«Из опыта работы по формированию рефлексивных действий у учащихся начальных классов в процессе обучения»

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 67
с углубленным изучением отдельных предметов»
Свердловской области
г. Екатеринбурга




Статья


«Из опыта работы по формированию рефлексивных действий
у учащихся начальных классов в процессе обучения»




























подготовила
учитель начальных классов
Иванова Людмила Геннадьевна






Г.Екатеринбург, 2015г.


Из опыта работы по формированию рефлексивных действий у учащихся начальной в процессе обучения.

В основе полноценной работы ребенка в учебной деятельности лежат содержательные способы построения сотрудничества с взрослыми, а их психическим механизмом является способность детей к рефлексии.
Рефлексия считается одним из центральных психических новообразований младшего школьного возраста. Она позволяет ребенку не только отделять то, что он знает и умеет от того, что он не знает и не умеет, но и определять причину своего незнания. Иными словами способность четко устанавливать границы собственных возможностей, обнаруживать источники своей ограниченности.
Рефлексия формируется в младшем школьном образе, поэтому необходимо, чтобы учебное сотрудничество носило рефлексивный характер. Ведущей характеристикой такого сотрудничества является способность ребенка показать: чего именно он еще не может сделать самостоятельно, в какой конкретно помощи нуждается.
Обычно знание границ ученических возможностей, знание того, что дети знают, могут делать сами, а где нуждаются в помощи и подстраховке находится в ведении учителя: это он (а) знает, чего еще не проходили ученики и старается давать задания только в рамках усвоенного. Сам ученик как правило не ведает, где проходит граница его знаний и попадает в мучительную ситуацию, например, при письме, он не понимает, каких орфограмм он еще не знает, поэтому не может воспользоваться словарем, справочником или задать нужный вопрос взрослому; такая же ситуация наблюдается и при решении задач. Ребенок не понимает, что ему следует узнать и не пробует узнавать. Так сама система ограничивает свободный поиск, самостоятельную, познавательную активность детей. Поэтому умение детей самостоятельно оценивать свои учебные достижения важно так же, как и важно умение бегло читать, грамотно писать, быстро считать, разбираться в задачах.
Не умея оценить себя, ребенок так и не становится подлинным субъектом, хозяином своих интеллектуальных богатств, и постоянно нуждается в руководстве, контроле и оценке учителя. Со способности понять, с действия самооценки: «Это я уже умею и знаю», «Этого я еще не знаю, надо узнать» начинается учебная самостоятельность ребенка, развитие его рефлексивных действий. Начинается переход от чисто исполнительского поведения старательного ученика к постоянному самосовершенствованию человека, умеющего учиться. Поэтому задача формирования у учащихся оценивать свои собственные успехи, в выращивании драгоценной способности к учебной самостоятельности, к рефлексии, прежде всего умению отделять известное от неизвестного, была и остается одной из главных в организации учебного процесса. И чем раньше педагог начинает работу по формированию у детей способности к рефлексии, тем успешнее и радостнее будет их учение в школе.
Что же это за понятие рефлексия? Ожегов данное понятие определяет так: «Рефлексия – размышления о своем психическом состоянии, склонность анализировать свои переживания». Авторы словаря – справочника Дьяченко М.И. и Кандыбович Л.А.: рефлексия - самоанализ, осмысление, оценка предпосылок, условий и течения собственной деятельности, внутренней жизни. Таким образом, рефлексия - способность анализировать способы и результаты своей деятельности, при решении учебной задачи с помощью мыслительной деятельности.
Формирование рефлексивных действий помогает ученику определить собственный достигнутый результат ума и души.
Очень часто мы, учителя, сталкиваемся в работе с ситуацией, когда ученики не умеют объяснить то, что выполняют. Они не умеют пользоваться знаниями, а умения и навыки на столько привязаны к отработанным образам, что в новых, нестандартных ситуациях как правило не срабатывают. Причина этого как раз в том, что он не овладел конкретным умением, его знание не стало умственным действием.
Одним из приемов формирования рефлексивных действий может быть работа по развитию у учащихся основ активного слушания, которое включает в себя обучение задаванию вопросов учащимися как учителю, так и друг другу, уточнение, обмен информацией, вариантами ответов. Сначала происходит обучение общению при фронтальном взаимодействии, здесь дети учатся слушать друг друга, затем в парах при специально подобранном материале для парной работы.
Развитию рефлексивных действий способствует организация работы в группе. Учитель организует работу, «запускает», а затем дети работают самостоятельно. При этом дети обращаются к учителю очень редко, в крайних
ситуациях. Дети не стремятся к сотрудничеству со взрослым, работают внутри своей группы. При такой работе обращение идет, прежде всего, к партнеру. В результате кооперационных действий со сверстниками идет формирование контрольно- оценочных действий ребенка. Чтобы их освоить, ребенок должен встать на позицию взрослого.
Эффективно развивается рефлексия на уроках оценки. На данных уроках используется специальный прием – различные задания с ««ловушками», которые позволяют ученику оценить свои действия («ловушка» - специально сделанная ошибка, методический прием, направленный на развитие рефлексивных действий).
Примеры заданий:
Прочитай пары слов, проверь, правильно ли подобрано проверочное слово. Если нет, то запиши свое:

Большой - боль, шишка - шишки, бегун - беглый, звездачка - звезда, зимавать- зима, земляника - земля
Данное задание позволяет установить, все ли дети понимают, что орфограмму слабой позиции необходимо проверять по сильной позиции в той же части слова.
2.Определи и выдели окончание в словах:
Небо, кино, бегут, кнут, слово, снова.
Донное задание позволяет оценить степень овладения учащимися способом выделения окончания в словах. Учащиеся должны понимать: чтобы выделить окончание, нужно изменить слово. В неизменяемых словах окончания нет и быть не может.
Можно предложить после выполнения таких заданий ответить на вопросы.
Скажи о себе: усвоил(а) ли ты тему?
Быстро ли находил(а) «ловушки»?
Работу можно строить по 4 направлениям: нахождение «ловушек», придумывание таких же «ловушек», объяснение другим, как придумывать «ловушки», придумывание трудных заданий для других.
Формированию рефлексивных действий способствует и развитие навыков самоконтроля. Систематическая работа по формированию самоконтроля стимулирует творческую активность и самостоятельность мышления учащихся.
Уровень сформированности навыков самоконтроля во многом определяет как осознанность усвоения программного материала, так и развитие способности к саморегуляции. Целесообразно составлять специальные работы по диагностике способности учащихся к самоконтролю. Диагностические работы не следует при этом оценивать отметками. В них специально вводится материал, еще не изучавшийся на уроках. От решения таких задач ученики должны уметь отказываться. Очень важно помочь ребенку научиться самостоятельно оценивать свои учебные достижения, потому что в этом случае он становится хозяином своих интеллектуальных богатств.
Пример диагностической работы:
Тема: «Уравнение»
Цель:
установление уровня сформированности обобщенного подхода к решению уравнений;
проверка умений устанавливать взаимосвязь известных и неизвестных величин в уравнениях различного уровня сложности;
проверка умений пользоваться вычислительными приемами;
Задание №1. Реши только те уравнения, которые можно решить:
Х х 9 = 54 63 : Х = 9
75 – Х = 90 Х – 17 = 13
Задание №2. Рассмотри уравнения. Реши, какие можешь:
Х - 85 = 7 х 9 945 – d х 10 = 645
Выполняя данную работу, учащиеся должны либо суметь отказаться решать уравнения, которые на момент проверки в классе не решали, либо попытаться решить самостоятельно. Так, в з.№1 уравнение 75-X=90 не решается ( возможен вариант замены знака + на -), в з.№2 та же ситуация в первом уравнении, уравнения вида 945 – d x 10 = 645 не решали. Но если ребенок владеет способом обобщенного подхода к решению уравнений, то он корень уравнения найдет так: d= (945-645): 10, d= 300:10, d= 30.
Пример диагностической работы по математике (1 класс)
Тема: Сложение, вычитание в пределе 20.
Цель: выявить умения рассматривать ряд объектов под одним углом зрения, переключения на другой угол зрения
Задание: а) выполнить действия:
17+6 = 9+13= 19-8= 12-5=
15+4= 8-4 = 11-7= 16+3=
2+7= 18-5= 16-3= 9+8=
б) разделите все эти равенства на 2 группы так, чтобы в каждой группе были равенства, похожие друг на друга. Можно найти несколько решений.
Пояснения к заданию: Задание имеет три варианта решения: 1) По знаку действия (сложение, вычитание), 2) по признаку наличия или отсутствия перехода через десяток при вычислении, 3) по признаку состава компонентов действий чисел (все компоненты однозначные числа или среди компонентов есть и однозначные, и двузначные)
Развивать рефлексивность можно также с помощью дневника школьника или портфолио. В конце рабочего дня дети отмечают свои достижения в словесной форме или условными значками. С удовольствием заполняют рубрики: « Мне очень нравится», « Мне совсем не нравится», « Мои успехи», «Хочу знать», « Хочу уметь» и т. д.
В первом классе целесообразно ведение Карты самоконтроля. Учащиеся учатся оценивать себя сначала по двум критериям: нравится – не нравится (зеленый цвет и красный). Постепенно вводится третий критерий - затрудняюсь, делаю ошибки (желтый цвет)

Карта самоконтроля

Моё настроение в начале урока



Устная работа



Работа с учебником


Работа в тетради





Моё настроение в конце урока



Во втором классе уместно ведение Оценочных листов. По ходу урока ребенок оценивает свою работу на этапах урока. Сначала учащиеся делают такую работу вместе с учителем. Так, например, дети повторяли табличное умножение. Учитель просит оценить свои знания тем или иным цветом: зеленый кружок – работал, все понятно; желтый кружок – работал, но допускал ошибки; красный кружок – испытываю затруднения. Затем дети делают самооценку своей работы самостоятельно. При этом можно предложить оценивать самостоятельно любых 1-2 этапа урока. Когда учащиеся научатся оценивать себя по Оценочному листу, необходимость их ведения отпадает. Можно ограничиться устной словесной самоооценкой.
Оценочный лист
Дата: _________________ Фамилия, имя: _______________________________
Этапы урока
1 урок
2 урок
3 урок
4 урок
5 урок

1.Повторение (АЗ).






2.Постановка цели, задач урока.






3.Основной этап урока (ОНЗ, ОиСЗ )






4.Закрепление нового знания






5.Самостоятельная работа.






6. Итог урока.






Выводы (рефлексия)







(АЗ - актуализация знаний, ОЗН - открытие нового знания, ОиСЗ - обобщение и систематизация знаний)
Начальная школа является самой важной и значимой ступенью в системе школьного образования. И от того, насколько будет привит ребенку интерес к процессу познания, созданы комфортные условия для учения, необходимые для развития самостоятельности, способности к самоорганизации и самореализации, зависит не только успешность обучения в основной и старшей школе, но и желание и умение совершенствовать свое образование всю жизнь.





Литература:
1.Планируемые результаты начального общего образования /Л.Л.Алексеева, С.В.анащенкова и др./; под ред. Г.С. Ковалевой, О.Б.Логиновой -2-е изд. – М.: Просвещение, 2010.-120с.- (стандарты второго поколения).
2.Дусавицкий А.К. Урок в начальной школе. Реализация системно-деятельностного подхода к обучению: Книга для учителя/ А.К. Дусавицкий , Е.М.Кондратюк, И.Н. Толмачева, З.И. Шилкунова – 5-е изд. – М.: ВИТА-ПРЕСС, 2002.- 288с.



15