Система работы учителя при подготовке к ЕГЭ


Система работы учителя при подготовке к ЕГЭ Основные идеи ЕГЭ Особенности подготовки учителяк ЕГЭ в 2014-2015 учебном году Семинар для учителей физики Ставропольского края ЕГЭ – форма государственной оценки качества образования ЕГЭ представляет собой форму объективной оценки качества подготовки лиц, освоивших образовательные программы полного (среднего) общего образования, с использованием контрольно-измерительных материалов (КИМов), представляющих собой комплексы заданий стандартизированной формы, выполнение которых позволяет установить уровень освоения федерального государственного образовательного стандарта «Закон РФ «Об образовании» (Федеральный закон от 29.12.2012 г. №273-ФЗ) ЕГЭ – одно из направлений реализациимодернизации образования Цели ЕГЭ как направления модернизации: - повышение доступности профессионального образования для молодежи из малообеспеченных семей и отдаленных от вузовских центров мест проживания; - формирование системы более объективной оценки подготовки выпускников общеобразовательных учреждений; - повышение объективности вступительных испытаний и процедуры приема в вузы и ссузы; - обеспечение преемственности между общим и профессиональным образованием; Основные доводы «ЗА» ЕГЭ Объективность;Демократичность;Снижение физической и психической нагрузки;Повышение престижности знаний. Объективность гарантируетсяпри последовательной реализации позиций: Экзамен письменный и все выпускники сдают его по параллельным(эквивалентным) заданиям;КИМы составляются специалистами разных уровней: методистами, преподавателями ВУЗов, учителями общеобразовательных учреждений.Авторы КИМов не входят в экзаменационные комиссии;Работа поступает на проверку в зашифрованном виде;Задания 1-28 с выбором ответа проверяются компьютером;Задания 29-32 проверяют два независимых эксперта региональной комиссии При создании КИМов учитывается: Современные требования к образовательным достижениям учащихся;Теория педагогических измерений;Традиции российского образования; Опыт разработки экзаменационных материалов в России и за рубежом;Результаты ЕГЭ последних лет;Результатов всероссийских и международных исследований качества образования. Кодификатор элементов содержания по физике Кодификатор элементов содержания и требований к уровню подготовки выпускников образовательных организаций для проведения единого государственного экзамена является одним из документов, определяющих структуру и содержание КИМ ЕГЭ. Кодификатор Кодификатор составлен на основе Федерального компонента государственных стандартов ООО и среднего общего образования по физике (базовый и профильный уровни) согласно приказу Минобразования России от 15.03.2004г. № 1089 Кодификатор Полный перечень вопросов, которые могут контролироваться на ЕГЭ приведен в кодификаторе элементов содержания по физике для составления КИМ ЕГЭ.Кодификатор КИМ ЕГЭ 2015 отличается от кодификатора КИМ 2014. Содержание кодификатора В кодификатор не включены элементы содержания, выделенные в образовательном стандарте курсивом.Эти элементы подлежат изучению, но не являются объектом контроля и не включаются в требования к уровню подготовки выпускников. Изменения в кодификаторе 1. В 2015 году вводятся существенные изменения в кодификатор элементов содержания. Эти изменения связаны с внесением в кодификатор всего перечня формул , выносимых на ЕГЭ.2. В кодификаторе учтены различные формы записи закономерностей.3. Введение формул связано с особенностями оценивания расчетных задач с развернутым ответом Решение задач с развернутым ответом 1. Полное и правильное решение таких задач предполагает запись всех физических законов и формул, необходимых для решения задачи выбранным способом.2. При оценивании будут приниматься во внимание только те законы и формулы, которые даются в кодификаторе. Решение задач с развернутым ответом Другие сочетания формул или формулы , полученные путем преобразования нескольких формул из кодификатора не будут приниматься в качестве верных исходных уравнений для решения задач 29-32. Структура контрольно-измерительных материалов Объем контролируемых элементов содержания в КИМ 2015г. по физике остался без изменения.Изменяется структура КИМ: Отменяется деление заданий на части А,В,С – введена сплошная нумерация заданий;Уменьшается общее число заданий – теперь их 32.Все задания делятся на 2 части.Часть 1 содержит 24 задания из них:9 заданий с выбором ответа и записью номера правильного ответа; 15 заданий с кратким ответом, в том числе с самостоятельной записью ответа в виде числа, а также задания на соответствие и множественный выбор Структура КИМ Часть 2 содержит 8 заданий, предполагающих решение задач.Из них 3 задания (25-27) с кратким ответом.5 заданий (28-32) – это задачи с развернутым ответомСмотрите таблицу 1. спецификации 100 50 32 итого С кратким ответом и Развернутым ответом 36 18 8 Часть 2 2 С кратким ответом 64 32 24 Часть 1 1 Тип задания % мах балла МАХ первичный балл Кол-во заданий Часть работы № Таблица1. Распределение заданий по частям работы. Таблица 3 Распределение заданий по видам умений и способам действий Часть 1 проверяет:1.(12-14 заданий) на знание/понимание смысла физических понятий, величин, законов, принципов, постулатов;2. 9-12 заданий на умение описывать и объяснять физические явления и свойства тел, результаты экспериментов, приводить примеры практического использования физических знаний;3. 2 задания на умение отличать теорию от гипотезы и делать выводы на основе эксперимента;4. 0-1 задание на использование знаний и умений в практической деятельности и повседневной жизни. Таблица3. Часть 2 ( 8 заданий) проверяет умения применять полученные знания при решении физических задач Таблица4. Распределение заданий по уровню сложности В КИМах представлены задания базового, повышенного и высокого уровня сложности;В 1-й части (19 заданий)базового уровня, мах. балл за которые 22 балла; Повышенный уровень( всего 9 заданий):- 5 заданий с кратким ответом в части 1;3 задания с кратким ответом и 1 задание с развернутым ответом в части 2, мах балл за которые 16;Высокий уровень (4 задания) в части 2, за которые мах балл – 12. Оценка заданий 1 баллом. Задание с выбором и записью номера правильного ответа считается выполненным если записанный в бланке ответа №1 номер ответа совпадает с верным ответом. Каждый верный ответ оценивается 1 баллом.Это задания 3-5,10,15,16,21 из части1 и задания 25-27 из части 2. Оценка заданий 2 баллами. Задания 6,7,11,12,17,18,22 и 24 части1Оцениваются 2 баллами если верно указаны оба элемента ответа; оцениваются1 баллом если один элемент указан не верно. 0 баллов если оба элемента указаны не верно Подготовка к ЕГЭ 2015 При организации контроля за усвоением материала обеспечить отдельную проверку:Усвоения понятийного аппарата; Умения решать вычислительные задачи; Умения решать качественные задачи, при решении которых учащиеся должны представить развернутый логически обоснованный ответ в устной или письменной форме; Задания с развернутым ответом Для заданий с развернутым ответом изменены системы оценивания:- Для качественных задач выставление 1 или 2 баллов без каких-либо объяснений и указаний на явления и законы даже при записи правильного ответа невозможно!!. Решение качественных задач Качественные задачи требуют умения построения логических умозаключений на основе физических теорий и законов без применения математического аппарата. В качественной задаче ставиться такой вопрос, ответ на который ученик должен сформулировать сам, синтезируя данные условия задачи и свои знания по физике. Последовательность выполнения качественной задачи Обобщив опыт учителей по решению качественных задач, можно рекомендовать следующую последовательность решения простой качественной задачи: 1. Внимательное чтение условия задачи ( рассмотрение графика, чертежа, рисунка, прибора, установки и т.д.); 2.Анализ описанных в задаче явлений (анализ данных задачи, введение дополнительных условий и др.); Последовательность решения качественных задач 3. Уяснение вопроса задачи; 4. Первая логическая посылка : ( выбор и формулировка физического закона, соответствующего условию задачи, установление причинно-следственной связи между логическими посылками задачи); 5. Вторая логическая посылка : ( синтез данных условия задачи с соответствующим физическим законом или свойством данного процесса или явления и т.п.) 6. Формулировка умозаключения – ответ на вопрос задачи. Качественные задачи В этом году использовались новые типы качественных заданий, в которых необходимо было либо построить график и объяснить его вид на основании известных законов, либо объяснить уже предложенный в условии задачи график. оценивание Как и в прошлом году, при оценивании решений качественных задач наблюдается гораздо больший разброс между 1 и 2 баллами, чем при оценивании решений расчетных задач.Причем это не зависит от типа задачи. Большинство приступивших к решению этих задач лишь ориентируется в общей ситуации, но не в состоянии выстроить логически связное объяснение. Пример Решение Сила тяжести в море и реке – const т.е. не изменяется (3); Из условия плавания тел: mg = силе Архимеда;Значит и сила Архимеда – const т.е. не изменяется (3);сила Архимеда зависит от плотности жидкости и объема погруженной части, т.к. плотность морской воды больше, значит объем погруженной части корабля в море меньше(2).Ответ: 233 Оценивание Для качественных задач в ЕГЭ по физике используется обобщенная система оценивания, которая построена на описании полного правильного решения. Полное правильное решение таких заданий должно включать в себя правильный ответ (например, что будет наблюдаться, как изменятся показания приборов, вид построенного графика), и полное верное объяснение (логически не противоречивое и отражающее все этапы протекания явления или процесса) с указанием наблюдаемых явлений и законов (названий явлений и законов или необходимых формул). Оценивание качественных задач К сожалению, достаточно часто в ответах даже наиболее подготовленных выпускников прослеживаются пропуски логических шагов в обосновании или отсутствие ссылок на законы или явления. Целесообразно использовать при решении качественных задач запись последовательной цепочки промежуточных вопросов. Само же решение в этом случае представляет собой цепочку рассуждений с ответами на поставленные вопросы и указаниями на выделенные физические явления, величины и законы. Оценивание Для дифференциации наиболее подготовленных выпускников в ЕГЭ используются,как правило, расчетные задачи с нетрадиционным контекстом (но несложные с точки зрения математических преобразований) или задачи, в которых в явном виде не задана физическая модель, которую можно использовать при решении. Успешное их выполнение возможно только в том случае, если подготовка шла не по принципу изучения как можно большего числа «типовых моделей» задач, а по принципу обучения процессу решения физических задач. Оценивание Этот процесс в качестве обязательной части включает в себя анализ условия, выбор физической модели, обоснование возможности ее использования и выделение тех или иныхзаконов или теоретических положений, которые необходимы для решения. Выпускники, получившие по результатам ЕГЭ высокие баллы, как правило, приводят комментарии к выбору модели и системы уравнений для решения, демонстрируя тем самым понимание физической сути описываемых в задаче явлений и процессов. Расчетные задачи с развернутым ответом. В расчетных задачах изменены требования к полному верному ответу (как и в 2014 году):- При решении задач по кинематике, динамике, геометрической оптике и др., где необходимы рисунки с указанием физических величин их наличие является обязательным. Ошибка в рисунке приведет к снижению максимального балла за решение.- При записи развернутого ответа требуется словесное указание всех вновь вводимых при решении задачи физических величин. Расчетные задачи с развернутым ответом. Наиболее существенным изменением является требование записи комментариев, обосновывающих использование указанных в решении законов и формул для ситуации данной конкретной задачи;От экзаменуемых потребуется указание на физическую модель, которую можно применить в описываемой ситуации и комментарии , обосновывающем, почему можно применить именно эту модель с соответствующим набором законов и формул. Проверка знаний понятийного аппарата При проверке усвоения понятийного аппарата вызывает затруднения определение свойства какого-либо явления или объяснение законов его протеканияПри подготовке повторить особенности явлений:Тепловое расширение; - Броуновское движение;Диффузия; - Свойства паров;Электростатическая индукция и поляризация диэлектриков;Преломление света; - Электромагнитная индукция;Преломление света; - Дисперсия света;Явление фотоэффекта . Обратить внимание При подготовке к ЕГЭ уделить внимание процессу превращения энергии в различных процессах: - при различных видах движения тел ( без действия сил сопротивления), особенно при колебательных процессах;При движении тел (с учетом сил сопротивления);При изменении агрегатных состояний вещества;В колебательном контуре.Именно эти элементы ЕГЭ оказываются наиболее сложными. Методологические умения Результаты ЕГЭ показывают слабый уровень сформированности методологических умений.В 2015 году задания КИМов будут обеспечивать проверку следующих элементов:Запись показаний приборов (амперметр, вольтметр, мензурка, термометр, гигрометр)Правильное включение в электрическую цепь электроизмерительных приборов;Запись результатов вычислений физической величины с учетом необходимых округлений(по заданной погрешности) Методологические умения Выбор физических величин, необходимых для проведения косвенных погрешностей;Выбор установки для проведения опыта по заданной гипотезе;Определение параметра по графику, отражающему экспериментальную зависимость физических величин ( с учетом абсолютных погрешностей); Методологические умения. Определение возможности сравнения двух величин, выраженных в разных единицах;На основе анализа хода опыта выявление несоответствия порядка проведения опыта предложенной гипотезе;Построение графика по экспериментальным данным ( с учетом абсолютных погрешностей) Методологические умения Анализ результатов опыта, представленного в виде графика или таблицы и формулировка вывода;Расчет параметра физического процесса по результатам опыта, представленного в виде таблицы;Анализ применимости физических моделей. для проверки каждого из умений разработаны модели заданий с выбором ответа