Конспект урока по технологии на тему Почва, виды почв, земельные смеси для растений (9 класс)


Урок технологии по теме: " Почва, виды почв, земельные смеси».
Разделы: Технология 9 класс Румянцева Татьяна Александровна . КГОБУ Арсеньевская КШ.

Цели задачи урока: Углубление знаний о разнообразных видах почв, воспитание трудолюбия и экологической культуры.
Образовательные: Расширение кругозора учащихся, повторение и закрепление знаний. Показать их значение для человека.
Коррекционно-развивающие: развивать монологическую речь учащихся с опорой на таблицу, учить сравнивать объекты. Способствовать развитию познавательной и творческой активности учащихся.
Воспитательные: формировать бережное отношение к природе, основы экологического сознания, потребность сохранять красоту созданную другими людьми.
наглядные пособия:
Образцы почвы, составные части земельной смеси,
книги о почве;
журнал “ цветы в доме”;
папка “комнатные и садовые растения;инструкционные карты.
материалы и приспособления;
Спецодежда для учащихся: фартуки.
Ход урока:
1. Организационный момент. Актуализация знаний учащихся.
Хотите узнать, о чем пойдёт речь сегодня на уроке?
Тогда вычеркните буквы, которые повторяются три раза и у вас должно получиться слово, которое будет в названии темы урока.
У П Л З Д О У Д Л Ч УД З В З А Л
П С В С П С И Р Д Р Л Л Ы Л Р П П Т О Т Ч Т В.
О чем мы будем говорить? О почве и видах почв.

Новая тема. Почва. Виды почв.
«Отчего зацвёл цветок?» -
Мальчик спрашивает мать.
«Оттого, что мы цветок
Не ленились поливать!»
Умелые руки, трудолюбивые руки не знают скуки. Будем и мы с вами трудиться, чтобы жить было интересно и полезно!

Словарная работа.
II. 2.Повторение пройденного материала.

Проверить знания учащихся по пройденной теме «Однолетние растения»

I) Укажите однолетние и комнатные растения. *Выдели вредителей комнатных растений
Бальзамин Бархатцы Астра Герань кактус Львиный зев Настурция
Тля Божья коровка Трипсыкомар белокрылкащитовка Паутинный клещ

А) Почему называют однолетние растения?
Б) Средства борьбы с вредителями растений. В) )Назовите профессии в цветоводстве?

Вывод:
Можно ли представить жизнь современного человека без растений?
Почему сейчас стали больше выращивать растений?
III. Основная часть урока.
В рабочих тетрадях записывают тему урока:
Кроссворд «ПОЧВА.
Вопросы к кроссворду:

– Давайте вспомним состав почвы с помощью вопросов и загадок.
1.Составная часть почвы, которая хорошо удерживает воду (глина). 1.Если встретишь на дороге,То увязнут сильно ноги.А сделать миску или вазу – Они понадобятся сразу. (Глина.)
2. Часть почвы, которая является хорошим разрыхлителем (песок). Он очень нужен детворе,Он на дорожках во дворе,Он и на стройке, и на пляжеОн и в стекле расплавлен даже. (Песок.)
3. Жидкое вещество, необходимое для жизни и развития растений (вода ) Мною можно умываться,Я умею проливаться.В кранах я живу всегда.Ну, конечно, я ... (вода4. Масса, получаемая из остатков растений и животных, повышающая плодородие (перегной).
5.Это живые организмы, под действием которых из остатков растений образуется перегной (микробы).
6. Вещество, которое помогает корням растений дышать (воздух).
Через нос проходит в грудьИ обратный держит путь.Он невидимый, и все жеБез него мы жить не можем. (Воздух.)
по ч в а
1 2 3 4 5 о 6 и е Проверка кроссворда: глина, песок, вода, перегной, микробы, воздух.
Получилось слово: плодородие.
А кто из вас может объяснить, что означает слово плодородие?
Плодородие, если разобрать слово по составу, означает умение растить плоды, т.е. почва должна уметь вырастить растения как дикорастущие, так и сельскохозяйственные. А плодородие почвы зависит от количества в ней перегноя.
-А знаете ли вы ,ребята. сколько лет нужно для того чтобы образовался один сантиметр почвы?
-Так вот один сантиметр почвы образуется в природе за 250-300 лет. Слой в 20 сантиметров образуется за 5-6 тысяч лет. Поэтому к почве надо относиться очень бережно.
Промежуточная рефлексия.
– Что, по вашему мнению, делает почву плодородной? (Выслушиваются ответы детей. Перегной)Главная часть почвы – перегной. Из него под действием микробов образуются соли. Их используют растения. Растениями питаются животные. Когда растения и животные умирают, их остатки попадают в почву и под действием микробов превращаются в перегной. А потом из перегноя снова образуются соли. Их используют новые растения. А растениями питаются новые животные. Вот так вещества “путешествуют” в природе как бы по кругу. Ученые говорят: происходит круговорот веществ в природе. Представьте-ка себе, что почвы вдруг не стало. Круговорот веществ прервется. Исчезнут растения и животные. А значит, не смогут жить на Земле и люди. 
Вывод: Почва – это верхний плодородный слой земли. Она возникает и развивается под воздействием климата и живых организмов очень медленно. За 100 лет ее слой увеличивается в среднем на 1 см. Она играет особую роль в жизни нашей планеты – почва переходное звено от неживого к живому. Почва состоит из песка, глины, перегноя, воды, воздуха, микроорганизмов. Имеет свойства – водопроницаемость, теплопроводность, плодородие.
4. Земля для комнатных растений: различные группы растений нуждаются в почве разного состава. В комнатном цветоводстве используют смеси, составленные из-
компостной, листовой, торфяной, парниковой, глинисто-дерновой, хвойной смеси.
Компостную землю готовят из остатков: травы, опавших листьев.
Все это складывают в кучи или ямы и поливают помоями, мыльной водой, навозной жиже. Через 1-2 года земля готова.
Листовую землю из опавшей перегнившей листвы деревьев. Листья сгребают в кучи и перелопачивают 3-4раза.
Торфяную землю заготавливают из разложившегося торфа болотистых лугов. Сгребают в кучи и выдерживают перегнивая 2-3 года, для испарения кислот из почвы.
Парниковую или перегнойную землюполучают из сложенного и перепревшего навоза из парников.
Глинистую землю берут в лугах с глинистой почвой.
Дерновую землю готовят так- пласты земли(дернины) срезанные летом укладывают кверху пластами, переслаивая коровьим навозом.
В перепревшую землю добавляют речной песок. (Дерн-верхний слой почвы, густо заросший травой Песок- добавляют в земляные смеси для того, чтобы почва была рыхлой. ПОСЛОВИЦЫ О ТРУДЕ- вывод как много нужно трудиться, чтобы чего-то добиться.
У: Сейчас в магазинах можно видеть много различных смесей, которые упакованы в красивые пакеты. Однако горький опыт убеждает в том, что содержимое явно не обладает обещанными достоинствами - в пакетах порой обнаруживается торф или перегной с неразложившимися остатками растений. Удачный опыт тот, что приносит хорошие результаты, состоит в том, что в собственноручно приготовленной земляной смеси растения хорошо развиваются и не болеют.
(Демонстрация готовой смеси).
Что необходимо каждому растению, чтобы оно могло расти, цвести? (уход и правильно подобранная почва).
Выбор почвенной смеси, которая состоит из листовой, дерновой земли или огородной земли, перегноя или торфа, листовой земли и песка. Приемы составления смесей.
Виды почвенной смеси
Легкая
(для молодых растений, для рассады)
Папоротники Средняя
(для быстро растущих растений: герань, бальзамин аспарагус )Тяжелая
(для растений с мощной корневой системой) Пальмы, лимон, апельсин
составляется из:
1 части огородной земли,
3 частей листовой (или перегнойной, торфяной)
1 части песка. Смесь составляется из:
2 частей огородной земли,
2 частей листовой (или перегнойной, торфяной)
1 части песка. Состоит: 3 частей огородной земли
1 части листовой или перегнойной
1 части песка.
Вывод: для каждого растения необходимо подбирать соответствующую смесь.
Мы с вами сегодня составим почвенную смесь для разных растений.
Но прежде, чем приступить к работе, немного отдохнем.
5.Практическая работа.
Практическая работа « Составление почвенной смеси».
-С чего вы начнете практическую работу?
Устно прочитайте.
Прочитайте, что необходимо сделать, чтобы правильно составить почвенную смесь и выполнить практическую работу.
Выполнить составление почвенной смеси в следующем порядке:
Последовательность работы:
Подготовить посуду для готовой земельной смеси.
Подготовить части почвенной смеси.
Смешать части.
Заполнить горшки почвой.
Убрать рабочее место.

- Сравните почвенные смеси на ощупь. Какая из них самая пышная, мягкая?
6. Коррекционное задание « Путанница».
Составить из слогов названия растений.
за – мин – баль бальзамин
ха – бар – цы бархатцы
тус – как кактус
ра – ас –т астра
бе – ни – го – я бегония
я- ни – я – ци цинния
- Названия каких растений вы составили?
Где выращивают эти растения?
7. Итог урока: 1.Что нового вы узнали сегодня на уроке?
2.Что вам понравилось на уроке?
3.Где вам показалось трудно?
4. Что такое почва? Плодородие?
5.О каких видах почв вы узнали? Рассказать о составе перегнойной земли, торфяной, дерновой , глинистой земли. 6.Как называется смесь для комнатных растений?
7.Где могут пригодиться полученные знания?
8.Где можно использовать полученные знания?
8 . Домашнее задание.
Нарисовать растения, которые выращивают на клумбе.
Закон природы:
Человек, ты не царь,
Ты - частица!
Пусть любовью к земле
Твое сердце искрится!