Географические открытия и исследования в 16-19 веках.

конспект урока №2(5) по теме « Географические открытия и исследования в 16-19 веках».
ФИО педагога: Разинова Валентина Владимировна
Место работы: МОУ СОШ № 35 г. Комсомольск-на-Амуре
Должность: учитель географии
Предмет: география
Класс: 5
УМК: «География. Сферы»
Оборудование: УМК СФЕРЫ, компьютер, мультимедийный проектор, интерактивная доска
Тема урока: Великие географические открытия.
Тип урока: комбинированный
Цель урока: сформировать знания о путешественниках и географических открытиях, сделанных в эпоху Великих географических открытий и значении этих открытий
Планируемые результаты:
Предметные:
Знать:
- имена путешественников и территории, открытые ими в эту эпоху;
- значение этого исторического периода;
- главные события, предшествовавшие этому периоду.
Уметь работать с картами атласа и контурной картой.
Метапредметные:
Познавательные УУД:
Уметь:
- выбирать необходимую информацию и анализировать её;
- применять географические и исторические знания для объяснения
причин происходящих событий
- формулировать вопросы
Регулятивные УУД:
- выбирать задания желаемого уровня сложности (показывает уровень притязаний учащихся)
- самостоятельно определять последовательность действий и составлять план
- адекватно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы;
Коммуникативные УУД
Иметь навыки продуктивного сотрудничества со сверстниками в образовательной деятельности:
- умение организовать сотрудничество при работе в парах,
- публично выступать,
- корректно задавать и отвечать на вопросы
Личностные УУД
Понимать, каким длительным, сложным и порой трагическим был путь накопления географических знаний, которыми сейчас владеет человечество.
Тип учебного занятия – изучение нового материала с использованием ИКТ.
Оборудование: учебник (§5, с.28-31), рабочая тетрадь (с. 16-18), видеофрагменты, глобус, интерактивное пособие, иллюстрации портретов путешественников.

Базовое содержание урока
Деятельностный компонент урока (на уровне учебных действий)
Ценностный компонент урока
Творческий компонент урока

Смысловые блоки содержания
Учебно-познавательные и учебно-практические вопросы и задания




1.Организационно - мотивационный этап урока

Определение
темы урока
Прозвенел для всех звонок,
начинается урок.
Смотрим мы на план и тему,
формулируем проблему.
1. Какие материки и части света были известны европейцам после первого кругосветного плавания?
2. Что позволяло мореходам эпохи Великих географических открытий ориентироваться в открытом океане?
3. Какие мотивы приводили европейцев к изучению новых земель?
4. Какие богатства Востока больше всего интересовали путешественников?
Рассказываю кратко о пряностях (перце, лавре).
5.Какие мотивы приводили людей к географическим исследования?
Учащиеся пытаются определить тему урока, его цели и задачи.


Приводят свои доводы



Отвечают на вопросы.















Определяют тему урока





Формулирование задач урока
Составление плана изучения
С 15 века начинается новый этап в исследовании планеты, связанный с поиском морского пути в Индию, открытием Нового Света?
1.Как вы думаете, как называется эта эпоха в истории Земли?
И в путешествие мы отправимся вместе с великими мореплавателями.
2.Какие факты помогли успеху англичан, голландцев и французов в морском деле?
3. Кто совершил второе кругосветное путешествие во второй половине 19 века?
4. Сформулируйте основные задачи урока, используя в своем ответе следующие слова и словосочетания: определить, установить причины, запомнить .


Учащиеся осваивают новый материал, просматривают слайды и работают с текстом и иллюстрациями учебника.

Участвуют в беседе, отвечая на предлагаемые учителем вопросы в процессе изложения нового материала.

Составляют план:
1) Продолжение эпохи Великих географических открытий.
2) Научные географические экспедиции.
3) Новые открытия.
4) Вклад русских путешественников в географических открытиях.

Называют задачи урока:
1. Определить причины продолжения эпохи географических открытий.
2. Установить причины изменений карты мира.
3. Запомнить фамилии и роль путешественников в новых открытиях.














Формулируют основные задачи урока
Разрабатывают карту маршрута путешествия.


Создание мотивационной установки
Комментарий учителя. После вклада мореходов 16 века в географические открытия были проложены морские торговые пути в Атлантическом океане. Сначала на море господствовали испанские и португальские корабли. Но постепенно Англия, Нидерланды и Франция – начали теснить Испанию и Португалию на море.
Как вы думаете? Почему?

Следят за логикой рассуждения, наблюдают иллюстрации учителя и пытаются вникнуть в суть проблемного вопроса и включиться в рассуждения.



2.Процессуально - содержательный этап урока

Успехи голландцев в конце 16 - 19 века.

1. Определите, почему голландцы стали господствовать в Африке и Северной Америке? Какой материк открыли первыми?
Ознакомьтесь со вторым пунктом параграфа «Успехи голландцев» (стр. 29). Расскажите о плаваниях голландцев и завоеваниях. При ответе используйте следующие «колония», «Новый Амстердам», «материк Австралия».


Работают с атласом и учебником стр. 29, второй абзац. Определяют колонии и новые земли страны.
Заслушивают ученика (опережающее задание).

Перечисляют: колонии в Азии, остров Ява, торговля рабами из Африки, Австралия открытый ими материк.

Работают с рис. 7 учебника и текстом параграфа с. 19, составляют рассказ об обращении Земли вокруг Солнца. Выполняют задание по рисункам (указывают направление вращения Земли вокруг своей оси и направление движения Земли по околосолнечной орбите – рис.1; указывают направление вращения Земли вокруг своей оси, сели смотреть со стороны Северного и Южного полюсов – рис. 2)

Называют видовое словосочетание: «воображаемые точки на земной поверхности». Определяют существенные признаки понятия: «точки пересечения поверхности Земли с воображаемой осью ее вращения».

Называют свои действия:
-выбрали в тексте параграфа необходимые данные,
- нашли на рисунке запрашиваемые названия
- составили рассказ на основе полученных данных,
- успешно выполнили задание в рабочей тетради











Учатся связно излагать свои мысли

















2. Времена года на Земле
1. Какие времена года вы знаете?


2. Работа в группах (4). Выскажите свое мнение о том, с чем связана смена времен года. Поработайте с рис. 9 «Обращение Земли вокруг Солнца». Расскажите, как Солнце освещает Землю в дни осеннего и весеннего равноденствия, летнего и зимнего солнцестояния:
А) Какова продолжительность дня и ночи в эти дни?
Б) Где и когда заходит Солнце в эти дни?
В) На какой части поверхности Земли полуденное Солнце находится в зените?
Г) Какова продолжительность дня и ночи весной и летом, осенью и зимой в Северном полушарии? (В Южном?)












3. Заполните таблицу «Особенности, вызванные разным положением Земли относительно Солнца в разное время года» (Приложение 1).
4. Проанализируйте результаты проделанной работы. Сопоставьте данные во всех графах таблицы и рис.9 учебника. Сделайте о том, почему происходит смена времен года.


Иной вариант работы - работа с теллурием и инструктивными карточками.
Инструктивная карточка.
Расположите Землю в теллурии в одной из позиций (23 сентября, 22 декабря, 21 марта, 22 июня), указанных на рис. 9 (с. 21 учебника).
Внесите в таблицу название времени года для данной даты.
Прокрутите глобус и посмотрите, над какой параллелью Солнце в это время стоит в зените (лучи света падают под прямым углом)? Ответ запишите в таблицу.
Определите освещенность Северного и Южного полушарий (одинаковое, больше освещено одно из полушарий). Результаты занесите в таблицу.
Определите освещенность районов, расположенных за Северным и Южным полярными кругами (одинаковая, полярный день или полярная ночь).
Сделайте вывод о том, как освещенность Солнцем различных участков Земли отразилась на времени года.
Вспоминают о четырех временах года (лето, осень, зима, весна).

Работают с рисунком учебника. Отмечают, что в день весеннего равноденствия во всем Северном полушарии (кроме районов около полюсов) продолжительность дня и ночи равна 12 часам, Солнце восходит в 6 часов на востоке, а заходит на западе в 18 часов, и на экваторе в полдень 21 марта Солнце находится в зените; в день летнего солнцестояния Солнце в полдень 22 июня находится в зените над Северным тропиком, И, поскольку северный конец земной оси наклонен к Солнцу, на линии Северного полярного круга оно не заходит за горизонт; в день осеннего равноденствия на всей Земле, кроме полюсов, продолжительность дня и ночи равна 12 часам, Солнце восходит в 6 часов на востоке, а заходит на западе в 18 часов, на экваторе в полдень 23 сентября Солнце находится в зените; в день зимнего солнцестояния Солнце находится в зените над Южным тропиком, а, поскольку конец земной оси наклонен от Солнца, на линии Южного полярного круга оно не заходит за горизонт. Определяют, что весной и летом в Северном полушарии продолжительность дня больше , чем продолжительность ночи, а осенью и зимой продолжительность ночи больше, чем продолжительность дня (соответственно, в Южном полушарии, наоборот).

Заполняют таблицу.

Работают с данными таблицы. Определяют, что смена времен года происходит вследствие движения Земли по околосолнечной орбите и вращения ее вокруг своей оси, сохраняющей постоянный наклон.























Объединяют единичные поисковые действия в коллективный продукт – таблицу и учатся анализировать результаты































Составляют характеристику освещенности различных участков Земли в определенный день

Рефлексия деятельности
Сделайте общий вывод: «Чтобы установить причины смены времен года и выявить географические закономерности, мы выполнили следующие действия: . Для этого нам понадобились такие информационные материалы, как , которые мы изучали коллективно, работая в , что позволило нам быстро заполнить и обобщить полученные знания».
1. Перечисляют действия:
- выявили следствия движения Земли по околосолнечной орбите;
- проанализировали текст учебника, выделив точки пересечения поверхности Земли с воображаемой осью ее вращения;
- расширили свой географический кругозор, усвоив новые понятия: день весеннего равноденствия, день летнего солнцестояния, день осеннего равноденствия, день зимнего солнцестоянии, Северный тропик, Южный тропик, экватор, Северный полярный круг, Южный полярный круг.
2. Учебник, атлас, рабочую тетрадь и т.д.
3. Группах
4. Таблицу
Анализируют ход своей деятельности на уроке


3.Этап закрепления и первичной проверки

Обобщение знаний
Приведите доказательства следующему утверждению: «Мир живой и неживой природы Земли связан с Солнцем, Вселенной».
Приводят факты и выводы, которые прозвучали на уроке
Расширяют свои представления об устройстве мира


Первичная проверка знаний
1) Установите соответствие между понятием и его определением:
1. Точка пересечения поверхности Земли с воображаемой осью ее вращения
2. Воображаемая окружность на поверхности Земли, которая расположена посередине между Северным и Южным полюсами и делит Землю на Северное и Южное полушария.
3. Воображаемая окружность на поверхности Земли, расположенная на одинаковом расстоянии севернее или южнее экватора
4. Линия, за которой наблюдается полярный день и полярная ночь
А – экватор, Б – тропик, В – полярный круг,
Г – полюс

2) Игра «Блиц-турнир».
1. Под каким углом к плоскости орбиты наклонена ось вращения Земли?
2. Земная ось сохраняет постоянное направление на
3. Почему происходит смена времен года?
4. Где день всегда равен ночи, а Солнце дважды в году (в дни осеннего и весеннего равноденствия) бывает в зените?
5. Наивысшая воображаемая точка на небе, находящаяся над головой наблюдателя, называется
6. Как называется путь Земли вокруг Солнца?
7. Когда в Северном полушарии лето, в Южном полушарии
8. Земля делает полный оборот вокруг Солнца за
9. День, когда Солнце находится в зените над Южным тропиком, называется
10. Используя рис. 8 учебника и карту полушарий, назовите географические объекты, где бывает полярный день и полярная ночь.
Записывают ответ в тетрадь и самостоятельно проверяют по ключу:
1-Г, 2-А, 3-Б, 4-В.














Отвечают на вопросы учителя.




4.Рефлексивный этап урока

Рефлексия содержательная
Прием «Цветограмма».
Дайте оценку занятию, используя предложенную цветограмму:

13 SHAPE \* MERGEFORMAT 1415

Высокая оценка
Средняя оценка

Низкая оценка

Закрашивают прямоугольники (блоки схемы) определенным цветом.
Оценивают актуальность, новизну урока, эффективность работы на уроке и интерес к учебному занятию


Рефлексия
эмоционального состояния
Прием «Ключевое слово»
На листе бумаги запишите одно слово, с которым вы ассоциируете свою деятельность на уроке или взаимодействие в группе.
Время выполнения – 1 минута. Учитель собирает листочки, зачитывает слова, проводит краткий анализ полученных результатов или предлагает это сделать учащимся

Записывают слово, отдают листок учителю
Анализируют свое эмоциональное состояние и выражают его в обобщенной формулировке


5. Объяснение домашнего задания

Обязательное задание
1. Прочитайте задание №2 в рабочей тетради (с.11-12). Какие источники вам потребуются для его выполнения? Выполните задание.
2. Прочитайте §4 (с. 19-21)

Читают задание и формулируют уточняющие вопросы учителю.



Дополнительное задание (по выбору и по желанию)
Подготовьте аргументированный ответ на вопрос: «В каком случае на Земле не появились бы тропики и полярные круги?»
Приведите доказательства с помощью рисунка. Отметьте на рисунке полярные круги и тропики.
Формулируют уточняющие вопросы учителю

Подготавливают рисунок, иллюстрирующий размещение параллелей на поверхности Земли с измененным наклоном оси


2. Просмотрите видеофрагмент «Земля на своей орбите» ([ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ])Выделите основные астрономические даты и опишите, что происходит в это время на планете.

Формулируют уточняющие вопросы учителю





Приложение 1
Таблица «Особенности, вызванные разным положением Земли относительно Солнца в разное время года»
Показатели
для сравнения
23 сентября
22 декабря
21 марта
22 июня

Время года
Осень
Зима
Весна
Лето

Солнце находится в зените над
Экватором
Южным тропиком
Экватором
Северным тропиком

Освещенность северного и южного полушарий
Одинаковая
Южное полушарие освещено больше
Одинакова
Северное полушарие освещено больше

Освещенность территорий за северным и южным полярным кругом
Одинаковая
За Южным полярным кругом – полярный день, за Северным - полярная ночь
Одинаковая
За Северным полярным кругом – полярный день, за Южным - полярная ночь


Курсивом выделено то, что заполняется детьми.









интерес

эффективность

новизна

актуальность

Цветограмма



Ѕђ Заголовок 115