Диагностика нарушений навыка чтения у учащихся младших классов специальной (коррекционной) школы VIII вида


Диагностика нарушений навыка чтения у учащихся младших классов специальной (коррекционной) школы VIII вида
Процедура исследования навыка чтения
В этой статье мы хотели бы остановиться на развитии у детей следующих качеств полноценного чтения – это правильность, беглость, выразительность и осознанность. Но для того, чтобы развивать, нам необходимо провести обследование: на каком уровне находятся эти компоненты процесса чтения у школьников, имеющих умственную отсталость.
Для решения этой задачи мы разработали целую серию диагностических методик, по которым мы будем обследовать навыки чтения у учеников 2-го класса, имеющих интеллектуальные нарушения, по следующим направлениям:
Правильность чтения – это отсутствие ошибок в чтении, искажений окончаний, правильная расстановка ударений и согласований при чтении слов, словосочетаний, предложений, текстов.
Беглость чтения — качество, которое основывается на правильность чтения, при котором скорость понимания теста возрастает настолько, что восприятие прочитанного опережает произнесение.
Выразительность чтения – важное качество, характерное для чтения вслух, опирающееся на правильность чтения, сопровождающее правильным литературным произношением и наиболее ярко передающее эмоциональную наполняемость содержания.
Осознанность чтения – самое главное качество, опирающееся на все предыдущие, и при наличии которого достигается понимание смысловой нагрузки текста.
Правильность чтения
Для диагностики правильности чтения мы использовали следующие задания:
Чтение одинаковых слов, отличающиеся одной буквой (тучка-точка);
Чтение слов из одинаковых букв, отличающихся порядком (камыш-мышка);
Чтение родственных слов (снег-снежок-снеговик);
Чтение слов с пропущенной буквой (рука – р*ки – руч*и);
Чтение слов с одинаковыми приставками (полетел-поскакал-положил).
Беглость чтения
Прочтение слов за минуту;
Прочитать первые слова предложения, досказать вторую часть;
Читать на движущейся ленте.
Выразительность чтения
Скороговорка – «Хохлатые хохотушки хохотом хохотали» передать выражение;
Педагог читает:
-О чём поют воробушки в последний день зимы?
Ребенок выражает эмоции голосом:
-Мы выжили! Мы выжили!
Мы живы, живы мы!
Ребенок читает фразу с ударениями на разных словах:
-ТЫ помыл посуду?
-Ты ПОМЫЛ посуду?
-Ты помыл ПОСУДУ?
Осознанность чтения
Чтение 2-х похожих коротких текстов и ответы на вопросы:
Вариант 1. День рождения
Мама Кошка испекла своему любимому сыночку вкусный пирог. В пирог она поставила 3 свечки. Гости съели пирог и пошли лепить снеговика и играть в снежки.
Вопросы:
У кого был День рождения?
Сколько лет ему исполнилось?
В какое время года был День рождения?
Вариант 2. День рождения
Мама Медведица испекла своему любимому сыночку вкусный пирог. В пирог она поставила 2 свечки. Гости съели пирог и пошли собирать одуванчики.
Вопросы:
У кого был День рождения?
Сколько лет ему исполнилось?
В какое время года был День рождения?
Диагностика для выявления навыков чтения проводилась индивидуально – с детьми велась разъяснительная беседа, задавались вопросы, давались карточки с написанием слов, результаты фиксировались в таблицу. Детям предлагается прочитать слова с карточки. Если не получается с первого раза, педагог объяснял, затем ребенок пробовал еще раз.
Ответы мы оценивали по 2-х балльной системе:
0 баллов – ничего не ответил, не пытался ответить, не принял задание;
1 балл – выполнил самостоятельно или после подсказки взрослого.
I серия заданий
Правильность чтения
Для диагностики правильности чтения мы использовали следующие задания:
Чтение одинаковых слов, отличающиеся одной буквой (тучка-точка; кот-рот).
Оценка:
0 баллов – отказ от задания, даже после помощи допускал ошибки в прочтении второго слова;
1 балл – правильное прочтение, правильное прочтение после помощи.
Чтение слов из одинаковых букв, отличающихся порядком (камыш-мышка; нос-сон);
Оценка:
0 баллов – отказ от задания, даже после помощи допускал ошибки в прочтении второго слова;
1 балл – правильное прочтение, правильное прочтение после помощи.
Чтение родственных слов (снег-снежок-снеговик);
Оценка:
0 баллов – отказ от задания, даже после помощи допускал ошибки в прочтении слов;
1 балл – правильное прочтение, правильное прочтение после помощи.
Чтение слов с пропущенной буквой (рука – р*ки – руч*и);
Оценка:
0 баллов – отказ от задания, даже после помощи допускал ошибки в прочтении слов;
1 балл – правильное прочтение, правильное прочтение после помощи.
Чтение слов с одинаковыми приставками (полетел-поскакал-положил).
Оценка:
0 баллов – отказ от задания, даже после помощи допускал ошибки в прочтении второго слова;
1 балл – правильное прочтение, правильное прочтение после помощи.
II серия заданий
Беглость чтения
Прочтение слов за минуту (текст из букваря);
Оценка:
0 баллов – от 0 до 5 слов;
1 балл – свыше 6 слов.
Прочитать первые слова предложения, досказать вторую часть (Выпал снег и…);
Оценка:
0 баллов – если ребенок отказывается отвечать или говорит несвязные между собой слова;
1 балл – если вторая часть связана с первой частью.
Читать на экране движущиеся буквы (а, о, м, ра, ко, му, кот, лес, ком, сок, рот, мак);
Оценка:
0 баллов – от 0 до 5 слов;
1 балл – свыше 6 слов.
III серия заданий
Выразительность чтение
В скороговорке – «Хохлатые хохотушки хохотом хохотали» передать веселое, задорное выражение.
Оценка:
0 баллов – непринятие задания;
1 балл – повторение скороговорки с выражением.
Педагог читает:
-О чем поют воробушки в последний день зимы?
Ребенок сначала слушает, потом повторяет, выражая эмоции голосом:
-Мы выжили! Мы выжили!
Мы живы, живы мы!
Оценка:
0 баллов – отказ от выполнения задания;
1 балл – повторение текста с выражением эмоционального настроения.
Ребенок читает фразу с ударениями на разных словах:
1.-ТЫ помыл посуду?
2.-Ты ПОМЫЛ посуду?
3.-Ты помыл ПОСУДУ?
Оценка:
0 баллов – отказ от выполнения задания, чтение без выражения;
1 балл – за каждого предложение с интонацией.
IV серия заданий
Осознанность чтения
Чтение 2-х похожих коротких текстов и ответы на вопросы:
Вариант 1. День рождения
Мама Кошка испекла своему любимому сыночку вкусный пирог. В пирог она поставила 3 свечки. Гости съели пирог и пошли лепить снеговика и играть в снежки.
Вопросы:
У кого был День рождения?
Сколько лет ему исполнилось?
В какое время года был День рождения?
Вариант 2. День рождения
Мама Медведица испекла своему любимому сыночку вкусный пирог. В пирог она поставила 2 свечки. Гости съели пирог и пошли собирать одуванчики.
Вопросы:
У кого был День рождения?
Сколько лет ему исполнилось?
В какое время года был День рождения?
Оценка:
0 баллов – непринятие задания, неправильный ответ;
1 балл – правильный ответ, ответ после помощи педагога.