Доклад Проектирование современного урока на основе системно-деятельностного подхода


Проектирование современного урока
на основе системно-деятельностного подхода
Наш педсовет посвящен уроку, и выбор этой темы не является
случайным.
Меняются цели и содержание образования, появляются новые средства
и технологии обучения, но урок остается главной формой обучения. Эта
форма многие столетия определяла лицо школы, являлась ее «визитной
карточкой». Урок как форма организации учебной деятельности возник
очень давно. Ученые считают, что уроку приблизительно 350 лет. И все эти
годы лучшие, думающие учителя стремились максимально обеспечить черезурок решение образовательных, воспитательных и развивающих задач,
актуальных для своего времени. Безусловно, и современная школа держится
на уроке, который определяет ее социальный и педагогический статус, роль и
место в становлении, развитии и педагогов, и школьников.
Только на уроке, как сотни лет назад, встречаются главные участники
образовательного процесса: учитель и ученик. Между ними всегда –
неизведанный мир знаний, противоречия между познанным и еще не
освоенным, между чувством удовлетворения от успеха и нелегким трудом
освоения нового, познания окружающего мира. За период своейпрофессиональной деятельности учитель в среднем дает более 25 тысяч
уроков. Уроку отводится не менее 98% учебного времени. Каждый школьник
за годы своего ученичества посещает почти 10 тысяч уроков. Ему посвященакаждая четвертая книга или брошюра по дидактике.
Что такое урок? Урок - это логически законченный, целостный,
ограниченный определенными рамками времени отрезок учебно-
воспитательного процесса. В нем представлены все основные элементы
учебно-воспитательного процесса: цели, содержание, средства, методы,
организация.
С урока начинается учебно-воспитательный процесс, уроком он и
заканчивается. Все остальное в школе играет хотя и важную, но
вспомогательную роль, дополняя и развивая все то, что закладывается в ходе
уроков. Каждый новый урок – это ступенька в знаниях и развитии ученика,
новый вклад в формирование его умственной и моральной культуры.
Что значит современный урок? Это и совершенно новый, и не
теряющий связи с прошлым, одним словом – актуальный урок.
Наша задача сегодня заключается не в том, чтобы расставить оценки и
указать: этот урок хороший, этот плохой. Этот современный, а этот
устаревший.
Важно другое – нужно понять:
- что происходит с современным уроком;
- насколько он эффективен в решении новых задач, стоящих передобразованием;
- как мы продвинулись за последние годы в понимании целей урока,
его структуры, содержания и методов обучения;
- как меняется позиция учителя с внедрением стандартов второго
поколения и другие вопросы.
В настоящее время большинство учителей, по-прежнему, тяготеет ктрадиционному уроку. Это объясняется многими причинами: привычкой ктрадиционным формам обучения и боязнью нового; непониманием
огромного количества инноваций.
- Традиционный урок – основа для последующих типов уроков, это
целая история, на которой обучалось и воспитывалось не одно поколение.
- Традиционный урок – это реалия сегодняшнего дня: более 60%
учителей, по-прежнему, предпочитают давать уроки в традиционнойформе.
И реально то, что большая часть педагогов не собираются ничего
менять в своей деятельности: нет времени и сил самому постигать что-либо
новое, да и не видят в этом смысла. Традиционный урок – это как родной
человек, в нем все близко и понятно: пусть усталость, пусть не всегда
удовлетворяют ученики, на уроке – все знакомо, привычно, понятно, это –
традиционно.
Так может и не стоит ничего менять?
Попробуем вместе ответить на этот вопрос.
Современный урок - это прежде всего урок, на котором учитель умело
использует все возможности для развития личности ученика, ее активного
умственного роста, глубокого и осмысленного усвоения знаний, дляформирования ее нравственных основ.
Передавать молодому поколению надо не только и не столько знания,
умения и навыки, сколько способы действия и систему ценностей, которые
не могут формироваться иначе, как через приобретенный детьми в процессе
обучения опыт собственный деятельности
Главная цель педагогической деятельности заключается в развитии
самодеятельности ученика, благодаря которой он продолжит непрерывноеобразование в течение всей своей жизни
Замысел современного урока заключается в создании учителем
условий для максимального влияния образовательного процесса на развитие
индивидуальности ребенка.
Исходной идеей современного урока является представление о
единстве обучения, воспитания и развития. В соответствии с этой идеей
должен конструироваться и осуществляться каждый урок. В ней находит
свое выражение логика современной теории обучения и в определенной
степени социальный заказ общества системе образования. И что бы ни
говорили о таких нужных и правильных идеях, как самообразование,
дистанционное обучение, он – учитель – всегда будет главным действующим
лицом на любом уроке.
Самым актуальным в работе учителя сегодня стал системно-
деятельностный подход:
основной результат – развитие личности ребенка на основе
универсальных учебных действий
основная педагогическая задача – создание и организация условий,
инициирующих детское действие.
Чему учить?
обновление
содержания
Ради чего учить?
ценности образования (цель)
Как учить?
обновление средств обучения (методики)
Целью системно-деятельностного подхода является воспитание личности
ребенка как субъекта жизнедеятельности.
Быть субъектом – быть хозяином своей деятельности:
ставить цели,
решать задачи,
отвечать за результаты.
Учебным действием является лишь то действие, которое «цепляет» ум
ученика.
Мы все понимаем, что урок не может не меняться. Это объективныйпроцесс, на который влияет целый ряд факторов. В частности:
1. Появились новые образовательные стандарты и на их основе –
обновленные программы и учебники, которые активно используются вобразовании. Безусловно, они требуют совершенствования системы
обучения.
2. Внедряются информационные технологии. Информатизация
образования оказывает значительное влияние на современный урок.
3. Организация Единого государственного экзамена стала важнымсобытием для всей системы образования. Он предъявляет свои требования ксодержанию урока, оценке образовательных достижений школьников.
Обозначенная позиция позволяет сформулировать наиболее общие подходы
к организации современного урока:
работа с учебными моделями (слова, устные высказывания, тексты);
наблюдения, обсуждения, описание и анализ (слова и конструкции,текста; особенности их построения и употребления; порядок
действий);
игры и эксперименты (со звуками и буквами, словами,грамматическими структурами, текстами);
группировка, упорядочивание, маркировка, классификация,
сравнение;
преобразование и создание (списки слов, тексты, памятки, плакаты ит.д.);
ежедневное чтение (вслух и “про себя”) и письмо (списывание,письмо под диктовку, ведение дневников, творческие работы и т.д.).
Так что же для нас современный урок?
Конечной целью обучения является формирование способов действия.
Способы действия могут быть сформированы только в результате
деятельности, которую, если она специально организуется, называют
учебной деятельностью.
Задачей ученика является обучение умению осуществлять деятельность или
выполнять действия и операции, с помощью которых она реализуется.
Задача учителя не передача знаний, а управление учебной деятельностью.
Типы и содержание уроков:
1) уроки изучения нового материала, включающие вводный урок;
2) уроки совершенствования знаний, умений и навыков, включающие
уроки закрепления знаний, формирования умений и навыков, уроки
обобщения и систематизации знаний, уроки целевого применения
усвоенного и др.;
3) комбинированные уроки, куда входят основные виды всех четырех
типов;
4) уроки контроля и коррекции знаний, умений и навыков.
Все методы окажутся эффективными только в том случае, если вызовут
напряженную мыслительную работу ученика, направленную на решение
познавательных и практических задач.
При любом методе работу нужно строить таким образом, чтобы у детей
возникали познавательные вопросы, которые требуют самостоятельногоосмысления материала, выводов, обобщений и проверки их на практике.
Не давать образцов
Ставить ребенка в ситуацию, где его привычные способы действия сочевидностью непригодныМотивировать поиск существенных особенностей новой ситуации, вкоторой надо действовать, – вот технологическая основа системно-
деятельностного подхода
Скажи мне, я забываю.
Покажи мне, я могу запомнить.
Позволь мне сделать это, и это станет моим навсегда.
Можно долго дискутировать о том, каким должен быть современный урок:
эффективным, актуальным, здоровьесберегающим, информационным и т.п.
Критерии эффективности современного урока
Обучение через открытие.
Самоопределение обучаемого к выполнению той или иной
образовательной деятельности.
Наличие дискуссий, характеризующихся различными точками зрения
по изучаемым вопросам, сопоставлением их, поиском за счет обсуждения
истинной точки зрения.
Развитие личности.
Способность ученика проектировать предстоящую деятельность, быть
ее субъектом.
Демократичность, открытость.
Осознание учеником деятельности: того как, каким способом полученрезультат, какие при этом встречались затруднения, как они были устранены,
и что чувствовал ученик при этом.
Моделирование жизненно важных профессиональных затруднений вобразовательном пространстве и поиск путей их решения.
Позволяет ученикам в коллективном поиске приходить к открытию.
Ученик испытывает радость от преодоленной трудности учения, будь
то: задача, пример, правило, закон, теорема или – выведенное
самостоятельно понятие.
Педагог ведет учащегося по пути субъективного открытия, он
управляет проблемно-поисковой или исследовательской деятельностью
учащегося.
Предлагается
1) Признать опыт учителей Ачох К.А., Бонь М.Д., Дубины К.В., Зуевой
И.В., Слуцкой А.В., описанный в их выступлениях на педсовете,
положительным и заслуживающим распространения среди коллег.
2) Опубликовать выступления учителей Ачох К.А., Бонь М.Д., Дубины
К.В., Зуевой И.В., Слуцкой А.В. на официальном сайте школы до 25.01.2016.
3) Учителям Ачох К.А., Слуцкой А.В. с участием ШТЛ русской
словесности и социально-творческих дисциплин в срок до 25.01.2016
разработать методические рекомендации на тему «Как подготовить
современный урок?» и опубликовать его на сайте школы.
4) Руководителям ШТЛ разработать тематику выступлений учителей и
в марте 2016 года провести методическую конференцию учителей с целью
активизации методической, практической работы по данной теме,
модернизации учебной деятельности.__