Конспект урока по изобразительному искусству Убранство русской избы 5 класс


Конспект урока изобразительного искусства в 5 классе по теме:
«Убранство русской избы»
Цели урока:
-развитие интереса к народной культуре, воспитание чувства сопричастности к истории и культуре своего народа.
-ознакомление учащихся с внешним убранством русской избы;-углубление знаний учащихся о традиционных народных строениях;-развитие чувства патриотизма, интереса к истории и культуре своего народа, к сокровищам народного творчества.Задачи:Образовательная: расширение знаний учащихся о резных и расписных элементах, применяемых для украшения русской избыРазвивающая: развитие творческого воображения, фантазии, умения понимать и ценить прекрасное.Воспитательная: способствование эстетическому восприятию действительности через познавательную и практическую деятельность; - воспитание уважительного отношения к культуре и обычаям своего народа, желания приумножить духовно-нравственные традиции.Оборудование
А) учитель Образцы резных и расписных украшений дома Презентация
Б) учащиеся
Бумага, краски, кисти. палитраМузыкальный ряд: русская народная музыка.
План урока
1.Организационный момент.2.Мотивация учащихся. Актуализация имеющихся знаний.
3.Объяснеие новой темы. Самобытность искусства народов, проживающих в разных климатических зонах страны. Особенности строения крестьянской избыСвоеобразие декора.Отличие декоративного убранства русской избы в Поволжской зоне и на Севере России.4.Самостоятельная работа.
5.Итог урока3.Объяснение темы урока. Русский человек жил в тесном содружестве с природой, окружающим миром, выражал свои представления о нем в символических образах, как бы призывая в союзники, могущественные силы природы. Самобытность искусства народов, проживающих в разных климатических зонах страны влияли на особенности строения крестьянской избы и своеобразие декора. Помыслы, мечты, надежды любого человека связаны с настоящим и обращены к будущему. Благодаря тому, что думая о будущем, мы обращаемся к прошлому, существуют народные традиции, народное искусство, в том числе искусство строения жилища .Искусство каждого народа начинается с архитектуры. Когда-то на Руси леса тесной стеной окружали деревни и села. В русском зодчестве хранится память народная. Память помогает нам полнокровно жить, творить, утверждать новое. Один из известных специалистов В.С. Воронов писал: «искусство, рожденное народным коллективом, всегда гениально, всегда сохраняет в себе огромную плодотворную и неумирающую энергию воздействия на индивидуальность и всегда является ей примером величия и силы подлинного творчества».  Народное искусство сегодня представляет собой стержень, соединяющий современную художественную культуру с истоками человеческой цивилизации.Русская изба…Что такое дом, изба для человека? Каким должен быть для человека дом (жилище)? Человек, чувствуя себя незащищенным от внешних сил, стремился создать свой мир, свой дом - добрый и уютный. И поэтому неслучайно, если вы обратите внимание на крестьянские дома в деревнях и селах вы не сможете найти два одинаковых по внешнему убранству дома.Как вы думаете, почему? ( потому что каждый хозяин дома старался , чтобы его дом был красивым, уютным, отличался своим резным или расписным убранством, то есть имел свое индивидуальное «лицо». Интересны и загадочны сами названия конструкций, декоративных элементовФронтон избы- чело, передняя часть-лицо, окна-глаза. Удивительно, что так очеловечен облик избы.Чудесной резьбой покрывали мастера не только предметы интерьера, но и саму избу.Крестьянский дом называли родной, родимый, как называют дорогого человека. Дом – кров по своей значимости находился в одном ряду таких понятий, как жизнь, добро, родная земля. Русская изба состояла из трех частей:верхняя часть – жизнь души, поэтому самая яркая, красивая, нарядная ;конек – охлупень (небесная колесница);сруб – с него начинали строить, это жизнь человека.клеть – комната без окон, в ней хранились бочки с вареньем и соленьем ( в северных районах нашей страны). Для чего сажал русский человек конька на крышу дома? Только ли ради украшения или в этом есть более глубокий смысл? Тем более что одному человеку водрузить конька было просто не под силу. Всем миром, всей деревней устанавливали огромное бревно лиственницы, с вырезанным из корневища обликом коня или птицы, всем миром радовались успешному завершению дела. Вот что по этому поводу писал великий русский поэт С.А. Есенин: «Конь в греческой, римской, египетской и русской мифологии есть знак устремления но только один русский мужик догадался посадить его к себе на крышу, уподобляя свою хату под ним- колеснице».Оказывается, для русского человека образ коня на крыше значил гораздо больше, чем украшение, он олицетворял солнце, становился солнечным знаком, под защитой которого и находился дом, крестьянская семья. Русская культура вся обереговая, предназначена оберегать человека.Одним из распространенных изображений русской избы является образ русалки – берегини Свои наблюдения за движением солнца по небосводу наши предки сумели запечатлеть в образном строе фронтона дома.Доски - полотенца украшают спереди фронтон избы.Символы солнца и земли на резных полотенцах крестьянских изб.Левый конец причелин символизировал – утреннее восходящее солнце, а правый – вечернее заходящее . Почему в орнаментах (резных и расписных) крестьяне чаще всего изображали солнце?Потому что от солнца зависело благополучие в семье крестьянина-землепашца. Мечта о солнце объяснялось еще и тем, что оно было зачастую редким и оттого таким желанным в суровых северных краях.Причелины- «хляби» изб (заклинательная орнаментика).На окнах изб были наличники с вырезанными цветами, травами или изображениями разных животных.Через передние окна в избу входили свет солнца, новости деревенской жизни. Окно связывало мир домашней жизнь с внешним миром, и поэтому так торжественно – наряден был декор окон.На наличниках можно было увидеть фигурки птиц, клюющих виноград, изображения фантастических животных.
«Ты лучами к полям прикасалось,Улыбалось веселым огнем, Ты и кругом и ромбом казалось,Представлялось ты даже конем»,- писал поэт Б. Дубровин.4.Задание для творческой работы. (на выбор)- выполнить эскиз украшения фронтона дома-1 вариант- выполнить эскиз декоративного оформления окна (с резными наличниками-2 вариант)- выполнить декоративного оформления окна со ставнями-3 вариант- выполнить эскиз декоративного убранства: причелины или лобовой доски или полотенца.5.Педагогическое руководство творчеством учащихся.6.Подведение итогов урока.- Что мы узнали сегодня на уроке?- Чему научился на уроке? 7. Анализ работ учащихся, выставление оценок.Вопросы для рефлексии:- Зачем люди украшают свои жилища?- О чем может рассказать декор крестьянской избы?- Назовите элементы избы.Источники для подготовки к уроку:Н.А. Горяева О.В. Островская. Декоративно – прикладное искусство в жизни человека. М. Просвещение, 2006 г.М.А. Некрасова Народное искусство России. Народное творчество как мир целостности. М., 1983