Урок русского языка по теме Обобщение слов-предметов, слов-признаков, слов-действий (2 класс)


Урок русского языка во 2 классе. Тема: Обобщение слов-предметов, слов-признаков, слов-действий.
Цель: 1.Обобщить знания учащихся о частях речи;
          2. Формировать умение применять на практике правило правописания безударных  гласных в словах;               
          3. Способствовать развитию речи.
          4.Воспитывать бережное отношение к родному языку, доброжелательное отношение друг к другу.
 
Планируемые результаты:
Личностные:
умение проводить самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности;
повышение уровня познавательных интересов, учебных мотивов;
развитие доброжелательности, доверия и внимательности к людям, готовности к сотрудничеству и дружбе, оказанию помощи тем, кто в ней нуждается.
2. Метапредметные:
  регулятивные:
способность принимать, сохранять цели и следовать им в учебной деятельности;
умение действовать по плану и планировать свою деятельность;
оценивать правильность выполнения действия, вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учета характера сделанных ошибок;
высказывать свое предложение
коммуникативные:
уметь оформлять свои мысли в устной форме, слушать и понимать речь других;
  познавательные:
уметь ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя, добывать новые знания, находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке
развитие универсальных логических действий: анализ, синтез, выбор оснований и критериев для сравнения, классификации объектов.
Оборудование: учебник, карточки с заданиями, тетрадь, разноцветные кружочки для самооценки, менеджмент.
Этапы урока Ход урока Формирование УУД,
1.Организационный момент. Мотивационный настрой. Настрой на работу
- Тишина!
Добрый день, дорогие ребята! Сейчас у нас урок русского языка.
Давайте улыбнемся, друг другу и думаю, что сегодняшний урок принесет нам всем радость общения друг с другом. Успехов вам и удач!
Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.2.Интеллектуальная разминка.
Формулирование проблемы, планирование деятельности.
1)Отгадайте загадки:
1.Всё что существует, оно обозначает,На вопросы КТО? и ЧТО? верно отвечает. (слова-предметы)
2.Он предметы оживляет,Всех их в дело вовлекает,ЧТО им ДЕЛАТЬ говорит,Строго сам за тем следит. (слова-действия)
3.Художницу нашу знает весь свет:Раскрасит художница всякий предмет.Ответит всегда на вопросы такие:КАКОЙ? КАКАЯ? КАКОЕ? КАКИЕ? (слова-признаки)
2) Формулирование задач урока.
-Как вы думаете, чем мы будем заниматься на уроке?
-Повторять и обобщать тему части речи.
Учиться находить грамматические основы.
– Что мы сейчас делали? (Планировали свою деятельность.)
3) -Проведем разминку:
1) Отвечаем быстро, хором:
1) Слова- предметы отвечают на вопросы… (кто? что?)
2) Если предмет неодушевлённый, к нему задают вопрос … (что?)
3) На вопросы какой? какая? какое? какие? отвечают слова- … (признаки)
4) Графически связь между предметом и признаком обозначается … (стрелкой)
5)Слова- действия отвечают на вопросы (что делать?...)
4) Работа в тетрадях.
-Откройте тетрадь. Запишите число.
«Финк – райт – раунд - робин» (подумай-запиши-обсуди в команде).
-Какое сейчас время года?
Запишите под диктовку слова: зима, пушистый, наступила, покрыл, снег, землю. Составьте с ними 2 предложения. Подчеркните орфограммы во 2 предложении.
(Наступила зима. Пушистый снег покрыл землю.)Познавательные УУД 1. Развиваем умения извлекать информацию из схем, иллюстраций, текстов.
2. На основе анализа объектов делать выводы.
3. Обобщать и классифицировать по признакам.
4. Прогнозировать предстоящую работу (составлять план).
Коммуникативные УУД
1. Развиваем умение слушать и понимать других.
2. Строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами.
3. Развитие умений – применение знания.
5) Структура «Финкин-мэпс» Карта-дерево
-Сейчас, ребята, мы составим карту-дерево по теме Части речи
Части речи

Слово-предмет слово-признак слово-действие
Запишите по 2 слова разных частей речи. Составьте с ними предложения. Найдите основу предложений.
Вывод. Главные слова (грамматическая основа) в предложении тесно связаны по смыслу, кто-то в предложении должен производить действие. Он называется действующее лицо.
Регулятивные УУД
1. Развиваем умение высказывать своё предположение на основе работы с материалом.
2. Оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей.
Коммуникативные УУД
1. Развиваем умение слушать и понимать других.
2. Строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами.
4.Физминутка. 6)-А сейчас мы с вами отдохнем по структуре «Микс – пэа - шэа».
-Встали все, задвиньте стулья. Вы под музыку перемешиваетесь в классе. Когда я останавливаю музыку, скажу «В пары!». Вы должны встать в пары с ближним к вам учеником, поприветствовать друг друга.
Я задам вопрос и дам время подумать. Вы по очереди будете отвечать 30 с. (по «Таймд – пэа - шэа»). После чего должны поблагодарить партнера.
1) Что такое слово-предмет?
2) Как найти основу предложения? Коммуникативные УУД
1. Развиваем умение слушать и понимать других.
2. Строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами.
3. Оформлять свои мысли в устной форме.
4. Умение работать в паре
3. Развитие умений – применение знания.
(продолжение) 7) Работа по структуре «Измерение креативности по Гилфорду» (беглости и гибкости).
-Найдите в тексте, как можно больше слов-признаков
Зима
Холодные морозы сковали землю. Замерзли реки и озера. Везде лежит белый пушистый снег. Дети рады зиме. По свежему снегу приятно бежать на лыжах. Серёжа и Женя играют в снежки. Лиза и Зоя лепят снежную бабу. Только лесным животным тяжело в зимнюю стужу. Птицы летят ближе к человеческому жилью. Ребята, помогите зимой нашим маленьким друзьям. Сделайте для птиц кормушки. (9)
8) Работа по субъективной аналогии, работа в паре
-Запишите свои идеи на тему «Каково быть словом-предметом?»
«Каково быть словом-признаком?»
«Каково быть словом-действием?»
5. Итог урока.
– Над развитием какого умения работали на уроке? (Находить главные слова (грамматическую основу) в предложении, составлять предложения, развивать речь, повторяли части речи, обобщали их)
– Понравилась ли вам работа в группах? Почему?
Можно обсудить, получить помощь, лучше понять.
– Что у вас получалось сегодня лучше всего?
– В чём испытали затруднения?
Рефлексия
1. Нужна помощь!2. Я всё понял! 3. Могу применять правила на практике. Смогу оказать помощь! 6. Домашнее задание. Составить и записать свои идеи на тему «Каково быть основой предложения?» СЛОВО – ПРЕДМЕТ
СЛОВО – ПРИЗНАК
СЛОВО – ДЕЙСТВИЕ
ЧАСТИ РЕЧИ