Методические рекомендации по выполнению практических работ по дисциплине Эффективное поведение на рынке труда


Государственное бюджетное профессиональное
образовательное учреждение Самарской области
«Нефтегорский государственный техникум»

Методические рекомендации по выполнению практических работ
по учебной дисциплине «Эффективное поведение на рынке труда»
по специальности:
44.02.01 «Дошкольное образование»


Разработчик:
Чеховских Н.В., методист ГБПОУ «НГТ»
г.Нефтегорск, 2016 г.
Методические рекомендации по выполнению практических работ разработаны в соответствии с Концепцией вариативной составляющей основных профессиональных образовательных программ начального и среднего профессионального образования в Самарской области по всем специальностям СПО / профессиям НПО.
Организация - разработчик:
Государственное бюджетное образовательное учреждение среднего профессионального образования «Нефтегорский государственный техникум»

Разработчик:
Чеховских Н.В., методист

СОДЕРЖАНИЕ
Пояснительная записка 4
Показатели сформированности образовательных результатов 6
Рекомендации к оцениванию практических работ 7
Тема 1.Спрос и предложение на рынке труда. Планирование профессиональной карьеры
Практическая работа №1 9
9
Практическая работа №2 9
Практическая работа №3 10
Тема 2.Поиск работы
Практическая работа №4 11
11
Тема 3. Коммуникация с потенциальным работодателем
Практическая работа №5 13
13
Практическая работа №6 14
Практическая работа №7 15
Практическая работа №8 15
Тема 4. Трудоустройство: правовые нормы и практические задачи
Практическая работа №9 18
18
Практическая работа №10 20
Практическая работа №11 22
Перечень рекомендуемых учебных изданий, интернет – ресурсов 26
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Методические рекомендации по выполнению практических работ по дисциплине «Эффективное поведение на рынке труда», разработаны в помощь студентам для самостоятельного выполнения ими практических работ предусмотренных рабочей программой.
Практические работы проводятся после изучения соответствующих разделов и тем учебной  дисциплины. Работы выполняются по индивидуальным заданиям и в группах.
Целью практических работ является закрепление теоретических знаний и приобретение практических умений, а также позволяют обучающимся повысить уровень в части сформированности общих компетенций.
Методические рекомендации по каждой практической работе имеют теоретическую часть, с необходимыми  для выполнения работы, пояснениями, таблицами; алгоритм выполнения заданий. Практические работы органично сочетаются с теоретическими знаниями.
Обучающимся предлагаются практические работы разного уровня и разного содержания. Это позволяет обеспечить дифференцированный подход к организации выполнения практических работ обучающимися.
Практические работы соответствуют темам дисциплины «Эффективное поведение на рынке труда»:
Тема 1.Спрос и предложение на рынке труда. Планирование профессиональной карьеры
Тема 2.Поиск работы
Тема 3. Коммуникация с потенциальным работодателем
Тема 4. Трудоустройство: правовые нормы и практические задачи
При выполнении практических работ обучающийся владеет общими универсальными технологиями деятельности, позволяющими осуществлять эффективное трудоустройство и планировать профессиональную карьеру.
В результате освоения дисциплины обучающийся должен уметь:
- давать аргументированную оценку степени востребованности специальности на рынке труда;
аргументировать целесообразность использования элементов инфраструктуры для поиска работы;
составлять структуру заметок для фиксации взаимодействия с потенциальными работодателями;
составлять резюме с учетом специфики работодателя;
применять основные правила ведения диалога с работодателем в модельных условиях;
оперировать понятиями «горизонтальная карьера», «вертикальная карьера»;
корректно отвечать на «неудобные вопросы» потенциального работодателя;
задавать критерии для срвнительного анализа информации для принятия решения о поступлении на работу
объяснять причины, побуждающие работника к построению карьеры;
анализировать\формулировать запрос на внутренние ресурсы для профессионального роста в заданном\определенном направлении;
давать оценку в соответствии с трудовым законодательством законности действий работодателя и работника в произвольно заданной ситуации, пользуясь Трудовым кодексом РФ и нормативными правовыми актами.
Изучение дисциплины позволяет обучающимся повысить свой уровень в части сформированности следующих общих компетенций:
ОК 3.1. Анализ рабочей ситуации
ОК 4.1. Поиск информации
ОК 4.2. Извлечение и первичная обработка информации
ОК 4.3. Обработка информации
ОК 6.3. Эффективное общение: диалог
ОК 6.4. Эффективное общение: письменная коммуникация
ОК 8.1, уровень III-IV: анализирует \ формулирует запрос на внутренние ресурсы (знания, умения, навыки, способы деятельности, ценности, установки, свойства психики) для решения профессиональной задачи;
Анализирует собственные мотивы и внешнюю ситуацию при принятии решений, касающихся своего продвижения.
ПОКАЗАТЕЛИ СФОРМИРОВАННОСТИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ
Результаты обучения:
умения, знания Показатели оценки результата
Формы контроля
Уметь: У1 давать аргументированную оценку степени востребованности профессии на рынке труда;
ОК 3.1. Анализ рабочей ситуации
Точность определения собственных личностных качеств и уровня развития профессиональных компетенций;
Накопительная оценка отчета по выполнению практических работ.
Контроль и оценка выполнения
самостоятельной работы
У2 аргументировать целесообразность использования элементов инфраструктуры для поиска работы;
ОК 4.1. Поиск информации
Правильность выбора методов и средств при поиске работы Контроль и оценка выполнения
самостоятельной работы
У3 составлять структуру заметок для фиксации взаимодействия с потенциальными работодателями;
ОК 4.2. Извлечение и первичная обработка информации
ОК 4.3. Обработка информации Обоснованность выбора и анализ информации Контроль и оценка выполнения
самостоятельной работы
У4 составлять резюме по заданной форме;
ОК 4.3. Обработка информации
ОК 6.4. Эффективное общение: письменная коммуникация Четкость и грамотность составленного резюме оценка отчета по выполнению практических работ.
У5 применять основные правила ведения диалога с работодателем в модельных условиях;
ОК 6.3. Эффективное общение: диалог Правильность самопрезентации при личном собеседовании с работодателем оценка отчета по выполнению практических работ.
У6 оперировать понятиями «горизонтальная карьера», «вертикальная карьера»; Излагает, формулирует основные понятия
«горизонтальная карьера», «вертикальная карьера» Устный опрос
У7 объяснять причины, побуждающие работника к построению карьеры;
ОК 8.1анализирует \ формулирует запрос на внутренние ресурсы (знания, умения, навыки, способы деятельности, ценности, установки, свойства психики) для решения профессиональной задачи;
Анализирует собственные мотивы и внешнюю ситуацию при принятии решений, касающихся своего продвижения.
Точность определения собственных личностных качеств Устный опрос, тестирование
У8 давать оценку в соответствии с трудовым законодательством законности действий работодателя и работника в произвольно заданной ситуации, пользуясь Трудовым кодексом РФ и нормативными правовыми актами.
ОК 3.1. Анализ рабочей ситуации
ОК 4.1. Поиск информации
ОК 4.2. Извлечение и первичная обработка информации
ОК 4.3. Обработка информации Правильность толкования ТК РФ Устный опрос,
оценка отчета по выполнению практических работ
РЕКОМЕНДАЦИИ К ОЦЕНИВАНИЮ ПРАКТИЧЕСКИХ РАБОТ
При проверке преподаватель должен объективно оценивать ответы обучающихся. Ответ должен быть полным, исчерпывающим на конкретно поставленный вопрос.
Критериями оценок результатов практических заданийстудента являются:
-уровень освоения студентов учебного материала;
-умения студента использовать теоретические знания при выполнении практических задач;
-сформированность общеучебных умений;
-умения студента активно использовать электронные образовательные ресурсы, находить требующуюся информацию, изучать ее и применять на практике;
-обоснованность и четкость изложения ответа;
-оформление материала в соответствии с требованиями;
- умение ориентироваться в потоке информации, выделять главное;
-умение четко сформулировать проблему, предложив ее решение, критически оценить решение и его последствия;
-умение показать, проанализировать альтернативные возможности, варианты действий;
-умение сформировать свою позицию, оценку и аргументировать ее.
Критерии оценки:
Оценка «отлично» ставится, когда обучающийся:
а) полностью овладел программным материалом
б) дает четкий и правильный ответ, выявляющий понимание и осознание учебного материала и характеризующий прочные знания, изложенные в логической последовательности.
в) ошибок не делает, но допускает обмолвки и оговорки по невнимательности, которые легко исправляет по требованию преподавателя.
Оценка «хорошо» ставится, когда обучающийся:
а) полностью овладел программным материалом, но отвечает с небольшими затруднениями, вследствие еще недостаточно развитого представления о рынке труда, отношений на рынке;
б) дает правильный ответ в определенной логической последовательности;
в) допускает некоторую неполноту ответа и ошибки второстепенного характера, исправление которых осуществляет с некоторой помощью преподавателя.
Оценка «удовлетворительно» ставится, когда обучающийся:
а) основной программный материал знает не твердо, но большинство изученных материалов усвоил;
б) ответ дает не полный, построенный несвязно, но выявивший общее понимание вопроса;
в) требует постоянной помощи преподавателя (наводящих вопросов)
Оценка «неудовлетворительно» ставится, когда обучающийся:
а) обнаруживает незнание или непонимание большей или наиболее важной части учебного материала;
б) ответ строит несвязно, допускает существенные ошибки, которые не исправляет с помощью преподавателя.
Оценка «плохо» ставится, когда обучающийся:
Обнаруживает полное незнание и непонимание учебного материала.

ТЕМА 1: СПРОС И ПРЕДЛОЖЕНИЕ НА РЫНКЕ ТРУДА. ПЛАНИРОВАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КАРЬЕРЫ
Практическая работа №1
Деловая игра
Цель: помочь участникам игры оценить проработанность, реалистичность целей, готовность к их достижению.
Инструкция:
Выбирается один из участников, который должен сформулировать свою дальнюю профессиональную цель. Остальные участники поочередно задают вопросы – препятствия, на которые он должен ответить, как он будет преодолевать это препятствие.
По окончании игры подводятся итоги, сколько препятствий смог преодолеть игрок. Очень важно, чтобы другие участники, предлагая те или иные вопросы – препятствия, имели свои варианты выхода из ситуации.
Вопросы для обсуждения:
Какие требования к специалисту предъявляет современный рынок труда?
Какие факторы влияют на конкурентоспособность специалиста?
Как можно повысить свою конкурентоспособность на рынке труда?
Что характерно для нелегальных вакансий? Чем чревато трудоустройство по такой вакансии?
Как изменяются общие требования к работающим?
Какой ориентир на рынке труда для Вас наиболее привлекателен и почему.
Критерии оценки: Выводы по практической работе.
Наблюдение преподавателя за деятельностью студентов.
Практическая работа №2
«Цели карьеры».
Цель: развитие навыков целепологание, умений планировать жизненный и профессиональный путь. Развитие способности к воображению.
Задание для самостоятельной работы:
Напишите мини-сочинение «Как я представляю себе свою профессиональную карьеру?»
Критерии оценки:   
Отметка "5" – логически последовательно раскрыта тема.
  Отметка "4" – незначительно нарушена последовательность изложения мыслей, имеются единичные (1-2) фактические и речевые неточности.
   Отметка "3" – имеются некоторые отступления от темы, допущены отдельные нарушения в последовательности изложения мыслей, в построении 2-3 предложений, беден словарь.
   Отметка "2" – имеются значительные отступления от темы, пропуск важных эпизодов, главной части, основной мысли и др., нарушена последовательность изложения мыслей, отсутствует связь между частями, отдельными предложениями, крайне однообразен словарь.
Практическая работа №3
Цель: развитие навыков целепологание, умений планировать жизненный и профессиональный путь. Развитие способности к воображению.
С помощью данной таблицы определите свою рыночную стоимость, свои шансы на получение работы:
«Рыночная стоимость» определяется с учётом предъявляемых требований предприятия к личности работника. Внимательно прочитайте каждый пункт в 1-ой колонке, где приведены наиболее распространённые требования предприятия к работнику. В 2-ой колонке определите, имеются ли данные качества у вас. Оцените каждое качество в баллах от 1 до 10:
- 10 баллов – да, у меня есть такое качество;
- 9, 8, 7, 6 – есть, но в недостаточном количестве;
- 5 баллов – сомневаюсь;
- 4, 3, 2 – скорее нет, чем да;
- 1 балл – у меня нет такого качества.
Качества работника Имеется у меня
1.Опыт работы  
2.Образование  
3.Деловые качества  
4.Способности  
5.Знания  
6.Умения  
7.Моральные качества  
8.Эмоционально-волевые качества  
9.Другие требования (---)  
Итого:  
Подведите итоги
Подсчитайте сумму баллов, используя шкалу, и оцените свой результат.
От 70 до 80 баллов. Вы отличаетесь сильным стремлением к успеху. При упорстве и настойчивости Вы сможете получить перспективную работу.
От 40 до 69 баллов. Для достижения максимального успеха Вам необходимо несколько активизировать себя. Однако нет оснований отчаиваться, составьте перечень своих положительных качеств и совершенствуйте каждое из них. Это позволит Вам добиться большего!
Менее 39 баллов. Для Вас получить перспективную работу окажется трудной задачей. Работайте над собой, вырабатывайте в себе уверенность и целеустремленность. ДЕЙСТВУЙТЕ!
ТЕМА 2: ПОИСК РАБОТЫ
Практическая работа №4
«Определение целей в поиске работы».
1. Опишите свои цели по предлагаемой схеме:
Наименование должности (должностей), которую вы хотели бы получить.
Тип, отраслевая принадлежность и расположение организаций, в которых вы будете искать работу.
Какая минимальная оплата труда и при каких условиях вас могла бы устроить на новой работе.
Сколько обычно платят тем, кто работает на аналогичных должностях в организациях того типа, на который вы ориентируетесь при поиске работы
Сколько вы хотели бы получать за свою работу, чтобы быть довольным оплатой
Какие дополнительные условия и требования к работе у вас имеются (по режиму, командировкам, обучению и т.п.)
2. Составьте список своих ценных качеств и достоинств применительно к искомой работе:
1.______________________________
2._____________________________
3. _____________________________
4. _____________________________
5. _____________________________
6. _____________________________.
Желательно, чтобы ваши качества и достоинства, включенные в этот список, характеризовали:
вашу способность выполнять искомую работу (образование, квалификация, опыт, навыки, здоровье, готовность работать в требуемом режиме и т.п.).
вашу готовность выполнять искомую работу (из ваших ответов должно следовать, почему именно вы будете стараться выполнить данную работу как можно лучше).
вашу управляемость (имеются в виду личные качества, заметив и оценив которые работодатель почувствует, что работать с вами ему будет удобно).
Подведение итогов. Если у вас получается, как вам кажется, достаточно длинный и убедительный список, это хорошо. Только в этом случае вы сможете успешно искать работу и, в частности, выполнять третье и шестое из числа главных правил, приведенных в конце введения. Кроме того, отталкиваясь от этого списка, вы легче составите хорошее резюме или объявление в газету, он будет полезен и при подготовке к собеседованию.
Если составленный вами список покажется вам недостаточным, то, видимо, над постановкой правильной и обоснованной цели поиска работы следует продолжать работать. Пока вам это еще не удалось.
  Вопросы для обсуждения:
Какие вы знаете виды целей?
Как соотносятся стратегическая и локальная цель?
Верно ли утверждение, что люди, недооценивающие самих себя, склонны недооценивать других.
Подумайте и напишите, в каких профессиях и видах деятельности вы сможете реализовать полученные навыки?
  Задание для самостоятельной работы:
На основе полученных знаний о профессиональных сферах деятельности, типах личности, мотивации деятельности и ситуации на рынке труда сделайте проект вашей карьеры. Надеемся, что ответы на приведенные ниже вопросы помогут вам отобрать оптимальный вариант плана карьеры:
1.Чего вы ждете от своей будущей работы?
2.Какое влияние окажет на других людей (семью, друзей, общество в целом) ваш выбор профессиональной деятельности?
3.Какие внешние и внутренние факторы необходимо иметь для того, чтобы успешно продвигаться по карьерной лестнице?
4.Как вы оцениваете ваши карьерные ресурсы (развитие интеллекта, знания, навыки, опыт, способности, здоровье темперамент, социальное окружение) для достижения профессиональных целей?
5.Что вы можете сказать о своей профессиональной пригодности к выбранному делу?
6.Есть ли у вас остаточные знания, чтобы реализовать свои идеи в бизнесе?
7.Задумывались ли вы над способами реализации ваших профессиональных планов?
8. Какими могут быть еще варианты вашей будущей карьеры?
Критерии оценки: Выводы по практической работе.
Наблюдение преподавателя за деятельностью студентов
ТЕМА 3. КОММУНИКАЦИЯ С ПОТЕНЦИАЛЬНЫМ РАБОТОДАТЕЛЕМ
Практическая работа №5
Практическая работа «Составление резюме»
Время выполнения практического задания – 1,5 часа
Внимательно прочитайте задание
Задание
1) Составьте резюме. Оформите резюме на компьютере.
2) Пройдите собеседование у работодателя на вакантную должность слесарь по ремонту автомобилей, расположенный в центре города. Обоснуйте ваше желание работать в данном автосалоне.
В роли работодателя выступает преподаватель, принимающий зачет.
При подготовке к зачету Вы можете воспользоваться ресурсами сети Интернет.
Оценочный лист
Что наблюдал Ваша оценка Комментарий
«V» «-» Поведение и умение хорошо держать себя
как зашел в помещение
приветствие
положение сидя
внешний вид
манера держаться
манера говорить Ответы на вопросы в ходе собеседования
хорошо отвечал
аргументировал
убеждал, что он лучший кандидат
проявлял постоянно интерес к ходу беседы, не был пассивным Выход из общения
благодарил за уделенное время для беседы
показал умение получить совет, рекомендацию по поиску варианта трудоустройства
получил вакансию Контрольная карта наблюдения хода собеседования
Инструкция: обозначьте «галочкой» (\/) каждый пункт, который вы считаете успешным, а знак «-» там, где вы оцениваете позицию неудачной. В графе «комментарий» можно писать конкретные замечания, например: нервничает, привлекательный внешний вид, держится свободно и т.д.
Дата: _________________
Критерии оценки: Выводы по практической работе.
Наблюдение преподавателя за деятельностью студентов
Практическая работа №6
Игра “Пришлите ваше резюме на вакантное место по специальности”.Инструкция:
Собрать написанные группой резюме.
Избрать группу из 4-5 «кадровиков», заказчиков на вакантное место. Обсуждаются критерии отбора кандидатов по резюме.
В течение 15-20 минут идет отсев резюме «кадровиками».
Лучшие резюме зачитываются вслух. Объясняются причины предпочитаемого выбора и дальнейшего приглашения на собеседование.
Текст для анализа:
Проанализируйте ошибки, допущенные при составлении профессионального резюме.
«Моя трудоспособность и умение сосредоточиться находятся на высочайшем уровне, а моя способность выполнять проекты в срок просто не поддаётся описанию».
«Образование: курсы свободных искусств, курсы по компьютерной технике, курс по бухгалтерскому учёту».
«Умею быстро находить и исправлять ошипки».
«Я проявляю медлительность – особенно, когда предстоит неприятная работа».
«Семейное положение: неоднократно. Дети разные».
«Квалификация: образование и опыт отсутствуют».
«Моя мать проживает вместе со мной, она является дипломированным бухгалтером».
«Сведения о предыдущих местах работы сообщу по первому требованию».
«Превосходная память, сильные математические способности, эффективная управленческая подготовка, и очень силён в психологии».
«Хобби: перемена обстановки в доме, гольф, городские организации, муж, дети».
Критерии оценки: Выводы по практической работе.
Наблюдение преподавателя за деятельностью студентов
Практическая работа №7
“Посещение работодателя”
Цель: увидеть, какую роль может сыграть хорошо составленное содержание письма
Инструкция:
Избирается кадровик или руководитель офиса. Руководителю зачитываются вслух все составленные письма группой, он делает отбор их. Те члены группы, у которых письма произвели впечатление на работодателя, приглашаются на прием для собеседования, а остальные члены группы являются наблюдателями.
Для поддержания ролевой ситуации для руководителя офиса даны типичные вопросы, а также несколько советов кандидату, как себя вести.
Типичные вопросы работодателей при собеседовании с кандидатом на вакансию
Собеседование ведется с кандидатом, у которого отправленное ранее письмо-обращение заинтересовало работодателя, и его пригласили на встречу.
Почему Вы хотите получить эту работу? (Почему нам стоит Вас нанимать? Почему Вы выбрали нашу организацию?)Не помешает ли Ваша личная жизнь данной работе, если потребуется вести ненормированный рабочий день?
Получали ли Вы другие предложения работы?
Расскажите немного о себе. (Рассказывая о себе, не увлекайтесь деталями. Самое главное - упомяните свой практический опыт, знания, умения, навыки, которые могут быть полезны работодателю, проявите свою заинтересованность к работе в данной организации)На какую Вы зарплату рассчитываете?
Какие есть вопросы у Вас? (Постарайтесь задать вопрос, который бы говорил в пользу Вашего найма).
Др. варианты.
Критерии оценки: Выводы по практической работе.
Наблюдение преподавателя за деятельностью студентов
Практическая работа №8
Ролевая игра «Собеседование у работодателя».
Рекомендации по ведению ролевой игры:
моделировать свой ход игровой ситуации
Каждый член учебной группы должен попробовать свои умения в собеседовании с работодателем с тем, чтобы в жизненной ситуации быть более уверенным
По ходу игры нет необходимости делать замечания по выполнению задания участникам
Группу разделить на «работодателей», «кандидатов на вакансию», «наблюдателей»
С целью поддержания игровой ситуации, «работодателю» предложены критерии отбора кандидата и вопросы для собеседования. Вопросы работодателя можно изменять, дополнять, использовать свой перечень
«Наблюдатели» делают заметки в «Контрольной карте наблюдений хода собеседования» с тем, чтобы при обсуждении результатов игры предлагать варианты возможных действий, ориентированных на успех по ведению собеседования. Для учебных целей «Контрольную карту наблюдений хода собеседования» размножить на несколько экземпляров.
Обсуждение результатов игры проводить после того, как каждый участник группы «кандидатов на вакансию», пройдет собеседование. Выслушиваются советы «наблюдателей» и «работодателей».
Группа снова делится по ролям. Дальнейший ход игры повторяется, но с новыми участниками.
Цель игры: приобрести навыки в умении начинать беседу, поддержать дальнейший ее ход, дать положительную информацию о своем профессиональном опыте потенциальному работодателю.
Процедура:
- Каждый член группы должен побывать в роли «кандидата на вакансию».
- Избираются «наблюдатели», «работодатель», «кандидаты на вакансию». Проводится обсуждение результатов игры и назначается новая группа участников: те, кто был «наблюдателем» и «работодателем» - теперь «кандидаты на вакансию»; а бывшие «кандидаты на вакансию» - становятся «наблюдателями» и «работодателями».Цель работодателя: подобрать кандидата на вакансию по профессии, по которой идет обучение в группе.
Инструкция «Работодателям»:
Использовать предложенный перечень вопросов (можно использовать свой перечень) с тем, чтобы получить ответ:
Цель: В ходе собеседования получить ответы на три основные вопроса:
- Сможет ли данный кандидат справиться с работой?
- Сможет ли он работать самостоятельно?
- Можно ли на него положиться, если будут колебания в зарплате?
При подведении итогов ответить на вопросы:
- Хорошо ли представил свою квалификацию, опыт, навыки?
- Какие доводы и действия имели решающее значение?
- В ходе собеседования был ли напряжен, скован?
- Какой из этапов собеседования удался?
Перечень вопросов:
- Почему вы желаете работать именно в нашей организации?
- Какие работы Вам приходилось выполнять в течение трудовой деятельности?
- С какого рода трудностями Вы столкнетесь, если Вам придется выполнить?
- Точно ли Вы следуете указаниям в работе?
- Работали ли Вы самостоятельно, приведите пример?
- Как Вы относитесь к тому, что придется выполнять дополнительную работу?
- Какими навыками Вы еще владеете? Что Вы еще умеете делать, что может быть использовано на нашем предприятии?
- Ваше семейное положение.
- Какую зарплату Вы хотели бы получать? Как Вы относитесь к тому, что у нас, возможно, будут перебои по выплате зарплаты?
Инструкция кандидатам на вакансию:
Цель: Выгодно «продать себя», т.е. использовать аргументы, убедительно представить профессиональный опыт так, чтобы заинтересовать этой информацией работодателя; давать альтернативные предложение в ходе собеседования.
При подведении итогов ответить на вопросы:
- Что мешало «подать себя»?
- Чувствовал ли напряжение, скованность?
- Какой информации не хватало?
- Что было ценного для Вашего опыта в роли "кандидата»?
Цель «Наблюдателей»: показать положительные успехи хода собеседования, которые были у кандидата».
Инструкция «Наблюдателям»:
Использовать «Контрольную карту хода собеседований», с тем, чтобы при обсуждении результатов, кандидату дать «взгляд со стороны» на процедуру собеседования - показать, что делалось удачно и что можно посоветовать для лучшего хода собеседования.
При подведение итогов ответить на вопросы:
- Хорошо ли представил свою квалификацию, опыт, навыки?
- Какие доводы и действия имели решающее значение?
- В ходе собеседования был ли напряжен, скован?
- Какой из этапов собеседования удался?
Контрольная карта наблюдения хода собеседования
Инструкция: обозначьте «галочкой» (\/) каждый пункт, который вы считаете успешным, а знак «-» там, где вы оцениваете позицию неудачной. В графе «комментарий» можно писать конкретные замечания, например: нервничает, привлекательный внешний вид, держится свободно и т.д.
Дата: _________________
Что наблюдал Ваша оценка Комментарий
«V» «-» Поведение и умение хорошо держать себя
как зашел в помещение
приветствие
положение сидя
внешний вид
манера держаться
манера говорить Ответы на вопросы в ходе собеседования
хорошо отвечал
аргументировал
убеждал, что он лучший кандидат
проявлял постоянно интерес к ходу беседы, не был пассивным Выход из общения
благодарил за уделенное время для беседы
показал умение получить совет, рекомендацию по поиску варианта трудоустройства
получил вакансию Выводы по практической работе.
ТЕМА 4. ТРУДОУСТРОЙСТВО: ПРАВОВЫЕ НОРМЫ И ПРАКТИЧЕСКИЕ ЗАДАЧИ
Практическая работа №9
Тест «Проверь свои знания законодательства о труде».Трудовой договор это:
А – трудовое соглашение;
Б – трудовой контракт;
В – обязательство;
Г – поручение;
Д – перечисленное выше.
С какого момента трудовой договор считается заключенным?
А – когда работник и собственник предприятия или уполномоченный им орган достигли соглашения по основным условиям труда;
Б – когда работник написал заявление о приеме на работу;
В – когда работник впервые приступил к работе;
Г – когда прием на работу оформлен.
Трудовой договор может быть заключенным:
А – на месяц;
Б – бессрочно, на неопределенный срок;
В – на срок по желанию работника;
Г – на определенный срок, установленный по согласованию сторон;
Д – по решению собственника или уполномоченного им органа;
Е – на время выполнения определенной работы.
На предприятие обратились с заявлением о приеме на работу: демобилизованный из Вооруженных Сил и молодой специалист, окончивший высшее учебное заведение с просьбой принять на должность технолога. Раньше они не работали. Какие документы должны представить указанные лица при поступлении на работу:
А – военный билет;
Б – диплом;
В – документ об образовании;
Г – справку с места жительства;
Д – паспорт.
Срок испытания при приеме на работу устанавливается:
А - шесть месяцев;
Б - четыре месяца;
В - полтора месяца;
Г - две недели;
Д - один месяц;
Е - три месяца.
На завод были зачислены слесарем – выпускник профессионального учебно-воспитательного заведения; учеником – выпускник средней школы и бухгалтером – выпускница высшего учебного заведения. Принимая их заявления, начальник отдела кадров предупредил, что они обязаны пройти испытательный срок, в течение которого будут проверяться их профессиональные качества.
Соблюдены ли в данном случае требования трудового законодательства:
А – да; Б – нет.
Можно ли принимать на работу студента дневной формы обучения? А – да; Б – нет.
Что обязан сделать собственник, если возникла необходимость перевести работника на другую постоянную работу:
А – уведомить об этом работника;
Б - получить согласие работника на такой перевод;
В – издать приказ о переводе работника без согласования с работником.
В каких случаях возможен перевод работника на другую работу без его согласия:
А – в случаях распоряжения вышестоящего органа;
Б – в случае производственной аварии;
В – для предотвращения стихийного бедствия;
Г – для предотвращения несчастных случаев;
Д – простоя;
Е – для замещения отсутствующего работника.
Можно ли уволить работника по собственному желанию в обусловленный им срок, если трудовой договор был заключен на неопределенный срок по соглашению сторон: А – да; Б – нет.
Можно ли уволить работника, если он был на больничном более четырёх месяцев подряд: А – да; Б – нет.
Можно ли при сокращении штатов уволить менее квалифицированного работника и оставить на его должности более квалификационного: А – нет; Б – да.
Может ли собственник или уполномоченный им орган уволить работника в период его временной нетрудоспособности, а также в период пребывания работника в отпуске: А – нет; Б – да.
Согласие какого органа необходимо при увольнении работника по инициативе собственника или уполномоченного им органа:
А – вышестоящего органа управления;
Б – профсоюзного органа,
В – совета трудового коллектива;
Г – бюро по трудоустройству.
15. Что указывается в трудовой книжке при увольнении?
А – характеристика работника;
Б – причины увольнения;
В – семейное положение работника;
Г – общий стаж работы.
Практическая работа №10
Заполнить кадровые документы
ЛИЧНЫЙ ЛИСТОК
по учету кадров
1. Фамилия ____________________ Имя __________________ Отчество ______________
2. Пол _____________ 3. Число, год, месяц рождения ____________________
3. Место рождения (село, деревня, город, район, область) _________________________________________________________________
4. Образование ___________________________________________________
Название учебного заведения и его местонахождение Факультет или отделение Год вступления Год окончания или ухода Если не окончил, то с какого курса ушел Какую специальность получил в результате окончания учебного заведения, указать номер диплома или удостоверения
5. Какими иностранными языками владеете ____________________________________
6. Ученая степень, ученое звание _______________________________________________
Какие имеете научные труды и изобретения _________________________________
Выполняемая работа с начала трудовой деятельности (включая учебу в высших и средних специальных учебных заведениях, военную службу, участие в партизанских отрядах и работу по совместительству) При заполнении данного пункта учреждения, организации и предприятия необходимо именовать так, как они назывались в свое время, военную службу записывать с указанием должности
Месяц и год Должность с указанием учреждения, предприятия, организации, а также министерства (ведомства) Местонахождение учреждения, организации, предприятия
вступления ухода 9. Пребывание за границей (работа, служебная командировка, поездка с делегацией)
Месяц и год В какой стране Цель пребывания за границей
с какого времени по какое время Участие в центральных, республиканских, краевых, областных, окружных, городских, районных выборных органахМестонахождение выборного органа Название выборного органа В качестве кого избранГод
избрания выбытия
11. Какие имеете правительственные награды (когда и кем награждены) _____________________________________________________________________________
12. Отношение к воинской обязанности и воинское звание _____________________________________________________________________________
Состав ____________________________
Род войск _________________________________
(командный, политический, административный, технический и т. д.)
13. Семейное положение в момент заполнения личного листка (перечислить членов семьи с указанием возраста) __________________________________________________
14. Домашний адрес: ________________________________________________________
«___»_________________________20___г.
Личная подпись ___________________________
Работник, заполняющий личный листок, обязан о всех последующих изменениях (образовании, присвоении ученой степени, ученого звания) сообщить по месту работы для внесения этих изменений в его личное дело.
Критерии оценки:
Верно заполнены все грфы: 14
Аккуратность 10
Максимальный балл 24 балла
АВТОБИОГРАФИЯ
Фамилия, имя, отчество_________________________
Автобиография составляется в произвольной форме, собственноручно, без помарок и исправлений. В автобиографии обязательно осветить в описательной форме год и место рождения и в какой семье; когда и в каких учебных заведениях учились, какое получили образование и специальность, указать, когда, где и в какой должности работали, причины перехода с должности на должность. Дать краткие сведения о Ваших ближайших родственниках (муже, жене, детях, отце, матери). Находились ли Вы под судом или следствием, где, когда, за что, а также Ваш домашний адрес.
_______________________________________________________________
Практическая работа №11
«Наработка опыта написания писем и составление собственного объявления о поиске работы»
Тема: Подготовка объявлений о поиске работы. Анализ составления объявлений.
Цель: формирование навыков саморекламы в процессе поиска работы: заполнение анкет, объявлений о поиске работы
Раздаточный материал:
Рекомендуемая схема написания объявления с примером (приложение 1);
Примеры эффективных объявлений (приложение 2);
Типовой перечень вопросов анкеты (приложение 3);
ОБЪЯВЛЕНИЕ В ГАЗЕТУ
Вы, конечно же, обращали внимание на объявления частных лиц в газетах с предложениями своих профессиональных услуг, а почему бы и вам не сделать то же самое.
Информация об объявлениях.
Объявление недешево. Наведите справки в редакциях, т.к. существует практика, что объявления такого рода принимаются бесплатно.
Ваша задача - посредством возможно более короткого текста дать достаточно полную информацию, чтобы повысить свои шансы на ответное предложение.
Основы составления объявления о поиске работы.
Как привлечь внимание работодателей своим объявлением? Прежде всего, простотой, лаконизмом, четкостью. Объявление должно отражать ваш профессиональный профиль, квалификацию, черты характера и интересы.
Объявление о предложении своих услуг должно выражать главную цель, но одновременно открывать возможности, лежащие в смежных областях. Если сузить поле деятельности, можно вообще не получить ответа.
Например:
РАБОЧИЙ СКЛАДА, погрузчик, ищет место шофера автопогрузчика в оптовой фармацевтической торговле. Квартира в южной части города. Писать (указан адрес и номер телефона).
Что плохо в этом объявлении? Во-первых, указание на конкретное место (фармацевтическая торговля), во-вторых, такое ограничение как оптовая торговля, в-третьих, безусловно, приятно иметь место работы недалеко от дома, но, скорее всего, придется идти на компромисс по поводу езды до места работы. Также и выражение «место шофера автопогрузчика» сужает шансы. Более эффективное объявление могло бы звучать так:
РАБОЧИЙ СКЛАДА, имеющий опыт работы, укладчик, многофункциональный,готовый к непосредственной работе, могущий выносить большие нагрузки, ищет место. Предпочтительно шофером автопогрузчика, также диспетчером, грузчиком и т.п.
Телефон______..
Этим объявлением может заинтересоваться более широкая аудитория. Представление о профессии дано ясно, указана непосредственная область деятельности, а также гибкость автора. Очень важно, что оно освещает личные черты характера.
При составлении объявления с предложением своих услуг вы можете применять нестандартные решения, но чтобы не получить негативной реакции, лучше избегать перегибов, например: «Суперпродавец ищет суперфирму. Поговорите со мной, и Вы возьмете меня на работу». Такое объявление не очень серьезно и отдает излишней самоуверенностью, хвастовством.
Точность, конкретность, направленность на самое важное, целеустремленность, оригинальность без вульгарности, раскрытие профессиональных и личных сильных сторон; умение в выгодном свете представить себя - вот, что важно для объявления (приложение 1).
Прежде чем составлять свое объявление, найдите пример подобного объявления, это поможет вам правильно сформулировать свое (приложение 2).
Задание.1. Составить саморекламное объявление: «Наработка опыта написания писем и составление собственного объявления о поиске работы»
Инструкция:
В течение 10 мин. постараться подыскать из имеющейся информации реальный для себя вариант предложения работы.
Использовать:
- газеты
- различные объявления о приеме на работу в других источниках
- рекламу
Бланк для записи информации:
Работа, обязанности: Качества и умения, необходимые для этой работы Мое соответствие этой работе
Задание 2. Групповая работа. Участники в группах по 3 -4 человека составляют личное объявление для публикации в газете. Затем представитель группы рассказывает о проделанной работе и совместно анализируются ошибки и недочеты.
Контрольные вопросы
1.Какие требования предъявляются к составлению автобиографии?
2.Подготовьте несколько вариантов автобиографии. Какой из них, по вашему мнению, может привлечь внимание кадровой службы предприятия (организации)?
Выводы по практической работы.Приложение 1
РЕКОМЕНДУЕМАЯ СХЕМА НАПИСАНИЯ ОБЪЯВЛЕНИЯ
Схема
1.Сведения личного характера.
2. Цель.
3. Образование.
4. Опыт работы.
5. Дополнительная информация.
Приложение 2
ПРИМЕРЫ ЭФФЕКТИВНЫХ ОБЪЯВЛЕНИЙ
Большинство данных примеров взято из тех объявлений на которые многие работодатели обращают внимание при приеме на работу.
Инженер-строитель, 12 лет практики по профессии, опыт в жилищном и промышленномстроительстве, строительстве под землей, реконструкции старых зданий, составлении проекта реконструкций, руководстве стройкой, ищет в данной области (преимущественно руководство строительством) работу. Динамичный, общительный, могу проводить самостоятельную работу. Телефон:___________
Специалист по оклеиванию внутренних помещений обоями. Увлеченная своей работой женщина, ищущая, надежная, искусная рукодельница, с чувством прекрасного, практика в фирме по услугам в части интерьера, имеет навык работы с заказчиком (покупателем), ищет работу по специальности. Торговля обоями, совместная работа по поставкам. Обращаться по телефону:________
Учитель немецкого и французского языков, 35 лет, компетентно окажет помощь, с юмором и добрым сердцем, при преодолении языковых барьеров для соотечественников и иностранцев. Учеба при учреждении, индивидуально, гарантирую порядок. Телефон: ____
Организаторский талант, 32 года, ищет перспективное поле деятельности в области санитарии строительных работ. Образование в области торговли, знания по специальности и решительность прилагаются. Телефон:__________
Приведу в порядок Вашу документацию: секретарь с практикой, со специальным образованием, знаниями в области ведения учета, расчета зарплаты, использованием компьютера; самостоятельная; легко приспосабливаюсь к коллективу, ищу новое место для приложения сил. Телефон:___________

Предлагаю свой опыт секретаря правления, организатора обучения, ассистентки руководителя, 30 лет, легко приспосабливаюсь к коллективу, дальновидная, мыслящая, инициативная.Многосторонние интересы, отзовусь на предложения по изменению направления карьеры. Телефон:_________
Приложение 3
ТИПОВОЙ ПЕРЕЧЕНЬ ВОПРОСОВ АНКЕТЫ
Фамилия, имя, отчество, номер телефона.
Семейное положение.
Число иждивенцев и их возраст.
Национальность.
Дата рождения, возраст.
Образование (школа, техникум).
Дополнительное образование (второе образование, возможные курсы повышения квалификации).
Соответствующая квалификация (специальность).
Знание языков.
Нынешняя (последняя) работа идет сначала, затем в обратном порядке, уделяя большую часть места недавним работам с кратким упоминанием о более ранних. Сформулируйте итог в одном-двух предложениях, укажите свою ответственность и достижения по каждой работе.
Настоящая (последняя) зарплата.
Личные достоинства и качества полезные в работе.
Занятия в свободное время и хобби.
Участие в выборных должностях и общественных организациях.
Наличие водительских прав (категория, класс).
ПЕРЕЧЕНЬ РЕКОМЕНДУЕМЫХ УЧЕБНЫХ ИЗДАНИЙ, ИНТЕРНЕТ – РЕСУРСОВ.
Основные источники
Перелыгина Е.А. Эффективное поведение на рынке труда: Учебные материалы. - Самара: ЦПО, 2011.
Голуб Г.Б., Перелыгина Е.А. Введение в профессию: общие компетенции профессионала. Эффективное поведение на рынке труда. Основы предпринимательства: Гиды для преподавателей. - Самара: ЦПО, 2011.
Трудовой кодекс РФ.
Дополнительные источники:
Ефимова С.А. Ключевые профессиональные компетенции: спецификации модулей. - Самара: Изд-во ЦПО, 2007.
Зарянова М. Как найти работу за 14 дней: Практическое пособие для тех, кто ищет работу. - СПб.: Речь, 2009.
Как успешно пройти собеседование // SuperJob [Электронный ресурс]. - http://www.superjob.ru/rabota/mtei-view.html.
Ключевые профессиональные компетенции. Модуль «Эффективное поведение на рынке труда» [Текст]: учебные материалы / автор-составитель: Морковских Л.А. - Самара: ЦПО, 2007.
Ожегов С.И. Словарь русского языка. - М.: Рус. яз., 1984.
Планирование профессиональной карьеры: рабочая тетрадь / Т.В. Пасечникова. - Самара: ЦПО, 2011.
Третий не лишний? Трудоустройство через кадровое агентство. Отзывы бывалых. И как отличить хорошее от плохого // Paбoтa.RU
[Электронный ресурс]. - http://www.rabota.ru/vesti/career/tretij_ne_lishnij.html.
Трудовой кодекс Российской Федерации от 30.12.2001 N 197-ФЗ.
Филина Ф.Н. Справочник наемного работника. - М.: ГроссМедиа: РОСБУХ, 2008.
3.Электронные ресурсы:
1.http://ppt4web.ru/geografija/rynok-truda.html2.http://www.career-st.ru/specialist/docladi/53. http://window.edu.ru/resource/278/50278