Открытый урок по предмету: специальность (фортепиано) на тему:«Музыкальный слух и его развитие в процессе обучения игре на фортепиано»


Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования «Заинская детская школа искусств» Заинского муниципального района Республики Татарстан МБУДО




Открытый урок
по предмету: специальность (фортепиано)


Тема:
«Музыкальный слух и его развитие в процессе обучения игре на фортепиано»



Обучающийся: Исламов Вадим 2 кл.
Педагог: Инюшева М.М..

Заинск
2017год
Тип урока: комбинированный (закрепление знаний, комплексное применение знаний).
Форма урока: Индивидуальная
Цель урока: раскрыть музыкально-слуховые возможности ученика, слуховое восприятие музыки, эмоциональное отношение к изучаемым музыкальным произведениям.
Задачи урока:
Образовательные
–обучение учащегося навыкам, умениям играть разные музыкальные прои зведения (полифонии, пьесы, этюды) музыкально, эмоционально, с тщательным слуховым контролем;
-развитие слухового восприятия музыки, эмоциональное отношение к исполнению изучаемых музыкальных произведений.
Развивающие
– развитие образного музыкального мышления, художественного воображения;–развитие творческой активности обучающегося через различные виды деятельности (варьирование средств музыкальной выразительности в изучаемых произведениях.
Воспитательные
– воспитание любови к музыке;– воспитание усидчивости и трудолюбия;– воспитание самостоятельности;
Структура урока:
Оранизационный моментПовторение пройденного материалаРабота над музыкальным материаломИтог урокаДомашнее задание
Методы обучения:
-словесные (беседа, рассказ);
-наглядные (показ)
-практические (упражнения, пьесы)
Средства обучения: фортепиано, ноты
Оснащение урока: нотный материал, инструмент
Ход урока:
I. Орг. момент – приветствие, посадка за инструмент, сообщение цели и задачи.
II. Повторение пройденного материала.
Игра упражнения «рыбак»
Передвижение кисти руки равномерно вправо попеременно правой и левой рукой.
Проделать то же самое с постепенным усилением звука к верхним нотам
III .Приобретение знаний и навыков. Работа над музыкальным материалом
- Вадим, ты знаешь, чтобы играть на инструменте или петь, необходим музыкальный слух. И существует несколько видов музыкального слуха
Звуковысотный слух
Мелодический слух
Гармонический слух
Тембродинамический слух
Внутренний слух
6. Полифонический слух
- Сегодня на уроке мы познакомимся с ними на примере музыкальных произведений
Развитие мелодического слуха:
- Вадим. Послушай пожалуйста две гаммы, постарайся определить на слух, какая из них мажорная, какая минорная;
Ученик, прослушав минорную гамму, должен определить, какого она вида (натуральная, гармоническая, мелодическая), и говорит, что ему помогло отличить разницу.
Педагог обращает внимание на то, как добавление знаков меняет звучание мелодии.
2.Развитие звуковысотного слуха:
а) пение любого вида гаммы на выбор ученика сначала с сопровождением б) без сопровождения эту же гамму
- Скажи пожалуйста, Вадим, когда было сложнее, в первом случае петь или во втором.
Конечно, во втором, но именно так развивается звуковысотный слух
3.. Развитие полифонического слуха:
- Давай вспомним « Менуэт» В.А. Моцарта, который ты разобрал на прошлом уроке , Прошу обратить внимание на то, что, он имеет полифоническую структуру, т.е. многоголосие. – Посмотри в ноты и обрати внимание . как отчетливо виден мелодический рисунок двух голосов..
-А теперь, давай послушаем их
предлагается ученику сыграть « Менуэт»
а) сначала правой рукой, педагог играет левой, и наоборот;б) двумя руками.
4. Развитие внутреннего и тембро-динамического слуха:
- Я предлагаю тебе прослушать новое произведение М.Коровицина «Деревянные башмачки» - А теперь, ты, глядя в ноты, попробуй про себя пропеть эту мелодию. Это как раз и называется- развитие внутреннего слуха.
а) «проигрывание» сочинения «про себя», глядя в нотный текст обращается внимание на характер звучания терций в первой октаве ,сравнить со звучанием во второй октаве.
- Обрати внимание также на тембр и колорит звучания, напоминающий звук башмачков. Обращая внимание на такие особенности. Ты будешь развивать свой тембро-динамический слух
Физ. минутка:Ученик отворачивается, педагог играет ноты в разных октавах, ученик называет
а)октаву
б) находит ноту на клавиатуре
5. Развитие гармонического слуха:а) ученику предлагается подобрать несложную мелодию к аккордам Т, S, D.б) к простейшей мелодии подобрать аккорды.
- Теперь ты сам можешь подбирать к мелодиям аккорды. И если вначале может что-то не получится, то в дальнейшем будет с каждым разом получаться все лучше
- Великий пианист А.Г. Рубинштейн так говорил о рояле: «Вы думаете, что рояль- это один инструмент, а это сто инструментов».
- Звуки фортепиано могут быть теплыми и холодными, мягкими и острыми, светлыми и темными, иначе игра может быть бедной и бескрасочной.
- Я знаю, Вадим, что ты читал книгу Экзюпери « Маленький принц» .
Повесть о мальчике, явившемся со звёзд, выдержана в трогательном и светлом стиле. Она вся проникнута солнечным светом, который можно обнаружить не только в сказке , но и в музыке М. Таривердиева «Маленький принц» .И я сейчас исполню это произведение, а затем ты по-своему постараешься передать образ сказочного принца в этом произведении.
Исполнение педагога
Исполнение ученика
IV. Итог урока.
Рефлексия.
1.Ты понял, что нужно делать, чтобы развивать свой слух ?
2. А скажи, трудности у тебя были?
3.Как ты считаешь, ты достиг цели, произведения звучали интереснее, когда ты использовал применение разных видов слуха?
4.А ты доволен результатом?
Я рада, что ты слышишь свое исполнение и можешь сказать получилось у тебя или нет. Я тебе дам это задание на дом для закрепления. А ты обязательно повторяй эти действия дома. Если будешь регулярно заниматься, то слух твой будет развиваться, и произведения в твоем исполнении будут ярче и выразительнее.
V. Домашнее задание.
Закрепление пройденного материала..