Дополнительная общеразвивающая программа в области физической культуры и спорта по волейболу (СОГ) Волейбол


ПРИНЯТО
на заседании педагогического совета
пр. №2 от 6 ноября 2015 г.
«УТВЕРЖДАЮ»
Директор СДЮСШОР№17 г. Самара
______________М.П.Аристархов«6» ноября 2015 г.

«специализированная детско-юношеская спортивная школа олимпийского резерва №17»
(СДЮСШОР №17)
ВОЛЕЙБОЛ
Дополнительная общеразвивающая программа
в области физической культуры и спорта по волейболу
(СОГ)
муниципального бюджетного образовательного учреждения
дополнительного образования детей
специализированной детско-юношеской
спортивной школы олимпийского резерва №17 г.о.Самара
(СДЮСШОР №17)
Разработана на основе:
Федерального закона Российской Федерации 29.12.2012 №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», Приказа министерства образования и науки Российской Федерации от 29 августа 2013 года №1008 «об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам», Письма Министерства Спорта Российской Федерации от 12 мая 2014 года, №ВМ-04-10/2554 «Методические рекомендации по организации спортивной подготовки в Российской Федерации»
Срок реализации программы на спортивно-оздоровительном этапе: без ограничения
2015 год
СОДЕРЖАНИЕ
Пояснительная записка………………………………………...........
Введение……………………………………………………………..
Нормативная часть…………………………………………….….…
Методическая часть………………………………………………..
Система контроля и зачётные требования………………………
Материально-техническое обеспечения…………………………
Перечень информационного обеспечения ………………………
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Программа спортивной подготовки по виду спорта волейбол (далее - Программа) разработана Федерального закона Российской Федерации 29.12.2012 №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», Приказа министерства образования и науки Российской Федерации от 29 августа 2013 года №1008 «об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам», Письма Министерства Спорта Российской Федерации от 12 мая 2014 года, №ВМ-04-10/2554 «Методические рекомендации по организации спортивной подготовки в Российской Федерации»
На спортивно-оздоровительный этап зачисляются учащиеся, желающие заниматься оздоровительными физическими упражнениями и волейболом, имеющие медицинский допуск для занятий. Возраст занимающихся в спортивно-оздоровительных группах 6-17 лет
Цели и задачи :
формирование устойчивого интереса к занятиям спортом;
формирование широкого круга двигательных умений и навыков;
укрепление здоровья спортсменов;
отбор перспективных юных спортсменов для дальнейших занятий по виду спорта волейбол.
Учебный материал программы представлен в разделах, отражающих тот или иной вид подготовки волейболистов: теоретическую, физическую и соревновательную. Кроме этого, представлены разделы, в которых раскрывается содержание восстановительных мероприятий, проводимых в СДЮСШОР в обязательном порядке в пределах того объема учебных часов, который планируется на данный этап обучения, основных мероприятий по воспитательной работе, а также контрольные нормативы по физической подготовке.
Программа включает нормативную и методическую часть и охватывает все стороны тренировочного процесса.
При разработке Программы учитывались следующие принципы и подходы:
- программно-целевой подход к организации обучения;
- непрерывность и цикличность процесса обучения;
- единство постепенности и предельности в наращивании тренировочных нагрузок;
Программа имеет следующую структуру:
- пояснительная записка;
- введение;
- нормативная часть;
- методическая часть;
- система контроля и зачётные требования;
- перечень информационного обеспечения.
Программу разработали:
Коробов В.А – старший тренер-преподаватель отделения волейбола, тренер ВК категории, судья по волейболу ВК
Аристархов М.П. - директор СДЮСШОР№17,1К категория
Вишнякова Г.А. - зам.директора по УВР, специалист ВК категории
ВВЕДЕНИЕ
Волейбол – один из самых доступных и распространенных видов командной спортивной игры. Каждый, увлекающийся этой игрой, полной задора и радости движений, не расстается с ней в течение всей своей жизни.
Современная подготовка волейболистов - сложный педагогический процесс. Процесс обучения - динамическая система, состоящая из большого числа взаимосвязанных компонентов. В последние годы в нашей стране проведен ряд мер, направленных на усовершенствование системы подготовки спортивных резервов высококвалифицированных волейболистов, внесены изменения в организационно-методические формы подготовки спортивных резервов, усовершенствованы тренировочные и соревновательные режимы, изменены принципы наполняемости учебных групп.
Понятие «подготовка волейболистов» включает совокупность мероприятий, обеспечивающих подведение волейболиста к высшим спортивным результатам, с одной стороны, и массовый охват систематическими занятиями как можно большего числа занимающихся, с другой. Подготовка спортивных резервов тесно связана с работой общеобразовательных школ, средних специальных заведений и других организаций, осуществляющих массовую физкультурно-оздоровительную и спортивную работу.
Спортивные школы организуют работу групп спортивного оздоровления главным образом на базе общеобразовательных школ, специализированных классов по волейболу, помогают в проведении массовых соревнований в своем районе, городе оказывают методическую помощь и т.д. Лучших юных волейболистов привлекают к занятиям в спортивных школах, школах-интернатах спортивного профиля.
Многолетняя подготовка волейболистов строится с учетом возрастных особенностей детей школьного возраста и их возможностей на каждом возрастном этапе. Начинать заниматься волейболом с раннего возраста. В этом возрасте уровень развития высшей нервной деятельности позволяет успешно формировать у детей спортивные двигательные навыки. Причем обучение их спортивной технике проходит успешнее, чем у новичков более старшего возраста и взрослых. Объясняется это большей пластичностью нервной системы детей. Развитие интеллекта, волевых качеств, способностей к более устойчивому вниманию также дает возможность проводить занятия достаточно эффективно. Необходимость многолетней подготовки (начиная с детского возраста) обусловлена также тем, что волейбол отличается сложной техникой (несмотря на кажущуюся простоту игры). Эта сложность в первую очередь объясняется следующим – все технические приемы игры выполняются при очень кратковременном прикосновении руками к мячу. К тому же эти приемы должны быть эффективными в быстро меняющихся условиях игры. Понятно поэтому, что высокая степень владения навыками игры может быть достигнута только при длительном планомерном и квалифицированном обучении начиная с детского возраста.
Принимая во внимание сложность подготовки волейболистов, совершенствование их возможно только на основе систематического подхода, внедрение которого характерно для спорта на современном этапе его развития.
3. НОРМАТИВНАЯ ЧАСТЬ
Программа предназначена для осуществления подготовки волейболистов на спортивно-оздоровительном этапе. Реализация программы рассчитана на период обучения спортсмена в объединении (СОГ) СДЮСШОР№17. Возраст занимающихся в спортивно-оздоровительных группах 6-17 лет
Реализация программы рассчитана на весь период обучения спортсмена в СДЮСШОР№17. Задачи и содержание тренировочного процесса зависят от этапа спортивной подготовки.
Организация тренировочного процесса осуществляется в течение учебного года. Тренировочный процесс осуществляется в соответствии с годовым учебным планом-графиком, рассчитанным на 52 недели. Продолжительность 1 часа тренировочного занятия – 45 минут (академический час). Лицам, проходящим обучение, не выполнившим предъявляемые Программой требования, предоставляется возможность продолжить обучение на том же этапе повторно по решению (методического) тренерского совета, но не более одного раза на данном этапе.
ДЛИТЕЛЬНОСТЬ СПОРТИВНО-ОЗДОРОВИТЕЛЬНОГО ЭТАПА, МИНИМАЛЬНЫЙ ВОЗРАСТ ЛИЦ ДЛЯ ЗАЧИСЛЕНИЯ, НАПОЛНЯЕМОСТЬ ГРУПП
Этапы спортивной подготовки Длительность этапа (в годах) Минимальный возраст для зачисления в группы (лет) Наполняемость групп (человек)
Спортивно-оздоровительный этап без ограничения 6 15
Обучение учащихся отделения волейбола включает следующие разделы: общая физическая подготовка, теоретическая подготовка; контрольные соревнования; восстановительные мероприятия; медицинское обследование.
СООТНОШЕНИЕ ОБЪЕМОВ ТРЕНИРОВОЧНОГО ПРОЦЕССА
НА ЭТАПЕ СПОРТИВНОГО ОЗДОРОВЛЕНИЯ
Виды спортивной подготовки Этап спортивного оздоровления
(6 час /нед) Этап спортивного оздоровления
(4 час /нед)
Общая физическая подготовка 250 178
Технико-тактическая подготовка 20 10
Теоретическая подготовка 30 10
Контрольно-переводные испытания (соревнования) 12 10
Итого 312 208
РЕЖИМЫ ТРЕНИРОВОЧНОЙ РАБОТЫ
В основу комплектования учебных групп положена научно обоснованная система многолетней подготовки с учетом возрастных закономерностей становления спортивного мастерства.
Формы занятий по волейболу определяются в зависимости от контингента занимающихся, задач и условий подготовки и различаются по направленности (общеподготовительные, комплексные), содержанию учебного материала (теоретические, практические).
Основной формой являются урочные практические занятия, проводимые под руководством тренера по общепринятой схеме согласно расписанию, которое составляется с учетом режима учебы и работы занимающихся, а также исходя из материальной базы.
Теоретические занятия могут проводиться самостоятельно и в комплексе с практическими занятиями (например, в виде беседы, рассказа в течение 10-12 мин в начале практического урока). При проведении теоретических занятий целесообразно отдельные положения теории подкреплять примерами из практики, иллюстрировать их схемами, таблицами, рисунками и другими наглядными пособиями.
На учебных занятиях усваивается новый материал, осуществляется обучение основам техники и тактики игры волейбол.
В процессе тренировочных занятий осуществляется совершенствование физической, психологической а также создаются предпосылки для повышения эффективности ранее изученных действий.
Проведение занятий по волейболу возлагается на опытных тренеров-преподавателей, имеющих специальную подготовку. Во время организации и проведения занятий следует обратить особое внимание на соблюдение мер по предупреждению и профилактике травматизма, а также санитарно-гигиенических требований к местам занятий, оборудованию и спортивному инвентарю.
В соответствии с порядком, установленным Министерством здравоохранения РФ, все занимающиеся волейболом обязаны проходить врачебный и медицинский осмотр не реже одного раза в 6 месяцев.
Продолжительность одного тренировочного занятия при реализации образовательной программы рассчитывается в академических часах и не может превышать на спортивно-оздоровительном этапе –2 часов;
Медицинские, возрастные и психофизические требования к лицам, проходящим спортивную подготовку
Для обучения на спортивно-оздоровительном этапе принимаются все желающие заниматься физической культурой и спортом, не имеющие медицинских противопоказаний в возрасте с 6 до 17 лет. Минимальный возраст детей, допускаемых к освоению Программы – 6 лет. Соблюдение требований медицинского обеспечения процесса физической подготовленности:- медицинский допуск врачом Спортшколы два раза в год; - допуск врача к занятиям после болезни; Учитывая возрастные особенности, при занятиях волейболом детей и подростков соблюдают следующие условия: к занятиям допускаются только здоровые и практически здоровые дети.
Нормативы максимального объема тренировочной нагрузки
Этап СО СО
Количество часов в неделю 6 4
Общее количество часов в год 312 208
ТРЕБОВАНИЯ К ЭКИПИРОВКЕ, СПОРТИВНОМУ ИНВЕНТАРЮ И ОБОРУДОВАНИЮ
Требования к материально-технической базе для осуществления спортивной подготовки:
- наличие волейбольного зала;
- наличие тренажеров;
- наличие раздевалок, душевой;
-обеспечение спортивным оборудованием и спортивным инвентарем;
ОБОРУДОВАНИЕ И СПОРТИВНЫЙ ИНВЕНТАРЬ,
НЕОБХОДИМЫЙ ДЛЯ ПРОХОЖДЕНИЯ СПОРТИВНОЙ ПОДГОТОВКИ
N п/п Наименование Единица измерения Количество изделий
1 Маты гимнастические штук 6
2 Медицинболы (от 3 до 12 кг) штук 15
3 Мяч волейбольный штук 15
4 Мяч баскетбольный штук 15
5 Мяч футбольный штук 2
6 Насос универсальный (для накачивания мячей) штук 1
7 Скакалка гимнастическая штук 15
8 Скамейка гимнастическая штук 6
9 Стенка гимнастическая штук 8
СТРУКТУРА ГОДИЧНОГО ЦИКЛА
Для этапов Спортивного оздоровления
Для волейболистов 6-17 лет функциональная тренированность создается систематическими занятиями, преимущественно специализированного содержания в течении 9-10 месяцев каждого года (сентябрь-май). Участие в 3-х тренировках в неделю через день обеспечивает оптимальный режим нагрузки и отдыха. Как в недельных циклах, так и в течении года должно быть предусмотрено постепенное увеличение объемов и интенсивности используемых средств тренировки.
ПЛАНИРОВАНИЕ СПОРТИВНЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ
Ожидаемый результат
На базовом уровне (СО): Стабильность состава обучающихся, посещаемость ими тренировочных занятий, динамика индивидуальных показателей развития физических качеств обучающихся; освоение основ гигиены и самоконтроля.
4. МЕТОДИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ
В данном разделе раскрываются принципы планирования обучения на спортивно-оздоровительном этапе.
Рекомендации по проведению тренировочных занятий, а также требования к технике безопасности в условиях тренировочных занятий и соревнований.
Учебно-тренировочная работа проводится в форме теоретических и практических занятий.
Теоретические занятия проводятся в форме бесед и лекций с демонстрацией наглядных пособий.
Практические занятия должны проводиться круглогодично. Вся тренировочная работа строится с учетом режима дня. В основу принципов обучения должны быть положены основные принципы педагогики: сознательность, активность, наглядность, систематичность, доступность, прочность.
При проведении занятий тренеры-преподаватели особое внимание должны уделять правилам техники безопасности.
При многолетней тренировке юных спортсменов необходимо соблюдать в строгой последовательности преемственность задач, средств и методов. При проведении тренировок рекомендуется строго соблюдать постепенность в процессе роста тренировочных нагрузок. Необходимо одновременно и параллельно воспитывать физические качества (быстроту, силу, скоростно-силовые качества, выносливость, гибкость, ловкость) у спортсменов различного возраста.
Занятия в спортивно-оздоровительных группах проводятся, главным образом, групповым методом.
Особое внимание в тренировочном процессе по волейболу следует уделять воспитательной работе со спортсменами. Занятия должны воспитывать у них высокие морально-нравственные качества, трудолюбие, дисциплинированность, развивать их общественную активность.
Общие требования к технике безопасности в условиях тренировочных занятий
К занятиям по волейболу допускаются дети с 6 до 17 лет, прошедшие инструктаж по охране труда, медицинский осмотр по состоянию здоровья, технике безопасности и не имеющие противопоказаний по состоянию здоровья.
Необходимо соблюдать правила поведения, установленные режимы занятий и отдыха.
Основными опасными факторами, действующими на обучающихся являются:
*Травмы, полученные в местах не пригодных для занятий (зоны нахождения снарядов ОФП).
*Выполнение упражнений без разминки.
При занятиях волейболом должна быть медицинская аптечка, укомплектованная медикаментами и перевязочными материалами для оказания первой помощи при травмах.
В процессе занятий должны соблюдаться порядок выполнения упражнений и правила личной гигиены
О каждом несчастном случае пострадавший или очевидец должен сообщить тренеру, который сообщает администрации учреждения.
Обучающиеся, допустившие невыполнение или нарушение инструкции по охране труда, привлекаются к ответственности и со всеми учащимися проводится внеплановый инструктаж по охране труда.
Требования безопасности перед началом занятий
Вход учащихся в спортивный зал и занятия должны проходить только под руководством тренера.
Провести разминку.
Требования безопасности во время занятий
Во время разминки держаться строго друг за другом.
Во избежание столкновений исключить резко «стопорящую» остановку.
При выполнении упражнений, строго придерживаться дистанции между выполняющими упражнение спортсменами.
Выполнение упражнений и их окончание проводятся по сигналу тренера.
Требования безопасности в аварийных ситуациях
При плохом самочувствии прекратить занятия и сообщить об этом тренеру.
При получении травмы немедленно оказать первую помощь пострадавшему, сообщить об этом администратору учреждения, при необходимости отправить его в лечебное учреждение.
Требования безопасности по окончании занятий
Убрать в отведенное место для хранения спортивный инвентарь.
Принять душ или тщательно вымыть лицо и руки с мылом.
Программный материал для практических занятий
Основные средства тренировочных воздействий.
* общеразвивающие упражнения
* общеподготовительные упражнения (строевые,ходьба)
* подвижные игры и игровые упражнения
* элементы акробатики (кувырки, повороты и др.)
* прыжки и прыжковые упражнения
* метание легких снарядов (теннисных и набивных мячей)
* спортивно-силовые упражнения ( в виде комплексов тренировочных заданий)
Общеподготовительные упражнения для спортивно-оздоровительного этапа
Строевые и порядковые упражнения: общие понятия о строевых упражнениях и командах. Действия в строю, на месте и в движении: построение, расчет, рапорт, приветствие, повороты, перестроения, размыкания и смыкания строя, перемена направления движения, остановка во время движения, шагом и бегом, переход с шага на бег и с бега на шаг, изменение скорости движения.
Ходьба: обычная, спиной вперед, боком; на носках, пятках, наружном крае стопы, разворачивая стопу (внутрь, наружу); в полуприседе, приседе; ускоренная; спортивная; с выпадами.Бег: на короткие дистанции из различных стартовых положений; на средние дистанции; с преодолением различных препятствий; с высоким подниманием бедра; в переменном и ускоренном темпе.
Прыжки:на одной и двух ногах; с одной ноги на другую; с одной ноги на две.
Метания: теннисного мяча, набивного мяча, вперед из-за головы, от груди.
Переползания: на скамейке вперед, назад; на четвереньках; на коленях вперед, назад, влево, вправо, с поворотом на 3600; через несколько предметов; «змейкой» между предметами.Упражнения без предметов
а) упражнения для рук и плечевого пояса: одновременные, переменные и последовательные движения в плечах, локтевых и лучезапястных суставах; сгибания и разгибания рук в упоре лежа и др.
б) упражнения для туловища: упражнения для формирования правильной осанки (наклоны вперед, назад и в стороны из различных исходных положений); дополнительные пружинистые наклоны; круговые движения туловищем; поднимание ног и рук поочередно и одновременно; поднимание и опускание прямых ног.
в) упражнения для ног: в положении стоя различные движения прямой и согнутой ногой; приседание на двух и на одной ноге; маховые движения; выпады с дополнительными пружинистыми движениями; поднимание на носки; различные прыжки на одной и двух ногах вместе.
г) упражнения для рук, туловища и ног: в положении сидя (лежа) различные движения руками и ногами; круговые движения ногами; маховые движения с большой амплитудой; упражнения для укрепления мышц кистей и сгибателей пальцев рук; наклоны и повороты туловища, упражнения для развития гибкости и на расслабление и др.
д) упражнения на расслабление: из полунаклона туловища вперед – приподнимание и опускание плеч с полным расслаблением; из положения руки вверх, в стороны – свободное опускание; махи свободно висящими руками при поворотах туловища; из стойки на одной ноге на скамейке – махи, свободные покачивания.
е) дыхательные упражнения: синхронное чередование акцентированного вдоха с выдохом; повороты головы с одновременным вдохом; покачивание головы влево-вправо с одновременным вдохом; движение согнутых в локтях рук перед грудью с касанием разноименных плеч ладонями и одновременным вдохом; ритмичные акцентированные вдохи при наклоне туловища вперед и его выпрямлении.
Упражнения с предметами
а) со скакалкой: прыжки с вращением скакалки вперед и назад, на одной и обеих ногах, с ноги на ногу, с поворотами, в приседе и полуприседе;
б) с гимнастической палкой: наклоны и поворот туловища, держа палку в различных положениях; маховые и круговые движения руками; переворачивание, выкручивание и вкручивание; переносы ног через палку (перешагиванием и прыжком).
в) упражнения с набивным мячом (вес мяча 1-2 кг): вращение мяча пальцами; сгибание и разгибание рук; круговые движения руками; сочетание движений руками с движениями туловищем; маховые движения; броски ловля мяча с поворотом и приседанием; перебрасывание по кругу и друг другу из положения стоя в различных направлениях.
Упражнения на гимнастических снарядах
а) на гимнастической скамейке: упражнения на равновесие – в стойке, вращение рук в различных направлениях, вращение туловища; прыжки на двух ногах, с одной на другую, на одной ноге с поворотом на 90, 180, 360; сидя на скамейке поочередное и одновременное сгибание и разгибание ног; сидя верхом на скамейке, поочередные наклоны к правой и левой ногам; наклоны к ноге, поставленной на скамейку; сидя на скамейке, прогибаясь, коснуться головой ковра и вернуться в исходное положение.
Подвижные игры и эстафеты
С элементами бега, прыжков, ползания, лазания, метаний, кувырков; с переноской, расстановкой и собиранием предметов; переноской груза; с сохранением равновесия; со скакалками, набивными мячами, элементами спортивных игр; комбинированные эстафеты с применением перечисленных элементов в различных сочетаниях.Спортивные игры
Баскетбол, гандбол, регби, футбол – ознакомление с основными элементами техники, тактики и правилами соревнований; двусторонние игры.
Упражнения для укрепления мышц шеи
Наклоны головы вперед с упором рукой в подбородок; наклоны головы вперед и назад с упором соединенных рук в затылок (с захватом головы руками); наклон головы в сторону с помощью руки.
Содержание программы для спортивно-оздоровительного этапа
1) Теоретические занятия:
Физическая культура и спорт в РФ.
Волейбол в России.
Влияние занятий волейболом на строение и функции организма спортсмена.
Гигиена, закаливание, питание и режим волейболиста.
Техника безопасности и профилактика травматизма на занятиях. Врачебный контроль, самоконтроль, спортивный массаж.
Основы техники и тактики волейбола.
Моральная и психологическая подготовка.
Правила соревнований по волейболу.
Оборудование и инвентарь для проведения занятий и соревнований по волейболу..2) Общая физическая подготовка.
- Ходьба, бег, прыжки, метания, переползания.
-Упражнения без предметов: упражнения для рук и плечевого пояса, упражнения для туловища, упражнения для ног, упражнения для формирования правильной осанки, упражнения на расслабления, дыхательные упражнения.
-Упражнения с предметами: упражнения со скакалкой, упражнения с гимнастической палкой, упражнения с теннисным мячом, упражнения с набивными мячами, упражнения с гантелями, упражнения со стулом.
- Упражнения на гимнастических снарядах: на гимнастической скамейке, на гимнастической стенке.
- Плавание.
- Подвижные игры, эстафеты.
- Спортивные игры.
Основные методы выполнения упражнений: игровой, повторный, равномерный, круговой, соревновательный (в контрольно-педагогических испытаниях).
Основные направления тренировки: Спортивно-оздоровительный этап необходим для создания предпосылок с целью дальнейшей специализации по виду спорта волейбол. Здесь происходит отбор детей для дальнейших занятий спортом. Упражнения скоростно-силового характера следует давать небольшими дозами (по 5-8 мин), с чередованием промежутков активного отдыха. Комплексы желательно сочетать с проведением игр и игровых упражнений.
Выполнение упражнений, направленных на развитие быстроты, требует интенсивных движений и большого нервного напряжения. Комплексы упражнений ,направленные на развитие быстроты, применяют в начале основной части занятия после разминки, Вслед за комплексами на быстроту включают игровые упражнения, способствующие закреплению этого качества.
Комплексы упражнений, направленные на воспитание силы, используют во второй половине занятия, так как к этому периоду наиболее полно проявляются функциональные возможности дыхания, кровоснабжения и других систем организма.
Обучение техники борьбы дзюдо на этом этапе носит ознакомительный характер и осуществляется на основе обучения базовым элементам:способам выведения из равновесия, формам и способам захвата соперника, ведущим элементам технических действий.
Особенности обучения
Обучение осуществляется в основе общих методических принципов. Используются методы: наглядности, методы упражнений игровой и соревновательный.
МЕДИКО-ВОССТАНОВИТЕЛЬНЫЕ МЕРОПРИЯТИЯ
Осуществление применения восстановительных средств
В системе обучения волейболистов основное место занимают различные средства восстановления и повышения спортивной работоспособности. Значение этих средств в подготовке спортсменов постоянно возрастает в подготовительном и переходном периодах. В СДЮСШОР№17 разработана система применения восстановительных мероприятий, которая обеспечивает быстрое восстановление и повышение спортивной работоспособности, стабильность спортивной формы, профилактику спортивных травм. Для повышения эффективности восстановительных мероприятий на спортивно-оздоровительном этапе применяются различные восстановительные средства.
План применения восстановительных средств и мероприятий
№ Средства и мероприятия Сроки реализации
1. Рациональное питание:
- сбалансировано по энергетической ценности;
- сбалансировано по составу (белки, жиры, углеводы, микроэлементы, витамины); В течение всего периода обучения
2.
Физиотерапевтические методы:
1. Массаж – классический (восстановительный, общий), сегментарный, точечный, вибрационный,
2. Гидропроцедуры: теплый душ , горячий душ, контрастный душ, восстановительное плавание. В течение всего периода обучения
3. Фармакологические средства:
1. Витамины, микроэлементы, витаминные комплексы, витаминно-минеральные комплексы. В течение всего периода обучения
Медико-восстановительные средства должны назначаться только врачом и применяться только под его контролем. Каждая восстановительная процедура сама по себе является дополнительной нагрузкой на организм, предъявляющей определенные требования, часто весьма высокие, к деятельности различных функциональных систем организма.
5.СИСТЕМА КОНТРОЛЯ И ЗАЧЁТНЫЕ ТРЕБОВАНИЯ
Педагогический контроль осуществляется в процессе тренировочной и соревновательной деятельности и включает следующие виды:
- контроль над тренировочными нагрузками;
- контроль над физической подготовленностью;
- контроль над технической подготовленностью.
С целью получения достоверной и надежной информации рекомендуется использовать следующие методы контроля: сбор мнений спортсменов и тренеров, анализ рабочей документации тренировочного процесса, педагогические наблюдения во время тренировки и соревнований определение и регистрация показателей тренировочной деятельности.
Целью контроля является оптимизация процесса подготовки и соревновательной деятельности спортсмена на основе объективной оценки различных сторон подготовленности и функциональных возможностей важнейших систем организма.
Выделяются следующие виды контроля:
- этапный контроль позволяет оценить этапное состояние спортсмена, являющегося следствием долговременного тренировочного эффекта;
- текущей контроль направлен на оценку состояний, которые являются следствием нагрузок серий занятий, тренировочных или соревновательных циклов;
- оперативный контроль предусматривает оценку срочных реакций организма спортсменов на нагрузки в ходе тренировочных занятий и соревнований.
Текущее обследование, на основании которого проводится индивидуальная коррекция тренировочных нагрузок, рекомендуется проводить на всех тренировочных занятиях.
Для контроля над функциональным состоянием волейболистов используется частота сердечных сокращений (ЧСС). Она определяется, путем подсчета пульсовых ударов в области лучевой артерии на руке, сонной артерии в области шеи или непосредственно в области сердца. ЧСС считается в течение 10, 15 или 30 сек., с последующим пересчетом ударов в минуту.
По ЧСС контролируется и оценивается интенсивность тренировочной нагрузки, которая лежит в основе планирования как одного тренировочного занятия, так и в микро-, мезо- и макро-циклов подготовки. Фактическое значение ЧСС позволяет оценить возможности реализации планируемой интенсивности нагрузок.
Для контроля физической подготовленности учащихся используют нормативы ОФП.
НОРМАТИВЫ
ОБЩЕЙ ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ НА ЭТАПЕ СПОРТИВНОГО ОЗДОРОВЛЕНИЯ
Развиваемое физическое качество Контрольные упражнения (тесты)
Юноши Девушки
Быстрота Бег 30 м (не более 5,6 с) Бег 30 м (не более 5,9 с)
Челночный бег 5 x 6 м
(не более 12,0 с) Челночный бег 5 x 6 м
(не более 12,5 с)
Сила Бросок мяча весом 1 кг из-за головы двумя руками стоя (не менее 7,5 м) Бросок мяча весом 1 кг из-за головы двумя руками стоя
(не менее 6 м)
Скоростно-силовые качества Прыжок в длину с места
(не менее 160 см) Прыжок в длину с места
(не менее 150 см)
Прыжок вверх с места
со взмахом руками
(не менее 30 см) Прыжок вверх с места
со взмахом руками
(не менее 25 см)

МЕДИКО-БИОЛОГИЧЕСКИЙ КОНТРОЛЬ
Группа Задачи Формы контроля
Спортивно оздоровительная контроль за состоянием здоровья спортсменов
привитие гигиенических навыков и неукоснительного выполнения рекомендаций спортивного врача
определение исходного уровня состояния здоровья, физической и функциональной подготовленности учащихся
лечебно-профилактические мероприятия (при необходимости) медицинское обследование в начале учебного года
беседы врача о профилактике вирусных и респираторных заболеваний
беседы с родителями о необходимости витаминизации спортсменов
6. ПЕРЕЧЕНЬ ИНФОРМАЦИОННОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ
1. Приказ Минспорта России от 30.08.2013 N 680"Об утверждении Федерального стандарта спортивной подготовки по виду спорта волейбол" (Зарегистрировано в Минюсте России 14.10.2013 г., № 30162)
2. Волейбол: примерная программа спортивной подготовки для ДЮСШ и СДЮШОР. Москва, 2009 г.
3. Волейбол / Под ред. А.В. Беляева, М.В. Савина. - М., 2000.
4. Железняк Ю.Д. К мастерству в волейболе. - М., 1978.
5. Железняк Ю.Д. Юный волейболист. - М., 1988.
6. Железняк Ю.Д, Ивойлов А.В. Волейбол. - М., 1991.
7. Основы управления подготовкой юных спортсменов / Под ред. М.Я. Набатниковой. - М., 1982.
8. Платонов В.Н. Общая теория подготовки спортсменов в олимпийском спорте. - Киев, 1997.
9. Система подготовки спортивного резерва. - М., 1999.
10. Современная система спортивной подготовки / Под ред. Ф.П. Суслова, В.Л. Сыча, Б.Н. Шустина. - М., 1995.
11. Спортивная медицина: справочное издание. - М., 1999.
12. Спортивные игры / Под ред. Ю.Д. Железняка, Ю.М. Портнова. -М., 2000.
13. Филин В.П. Теория и методика юношеского спорта. - М., 1987.
14. Бабушкин В.З. Специализация в спортивных играх. - Киев: Здоровья, 1991.
15. Волейбол. - М.: Федерация волейбола России. -2001. - М216. Волейбол: Примерная программа для системы дополнительного образования детей (ДЮСШ, группы начальной подготовки и учебно-тренировочные). - М.: Советский спорт, 2003. - 110 с.
17. Волейбол: энциклопедия / Сост. В.Л. Свиридов, О.С.Чехов. - М., 2001.
18. Железняк Ю.Д., Шипулин Г.Я., Сердюков О.Э. Тенденции развития классического волейбола на современном этапе // Теория и практика физической культуры. - 2004.
19. Железняк Ю.Д. Волейбол. - В кн.: Спортивные игры. - М.: Академия, 2004. - С. 3-95.
25. Нормативно-правовые основы, регулирующие деятельность спортивных школ. - М., 1995.
20. Положение о школе высшего спортивного мастерства. - М.: Советский спорт, 1987.
21. Система подготовки спортивного резерва. - М., 1999.
22. Шипулин Г.Я., Сердюков О.Э. Эффективность технико-тактических действий в соревновательной деятельности высококвалифицированных волейболистов // Теория и
практика физической культуры. - 2001.