Разработка учебного занятия на тему: «Ложки как музыкальный инструмент»


Муниципальное общеобразовательное учреждение «средняя школа № 6»
Составил учитель музыки: Швец Валентин Николаевич
Разработка учебного занятия
«Ложки как музыкальный инструмент»
Цель: пробудить интерес к русской народной культуре, фольклорной музыке, русским народным музыкальным инструментам.
Задачи:
Образовательная: знакомство с деревянными ложками, как народным шумовым музыкальным инструментом (история, изготовление, разнообразие деревянных ложек), отработка приёмов игры на ложках, совершенствование исполнительского мастерства.
Развивающая: ритмическая тренировка, развитие музыкальности, выразительности исполнения фольклорных музыкальных произведений в сопровождении игры на ложках.
Воспитательная: воспитывать культуру исполнения народных песен, прививать интерес и уважение к традициям русской народной музыкальной культуры.
Тип занятия: показательное, комбинированное.
Формы работы: групповая, фронтальная, индивидуальная.
Методы обучения: беседа, объяснение, демонстрация, метод иллюстрации, игровые методы, практическая работа (исполнение песен, игра на ложках).Оборудование: деревянные ложки , шумовые инструменты.
ХОД УЧЕБНОГО ЗАНЯТИЯ
Учитель
Добрый день, гости дорогие!
Давно мы вас поджидаем,
Праздник не начинаем!
Уч. 1
Деревянные ложки-
Постучи-ка немножко.
Хочешь - вальс играй,
А хочешь - суп хлебай.
Учитель
Ложки разными бывают,
И на них порой играют.
Отбивают ритм такой.
Сразу в пляс пойдет любой.
Ученик 1
Ложки - пусть не фортепиано,
Но у них свое пиано.
Есть и форте, даже трели,
Как у струн виолончели.
Если виртуоз играет,
Ложки будто бы летают.
Их в руках по три, по пять,
Трудно даже сосчитать.
Ученик 2: А сейчас для вас ребятки, загадаю я загадку.
– Деревянная подружка,Без неё мы, как без рук.На досуге – веселушка,И накормит все вокруг.Кашу прямо носит в рот,И обжечься не даёт. (Ложка)
Дети отгадывают загадку.
Учитель: А откуда взялись эти ложки?
рассказ о том, как появились деревянные ложки, как их изготавливали, чем отличаются ложки разных областей России
Ученик 3: Изначально ложки были предметом домашнего обихода. Их делали из осины, берёзы, ольхи и липы. Сначала заготавливали небольшие деревянные брусочки – баклуши. Вы слышали такое выражение – «бить баклуши»? Считалось, что бить баклуши – это самая простая работа при изготовлении ложек, выполнял её часто самый ленивый подмастерье или ученик. Поэтому и сейчас, когда хотят сказать, что кто-то ленится, говорят: «Баклуши бьет!».
Ученик 4:Специальными инструментами из баклуши вырезали ложку, обрабатывали её, чтобы сделать гладкой и удобной.Мастера старались сделать ложки красивыми, расписывали и украшали их. Именно поэтому ложки из разных областей России отличаются друг от друга. Геометрической резьбой украшены хотьковские ложки, росписью – хохломские; выжиганием – вятские.Готовые ложки покрывали лаком и обжигали в печи.
Ученик 5:Веками совершенствовалась форма ложек. Когда люди изобрели более прочный материал для их изготовления, то наши русские деревянные ложки стали предметом искусства. Они популярны не только в России, но и за рубежом. Тысячами их вывозят иностранцы к себе домой в качестве сувенира. Ещё бы: легкие, красивые. Это и старинный предмет быта, и музыкальный инструмент.Давайте попросим Василис Премудрых показать нам, как красива русская песня в сопровождении игры на ложках.
Учитель: наши дети только учатся, но кое – какие элементы они уже могут показать.
Ученики рассказывают и показывают.
«Щелчок» – кладут одну ложку выпуклой стороной кверху на левую ладонь и, создав, таким образом, своеобразный резонатор, ударяют по ней другой ложкой. Звук напоминает цоканье копыт.«Маятник» – это скользящие удары ложки о ложку, напоминающие движения маятника. Ударяют тыльными сторонами ложек или ручкой одной ложки о тыльную сторону другой. Ложки можно держать как в вертикальном положении, так и в горизонтальном. «Мячики» – обе ложки держат в правой руке тыльными сторонами друг к другу следующим образом: одна между первым и вторым пальцами, вторая между вторым и третьим пальцами. На счет один, два, три, четыре ударяют ложками по колену, ложки как мячики, отскакивают от колена. «Трещотка» самый распространенный исполнительский прием – ложки ставят между коленом и ладонью левой руки и выполняют удары.«Плечики» – ударяют ложками, которые держат в правой руке, по ладони левой руки и по плечу соседа слева.«Коленочки» – ударяют ложками по ладони левой руки и по колену соседа справа.«Качели» – ударяют ложками по колену и по кисти приподнятой до уровня глаз левой руки с одновременным небольшим наклоном корпуса влево, вправо. «Дуга» – на счет «один» – удар ложками по колену. На счет «два» – удар ложками по локтю левой руки. «Линеечка» – ударяют ложками по ладони левой руки, колену левой ноги, пятке и полу.«Солнышко» – ударяют ложками по ладони левой руки, постепенно поднимая руки и обводя вокруг головы слева на право, получается круг.«Круг» – ударяют по ладони левой руки, плечу левой руки, плечу правой руки, колену правой ноги.А теперь приёмы игры на трех ложках.«Лошадка» – в левую руку берут две ложки, в правую одну. В левой руке ложку прижимают к ладони большим пальцем так, чтобы тыльная сторона была обращена вверх. А ложку кладём между третьим и четвертым пальцами так, чтобы тыльная сторона этой ложки как бы «смотрела» на тыльную сторону ложки. Кисть закрывают, получается удар. После того как этот момент отработан, играют двумя руками. В правой руке держат одну ложку.На счет «один» выполняют скользящий удар вниз ложкой, которую держат в правой руке, по ложке левой руки.На счет «два» – сгибающее кистевое движение левой руки, удар тыльными сторонами ложки о ложку.На счет «три» поворачивают ладонь левой руки с двумя ложками вниз и выполняют скользящий удар вверх ложкой правой руки о ручку ложки левой руки.На счет «четыре» – кистевое движение левой руки, удар тыльными сторонами ложки о ложку.«Форшлаги» – скользящие удары по двум ложкам третьей. Удар можно выполнять от себя и на себя.
Учитель: а как красиво звучит русская песня в сопровождении игры на ложках.
Песня «Речка».
Учитель : Ай да ребятишки, ай да молодцы.
Учитель:  разучивание песни «Тополёк». Давайте вспомним, какие приёмы игры мы используем в этой партии? («лошадка», «форшлаг», «маятник»).А теперь возьмём ложки и повторим эти приёмы. Гости тоже могут попробовать.
Ложками не машем, держим ручками к себе, чтобы не задеть соседа.
Сильно их не бьем, играем аккуратно и бережно, в каждой ложке заложен труд и мастерство русских умельцев.
Работа с ложками. Повторение и отработка приёмов
Практическая работа: групповая –  в ансамбле,  и индивидуальная – с отдельными детьми.
Учитель: Молодцы! А наши гости почувствовали, что играть на ложках не так просто, как может показаться со стороны?!
Итог занятия 
Учитель: А сейчас я предлагаю вам всем вместе создать большой оркестр ложкарей. Я буду показывать приём игры, а вы его исполнять. Сейчас мы все вместе –будем играть на ложках. Слушайте музыку и друг друга, и всё у нас получится!
Игра на ложках под мелодию песни «Тополёк»
Учитель:
Ложки, ложечки резные зазвучат в один момент,
Не простые – расписные древний русский инструмент.
Всем игра понятна наша постарались мы для вас!
Эти ложки – не для каши, мы сыграли вам сейчас!