Конструирование трёхуровневых учебных заданий как эффективный инструментарий формирования и оценки предметных результатов в рамках системно-деятельностного подхода


Конструирование трёхуровневых учебных заданий как эффективный инструментарий формирования и оценки предметных результатов в рамках системно-деятельностного подхода
Система оценки достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы общего образования предполагает комплексных подход к оценке результатов образования, позволяющий вести оценку достижения обучающихся по трём результатам образования: предметным, метапредметным и личностным. Предметные результаты-это результаты по отдельным предметам. Их достижение обеспечивается благодаря учебным предметам, представленным в обязательной части учебного плана. Эти результаты представляют собой усвоение конкретных элементов социального опыта, изучаемого в рамках отдельного предмета (знания, умения, навыки, опыт решения проблем, опыт творческой деятельности). В соответствии с пониманием сути образовательных результатов предметные результаты содержат в себе систему предметных знаний, которая выражается через учебный материал различных курсов, и систему предметных действий, их преобразование и получение нового знания.
Система предметных знаний-это важная составляющая предметных результатов. Она представляет собой сумму опорных знаний по предмету, без которых трудно изучать текущий и последующий материал. И знания расширяющие и дополняющие опорную систему знаний. Предметные действия-это вторая важная составляющая предметных результатов. В основе многих предметных действий лежат универсальные учебные действия, которые формируют в итоге метапредметные умения. Но данные универсальные учебные действия преломляются через специфику предмета, носят «предметную окраску». Поэтому и вклад разных предметов в становление универсальных учебных действий различен. Но в целом формирование универсальных учебных действий сначала на одном предмете и затем перенос их на другой предмет способствует более полному усвоению этих умений.
Основной принцип оценки достижения предметного результата лежит в основе системо-деятельностного подхода «Обучение через деятельность». С позиций подхода уровень образованности определяется способностью решать проблемы различной степени сложности, чему способствуют сконструированные трёхуровневые задания. Кроме того, внедрение в процесс обучения таких заданий способствует процессу учения, то есть процессу деятельности ученика, а также направленно на оценку предметных результатов с учётом характеристики наличного опыта. Основная задача системо-деятельностного подхода это создание и организация условий, инициирующее детское действие. Процесс учения способствует формированию системы предметных знаний и предметных действий.
Уровни учебных заданий можно разделить на несколько уровней успешности.
Первый уровень успешности базовый, по-другому этот уровень заданий можно интерпретировать как репродуктивный. Задания этого уровня предполагают решение типовых задач, подобной тем, что уже решали много раз, где нужны много раз отработанные действия и усвоенные знания, т.е. задания малой степени трудности. Фактически это задания на знание усвоенного учебного материала, таким образом их можно было бы ещё назвать информативными.
Исходя из этого такие учебные задания могут содержать следующие начальные формулировки заданий: назовите основные части …., приведите пример того, что…., составьте перечень основных свойств, характеризующих….с точки зрения…. и.т.дВторой уровень успешности программный или продуктивный уровень. На этом уровне используются задания, где нужно использовать усвоенные знания на более высоком уровне. Фактически, когда мы хотим оценить предметные результаты, мы хотим узнать, не только на сколько ученик «вызубрил» эту тему, но и оценить умеет ли он видеть сущность явления или процесса, то есть мы оцениваем его понимание. На заданиях этого уровня обучающемуся уже никак не обойтись без применения универсальных учебных действий, для установления взаимосвязей, установления причинно-следственных связей и т.д. Здесь в заданиях используются формулировки: Расположите в определённом порядке…, Покажите какие связи на ваш взгляд существуют между…., сравните…..и …., а затем обоснуйте…. И т.д.
Третий уровень успешности - это задания повышенного уровня сложности или их можно назвать заданиями творческого характера. Это решение нестандартной задачи, применение известного алгоритма в незнакомых условиях, на незнакомом материале, а также задания эвристического уровня, когда обучающийся излагает свой вариант решения. Здесь начальные формулировки заданий могут быть такими объясните причины того, что…., изложите рисунок в виде текста…, постройте прогноз развития…и т.д.
Часть таблицы конструктора учебных трёхуровневых предметных заданий.
Направленность оценки. Задания малой степени трудности. Задания средней степени трудности. Задания повышенной степени трудности.
Предметные знания Назовите основные части…
Что такое….
Раскройте особенности…
Составьте список понятий, касающихся… Постройте прогноз развития….
Найдите необычный способ, позволяющий…
Предложите новый (свой) вариант….
Разработайте план позволяющий (препятствующий)
Предметные действия Составьте перечень основных свойств, характеризующих ….с точки зрения…
На какие группы можно разделить….
Покажите связи, который на ваш взгляд существуют между ….
Сравните…. и затем обоснуйте…
Главное условие этих заданий –отражение всех тем или элементов содержания, которые необходимо проверить.
Устные поурочные опросы, как один из традиционных методов оценивания предметных результатов, обладают достоинством в организационном плане, обеспечивается оперативная обратная связь в процессе коррекции усвоения знаний учащимися, стимулируют обсуждение в классе и развивают коммуникативные компетенции, но у этого метода оценки предметных результатов есть мощный недостаток-малый охват количества учащихся, опросить можно не более четырех-пяти человек, и то только тех, кто не боится говорить. К письменным поурочным опросам относятся контрольные работы, которые подводят итог определённого периода обучения. Существует такая форма контроля как контроль выполнения домашнего задания, в результате происходит обсуждение результатов, что оказывает воздействие на обучающихся, особенно если было задано не стандартное интересное задание. В итоговом контроле обычно используют устный и письменный экзамен, который вызывает значительные эмоциональные перегрузки у школьников, которые привыкли добросовестно трудиться.
У трёхуровневых заданий есть большое количество плюсов. Учащийся имеет право выбрать тот уровень, который он способен постичь. Каждый имеет право на свой образовательный маршрут и определить свой темп усвоения материала. Таким образом благодаря использованию такого типа задач достигается индивидуализация обучения и выполняется уровневый подход согласно принципам системо-деятельностного подхода. А это в свою очередь создаёт ситуацию успеха, что немаловажно для успешной мотивации обучающихся. Задача учителя приободрить, похвалить за успешное освоение базового уровня и предложить попробовать выполнить задание продуктивного уровня.
Кроме того, у трёхуровневых заданий большая дифференцирующая сила, которая позволяет без особых материальных затрат оценить и дифференцировать какое количество учащихся владеет знанием, умеет применять его на практике и какое количество этими знаниями и умениями не владеет. Задания повышенной сложности позволяют выделить более подготовленных и одарённых учащихся, к тому же решая задания такого уровня у таких учащихся поддерживается интерес к данному предмету.
Задания продуктивного и эвристического уровня позволяют оценить сформированность не только предметных знаний, но и сформированность предметных действий, другими словами универсальных учебных действий, характерных для этого предмета. Кроме того, стоит в трёхуровневые задания включать задачи на межпредметной основе, что позволит наиболее полно оценить предметную компетентность.
Анализ количества учащихся, которые не справились с заданиями это важный дидактический фактор процесса обучения. Анализируется по какому типу заданий, по какой теме самый большой процент невыполнения, попытаться определить в чём причина невыполнения и сделать соответствующие выводы, что впоследствии поможет скорректировать подачу учебного материала. Таким образом каждое задание является индикатором соответствующего знания и проанализировав её можно сделать выводы о том какая тема была хуже всего усвоена.
Таким образом анализируя выполнение трёхуровневых заданий даже без компьютерной обработки можно оценить:
Данные о выполнении задания конкретным учеником.
Данные о выполнении заданий группой.
Данные о корректности заданий (если в заданиях репродуктивного уровня встречаются ошибки у сильных учеников, то задание скорее всего составлено некорректно.
Итоговые данные по текущим заданиям и сравнения с заданиями предыдущими. Составление в итоге значимого рейтинга учащихся для усиления мотивация обучения.
Какие виды знаний и виды предметной деятельности вызвали затруднения, что позволяет выявить структуру знаний каждого учащегося на деятельностным уровне.
Недостаточно усвоенный группой вопросы и темы.
В заключение оценка предметных знаний с помощью трёхуровневых учебных заданий позволяет оценить не только освоенность предметных знаний и навыков предметной деятельности, но также позволяет оценить индивидуальные достижения и недостатки каждого ученика, а также даёт основания для внесения коррективов в процесс обучения, для совершенствования его содержания, методов, средств, форм управления, то есть выполнения функции обратной связи в системе «обучение-контроль». При этом процесс обучения строится таким образом, чтобы активизировать обучающие и развивающие функции контроля за счёт оптимизации содержания и трудности учебных задач, подбираемых для текущего контроля в индивидуальном режиме. Оценка результатов связана с управлением качества всего учебного процесса.