Рекомендации по использованию универсальных интегративно-модульных карточек на уроках органической химии.

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа им.П.П.Грицая
Ст.Солдатской» Прохладненского района КБР



«Система самостоятельной работы на уроках органической химии с использованием универсальных интегративно-модульных карточек (УИМК). 10-й класс»




Учитель химии и биологии
высшей категории
Никитина Татьяна Геннадьевна



2017 г.
Система самостоятельной работы на уроках органической химии с использованием универсальных интегративно-модульных карточек (УИМК). 10-й класс
Правильно рационализировав время урока, всегда можно найти 5-10 минут, чтобы организовать самостоятельную работу на каждом уроке химии, интенсифицировав тем самым как сам учебно-воспитательный процесс, так и мыслительную деятельность учащихся.
В практике некоторых учителей уже используются интегративно-модульные тренажеры (ИМТ) [2], [6], [8]. Об использовании таких тренажеров на уроках химии я делилась с коллегами в статье “Система самостоятельной работы на уроках химии в 8-9 классах с использованием универсальных интегративно-модульных карточек (УИМК)” [7].
Помимо УИМК по неорганической химии, мною созданы подобные тренажеры и по органической химии. Эти тренажеры так же дают возможность творческого подхода к проявлению школьниками своих знаний по органической химии, применению их в процессе фронтальной, групповой, парной и индивидуальной учебной деятельности с оптимизацией процессов преподавания и учения, тренинга, контроля, самоконтроля и взаимоконтроля, оценки и самооценки.
Для рационализации рабочего времени урока в 10 классе (по 1-часовой рабочей программе), мною составлены универсальные интегративно-модульные карточки (УИМК), в которых по 4 вариантам распределены представители 8 классов органических веществ, изучаемых в 10 классе. Использование таких карточек в течение всего учебного курса обеспечивается путём интеграции в них содержания большинства уроков, учебных тем, разделов, блоков.
Подборка веществ так же сделана таким образом, чтобы практически в каждой теме урока можно было использовать данные карточки.
Например, в Рабочей программе 10 класса первой темой урока стоит тема “Формирование органической химии как науки. Теория строения органических соединений А.М.Бутлерова”, и дети, глядя на записи веществ, вспоминают из курса 9 класса, какие радикалы и функциональные группы эти вещества могут иметь.
На уроке 3 “Классификация органических соединений” учащиеся, используя карточки, классифицируют вещества своего варианта. Учитель может дать дополнительное задание распределить вещества на бескислородные и кислородосодержащие.
На уроке 5 “Свойства алканов. Получение и применение”, после объяснения учителя, каждый ученик самостоятельно находит формулу алкана в своем варианте и пишет либо реакции его получения, либо его химические свойства. Из-за отсутствия времени на подобное подробное закрепление, задание можно перенести на следующий урок и провести в виде самостоятельной проверочной работы.
На уроке 6 “Понятие о Циклоалканах” на примере одного из веществ “своего” варианта учащиеся а) выбирают формулу циклоалкана; б) составляют схемы уравнений реакций, в которые их вещество способно вступать. Аналогично прошлому уроку эта проверочная работа может быть перенесена на начало следующего урока.
На уроке 7 “Алкены. Строение этилена. Гомологический ряд. Изомерия и номенклатура. Свойства и применение алкенов” на основании выбранной школьником формулы алкена своего варианта производится: а) составление структурной формулы алкена с пояснением возникновения двойной связи и дачи названия, б) составление схем характерных химический реакций, в которые он может вступать, в) составление уравнений качественных реакций.
На уроке 9 “Алкадиены. Строение, свойства, применение. Природный каучук” дети выполняют аналогичную работу по выбору формулы вещества, объяснению ее строения и составления уравнений характерных и качественных реакций.
На уроке 10 “Алкины. Строение ацетилена. Гомологи и изомеры. Номенклатура. Свойства ацетилена и его применение” дети находят формулы гомологов ацетилена, дают им названия по международной номенклатуре, составляют уравнения реакций получения, либо поясняют особые химические свойства.
На уроке 12 “Гомологи бензола. Свойства, применение. Генетическая связь ароматических углеводородов с другими классами” карточки позволяют не только выбрать сложные вещества ароматического ряда, дав им название по международной номенклатуре, но и пояснить влияние радикала на изменения в бензольном кольце, записать реакции на кольцо, на радикал, качественные реакции и т.д. Конечно, урок пересыщен новой информацией, и учащимся можно позволить самим решить, уравнение какой реакции (с указанием её типа) они способны составить с веществом, расположенных в “их” варианте. Можно дать задание на составление цепочки реакций, связывающих “их” вещество с веществами других классов, изученных ранее. Можно подобное задание дать в форме домашнего задания.
На уроках 16, 17, 18 “Предельные одноатомные спирты. Строение, свойства, получение, применение”, “Многоатомные спирты. Этиленгликоль, глицерин. Свойства, применение”, “Строение, свойства и применение фенола” проводится знакомая работа по закреплению уже пройденного материала по прежним схемам. Прекрасные возможности разнообразить задания появляются в теме “Генетическая связь предельных одноатомных спиртов с углеводородами”, где отрабатывать умение составлять уравнения получения спиртов из углеводородов и получения углеводородов разных классов из спиртов, используя УИМК. Учащиеся привыкают к веществам “своего” варианта, поэтому целесообразно менять варианты.
На уроках 20 и 21 “Альдегиды. Кетоны, Строение молекул. Функциональная группа. Изомерия и номенклатура. Свойства, получение и применение”, “Карбоновые кислоты. Классификация, строение молекул. Функциональная группа. Изомерия и номен-клатура. Свойства”, продолжаем использовать апробированную систему самостоятельных работ, а так же есть возможность составить уравнения реакций на кислоты, вспомнив УИМК 8-9 классов. На этом составленные мною УИМК заканчиваются. В них не предствлены углеводы, амины, аминокислоты, нуклеотиды. Есть возможность каждому преподавателю органической химии продолжить этот список самостоятельно, т.к. система работы с УИМК уже хорошо известна.
На уроках 32 и 33 “Понятие о высокомолекулярных соединениях. Основные методы синтеза полимеров. Полиэтилен. Полипропилен. Фенолформальдегидные смолы”, “Синтетические каучуки и Синтетические волокна. Распознавание пластмасс и волокон” можно использовать вещества класса алкенов, алкинов, алкадиенов, ароматических спиртов.
На уроке “Обобщение материала по курсу органической химии” можно использовать УИМК по своему усмотрению.
Итак, организовать небольшую (5-10 минут) самостоятельную работу на уроке несложно. Проверить, как учащиеся ее выполняют, на уроке обычно невозможно, особенно, когда у школьников есть право выбора вида этой работы, если только учитель не даёт на неё жесткой установки. Вообще, органическая химия с её многомерными пространственными формулами, постоянно держит мозг в напряжении, заставляя его мобилизоваться на выполнение работы, и четкая формулировка задания дает более четкие результаты.
Местом самостоятельной работы обычно является начало урока (для проверки усвоения предыдущей темы) или конец урока (для первичного закрепления).
Каждый десятиклассник работает самостоятельно, не имеет возможности списывания у соседа, результаты репрезентативны, знания показывают реальные. Накопляемость оценок в 10 классах так же большая.
Одновременно с индивидуальной возможна парная и групповая работа с использованием УИМК, а так же введение системы само- и взаимооценивания в парах и группах постоянного или сменного состава, в зависимости от преследуемых целей.
Учащиеся могут выполнять работу по выбору, в том объеме и на том уровне, который им более комфортен, так как УИМ-карточки это позволяют.
Таким образом, учащиеся привыкают к участию в самостоятельной работе на уроке, и, как было отмечено ранее, никто не остается в стороне от выполнения того или иного объема самостоятельных работ.
Список литературы:
Бабанский Ю. К. Оптимизация процесса обучения: Общедидактический аспект.- М.: Педагогика, 1977. 254 с.
Ганзюк Н. А. Интегративно-модульные тренажеры как средство личностно-развивающего обучения. М.: ИД 1 сентября. Фестиваль педагогических идей “Открытый урок” 2008 / 2009 уч.год.
Калиниченко Н. И., Разоренова В. А. Система внутришкольного контроля по математике на модульной основе (V-IX класса) /Моск. гос. пед. ун-т им. В. И. Ленина, Юж. окр. упр. Моск. департамента образования. М.: ВИНИТИ, 1994. 115 с.
Ласточкин А. Н. Интегративно-модульное обучение химии на подготовительном отделении педвуза, Санкт-Петербург, 1998
Матвиенко Г. А. Система внутришкольного контроля по химии на модульной основе (8-11 кл.). М., 1994. - 160 с.
Nazar Loginov http://pbect.ucoz.ru/ Май 2011
Никитина Т.Г. Система самостоятельной работы на уроках химии в 8-9 классах с использованием универсальных интегративно-модульных карточек (УИМК). М.: ИД 1 сентября. Фестиваль педагогических идей “Открытый урок” [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ], 2012
Сорокин 13. В., Бережной А. И., Петров С. В., Корчененкова Л. И. Учебные карты по химии для самостоятельной работы. М.: Изд-во ВЗПИ, 1992. - 289 с.
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ (Утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от “17” декабря 2010 г. № 1897) [Электронный ресурс] //Федеральный Государственный Образовательный Стандарт. - Режим доступа: http://standart.edu.ru (14.05.2012).


Приложение 1

ИНТЕГРАТИВНО – МОДУЛЬНАЯ КАРТОЧКА ПО ОРГАНИЧЕСКОЙ ХИМИИ


I вариант
II вариант
III вариант
IV вариант


1

CH3 –CH2 –CH2
·OH

CH2= CH
·CH2
·CH2
·CH3

CH3 –CH2 –CH2 –CH2
·CH3


CH3 –CH2 –CH2 –CH2
·OH


2

CH2 =CH – CH =CH2
O
CH3 –CH2 –CH2 –C
OH

CH3
· CH2
· C
· CH

CH3
· C
· CH


3
О
H C
Н

CH2 = C = CH
·CH2 –CH3

CH3–CH2–CH2–CH2-O-CH3
O
CH3 – C
OH


4

CH3
· CH3

CH3 –CH2
·OH

CH2 = C = CH2

CH3 –CH2 –CH2
·O
·CH3


5

CH2 = CH – CH3
O
CH3 – C
H
O
CH3 – CH2 –C
H

CH2 = CH2


6
O
CH3 –CH2 –C
OH

CH
· C – CH2
· CH3


CH3 – CH = CH – CH3
O
CH3 –CH2 –CH2 –C
H


7

CH3
· CH2
·О
· CH3

CH3 – CH2 – CH3
О
H C


CH3
· CH2
· CH2
· CH3



8

СH
· C – CH2 –CH3

CH3
·O
·CН3

CH3
· OH

CH2 =CH
· CH= CH
·CH3



°ђ Заголовок 115