Статья Формирование ключевых профессиональных компетенций учащихся средствами школьной географии.


Буракова Любовь Николаевна
МБОУ СОШ №21городского округа город Шарья
Формирование ключевых профессиональных компетенций учащихся средствами школьной географии.
«Развивающемуся обществу нужны современно образованные, нравственные, предприимчивые люди, которые могут самостоятельно принимать решения выбора, способные к сотрудничеству, отличаются мобильностью, динамизмом, конструктивностью, готовые к максимальному взаимодействию, обладающие чувством ответственности за судьбу страны, за её социально-экономическое процветание»
Школа, ориентированная только на академические и энциклопедические знания выпускника, устарела. Хорошо успевающий ученик (ученица), окончив школу, часто оказывается в жизни неуспешным человеком; в критический момент выясняется, что полученные в школе знания и умения не подходят к жизненной ситуации, которую нужно срочно разрешить; подавляющее большинство знаний и умений, полученных в школе, оказываются вообще не востребованными в жизни.
ЮНЕСКО в программе«образование–скрытое сокровище» называет следующие общечеловеческие области знаний, которые идут наиболее актуально в XXI веке : философия, история, иностранные языки, информационные технологии и география.
Почему география?
География изначально несёт в себе огромный культурологический и гуманистический потенциал, поскольку изучает пространственный аспект человеческой деятельности, требует от каждого члена общества проявления таких качеств, как ответственность за свою деятельность, осмысленное поведение в географической среде, творческое освоение её пространства. На сегодняшний день перед учителем географии поставлена сложная методическая задача – реализовать на практике компетентностный подход, т.е. сформировать у учащихся готовность использовать усвоенные знания, умения и способы деятельности в реальной жизни для решения практических задач и жизненно значимых ситуаций. Решение ее координируется с требованиями, сформулированными в стандарте географического образования, в рубрике «применение географических знаний и умений в практической деятельности и повседневной жизни». Речь идет об особом уровне учебно – познавательной деятельности учащихся - овладении умениями применять географические знания и умения в повседневной жизни. За последние годы кардинально изменилась политическая и социально-экономическая ситуация в стране, что вызвало необходимость выработки новых подходов к образованию.Переход к рыночной экономике, усиление интеграционных моментов в производственных технологиях, изменение видов трудовой деятельности, динамизм современных производственных технологий, вероятность безработицы, нечёткий рынок труда обусловили необходимость подготовки специалистов нового типа, способных легко адаптироваться к изменяющемуся миру профессий: имеющих качества, способности, позволяющие находить решения в незапланированных ситуациях. Сегодня необходим высокий уровень профессиональной квалификации специалистов, что выдвигает на первый план задачи повышения качества подготовки выпускника и обеспечения его конкурентоспособности.Рынок рабочей силы требует определённых качеств.
профессиональной самостоятельности,
способности к профессиональному росту,
коммуникативной культуры,
умения ставить цели, анализировать результаты,
ответственности за качество труда.
Но, к сожалению, современный выпускник школы и вуза может быть хорошо информированным специалистом, но не способным использовать эту информацию в своей профессиональной деятельности.Решением этой проблемы является использование новых образовательных технологий. Это позволяет помимо необходимых специалисту знаний, умений и навыков, вырабатывать и развивать так называемые ключевые компетенции. Компетенция – это общая способность человека к продуктивной деятельности, основанная на знаниях, опыте, ценностях, склонностях, которые приобретены самостоятельно или в результате обучения. Они подразделяются:
Ключевые (Общее содержание образования, для каждой ступени свои)
Общепредметные (определенный круг учебных предметов)
Предметные (в рамках учебного предмета).
Ключевые компетенции:
-Ценностно-смысловые
-Общекультурная
-Учебно-познавательные - Информационная
- Коммуникативная - Социально-трудовая
- Личностного самосовершенствования.
Сферой моей профессиональной деятельности в школе является преподавание географии, а так же помощь учащимся в их профессиональном самоопределении.
Результаты специальных исследований показывают, что готовность к профессиональному самоопределению недостаточна даже у выпускников школ.
По итогам входного (в начале учебного года) тестирования учащихся 9 классов нашей школы 10-15% имеют твердые профессиональные намерения. Примерно столько же вообще не задумываются о своих профессиональных планах. Около 70% не имеют четкой позиции, сомневаются в своем выборе; их одолевают противоречивые чувства: «Выбор сделать надо, но не знаю, что мне надо». Часто оказывается, что выбор профессии был недостаточно продуманным и осознанным.
В этом плане школьное географическое образование обладает уникальными возможностями для развития современной личности:
-вооружат познавательными и практическими умениями (наблюдать, создавать образ территории и т.п.)
-вносит вклад в профессиональное самоопределение школьников, помогает сделать осознанный выбора в соответствии с собственными интересами и возможностями и нести за него ответственность;
- формирует умения ориентироваться в окружающем мире, принимать решения;
- формирует географический образ страны, способствует осознанию себя как гражданина России.
Формирование профессионального самоопределения современного школьника связано с формированием социально- трудовой и коммуникативной компетенциями.
Коммуникативные компетенции. Включают знание необходимых языков, способов взаимодействия с окружающими и удаленными людьми и событиями, навыки работы в группе, владение различными социальными ролями в коллективе.
Социально-трудовые компетенции - это способности и умения, обеспечивающие человеку возможность эффективно действовать в процессе трудовой деятельности, владеть нормами, способами средствами социального взаимодействия, ориентироваться на рынке труда.  Сюда входят, например, умения анализировать ситуацию на рынке труда, действовать в соответствии с личной и общественной выгодой, владеть этикой трудовых и гражданских взаимоотношений. Обучающиеся овладевают минимально необходимыми для жизни в современном обществе навыками социальной активности и функциональной грамотности.
Особенно благоприятные возможности для формирования профессиональной компетентности имеет курс экономической географии России. Здесь учащиеся знакомятся с условиями и особенностями труда в различных отраслях материального производства и непроизводственной сферы. Изучают тему «Трудовые ресурсы и рынок труда и занятости».  Для овладения любой профессией нужен широкий круг знаний, получаемый при изучении всех школьных дисциплин, в том числе и в  географии.
В курсе физической географии учащиеся знакомятся с исследовательскими профессиями - получают представления о работе топографа, картографа, метеоролога, гидролога, океанолога, геолога, эколога, почвоведа,  с профессиями по научному природопользованию, охране и преобразованию природы — землеустроитель,  проектировщик населенных пунктов и др. На уроках и в кружковой работе учитель географии выявляет учащихся, интересующихся науками о Земле, углубляет их интерес, рекомендует учащихся на географические олимпиады, конкурсы.
Процессы в географической оболочке протекают в соответствии с законами физики, химии, биологии. Поэтому специалистам исследовательских профессий требуются знания не только физической географии, но и точных наук, умение работать с современной техникой и компьютерами. Во всех исследовательских профессиях много кропотливого труда.
Чтобы у обучающихся не складывалось одностороннее представление только об увлекательной стороне той или иной профессии, им показываются и ее значения в народном хозяйстве, воспитание уважения ко всем видам труда, профессиям и специальностям.  Нет престижных и не престижных профессий и видов трудовой деятельности, а есть престижные работники любой специальности, работающие творчески. В любой профессии требуются высокое мастерство, знания и умения, творческий подход. Роль современного урока сформировать эти компетенции, так как к концу девятого класса обучающиеся должны выбрать профиль обучения и профессионально самоопределиться.
Формирование основных компетенций не возможно на одном уроке, каким бы современным он  не был, это необходимо делать на протяжении всего курса. Это обуславливает:   
-экономическая необходимость - подготовка молодого поколения к жизни в информационном обществе
-социальная необходимость заключается в том, что социально-трудовые и коммуникативные компетенции  обеспечивает молодому человеку занятость в соответствии с его интересами и способностями быть конкурентно способным на рынке труда.
-нравственная необходимость- заключается в том, что формирование компетенций рассматривается как важнейший фактор формирования личности.