Презентация по литературе по теме История создания романа Евгений Онегин А. С. Пушкина


История создания романа в стихах «Евгений Онегин» Слагался долго наш роман,Среди тернистых брел путей.Срок написания поэт отмерил сам:7 лет 4 месяца 17 дней.Литературным направлением, в котором работал автор над этим романом, является реализм.(С 1825 года переход от романтизма к реализму) РеализмСередина 19 века – расцвет русской литературыОчетливый признак реализма – стремление широкому, многостороннему, правдивому отражению реальной жизни.Характеры героев даны в постоянном развитии. Одесса. 1823 год. Южная ссылка. Из писем А.С.Пушкина Вяземскому: «Я теперь пишу не роман, а роман в стихах – дьявольская разница. Пишу его с упоением, что уже давно со мной не было…Не знаю, пустят ли этого бедного Онегина в небесное царство печати. Хотелось бы…» История создания романа в стихах А.С.Пушкина «Евгений Онегин»Роман «Евгений Онегин» – произведение удивительной творческой судьбы.Он создавался более 7 лет – с мая 1823 по сентябрь 1830.Первое полное издание появилось в 1833 году.Роман не писался на едином дыхании, а складывался из строф и глав, созданных в разное время, в разных обстоятельствах, в разные периоды творчества поэта. “Я пишу теперь не роман, а роман в стихах - дьявольская разница”.Стихотворная форма придает "Евгению Онегину" черты, резко отличающие его от обычного прозаического романа. Пушкин создал особую форму для своего лирического романа. Стихи разбиты на строфы, по четырнадцать строк в каждой, с постоянно повторяющимся расположением рифм - так называемая "Онегинская строфа", которая состоит из четырнадцати строк четырехстопного ямба.Эти четырнадцать стихов делятся на четыре группы: три четверостишия и одно двустишие По жанру «Евгений Онегин» – роман в стихах, то есть лиро-эпическое произведение, где лирическое и эпическое равноправно, где автор свободно переходит от повествования к лирическим отступлениям. В романе 2 сюжетные линии:Онегин – ТатьянаОнегин – ЛенскийКомпозиция романа:Глава 1 – развернутая экспозиция (вступление)Глава 2 – завязка 2 сюжетной линииГлава 3 – завязка 3 сюжетной линииГлава 6 – дуэль (кульминация и развязка 2 линии)Глава 8 – развязка 1 линииВажная композиционная особенность – открытость романаОсновная композиционная единица романа – глава (каждая новая глава – новый этап в развитии сюжета)Композиционная роль лирических отступлений (ЛО):ЛО связаны с сюжетом романа.Разный размер ЛО – от одной строчки («Как Дельвиг пьяный на пиру») до нескольких строф (глава 1, LVII-LX).Часто ЛО заканчивают или начинают главу.ЛО используются для перехода от одного повествовательного плана к другому.ЛО появляются перед кульминационными моментами действия.ЛО часто содержат обращение к читателю, что позволяет связать лирическое и эпическое. Композиционная роль пейзажа:Показывает ход времени в романе.Характеризует духовный мир героев.Часто сопутствует образу Татьяны.Вставные элементы (письма, сон Татьяны, фольклорные элементы).Композиционная роль внутреннего времени романа: не всегда романное время соотносится с реальным ходом времени, хотя определенные вехи (смена времен года) обозначают и реальное время в «Евгении Онегине».Композиционная роль предметно-бытовой детали: новые вещи знаменуют новый этап в жизни героя, в организации романа.Авторское отношение к композиции: автор относится к композиции легко и небрежно – поэт пропускает события в жизни героев, строчки, строфы, опускает целую главу («Путешествие Онегина»), оставляет открытой развязку. Тем самым Пушкин утверждает авторское право на произвольное построение «свободного» романа. Две сюжетные линии романа: Онегин – ТатьянаЗнакомство – вечер у Лариных: Пора пришла, она влюбиласьРазговор с няней, письмо к Онегину.Через два дня объяснения в саду.Сон Татьяны. Именины.Татьяна приходит в дом Онегина.Отъезд в МосквуВстреча на балу в Петербурге через два года.Вечер у Татьяны. Сомненья нет увы! Евгений В Татьяну как дитя влюблен…Письмо к Татьяне. Объяснение.Онегин – ЛенскийЗнакомство в деревне: Сперва взаимной разнотой Они друг другу были скучны; Потом понравились; потом Съезжались каждый день верхом И вскоре стали неразлучны.Разговор после вечера у Лариных: - Неужто ты влюблен в меньшую? - А что? - Я выбрал бы другую, Когда б я был, как ты, поэт.Именины у Татьяны: Онегин Поклялся Ленского взбесить И уж порядком отомстить. Ленский: Две пули – больше ничего – Вдруг разрешат судьбу его.Дуэль Система образов романа Онегин Татьяна Ленский Представляют определенную категорию общества «высший свет» патриархальное дворянство дворянство Являются образцами определенного нравственного,духовного, литературного типа «лишний человек» идеал «русской души» «романтическое сознание» объединяются автором – действующим лицомАвтор делится с читателем своими мыслями и чувствами, рассуждает о нравах морали и общества. Сюжет Онегин – Татьяна Ленский - Ольга 1 особенность: служит для развития не развивается, основного конфликта помогает Татьяне романа понять Онегина2 особенность: главное действующее лицо – повествователь. Лирические отступления повествователя – основная часть сюжета, а сам повествователь спутник Онегина антипод Ленского-поэта защитник «Татьяны милой»Незримо присутствует всегда и везде;Принимает участие в судьбе героев;Делится с читателем своими мыслями и чувствами;Рассуждает о нравах и морали общества.3 особенность: образ повествователя раздвигает границы конфликта: в роман входит русская жизнь того времени во всех ее проявлениях. «Онегинская» строфаэто 14 стихов четырехстопного ямба со строгой рифмовкой AbAb CCdd EffE gg (прописными буквами обозначены женские окончания, строчными – мужские).14 строк: 4+4+4+2: первый и второй катрены не имеют сквозной рифмы, у каждого катрена своя система рифмовки (перекрестная, кольцевая, парная), заканчивается строфа куплетом (двустишием).Хранили многие страницы аОтметку резкую ногтей; b перекрёстнаяГлаза внимательной девицы аУстремлены на них живей. bТатьяна видит с трепетаньем, сКакою мыслью, замечаньем c парнаяБывал Онегин поражен, dВ чем молча соглашался он. dНа их полях она встречает еЧерты его карандаша, f кольцеваяВезде Онегина душа fСебя невольно выражает еТо кратким словом, то крестом, gТо вопросительным крючком… g куплет «Онегинская» строфа позволяет передавать разнообразные интонации:Эпические, повествовательные:Еще амуры, черти, змеиНа сцене скачут и шумят;Еще усталые лакеиНа шубах у подъезда спят;Еще не перестали топать,Сморкаться, кашлять, шикать, хлопать…А уж Онегин вышел вон;Домой одеться едет он.Разговорные.«Онегинской» строфой написан весь роман, кроме писем и песни девушек.Каждая «Онегинская» строфа – определенный элемент в движении сюжета. «„Онегина“ можно назвать энциклопедией русской жизни и в высшей степени народным произведением». В «Евгении Онегине» отразилась вся русская жизнь. Автор показал:Крепостную деревню Барскую Москву Светский Петербург. Даты9 мая 1823 года в Кишиневе – Начат романОктябрь 1823 года – Закончена глава 1Декабрь 1823 года – Закончена глава 2Октябрь 1824 года – Закончена глава 31826 года – Закончены главы 4,5,6Ноябрь 1828 года – Закончена глава 7Сентябрь 1830 года – Закончена глава 8 Сделав первые шаги к изучению романа, что вы почувствовали?необычность красоту слова идеальный замысел поэта силу чувств воодушевление