Царство грибов. Общая характеристика грибов.


Урок по теме: «Царство грибов. Общая характеристика грибов»
Тип урока: Урок изучения нового материала и первичного закрепления знаний
Технологии: элементы технологии проблемного диалога, ИКТ .Предметные результаты:
формировать умение объяснять, как строение грибов связано с их жизнедеятельностью;
формировать умение понимать смысл биологических терминов: грибница, мицелий, хитин.
Метапредметные результаты:
Познавательные УУД
Продолжить формирование умения анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления; выявлять причины и следствия простых явлений.
Продолжить формирование умения находить достоверную информацию, необходимую для решения учебных задач.
Продолжить формирование умения преобразовывать информацию из одного вида в другой
( текст в схему и пр.).
Коммуникативные УУД
Продолжить формирование умения самостоятельно организовывать учебное взаимодействие при работе в группе (паре).
Регулятивные УУД
Продолжить формирование умения самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности (формулировка вопроса урока), выдвигать версии.
Продолжить формирование умения в диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно выработанные критерии оценки.
Продолжить формирование умения работать по плану, сверять свои действия с целью и при необходимости исправлять ошибки самостоятельно.
Продолжить обучение основам самоконтроля, самооценки и взаимооценки.
Личностные результаты:
Создание условий (ДЗ) к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и самопознанию.
Приемы: «Исключения неверного утверждения», « Составления схем», «Заполнения таблицы».
Формы работы: парная, групповая (4 учащихся в группе)
Методы: словесные, наглядные, поисково-исследовательские
Оборудование: ПК, мультимедийный проектор, учебник «Биология» 5 класс под редакцией В.В. Пасечника (ФГОС) . Ход урока
I. Организационный момент, мотивация к учебной деятельности (1 мин)
Учитель: - Добрый день, ребята! ( слайд1)
Давайте начнем урок с улыбки. Сегодня мы будем изучать интересную тему, и активная работа на уроке поможет вам усвоить новый материал. Результат проделанной работы будет зависеть от работы каждого из вас. Поэтому вы должны работать в атмосфере сотрудничества, взаимопомощи и добра. Посмотрим друг на друга и улыбнёмся. Нас ждут новые открытия!
II. Актуализация новых знаний (10 мин)
Прежде чем стать настоящими исследователями мы должны проверить насколько вы готовы к этому.
Проверка домашнего задания:
Сколько царств живой природы?
Чем бактериальная клетка отличается от других клеток?
В чем значение бактерий в природе?
Перечислить положительную роль бактерий в жизни человека.
Какие бактериальные препараты продаются в аптеке нашего поселка? (необходимо было выяснить!)
III. Сообщение темы и целей урока (4 мин)
Что за чудище такое?
Есть как мизер, есть большое.
Можно встретить под березой,
На пеньке среди травы.
Можно в баночке литровой.
И на хлебе те дары.
Могут паразитом быть-
Злаков урожай сгубить.
Могут портить древесину,
Поселившись на стволах.
Могут в тесте размножаться,
Если тесто на дрожжах.
Есть плодовые тела
И разросшиеся клетки.
Так о ком же речь была?
Догадались ли вы детки?
( слайд 2)
( слайд 3)
Как вы думаете, будет звучать тема сегодняшнего урока?
Сформулируем более научным предложением тему нашего урока, выполнив следующее задание.
( слайд 4)
1 2 3 4 5 6
20 ц е з о ё и
30 д в н б я с
40 ж к а х ь ш
50 ю л пщ т у
60 г м ф ръ ч
Для этого надо разложить каждое из чисел на разрядные слагаемые и расшифровать букву. (слайд 4)
21, 43, 64, 36, 55, 32, 24, 61, 64, 26, 34, 24, 32
( слайд 5)
Учитель: Тема урока: Царство грибов. Общая характеристика грибов.
Записываем число, тему урока.
Исходя из темы, давайте определим цель и задачи урока.
Ребята, давайте сформулируем задачи сегодняшнего урока. Как вы думаете,
на какие вопросы мы сегодня найдем ответы, познакомившись с общими характеристиками грибов?
Дети: - Где растут?
- Какие бывают по форме, размерам7- Как размножаются и питаются?
- Какая польза и какой вред грибы приносят человеку и природе?
Учитель: Задачи нашего урока;
- познакомиться с характерными признаками грибов;
- установить черты сходства и черты отличия от растений и животных;
- продолжить знакомство с признаками, свойственными живым организмам – питание, размножение;
- определить роль грибов в природе и жизни человека;
IV. Усвоение новых знаний (15 мин)
Учитель: Итак, начнем знакомиться с царством грибов. Скажите, как на калмыцком языке будет гриб? ( Тенгрин ки)
Сегодня наука микология, которая занимается изучением грибов насчитывает около 100 тыс видов. По форме, размерам они различны но, несмотря на это грибы имеют общие черты строения.
- Какой новый термин прозвучал в моей речи?
Дети: «Микология»
- Верно, микология (запись в тетрадях).
Микология- ( от гр.сл. «mykos»- гриб, «logos»- наука, учение) – наука изучающая строение, развитие, свойства и роль грибов в природе, а также их влияние на организм человека, животных и растений.
Учитель: Где вы встречали грибы?
Дети: В лесу, в степи, на пнях, на стволах деревьев.
Учитель: Их можно встретить всюду: в почве, в воде, на пищевых продуктах, на теле человека и животных, на растениях и в жилищах.
( слайда 6)
Рассмотрим некоторые факты из характеристики этого царства (слайд 7)
Факт 1: Грибы похожи ни на растения, ни на животных, они могут расти в отсутствие света, но не могут двигаться, как животные
Факт 2: Грибы растут в течение всей жизни, как растения, но питаются только готовыми органическими веществами
Факт 3: Грибы по способу поглощения пищи – путем всасывания сходны с растениями, но оболочки клеток грибов содержат органическое вещество – хитин, характерное для клеток животных
Учитель: Ребята, опираясь на эти факты, заполним таблицу о признаках грибов.
(слайд 8, 9)
(Заполняем таблицу)
Признаки грибов, сближающие их с царством растений Признаки грибов, сближающие их с царством животных Индивидуальные признаки
Прикрепленный способ жизни Наличие хитина в клеточных стенках Вегетативное тело- мицелий (грибница)
Рост в течение всей жизни Гетеротрофный способ питания Поглощение пищи путем всасывания
Но достаточно ли этих признаков, чтобы выделить грибы в отдельное царство?
Нет, грибам также характерны индивидуальные признаки. Прочитайте §13 с.66 «Строение грибов», ответьте на вопрос. В чем особенность строения грибов?
Дети: По количеству клеток грибы делятся на одноклеточные и многоклеточные. Тело гриба состоит из тонких белых нитей, которые образуют грибницу или мицелий. Нити грибницы могут быть образованы множеством клеток, содержащие одно или несколько ядер. У некоторых грибов нити грибницы образованы одной гигантской клеткой с множеством ядер.
V. Релаксация (1 мин)
Физминутка (слайд 10)
Учащиеся выполняют упражнение на слова:
« Вырос гриб на тонкой ножке.
Встань и ты, постой немножко.
Крышу сделай над собой,
Как из шляпки грибной.
Все тихонечко вздохнем,
Вновь грибы учить начнем».
Работа в группах
Учитель:
Перед вами лежат листы с индивидуальными заданиями. Сейчас вы работаете по группам и выполняете задания в ваших листах.
Вспомним правила работы в группах. (слайд 11)
План работы групп:
- прочитать задание, обсудить, выполнить.
- поделиться полученными знания о грибах с вашими товарищами. Работа в группах (5 мин)
Задания для групп.
Задание группы 1.
Прочитайте текст параграфа 13 на стр. 66 «Питание грибов» и подготовьте выступление об особенностях питания грибов. Заполните схему.
Задание группы 2.
Прочитайте текст параграфа 13 на стр. 66 «Размножение грибов» и подготовьте выступление о способах размножения грибов. Заполните схему.
Задание группы 3.
Прочитайте текст параграфа 13 на стр. 67 «Роль грибов в природе и жизни человека», изучите рис. 39 и подготовьте выступление роли грибов в природе и об использовании грибов человеком. Заполните схему.
Закончили работу?
А теперь ответственные групп представляют итоги работы групп .
VI. Закрепление изученного материала. (4 мин)
Учитель: А теперь выполним тест, определим, насколько мы с вами эффективно усвоили новый материал?
( слайд 13, 14)
Какой ваш результат?
При 8 верных ответах – оценка «5»;
При 6 – 7 оценка «4»;
При 5 верных ответах – оценка «3»
Надеюсь среди нас сегодня нет таких, чьи работы содержат меньше 5 верных ответов.
VII. Домашнее задание. ( 2 мин)
(слайд 11)
Всем:
Параграф 13, вопросы на стр. 69, в раб.тетради зад.48, 49 на стр.31
На выбор:
Написать сочинение на тему «Грибы – это удивительное царство»
Составить кроссворд (не менее 10 понятий) на тему «Царство Грибы»
Ответить на вопрос: Каковы преимущества гриба по сравнению с бактерией?
VIII. Рефлексия ( 2 мин)
(слайд 12)
Работа в листах самоконтроля, обсуждение
(слайд 13)