Рабочая программа по русскому языку для 5 класса, составлена на основе авторской программы под ред. М.М. Разумовской


Пояснительная записка
Рабочая программа по русскому языку составлена на основе авторской программы под редакцией М.М. Разумовской (Рабочая программа. Русский язык. 5-9 классы: авт.-сост. М.М. Разумовская, С..И. Львова. В.И. Капинос. В. В. Львов, Г.А. Богданова. 2-е изд., стереотипное. М.: Дрофа, 2013), допущенной Министерством образования и науки Российской Федерации, которая полностью соответствует новым образовательным стандартам по русскому языку и входит в состав УМК и примерной программы основного общего образования по литературе. Рабочая программа разработана на основе федерального базисного учебного плана (приказ МО РФ от 09.03.04. года № 1312 «Об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программу общего образования»).Программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития учащихся средствами учебного предмета в соответствии с целями изучения русского языка, которые определены стандартом.
Главная цель обучения русскому языку состоит в том, чтобы обеспечить языковое развитие учащихся, помочь им овладеть речевой деятельностью: сформировать умения и навыки грамотного письма, рационального чтения, полноценного восприятия звучащей речи, научить их свободно говорить и писать на родном языке, пользоваться им в жизни как основным средством общения.
Задачи обучения:
1) формировать у учащихся научно-лингвистическое мировоззрение, вооружать их основами знаний о родном языке (его устройстве и функционировании), развивать языковой и эстетический идеал, т.е. представления о прекрасном в языке и речи;
2) формировать прочные орфографические и пунктуационные умения и навыки (в пределах программных требований);
3) обучать умению связно излагать свои мысли в устной и письменной форме;
4) обучать умению самостоятельно пополнять знания по русскому языку;
5) воспитывать учащихся средствами данного предмета.
Общая характеристика учебного предмета
Русский язык является одним из ведущих предметов гуманитарного цикла в системе школьного образования, поскольку не только формирует важные практические умения и навыки, но и является важнейшим средством познания других наук, средством развития мышления.
Изучение русского языка в основной школе направлено на достижение следующих целей:
развитие и воспитание школьника, его социализация, развитие интеллектуальных качеств; формирование ценностной ориентации – осознание русского языка как духовной ценности, его значимости в жизни современного общества; формирование любви и уважения к русскому языку, развитие потребности к речевому самосовершенствованию;
овладение русским языком как средством общения в повседневной жизни, учебной деятельности; развитие способности к речевому взаимодействию и взаимопониманию; овладение русским языком как средством получения знаний по другим учебным предметам;
освоение знаний о русском языке, его устройстве и функционировании; обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся; освоение стилистических ресурсов русского языка, овладение его основными изобразительно-выразительными средствами;
формирование способности опознавать, анализировать, сопоставлять, классифицировать языковые и речевые явления и факты, оценивать их с точки зрения нормативности, соответствия ситуации, сфере общения; осуществлять информационный поиск, извлекать, преобразовывать необходимую информацию, работать с текстом, производить его информационную переработку;
приобретение компетентности в сфере русского языка и речевого общения:
речевая компетентность – овладение всеми видами речевой деятельности и основами культуры устной и письменной речи, базовыми умениями и навыками использования языка в жизненно важных для данного возраста сферах и ситуациях общения;
языковая (лингвистическая) компетентность – овладение основами науки о языке, основными умениями и навыками анализа явлений и фактов языка, формирование и совершенствование способности учащихся употреблять слова, их формы и синтаксические структуры в соответствии с нормами литературного языка, использовать синонимические ресурсы русского языка;
социокультурная компетентность – овладение единицами языка с национально-культурным компонентом значения и русским речевым этикетом.
Современная концепция преподавания русского языка заключается в том, что в ней предлагается объединить теорию языка, орфографические и пунктуационные правила, развитие речевой культуры, сделав основным объектом рассмотрения на уроке русского языка текст, поскольку именно в тексте происходит реализация языковых правил. Следует наглядно показать ученику, как каждый языковой уровень (фонетика, лексика, морфология, синтаксис) помогает создавать и понимать текст.
В учебно-методическом комплексе под редакцией М.М. Разумовской содержание языкового и речевого материала подается в единстве. В программе расширена понятийная основа обучения связной речи. Теория приближена к потребностям практики; она вводится для того, чтобы помочь учащимся осознать свою речь, опереться на речеведческие знания как систему ориентиров в процессе речевой деятельности, овладеть навыками самоконтроля.
Помимо ставшего уже привычным внимания к значению слов и различных грамматических структур, особое место отводится морфемной семантике. Осмысление значения морфем, внимание к внутренней форме слова не только формирует грамматическое мышление ребенка, но и помогает решить проблемы внутрипредметных связей (позволяет сформировать орфографические, грамматические, лексические умения и навыки в их единстве).
В связи с усиленным вниманием к семантической характеристике слова вводятся такие понятия, как словообразовательная модель, словообразовательная цепочка, исходная часть слова.
Речевая направленность курса потребовала усиленного внимания к воспитанию у учащихся чуткости к красоте и выразительности родной речи, гордости за русский язык, интереса к его изучению. Этому способствует знакомство с изобразительными возможностями изучаемых единиц языка, наблюдение за использованием разнообразных языковых средств в классических образцах художественной литературы, в которых наиболее полно проявляется изобразительная сила русской речи.
Постигая теорию в виде научного описания (рассказа), ученики постепенно накапливают нужные сведения: овладевают терминами, осваивают образцы научной речи, постигают логику развёртывания содержания научного текста. Эта работа приводит обучающихся к понятийной форме мышления, лежащей в основе действительного знания. Учащиеся знакомятся с разными видами словарей, образцы которых имеются в учебнике.
Пристальное внимание уделяется и развитию навыков говорения (как устных, так и письменных высказываний учащихся). По сути дела, задача развития навыков говорения тесно смыкается с задачей развития связной речи школьников, однако имеет и свои аспекты. Способность говорить на лингвистические (научные) темы есть показатель хороших знаний по предмету, свидетельство владения понятийным аппаратом определенной области науки о языке. Пересказ лингвистического текста не является простым делом для учащихся. Параллельно школьники обучаются языковому анализу. Реализация обозначенной программы действий превращает занятия именно в уроки родного языка во всей полноте этого понятия.
В учебнике определения заменяются лингвистическим рассказом, а правила - указанием адекватного правилу способа действия. Очень часто способ действия излагается под рубрикой "Возьмите на заметку!''
Лексика и морфемика даются в непривычном для детей интегрированном подходе, с учётом внутрипредметных связей. Лексика, фразеология и словообразование изучаются в полном объёме. Новыми являются разделы «Синтаксис. Пунктуация», «Речь».
Положительное отношение к учёбе, настрой на изучение родного языка закрепляются на протяжении всего учебного гола наличием нетрадиционных заданий, эталонных в речевом отношении текстов, доступных для детей форм подачи лингвистических знаний.
Языковая система составляет структурный стержень предмета. Формирование необходимых языковых умений происходит на основе системы упражнений, включающих следующие компоненты: узнавание языкового явления - систематизация фактов языка - дифференциация этих языковых фактов - "чтение" схем, таблиц и других графических средств, их интерпретация - самостоятельный подбор примеров и самостоятельные высказывания учащихся.
Программа построена с учетом принципов системности, научности и доступности, а также преемственности и перспективности между различными разделами курса. Содержание обучения русскому языку отобрано и структурировано на основе компетентностного и деятельностно-системного подходов в обучении русскому языку.
Местоучебного предмета в учебном плане
Рабочая программа рассчитана на 210 часов (6 часов в неделю, 35 учебных недель). Русский язык входит в обязательную часть учебного плана гимназии «Аврора», в соответствии с Федеральным базисным учебным планом и примерной программой по русскому языку основного общего образования предмет «Русский язык» изучается с 5 по 9 классы. Учебным планом основного общего образования выделяется 735 часов. В том числе: в V классе – 210 часов (6 часов в неделю), в VI классе – 210 часов (6 часов в неделю), в VII – 140 часов (4 часа в неделю), в VШ классе – 105 часов (3 часа в неделю), в IХ классе – 70 часов (2 часа в неделю). Общее количество часов оставлено без изменений.
Ценностные ориентиры содержания учебного предмета
Одним из результатов обучения русскому языку является осмысление и интериоризация (присвоение) учащимися системы ценностей.
Ценность добра – осознание себя как части мира, в котором люди соединены бесчисленными связями, в том числе с помощью языка; осознание постулатов нравственной жизни (будь милосерден, поступай так, как ты хотел бы, чтобы поступали с тобой).
Ценность общения – понимание важности общения как значимой составляющей жизни общества, как одного из основополагающих элементов культуры.
Ценность природы основывается на общечеловеческой ценности жизни, на осознании себя частью природного мира. Любовь к природе – это и бережное отношение к ней как среде обитания человека, и переживание чувства её красоты, гармонии, совершенства. Воспитание любви и бережного отношения к природе через тексты художественных и научно-популярных произведений литературы.
Ценность красоты и гармонии – осознание красоты и гармоничности русского языка, его выразительных возможностей.
Ценность истины – осознание ценности научного познания как части культуры человечества, проникновения в суть явлений, понимания закономерностей, лежащих в основе социальных явлений; приоритетности знания, установления истины, самого познания как ценности.
Ценность семьи. Понимание важности семьи в жизни человека; осознание своих корней; формирование эмоционально-позитивного отношения к семье, близким, взаимной ответственности, уважение к старшим, их нравственным идеалам.
Ценность труда и творчества – осознание роли труда в жизни человека, развитие организованности, целеустремлённости, ответственности, самостоятельности, ценностного отношения к труду в целом и к литературному труду, творчеству.
Ценность гражданственности и патриотизма – осознание себя как члена общества, народа, представителя страны, государства; чувство ответственности за настоящее и будущее своего языка; интерес к своей стране: её истории, языку, культуре, её жизни и её народу.
Ценность человечества – осознание себя не только гражданином России, но и частью мирового сообщества, для существования и прогресса которого необходимы мир, сотрудничество, толерантность, уважение к многообразию иных культур и языков.
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета «Русский язык»
Личностными результатами освоения выпускниками основной школы программы по русскому (родному) языку являются:
1)понимание русского языка как одной из основных национально-культурных ценностей русского народа, определяющей роли родного языка в развитии интеллектуальны, творческих способностей и моральных качеств личности; его значения в процессе получения школьного образования;
2)осознание эстетической ценности русского языка; уважительное отношение к родному языку, гордость за него; потребность сохранить чистоту русского языка как явления национальной культуры; стремление к речевому самосовершенствованию;
3)достаточный объём словарного запаса и усвоенных грамматических средств для свободного выражения мыслей и чувств в процессе речевого общения; способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью.
Метапредметнымирезультатами освоения выпускниками основной школы программы по русскому (родному) языку являются:
1)владение всеми видами речевой деятельности:
•адекватное понимание информации устного и письменного сообщения;
•владение разными видами чтения;
•способность извлекать информацию из различных источников, включая средства массовой информации, компакт-диски учебного назначения, ресурсы Интернета; свободно пользоваться словарями различного типа, справочной литературой;
•овладение приёмами отбора и систематизации материала на определённую тему;
•способность определять цели предстоящей учебной деятельности, последовательность действий, оценивать достигнутые результаты и адекватно формулировать их в устной и письменной форме;
•умение воспроизводить прослушанный или прочитанный текст с разной степенью свёрнутости;
•способность свободно, правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме;
•соблюдение в практике речевого общения основных орфоэпических, лексических, грамматических, стилистических норм современного русского литературного языка; соблюдение основных правил орфографии и пунктуации в процессе письменного общения;
•умение выступать перед аудиторией сверстников с небольшими сообщениями, докладами;
2)применение приобретённых знаний, умений и навыков в повседневной жизни; способность использовать родной язык как средство получения знаний по другим учебным предметам, применять полученные знания, умения и навыки анализа языковых явлений на межпредметном уровне (на уроках иностранного языка, литературы и т. д.);
3)коммуникативно целесообразное взаимодействие с окружающими людьми в процессе речевого общения, совместного выполнения каких-либо задач, участия в спорах, обсуждениях; овладение национально-культурными нормами речевого поведения в различных ситуациях формального и неформального межличностного и межкультурного общения.
Предметными результатами освоения выпускниками основной школы программы по русскому (родному) языку являются:
1)представление об основных функциях языка, о роли русского языка как национального языка русского народа, как государственного языка Российской Федерации и языка межнационального общения, о связи языка и культуры народа, о роли родного языка в жизни человека и общества;
2)понимание места родного языка в системе гуманитарных наук и его роли в образовании в целом;
3)усвоение основ научных знаний о родном языке; понимание взаимосвязи его уровней и единиц;
4)освоение базовых основ лингвистики;
5)овладение основными стилистическими ресурсами лексики и фразеологии русского языка, основными нормами русского литературного языка (орфоэпическими, лексическими, грамматическими, орфографическими, пунктуационными), нормами речевого этикета;
6)опознавание и анализ основных единиц языка, грамматических категорий языка;
7)проведение различных видов анализа слова, словосочетания, предложения и текста;
8)понимание коммуникативно-эстетических возможностей лексической и грамматической синонимии и использование их в собственной речевой практике;
9)осознание эстетической функции родного языка, способность оценивать эстетическую сторону речевого высказывания при анализе текстов художественной литературы.
К концу V класса учащиеся должны овладеть следующими умениями и навыками:
по фонетике и графике: определять звуки речи, различать ударные и безударные слоги; не смешивать буквы и звуки свободно пользоваться алфавитом;
по орфоэпии: правильно произносить: гласные, согласные и их сочетания в составе слов; называть буквы алфавита; употребительные слова изученных частей речи, в том числе термины русского языка;
по лексике: толковать лексическое значение известных слов и подбирать к словам синонимы и антонимы; пользоваться толковым словарем;
по словообразованию: выделять морфемы на основе смыслового и словообразовательного анализа слова (в словах несложной структуры); подбирать однокоренные слова с учетом значения слов; понимать различие в значении однокоренных слов, вносимые приставками и суффиксами; по типичным суффиксам и окончаниям определять изученные части речи и их формы; пользоваться словарем морфемного строения слов;
по морфологии: различать части речи; знать и указывать специфические морфологические признаки имен существительных, прилагательных, глаголов; знать, как изменяются эти части речи, уметь склонять, спрягать, образовывать формы наклонения;
по орфографии: понимать значение письма и правописания для жизни людей; замечать орфограммы корня и дифференцировать их; владеть правилами обозначения на письме проверяемых и не проверяемых произношением гласных и согласных (по списку); о -ѐ после шипящих в корне, чередующихся а-о, е -ив корнях типа -раст- -рос-, -лаг- - лож-, -мер- - мир-, -тер- -тир-; знать неизменяемые приставки (в-, на-, с- и т.д.), приставки на з и с (раз- - рас-; из- - ис- и др.); знать смешиваемые на письме безударные окончания существительных, прилагательных и глаголов, обнаруживать их в тексте и владеть способом определения верного написания; безошибочно писать буквенные сочетания жи-ши, ча -ща, чу -щу; -чк-,-чн,- нч-,рщ-; верно употреблять разделительные ъ и ь после шипящих в конце существительных и глаголов, не с глаголами.
по синтаксису: выделять словосочетания в предложении, определяют главное и зависимое слова; характеризовать предложения по цели высказывания, наличию или отсутствию второстепенных членов, количеству грамматических основ; составлять простые и сложные предложения изученных видов.
по пунктуации: правильно ставить знаки препинания в конце предложения; соблюдать пунктуацию в предложениях с однородными членами, соединительными союзами а, и, но, а также при бессоюзной связи; ставить двоеточие после обобщающего слова в предложениях с однородными членами; разделять запятой части сложного предложения; выделять прямую речь, стоящую до и после слов автора; ставить тире между подлежащим и сказуемым при выражении главных членов именем существительным в именительном падеже; пользоваться разными видами лингвистических словарей.
Основные умения по разделу «Речь».
Чтение. Осмысленно и бегло читать учебные тексты, выразительно читать тексты художественного стиля.
Анализ текста. Определять тему и основную мысль текста; подбирать заголовок, отражающий тему, основную мысль текста; составлять простой план. Выделять в тексте типы речи – описание предмета, повествование, рассуждение. Определять стиль (разговорный, художественный, деловой); находить в тексте языковые средства, характерные для данного стиля.
Воспроизведение текста. Подробно (устно и письменно) пересказывать тексты, содержащие повествование, описание предмета или животного, рассуждение; сохранять их строение (типы речи и стиль). Сжато пересказывать (устно и письменно) тексты такого же строения.
Создание текста. Создавать устные и письменные высказывания; развивать мысли в пределах абзаца с помощью зачинов, раскрывать тему и основную мысль высказывания; писать сочинения (описание предмета или животного, повествование и рассуждение на темы из жизни учащихся). Составлять деловые инструкции, объявления.
Совершенствование текста. Находить и исправлять недочеты в содержании высказывания и его построении.
Содержание курса
Речь (41ч)
Текст, его основные признаки. Стили речи. Типы речи. Композиционные формы: деловая инструкция, объявление. Основные требования к изложению и сочинению.
Основные умения:  Чтение. Осмысленно и бегло читать учебные тексты, выразительно читать тексты художественного стиля.
Анализ текста. Определять тему и основную мысль текста; подбирать заголовок, отражающий тему и основную мысль текста; составлять простой план. Выделять в тексте типы речи. Определять стиль; находить в тексте языковые средства, характерные для данного стиля.
Воспроизведение текста. Подробно пересказывать тексты, содержащие разные типы речи; сохранять их строение и стиль. Сжато пересказывать тексты такого же строения.
Создание текста. Создавать устные и письменные высказывания; развивать мысли в пределах абзаца при  помощи зачинов, раскрывать тему и основную мысль высказывания; писать сочинения. Составлять деловые инструкции, объявления.
Совершенствование текста. Находить и исправлять недочеты в содержании высказывания и его строения.
Закрепление и углубление изученного в начальных классах (40ч)
Фонетика, орфоэпия, графика.  Предмет изучения фонетики. Звуки речи. Слог. Ударение. Элементарные сведения о транскрипции.  Предмет изучения орфоэпии. Предмет изучения графики. Алфавит. Знакомство с орфоэпическим словарем и его использование.
Письмо. Орфография. Значение письма в жизни общества. Предмет изучения орфографии. Понятие орфограммы. Основные виды изученных орфограмм гласных и согласных корня. Использование орфографического словаря.
Слово и его значение. Лексика. Предмет изучения лексики. Слово и его лексическое значение. Этикетные слова как особая лексическая группа. Знакомство с толковым словарем.
Слово и его строение. Морфемика. Предмет изучения состава слова. Морфема как часть слова. Знакомство со словарем значения морфем и словарем морфемного строения слов.
Слово как часть речи. Морфология. Предмет изучения морфологии. Система частей речи в русском языке. Знаменательные части речи, их основные признаки. Служебные части речи. Междометия и звукоподражательные слова. Знакомство с грамматико-орфографическим словарем.
Культура речи. Правильное произношение звуков речи, заимствованных слов. Уместное использование этикетных слов и выражений в речи.
Основные умения: Определять звуки речи, различать ударные и безударные слоги; не смешивать звуки и буквы; свободно пользоваться алфавитом. Правильно произносить звуки и их сочетания в составе слов; названия букв алфавита. Употреблять слова в соответствии с их лексическим значением; толковать лексическое значение известных учащимся слов и подбирать к словам синонимы и антонимы, пользоваться толковым словарем. Выделять морфемы на основе смыслового и словообразовательного анализа слова; подбирать однокоренные слова с учетом значения слов; определять изученные части речи и их формы; пользоваться словарем морфемного строения слов. Различать части речи; знать и верно указывать специфические морфологические признаки частей речи; знать, как изменяются эти части речи, уметь склонять, спрягать. Понимать значение письма и правописания для жизни людей; замечать орфограммы корня и дифференцировать их; владеть правилами обозначения на письме проверяемых и непроверяемых произношением гласных и согласных; знать виды приставок и верно их писать; безошибочно писать буквенные сочетания.
Синтаксис и пунктуация (33ч)
Предмет изучения синтаксиса и пунктуации. Словосочетание. Предложение. Виды предложений по цели высказывания. Интонация и порядок слов. Логическое ударение. Предложения распространенные и нераспространенные. Главные члены предложения. Второстепенные члены предложения.  Тире между подлежащим и сказуемым, выраженными существительными в именительном падеже. Предложения с однородными членами. Обращение. Сложные предложения с союзной и бессоюзной связью. Понятие о сложносочиненном и сложноподчиненном предложении. Прямая речь. Диалог.
Основные умения: Выделять словосочетания в предложении, определять главное и зависимое слово; определять предложения по цели высказывания, наличию или отсутствию второстепенных членов, количеству грамматических основ; составлять простые и сложные предложения изученных видов. Правильно ставить знаки препинания в конце предложения; соблюдать пунктуацию в предложениях с однородными членами, соединительными союзами А, И, НО, а также при бессоюзной связи; ставить двоеточие после обобщающего слова; разделять запятой части сложного предложения.
Лексика. Словообразование. Орфография. (33ч)
Слово. Слова однозначные и многозначные. Прямое и переносное значение слова. Слова-синонимы, антонимы, омонимы. Пути пополнения словарного состава русского языка. Понятие о механизме образования слов в русском языке. Чередование гласных и согласных в морфемах. Словообразовательная модель. Правописание приставок на з-с. Правописание корней с чередованием о-а. Общеупотребительная лексика и слова, имеющие ограниченную сферу употребления. Фразеологизмы.
Основные умения: употреблять слова в соответствии с их лексическим значением; толковать лексическое значение известных учащимся слов и подбирать к словам синонимы и антонимы; пользоваться толковым словарем.
Выделять морфемы на основе смыслового и словообразовательного анализа слова; подбирать однокоренные слова с учетом значения слов; понимать различия в значении однокоренных слов, вносимые приставками и суффиксами; по типичным суффиксам и окончанию определять изученные части речи и их формы; пользоваться словарем морфемного строения слов.
Морфология. Орфография. (64ч)
Основные умения по морфологии: различать части речи; знать и верно указывать специфические морфологические признаки имен существительных, прилагательных и глаголов; знать, как изменяются эти части речи, уметь склонять, спрягать, образовывать формы наклонения.
Глагол (30ч)
Глагол как часть речи: общее грамматическое значение, морфологические признаки, роль в предложении. Начальная форма. Основные способы образования глаголов. Правописание НЕ с глаголами. Возвратные глаголы. Правописание ТСЯ/ТЬСЯ в глаголах. Виды глаголов. Корни с чередованием И-Е, их правописание. Наклонение глагола. Время глагола. Лицо и число. Спряжение. Правописание безударных личных окончаний глагола. Разноспрягаемые глаголы. Наклонения глаголов. Безличные глаголы. Употребление в художественном тексте одного времени вместо другого, одного   наклонения вместо другого с целью повышения образности и эмоциональности. Употребление глаголов в переносном значении.
Культура речи: правильное использование видовременных форм; их верное произношение.
Имя существительное (21ч)
Имя существительное как часть речи: общее грамматическое значение, морфологические признаки, роль в предложении. Начальная форма. Основные способы образования имен существительных. Правила употребления при письме типичных суффиксов. Правила слитного и раздельного написания НЕ с именами существительными. Имена существительные одушевленные и неодушевленные; собственные и нарицательные. Род имен существительных. Падеж. Склонение имен существительных. Правила безударных окончаний имен существительных.  Имена существительные в художественном тексте: их образная и экспрессивная роль.
Культура речи: Правильное употребление рода; верное определение родовой принадлежности неизменяемых существительных. Правильное употребление некоторых грамматических форм. Правильное произношение имен существительных.
Имя прилагательное (13ч)
Имя прилагательное как часть речи: общее грамматическое значение, морфологические признаки, роль в предложении. Начальная форма. Основные способы образования имен прилагательных. Разряды имен прилагательных по значению. Прилагательные полные и краткие, их роль в предложении. Степени сравнения имен прилагательных. Склонение имен прилагательных. Правописание падежных имен прилагательных. Развитие навыков пользования лингвистическими словарями разных типов. Образная, эмоциональная функция имен прилагательных в художественном тексте. Эпитеты.
Культура речи: правильное произношение прилагательных.Календарно-тематическое планирование
№ урока Дата Тема урока Основные виды учебной деятельности Количество часов
план факт 1 Введение. Знакомство с учебником Рассматривание компонентов учебника 1
2 Повторение орфографии Ответы на вопросы. Письменное выполнение упражнений. 1
3 Повторение пунктуации Ответы на вопросы. Письменное выполнение упражнений. 1
О языке и речи 7ч.+3ч. Р/Р
4 Зачем человеку нужен язык Передача в устной форме содержания прочитанного текста в соответствии с ситуацией речевого общения. 1
5 Язык и речь Передача в устной форме содержания прочитанного текста в соответствии с ситуацией речевого общения. 1
6 Урок развития речи. Что такое речь Чтение лингвистического текста. Составление плана. 1
7 Урок развития речи. Речь монологическая и диалогическая Сравнивание диалогическойи монологической речи. 1
8 Урок развития речи. Устная и письменная речь Чтение лингвистического текста. Сравнивание устной и письменной речи. 1
9 Итоговый урок по теме «Язык и речь» Устные ответы на вопросы. 1
10 Самостоятельная работа «Язык и речь» Письменные ответы на вопросы. 1
11 Контрольный диктант №1(нулевой срез знаний) Написание диктанта. 1
12
13 Работа над ошибками Рефлексия. 2
ПОВТОРЕНИЕ ИЗУЧЕННОГО В НАЧАЛЬНЫХ КЛАССАХ Фонетика. Графика. 9ч.+3ч. Р/Р
14
15 Звуки и буквы. Алфавит Овладение основными понятиями фонетики.Использование знания алфавита при поиске информации в словарях, справочниках, энциклопедиях. 2
16 Что обозначают буквы Е, Ё, Ю, Я Сопоставление и анализ звукового и буквенного состава слова. 1
17
18 Правила транскрибирования Объяснение с помощью элементов транскрипции произношения и написания слов. 2
19 Фонетический разбор слова Распознавание гласных и согласных, звонких и глухих, мягких и твердых звуков. 1
20 Урок развития речи. Что такое текст Определение признаков текста. 1
21 Урок развития речи. Тема текста Определение темы, создание своего текста на выбранную тему. 1
22 Урок развития речи. Основная мысль текста Определение основной мысли текста. 1
23 Подготовка к контрольной работе Выполнение упражнений. 1
24 Контрольный диктант №2 Написание диктанта. 1
25 Работа над ошибками Рефлексия. 1
Письмо и орфография 15ч.
26
27 Зачем людям письмо Понимание коммуникативных целей и мотивов говорящего в разных ситуациях общения. 2
28 Орфография. Нужны ли правила? Выступление перед аудиторией сверстников с небольшим сообщением. 1
29
30 Орфограммы в корнях слов. Правила обозначения буквами гласных звуков Сопоставление и анализ звукового и буквенного состава слова.Объяснение с помощью элементов транскрипции произношения и написания слов. 2
31
32 Орфограммы в корнях слов. Правила обозначения буквами согласных звуков Анализ и характеристика отдельных звуков речи. 2
33 Сочетание букв ЖИ-ШИ, ЧА - ЩА, ЧУ-ЩУ; НЧ, ЧН, ЧК, НЩ, ЩН, РЩ Анализ и характеристика отдельных звуков речи. 1
34 Ь после шипящих в конце имён существительных и глаголов Выбор верного написания существительных и глаголов с шипящей на конце. 1
35 Разделительные Ь и Ъ Сопоставление и анализ звукового и буквенного состава слова. Объяснение с помощью элементов транскрипции произношения и написания слов. 1
36 НЕ с глаголами Анализ и характеристика
общего грамматического
значения глагола. 1
37 Написание – ТСЯ, - ТЬСЯ в глаголах Анализ и характеристика отдельных звуков речи. 1
38 Подготовка к контрольной работе Выполнение упражнений. 1
39 Контрольный диктант №3 по орфографии Написание диктанта. 1
40 Работа над ошибками Рефлексия. 1
Строение слова 7ч.
41
42 Значимые части слова Осмысление морфемы как значимой единицы языка. 2
43
44 Как образуются формы слова Осознание роли морфемв процессахформо- и словообразования. 2
45 Разбор слова по составу Знакомство с алгоритмом разбора. Выполнение письменного разбора. 1
46 Повторение орфографии Выполнение упражнений. 1
47 Самостоятельная работа по теме «Разбор слова по составу» Выполнение самостоятельной работы. 1
Слово как часть речи 11ч.+4ч.Р/Р
48
49 Морфология. Слово как часть речи
Определение существенных признаков частей речи. 2
50
51 Самостоятельные части речи Определение существенных признаков частей речи. 2
52
53 Как изменяются имена существительные, имена прилагательные и глаголы Выступление перед аудиториейсверстников с небольшим сообщением. 2
54
55 Служебные части речи. Предлог, союз, частица Анализ и характеристика слова с точки зрения принадлежности к той или иной части речи. 2
56 Повторение по теме «Слово как часть речи» Ответы на вопросы. 1
57 Подготовка к контрольной работе Выполнение упражнений. 1
58 Контрольный диктант №4 по теме «Слово как часть речи» Написание контрольного диктанта. 1
59 Урок развития речи. Порядок расположения предложений в тексте Выделение микротемтекста. 1
60
61 Урок развития речи. Абзац как часть текста Деление на абзацы.Определение структуры абзаца. 2
62 Урок развития речи. Изложение Составление плана изложения. Создание текста. 1
СИСТЕМАТИЧЕСКЙ КУРС РУССКОГО ЯЗЫКА Фонетика. Орфоэпия 7ч.+2ч.Р/Р
63 Что изучает фонетика Овладение основнымипонятиями фонетики. 1
64
65 Звуки гласные и согласные Сопоставление и анализ звукового и буквенного состава слова. 2
66 Слог, ударение Членение слов на слоги и правильныйперенос с одной строки на другую. 1
67
68 Орфоэпия Определение места ударногослога, наблюдениеза перемещением ударения при изменении формы слова. 2
69 Контрольная работа №5 по фонетике и орфоэпии Осознание важности нормативногопроизношения для культурного человека.Осуществление осознанноговыбора языковых средств в зависимости от цели, темы, основной мысли и ситуации общения. 1
70
71 Урок развития речи. Сочинение-описание по картине Работа над планом сочинения. Создание своего текста. 2
Лексика. Словообразование. Правописание 28ч. + 8ч. Р/Р + 3ч. резерв
72
73 Как определить лексическое значение слова Объяснение различиялексического и грамматического значений слова. 2
74 Сколько лексических значений имеет слово Толкование лексического значения слова различными способами. 1
75
76
77 Когда слово употребляется в переносном значении Сопоставление прямого и переносного значения слова.Наблюдение за использованиемслов в переносном значении в художественной и разговорной речи. 3
78
79 Как пополняется словарный состав языка Чтение и пересказ лингвистического текста. 2
80 Контрольный диктант №6 по теме «Лексика» Написание диктанта. 1
81 Работа над ошибками Рефлексия. 1
82
83 Урок развития речи. Сочинение по картине Составление плана сочинения. Создание своего текста. 2
84
85 Как образуются слова в русском языке Сопоставление морфемной структуры слова и способаего образования, различение основных способов словообразования. 2
86
87 Чередования гласных и согласных в словах Использование знаний по морфемикев практике правописания. 2
88
89 Правописание чередующихся гласных – А – О- в корнях
–ЛАГ - ЛОЖ -, -РОС-РАСТ (-РАЩ-) Использование знаний по морфемике в практике правописания. 2
90 Буквы – О - Ё- после шипящих в корнях слов Использование знаний по морфемике в практике правописания. 1
91 Чем отличаются друг от друга слова-омонимы Опознаваниеомонимов,синонимов, антонимов. 1
92
93 Что такое профессиональные и диалектные слова Извлечениеинформации из лингвистических словарей. 2
94 О чём рассказывают устаревшие слова Извлечение информации из лингвистических словарей. 1
95 Умеем ли мы употреблять в речи этикетные слова Наблюдение за использованием слов этикета в собственной и чужой речи. 1
96
97 Правописание приставок Использование знаний по морфемике в практике правописания. 2
98
99 Буквы И-Ы после ЦИспользование знаний по морфемике в практике правописания. 2
100 Контрольный диктант №7 по теме «Словообразование и правописание» Написание диктанта. 1
101 Анализ диктанта Рефлексия. 1
102 Урок развития речи. Что изучает стилистика Чтение и пересказ лингвистического текста. 1
103 Урок развития речи. Разговорная и книжная речь Сопоставление разговорной и книжной речи. 1
104
105 Урок развития речи. Художественная и
научно-деловая речь Сопоставление художественной и научно-деловой речи. 2
106
107 Урок развития речи. Сочинение-описание по картине Составление плана сочинения. Создание своего текста. 2
108
109
110 Резервные уроки 3
Синтаксис и пунктуация (вводный курс) 36 + 5ч. Р/Р + 3ч.резерв
111 Что изучает синтаксис пунктуация Овладеть основными понятиями синтаксиса. 1
112
113
114 Словосочетание Осознавать различия словосочетания и сочетания слов. Выделять словосочетания в составе предложения; главное и зависимое слово; определять виды словосочетаний. Группировать и моделировать словосочетания. 3
115 Предложение. Интонация предложения Определять границы предложений. Находить грамматическую основу предложения. 1
116
117 Виды предложений по цели высказывания Корректировать интонацию в соответствии с коммуникативной целью высказывания. 2
118 Восклицательные предложения Корректировать интонацию в соответствии с коммуникативной целью высказывания. 1
119
120 Главные члены предложения Находить грамматическую основу предложения. 2
121
122 Тире между подлежащим и сказуемым Развивать пунктуационную зоркость. Освоить содержание изученных пунктуационных правил, алгоритмы их использования. Выполнение упражнений. 2
123 Предложения распространённые и нераспространённые Разграничивать и сопоставлять предложения распространённые и нераспространённые, полные и неполные. Наблюдать за особенностями употребления неполных предложений в речи. 1
124 Второстепенные члены предложения Определять виды второстепенных членов предложения, и способы их выражения. Анализировать и характеризовать синтаксическую структуру простых двусоставных предложений. 1
125 Дополнение Определять виды второстепенных членов предложения, и способы их выражения. Анализировать и характеризовать синтаксическую структуру простых двусоставных предложений. 1
126
127 Определение Определять виды второстепенных членов предложения, и способы их выражения. Анализировать и характеризовать синтаксическую структуру простых двусоставных предложений. 2
128
129 Обстоятельство Определять виды второстепенных членов предложения, и способы их выражения. Анализировать и характеризовать синтаксическую структуру простых двусоставных предложений. 2
130 Повторение изученного по теме « Главные и второстепенные члены предложения» Определять виды второстепенных членов предложения, и способы их выражения. Анализировать и характеризовать синтаксическую структуру простых двусоставных предложений. 1
131 Контрольный диктант №8 по теме «Главные и второстепенные члены предложения» Написание диктанта. 1
132 Работа над ошибками Рефлексия. 1
133 Урок развития речи. Изложение Изложение прослушанного текста. 1
134
135 Однородные члены предложения Осознавать условия однородности членов предложения.Анализировать и характеризовать предложения с однородными членами. Наблюдать за особенностями употребления однородных членов. 2
136
137 Обобщающее слово перед однородными членами. Двоеточие после обобщающего слова Развивать пунктуационную зоркость. Освоить содержание изученных пунктуационных правил, алгоритмы их использования. Выполнение упражнений. 2
138
139 Обращение Понимать основные функции обращения. 2
140 Синтаксический разбор простого предложения Анализировать и характеризовать простое предложение; опознать его. 1
141
142 Сложное предложение Опознать и правильно интонировать сложные предложения с разными смысловыми отношениями между их частями. Разграничивать и сопоставлять разные виды сложных предложений, определять средства синтаксической связи между частями. Группировать сложные предложения по заданным признакам. 2
143
144 Прямая речь Развивать пунктуационную зоркость. Освоить содержание изученных пунктуационных правил, алгоритмы их использования. Выполнение упражнений. 2
145 Диалог Развивать пунктуационную зоркость. Освоить содержание изученных пунктуационных правил, алгоритмы их использования. Выполнение упражнений. 1
146 Повторение изученного по теме «Синтаксис и пунктуация» Выполнение упражнений. 1
147 Контрольный диктант №9 по теме «Синтаксис и пунктуация» Написание диктанта. 1
148
149
150 Резервные уроки 3
151 Урок развития речи. Что такое тип речи Чтение и пересказ лингвистического текста. 1
152 Урок развития речи. Описание, повествование, рассуждение Опознавание различных типов текста. 1
153 Урок развития речи. Оценка действительности Опознавание различных типов текста. 1
154 Урок развития речи. Строение текста типа рассуждения-доказательства Создание своего текста. 1
Морфология. Правописание 155 Что вызнаете о частях речи Овладеть основными понятиями морфологии. Осознавать особенности лексического значения слова в отличиеот грамматического. 1
Глагол 22ч.+2ч.Р/Р + 3ч. резерв
156 Что обозначает глагол Анализировать и характеризовать общее грамматическое значение, морфологические признаки глагола, определять его синтаксическую функцию. 1
157 Слитное и раздельное написание НЕ с глаголами Выполнение упражнений. 1
158 Как образуются глаголы Опознавать морфемы и членить слова на морфемы; характеризовать морфемный состав слова. 1
159
160 Виды глагола Чтение и пересказ лингвистического текста. 2
161
162 Корни с чередованием букв – Е - И Применение на практике орфографических правил. 2
163 Инфинитив Распознать инфинитив. Анализировать и характеризовать общее грамматическое значение, морфологические признаки глагола, определять его синтаксическую функцию. 1
164 Правописание – ТСЯ - и – ТЬСЯ - в глаголах Применение на практике орфографических правил. 1
165 Наклонение глагола Употреблять формы слов различных частей речи в соответствии с нормами СРЛЯ. 1
166 Как образуется сослагательное (условное) наклонение глагола Группировать глаголы по заданным морфологическим признакам. 1
167
168 Как образуется повелительное наклонение глагола Рассмотреть морфемный состав глагола. 2
169 Времена глагола Распознавать виды времен; приводить соответствующие примеры. 1
170
171 Спряжение глагола. Лицо и число Знакомство с алгоритмом определения спряжения. Применение алгоритма на практике. 2
172
173 Правописание безударных личных окончаний глагола Выполнение упражнений. 2
174 Безличные глаголы Группировать глаголы по заданным морфологическим признакам. 1
175 Переходные и непереходные глаголы Распознавать переходные и непереходные глаголы. 1
176 Повторение темы «Глагол» Выполнений упражнений. 1
177 Контрольный диктант по теме «Глагол» Написание диктанта. 1
178 Урок развития речи. Как связываются предложения в тексте. «Данное» и « новое» в предложениях Чтение лингвистического текста. Составление плана. 1
179 Урок развития речи. Строение текста типа повествования Создание своего текста. 1
180
181
182 Резервные уроки 3
Имя существительное 14ч.+2ч.Р/Р
183 Что обозначает имя существительное Анализировать и характеризовать общее грамматическое значение, морфологические признаки существительного, определять его синтаксическую функцию. 1
184 Как образуются имена существительные Опознавать морфемы и членить слова на морфемы; характеризовать морфемный состав слова. 1
185 Употребление суффиксов существительных – ЧИК-,-ЩИК- Выполнение упражнений. 1
186 Употребление суффиксов существительных – ЕК -, -ИК-
(-ЧИК-)Выполнение упражнений. 1
187 Слитное и раздельное написание НЕ с существительными Выполнение упражнений. 1
188 Имена существительные одушевлённые и неодушевлённые Распознавать существительные одушевлённые и неодушевлённые. 1
189 Собственные и нарицательные имена существительные Распознавать собственные и нарицательные имена существительные. 1
190 Род имён существительных Определение рода. 1
191 Существительные общего рода Распознавать существительные общего рода. 1
192 Род несклоняемых имён существительных Правильно употреблять несклоняемые имена существительные. 1
193 Число имён существительных Определять число имен существительных. Распознавать имена существительные, имеющие только форму ед. или только форму мн. числа. 1
194 Падеж и склонение имён существительных Определение падежа и типа склонения существительных. 1
195 Правописание безударных падежных окончаний имён существительных Выполнение упражнений. 1
196 Употребление имён существительных Использовать в речи имена существительные; синонимичные имена существительные для связи предложений в тексте и частей текста. 1
197 Урок развития речи. Строение текста типа описания предмета Чтение и пересказ лингвистического текста. 1
198 Урок развития речи. Соединение типов речи в тексте Создание собственного текста. 1
Имя прилагательное 11ч.
199 Что обозначает имя прилагательное Анализировать и характеризовать общее грамматическое значение, морфологические признаки прилагательного, определять его синтаксическую функцию. 1
200 Прилагательные качественные, относительные и притяжательные Распознавать прилагательные качественные, относительные и притяжательные; приводить соответствующие примеры. 1
201 Правописание окончаний имён прилагательных Выполнение упражнений. 1
202 Образование имён прилагательных Опознавать морфемы и членить слова на морфемы; характеризовать морфемный состав слова. 1
203 Прилагательные полные и краткие Распознавать полные и краткие имена прилагательные; приводить примеры. 1
204 Сравнительная и превосходная степень качественных имён прилагательных Правильно образовывать степени сравнения; группировать прилагательные по заданным морфологическим признакам. 1
205 Как образуется сравнительная степень прилагательного Ответы на вопросы. 1
206 Как образуется превосходная степень прилагательного Ответы на вопросы. 1
207 Повторение и обобщение изученного по теме «Имя прилагательное» Выполнение упражнений. 1
208 Итоговый контрольный диктант Написание диктанта. 1
209 Анализ итогового контрольного диктанта Рефлексия. 1
210 Повторение изученного в 5-ом классе Беседа. 1
Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение учебного предмета
Лебеденко С.А. Диктанты по русскому языку: 5-7 классы. М.: Эксмо, 2012. 240 с.
Львов В.В. Поурочное планирование. К учебнику под редакцией М.М. Разумовской. 5-9 классы. М.: Дрофа, 2004.
Нефедова Е.А., Узорова О.В. 350 правил и упражнений по русскому языку. М.: Аквариум, 1999. 128 с.
Пленкин Н.А. Уроки развития речи: 5-9 классы. М.: Просвещение, 1995.
Рабочая программа. Русский язык. 5-9 классы: авт.-сост. М.М. Разумовская, С..И. Львова. В.И. Капинос. В. В. Львов, Г.А. Богданова. 2-е изд., стереотипное. М.: Дрофа, 2013.
Разумовская М.М., Львова С.И. Методические рекомендации к учебнику русского языка под ред. М.М. Разумовской. М.: Дрофа, 2001.
Русский язык. 5 кл.: учебник / под ред. М.М. Разумовской, П.А. Леканта. 19-е изд., стереотип. М.: Дрофа, 2013. 286 с.
Русский Язык. Поурочные планы по учебнику М.М. Разумовской, С. И. Львовой, В.И.Капинос / состав. Н.О. Крамаренко. Волгоград: Учитель, 2007.
Розенталь Д.Э. Говорите и пишите по-русски правильно. М.: Айрис-пресс, 2007. 256 с.