КИМ по учебной дисциплине Русския язык и культура речи


Государственное бюджетное профессиональное
образовательное учреждение Иркутской области
«Ульканский межотраслевой техникум»
СОГЛАСОВАНО
Зам.директора по УПР
_____________ Лисичникова Е.В.
«____» ______________ 2015 г.
Комплект контрольно-измерительных материалов
по учебной дисциплине
ОУД.01 Русский язык и культура речи

2015г.
Комплект контрольно-измерительных материалов разработан на основе программы учебной дисциплины Русский язык и культура речи. Программа учебной дисциплины разработана на основании ФГОС СПО  по специальности 23.02.03 Техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта   (базовой подготовки).
 
Организация-разработчик: Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Иркутской области «Ульканский межотраслевой техникум»
Разработчик:
Кузнецова Л.Г., преподаватель
Рассмотрен и одобрен на заседании методической комиссии «Общеобразовательный цикл» Протокол № 1 от «31» августа 2015 г.
Руководитель методической комиссии Л.Г. Кузнецова
(инициалы, фамилия)
СОДЕРЖАНИЕ
1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ (ПАСПОРТ)
стр.
4
2. РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ, ПОДЛЕЖАЩИЕ ПРОВЕРКЕ
5-7
3. КОНТРОЛЬНО-ОЦЕНОЧНЫЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ ПРОМЕЖУТОЧНОЙ АТТЕСТАЦИИ ПО УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЕ
8-23
ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ (ПАСПОРТ)
1.1. Назначение:
КИМ предназначен для контроля и оценки результатов освоения учебной дисциплины Русский язык культура речи по специальности 23.02.03 Техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта.
Комплект контрольно-измерительных материалов разработан на основе программы учебной дисциплины Русский язык и культура речи.
Программа учебной дисциплины разработана на основании ФГОС СПО  по специальности 23.02.03 Техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта   (базовой подготовки).
.
1.2. Условия проведения дифференцированного зачета:
Дифференцированный зачет проводится в тестовой форме для всей группы в количестве 25 человек.
2. РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ, ПОДЛЕЖАЩИЕ ПРОВЕРКЕ
В ходе дифференцированного зачета проверяются следующие знания и умения:
Таблица 2.1
Результаты обучения (освоенные умения, усвоенные знания) Формы и методы контроля и оценки результатов обучения
Уметь: У.3. анализировать языковые единицы с точки зрения правильности, точности и уместности их употребления; Контрольные задания
№ 2,3,14,16,17
У.9. соблюдать в практике письма орфографические и пунктуационные нормы современного русского литературного языка; Контрольные задания
№ 5,6.7
Знать:  
З.1. основные составляющие русского языка; Контрольные задания
№ 1
З.2. язык и речь, специфику устной и письменной речи,  нормы русского литературного языка, функциональные стили речи, специфику и  жанры каждого стиля; Контрольные задания
№ 18,19,20,21,22
З.3. лексические нормы, фразеологию,  типы фразеологических единиц их использование в речи, лексикографию, основные типы словарей; Контрольные задания
№ 2,12,13,22,23
З.4. Фонетику, основные фонетические единицы, фонетические средства языковой выразительности, орфоэпию, орфоэпические нормы русского литературного языка, понятие о фонеме, графику, позиционный принцип русской графики, орфографию, принципы русской орфографии; Контрольные задания
№ 5,6,7,11
З.5. Морфемику, словообразовательные нормы, морфологические нормы, грамматические категории и способы их выражения в современном русском языке; Контрольные задания
№ 3,4,12,13
З.6. морфологические нормы, грамматические категории и способы их выражения в современном русском языке; Контрольные задания
№ 8,9,14,15
З.7. основные единицы синтаксиса, пунктуацию,  лингвистику текста. Контрольные задания
№ 10,24
В ходе текущего контроля проверяются следующие знания и умения:
Таблица 2.2
Результаты обучения
(освоенные умения, усвоенные знания) Формы и методы контроля и оценки результатов обучения
1 2
уметь У.1. осуществлять речевой самоконтроль; оценивать устные и письменные высказывания с точки зрения языкового оформления, эффективности достижения поставленных коммуникативных задач; оценка результатов выполнения контрольной   работы
У.2. осуществлять речевой самоконтроль; оценивать устные и письменные высказывания с точки зрения языкового оформления, эффективности достижения поставленных коммуникативных задач; оценка результатов выполнения контрольной   работы, оценка результатов выполнения самостоятельных работ  
У.4. извлекать необходимую информацию из различных источников: учебно-научных текстов, справочной литературы, средств массовой информации, в том числе представленных в электронном виде на различных информационных носителях; оценка результатов выполнения самостоятельных работ  
У.5. проводить лингвистический анализ текстов различных функциональных стилей и разновидностей языка; оценка результатов выполнения контрольной работы
У.6. использовать основные виды чтения (ознакомительно-изучающее, ознакомительно-реферативное и др.) в зависимости от коммуникативной задачи;  оценка результатов выполнения самостоятельных работ  
У.7. создавать устные и письменные монологические и диалогические высказывания различных типов и жанров в учебно-научной (на материале изучаемых учебных дисциплин), социально-культурной и деловой сферах общения;Оценка результатов выполнения контрольной   работы
У.8. применять в практике речевого общения основные орфоэпические, лексические, грамматические нормы современного русского литературного языка; оценка результатов выполнения контрольной   работы, оценка результатов выполнения самостоятельных работ  
У.11. использовать основные приемы информационной переработки устного и письменного текста; оценка результатов выполнения контрольной   работы
У.10. соблюдать нормы речевого поведения в различных сферах и ситуациях общения, в том числе при обсуждении дискуссионных проблем; оценка результатов выполнения контрольной   работы, оценка результатов выполнения самостоятельных работ  
3. КОНТРОЛЬНО-ОЦЕНОЧНЫЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ ПРОМЕЖУТОЧНОЙ АТТЕСТАЦИИ ПО УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЕ
3.1. Контрольно-оценочные материалы
Вариант 1
1. Раздел грамматики русского языка, излагающий учение о частях речи и свойственных им грамматических формах и значениях, называется:
а) фонетикой;
б) морфологией;
в) синтаксисом;
г) лексикой.
2. В каком предложении вместо слова бедный нужно употребить бедственный?
а) Бедная моя страна, что с тобой враги творят?
б) Во многих странах есть больницы для бедных, где оказывают бесплатную помощь.
в) Мы были поражены бедным положением наших новых соседей.
г) Я прочитала произведение Н. Карамзина «Бедная Лиза».
3. Укажите пример с ошибкой в образовании формы слова:
а) полутораста книгам;
б) опытные инженера;
в) трех восьмых;
г) вкусных оладий.
4. Укажите пример с ошибкой в образовании формы слова:
а) ложит на стол;
б) пара туфель;
в) пять суток;
г) десять килограмм.
5. В каком ряду во всех словах пропущена безударная проверяемая гласная корня?
а) разр..дить обстановку, обл..котиться, просв..щение;
б) пол..гать, выр..сший, в..нтиляция;
в) подр..внять бороду, м..кать перо, б..дминтон;
г) б…жутерия, р…сток, з…пах.
6. В каком ряду во всех словах пропущена безударная проверяемая гласная корня?
а) пор..дниться, ф..нарь, осл..бел;
б) к..мментарий, упр..влять, зн..комый;
в) изд..лека, ст..рпеть, прогл..тить;
г) пор..дниться,р…весник, приг…товления.
7. В каком ряду во всех словах пропущена безударная чередующаяся гласная корня?
а) забл..стать, оп..реться, д..фект;
б) откл..нение, вн..мание, разъ..сненение;
в) заг..релый, прот..рать, пл..вчиха;
г) пл..вчиха, инт…ллигент, ф…нарь.
8. В каком предложении НЕ со словом пишется раздельно?
а) (Не)грамотность инженера-конструктора была для всех очевидна.
б) Громкие речи отнюдь (не) всегда признак ума.
в) Жених её, расчётливый и (не)добрый человек, был известен на всю округу своим жестоким нравом.
г) (Не )побеждённые ленинградцы стали символом стойкости и воли к жизни.
9. В каком ряду на месте пропусков пишется одна и та же буква?
а) засе..ть поле, знач..щий поступок;
б) все души не ча..т, громко ла..щий;
в) изделия слав..тся стариной, они сбре..т бороды;
г) они кле..т, мысл..щий человек.
10. Укажите предложение с пунктуационной ошибкой:
а) На высоких тополях и на кудрявых ивах, лежал первый пушистый снег.
б) Ни тени зависти, ни умысла худого не знает это существо.
в) Всякий пустяк: поворот шоссе, ветка над забором, свет фонарей – все казалось значительным.
г) Ум имей хоть маленький, да свой.
11. Отметьте слово с ударением на первом слоге
А) до-го-вор В) и-скраБ) гна-ла Г) шо-фер12. Отметьте словосочетания с ошибкой в определении рода существительного.
А) чёрный рояль В) яблочное повидло
Б) покрыть толью Г) огромный мозоль
13. Отметьте словосочетания с ошибкой в образовании формы Р. п. мн. числа существительных.
А) килограмм помидоров В) несколько башкиров Б) табор цыган Г) герои басней
14. Отметьте неправильное сочетание слов.
А) принять меры В) принять решение
Б) предпринять меры Г) предпринять шаги
15. Отметьте предложения с ошибками в употреблении причастных и деепричастных оборотов.
А) Пользуясь калькулятором, расчёт производится быстро и легко.
Б) Проснувшись от холода, я увидел, что уже семь часов.
В) В комнате был камин, в котором уже давно не разжигали огонь и служивший
жильцам полкой.
Г) Затем Сергеев назначается начальником автобазы, работая в этой должности
полтора года.
16. Отметьте предложения с речевыми ошибками.
А) Писатель подробно описывает о жизни.
Б) Эта истина очевидна для всех.
В) Мыслимо ли равнодушие родителей за судьбу своих детей?
Г) В турнире принимали участие представители многих стран: Австрия, Венгрия,
Россия, Италия, Франция и др.
Д) Все десять победителей конкурса были награждены специальными призами.
17. Отметьте предложения с речевыми ошибками.
А) Я согласился на это скрипя сердцем.
Б) Уровень обслуживания населения будет поднят на более высокий уровень.
В) Недостатком сочинения является неполное раскрытие темы.
Г) Я знаю родной город как свои пять пальцев.
18. Определите, какие стилевые черты присущи публицистическому стилю речи:1. Логичность, объективность, обобщенность, смысловая точность.2. Эмоциональность, конкретность, простота речи.3. Оценочность, образность, эмоциональность, призывность.4. Образность, эмоциональность, конкретность.5. Смысловая точность.
19. Какова цель сообщения текстов официально-делового стиля?1. Создание картин и образов.2. Непосредственное повседневное общение.3. Убеждение, воздействие на слушателя.4. Точная передача информации.5. Передача научных сообщений.20. Определите жанры художественного стиля речи:1. Письмо, беседа, записка.2. Диссертация, конспект, доклад.3. Резолюция, заявление, докладная записка.4. Поэма, драма, рассказ.21. Какие языковые средства характерны для разговорного стиля?1. Итак, следовательно, во-первых, наоборот.2. Толстенный, сестрица, лгунишка.3. Акт милосердия, демократизация  общества,  народные избранники.4. Довожу до вашего сведения, принять меры.5. Шепот деревьев, сердце тоскует, хоровод звезд.
22. В каком предложении вместо слова ИСКУСНЫЙ нужно употребить ИСКУССТВЕННЫЙ?1) Мы любовались на выставке работой ИСКУСНЫХ ювелиров прошлого столетия.2) Печерский был ИСКУСНЫМ адвокатом и пользовался заслуженным уважением коллег.3) Мы слушали эту грустную историю, и ИСКУСНАЯ весёлость постепенно исчезала с наших лиц.4) ИСКУСНЫЙ пловец и на море не утонет.23. Назовите антоним фразеологизма «спустя рукава»:А) бить баклуши,Б) положа руку на сердце,В) сложа руки,Г) не покладая рук,Д) море по колено.
24. Укажите предложение с пунктуационной ошибкой:
А) Туча на севере росла, и захватывала запад и юг.
Б) Посетители библиотеки либо где-нибудь учатся, либо мечтают учиться.
В) Всюду: вверху и внизу – стоял плотный туман.
Г) Выступления танцевального ансамбля проходили с большим успехом как в нашей стране, так и за рубежом.
Вариант 2
1. Раздел русского языка, изучающий звуки речи, их свойства, законы их образования, называется:
а) фонетикой;
б) морфологией;
в) лексикой;
г) синтаксисом.
2. Выберите правильный вариант постановки ударения:
а) газиро′ванный;
б) жа′люзи;
в) красиве′е;
г) катало´г.
3. В каком предложении вместо слова экономный нужно употребить экономичный?
а) Моя подруга очень экономная, она знает, где и что можно купить дешевле.
б) Чтобы быть рентабельным и давать высокую прибыль, производство должно быть экономным.
в) Я не люблю экономных людей – они почти всегда жадные.
г) Мои родители – экономные люди.
4. Укажите пример с ошибкой в образовании формы слова:
а) наименее удобный;
б) курсантских погонов;
в) несколько платьев;
г) лягте на пол;
5. Укажите пример с ошибкой в образовании формы слова:
а) сумею убедить;
б) более сильнейший;
в) поезжай прямо;
г) их предложения.
6. В каком ряду во всех словах пропущена безударная проверяемая гласная корня?
а) изб..рательный, к..вычки, обхв..тить;
б) угн..татель, упр..стить, уд..лённый;
в) подр..внять бороду, м..кать перо, б..дминтон.
7. В каком ряду во всех словах пропущена безударная проверяемая гласная корня?
а) пор..дниться, ф..нарь, осл..бел;
б) к..мментарий, упр..влять, зн..комый;
в) изд..лека, ст..рпеть, прогл..тить;
г) пор..дниться, р…весник, приг…товления.
8. В каком ряду во всех словах пропущена безударная чередующаяся гласная корня?
а) забл..стать, оп..реться, д..фект;
б) откл..нение, вн..мание, разъ..сненение;
в) заг..релый, прот..рать, пл..вчиха;
г) пл..вчиха, инт…ллигент, ф…нарь.
9. В каком предложении НЕ со словом пишется раздельно?
а) (Не)грамотность инженера-конструктора была для всех очевидна.
б) Громкие речи отнюдь (не) всегда признак ума.
в) (Не)побеждённые ленинградцы стали символом стойкости и воли к жизни.
г) Жених её, расчётливый и (не)добрый человек, был известен на всю округу своим жестоким нравом.
10. Укажите предложение с пунктуационной ошибкой:
а) Неуютно было и в саду, и в лесу, и в доме.
б) Надо быть одинаково честным, как в большом, так и в малом.в) Всё вокруг хаты: подсолнухи, акации и сухая трава – было покрыто этой шершавой пылью.
11. Отметьте слово с ударением на втором слоге.
А) зво-нит .В) ка-та-лог
Б) ку-хон-ный Г) ал-фа-вит
12. Отметьте словосочетания с ошибкой в определении рода существительного.
А) жареный картофель В) чёрное кофе
Б) густой вуаль Г) компетентное жюри
13. Отметьте словосочетания с ошибкой в образовании формы Р. п. от существительных мн. числа.
А) нашествие варваров В) оружие осетиновБ) пара резиновых сапогов Г) отряд солдат
14. Отметьте неправильное сочетание слов.
А) надеть шляпу В) одеть очки
Б) надеть на палку Д) одеть ребёнка
15. Отметьте предложения с ошибками в употреблении причастных и деепричастных оборотов.
А) Создавая ценности, человек обновляет себя.
Б) Стоя у двери в гостиную, мне был ясно слышен весь их разговор.
В) Этот новый роман, опубликованный в журнале «Юность» и который рассказывает о событиях последних лет, очень понравился мне.
Г) Неожиданно пришедшая в голову свежая идея целый день не давала мне покоя.
16. Отметьте предложения с речевыми ошибками.
А) Комедия «Горе от ума» и сегодня сохранила свою актуальность.
Б) Море глаз устремились на знаменитого актёра.
В) Кротким характером девушка выдалась в отца.
Г) В первое время по приезду в Москву он чувствовал себя плохо.
Д) Банкиры понимают о необходимости помочь развивающимся предприятиям.
17. Отметьте предложения с речевыми ошибками.
А) Ваше предложение мне совсем не по душе.
Б) В заключение рассказчик рассказал нам очень смешную историю.
В) Наша поездка на Кавказ оставила неизгладимое впечатление.
Г) Эти стихи я очень хорошо выучил назубок.
18. Определите, какие стилевые черты присущи публицистическому стилю речи:1. Логичность, объективность, обобщенность, смысловая точность.2. Эмоциональность, конкретность, простота речи.3. Оценочность, образность, эмоциональность, призывность.4. Образность, эмоциональность, конкретность.5. Смысловая точность.19. Какова цель сообщения текстов официально-делового стиля?1. Создание картин и образов.2. Непосредственное повседневное общение.3. Убеждение, воздействие на слушателя.4. Точная передача информации.5. Передача научных сообщений.20. Определите жанры художественного стиля речи:1. Письмо, беседа, записка.2. Диссертация, конспект, доклад.3. Очерк, фельетон, репортаж.4. Резолюция, заявление, докладная записка.5. Поэма, драма, рассказ.21. Какие языковые средства характерны для разговорного стиля?1. Итак, следовательно, во-первых, наоборот.2. Толстенный, сестрица, лгунишка.3. Акт милосердия, демократизация  общества,  народные избранники.4. Довожу до вашего сведения, принять меры.5. Шепот деревьев, сердце тоскует, хоровод звезд.22. В каком предложении вместо слова СЫТЫЙ нужно употребить СЫТНЫЙ?1) СЫТЫЙ волк смирнее завистливого человека.2) Сено в стогу – СЫТЫЙ корм скоту.3) СЫТЫЙ голодного не разумеет.4) СЫТОЕ брюхо к ученью глухо.23. Какому словосочетанию синонимичен фразеологизм «хранить молчание»? А) как в воду глядел;Б) набрать в рот воды; В) выйти сухим из воды;Г) как рыба в воде;Д) не разлить водой.
24. Укажите предложение с пунктуационной ошибкой:
А) Выступления танцевального ансамбля проходили с большим успехом как в нашей стране, так и за рубежом.
Б) Французы и испанцы, немцы, и голландцы стали гостями фестиваля.
В) Колька не столько пел, сколько разевал рот и делал вид, что поёт.
Г) Неуютно было и в саду, и в лесу, и в доме.
Эталон ответов
1 вариант
1. б
2. в
3. б
4. в
5. а
6. в
7. в
8. б
9. б
10. а
11. в
12. б, г13. в, г14. б
15. а, в, г16. а, в, г17. а, б18. 3
19. 4
20. 4
21. 2
22. 3
23. г
24. а
Эталон ответов
2 вариант
1. а
2. г
3. б
4. б
5. б
6. б
7. в
8. в
9. б
10. в
11. а
12. б, г13. б, в
14. в
15. б, в
16. б, г, д
17. б, г
18. 3
19. 4
20. 4
21. 2
22. 3
23. б
24. б
Критерии оценивания
Количество баллов Оценка
22-24 5 (отлично)
17-21 4 (хорошо)
16-12 3 (удовлетворительно)
11 и менее2 (неудовлетворительно)