Рабочая программа элективный курс Химические методы исследования веществ


Муниципальное общеобразовательное учреждение лицей № 3 города Кропоткин муниципального образования Кавказский район




УТВЕРЖДЕНО
решение педсовета протокол №
от « _____ » августа 2012 года
председатель педсовета
____________



РАБОЧАЯ ПРОГРАММА



По _химии


Ступень обучения (класс) элективный курс (10-11 классы)


Количество часов _69 (1 ч.в неделю)_____ Уровень базовый


Учитель Мирошкина Т.А.

Программа составлена на основе авторских программ элективных курсов: А.М. Колесниковой «Основы химических методов исследования вещества» и Л.Ю. Аликберова, В.А. Михайлова, Е.В. Савинкиной «Направление химических реакций».















Планируемые результаты освоения учебного предмета «Химия»
10 класс
Личностные результаты:
( Российская гражданская идентичность (патриотизм, уважение к Отечеству, к прошлому и настоящему многонационального народа России, чувство ответственности и долга перед Родиной, идентификация себя в качестве гражданина России, осознание и ощущение личностной сопричастности судьбе российского народа). Осознание этнической принадлежности, знание истории, языка, культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества (идентичность человека с российской многонациональной культурой, сопричастность истории народов и государств, находившихся на территории современной России); интериоризация гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества.
( Развитое моральное сознание и компетентность в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам (способность к нравственному самосовершенствованию; веротерпимость, уважительное отношение к религиозным чувствам, взглядам людей или их отсутствию; знание основных норм морали, нравственных, духовных идеалов, хранимых в культурных традициях народов России, готовность на их основе к сознательному самоограничению в поступках, поведении, расточительном потребительстве.
-Сформированность ответственного отношения к учению; уважительного отношения к труду, наличие опыта участия в социально значимом труде.
( Освоенность социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах. интериоризация ценностей созидательного отношения к окружающей действительности, ценности продуктивной организации совместной деятельности, формирование компетенций анализа, проектирования, организации деятельности, рефлексии изменений, способов взаимовыгодного сотрудничества, способов реализации собственного лидерского потенциала).
Метапредметные результаты:
1. Учащийся сможет работать с текстами, преобразовывать и интерпретировать содержащуся в них информацию, в том числе:
( систематизировать, сопоставлять, анализировать, обобщать и интерпретировать информацию, содержащуюся в готовых информационных объектах;
( выделять главную и избыточную информацию, выполнять смысловое свёртывание выделенных фактов, мыслей; представлять информацию в сжатой словесной форме (в виде плана или тезисов) и в наглядно-символической форме (в виде таблиц, графических схем и диаграмм, карт понятий концептуальных диаграмм, опорных конспектов);
( заполнять и дополнять таблицы, схемы, диаграммы, тексты.
2. Учащийся приобретет умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач, он сможет:
( анализировать существующие и планировать будущие образовательные результаты;
( идентифицировать собственные проблемы и определять главную проблему;
( выдвигать версии решения проблемы, формулировать гипотезы, предвосхищать конечный результат
( ставить цель деятельности на основе определенной проблемы и существующих возможностей;
( формулировать учебные задачи как шаги достижения поставленной цели деятельности;
( обосновывать целевые ориентиры и приоритеты ссылками на ценности, указывая и обосновывая логическую последовательность шагов.
3. Учащийся приобретет умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией:
( определять совместно с педагогом и сверстниками критерии планируемых результатов и критерии оценки своей учебной деятельности;
( систематизировать (в том числе выбирать приоритетные) критерии планируемых результатов и оценки своей деятельности;
( отбирать инструменты для оценивания своей деятельности, осуществлять самоконтроль своей деятельности в рамках предложенных условий и требований;
( оценивать свою деятельность, аргументируя причины достижения или отсутствия планируемого результата;
( находить достаточные средства для выполнения учебных действий в изменяющейся ситуации и/или при отсутствии планируемого результата;
( работая по своему плану, вносить коррективы в текущую деятельность на основе анализа изменений ситуации для получения запланированных характеристик продукта/результата;
( устанавливать связь между полученными характеристиками продукта и характеристиками процесса деятельности и по завершении деятельности предлагать изменение характеристик процесса для получения улучшенных характеристик продукта;
( сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки самостоятельно.
4. Учащийся сможет:
( оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения.
( определять критерии правильности (корректности) выполнения учебной задачи;
( анализировать и обосновывать применение соответствующего инструментария для выполнения учебной задачи;
( свободно пользоваться выработанными критериями оценки и самооценки, исходя из цели и имеющихся средств, различая результат и способы действий;
( оценивать продукт своей деятельности по заданным и/или самостоятельно определенным критериям в соответствии с целью деятельности;
( обосновывать достижимость цели выбранным способом на основе оценки своих внутренних ресурсов и доступных внешних ресурсов;
( фиксировать и анализировать динамику собственных образовательных результатов.
5. Овладеет основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности. Учащийся научится:
( наблюдать и анализировать собственную учебную и познавательную деятельность и деятельность других обучающихся в процессе взаимопроверки;
( соотносить реальные и планируемые результаты индивидуальной образовательной деятельности и делать выводы;
( принимать решение в учебной ситуации и нести за него ответственность;
( самостоятельно определять причины своего успеха или неуспеха и находить способы выхода из ситуации неуспеха;
( ретроспективно определять, какие действия по решению учебной задачи или параметры этих действий привели к получению имеющегося продукта учебной деятельности;
(демонстрировать приемы регуляции психофизиологических/эмоциональных состояний для достижения эффекта успокоения (устранения эмоциональной напряженности), эффекта восстановления (ослабления проявлений утомления), эффекта активизации (повышения психофизиологической реактивности).
6. Учащийся овладеет умением определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное, по аналогии) и делать выводы. Он сможет:
( выделять общий признак двух или нескольких предметов или явлений и объяснять их сходство;
( объединять предметы и явления в группы по определенным признакам, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления;
( выделять явление из общего ряда других явлений;
( определять обстоятельства, которые предшествовали возникновению связи между явлениями, из этих обстоятельств выделять определяющие, способные быть причиной данного явления, выявлять причины и следствия явлений;
( строить рассуждение от общих закономерностей к частным явлениям и от частных явлений к общим закономерностям;
( строить рассуждение на основе сравнения предметов и явлений, выделяя при этом общие признаки;
( излагать полученную информацию, интерпретируя ее в контексте решаемой задачи;
( самостоятельно указывать на информацию, нуждающуюся в проверке, предлагать и применять способ проверки достоверности информации;
( объяснять явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе познавательной и исследовательской деятельности (приводить объяснение с изменением формы представления; объяснять, детализируя или обобщая; объяснять с заданной точки зрения);
( выявлять и называть причины события, явления, в том числе возможные /наиболее вероятные причины, возможные последствия заданной причины, самостоятельно осуществляя причинно-следственный анализ;
( делать вывод на основе критического анализа разных точек зрения, подтверждать вывод собственной аргументацией или самостоятельно полученными данными.
7. Учащийся научится создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач:
( обозначать символом и знаком предмет и/или явление;
( определять логические связи между предметами и/или явлениями, обозначать данные логические связи с помощью знаков в схеме;
( создавать абстрактный или реальный образ предмета и/или явления;
( строить модель/схему на основе условий задачи и/или способа ее решения;
( создавать вербальные, вещественные и информационные модели с выделением существенных характеристик объекта для определения способа решения задачи в соответствии с ситуацией;
( преобразовывать модели с целью выявления общих законов, определяющих данную предметную область;
8.Учающийся сможет:
( находить в тексте требуемую информацию (в соответствии с целями своей деятельности);
( ориентироваться в содержании текста, понимать целостный смысл текста, структурировать текст.
9. У учащихся будет сформировано экологическое мышление, умение применять его в познавательной, коммуникативной, социальной практике и профессиональной ориентации, они смогут:
( определять свое отношение к природной среде;
( анализировать влияние экологических факторов на среду обитания живых организмов;
( проводить причинный и вероятностный анализ экологических ситуаций;
( прогнозировать изменения ситуации при смене действия одного фактора на действие другого фактора.
Коммуникативные УУД
10. У учащегося будет сформировано умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение. Учащийся сможет:

· определять возможные роли в совместной деятельности;

· играть определенную роль в совместной деятельности;

· принимать позицию собеседника, понимая позицию другого, различать в его речи: мнение (точку зрения), доказательство (аргументы), факты; гипотезы, аксиомы, теории;

· определять свои действия и действия партнера, которые способствовали или препятствовали продуктивной коммуникации;

· строить позитивные отношения в процессе учебной и познавательной деятельности;

· корректно и аргументированно отстаивать свою точку зрения, в дискуссии уметь выдвигать контраргументы, перефразировать свою мысль (владение механизмом эквивалентных замен);

· критически относиться к собственному мнению, с достоинством признавать ошибочность своего мнения (если оно таково) и корректировать его;

· предлагать альтернативное решение в конфликтной ситуации;

· выделять общую точку зрения в дискуссии;

· договариваться о правилах и вопросах для обсуждения в соответствии с поставленной перед группой задачей;

· организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели, распределять роли, договариваться друг с другом и т. д.);

· устранять в рамках диалога разрывы в коммуникации, обусловленные непониманием/неприятием со стороны собеседника задачи, формы или содержания диалога.
11. Учащийся овладеет умением осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей для планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью:
( определять задачу коммуникации и в соответствии с ней отбирать речевые средства;
( отбирать и использовать речевые средства в процессе коммуникации с другими людьми (диалог в паре, в малой группе и т. д.);
( соблюдать нормы публичной речи, регламент в монологе и дискуссии в соответствии с коммуникативной задачей;
( высказывать и обосновывать мнение (суждение) и запрашивать мнение партнера в рамках диалога;
( принимать решение в ходе диалога и согласовывать его с собеседником;
( использовать вербальные средства (средства логической связи) для выделения смысловых блоков своего выступления;
( использовать невербальные средства или наглядные материалы, подготовленные/отобранные под руководством учителя;
( делать оценочный вывод о достижении цели коммуникации непосредственно после завершения коммуникативного контакта и обосновывать его.
12. У учащегося будут сформированы компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий (далее – ИКТ).
Учающися сможет:
( целенаправленно искать и использовать информационные ресурсы, необходимые для решения учебных и практических задач с помощью средств ИКТ;
( использовать компьютерные технологии (включая выбор адекватных задаче инструментальных программно-аппаратных средств и сервисов) для решения информационных и коммуникационных учебных задач.
Предметные результаты
Учащийся научится:
- Характеризовать основные методы познания: наблюдение, измерение, эксперимент;
- Описывать свойства твердых, жидких, газообразныхрастворов, выделяя их существенные признаки;
-Раскрывать смысл основных химических понятий:
-Взаимосвязь между составом и свойствами, физические, физико-химические и химические свойства веществ.
-Анализ и синтез.
-Качественные реакции.
-Задачи и области применения химического анализа. Элементный анализ.
-химическая реакция как средство получения информации о составе вещества.
-Техника безопасности и основные правила работы в химической лаборатории. Требования к отчету. Оборудование и реактивы. Мытье и сушка химической посуды.
-Растворы. Методы определения концентрации растворов.
Титрование. Сущность метода. Установление точки эквивалентности.
-Индикаторы. Вычисление результатов титрования. Понятие об эквиваленте, эквивалентной массе, нормальной концентрации растворов.
-Закон действующих масс. Обратимые и необратимые реакции.
-Химическое равновесие. Константа равновесия. Константы химического равновесия для гомогенных и гетерогенных реакций. Влияние изменения внешних условий на положение химического равновесия. Принцип Ле Шателье.
-Теория электролитической диссоциации. Сильные и слабые электролиты.
-Химическое равновесие в водных растворах.
-Окислительно-восстановительные реакции с участием органических веществ. Окислительно-восстановительная двойственность

11 класс
Личностные результаты.
1. Российская гражданская идентичность (патриотизм, уважение к Отечеству, к прошлому и настоящему многонационального народа России, чувство ответственности и долга перед Родиной, идентификация себя в качестве гражданина России, субъективная значимость использования русского языка и языков народов России, осознание и ощущение личностной сопричастности судьбе российского народа). Осознание этнической принадлежности, знание истории, языка, культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества (идентичность человека с российской многонациональной культурой, сопричастность истории народов и государств, находившихся на территории современной России); интериоризация гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества.
2. Готовность и способность обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию; готовность и способность осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений, с учетом устойчивых познавательных интересов.
3. Сформированность целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира.
4. Осознанное, уважительное и доброжелательное отношение к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции. Готовность и способность вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания.
5.Развитое моральное сознание и компетентность в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам (способность к нравственному самосовершенствованию; веротерпимость, уважительное отношение к религиозным чувствам, взглядам людей или их отсутствию; Сформированность ответственного отношения к учению; уважительного отношения к труду, наличие опыта участия в социально значимом труде. Осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи.
6. Освоенность социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах; интериоризация ценностей созидательного отношения к окружающей действительности, ценностей социального творчества, ценности продуктивной организации совместной деятельности, самореализации в группе и организации, ценности «другого» как равноправного партнера, формирование компетенций анализа, проектирования, организации деятельности, рефлексии изменений, способов взаимовыгодного сотрудничества, способов реализации собственного лидерского потенциала).
7. Сформированность ценности здорового и безопасного образа жизни; интериоризация правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях, угрожающих жизни и здоровью людей.
8. Сформированность основ экологической культуры, соответствующей современному уровню экологического мышления, наличие опыта экологически ориентированной рефлексивно-оценочной и практической деятельности в жизненных ситуациях (готовность к исследованию природы, к занятиям сельскохозяйственным трудом, к художественно-эстетическому отражению природы, к занятиям туризмом, в том числе экотуризмом, к осуществлению природоохранной деятельности).
Метапредметные результаты:
1. Учащийся смогжет работать с текстами, преобразовывать и интерпретировать содержащуся в них информацию, в том числе:
( систематизировать, сопоставлять, анализировать, обобщать и интерпретировать информацию, содержащуюся в готовых информационных объектах;
( выделять главную и избыточную информацию, выполнять смысловое свёртывание выделенных фактов, мыслей; представлять информацию в сжатой словесной форме (в виде плана или тезисов) и в наглядно-символической форме (в виде таблиц, графических схем и диаграмм, карт понятий концептуальных диаграмм, опорных конспектов);
( заполнять и дополнять таблицы, схемы, диаграммы, тексты.
2. Учащийся приобретет умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач, он сможет:
( анализировать существующие и планировать будущие образовательные результаты;
( идентифицировать собственные проблемы и определять главную проблему;
( выдвигать версии решения проблемы, формулировать гипотезы, предвосхищать конечный результат
( ставить цель деятельности на основе определенной проблемы и существующих возможностей;
( формулировать учебные задачи как шаги достижения поставленной цели деятельности;
( обосновывать целевые ориентиры и приоритеты ссылками на ценности, указывая и обосновывая логическую последовательность шагов.
3. Учащийся приобретет умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией:
( определять совместно с педагогом и сверстниками критерии планируемых результатов и критерии оценки своей учебной деятельности;
( систематизировать (в том числе выбирать приоритетные) критерии планируемых результатов и оценки своей деятельности;
( отбирать инструменты для оценивания своей деятельности, осуществлять самоконтроль своей деятельности в рамках предложенных условий и требований;
( оценивать свою деятельность, аргументируя причины достижения или отсутствия планируемого результата;
( находить достаточные средства для выполнения учебных действий в изменяющейся ситуации и/или при отсутствии планируемого результата;
( работая по своему плану, вносить коррективы в текущую деятельность на основе анализа изменений ситуации для получения запланированных характеристик продукта/результата;
( устанавливать связь между полученными характеристиками продукта и характеристиками процесса деятельности и по завершении деятельности предлагать изменение характеристик процесса для получения улучшенных характеристик продукта;
( сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки самостоятельно.
4. Учащийся сможет:
( оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения.
( определять критерии правильности (корректности) выполнения учебной задачи;
( анализировать и обосновывать применение соответствующего инструментария для выполнения учебной задачи;
( свободно пользоваться выработанными критериями оценки и самооценки, исходя из цели и имеющихся средств, различая результат и способы действий;
( оценивать продукт своей деятельности по заданным и/или самостоятельно определенным критериям в соответствии с целью деятельности;
( обосновывать достижимость цели выбранным способом на основе оценки своих внутренних ресурсов и доступных внешних ресурсов;
( фиксировать и анализировать динамику собственных образовательных результатов.
5. Овладеет основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности. Учащийся научится:
( наблюдать и анализировать собственную учебную и познавательную деятельность и деятельность других обучающихся в процессе взаимопроверки;
( соотносить реальные и планируемые результаты индивидуальной образовательной деятельности и делать выводы;
( принимать решение в учебной ситуации и нести за него ответственность;
( самостоятельно определять причины своего успеха или неуспеха и находить способы выхода из ситуации неуспеха;
( ретроспективно определять, какие действия по решению учебной задачи или параметры этих действий привели к получению имеющегося продукта учебной деятельности;
6. Учащийся овладеет умением определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное, по аналогии) и делать выводы. Он сможет:
( выделять общий признак двух или нескольких предметов или явлений и объяснять их сходство;
( объединять предметы и явления в группы по определенным признакам, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления;
( выделять явление из общего ряда других явлений;
( определять обстоятельства, которые предшествовали возникновению связи между явлениями, из этих обстоятельств выделять определяющие, способные быть причиной данного явления, выявлять причины и следствия явлений;
( строить рассуждение от общих закономерностей к частным явлениям и от частных явлений к общим закономерностям;
( строить рассуждение на основе сравнения пр
·едметов и явлений, выделяя при этом общие признаки;
( излагать полученную информацию, интерпретируя ее в контексте решаемой задачи;
( самостоятельно указывать на информацию, нуждающуюся в проверке, предлагать и применять способ проверки достоверности информации;
( объяснять явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе познавательной и исследовательской деятельности (приводить объяснение с изменением формы представления; объяснять, детализируя или обобщая; объяснять с заданной точки зрения);
( выявлять и называть причины события, явления, в том числе возможные /наиболее вероятные причины, возможные последствия заданной причины, самостоятельно осуществляя причинно-следственный анализ;
7. Учащийся научится создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач:
( обозначать символом и знаком предмет и/или явление;
( определять логические связи между предметами и/или явлениями, обозначать данные логические связи с помощью знаков в схеме;
( создавать абстрактный или реальный образ предмета и/или явления;
( строить модель/схему на основе условий задачи и/или способа ее решения;
( создавать вербальные, вещественные и информационные модели с выделением существенных характеристик объекта для определения способа решения задачи в соответствии с ситуацией;
( преобразовывать модели с целью выявления общих законов, определяющих данную предметную область;
( переводить сложную по составу (многоаспектную) информацию из графического или формализованного (символьного) представления в текстовое, и наоборот;
( строить схему, алгоритм действия, исправлять или восстанавливать неизвестный ранее алгоритм на основе имеющегося знания об объекте, к которому применяется алгоритм;
( строить доказательство: прямое, косвенное, от противного;
8.Учающийся сможет:
( находить в тексте требуемую информацию (в соответствии с целями своей деятельности);
( ориентироваться в содержании текста, понимать целостный смысл текста, структурировать текст.
9. У учащихся будет сформировано экологическое мышление, умение применять его в познавательной, коммуникативной, социальной практике и профессиональной ориентации, они смогут:
( определять свое отношение к природной среде;
( анализировать влияние экологических факторов на среду обитания живых организмов;
( проводить причинный и вероятностный анализ экологических ситуаций;
( прогнозировать изменения ситуации при смене действия одного фактора на действие другого фактора.
Коммуникативные УУД
10. У учащегося будет сформировано умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение. Учащийся сможет:

· определять возможные роли в совместной деятельности;

· играть определенную роль в совместной деятельности;

· принимать позицию собеседника, понимая позицию другого, различать в его речи: мнение (точку зрения), доказательство (аргументы), факты; гипотезы, аксиомы, теории;

· определять свои действия и действия партнера, которые способствовали или препятствовали продуктивной коммуникации;

· строить позитивные отношения в процессе учебной и познавательной деятельности;

· корректно и аргументированно отстаивать свою точку зрения, в дискуссии уметь выдвигать контраргументы, перефразировать свою мысль (владение механизмом эквивалентных замен);

· критически относиться к собственному мнению, с достоинством признавать ошибочность своего мнения (если оно таково) и корректировать его;

· предлагать альтернативное решение в конфликтной ситуации;

· выделять общую точку зрения в дискуссии;

· договариваться о правилах и вопросах для обсуждения в соответствии с поставленной перед группой задачей;

· организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели, распределять роли, договариваться друг с другом и т. д.);

· устранять в рамках диалога разрывы в коммуникации, обусловленные непониманием/неприятием со стороны собеседника задачи, формы или содержания диалога.
11. Учащийся овладеет умением осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей для планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью:
( определять задачу коммуникации и в соответствии с ней отбирать речевые средства;
( отбирать и использовать речевые средства в процессе коммуникации с другими людьми (диалог в паре, в малой группе и т. д.);
( соблюдать нормы публичной речи, регламент в монологе и дискуссии в соответствии с коммуникативной задачей;
( высказывать и обосновывать мнение (суждение) и запрашивать мнение партнера в рамках диалога;
( принимать решение в ходе диалога и согласовывать его с собеседником;
( использовать вербальные средства (средства логической связи) для выделения смысловых блоков своего выступления;
( использовать невербальные средства или наглядные материалы, подготовленные/отобранные под руководством учителя;
( делать оценочный вывод о достижении цели коммуникации непосредственно после завершения коммуникативного контакта и обосновывать его.
12. У учащегося будут сформированы компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий (далее – ИКТ).
Учающися сможет:
( целенаправленно искать и использовать информационные ресурсы, необходимые для решения учебных и практических задач с помощью средств ИКТ;
( использовать компьютерные технологии (включая выбор адекватных задаче инструментальных программно-аппаратных средств и сервисов) для решения информационных и коммуникационных учебных задач.
Предметные результаты
-Тепловой эффект химической реакции. Экзо- и эндотермические реакции.. Стандартная энтальпия. Энтальпия образования вещества. Закон Гесса.
-Определения возможности протекания химического процесса.
-Энтропия как «приведенная теплота» и как способ выражения термодинамической вероятности.
-Стандартная энтропия. Критерий протекания реакции и установления равновесия в изолированной системе.
-Определения возможности протекания прямой или обратной реакции.
-Стандартная энергия Гиббса. Критерий протекания реакции и установления равновесия в закрытой системе.
-Составление уравнений окислительно-восстановительных реакций методом электронно-ионных полуреакций.
-Электрохимический ряд напряжения металлов. Окислители и восстановители. Критерий протекания окислительно-восстановительной реакции и установления равновесия.
-Обратной окислительно-восстановительной реакции в стандартных и нестандартных условиях.
-Возможность протекания химической реакции в зависимости от знака изменения энтропии и температуры. Влияние температуры на химическое равновесие.
-Константа равновесия. Влияние изменения концентрации реагирующих веществ.
-Изменение направления реакции путем изменения давления и концентраций взаимодействующих веществ.
2.Содержание элективного курса
10 класса.
Раздел «Введение»
Взаимосвязь между составом и свойствами. Физические, физико-химические и химические свойства веществ. Анализ и синтез.Качественные реакции. Задачи и области применения химического анализа. Элементный анализ. Химическая реакция как средство получения информации о составе вещества. Техника безопасности и основные правила работы в химической лаборатории. Требования к отчету. Оборудование и реактивы. Мытье и сушка химической посуды.
Практическая работа 1. Ознакомление с оборудованием и основными приемами работы в химической лаборатории.
Раздел «Растворы. Методы определения
концентрации растворов»
Растворы. Методы определения концентрации растворов.
Титрование. Сущность метода. Установление точки эквивалентности. Индикаторы. Вычисление результатов титрования. Понятие об эквиваленте, эквивалентной массе, нормальной концентрации растворов.
Практическая работа2» Приготовление растворов с определенной массовой долей.»
Решение задач. Методы определения концентрации растворов.
Раздел «Закон действующих масс и его применение
в химическом анализе»
Закон действующих масс. Обратимые и необратимые реакции. Химическое равновесие. Константа равновесия. Константы химического равновесия для гомогенных и гетерогенных реакций. Влияние изменения внешних условий на положение химического равновесия. Принцип Ле Шателье. Теория электролитической диссоциации. Сильные и слабые электролиты. Химическое равновесие в водных растворах.
Практическая работа3:». Изменение окраски индикаторов в зависимости от среды».
Практическая работа4: Определение молярной концентрации соляной кислоты титрованием».
Раздел «Комплексные соединения»
Основные понятия координационной теории (комплексообразователь, лиганды, координационное число, дентатность лиганда). Номенклатура комплексных соединений.
Практическая работа5:»Качественные реакции с комплексными солями в неорганической и органической химии.»
Раздел «Теоретические основы реакций осаждения растворения»
Гетерогенные равновесия в насыщенных растворах. Произведение растворимости. Условия выпадения и растворения осадков. Значение реакций осаждения для химического анализа.
Решение задач. Применение произведения растворимости.
Практическая работа 6:» Образование и растворение осадков».
Раздел « Образование коллоидных систем»
Фазы. Гомогенные и гетерогенные системы. Дисперсные системы. Коллоидные растворы. Золи и гели. Мицелла. Получение и устойчивость коллоидных систем. Диспергирование. Конденсация
Раздел «Окислительно-восстановительные процессы
Окислительно-восстановительные функции веществ и направление окислительно-восстановительных реакций. Окислитель. Восстановитель. Окислительно-восстановительные реакции с участием органических веществ. Окислительно-восстановительная двойственность.
Раздел «Основы качественного анализа»
Классификация реакций в качественном анализе. Основные принципы качественного анализа
Практическая работа 7:» Качественные реакции на наиболее важные катионы и анионы».
Раздел «Расчетные задачи»
Нахождение молекулярной формулы на основании его плотности по водороду или по воздуху и массовой доли элементов, а так же по массе, обьему или количеству вещества- продуктов его сгорания.Вывод формулы вещества на основе общей формулы гомологического ряда органических соединений.
11 класс
Раздел «Критерии протекания химической реакции Энтальпия »
Тепловой эффект химической реакции. Экзо- и эндотермические реакции.. Стандартная энтальпия. Энтальпия образования вещества. Закон Гесса. Определения возможности протекания химического процесса.
Демонстрации. Тепловой эффект при растворении серной кислоты в воде. Тепловой эффект растворения натрия в воде.
Практическая работа. Тепловой эффект взаимодействия лития и кальция с водой .
Решение задач. Расчет теплового эффекта химической реакции. Расчеты по термохимическим уравнениям.
Обсуждаемые вопросы. Использование энтальпии в качестве критерия для определения возможности протекания прямой или обратной реакции.
Раздел «Энтропия»
Энтропия как «приведенная теплота» и как способ выражения термодинамической вероятности. Стандартная энтропия. Критерий протекания реакции и установления равновесия в изолированной системе.
Демонстрации. Необратимое разложение перманганата калия.
Практическая работа. Образование водорода при взаимодействии металлов с кислотами.
Решение задач. Расчет изменения энтропии в ходе химической реакции.
Обсуждаемые вопросы. Использование энтропии в качестве критерия для определения возможности протекания прямой или обратной реакции.
Раздел «Энергия Гиббса»
. Стандартная энергия Гиббса. Критерий протекания реакции и установления равновесия в закрытой системе.
Демонстрации. Взаимодействие карбида кальция с водой.
Практическая работа. Термическое разложение хлората калия.
Решение задач. Расчет энергии Гиббса.
Обсуждаемые вопросы. Использование стандартной энергии Гиббса в качестве критерия для определения возможности протекания прямой или обратной реакции в стандартных и нестандартных условиях.
Раздел «Потенциал»
Составление уравнений окислительно-восстановительных реакций методом электронно-ионных полуреакций. Электрохимический ряд напряжения металлов. Окислители и восстановители. Критерий протекания окислительно-восстановительной реакции и установления равновесия.
Демонстрации. Восстановление водородом оксида меди. Гальванический элемент и водородный электрод.
Практические работы Омеднение железа и цинка.
Решение задач. Расчет потенциалов. Стехиометрические расчеты по уравнениям окислительно-восстановительных реакций.
Обсуждаемые вопросы. Использование стандартного электродного потенциала в качестве критерия для определения возможности протекания прямой или обратной окислительно-восстановительной реакции в стандартных и нестандартных условиях.
Раздел «Изменение направления химической реакции
Влияние температуры»
Возможность протекания химической реакции в зависимости от знака изменения энтропии и температуры. Влияние температуры на химическое равновесие.
Практическая работа. Смещение химического равновесия под действием нагревания или охлаждения.
Решение задач. Расчет с использованием правила Вант-Гоффа.
Обсуждаемые вопросы. Влияние температуры на изменение направления химической реакции.
Раздел «Влияние концентрации»
Константа равновесия. Влияние изменения концентрации реагирующих веществ. Изменение направления реакции путем изменения давления и концентраций взаимодействующих веществ.
Практическая работа. Смещение химического равновесия в системе оксида меди –серная кислота при изменении температуры.
Решение задач .Влияние концентрации реагирующих веществ на равновесие в системе. Определение начальных и равновесных концентраций.
Обсуждаемые вопросы. Способы изменения концентраций участников реакции


Перечень практических работ



Темы практических работ
Количест-во часов


10 класс


1
Практическая работа №1: «Ознакомление с оборудованием и основными приемами работы в химической лаборатории».
1

2
Практическая работа №2:«Приготовление раствора с определенной массовой долей».
1

3
Практическая работа №3:»Изменение окраски индикаторов в средах (щелочной, нейтральной, кислой).
1

4
Практическая работа №4:«Определение молярной концентрации соляной кислоты титрованием».
1

5
Практическая работа №5:» Качественные реакции с
комплексными солями в органической и неорганической химии».

1

6
Практическая работа№6:«Образование и растворение осадков».

1

7
Практическая работа №7: « Качественные реакции на наиболее важные катионы и анионы».

1


Итого
7


11 класс


1
Практическая работа №1 по теме: « Тепловой эффект растворения лития и кальция в воде»
1

2
Практическая работа №2 по теме: « Образование водорода при взаимодействии металлов с кислотами»
1

3
Практическая работа №3 по теме: «Термическое разложение хлората калия».
1

4
Практическая работа №4 по теме: «Омеднение железа и цинка».
1

5
Практическая работа №5 по теме; «Смещение химического равновесия под действием нагревания или охлаждения».
1

6
Практическая работа №6 по теме: «Смещение химического равновесия в системе оксида меди- серная кислота при изменении температуры».
1


Итого
6


Всего
13


Направления проектных работ
10 класс
-Задачи и области применения химического анализа. Элементный анализ.
-Химическая реакция как средство получения информации о составе вещества.
Растворы. Методы определения концентрации растворов.
-Теория электролитической диссоциации. Сильные и слабые электролиты.
-Химическое равновесие в водных растворах.
-Основные понятия координационной теории (комплексообразователь, лиганды, координационное число, дентатность лиганда). Номенклатура комплексных соединений.
-Условия выпадения и растворения осадков. Значение реакций осаждения для химического анализа.
- Дисперсные системы. Коллоидные растворы. Золи и гели. Мицелла. Получение и устойчивость коллоидных систем.
-Основные принципы качественного анализа
11 класс:
-Определения возможности протекания химического процесса.
-Использование стандартной энергии Гиббса в качестве критерия для определения возможности протекания прямой или обратной реакции в стандартных и нестандартных условиях.
расчеты по уравнениям окислительно-восстановительных реакций.
-Использование стандартного электродного потенциала в качестве критерия для определения возможности протекания прямой или обратной окислительно-восстановительной реакции в стандартных и нестандартных условиях.
-Влияние температуры на изменение направления химической реакции.
-Способы изменения концентраций участников
Тематическое планирование с указанием количества часов отводимых на освоение каждой темы.

10 класс
10 класс

Раздел
Кол-во
часов
Темы
Кол-во
часов
Основные виды деятельности обучающихся

1. Введение .
4

4
Проводить наблюдения за поведением веществ в растворах, за химическими реакциями, протекающими в растворах. Описывать свойства веществ в ходе демонстрационного и лабораторного эксперимента
Соблюдать правила техники безопасности








2. Растворы. Методы определения концентрации растворов
5
2.1 Растворы












2
Характеризовать элементы на основе их положения в ПС и особенностей строения их атомов
Объяснять закономерности изменения свойств Исследовать свойства изучаемых веществ
Наблюдать и описывать химические реакции с помощью естественного (русского) языка и языка химии



2.2 Методы определения концентрации растворов
3
Характеризовать химические элементы малых периодов по их положению в ПТ
объяснять причины многообразия веществ, зависимость их свойств от состава и строения, а также зависимость применения веществ от их свойств;

3. Закон действующих масс и его применение в химическом анализе.
4

4
Овладение основами химической грамотности: способностью анализировать и объективно оценивать жизненные ситуации, связанные с химией, навыками безопасного обращения с веществами, используемыми в повседневной жизни; умением анализировать и планировать экологически безопасное поведение в целях сохранения здоровья и окружающей среды;
-формирование умений устанавливать связи между реально наблюдаемыми химическими явлениями и процессами, происходящими в микромире,

4 Комплексные соединения.
2














2














Определять принадлежность неорганических веществ к одному из изученных классов (оксиды, летучие водородные соединения, основания, кислоты, соли) по формуле;
описывать свойства отдельных представителей оксидов (на примере воды, углекислого газа, негашеной извести), летучих водородных соединений (на примере хлороводорода и аммиака), оснований (на примере гидроксидов натрия, калия и кальция), кислот (на примере серной кислоты) и солей (на примере хлорид натрия, карбоната кальция, фосфата кальция);
определять валентность и степень окисления элементов в веществах;
составлять формулы оксидов, оснований, кислот и солей по валентностям и степеням окисления

5.Теоретичес
кие основы реакций осаждения-растворения.
4

4
Давать определения понятий «электролит», «неэлектролит», «электролитическая диссоциация»
Конкретизировать понятие «ион»
Обобщать понятия «катион» и «анион»
Исследовать свойства растворов электролитов
Характеризовать условия течения реакций до конца в растворах электролитов


6 Образование коллоидных систем
2







2









Объяснять закон сохранения массы веществ с точки зрения атомно-молекулярного учения;
составлять уравнения химических реакций на основе закона сохранения массы веществ;
описывать реакции с помощью естественного (русского или родного) языка и языка химии;
классифицировать химические реакции по числу и составу исходных веществ и продуктов реакции; тепловому эффекту; направлению протекания реакции; участию катализатора;
использовать таблицу растворимости для

7. Окислительно-востановительные процессы.
4













4
наблюдать и описывать признаки и условия течения химических реакций, делать выводы на основании анализа наблюдений за экспериментом;
проводить расчеты по химическим уравнениям на нахождение количества, массы или объема продукта реакции по количеству, массе или объему исходного вещества; с использованием понятия «доля», когда исходное вещество дано в виде раствора с заданной массовой долей растворенного вещества или содержит определенную долю примесей.


8.Основы качественного анализа.
2









2
Составлять уравнения химических реакций на основе закона сохранения массы веществ;
описывать реакции с помощью естественного (русского или родного) языка и языка химии;
классифицировать химические реакции по числу и составу исходных веществ и продуктов реакции; тепловому эффекту; направлению протекания реакции; участию катализатора;
использовать таблицу растворимости для

9. Расчетные задачи.
8




8
Вычисления исходных веществ и продуктов реакции; тепловому эффекту; направлению протекания реакции; участию катализатора;
использовать таблицу растворимости

Итого
35

35


11 класс

1.Критерии протекания химической реакции
18
1.1Энталь
пия
2
Наблюдать и описывать признаки и условия течения химических реакций, делать выводы на основании анализа наблюдений за экспериментом;
проводить расчеты по химическим уравнениям на нахождение количества, массы или объема продукта реакции по количеству, массе или объему исходного вещества; с использованием понятия «доля», когда исходное вещество дано в виде раствора с заданной массовой долей растворенного вещества или содержит определенную долю примесей.




1.2 Энтропия

6
Вычисления исходных веществ и продуктов реакции; тепловому эффекту; направлению протекания реакции; участию катализатора;
использовать таблицу растворимости



1.3 Энергия Гипса
4
Наблюдать и описывать признаки и условия течения химических реакций, делать выводы на основании анализа наблюдений за экспериментом;
проводить расчеты по химическим уравнениям на нахождение количества, массы или объема продукта реакции по количеству, массе или объему исходного вещества;



1.4 Потенциал
6
Овладение основами химической грамотности: способностью анализировать и объективно оценивать жизненные ситуации, связанные с химией, навыками безопасного обращения с веществами, используемыми в повседневной жизни; умением анализировать и планировать экологически безопасное поведение в целях сохранения здоровья и окружающей среды;


2.Изменение направления химической реакции
16
2.1Влияние температу
ры
4
Вычисления исходных веществ и продуктов реакции; тепловому эффекту; направлению протекания реакции; участию катализатора;
использовать таблицу растворимости



2.2Влияние концентра
ции
12
Наблюдать и описывать признаки и условия течения химических реакций, делать выводы на основании анализа наблюдений за экспериментом;
проводить расчеты по химическим уравнениям на нахождение количества, массы или объема продукта реакции по количеству, массе или объему исходного вещества; с использованием понятия «доля», когда исходное вещество дано в виде раствора с заданной массовой долей растворенного вещества или содержит определенную долю примесей.


Итого
34

34


Всего
69

69


СОГЛАСОВАНО Протокол № заседания методического объединения учителей от « » августа 201 года
руководитель ШМО

___________/Т.А.Мирошкина/.

СОГЛАСОВАНО Заместитель директора по УВР
________________________
от « » августа 201 года

СОГЛАСОВАНО Заместитель директора по УВР

____________ / /

«____» августа 2012 года














СОГЛАСОВАНО Протокол № заседания методического объединения учителей от « » августа 2012 года
руководитель ШМО

___________/Т.А.Мирошкина/.

СОГЛАСОВАНО Заместитель директора по УВР

____________ / /

«____» августа 2012 года

































13PAGE 15


13PAGE 141715




Заголовок 1 Заголовок 2 Заголовок 3 Заголовок 415