У рок математики на тему Задачи на кратное сравнение


МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«БЕЛОВСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА»
БЕЛОВСКОГО РАЙОНА КУРСКОЙ ОБЛАСТИ
Конспект урока математики
по теме:
«Задачи на кратное сравнение».
3 класс
Учитель начальных классов
Золенко Галина Петровна
2016 год
Цель: 
закреплять умение решать задачи на кратное сравнение, знание таблицы умножения и деления с числами 2-5; развивать умения работать в группе.
Задачи:
познакомить со способом действия для вопросов «Во сколько раз больше или во сколько раз меньше?»;
познакомить с новым видом задачи, научить определять вид задачи;
формировать способность к решению задач на кратное сравнение.
Формирование УУД.
Познавательные УД: выявлять и корректировать причины собственного затруднения.
Коммуникативные УД: работать в группе, осуществлять конструктивное взаимодействие друг с другом; уметь слушать и вступать в диалог
Личностные УД: формировать положительное отношение к учёбе и своим знаниям.
Регулятивные УД: учиться ставить цель урока и задачи для себя с помощью учителя, контролировать свою работу и работу товарищей, планировать работу в группе.
Предполагаемый результат:
учащиеся научатся решать задачи на кратное сравнение;
пользоваться таблицей умножения и деления;
понимать учебную задачу урока и стремиться к её выполнению,
соотносить результат своей деятельности с целью и оценивать его;
высказывать и аргументировать свою точку зрения.
Оборудование:
- карточки для составления неравенств;
- интерактивная доска;
- башни, замки с ключами;
- листочки с самостоятельной работой у каждого;
- карточки с заданием: продолжи предложение (1 на группу)
Ход урока
I. Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности. (2 мин.)
- Сегодня у нас будет необычный урок. Недавно мы читали волшебные сказки, а сегодня сама сказка пришла к нам в гости, а мы станем её героями. Каждая парта – это команда, а в команде, как вы знаете, нужно работать сообща, поддерживать друг друга и помогать товарищу в трудной ситуации.
В конце урока подведем итоги, чья команда лучше усвоит материал.
Прозвенел звонок и смолк – Начинается урок. Вы за парты тихо сели, На меня все посмотрели. Пожелайте успехов глазами, И вперед за новыми знаниями! 
II. Актуализация знаний. (8 мин.)
Устный счёт.
Продолжим учиться задачи решать.
Знайка-математик нам будет помогать.
Что ж друзья, скорей за работу.
Начнём, конечно, с устного счёта.
- Предлагаю вам вспомнить сказку. Отгадайте её. (Читаю отрывок из сказки «Иван-царевич и Серый волк»).
Давайте вернёмся в сад к царю Берендею и поможем ему яблоки сосчитать:
- На одном дереве 6 золотых яблок, а на другом в 4 раза больше. Сколько золотых яблок на другом дереве? (24 яблока)
- Каким действием нужно решать задачу?
- Почему умножением?
Решите следующую задачу.
- Златогривого коня охраняют 30 стражников, а Жар-птицу в 5 раз меньше. Сколько стражников охраняют Жар-птицу?(6 стражников)
- Каким действием будем решать задачу?
Почему делением?
А вот ещё задача для вас.
- У Елены Прекрасной 7 мамушек и 15 нянюшек. На сколько больше нянюшек, чем мамушек? (на 8)
- Каким действием будем решать задачу? (вычитанием)
- Какой ещё вопрос можно было поставить к этой задаче? (На сколько меньше мамушек, чем нянюшек?)
- Изменилось бы решение задачи? (нет)
Какой это вид задач? Расскажите правило, для их решения.
(Это задача на разностное сравнение. Чтобы узнать, на сколько одно число больше или меньше другого, нужно из большего числа вычесть меньшее)- Я отправляюсь в сказку, Ивану-царевичу нужна помощь. Вы хотите пойти со мной?
- Тогда поработайте на карточках, лежащих на вашей парте, и поставьте нужный знак, чтобы получились верные равенства или неравенства.
Вместо точек вставь нужный знак : > , < , =
3 * 5 … 3+3+3+5
20 : 5 … 16 : 4
5 * 1 … 5 * 0
40 : 5 … 45 : 5
5 * 2 … 5 + 2
5 + 5 + 5 … 5 * 3
2. Минутка чистописания.
- Сколько сыновей было у царя Берендея? Запишите ответ (Цифру 3 дети пишут до конца строки)
Электронная физминутка.
III. Изучение нового материала. ( 15 мин.)
Иван – царевич хотел жениться на своей невесте Елене Прекрасной. Но её похитил Кощей Бессмертный. Иван - царевич погоревал, да делать нечего - отправился на поиски. Поможем Ивану–царевичу?
- Долго ли, коротко ли шёл Иван-царевич и вышел на поляну, а там - избушка на курьих ножках, и живёт в ней … Баба Яга.
- Загадала она Ивану задачу. Читаем её. Задача на экране.
У младшего брата Змея Горыныча 3 головы, а у самого Змея Горыныча 12 голов. Во сколько раз больше голов у Змея Горыныча, чем у его брата?
Выполним рисунок в рабочих тетрадях.
- Сколько голов у младшего брата Змея Горыныча? (3). Нарисуем 3 кружка.
- Сколько голов у Змея Горыныча? (12).
Ниже нарисуем 12 кружков.
(Учитель выполняет рисунок на интерактивной доске)
- Что значит – узнать, во сколько раз больше?
(Надо узнать, сколько раз по 3 содержится в 12)


- Как мы это сделаем?
12 : 3 = 4 (р.)
- Ответьте на вопрос задачи. (в четыре раза)
- Что мы сделали, чтобы узнать, во сколько раз одно число больше другого? (большее число разделили на меньшее).
- Как узнать во сколько раз меньше голов у брата, чем у Змея Горыныча? (Так же, 12 : 3 = 4(р.))
- Что мы сделали, чтобы узнать, во сколько раз одно число меньше другого? (большее число разделили на меньшее).
Прочитайте и запомните это волшебное правило на 42 странице учебника. Оно вам ещё пригодится. На интерактивной доске появляется памятка с правилом.
- Отправился Иван – царевич дальше, а тут и сам Змей Горыныч летит и говорит: «Не буду я с тобой, Иван - царевич биться, если ты мою задачу решишь».
Читаем задачу (На экране).
На завтрак Змей Горыныч съел 8 добрых молодцев, а на обед – 24. Во сколько раз меньше добрых молодцев съел Змей Горыныч на завтрак, чем на обед? Во сколько раз больше съел он на обед, чем на завтрак?
- Повторил Иван – царевич волшебное правило и мы вместе с ним. Как решим эту задачу?
24 : 8 = 3 (р.) Ответьте на вопросы задачи. (в три раза.)
- Удивился Змей Горыныч, что Иван - царевич так быстро задачу решил, и пообещал, что не будет больше есть ни добрых молодцев, ни красных девиц.
Электронная физминутка для глаз.
IV. Закрепление. (17 мин)
- Иван – царевич дальше пошёл и вышел, наконец, к замку Кощея. А замок этот на скале высокой. Помогите Ивану – царевичу забраться на скалу – решите задачу: ( Задача на экране)
- У Кощея в подземелье 18 литров живой воды, и 6 литров мёртвой воды. Во сколько раз живой воды больше, чем мертвой? Во сколько раз мёртвой воды меньше, чем живой?
- Что поможет решить задачу? (Волшебное правило).
- Расскажите правило шёпотом в группе и запишите только решение задачи.
Проверка (дети разных групп читают свои решения). Делаем вывод, что задачу нужно было решить делением 18 : 6 = 3 (р.)
- Как ответить на вопросы задачи? (в 3 раза больше, в 3 раза меньше).
2. Решение примеров на табличное умножение и деление.
- Добрался Иван-царевич до Кощея. Встретил Кощей Ивана такими словами; «Ну, Иван-царевич, забирай Елену Прекрасную, только отгадай, в какой она башне».
- У меня 4 башни. Елена Прекрасная не в самой низкой башне, но не в самой высокой. Не в самой широкой, но и не в самой узкой.
Где же Елена Прекрасная?
(На доске изображение башен, дети делают выбор.) (Башня 3)





1 2 3 4
Вошёл Иван – царевич в башню и уже дверь нашёл, за которой Елена Прекрасная спрятана. А дверь вся замками увешана – надо к каждому ключ подобрать и замок снять. Помогите Ивану-царевичу. На доске нарисована дверь, к ней прикреплены замки с примерами на табличное умножение и деление. Ключи с ответами лежат отдельно. Ученик выбирает пример, выбирает ключ – если ответ верный, то снимает замок. (Выходят по 1ученику из каждой пары).
5 * 2 = 10
5 * 4 = 20
5 * 5 = 25
5 * 6 = 30
25 : 5 = 5
- Открыл Иван-царевич дверь, а там ждёт его Елена Прекрасная.
Вышли Иван и Елена на улицу, а там поджидает их серый волк и говорит:
- Я вас мигом домой доставлю, если вы с моим заданием справитесь.
(Проводится тестирование). Самостоятельная работа учащихся.
Тест
1. Чтобы узнать, во сколько раз одно число больше или меньше другого, надо:
а) перемножить эти числа
б) разделить большее на меньшее
в) вычесть из большего меньшее2. Выполните действие и укажите ответ 35 : 5
а) 6
б) 4
в) 7
3. Какой знак нужно поставить в данном неравенстве
7 * 3 7 + 7 + 3
а) <
б) >
в) =
4. До Елены Прекрасной Иван добирался 20 часов, а обратно в 5 раз быстрее. Сколько времени они потратят на обратный путь?
а) 4 часа
б) 5 часов
в) 6 часов
V. Рефлексия учебной деятельности. (2 мин)
Иван-царевич с Еленой благополучно вернулись домой, а мы в класс на урок. На столе каждой пары есть листок с заданием.
Задание: продолжить предложения:
Больше всего нашей паре понравилось (не понравилось)…
Самым полезным для нас было…
Мы затруднялись …
Какую оценку вы поставили бы своей паре?
Какое волшебное правило вы запомнили? (продолжите его)
Чтобы узнать, _____________ раз одно число ___________ или ______________ другого, надо большее число _________________ на меньшее.
VI. Домашнее задание. (1 мин.)
Стр. 42 выучить правило, стр. 43 № 1, № 2.
Вот и кончился урок,
Снова прозвенел звонок.
Отдыхать мы можем смело,
А потом опять за дело.