Календарно-тематическое планирование по дополнительному образованию естественно-научной направленности Мой мир- мой дом


Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Основная общеобразовательная Крутовская школа»


РАССМОТРЕН
на заседании МО классных руководителей
Протокол
от «___» июня 2015 г.
№ _____
СОГЛАСОВАНО

Заместитель директора

_______Л.В. Мыцына
____ августа 2015 г.


РАССМОТРЕН
на заседании педагогического совета МБОУ «Крутовская ООШ»
Протокол
от «___» августа 2015 г.
№ _____

УТВЕРЖДЕН
приказом МБОУ «Крутовская ООШ»
от «___» августа 2015 г.
№ ____



КАЛЕНДАРНО- ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
Берлёвой Веры Ивановны
по естественно-научной направленности
«Мой мир- мой дом»

2015-2016 учебный год




2015


ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Календарно-тематический план по естественно-научной направленности «Мой мир- мой дом» для учащихся 10-15 лет разработан на основе рабочей дополнительной общеразвивающей программы «Мой мир- мой дом» Берлевой Веры Ивановны, 2014 г.

В рабочей программе-216 часов в год, 6 часов в неделю.
КТП рассчитан на 216 часов в год, 6 часов в неделю.
В течение года запланировано: Защита проектов на экологическую тему (по выбору); Комплексная анкета по выявлению состояния экологической культуры учащихся.
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
3-ий год обучения
№ п/п
Календарные сроки
Тема учебного занятия
Тип и форма занятия
Кол-во часов
Содержание деятельности
Воспитательная работа
Дидактические материалы, техническое обеспечение


Предполагаемые
Фактические



Теоретическая часть занятия/форма организации деятельности
Практическая часть занятия/форма организации деятельности



Раздел 1. Введение. Понятие «Урбанизации»- 12 часов

1
03.09

Вводное занятие
ЗПЗ
1
Понятия: «Урбоэкология», «Урбанизация». Методы и способы урбоэкологических исследований. Многообразие городов.
Экология города (урбоэкология). Городские отходы. Экология городского населения.
Подготовка к проведению исследований. Выбор маршрута исследований.




Воспитывать положительную «Я-концепцию»,


формировать потребность в саморегуляции









Формировать потребность в саморазвитии



2
03.09

Урбоэкология
ИНЗ
1



АРМ, Интернет-ресурсы

3
04.09

Урбоэкология
ЗПЗ
1





4
04.09

Урбанизация
ИНЗ
1





5
07.09

Урбанизация
ЗПЗ
1





6
07.09

Методы и способы урбоэкологических исследований
ИНЗ
1





7
10.09

Методы и способы урбоэкологических исследований
УОСЗ
1





8
10.09

Многообразие городов
ИНЗ
1





9
11.09

П/р. Работа со справочной литературой. Экологический словарь
УКПЗ
1

Составление экологического словаря




10
11.09

П/р. Работа со справочной литературой. Экологический словарь
УКПЗ
1





11
14.09

Экскурсия в природу

УКПЗ
1





12
14.09

Экскурсия в природу
УКПЗ
1





Раздел 2. Городская среда – среда жизни человека- 20 часов

13
17.09

Городская среда как урбосистема
ИНЗ
1
Городская среда как урбосистема. Компоненты урбосистемы. Качество городской среды. Мониторинговая служба города. Стандарты качества окружающей среды.




Формировать потребность в общении в контексте культуры;


Способствовать личностному самоопределе
нию








АРМ

14
17.09

Городская среда как урбосистема
ЗПЗ
1





15
18.09

Компоненты урбосистемы
ИНЗ
1





16
18.09

Компоненты урбосистемы
ЗПЗ
1





17
21.09

Качество городской среды
ИНЗ
1





18
21.09

Качество городской среды
ЗПЗ
1





19
24.09

Мониторинговая служба города
ИНЗ
1





20
24.09

Мониторинговая служба города
ЗПЗ
1





21
25.09

Стандарты качества окружающей среды
ИНЗ
1





22
25.09

Стандарты качества окружающей среды
ЗПЗ
1


Экологический рейд по улицам города.
Экологическая игра «Проектируем город».




23
28.09

П/р. Экологическая игра «Проектируем село»
УКПЗ
1



Интернет-ресурсы

24
28.09

П/р. Экологическая игра «Проектируем село»
УКПЗ
1





25
01.10

П/р. Экологическая игра «Проектируем село»
УКПЗ
1





26
01.10

П/р. Экологическая игра «Проектируем село»
УКПЗ
1





27
02.10

П/р. Экологическая игра «Проектируем село»
УКПЗ
1





28
02.10

П/р. Экологическая игра «Проектируем село»
УКПЗ
1





29
05.10

П/р. Экологическая игра «Проектируем село»
УКПЗ
1





30
05.10

П/р. Экологическая игра «Проектируем село»
УКПЗ
1





31
08.10

Экологический рейд по улицам села ( экскурсия)
УКПЗ
1





32
08.10

Экологический рейд по улицам села (экскурсия)
УКПЗ
1





Раздел 3. Мониторинг окружающей среды- 54 часа

33
02.11

Понятие мониторинга
ИНЗ


Понятие мониторинга, цели, задачи. Виды, структура и методы мониторинга.



Воспитывать любовь к малой родине:
к родному дому, школе, семье, двору, микрорайону, городу;

Формировать умение видеть прекрасное;

Воспитывать гражданские качества личности:

·интерес к общественной жизни,

· стремление помогать ,

· патриотизм,

· активную жизненную позицию,

· критичность,

· оптимизм,

· общественную активность,

· чувство долга,

· предприимчи
вость












Способствовать личностному самоопределе
нию










Формировать активную жизненную позицию















Формировать умение видеть прекрасное;

Воспитывать гражданские качества личности:
интерес к общественной жизни,
стремление помогать ,
патриотизм,
активную жизненную позицию,
критичность,
оптимизм,
общественную активность, чувство долга,
предприимчи
вость
АРМ

34
02.11

Цель и задачи мониторинга
ИНЗ
1





35
05.11

Виды мониторинга
ИНЗ
1





36
05.11

Виды мониторинга
ЗНЗ
1





37
06.11

Виды мониторинга
ЗНЗ
1





38
06.11

Виды мониторинга
ЗНЗ
1





39
09.11

Виды мониторинга
ЗНЗ
1





40
09.11

Структура мониторинга
ИНЗ
1





41
12.11

Структура мониторинга
ЗНЗ
1





42
12.11

Структура мониторинга
ЗНЗ
1





43
13.11

Структура мониторинга
ЗНЗ
1





44
13.11

Структура мониторинга
ЗНЗ
1





45
16.11

Структура мониторинга
ЗНЗ
1





46
16.11

Методы мониторинга
ИНЗ
1





47
19.11

Методы мониторинга
ЗНЗ
1





48
19.11

Методы мониторинга
ЗНЗ
1





49
20.11

Методы мониторинга
ЗНЗ
1





50
20.11

Методы мониторинга
ЗНЗ
1





51
23.11

Методы мониторинга
ЗНЗ
1





52
23.11

Методы мониторинга
ЗНЗ
1





53
26.11

Экскурсия. Изучение экосистемы луга, леса
УКПЗ
1

Экскурсия в природу с целью изучения экосистем.

№1 Изучение и описание экосистемы луга, леса.
№2 Изучение и описание экосистемы реки (пруда).










































54
26.11

Экскурсия. Изучение экосистемы луга, леса
УКПЗ
1





55
27.11

Экскурсия. Изучение экосистемы луга, леса
УКПЗ
1





56
27.11

Экскурсия. Изучение экосистемы луга, леса
УКПЗ
1





57
30.11

Экскурсия. Изучение экосистемы луга, леса
УКПЗ
1





58
30.11

Экскурсия. Изучение экосистемы луга, леса
УКПЗ
1





59
03.12

Экскурсия. Изучение экосистемы реки (пруда)
УКПЗ
1





60
03.12

Экскурсия. Изучение экосистемы реки (пруда)
УКПЗ
1





61
04.12

Экскурсия. Изучение экосистемы реки (пруда)
УКПЗ
1





62
04.12

Экскурсия. Изучение экосистемы реки (пруда)
УКПЗ
1





63
07.12

Экскурсия. Изучение экосистемы реки (пруда)
УКПЗ
1





64
07.12

Экскурсия. Изучение экосистемы реки (пруда)
УКПЗ
1





65
10.12

П/р. Описание экосистемы реки (пруда)
УКПЗ
1





66
10.12

П/р. Описание экосистемы реки (пруда)
УКПЗ
1





67
11.12

П/р. Описание экосистемы реки (пруда)
УКПЗ
1





68
11.12

П/р. Описание экосистемы реки (пруда)
УКПЗ
1





69
14.12

П/р. Описание экосистемы реки (пруда)
УКПЗ
1





70
14.12

П/р. Описание экосистемы реки (пруда)
УКПЗ
1





71
17.12

П/р. Описание экосистемы реки (пруда)
УКПЗ
1





72
17.12

П/р. Описание экосистемы реки (пруда)
УКПЗ
1





73
18.12

П/р. Описание экосистемы реки (пруда)
УКПЗ
1






74
18.12

П/р. Описание экосистемы реки (пруда)
УКПЗ
1





75
21.12

П/р. Описание экосистемы реки (пруда)
УКПЗ
1





76
21.12

П/р. Описание экосистемы реки (пруда)
УКПЗ
1





77
24.12

П/р. Описание экосистемы реки (пруда)
УКПЗ
1





78
24.12

П/р. Описание экосистемы реки (пруда)
УКПЗ
1





79
25.12

П/р. Описание экосистемы реки (пруда)
УКПЗ
1





80
25.12

П/р. Описание экосистемы реки (пруда)
УКПЗ
1





81
28.12

П/р. Описание экосистемы реки (пруда)
УКПЗ
1





82
28.12

П/р. Описание экосистемы реки (пруда)
УКПЗ
1





83
31.12

П/р. Описание экосистемы реки (пруда)
УКПЗ
1





84
31.12

П/р. Описание экосистемы реки (пруда)
УКПЗ
1





85
11.01

Защита проектов на экологическую тему
УКПЗ
1



АРМ

86
11.01

Защита проектов на экологическую тему
УКПЗ
1





Раздел 4. Экология дома- 56 часов

87
14.01

Жилище как экосистема
ИНЗ
1
Жилище как экосистема. Загрязнение воздуха в помещениях. Спецотходы в доме. Источники радиации. Питьевая вода и ее качество. Качество пищи. Растения и животные в доме.





Формировать потребность в саморегуляции;




Формировать потребность в общении в контексте культуры;













Способствовать личностному самоопределе
нию


Развивать деловые качества, такие как самостоятельность, ответственность, активность, аккуратность

























Воспитывать культуру общения;


Развивать навыки сотрудничества



























Воспитывать гражданские качества личности:
интерес к общественной жизни,
стремление помогать ,
патриотизм,
активную жизненную позицию,
критичность,
оптимизм,
общественную активность, чувство долга,
предприимчи
вость













88
14.01

Жилище как экосистема
ЗНЗ
1





89
15.01

Загрязнение воздуха в помещениях
ИНЗ
1





90
15.01

Загрязнение воздуха в помещениях
ЗНЗ
1





91
18.01

Загрязнение воздуха в помещениях
ЗНЗ
1





92
18.01

Спецотходы в доме
ИНЗ
1





93
21.01

Спецотходы в доме
ЗНЗ
1





94
21.01

Спецотходы в доме
ЗНЗ
1





95
22.01

Источники радиации
ИНЗ
1



Видео

96
22.01

Источники радиации
ЗНЗ
1





97
25.01

Питьевая вода и ее качество
ИНЗ
1



Видео

98
25.01

Питьевая вода и ее качество
ЗНЗ
1





99
28.01

Питьевая вода и ее качество
ЗНЗ
1





100
28.01

Качество пищи
ИНЗ
1





101
29.01

Качество пищи
ЗНЗ
1





102
29.01

Растения и животные в доме
ИНЗ
1





103
01.02

Растения и животные в доме
ЗНЗ
1





104
01.02

Растения и животные в доме
ЗНЗ
1





105
04.02

Экскурсия в медпункт
УКПЗ
1





106
04.02

Экскурсия в медпункт
УКПЗ
1





107
05.02

Экскурсия в библиотеку
УКПЗ
1





108
05.02

Экскурсия в библиотеку
УКПЗ
1





109
08.02

П/р. Экологический паспорт квартиры
УКПЗ
1



№1 Экологический паспорт квартиры (медпункта, библиотеки).



















№2 Определение нитратов в пище (овощах, фруктах).








№3 Оценка качества питьевой воды.








№4 Санитарная оценка воздуха в помещении.




110
08.02

П/р. Экологический паспорт квартиры
УКПЗ
1





111
11.02

П/р. Экологический паспорт квартиры
УКПЗ
1





112
11.02

П/р. Экологический паспорт квартиры
УКПЗ
1





113
12.02

П/р. Экологический паспорт квартиры
УКПЗ
1





114
12.02

П/р. Экологический паспорт медпункта
УКПЗ
1





115
15.02

П/р. Экологический паспорт медпункта
УКПЗ
1





116
15.02

П/р. Экологический паспорт медпункта
УКПЗ
1





117
18.02

П/р. Экологический паспорт медпункта
УКПЗ
1





118
18.02

П/р. Экологический паспорт медпункта
УКПЗ
1





119
19.02

П/р. Экологический паспорт библиотеки
УКПЗ
1





120
19.02

П/р. Экологический паспорт библиотеки
УКПЗ
1





121
22.02

П/р. Экологический паспорт библиотеки
УКПЗ
1





122
22.02

П/р. Экологический паспорт библиотеки
УКПЗ
1





123
25.02

П/р. Экологический паспорт библиотеки
УКПЗ
1





124
25.02

П/р. Определение нитратов в пище (овощах, фруктах)
УКПЗ
1







125
26.02

П/р. Определение нитратов в пище (овощах, фруктах)
УКПЗ
1





126
26.02

П/р. Определение нитратов в пище (овощах, фруктах)
УКПЗ
1





127
29.02

П/р. Определение нитратов в пище (овощах, фруктах)
УКПЗ
1





128
29.02

П/р. Определение нитратов в пище (овощах, фруктах)
УКПЗ
1





129
03.03

П/р. Оценка качества питьевой воды
УКПЗ
1





130
03.03

П/р. Оценка качества питьевой воды
УКПЗ
1





131
04.03

П/р. Оценка качества питьевой воды
УКПЗ
1





132
04.03

П/р. Оценка качества питьевой воды
УКПЗ
1





133
07.03

П/р. Оценка качества питьевой воды
УКПЗ
1





134
07.03

П/р. Оценка качества питьевой воды
УКПЗ
1





135
10.03

П/р. Оценка качества питьевой воды
УКПЗ
1





136
10.03

П/р. Санитарная оценка воздуха в помещении
УКПЗ
1





137
11.03

П/р. Санитарная оценка воздуха в помещении
УКПЗ
1





138
11.03

П/р. Санитарная оценка воздуха в помещении
УКПЗ
1





139
14.03

П/р. Санитарная оценка воздуха в помещении
УКПЗ
1





140
14.03

П/р. Санитарная оценка воздуха в помещении
УКПЗ
1





141
17.03

П/р. Санитарная оценка воздуха в помещении
УКПЗ
1





142
17.03

П/р. Санитарная оценка воздуха в помещении
УКПЗ
1








Раздел 5. Экологические проблемы городов- 42 часа
42

143
18.03

Городской воздух, источники загрязнения
ИНЗ
1



Городской воздух, источники загрязнения.

Проблема чистой воды в городе.

Проблема утилизации бытовых отходов.

Городские почвы, особенности, загрязнение почв.


Электромагнитное, шумовое, вибрационное загрязнение городской среды.

Микроклимат города.
Зеленые зоны городов.

Нормы озеленения.




Санитарно-защитные зоны, состав и размер.




Формировать умение видеть прекрасное;

Воспитывать Гражданские качества личности:

·интерес к общественной жизни,

· стремление помогать ,

· патриотизм,

· активную жизненную позицию,

· критичность,

· оптимизм,

· общественную активность,

· чувство долга,

· предприимчи
вость
АРМ

144
18.03

Городской воздух, источники загрязнения
ЗНЗ
1





145
21.03

Проблема чистой воды в городе
ИНЗ
1





146
21.03

Проблема чистой воды в городе
ЗНЗ
1





147
24.03

Проблема утилизации бытовых отходов
ИНЗ
1



Видео

148
24.03

Проблема утилизации бытовых отходов
ЗНЗ
1





149
25.03

Городские почвы, особенности, загрязнение почв
ИНЗ
1





150
25.03

Городские почвы, особенности, загрязнение почв
ЗНЗ
1





151

·28.03

Городские почвы, особенности, загрязнение почв
ЗНЗ
1





152
28.03

Электромагнитное, шумовое, вибрационное загрязнение городской среды
ИНЗ
1





153
31.03

Электромагнитное, шумовое, вибрационное загрязнение городской среды
ЗНЗ
1





154
31.03

Микроклимат города
ИНЗ
1





155
01.04

Микроклимат города
ЗНЗ
1





156
01.04

Зеленые зоны городов
ИНЗ
1





157
04.04

Зеленые зоны городов
ЗНЗ
1





158
04.04

Зеленые зоны городов
ЗНЗ
1





159
07.04

Зеленые зоны городов
ЗНЗ
1





160
07.04

Нормы озеленения
ИНЗ
1





161
08.04

Нормы озеленения
ЗНЗ
1





162
08.04

Нормы озеленения
ЗНЗ
1





163
11.04

Нормы озеленения
ЗНЗ
1





164
11.04

Санитарно-защитные зоны, состав и размер
ИНЗ
1





165
14.04

Санитарно-защитные зоны, состав и размер
ЗНЗ
1





166
14.04

Санитарно-защитные зоны, состав и размер
ЗНЗ
1





167
15.04

П/р.Определение пылезадерживающей роли растений
УКПЗ
1



Экоакция «За чистоту городских улиц».




Практические работы:
№1 Определение пылезадерживающей роли растений.





№2 Определение загруженности улиц автотранспортом.



Воспитывать дисциплинированность и ответствен-ность;


Формировать чувство самокритично-сти


168
15.04

П/р.Определение пылезадерживающей роли растений
УКПЗ
1





169
18.04

П/р.Определение пылезадерживающей роли растений
УКПЗ
1





170
18.04

П/р.Определение пылезадерживающей роли растений
УКПЗ
1





171
21.04

П/р.Определение пылезадерживающей роли растений
УКПЗ
1





172
21.04

П/р. Определение загруженности улиц автотранспортом
УКПЗ
1





173
22.04

П/р. Определение загруженности улиц автотранспортом
УКПЗ
1





174
22.04

П/р. Определение загруженности улиц автотранспортом
УКПЗ
1





175
25.04

П/р. Определение загруженности улиц автотранспортом
УКПЗ
1





176
25.04

П/р. Определение загруженности улиц автотранспортом
УКПЗ
1





177
28.04

Экоакция «За чистоту сельских улиц»
УКПЗ
1





178
28.04

Экоакция «За чистоту сельских улиц»
УКПЗ
1





179
29.04

Экоакция «За чистоту сельских улиц»
УКПЗ
1





180
29.04

Экоакция «За чистоту сельских улиц»
УКПЗ
1





181
02.05

Экоакция «За чистоту сельских улиц»
УКПЗ
1





182
02.05

Экоакция «За чистоту сельских улиц»
УКПЗ
1





183
05.05

Экоакция «За чистоту сельских улиц»
УКПЗ
1





184
05.05

Экоакция «За чистоту сельских улиц»
УКПЗ
1





Раздел 6. Экологическая обстановка в г.Старый Оскол и Старооскольском районе- 16 часов

185
06.05

Атмосферный воздух
ИНЗ
1

Атмосферный воздух.

Водные ресурсы.


Земельные ресурсы.


Растительный и животный мир.




Воспитывать любовь к малой родине:
к родному дому, школе, семье, двору, микрорайону, городу;

Видео

186
06.05

Атмосферный воздух
ЗНЗ
1





187
12.05

Атмосферный воздух
ЗНЗ
1





188
12.05

Водные ресурсы
ИНЗ
1





189
13.05

Водные ресурсы
ЗНЗ
1





190
13.05

Водные ресурсы
ЗНЗ
1





191
16.05

Земельные ресурсы
ИНЗ
1





192
16.05

Земельные ресурсы
ЗНЗ
1





193
19.05

Земельные ресурсы
ЗНЗ
1





194
19.05

Растительный и животный мир
ИНЗ
1



Видео

195
20.05

Растительный и животный мир
ЗНЗ
1





196
20.05

Растительный и животный мир
ЗНЗ
1





197
23.05

Семинар «Экообстановка в городе Старый Оскол и Старооскольском районе»
УКПЗ
1

Семинар «Экообстановка в городе Старый Оскол и Старооскольском районе».
Игра «Дыхание города».




198
23.05

Семинар «Экообстановка в городе Старый Оскол и Старооскольском районе»
УКПЗ
1





199
26.05

Игра «Дыхание города»
УКПЗ
1





200
26.05

Игра «Дыхание города»
УКПЗ
1





Раздел 7. Техногенная среда и здоровье человека- 16 часов

201
27.05

Болезни цивилизации
ИНЗ
1

Болезни цивилизации.
Выхлопные газы и здоровье
человека.

Влияние электромагнитного излучения, шума и вибрации на человека.



Формировать Потребность в саморегуляции:

· ответствен
ность,

· самоконтроль,

·рассудитель
ность,

· тактичность,

· терпимость,

·самостоятельность,

· умение адаптироваться к новым условиям,

· умение прогнозировать собственную деятельность,

· умение организовать свою деятельность и анализировать её
АРМ

202
27.05

Болезни цивилизации
ЗНЗ
1





203
30.05

Выхлопные газы и здоровье человека
ИНЗ
1





204
30.05

Выхлопные газы и здоровье человека
ЗНЗ
1





205
02.06

Влияние электромагнитного излучения, шума и вибрации на человека
ИНЗ
1





206
02.06

Влияние электромагнитного излучения, шума и вибрации на человека
ЗНЗ
1





207
03.06

Комплексная анкета по выявлению состояния экологической культуры учащихся
УКПЗ
1





208
03.06

Комплексная анкета по выявлению состояния экологической культуры учащихся
УКПЗ
1





209
06.06

Влияние шума на здоровье человека
ИНЗ
1

Работа со справочной, тематической литературой.





210
06.06

Влияние шума на здоровье человека
ЗНЗ
1





211
09.06

Влияние шума на здоровье человека
ЗНЗ
1





212
09.06

Влияние шума на здоровье человека
ЗНЗ
1





213
10.06

П/р.Изучение продолжительности жизни людей во временном плане под влиянием антропогенных фактов
УКПЗ
1


Практические работы:
№1. Влияние шума на здоровье человека.
№2. Изучение продолжительности жизни людей во временном плане под влиянием антропогенных фактов.




214
10.06

П/р.Изучение продолжительности жизни людей во временном плане под влиянием антропогенных фактов
УКПЗ
1





215
13.06

П/р.Изучение продолжительности жизни людей во временном плане под влиянием антропогенных фактов
УКПЗ
1





216
13.06

П/р.Изучение продолжительности жизни людей во временном плане под влиянием антропогенных фактов
УКПЗ
1






В разделе «Тип и форма занятий» вводятся следующие обозначения:
Условные обозначения:
Сокращённое обозначение
Учебное занятие
Сокращённое обозначение
Учебное занятие

ИНМ
Изучение нового материала
КЗ
Контроль знаний

ЗПЗ
Закрепление первичных знаний
УОСЗ
Урок обобщения и систематизации знаний

УКПЗ
Урок комплексного применения знаний







ФОРМЫ И СРЕДСТВА КОНТРОЛЯ
Комплексная анкета
по выявлению состояния экологической культуры учащихся

Вопросы

1. Мотивационный компонент

1.
Что вызывает у Вас потребность заниматься экологической деятельностью?


требования учителей –


любовь к природе; -


стремление быть полезным -


сознание личной причастности к делу охраны природы


требования родителей –


пример других людей-


интерес к экологическим проблемам –


затрудняюсь ответить-


особое мнение

2.
Убеждены ли Вы в том, что деятельность каждого конкретного человека способствует решению экологических проблем?


Да-


не совсем убежден-


нет-

3.
Считаете ли Вы своим долгом заниматься экологической деятельностью (охраной природы)?


да, считаю -


скорее да, чем нет-


скорее нет, чем да-


нет, не считаю-

4.
Проявляете ли Вы интерес к проблемам взаимодействия человека и природы? В чем это выражается?


постоянно читаю книги, статьи в газетах и журналах, смотрю передачи экологической тематики


иногда читаю отдельные статьи в периодических изданиях –


не интересуюсь этими проблемами –


делал доклад на уроке (заседании кружка) по экологической тематике


занимаюсь в природоведческом кружке-


провожу исследования в природе-


затрудняюсь ответить-

5.
Что препятствует Вам заниматься экологической деятельностью?


не проявляю интереса к проблемам взаимодействия человека и природы-


не хватает времени на все, в том числе на экологическую деятельность –


экологическая деятельность - это очень трудно-


большая загруженность другой работой -


осознание того, что вряд ли я один могу изменить экологическую ситуацию -


я не владею навыками и умениями экологической деятельности-


это не мое дело-


затрудняюсь ответить-


особое мнение ___________

6.
Что обычно определяет Ваше поведение в природе?


никогда не задумывался над этим; -


бережное отношение к растениям и животным-


стремление получить какую-либо пользу, выгоду для себя-


осознание долга за сохранение всего живого-


стремление отдохнуть, расслабиться, получить положительные эмоции-


стремление насладиться красотой природы


затрудняюсь ответить-


особое мнение

2. Аксиологический компонент:

1.
Какую ценность имеет природа для общества человека?


Позволяет жить на планете


В природе много интересного


Затрудняюсь ответить

2
Какую ценность имеет природа лично для Вас?


Красиво в лесу, на водоеме


Она дает мне здоровье, еду, красоту


Это наше достояние


Помогает любить все окружающее

3.
В чем заключается общечеловеческая ценность природы?


в том, что она является главным условием жизни человека


в том, что она критерий прекрасного в жизни-


в том, что она дает человеку пищу и одежду –


в том, что она источник вдохновения в деятельности человека-


в том, что она позволяет человеку познавать окружающий мир –


затрудняюсь ответить-


(особое мнение) воспитывает любовь ко всему живому

4.
Есть ли в природе полезные и вредные растения и животные?


Нет в природе все взаимосвязано


Да


Не знаю

5.
В чем заключается нравственная ценность природы?


В красоте, во вдохновение


В том, что природа помогает жить, развиваться


Стать лучше, добрее, выносливее, мудрее


Затрудняюсь ответить

6.
В чем заключается познавательная ценность природы?


Природа открывает для нас много нового и не исследованного


Источник познания себя и мира


Затрудняюсь ответить

7.
В чем заключается эстетическая ценность природы?


В наслаждении ее красотой


Появляется вдохновение для творчества

3. Гностический компонент

1.
Что такое экология? наука о взаимодействии человека и природы –


наука о взаимодействии человека и природы


система знаний об экосистемах –


наука о воспроизводстве жизни и факторах этого воспроизводства –


сведения об экологических проблемах-


наука о взаимоотношениях живых существ между собой и с окружающей природой-


система знаний о растительном и животном мире-


наука о биосфере-


затрудняюсь ответить-

2.
Какие Вы знаете экологические проблемы современности?


Озоновые дыры


Деградация почв


Загрязнение бытовыми отходами


Загрязнение воздуха выхлопными газами, заводскими трубами


Загрязнение морей нефтью


Парниковый эффект


Уничтожение животных и растительного мира, занесенных в красную книгу

3.
Назовите ведущие антропогенные факторы изменения окружающей среды.


Добыча полезных ископаемых


Строительство городов, дорог


Мусорные свалки


Затрудняюсь ответить

4.
Что такое Красная книга?


список редких и исчезающих видов животных и растений, подлежащих охране-


описание экологических проблем современности;-


перечень лучших дел человечества по охране природы –


перечень негативных поступков, действий человека по отношению к природе-


описание наиболее красивых объектов, явлений природы –


затрудняюсь ответить-

5.
Что такое биосфера?


совокупность растений и животных -


живая оболочка планеты-


пространство существования жизни на Земле -


взаимосвязь человека и природы-


животный мир-


видовое разнообразие растений


затрудняюсь ответить-

4. Эмоционально-волевой компонент

1.
Какие эмоции и чувства вызывает у Вас общение с природой?


Радость, повышенное настроение


Вызывает вдохновение для новых дел и поступков

2.
Какие эмоции и чувства вызывает у Вас негативное отношение людей к природе?


Отвращение к таким людям, гнев, огорчение, отрицательные эмоции


Затрудняюсь ответить

3.
Всегда ли Вы можете удержаться от того, чтобы сорвать цветов, сломать ветку дерева без особой потребности?


Всегда-


Иногда-


очень редко -


никогда –

4.
Могли бы Вы остановить своего товарища от нанесения вреда природе? Как?


- Да, словом, разговором


- Попросить взрослых помочь


- Затрудняюсь ответить

5.
Испытываете ли Вы потребность заниматься экологической деятельностью?


Да


Затрудняюсь ответить

6.
Оцените свой уровень экологической культуры:


высокий-


средневысокий-


средненизкий-


низкий -


затрудняюсь оценить -



Материально-техническое обеспечение образовательного процесса
№ п/п
Наименования объектов и средств материально-технического обеспечения
Необходимое
количество
Оснащенность

1.
Технические средства обучения



1.1
АРМ
Д
1/100%

1.2
Экран навесной
Д
1/100%




Дополнительная литература
Анашкина, Е. Н. Лесными тропами. Наблюдаем за млекопитающими /
Е. Н. Анашкина // Ярославль Академия развития 2006. – 288 с.
Бабенко, В. Г., Богомолов, Д. В. Экология животных / В.Г. Бабенко, Д. В. Богомолов // Москва: Вентана - Граф, 2004.- 128 с.
Брем, А. Э. Жизнь животных / А. Э. Брем // Москва: Терра 1992. – 524 с.
Галушин, В. М. Охрана природы / В. М. Голушкин // Москва: Просвещение, 1987.– 256 с.
Герасимов В.П. Животный мир нашей Родины.- М. Просвещение, 2000.- 116 с.
Денисова, Г. А. Удивительный мир растений / Г.А. Денисова // Москва: Просвещение, 1981. -187с.
Миркин, Б. М. , Наумова, Л. Г. Ролевые игры по экологии. Пособие для учителей / М. Б. Миркин, Л.Г. Наумова // Москва: Устойчивый мир, 2000. – 272 с.
Реймерс, Н.Ф., Штельмерк, Ф.Р. Особо охраняемые природные территории / Н. Ф. Реймерс, Ф.Р. Штельмерк // М.: Просвещение, 1978. – 134 с.
Экология Белгородской области: учебное пособие для уч-ся 8-11 классов / Под ред. А.М. Петин, Л.Л. Новых, В.И. Петина, Г.Г. Глазунов // М.: Изд-во МГУ, 2002.- С.16-163.
Энциклопедия Я познаю мир. Экология. / Под ред. А. Е. Чижевский. // Москва, 2005. – 388с.