говори, да делай;
На черной земле хлеб родится;
Недруг поддакивает, а спорит;
Друг до поры – тот же ;
Трусливый друг опаснее ;
Лучше горькая правда, чем красивая ;
Правда со дна моря выпаривает, потонет.
IV. Определите значение слов иностранного происхождения. При необходимости воспользуйтесь словарем иностранных слов.
Панегерик, электорат, антология, апелляция, дифирамб, раритет, мапускрипт, момпен, конверсия, ментолитет, репрессия, фракция, форс-мажорный, дефолт.
V. Образование кратких имен прилагательных и простых форм степеней сравнения имен прилагательных.
Красивый ,
Ценный ,
Глубокий ,
Яркий
VI. Заполните таблицу. Образуйте формы причастий и деепричастий.


Начальная форма глагола
Вид
Действительное
причастие
Страдательное
причастие
Деепричастие



настоящего времени
прошедшего времени
настоящего вр.
прошедшего времени


I переходные глаголы

Класть
Положить
несов.
сов.
кладущий
––
клавший
положивший
––
––
––
положенный (ен-, -ена, -ено, -ены)
кладя,
положив

Ловить
Поймать







Говорить
Сказать







II непереходные глаголы

соображать

сообразить
несов.

сов.
соображающий
––
соображавший
сообразивший
––
––
––
––
соображая

сообразив

Помогать
Помочь







Ехать
Ездить
Идти








Задание 2. Лексические нормы. Как правильно сказать?
Найдите ошибки и исправьте тексты из школьных сочинений и устных ответов студентов
Мы приехали в Волгоград 9 мая на экскурсию. Нас сразу же повели к памятнику «Победа». Наше внимание особенно привлекла стелла, которая называется «Стоять насмерть». Этот обелиск – фигура солдата, сжимающего в руке автомат.
В Самаре на одной из улиц находится двухэтажный дом с мансардой. На фронтоне висит мемориальная доска с надписью: «Здесь жил великий пролетарский писатель А.М. Горький в 1895 г.»
Ученый – исследователь внес большую лепту в развитие спелеологической науки.
Я ложу книгу на место. Он ложит папку на стол. «Положь трубку» Покладу на место.
Слаживаю числа.
Поднятся на экскаваторе в метро.
Кенгеру – австрийское животное.
Верней ложи ступень ноги.
Он щелкнул щиколоткой калитки.
Дочь за три года возрастом догнала мать.
Прежде разработает туристский маршрут.
Мне некогда заниматься с младшим братом, я сегодня занятый.
Станция может с большим эффектом снабжать энергией завод.
Председатель собрания представил слово докладчику.
Можно начинать собрание: форум уже есть.
Он был смешной парень; как начнет смеяться, так не остановишь.
За нетактическое поведение пассажиру сделали замечание.
Ни один укол, который делает медсестра Наташа, не бывает больным.
Студенты первого курса для вселения в общежитие должны предоставить справки.
Господа командировочные, получите командированные удостоверения.
Он взял ремень и вдарил его.
Собаки бежат быстро, хочут догнать кошку.
На здравницу генерал ответил благодарностью.
Живу я на небольшом переулке, ведущим к Дону.
Он переходил улицу взади автобуса.
Она сказала обидчивое слово.
Я хотел впоймать птицу.
Я пшел домой, когда увидел её.
Кто крайний в очереди?
Мы пришли со школы.
Найдите и исправьте языковую неточность.
Она страшно красивая.
Он ужасно хорошо выступил.
Миша не пойдет в школу, у него температура.
Спортсмен сегодня в форме.
Танцуют в темпе.
У нее две пары часов, и обе не ходят.
Я сменил пять пар Чулков и носков.
Мы купили пару сапогов и две пары ботинков, пару пиджаков и брюк.
Машины понавезли сюда кирпичей и пески.
В магазине есть разные маслы.
Сорок семь орешки есть к меня.
Ядро одно – много ядров.
Исправьте предложения с деепричастиями в соответствии с нормами литературного языка.
Все изложение в книге сделано коротко, учитывая бюджет времени студентов.
Подводя итоги прений, председатель собрания отменил ощность взглядов докладчика и участника совещания.
Уезжая из родного города разгрузят за короткое время.
Выберите правильный вариант, обратите внимание на согласование подлежащего и сказуемого.
Большинство студентов нашей группы успешно (защитило, защитили) курсовой проект.
Еще один ряд предложений (возникли, возник) у главного инженера.
Меньшинство сотрудников все-таки (проголосовало, проголосовали) против.
(Засеяно, засеяны) сто двадцать гектаров.
Три заявления о приеме на работу (лежало, лежали) на столе.
Сто сорок один депутат (участвовал, участвовали) в работе сессии.
Исправьте ошибки, допущенные в употреблении однокоренных слов.
Новизна высказываемых Чацким новых идей поражает представителей фамусовского общества.
С исчерпывающей полностью сатирик вскрывает причины распада семьи Головлевых.
Грише Добросклонову заготовлен трудный путь народного заступника.
Долгие и продолжительные аплодисменты.
Ракета, ускоряя скорость, полетела в полет.
Мне необходимо вскрыть лаком всю поверхность парты.
Составьте словосочетания, соединив синонимы со словами, данными справа. Укажите возможные варианты и определите их семантико-стилистические различия.
Аморфный, бесформенный, масса, вещество, требование,
расплывчатый определение, формулировка;

Иностранный, заграничный, музыка, командировка, паспорт,
зарубежный оборудование, корабль, валюта,
делегация, пресса;
Тихий, безмолвный, бесшумный, шорох, звук, смех, шаги, весна,
беззвучный всплеск, разговор, ночь, ученик,
движение, мотор;
Быстрый, стремительный, скорый развитие, рост, темпы, течение,
танец, шаг, марш, движение,
бег, поезд; ж
Название, имя, кличка, прозвище человек, ученик, кошка, собака,
кинофильм, ателье.
Задание 3. Что делает речь яркой и выразительной?
Соедините стрелками по смыслу фразеологизм и его толкование.
Брать голыми руками не клеится, не работается
Дать по рукам легко одолеть
Валится из рук показать, проучить
Из рук в руки беспомощно
Как без рук непосредственно
Не покладая рук умелец
Мастер на все руки без устали
Подать руку поручиться
Дать руку на отсечение помочь

Допишите фразеологизмы
Зарубить – твердо запомнить
Прикусить – замолчать
Как снег – неожиданно
В час по – очень медленно
Ни к селу – неуместно
Ни в зуб – ничего не понимать
Без сучка и – без помех, без затруднений
Молоть – говорить глупости
Ни кола ни – совершенно ничего нет
Для справок: ногой, на носу, язык, на голову, задоринки, по чайной ложке, чепуху, ни двора, ни к городу.
Расставьте фразеологизмы по смыслу в два столбика
Усердно трудиться быстро бежать

Сломя голову, засучив рукава, во весь дух, не покладая рук, до седьмого пота, во все лопатки, пятки сверкают, во всю прыть, очертя голову, в поте лица.
Найдите в фразеологизмах слова, которые употреблены неправильно. Исправьте ошибки.
Бить баклушу; ждать у океана погоды; играть с пламенем; не из робкой пятерки; пропасть впросак; кричать во всю Петровскюу; как есть дать; намотать на нос; пускать пыль в лицо; слышно, как муха прожужжит.
Дополите фразеологизмы недостающими словами
Изо дня в ; медвежья ; в ежовых; хоть пруд ; как снег на ; яблоку негде ; до поры до ; с горем ; хлопот полон ;
Для справок: услуга, день, рот, пополам, времени, упасть, голову, рукавицах, пруди.
Ответьте на поставленные вопросы. В качестве ответа используйте фразеологическое выражение.
Например: « Как говорят о том, кого трудно уговорить пойти, поехать, сделать что-либо?» – «Тяжелый на подъем».
Как говорят? 1) о том, кто часто меняет свои решения; 2) о том, кто вдруг стал понимать, замечать что-либо; 3) о человеке, который пришел не вовремя, некстати; 4) о коротком, безобидном человеке; 5) о человеке, который держится неестественно прямо; 6) о болтливом человеке; 7) о бесследном исчезновении кого-либо; 8) о положении, когда опасность грозит со всех сторон; 9) о чем-либо надоевшем, много раз слышанном; 10) о человеке, от которого ожидают успеха в какой-либо деятельности; 12) об очень дальних родственниках; 13) о чем-то необычном, невероятном; 14) о беспорядке, неразберихе, царящих где-либо; 15) о том, кто не знает чего-либо всем известного.
Объясните значение фразеологических выражений и крылатых слов: ахиллесова пята, крокодильи слёзы, калиф на час, глас вопиющего в пустыни, между Сциллой и Харибдой, пиррова победа, сфинксова загадка, дамоклов меч, двуликий Япус, прокрустово ложе, лебединая песня.
Задание для отчета:

Ответьте в тетрадях для практических работ на указанные вопросы
Продемонстрируйте преподавателю приобретенные умения.
Ответьте на индивидуальные работы.
Сделайте тетрадь на проверку.















































13PAGE 15




13PAGE 15


13PAGE 14215




Заголовок 1 Заголовок 2 Заголовок 315