Календарно — тематическое планирование уроков биологии 6 класс Сухова. Строганова Живая природа



Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя школа № 39»
города Дзержинска Нижегородской области
Утверждено
приказом директора МБОУ школа № 39
от _____________________№ ________
Календарно-тематическое планирование
уроков биологии
6 класс
Разработала
учитель биологии
Фурычева Е.Г.
2016 год
№ урока Тема урока Тип урока Практическая часть Основные виды деятельности обучающихсяДата проведения Корректировка
6 А6 Б6В 6А 6Б 6В
Введение(1 час)
2.09 7.09 7.09 1 Царства живой природы. Понятие об эволюции комбинированный урок Л.Р. № 1 «Рассматривание окаменелостей или отпечатков растений в древних породах» Использовать знания, полученные при изучении вводного курса в 5 классе:
называть царства живой природы;
объяснять содержание понятий «эволюция», «фотосинтез»;
называть свойства всего живого.Комментировать рисунки, иллюстрирующие изменения растений в течение их жизни и за геологическую историю Земли.Развивать навыки исследовательской работы при знакомстве со следами древней жизни на нашей планете 9.09 14.09 14.09 Тема 1.Древние обитатели Земли –бактерии ( 3 часа)
2 Приспособились ли потомки древних обитателей Земли - бактерии – к жизни на современной планете
Комбинированный Пр.р.
№ 1 «Составление схем возможностей передачи болезнетворных Находить нужную информацию, пользуясь словарём терминов, приведённым в конце учебника, пополнять свой словарный запас.Обосновывать свою точку зрения, используя рисунок учебника как источник информации.Давать определение знакомых по курсу 5 класса базовых понятий «среда обитания», «круговорот веществ», «почва как среда обитания».
Применять в повседневной жизни знания о предупреждении возможного заражения человека болезнетворными бактериями.Объяснять роль бактерий в природе и жизни человека.Составлять авторскую схему, иллюстрирующую источники возможного заражения человека болезнетворными бактериями 16.09 21.09 21.09 3 Можно ли бактерию назвать клеткой- организмом? Изучение нового материала Выделять в тексте необходимые для формирования системного мышления базовые понятия «прокариоты», «эукариоты», «гетеротрофы», «автотрофы» и давать определение этих общебиологических (системообразующих) понятий.Объяснять разницу в способах питания бактерий-сапротрофов и бактерий-паразитов.Применять ранее полученные знания о свойствах живого.Называть общие признаки царства Бактерии.Находить на рисунке учебника и называть отличия клетки бактерии от клеток растения и животного 23.09 28.09 28.09 4 Можно ли уберечь себя и близких от воздействия опасных бактерий? Комбинированный Пр.р № 2 «Тренировочные упражнения по оказанию первой помощи при несложных травмах»
Использовать теоретические знания в повседневной жизни:
называть способы борьбы с бактериями при уходе за помещениями (в школе и дома);
соблюдать правила гигиены, предупреждающие заболевания столбняком, дизентерией, туберкулёзом и др.;
овладеть приёмами оказания первой помощи при несложных травмах.Наблюдать и анализировать результаты наблюдений за выполнением правил гигиены в своей семье.Проводить самоконтроль усвоения материала, выполнив предложенные задания по материалу темы 1Применять полученные знания в новой ситуации.Приводить примеры, доказывающие, что бактерии обладают всеми признаками живого.Объяснять роль бактерий в жизни 30.09 05.10 05.10 Тема 2.Грибы и Лишайники - кто они(3 часа)
5 Что такое гриб комбинированный Л.Р. № 2 «Рассматривание плесневого гриба Выделять в тексте базовые (системообразующие) понятия «эукариоты», «гетеротрофы», «сапротрофы», «паразиты», способствующие формированию системного мышления.Работать с рисунками учебника как с источником информации.Преобразовывать информацию, приведённую в рисунке, в устную речь.Оценивать ответы одноклассников, комментирующих результаты своего исследования плесневого гриба в ходе лабораторной работы.Развивать навыки исследовательской работы, проводя опыт с дрожжами в домашних условиях.Выделять общие признаки царства Грибы 07.10 12.10 12.10 6 Почему о грибах полезно знать всем» комбинированный Л.Р. № 3 «Знакомство со съедоными и ядовитыми грибами» Используя ранее полученные знания, составлять схему пищевой цепи с участием грибов для формирования системного мышления.Объяснять роль грибов в природе и жизни человека.Приводить примеры использования знаний о грибах в биотехнологии.Работать с дополнительной литературой, составляя краткую справку об антибиотиках, используемых для борьбы с возбудителями 14.10 19.10 19.10 7 Лишайники – кто они? Изучение нового материала Выделять существенные признаки строения и жизнедеятельности лишайников.Доказывать, что лишайник — симбиоз гриба и водоросли.Приводить примеры жизненных форм лишайников.Использовать знания о лишайниках как биоиндикаторах для характеристики степени загрязнённости воздуха своей местности 21.10 26.10 26.10 Тема 3. Растительный мир Земли(7 часов)
8 Растительный мир в истории нашей планеты Комбинированный Пр. р. № 3 «Красота и гармония в природе Использовать при аргументации ответов ранее полученные знания базовых понятий «эволюция», «вид».Объяснять разницу между понятиями «сорт» и «вид».Оценивать с эстетической точки зрения представителей растительного мира.Находить информацию о растениях в научно-популярной литературе, использовать ресурсы Интернета.Готовить сообщения для одноклассников об истории культурных растений.Давать определение понятий «ботаника», «флора».Комментировать информацию, содержащуюся в рисунках учебника 28.10 09.11 09.11 9 О близких и дальних родственниках в царстве Растения. Водоросли – низшие растения комбинированный Преобразовывать информацию, представленную в рисунке, в устную речь.Давать сравнительную характеристику отделов, выделяемых в царстве Растения, используя иллюстративный материал учебника и пояснительный текст к нему.Приводить доказательства приспособленности водорослей к разным условиям водной среды.Выделять признаки, характерные для водорослей — низших растений.Развивать умение работать с дополнительными источниками информации, в том числе с дополнительным текстом учебника.Использовать личный опыт, полученный при выполнении практической работы № 3, при объяснении значения водорослей для обитателей водной среды (в том числе для обитателей аквариума) 11.11 16.11 16.11 10. Размножение водорослей комбинированный Использовать знания, полученные во вводном курсе, для определения понятий «бесполое размножение» и «половое размножение».Комментировать рисунок учебника, содержащий информацию о способах размножения водорослей.Выделять преимущества полового размножения.Использовать дополнительную информацию из учебника о способах размножения водорослей при выполнении домашнего задания.Проводить самоконтроль своего умения работать со схемами 18.11 23.11 23.11 11 Мхи – высшие споровые растения Изучение нового материала Объяснять общебиологические понятия, значимые для всего курса биологии, на примере мхов:
усложнение растений в процессе эволюции;
взаимосвязь организмов со средой обитания;
клеточное строение растений, взаимосвязь строения клеток, тканей, органов с выполняемой ими функцией;
организм — единое целое.Объяснять значение понятий «яйцеклетка», «сперматозоид», «оплодотворение», «зигота», «половое поколение» («гаметофит»), «бесполое поколение» («спорофит»), «ризоиды».Выделять общие признаки, свойственные мхам.Объяснять роль мхов в природе, их хозяйственное значение 25.11 30.11 30.11 12 Папоротники, хвощи, плауны – высшие споровые растения комбинированный Л.Р. № 4 «Сравнение высшего строения папоротника ( или хвоща) с внешним строением мха» Обосновывать принадлежность хвощей, плаунов, папоротников к высшим споровым растениям.Находить на рисунках и в таблицах учебника органы высших споровых растений.Использовать рисунок «Разнообразие хвощей, плаунов, папоротников» как источник новой информации.Выделять признаки растений, доказывающие усложнение растительного мира в процессе эволюции.Выявлять особенности внешнего строения папоротника (хвоща), его отличие от мха в ходе лабораторной работы.Преобразовывать информацию, представленную в рисунке, поясняющем процесс размножения папоротника, в устную речь.Выделять признаки, общие для хвощей, плаунов, папоротников.Объяснять значение понятий «гамета», «зигота», «заросток» 02.12 07.12 07.12 13 Голосеменные - высшие семенные растения Комбинированный Пр.р. № 4 «Распознавание хвойных растений своей местности» Выделять признаки голосеменных, доказывающие усложнение растений в процессе эволюции.Доказывать приспособленность голосеменных к обитанию в наземно-воздушной среде.Заполнять схему, используя текст учебника.Пользоваться символами, принятыми для обозначения мужских и женских гамет.Давать определение понятий «спермий», «семязачаток», «зигота», «зародыш».Работать со словарём, пополняя свой словарный запас.Применять на практике теоретические знания для распознавания хвойных растений своей местности 09.12 14.12 14.12 14 Покрытосеменные ( Цветковые ) – высшие семенные растения Изучение нового материала Приводить примеры цветковых растений различных природных зон.Доказывать освоение покрытосеменными разных сред обитания, в том числе на примере растений своей местности.Находить и показывать части цветка на живых объектах, макетах или в таблицах.Проводить самоконтроль, вписывая недостающие части цветка, изображённого на рисунке 16.12 21.12 21.12 Тема 4.Системная организация растительного организма (4 часа)
15 Строение растительной клетки Изучение нового материала Л.Р. № 5 «Изучение устройства микроскопа»
Л.Р. № 6 «Приготовление и рассматривание препарата кожицы лука» Выделять существенные признаки растительной клетки, используя в качестве опорных знания, полученные при изучении вводного курса.Различать на рисунках и в таблицах учебника основные части и органоиды клетки, находить их при рассматривании микропрепарата.Выделять в тексте используемые в целостном курсе биологии базовые понятия, «ядро», «цитоплазма», «хлоропласты», «хлорофилл» и др.Выявлять взаимосвязь строения и функций клеток.Применять методы изучения живых организмов: наблюдение, описание, измерение.Овладевать методами исследовательской работы с использованием увеличительных приборов 23.12 11.01 11.01 16 Клетка - биологическая система Изучение нового материала Использовать полученные во вводном курсе знания об общих свойствах всего живого, об органических и неорганических веществах.Объяснять взаимосвязь строения растительной клетки с особенностями процессов жизнедеятельности, происходящих в ней.Комментировать рисунок (знакомый по предыдущему курсу), поясняющий процесс получения клеткой энергии.Использовать для повторения определений понятий словарь, приведённый в учебнике.Давать определение понятий «дыхание» и «рост», подтверждая их соответствующими рисунками учебника.Объяснять значение хромосом в передаче наследственных свойств материнской клетки дочерним.Высказывать собственное мнение при решении поисковых задач, аргументировать свой ответ 13.01 18.01 18.01 17 Что такое ткань. Ткани растительного организма: образовательная, покровная. проводящая Комбинированный Высказывать и обосновывать свои предположения о преимуществе многоклеточного организма перед одноклеточным.Определять понятие «ткань».Выделять существенные признаки образовательной, покровной и проводящей тканей.Приводить доказательства взаимосвязи особенностей строения тканей и их функций.Работать с рисунками учебника как источниками информации 20.01 25.01 25.01 18 Ткани растительного организма: фотосинтезирующая, механическая. запасающая
Комбинированный Л.Р. № 7 «Изучение тканей растений под микроскопом» Использовать ранее полученные знания о функции хлоропластов для объяснения функции фотосинтезирующей ткани.Выделять существенные признаки в строении тканей, пользуясь рисунками учебника.Приводить примеры, доказывающие разделение функций клеток в многоклеточном организме.Преобразовывать информацию, представленную в рисунке, в комментарий об отложении в растениях запасных питательных веществ 27.01 01.02 01.02 Тема 5 Покрытосеменные господствующая группа растений современной планеты ( 11 часов )
19 Эволюционные «достижения» покрытосеменных растений Комбиниро
ванный Называть главные эволюционные «достижения» покрытосеменных (цветковых) растений.Приводить доказательства приспособленности покрытосеменных растений к разным средам обитания, используя рисунки учебника.Объяснять значение понятий «вегетативные органы» и «репродуктивные органы», «вегетативное размножение» и «семенное размножение».Называть функции корней, листьев и стебля растения, используя ранее приобретённые знания, что способствует формированию представления о школьном курсе биологии как едином целом.Комментировать приведённые в тексте выводы 03.02 08.02 08.02 20 Разнообразие репродуктивных органов покрытосеменных растений комбинированный Опыты, проводимые в домашних условиях«Выявление признаков плода в ходе сравнения плодов с корнеплодами и клубнями» Работать с рисунками учебника как источниками информации.Пополнять свой словарный запас, работая со словарём и базовыми понятиями, выделенными в тексте.Развивать самостоятельное мышление, проводя исследования в домашних условиях (обнаружение семязачатков в завязи тюльпана, выявление признаков плода в ходе сравнения плодов и корнеплодов).Ознакомиться с разнообразием семян цветковых растений своей местности 10.02 15.02 15.02 21 Корень - вегетативный орган растения комбинированный Демонстрационный опыт«Обнаружение в почве воздуха, воды и минеральных солей».
Приводить доказательства того, что любая корневая система — это целое, состоящее из взаимосвязанных частей.Находить на рисунках и таблицах корни, образующие стержневую и мочковатую корневые системы.Различать типы корневых систем.Называть функции корневых систем.Объяснять значение корнеплодов и корневых клубней в жизни растения, используя ранее полученные знания о запасающей ткани.Составлять правила ухода за культурными растениями, используя информацию, представленную на рисунке учебника.Высказывать свои предположения о способах обработки овощей, содержащих нитраты, пользуясь рисунком учебника «Места накопления нитратов».* Проводить самостоятельно исследование особенностей развития стержневой и мочковатой корневых систем при прорастании семян.Использовать теоретические знания в повседневной жизни, в том числе:
при обработке овощей перед их употреблением;
при уходе за комнатными растениями;* при обработке почвы для выращивания сельскохозяйственных растений в своей местности;
при составлении семейного рациона питания с включением в него корнеплодов.Отрабатывать принятую систему анализа эксперимента, определяя его цель, ход, полученный результат 17.02 22.02 22.02 22 Клеточное строение корня Изучение нового материала Выявлять взаимосвязи между особенностями строения клеток корня и их функциями.Сравнивать строение клеток разных зон корня, делать выводы на основе сравнения.Называть функции зон корня, комментируя рисунок клеточного строения корня.Подтверждать рисунком доказательство связи строения клеток различных зон с их функцией 24.02 01.03 01.03 23 Побег - сложный орган высшего растения Комбинированный Опыт, проводимый в домашних условиях«Развитие побега из почки» Выявлять существенные признаки биологических процессов: роста, развития.Проводить исследование, доказывающее, что из почки развивается побег.Вести дневник исследователя, фиксируя в нём результаты своих наблюдений за развитием побега из почки.Применять теоретические знания в повседневной жизни, приводя примеры растений своей местности, имеющих подземные побеги.Давать определение понятия «побег», опираясь на результаты собственных исследований.Оценивать ответы одноклассников при обсуждении цели и хода предстоящего исследования развития побега из почки, проводимого самостоятельно дома.Приводить доказательство того, что клубень, луковица, корневище — подземные побег 03.03 15.03 15.03 24 Стебель – часть побега. Клеточное строение стебля Комбинированный Опыт, проводимый в домашних условиях«Передвижение по стеблю растворов минеральных веществ» Называть функции стебля.Приводить примеры разнообразия стеблей растений, в том числе растений своей местности.Использовать дополнительную информацию о разнообразии стеблей, приведённую в учебнике, научно-популярной литературе, Интернете. Закреплять знание ранее изученных понятий, пользуясь словарём учебника.Доказывать взаимосвязь строения клеток стебля с выполняемой ими функцией.Объяснять, почему стебель называют «дорогой с двусторонним движением».Формировать навыки исследовательской работы при выполнении опыта в домашних условиях.Воспитывать в себе качества, необходимые исследователю природы: организованность, наблюдательность, объективность в оценке полученных результатов своих исследований.Оценивать результаты опытов одноклассников, аргументировать свою оценку 10.03 29.03 29.03 25 Лист – часть побега Комбинированный Различать на живых растениях и гербарном материале простые и сложные листья, типы их жилкования и расположения на стебле.Зарисовывать листья растений своей местности (или листья комнатных растений), обозначать на рисунке особенности их внешнего строения.Выделять в тексте и рисунке учебника ведущие понятия, отражающие особенности внешнего строения листа.Называть функции листа, объяснять их значение в жизни всего растения 17.03 05.04 05.04 26 Клеточное строение листа Изучения нового материала Л.Р. № 8 «Рассматривание готовых микропрепаратов клеточного строения корня, стебля. листа Использовать ранее приобретённые знания для объяснения функций хлоропластов и хлорофилла.Аргументировать вывод о космической роли зелёных растений.Доказывать взаимосвязь строения клеток листа с выполняемой ими функцией.Преобразовывать информацию о клеточном строении листа, представленную на рисунке, в устную речь.Находить общие признаки в строении клеток корня, стебля, листа, выполняющих сходную защитную функцию.Высказывать свою точку зрения при решении поисковой задачи, касающейся сравнения особенностей строения клеток губчатой и столбчатой тканей листа.Отрабатывать навыки исследовательской работы при постановке опыта в домашних условиях.Использовать результаты эксперимента для доказательства влияния окружающей среды на процесс испарения 31.03 12.04 12.04 27 Процессы жизнедеятельности единого организма обобщающий урок Пр.Р. № 5 «Вегетативное размножение комнатных растений» Доказывать, что растительный организм — единое целое, используя при этом ранее полученные знания (в том числе при изучении вводного курса), необходимые для формирования системного мышления:
называть общие свойства живого;
объяснять космическую роль растений;
доказывать взаимосвязь строения клеток, тканей, органов с выполняемой ими функцией;
давать определение системообразующих понятий «фотосинтез», «рост», «развитие», «размножение»;
выделять способы питания и размножения растений;
объяснять значение клеточного дыхания для всего организма;
сравнивать процесс клеточного дыхания с газообменом.Комментировать рисунки учебника, содержащие информацию обобщающего характера.Приводить доказательства зависимости процессов жизнедеятельности одних органов растения от работы других его органов.Делать вывод об организме, состоящем из клеток, тканей, органов, как о едином целом.Использовать на практике теоретические знания и свой опыт по размножению растений без помощи семян, полученный при изучении вводного курса.Работать с дополнительной информацией, приведённой в учебнике 07.04 19.04 19.04 28 Внешнее строение в составе семян Комби
ниро
ванный Демонстрационный опыт«Обнаружение в семенах воды, органических и минеральных веществ».
Опыты, проводимые в домашних условиях«Обнаружение в семенах жира».«Обнаружение в семенах растительного белка и крахмала»
Л.Р. № 9 «Внешнее строение семян» Объяснять роль семян, несущих зародыш нового растения, в размножении и расселении растений, используя знания, полученные при изучении вводного курса.Использовать результаты демонстрационного опыта для доказательства наличия в семенах воды, органических и минеральных солей.Анализировать опыт, определять его цель, ход исследования, делать вывод на основе полученных результатов.Совершенствовать навыки самостоятельной исследовательской работы при обнаружении опытным путём органических веществ в семенах растений.Соблюдать правила безопасности при подготовке и проведении опытов, исключив работу с огнём.Выявлять особенности внешнего строения семени, обеспечивающие защиту зародыша.Фиксировать в рабочей тетради результаты собственных исследований 14.04 26.04 26.04 29 Внутреннее строение семян однодольных и двудольных растений комбинированный Л.Р. № 10 «Внутреннее строение семян» Называть вегетативные органы зародыша семени, находить их на рисунках и натуральных объектах.Сравнивать строение семян однодольных и двудольных растений в ходе лабораторной работы.Приводить примеры семян двудольных и однодольных растений, содержащих запас питательных веществ в эндосперме, и семян с запасом питательных веществ в семядолях зародыша.Объяснять значение понятий «эндосперм», «семядоля».Формировать навыки исследовательской работы, овладевать методами наблюдения, описания, эксперимента.Проводить наблюдение за ростом и развитием проростка из семени.Оформлять отчёт о проделанной работе, заполнять дневник исследователя.Использовать умение проводить опыт, полученное ранее при изучении вводного курса, при доказательстве необходимости воздуха, воды и тепла для прорастания семян 21.04 03.05 03.05 Тема 6.Классификация Покрытосеменные ( 4 часа )
30. Близкие и дальние «родственники» в отделе Покрытосеменные (Цветковые) растения Изучение нового Использовать знания о классификации живых организмов, полученные в курсе 5 класса:
давать определение понятий «классификация», «систематика»;
объяснять принцип объединения организмов в одну систематическую группу (организмы, сходные по строению, процессам жизнедеятельности и имеющие общего предка).Находить необходимые определения, изучавшиеся ранее, в словаре учебника.Называть систематические группы, выделяемые при классификации цветковых растений.Комментировать рисунок, иллюстрирующий деление отдела Покрытосеменные на группы.Давать определение понятий «вид» и «сорт».Объяснять суть и значение двойного видового названия растений, принятого в научной литературе.Сравнивать признаки растений класса Двудольные и класса Однодольные, пользуясь таблицей учебника 28.04 10.05 10.05 31 Признаки классов Однодольных и Двудольных Изучение нового Л.Р. № 11 «Определение принадлежности цветковых растений к классу Однодольные и классу Двудольные по их признакам» Определять принадлежность растения к определённой группе (классу покрытосеменных).Проверять свою готовность к исследованию, проводя самоконтроль теоретических знаний по предложенному алгоритму.Использовать при самоконтроле личный опыт по наблюдению за прорастанием семян.Выявлять признаки класса, используя гербарные растения с указанием названия растения и класса, к которому оно отнесено.Устанавливать принадлежность неизвестного растения к одному из классов покрытосеменных по изученным признакам.Находить на рисунке признаки однодольных и двудольных растений 05.05 17.05 17.05 32 Разнообразие двудольных растений. Семейство Бобовыекомбинированный Приводить примеры бобовых растений своей местности.Называть общие признаки семейства.Преобразовывать информацию обобщающего характера, представленную в рисунке, в устную речь.Находить на рисунке признаки, соответствующие характеристике растений семейства Бобовые.Составлять характеристику растения, выделяя признаки отдела, класса, семейства.Пользоваться определительными таблицами, помещёнными в конце учебника.Готовить сообщения о разнообразии двудольных растений, пользуясь дополнительной информацией из учебника, научно-популярной литературой, ресурсами Интернета 12.05 24.05 24.05 33 Разнообразие однодольных растений. Семейства Лилейные. Злаки *Экскурсия Обоб
щающийИспользовать ранее приобретённые знания о вегетативном размножении растений, строении видоизменённых подземных побегов, о запасающей ткани и вставочном росте у злаков.Использовать дополнительную литературу по изученной теме, пояснять связь новой информации с темой урока.Подготовить сообщение для одноклассников об одном из культурных растений класса Однодольные, возделываемых в данной местности.Называть общие признаки класса Однодольные и общие признаки каждого из семейств (Лилейные и Злаки).Работать с рисунками учебника как с источниками новой информации.Пополнять свой словарный запас, работая со словарём терминов.Знакомиться в ходе экскурсии с многообразием цветковых растений, выявлять причины, влияющие на их многообразие. Подготовить отчёт об экскурсии 19.05 Тема 7.Растения живущие рядом с нами (1час)
34 Природные сообщества. Единство живой и неживой природы
Влияние деятельности человека на окружающий мир комбинированный Использовать знания из вводного курса о приспособленности живых организмов к перенесению неблагоприятных условий.Комментировать информацию о влиянии одних растений на другие, представленную в рисунках учебника.Приводить примеры различных взаимоотношений организмов в природном сообществе: растения — животные, растения — грибы, растения — бактерии.Пояснять значение для растений и животных их ярусного расположения.Объяснять разницу в содержании понятий «растительное сообщество», «природное сообщество», «экосистема».Составлять схему пищевой цепи с участием растительноядного животного, хищника и паразита.Приводить доказательства участия живых организмов в круговороте веществ в природе, делать вывод о единстве живой и неживой природы.Приводить доказательства необходимости защиты окружающей среды, соблюдения правил поведения в живой природе.Выбирать правильный ответ из предложенных вариантов, аргументировать свой выбор.Оценивать последствия деятельности человека для природы в своей местности.Объяснять значение растений на нашей планете.Приводить примеры растений, занесённых в Красную книгу, в том числе растений своей местности.Использовать личные наблюдения за состоянием деревьев и кустарников на пришкольном участке.Объяснять значение понятий «мониторинг», «биомониторинг» и «биоиндикатор».Давать свою оценку значения экономической грамотности и эстетической культуры в деле 26.05