Совершенствование методики обучения русскому языку в условиях подготовки учащихся к ГИА и ЕГЭ.


Совершенствование методики обучения русскому языку в условиях подготовки учащихся к ГИА и ЕГЭ.
Главной идеей федерального компонента государственного образовательного стандарта по русскому языку является интенсивное речевое и интеллектуальное развитие учащихся на всех ступенях обучения. Особое внимание уделено развитию общеучебных умений: коммуникативных, информационных, интеллектуальных, организационных.
Безусловно, курс русского языка  направлен на формирование лингвистического мировоззрения учащихся, вооружение их основами знаний о языке, эстетическое воспитание средствами языка. Практические цели связаны с развитием орфографических и пунктуационных умений школьников, с усвоением ими норм русского языка и повышением уровня культура речи, с совершенствованием умения излагать свои мысли в устной и письменной форме.
Русский язык – основа национальной культуры, важнейшее средство приобщения школьников к её неисчерпаемым богатствам. Приобщение ребёнка к культуре происходит под влиянием того, что он читает, слышит, с кем общается, одним словом, под влиянием той речевой среды, в которую он погружён, от которой так или иначе постоянно зависит.
Сегодня окружающая речевая среда, окружающая ребенка, не всегда приобщает к культуре. В качестве «лекарства» от пагубного влияния сомнительного языкового окружения школьников можно рассматривать среду обучающую, способную вызвать у ребёнка потребность постоянного общения с текстами – «целебными» источниками нашего русского языка.
Путь совершенствования методики преподавания русского языка видится в обращении к тексту, к различным видам его  анализа, и в первую очередь лингвистического.
Представляется важным на протяжении всего курса обучения родному языку отрабатывать навыки чтения учебных, научно-популярных, публицистических текстов; обучать анализу текста, обращая внимание на эстетическую функцию языка; учить письменному пересказу, интерпретации и созданию  собственных текстов разных стилей и жанров.
Новый подход к образовательному процессу и необходимость формирования интеллектуально-творческой личности убеждают в том, что необходимо активнее использовать, начиная с 5-го класса, лингвистический анализ текста.
Знания о тексте накапливаются постепенно: в 5 классе даются сведения о типах и стилях речи, о видах связи предложений в тексте, о лексических средствах языка (синонимы, антонимы и др.) На этом этапе обучения важно сформировать и в следующих классах закрепить речеведческие понятия.
Видится необходимым дать  учащимся уже в 5 классе понятие о контекстуальных синонимах и антонимах, раскрыть их синтаксическую функцию в тексте. Причём вначале надо использовать небольшие по объёму тексты с лексическими синонимами, соединяющими рядом стоящие предложения, а затем отдалённые друг от друга.
Рассмотрим текст с использованием контекстуальных синонимов.
  Медвежата
У медведицы в зоопарке появились четыре медвежонка. Весёлые малышихорошо растут. Тренер-дрессировщик уделяет много времени воспитанию и обучению шалунов.
По тексту задаются следующие вопросы:
- О ком идёт речь в этом тексте?
- Как названы медвежата в последующих предложениях?
- Можно ли данные слова назвать синонимами к слову медвежата?
- Что позволяет назвать  их синонимами?
Делается вывод: это текстовые, контекстуальные синонимы.
Замыкающим звеном в цепи тренировочных упражнений станет изложение, в котором синонимы соединяют не только предложения, но и сложные синтаксические целые.
Известно, что с помощью изложений закрепляют знания о типах и стилях речи, развивают память и логическое мышление. Работа над изложением формирует навыки слушания, запоминания, воспроизведения текста в письменной форме.
В 6 классе знания о лексике пополняются сведениями о словах общеупотребительных, диалектных, профессиональных, о роли фразеологизмов в речи. Шестиклассники учатся составлять сложный план, давать описание природы, писать сочинения-рассуждения.
К 7 классу учащиеся знакомы со всеми стилями литературного языка, их признаками. Жанрами, языковыми средствами. Идёт работа над портретом, характеристикой героя, обогащается словарный запас.
Учитывая коммуникативную тенденцию предмета, стоит отметить, что текст – средство общения. У автора исходного текста есть коммуникативная цель, определяющая основную мысль текста в той или иной речевой ситуации. Несомненно, от коммуникативной задачи автора (общение, воздействие, сообщение) зависит композиция текста и выбор языковых средств.
Показателем эффективности лингвистического анализа текста является создание  учащимися собственного текста.
Новые формы итоговых аттестаций  предусматривают тестовый контроль. Регулярно проводимое на уроках тематическое тестирование позволяет быстро выявить пробелы в знаниях учащихся. В известной мере с помощью тестов можно проверить, насколько ученик владеет самим языком (фонетикой, лексикой, грамматикой). Решение тестов с последующей самопроверкой развивает самостоятельность школьников.
Средства обучения – это связующее звено между учителем и учеником. По-прежнему основным средством обучения остаётся учебник, однако и компьютер занимает достойное место в системе  обучения родному языку. Он позволяет более активно использовать разные эстетические объекты: художественный текст, произведения изобразительного искусства, музыку. Привлечение различных видов искусств в рамках одного предмета способствует развитию сенсорной культуры учащихся (чувства языка, ритма, формы, цвета и др.), их ассоциативного мышления, творческого воображения и в целом способствует повышению уровня эстетической  и речевой культуры.
Сегодня необходимо строить такую модель урока, в которой возможна реализация культуроведческого подхода. Он предполагает усвоение учащимися жизненного опыта народа, его культуры (национальных традиций, религии, нравственно-этических ценностей, искусства).
Несомненно, произведения живописи представляют собой  богатейший источник для воспроизведения учебных ситуаций, для формирования ситуативной речи. Произведения живописи дают возможность сделать культуру предметом изучения при обучении языку, расширить культурный кругозор учащихся, соединить обучение  с эмоционально-нравственным воспитанием.
Например, картина В. Стожарова « Хлеб, соль, братина» вызывает ассоциации с древними народными традициями, позволяет прикоснуться к смысловым центрам, определяющим мировоззрение  и образ жизни многих поколений людей на  Руси.
Произведения живописи являются достоверным источником информации о быте и культуре родного народа, поскольку художник отбирает из жизни самые типичные явления национальной культуры.
Поскольку произведение живописи создаётся художником на определённую тему, то, естественно, содержание беседы по картине предполагает употребление тематически обусловленных слов. При этом естественным путём происходит обогащение словаря учащихся.
Как утверждают психологи, искусство положительно воздействует на развитие творческих способностей учащихся. Восприятие произведения искусства вызывает у школьника собственную потребность в творчестве