Урок музыки в 6 классе Образ водной стихии в музыке.


Урок музыки в 6 классе.
Тема: «Образ водной стихии в музыке».
Цели:
1. Образовательная:
- увидеть связь музыки с природой, силу музыкального воплощения природы и правдивое ее отображение в музыкальных произведениях.
2. Развивающие:
- абстрактное мышление при наблюдении за развитием музыкального
образа;
- творческую активность учащихся. Через вокально-хоровую
деятельность помочь понимать и создавать собственный внутренний
мир.
З. Воспитательная:
- стремление учащихся к самосовершенствованию, удовлетворению
познавательных потребностей.
4. Здоровьесберегающая:
- создание благоприятной эмоциональной атмосферы на уроке.

Вид урока: Урок-впечатление.
Тип урока: Закрепление полученных и усвоение новых знаний.
Технология коммуникативного обучения (диалоговая).
Оборудование: музыкальный инструмент, проигрыватель, магнитофон,
грамзапись, аудиокассеты. Иллюстрации. Портрет Мориса Равеля.

Музыкальный материал:
1. Ф.Шуберт. «В путь» из вокального цикла «Прекрасная
мельничиха»
2. К.Дебюсси. « Сирены» из симфонического цикла « Ноктюрны»
З. М.Равель. «Игра воды»
4. Я.Дубравин, В.Суслов. Вокальный цикл для детского хора:
а) «Песня о земной красоте»
б) «Разговор с волной»



Ход урока
На музыкальном языке живописать значит звуками будить в нашем сердце те или иные воспоминания, а в нашем уме те или иные образы.
Оноре де Бальзак.

I.Вход. «Звуки природы»
Цель: настроить учащихся на восприятие образов.
II. Организация учащихся на урок. Воспитательная беседа.
- Сегодня у нас необычный урок: урок-впечатление.
Встречалось ли нам это слово, и что оно обозначает?
- Ответы детей.
(Разговор о художественном стиле в искусстве импрессионизме, о стремлениях представителей этого направления)
-Мы много говорили о красоте и величии Природы и о том, как это можно запечатлеть в искусстве.
А как вы думаете, все люди видят красоту окружающего мира и можно ли научить человека любить природу?
- Ответы детей.
Исполнение «Песни о земной красоте», в которой авторы выразили свое трепетное отношение к природе.
III. Повторение пройденного материала.
- Что мы знаем о циклах? Какими они бывают?
- Общение детей.
Выполнение коллективной контрольной работы, в результате которой каждое из перечисленных произведений найдет своего автора.
IV. Введение в тему урока.
- Опираясь на приобретенные нами знания и опыт, предполагаю наш урок посвятить одной из природных стихий... (Стихотворение)
Самодержавная царица,
Для всех бесценная всегда,
Ты несравнимая с Жар-птицей,
Ее величество Вода.
Ласкаешь берега волнами,
Даруешь жизнь всем существам,
Из туч ты поливаешь нас слезами,
Но слезы те отрада нам.
Ты землю влагой насыщаешь,
По морю гонишь корабли,
Но вот когда ты зла бываешь,
Сметаешь все с лица земли.
-О какой же стихии шла речь?
- Ответ учащихся.
- Когда вы слышите «водная стихия», что представляется в вашем воображении?
- Дети делятся своими мыслями.
- И тема сегодняшнего урока:
«Образ водной стихии в музыке»
Водная стихия во все времена вдохновляла тех, кто пишет стихи, картины, музыку и нас, кто наслаждается творениями искусства.
Где, в каких произведениях, в каких циклах нам встречался образ воды?
- Ответы детей.
1. Слушание и исполнение песни Ф.Шуберта «В путь»
Анализ фортепианной партии.
2. Слушание « Сирены» К.Дебюсси.
(Учащиеся делятся своими впечатлениями)
Разбор фрагмента:
а) Тональность (знаки при ключе)
б) Интонация, мелодия. Какой эффект достигается хроматическим
движением?
в) Солъфеджирование фрагмента вокализа.
г) Исполнение вокализа.
- Что же воплощается в образе сирен?
- Ответы детей.
Вывод: Красота и смерть, восторг и гибель.
V. Изучение нового
Морис Равель. «Игра воды». (Краткая беседа).
Слушание произведения.
- Какое впечатление оставила эта пьеса в нашем сознании? Какие чувства в нас сумела пробудить?
Обмен впечатлениями.
Повторное слушание произведения.
Глубокий анализ элементов музыкальной речи.
- Если бы вы были художниками, какую иллюстрацию вы бы нарисовали? Д/З.
- На примерах ряда произведений, мы рассматривали с помощью какого развития музыки можно правдиво и красиво выразить ее содержание, передать ее образы.
Для нас важно не только знать, но и главное, попытаться это использовать в своем исполнении.
Песня « Разговор с волной».
Оценочные суждения.
Вывод по уроку: Благодаря использованию всего многообразия и возможностей элементов музыкальной речи композиторы создают различные яркие образы, выражают свои мысли, чувства, свое восприятие окружающего мира. И не только композиторы, но и исполнители.
Стихотворение читают дети.
«Музыка»
Послушай: музыка вокруг;
Она во всем в самой природе,
И для бесчисленных мелодий
Она сама рождает звук.

Ей служит ветер, плеск волны,
Раскаты грома, звон капели,
Птиц несмолкаемые трели
Среди зеленой тишины.

И дятла дробь, и поездов
Гудки, чуть слышные в дремоте,
И ливень песенкой без слов,
Все на одной звенящей ноте.

А снега хруст, а треск костра!
А металлическое пенье,
И звон пилы, и топора!
А проводов степных гуденье!

Вот почему-то иногда
Почудится в концертном зале,
Что нам о солнце рассказали,
О том, что плещется вода,
Как, заскрипев, качнулись ели.
А это арфы нам напели,
Рояль, и скрипка, и гобой.
М. Ивенсен
VI. Подведение итога урока.
15