Презентация к интегрированному уроку химия-география на тему Почва


Интегрированный урок по химии и географии ПОЧВА Цель урока: Обобщить, систематизировать и расширить знания о почве – уникальном природном образовании, об удобрениях и их значении. Изучить методику определения рН среды почвы и применить ее на практике.Определить требования к выбору почвы и меры улучшения ее, с целью получения высокого урожая. Что такое почва? Какие факторы влияют на образование почвы? Как происходит образование почвы? Что такое механический состав почвы? Определите механический состав образцов почвы Какой же механический состав почвы лучше? Почему? Постройте почвенный профиль и подпишите основные горизонты Сравните почвенные профили и сделайте выводы. Определить структуру образцов почвы Какая структура почвы и почему является лучшей? Взаимосвязь типов почв с климатом и растительностью Используя почвенную карту в атласе расположите по порядку основные типы почв России Почва Человек Удобрение. Удобрение – это та пища растений, которой не хватает в почве и которая необходима, чтобы растения росли мощными и давали высокий урожай. Виды удобрений. Органические Минеральные Органические удобрения навоз (богат азотом, фосфором, калием и микроэлементами) - зола (богата калием, фосфором) - торф (богат азотом, калием) - птичий помет (богат азотом, калием, микроэлементами)- Минеральные удобрения Азотные (натриевая, калиевая, аммиачная селитры, аммиачная вода и мочевина) – содержат от 16 – 45% азота.Калийные (калийная селитра, хлористый калий, калийная соль, сульфат калия)- содержат от 30-60% оксида калия (K2O).Фосфорные (простой и двойной суперфосфат, костная мука)- содержат от 18-26% оксида фосфора (P2O5). Кислотность почвы - это способность почвы проявлять свойства кислот, вызванная наличием ионов водорода (Н) Растения- индикаторы почвы Кислая почва:хвощ, мята, подорожник, иван-да-марьяНейтральная и слабокислая почва:ромашка непахучая, вьюнок полевой, манжетка, редька полевая, мать-и-мачеха, клеверЩелочная почва:мак-самосейка, горчица полевая, дрема белая, живокость Отношение растений к реакции почвы. рН благоприятный для роста 7,0-7,4 6,4-7,5 6,4-7,5 5,0-8,0 5,0-7,0 4,5-6,3 5,6-7,0 4,8-5,5 Практическая работа «Анализ почвы» Задачи Провести анализ почвы на содержание хлоридов, карбонатов, сульфатов.Определить среду почвы.Определить методы устранения кислотности и щелочности почвы. Инструкция по работе 1) Поместите образец почвы в стакан и прилейте 50 мл воды (что наблюдали?).2) Хорошо размешайте раствор почвы стеклянной палочкой (что наблюдали?).3) Приготовьте фильтр (фильтровальная бумага, воронка, стаканчик).4) Пропустите через фильтр полученный раствор (что наблюдали?).5) (1 группа). Отлейте в пробирку 10 мл фильтрата и добавьте несколько капель нитрата серебра (AgNO3), (что наблюдали?). (2 группа). Отлейте в пробирку 10 мл фильтрата и добавьте несколько капель хлорида бария (BaCl2), (что наблюдали?). (3 группа). Отлейте в пробирку 10 мл фильтрата и добавьте несколько капель соляной кислоты (HCl), (что наблюдали?).6) В оставшийся фильтрат опустите индикаторную бумажку (универсальный), (что наблюдали?).7) Сделайте вывод о среде почвы и предложите меры борьбы с кислотностью и щелочностью. Определение кислотности индикаторной бумагой Способы нейтрализации рН Кислая Щелочная Нейтральная рН ИзвестьCaCO3 ГипсCaSO4 · 2H2O Достаточно ли предложенных мер для улучшения почвы? Совокупность организационных, хозяйственных, технических мероприятий, направленных на коренное улучшение почв, повышение их продуктивности с целью увеличения урожая сельскохозяйственных культур и кормов для животноводства - мелиорация Какие меры борьбы с эрозией вы можете предложить? Восстановление продуктивности земель, использованных под карьерами, отвалами пустой породы, после сведения лесов, строительства – называется … Рекультивацией Какие меры рекультивации вы можете предложить? На какие характеристики почвы вы будете обращать внимание при приобретении земельного участка в Ленинградской области? Характеристика почвы земельного участка Тип почвы – подзолистая, дерново-подзолистаяМеханический состав – средний, легкий суглинок, супесьСтруктура почвы – комковатая,ореховаяХимический состав - хорошо и среднерастворимые соединенияРеакция среды – нейтральная или слабокислая Используемая литература:1.Учебник В.П.Дронов,И.Б.Баринова,В.Я.Ром,А.А.Лобджанидзе «География России 8-9, М « Дрофа» 2012г2.Мультимедиаучебник по географиидля учащихся 8 класс. Авторы В.П.Дронов,Л.Е.Савельева, В.Б.Пятунин, Е.А. Таможняя, Республиканский медиацентр, 2008г3.Учебник О.С.Габриелян « Химия 8 класс», М., «Дрофа», 2013г4. О.С.Габриелян, Т.В.Смирнова « Дидактическое пособие по химии»М., БЛИК и КО, 2009гИнтернет- ресурсы:1www.google.ru/search?q=почвенные+слои&newwindow=1&rlz=1C1GIGM_ruRU540RU540&espv=2&biw=1440&bih=775&source=lnms&tbm=isch&sa=X&ei=Gc27VMK2.www.google.ru/search?q=почва+и+человек&newwindow=1&rlz=1C1GIGM_ruRU540RU540&espv=2&biw=1440&bih=775&tbm=isch&tbo=u&source=univ&sa=X&ei=3.www.google.ru/search?q=эрозия+почвы+фото&newwindow=1&rlz=1C1GIGM_ruRU540RU540&espv=2&biw=1440&bih=775&tbm=isch&tbo=u&source=univ&sa=X&ei4.www.google.ru/search?q=карьеры,+терриконы&newwindow=1&rlz=1C1GIGM_ruRU540RU540&espv=2&biw=1440&bih=775&source=lnms&tbm=isch&sa=X&ei=aM-7V5.www.google.ru/search?q=рекультивация+почвы&newwindow=1&rlz=1C1GIGM_ruRU540RU540&espv=2&biw=1440&bih=775&source=lnms&tbm=isch&sa=X&ei=6s-7