Статья Мотивация учебной деятельности учащихся на уроках истории.

[15:22:26] Уникальность текста 57%
Очень низкая уникальность текста

Мотивация учебной деятельности
обучающихся на уроках истории.
Немкова Татьяна Вениаминовна
учитель истории, обществознания,
истории и культуры Башкортостана
первой квалификационной категории
МОБУ Лицей № 6 г. Мелеуз РБ

Деятельность педагога должна быть направлена на формирование стойкого познавательного интереса обучающегося. Работая в школе продолжительное время, я знаю, что ребенок учится лучше, когда заинтересован предметом, когда с уважением и доверием относится к учителю, когда положительная мотивация исходит от семьи, от родителей. Если ребенку интересно, то у него возникает желание узнать, научиться, исследовать, расширить свой кругозор.
Как научить ребенка любить историю, как вызвать у него интерес к процессу учения, как воспитать настоящего патриота и гражданина своей страны? Я думаю, что поставленные мной вопросы являются первостепенными в педагогической работе современного учителя истории, потому что воспитание гражданственности и патриотизма происходит именно на этих уроках. Повышение уровня мотивации учебной деятельности обучающихся на уроках истории России и истории и культуры Башкортостана – одна из важных и основных задач, которую я ставлю перед собой как учитель данных предметов. Для решения этой задачи, сначала нужно тщательно спланировать всю структуру урока, продумать использование на уроке разных форм обучения, использование дополнительного материала и разных приемов подачи этого материала
Что же такое мотивация. В разных источниках мы находим разное толкование этого термина. В одном источнике мотивация это процесс стимулирования кого-либо (отдельного человека или группы людей) к деятельности, направленной на достижение целей организации. Мотивация необходима для продуктивного выполнения принятых решений и намеченных работ.(1(Словарь Вебстера дает следующее определение: мотивация это «психологическая особенность, которая побуждает организм к действию» и «причина этого действия». Таким образом, мотивация относится к внутренним процессам, которые «движут, подталкивают, стимулируют или побуждают» людей к тому, что они делают. Свободная энциклопедия определяет мотивацию как побуждение к действию; динамический процесс психофизиологического плана, управляющий поведением человека, определяющий его направленность, организованность, активность и устойчивость; способность человека деятельно удовлетворять свои потребности.(6(
Проблемами мотивации учебной деятельности в разное время занимались как зарубежные ученые А.Маслоу, Д. Мак Клелланд, Ф. Герцберг, В. Варум, Л. Портер, Э. Лоулер, Х.Хекхаузен , так и ведущие российские ученые, психологи В.Г.Асеев , Ю.К. Бабанский, А.Н.Леонтьев , С.Л.Рубинштейн , Г.И.Щукина, Л.И.Божович.
Наиболее эффективным путем воспитания мотивации у обучающихся является воспитание мотивации через учебную деятельность. Многочисленные психологические исследования (П. Я. Гальперин и П. Голу, Д. Б. Эльконин, В. В. Давыдов и А. К. Дусавицкий, Н. Ф. Талызина и В. Ф. Моргун, А. К. Маркова, Л. К. Золотых, Т. И. Лях и др.) показали, что характер мотивации можно программировать через тип учения. Так, если содержание обучения строится не как готовое знание, а как система задач для учащихся, если ученики подводятся к самостоятельному обнаружению теоретических положений учебного курса, если у них отрабатывается учебная деятельность в единстве её компонентов, то у школьников складывается внутренняя, достаточно устойчивая, обобщенная мотивация к учению.(5(
Одной из наиболее эффективных форм работы, повышающей интерес к предмету и к учебе в целом является исследовательская и проектная деятельность учащихся. Здесь важно организовать работу на активной основе, через целесообразную деятельность ученика, сообразуясь с его личным интересом именно в этом знании. Чрезвычайно важно показать детям их личную заинтересованность в приобретаемых знаниях, которые могут и должны пригодиться им в жизни. Здесь важно, чтобы тема исследовательской деятельности и проблема была взята из реальной жизни, являлась знакомой и значимой для ребенка. Учитель может подсказать новые источники информации, а может просто направить мысль учеников в нужном направлении. Но в результате они должны самостоятельно и совместными усилиями решить проблему. На уроках истории ребята определяют для себя интересующие их темы и проблемы исследования. Проектная деятельность направляет на поиски новой, более глубокой информации, и, в результате, ученик погружается в предмет, хочет изучать его все больше. Это и есть суть мотивации. В своей работе по формированию мотивации к предмету каждый учитель-историк имеет возможность использовать материал краеведения, применять его в своей исследовательской деятельности. Этот материал неиссякаем, безграничен и, что самое главное, интересен для ребенка. Знания о своей малой Родине способствуют формированию любви к ней, бережному отношению ко всему, что досталось от предшествующих поколений. В этом нам, безусловно, помогают уроки истории и культуры Башкортостана. История и культура нашего края, мелеузовская земля, ее история, башкиры и другие народы края в Отечественной войне1812, в Великой Отечественной войне, открытие башкирской нефти, Воскресенская картинная галерея, наши знаменитые землякиЭти темы вызывают живой интерес у ребят и направляют их на поиски информации, на изучение нового, многие ребята находят здесь темы для проектной, исследовательской работы.
Игра оказывает огромное воздействие на формирование мотивации. Во время проведения дидактической игры реализуются все функции обучения: образовательную, воспитательную, обучающую. Во время игры происходит всплеск познавательной деятельности учащихся, обеспечивается оптимальный уровень активности на уроке, особенно в младшем и среднем подростковом возрасте. В игре ученик примеряет на себя новые роли, смотрит на знакомые вещи другими глазами. В процессе планирования уроков можно продумать урок-игру, а можно регулярно вводить элементы игры в ходе урока Задача применения игры – повысить эффективность повторения и усвоения новых знаний. В процессе работы я применяю такие игры как: «Узнай исторического деятеля», «Чьи это слова», «Историческая азбука», «Хронологическая «уха» и др.
Ни для кого не секрет, что современные ученики быстрее и охотнее сделают задания с помощью компьютера, нежели будут читать книги и просиживать часами в библиотеке. Поэтому современный учитель должен вплотную использовать эти особенности в свою пользу, т.е. привлекать ребенка к своему предмету через компьютер, интернет, полезные сайты, видеоматериал, исторические и документальные фильмы, которые можно смотреть в онлайн режиме. Учителю просто необходимо создать информационный перечень сайтов, программ, названия фильмов, которые дополнительно ребенок может посмотреть и узнать после изучения той или иной темы. К счастью, сегодня школа снабжена всей необходимой компьютерной и мультимедийной техникой, которая позволяет сделать уроки более красочными, содержательными и, конечно же, интересными для детей. При изучении темы «Великая Отечественная война» я использую аудиозаписи песен «Священная война» и «День Победы», компьютерные карты каждого события войны: битвы за Москву, Сталинградской битвы и т. д., очень большое количество сюжетов военной кинохроники, иллюстрации и многое др. Большой электронный материал накоплен для применения на уроках истории и культуры Башкортостана: аудиозаписи башкирских народных песен, видеозаписи башкирских танцев, балетов, других материалов по музыкальному творчеству башкир.
Большой интерес у учащихся вызывает работа по составлению электронных презентаций. Эту работу можно использовать когда изучаешь отдельные темы, так и в качестве дополнительного материала для углубленного изучения истории.
Чтобы оживить интерес, создать яркие впечатления от предмета, учитель должен применять нетрадиционные формы уроков. К ним можно отнести урок-семинар, урок-практикум, в старших классах можно применять дискуссии ,ведь она помогает выяснить все точки зрения обучающихся на представленную проблему или вопрос В процессе дискуссии происходит многогранный анализ этой проблемы, а затем формирование у каждого ученика своего взгляда на эту проблему. Дискуссии могут быть самые разнообразные, но иметь и общее. Перед началом дискуссии учитель формулирует общую проблему дискуссии перед обучающимися и иногда может предположить некоторые варианты гипотез по решению данной проблемы. Учитель строго следит за порядком в классе. По ходу обсуждения он поясняет ребятам задачи, предлагает стимулирующие вопросы, побуждающие участников дискуссии к поиску решения проблемы, подбадривает участвующих в обсуждении, суммирует высказывания, выявляет расхождения и разногласия в оценках групп, пытается найти вместе с ними компромисс, включает в действие пассивных учащихся и обращается к мнению меньшинства, тем самым добиваясь всесторонности и глубины обсуждения проблемы коллективом.(2(
Еще одной формой деятельности учителя истории, которая побуждает заинтересовать, мотивировать учащихся является внеклассная, внеурочная работа. Это могут быть классные часы с исторической тематикой («Богатыри земли Русской», «Русские меценаты»), исторические вечера и викторины, олимпиадное движение и многое другое. Увлекательные формы обучения позволяют детям с большей заинтересованностью относиться к изучаемому предмету. Притом такое изучение будет более эффективным, а, самое главное, не будет восприниматься ребенком как принудительный или обязательный для исполнения труд. Поэтому, тот материал, который рассматривается во время проведения тематических конкурсов, викторин, бесед, вечеров и т.д. ребенок запомнит лучше. Необходимо учителю направлять и активизировать работу в этом направлении.
Основной мыслью, связанной с мотивацией на уроках истории, как главным видом педагогической деятельности учителя является, с моей точки зрения, формула В. О. Ключевского: любить то, что преподаешь и любить тех, кому преподаешь. Урок-это место, где встречаются ребенок и его наставник-друг - Учитель. Если учащиеся любят своего учителя, то главное, что происходит на уроке- это сама встреча с ним, содержание которой может стать источником нравственного воспитания.
Личность учителя играет немаловажную роль в мотивации к конкретному учебному предмету. Современный учитель должен быть энергичным, целеустремленным, умеющим заинтересовать, «зажечь» интерес у детей к предмету.
Таким образом, в процессе преподавания истории, применяя разнообразные формы работы, учитель может создать необходимый мотивационный фон для успешного изучения своего предмета.

Используемая литература:

1. Мотив и мотивация: восемь основных проблем / Х. Хекхаузен // Хекхаузен Х. Мотивация и деятельность. М.: Педагогика, 1986. Т. 1. С. 33-48.)
2. Короткова М.В. Нетрадиционные формы урока истории: игры, дискуссии
3. Зубанова С.Г., Чеботарева Н.И. Занимательная история на уроках и внеклассных мероприятиях. М.: «Глобус», 2009 г.
4. Северина О.А. Проектная деятельность учителя.- Волгоград: Учитель. 2011
5. Герасимова А.С. Теория учебной мотивации в отечественной психологии// http://ipras.ru/cntnt/rus/rus_index.html
6. Маркова А.К. и др. Формирование мотивации учения: Книга для учителя. – М., 2008



15