Выступление на районном семинаре на тему Проектирование урока с позиции системно-деятельностного подхода


Проектирование урока с позиции системно-деятельностного подхода
Характеристика урока в условиях традиционного обучения:
Ученик – пассивный объект обучения, исполняющий требования учителя.
Основной источник учебного материала – слово учителя.
Структура урока отличается постоянством.
Деятельность учащихся носит воспроизводящий характер (все сводится к копированию образца и запоминанию учебного материала).
Ведущая форма обучения на уроке – фронтальная, а метод – монологический (один говорит, все слушают и выполняют, один работает у доски, другие - на своих рабочих местах и сверяют с доской).
В основе федерального стандарта лежит системно-деятельностный подход, целью которого является формирование универсальных учебных действий, обобщенных способов действия, обеспечивающих высокую эффективность решения жизненных задач и возможность саморазвития учащихся.
Основная идея СД подхода: новые знания не даются в готовом виде. Дети «открывают» их сами в процессе самостоятельной исследовательской деятельности.
Характеристика урока с позиции ФГОС:
Ученик – субъект обучения.
Ключевой технологический момент – ситуация затруднения.
Организация исследовательской работы детей таким образом, чтобы они сами додумались до решения проблемы урока и сами знали, как надо действовать.
Разнообразие источников знаний: слово учителя, самостоятельная работа с различными источниками, наблюдения, исследования, лабораторные и практические работы, разнообразие учебных пособий.
Структура урока динамична, изменчива, используются разнообразные приемы, призванные поддержать работоспособность каждого ученика.
Ведущий способ обучения – коллективный, основанный на принципах: «каждый учится сам», «все обучают всех», «все помогают всем».
Учитель идет в класс не с ответом, а с вопросом, поддерживает инициативу ребенка в нужном направлении, но он незрим.
Каждая минута урока работает на цели, сформулированные каждым учеником как собственные.
Т.о. планирование урока по ФГОС должно отличаться от планирования традиционного урока. Здесь целесообразней составлять т.н. технологическую карту урока.
( краткое ознакомление с технологической картой)
Преимущества технологической карты:
- основная цель урока рассматривается как организация условий для самостоятельного осознания и осмысления блока новой учебной информации,
- предполагается использование средств критического мышления и навыков основных типов смыслового чтения,
- этапы урока планируются как параллельно идущие линии деятельности учителя и деятельности учащихся,
- обязательно планируются ожидаемые результаты деятельности ученика:
предметные,
метапредметные: регулятивные, коммуникативные, познавательные,
личностные,
- предполагаются такие этапы урока как:
Стадия вызова и целеполагания, где учащиеся сами формулируют тему урока
и определяют задачи, которые должны решить;
Стадия осмысления содержания – формулируется проблема и идет
самостоятельная творческая работа учащихся по ее решению и освоению
материала урока, учитель направляет и корректирует их работу;
Стадия рефлексии, где идет закрепление и анализ изученного материала с
использованием разнообразных форм, т.е. идет процесс осознания учеником,
как субъектом, своей деятельности на уроке, ее путей и результатов.
Урок с позиции ФГОС направлен на формирование у учеников самостоятельного мышления. Критическое мышление является педагогической технологией, стимулирующей интеллектуальное развитие учащихся. Одним из методов такой технологии является кластер (слайд 1- называние презентации «Кластер как метод смыслового чтения и критического мышления»)
Слово «кластер» в переводе означает «пучок», «созвездие» (слайд 2)

Кластер – (слайд 3) это графическая форма организации информации, когда выделяются основные смысловые единицы, которые фиксируются в виде схемы с обозначением всех связей между ними. Он представляет собой изображение, способствующее систематизации и обобщению учебного материала.
Прием кластера может применяться на любой из стадий (слайд 4)
На этапе вызова дети высказывают и фиксируют все имеющиеся знания по теме, свои предположения и ассоциации. Он служит для стимулирования познавательной деятельности школьников, мотивации к размышлению до начала изучения темы.
На стадии осмысления использование кластера позволяет структурировать учебный материал.
На стадии рефлексии метод кластера выполняет функцию систематизирования полученных знаний.

Возможно применение кластера на протяжении всего урока, в виде общей стратегии занятия, на всех его стадиях. Так, в самом начале дети фиксируют всю информацию, которой они уже владеют. Постепенно, в ходе урока, в схему добавляются новые данные. Данный прием развивает умение предполагать и прогнозировать, дополнять и анализировать, выделяя основное.
Основные принципы составления кластера
Кластер оформляется в виде грозди или модели планеты со спутниками (слайд 5)

В центре располагается основное понятие, мысль, по сторонам обозначаются крупные смысловые единицы, соединенные с центральным понятием прямыми линиями. Это могут быть слова, словосочетания, предложения, выражающие идеи, мысли, факты, образы, ассоциации, касающиеся данной темы. И уже вокруг «спутников» центральной планеты могут находиться менее значительные смысловые единицы, более полно раскрывающие тему и расширяющие логические связи.
Виды кластеров – гроздья, фишбоун – рыбья кость, дерево, дивергенция и т.д.
(слайд 6)

Правила оформления кластера на уроке
В зависимости от способа организации урока, кластер может быть оформлен на доске, на отдельном листе или в тетради у каждого ученика при выполнении индивидуального задания. Составляя кластер, желательно использовать разноцветные мелки, карандаши, ручки, фломастеры. Это позволит выделить некоторые определенные моменты и нагляднее отобразить общую картину, упрощая процесс систематизации всей информации.
Рекомендации по составлению кластера
При создании кластера не стоит бояться излагать и фиксировать все, что приходит на ум, даже если это просто ассоциации или предположения. В ходе работы неверные или неточные высказывания могут быть исправлены или дополнены. Учащиеся могут смело дать волю воображению и интуиции, продолжая работу до тех пор, пока не закончатся все идеи. Не стоит бояться значительного количества смысловых единиц, нужно попытаться составить как можно больше связей между ними. В процессе анализа все систематизируется и станет на свои места.
Применение метода кластер
Форма работы при использовании данного метода может быть абсолютно любой: индивидуальной, групповой и коллективной. Она определяется в зависимости от поставленных целей и задач, возможностей учителя и коллектива. Допустимо перетекание одной формы в другую. Например, на стадии вызова, это будет индивидуальная работа, где каждый учащийся создает в тетради собственный кластер. По мере поступления новых знаний, в качестве совместного обсуждения пройденного материала, на базе персональных рисунков и с учетом полученных на уроке знаний, составляется общая графическая схема. Кластер может быть использован как способ организации работы на уроке, и в качестве домашнего задания.
Примеры
Биология:
(слайд 7)

(слайд 8)

Экология (слайд 9):

Физика (слайд 10):

Химия (слайд 11):

Русский язык (слайд 12):

(слайд 13)

Достоинства и результаты применения приема
Применение кластера имеет следующие достоинства:
он позволяет охватить большой объем информации;
вовлекает всех участников коллектива в обучающий процесс, им это интересно;
дети активны и открыты, потому что у них не возникает страха ошибиться, высказать неверное суждение.
В ходе данной работы формируются и развиваются следующие умения:
умение ставить вопросы;
выделять главное;
устанавливать причинно-следственные связи и строить умозаключения;
переходить от частностей к общему, понимая проблему в целом;
сравнивать и анализировать;
проводить аналогии.
Что дает применение метода кластера на уроках детям? Прием кластера развивает системное мышление, способности к творческой переработке информации, учит детей систематизировать не только учебный материал, но и свои оценочные суждения.
Выводы. Уроки с применением метода кластера дают ребятам возможность проявить себя, высказать свое видение вопроса, дают свободу творческой деятельности. В целом нетрадиционные технологии, использующиеся в образовательном процессе, повышают мотивацию учащихся, формируют обстановку сотрудничества и воспитывают в детях чувство собственного достоинства, дарят им ощущение творческой свободы.  
Далее идет рассказ и показ составления кластера на уроке «Клеточное строение листа».
Оборудование: раздаточный материал - учебники по биологии для 6 класса,
- распечатка технологических карт,
- презентация.