ОРГАНИЗАЦИЯ МЕТОДИЧЕСКОЙ РАБОТЫ ПО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ КОНТРОЛЬНО-ОЦЕНОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧИТЕЛЯ И УЧАЩИХСЯ


ОРГАНИЗАЦИЯ МЕТОДИЧЕСКОЙ РАБОТЫ ПО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ КОНТРОЛЬНО-ОЦЕНОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧИТЕЛЯ И УЧАЩИХСЯ
Орловская Татьяна Владимировна
Государственное учреждение образования «Средняя школа №7 г. Борисова»,
город Борисов, Республика Беларусь, borisovsch7@ya.ru
Аннотация
Статья посвящена актуальной на сегодняшний день организации методической работы по совершенствованию контрольно-оценочной деятельности учителя и учащихся. В статье предложена разработка семинара в форме педагогического ринга. Целью игры являться повышение уровня профессиональной компетентности педагогов через освоение научно-методических и психологических принципов организации контрольно-оценочной деятельности. Во время педагогического ринга были рассмотрены дидактические требования к организации контрольно-оценочной деятельности учителя; раскрыта роль процесса оценивания в повышении уровня учебной мотивации; рассмотрены психологические аспекты организации контрольно-оценочной деятельности учителя.
Деятельность учреждения образования находится в прямой зависимости от кадрового потенциала, от уровня его профессионального мастерства. Мастерство педагога формируется через постоянную, систематическую профессиональную учебу на рабочем месте. Одним из действенных путей повышения профессионального мастерства педагога является методическая работа.
Она включает подготовку методических разработок, методических рекомендаций, учебно-методических пособий разработку учебно-методических материалов: текстов лекций, бесед, планов и рекомендаций по проведению семинаров, учебных игр, активных форм обучения и т.п.
В вопросах организации контрольно-оценочной деятельности накоплен большой опыт. Но, по-прежнему, актуальность вопроса оценочной деятельности учащихся на уроке не снижается, по-прежнему эти вопросы остаются сложнейшими педагогическими проблемами. Наблюдение и результаты анкетирования учителей показывают, что
Качественный анализ «+»
мы готовы помочь учащимся, которые долго не успевают по предмету, признавая за ними право на улучшение результата;
мы осознаём необходимость показать динамику учебных достижений учащегося в сравнении с ним самим «вчерашним»;
мы готовы похвалить учащихся во время работы, поддержать их во время ответа;
мы не всегда сразу поставим «0» за невыученный урок, скорее всего, попробуем войти в положение ребенка, дать ему шанс реабилитироваться на следующем уроке.
Качественный анализ «-»всё равно иногда позволяем себе сравнить учащихся по успеваемости, добиваясь таким сомнительным способом воспитательного эффекта;
не используем стимулирующую функцию 10-балльной системы оценивания, придерживаясь мнения, что отметка должна быть заработана;
не всегда готовы учесть нестандартные способы решения, а ведь это развитие творческих способностей учащихся, так можно совсем отбить охоту мыслить нестандартно;
не находим времени поговорить с учениками об их успеваемости индивидуально, забывая, что перед нами не просто объекты учебно-педагогического действия, а живые люди, со своими переживаниями и проблемами;
почему-то не все соглашаются с тем, что комментарий отметок обязателен.
Можно в форме игры (педагогический ринг) с педагогами еще раз осмыслить проблему оценивания учащихся с целью дальнейшего совершенствования практики оценивания и повышения качества и эффективности урока. Целью будет являться повышение уровня профессиональной компетентности педагогов через освоение научно-методических и психологических принципов организации контрольно-оценочной деятельности. Задачи: изучить дидактические требования к организации контрольно-оценочной деятельности учителя; раскрыть роль процесса оценивания в повышении уровня учебной мотивации; рассмотреть психологические аспекты организации контрольно-оценочной деятельности учителя; определить проблемы контрольно-оценочной деятельности учителя и пути их решения; выработать рекомендации по организации эффективной контрольно-оценочной деятельности на уроке.
Во время игры педагогам предстоит выполнить задания, которые помогут выявить знания в практике оценивания. Для этого необходимо разделиться на две команды: «Опыт» и «Молодость». Оценивать выступления команд будет жюри. При затруднении помогать с ответом будут «Эксперты», а за психологической стороной игры должны наблюдать «Психологи». Есть еще группа «Темная лошадка» (учителя-родители).
Ведущий. Итак, начинаем наш педагогический ринг.
Существуют основные нормативные документы, которые регламентируют контрольно-оценочную деятельность учителя, которые каждый учитель обязан знать и умело применять знания на практике.
Образовательный процесс это деятельность трехсторонняя. Ее участниками являются: учащиеся, учителя и родители. Каждый участник заинтересован в достижении учебных результатов, и в том, чтобы эти результаты были оценены объективно, чтобы были исключены случаи субъективных и ошибочных суждений, чтобы отметки отражали действительную успеваемость учащихся. Сегодня учащиеся и их родители ждут от учителя, прежде всего, чтобы он понимал их и их проблемы и вместе с тем был строг, последователен и справедлив.
Говоря об оценках и отметках, не следует упускать из виду их связь с уроками в целом:
-Оценки и отметки могут существенно способствовать делу повышения успеваемости, но не совершают «чудес». Если есть недостатки при определении целей и содержания урока, его дидактико-методической организации, то даже самая изощренная методика оценки знаний не поможет повысить успеваемость учащихся.
-Оценки и отметки – важное средство воспитания. Однако если взаимоотношения между учителем и учащимися не на должном уровне, если учитель не обладает авторитетом, учащиеся сомневаются в его справедливости, то оценки и отметки утрачивают свое воспитательное воздействие.
-Оценки и отметки – важный метод стимулирования активности учащихся, однако не единственный и далеко не в каждом случае самый подходящий.
Фактом является то, что нет единого мерила установления знаний учащихся. В то время как в математике выявление знаний во многих случаях приближается к «замеру», в случаях с сочинением, рассказом стихотворений и т.д. возрастает степень « оценочной прикидки». Простое воспроизведение знаний и использование навыков можно при нормальных условиях работы учителя проследить с большей объективностью, чем степень выражения творческих способностей. Оценка знаний будет только в том случае педагогически правильной, если она стимулирует, а не тормозит развитие школьников.
Выставление отметок по предметам способствует развитию ученика:
-если он понял, что от него требуют;
-если он не сомневается в справедливости спрашиваемых знаний и необходимости требуемых умений;
-если он убежден, что может постигнуть требуемое, что полученная отметка зависит только от него самого и степени его усердия.
Если эти условия выполнены, то ставить отметку можно.
Для повышения качества знаний полезно использовать правило: проверяй все, что задаешь, оценивай достаточно полно, ставь отметку только за существенное.
Задача каждого педагога строить образовательный процесс таким образом, чтобы в его оценке власти было мало, а педагогики много. Любая оценка, которую учащийся считает справедливой, неважно, положительная она или отрицательная, сказывается на мотивах, становится стимулом их деятельности и поведения в будущем.
1 конкурс «Копилка мудрых мыслей».
Педагогам дается задание, составить высказывание из обрывков фраз и высказать свое мнение о высказывании.
«Оценка знаний учащихся в той или иной форме является необходимой частью учебного процесса» (В.М. Полонский) – «Психологи»
«Отсутствие оценки является самым худшим видом оценки, поскольку это воздействие не ориентирующее, а дезориентирующее. (Б. Г. Ананьев) – «Опыт»
«Я далек от намерения вообще изгнать отметку из школьной жизни. Нет, без отметки не обойтись» (В. А. Сухомлинский) – «Молодость»
«С первых дней школьной жизни на тернистом пути учения перед ребёнком появляется идол – отметка. Для одного ребёнка – он добрый, снисходительный, для другого – жёсткий, безжалостный, неумолимый… Ребёнок старается удовлетворить или – на худой конец – обмануть идола и постепенно привыкает учиться не для личной радости, а для отметки» (В. А. Сухомлинский). – «Эксперты»
«Ребенок учится для того, чтобы не быть наказанным; второе- ребенок учится для того, чтобы быть награжденным; третье- ребенок учится для того, чтобы быть лучше других; четвертое- ребенок или молодой человек учится для того, чтобы получить выгодное положение в свете» (Л.Н.Толстой). – «Родители»
Ведущий. Прежде всего, мне хотелось бы, чтобы мы с вами уточнили понятия: «Оценка» и «Отметка» т.к. от понимания сути того или иного термина зависит, что каждый из нас вкладывает в его понимание.
В педагогике под проверкой и оценкой знаний учащихся понимают выявление и сравнение на том или ином этапе обучения результатов учебной деятельности учащихся с требованиями программы.
Согласно толковым словарям русского языка, слова оценка и отметка не являются синонимами.
Оценка – это мнение о ценности, уровне или качестве чего — либо;
Отметка – это установленное государственными стандартами обозначение степени знаний ученика.
Согласно нормативному документу:
Оценка – развернутая словесная характеристика результатов, прилежания, стремления, усилий и творчества учащегося.
Оценить – значит определить степень, уровень, качество выполнения учащимися задач, поставленными перед ними в процессе обучения. Когда учитель оценивает учащегося, он высказывает, прежде всего, свое личное мнение о конкретной работе конкретного учащегося.
Отметка – это результат процесса оценивания, его условно-формальное (знаковое), количественное выражение оценки учебных достижений учащихся в цифрах и баллах. Когда учитель ставит отметку, на первый план выдвигается общегосударственный стандарт качества знаний. При этом зачастую за выставленной отметкой не проявляется сам процесс получения знаний.
Отметка выводится из оценки, а потому оценка должна предшествовать отметке. В практике учителей наблюдается обратная картина: учителя в начале ставят учащимся отметки и лишь затем комментируют их. Более того, комментарий часто носит краткий, свернутый характер.
Обычно учителями используются следующие формы оценки:
- многочисленные «малые формы оценки» в ходе занятий, находящие свое выражение в мимике, жестах, модуляции голоса, обращении к ученику, в кратких одобрениях, критических замечаниях учителя;
- краткие замечания, в которых учитель высказывает в устной или письменной форме (в домашних работах, письменных заданиях, сочинениях, на рисунках или в школьном дневнике) свои суждения по поводу успеваемости и дисциплины данного ученика;
- отметки, с помощью которых по десятибалльной системе оцениваются успеваемость и определенные аспекты поведения;
- общие характеристики, включающие оценку учебных и трудовых успехов, которые пишутся в конце учебного года, при получении аттестата или для профессиональных заведений и т. п.
- сюда прибавляются оценочные высказывания учителя при посещении родителей, на родительских собраниях
Смысл комментирования отметок заключается, во-первых, в указании на наиболее типичные ошибки в учебной работе ученика, во-вторых, в стимулировании интереса к учению, открытии перспектив перед ним, в-третьих, в обеспечении согласия учащегося с выставляемой ему отметкой.
Эффективность отметки возрастает, если ученик внутренне согласен с ней.
Процедура проверки и оценки учебных достижений учащихся – это контроль. Эксперты, назовите, пожалуйста, виды контроля.
2 конкурс «Сделай выбор».
У вас на листах таблица с видами контроля. Необходимо найти соответствие, отметить знаком «+» (возможен не один вариант).
Поурочный контроль Тематический контроль Итоговый
контроль + сопровождает процесс усвоения каждой изучаемой темы и позволяет определять степень продвижения учащихся в освоении учебного материала.
+ носит стимулирующий, корректирующий и воспитательный характер.
+ заключается в проверке усвоения программного материала по каждой крупной теме курса.
+ производится накануне перевода учащихся в следующий класс или на следующую степень обучения.
+ оцениваются достижения учащихся не по отдельным элементам, а в логической системе, соответствующей структуре учебной темы (тем).
+ осуществляется посредством проведения самостоятельных и контрольных работ, других методов и средств контроля, которые определяются педагогом с учётом возрастных особенностей учащихся.
+ осуществляется в устной и письменной формах или в их сочетании посредством проведения опроса (индивидуального, группового, фронтального) с использованием контрольных вопросов и заданий, содержащихся в учебниках, учебных, учебно-методических пособиях и дидактических материалах
Ведущий. Что нужно знать о контроле еще?
-что должно проверяться; -кто должен опрашиваться; -какой ожидается эффект от проведения проверки; -какие выводы можно будет сделать на основе результатов проверки.
Эксперты, назовите, пожалуйста, функции контроля (образовательная, стимулирующая, диагностическая, контролирующая, социальная).
Эксперты, назовите, пожалуйста, формы контроля (устная, письменная, практическая).
3 конкурс «Кто больше?».
Написать за 2 мин. методы контроля, которые вы знаете. Далее по очереди команды называют по одному методу без повторений.
(методы контроля: индивидуальный, групповой и фронтальный опрос с использованием контрольных вопросов и заданий, содержащихся в учебниках, учебных, учебно-методических пособиях и дидактических материалах, собеседования, дидактические тесты, диктанты, изложения, сочинения, самостоятельные и контрольные работы, наблюдения, лабораторные и практические работы, лабораторные опыты, экспериментальные исследования, рефераты и другие методы и средства контроля.)4 конкурс «Ты-мне, я-тебе».
Команды задают друг другу заранее по 2 вопроса (педагогические ситуации) на выбор. Оценивается полнота и правильность ответов. При дополнении ответов командой, задающей вопрос, ей присуждаются дополнительные очки. Далее задать по 1 вопросу психологу.
В школу пришла мама одного из Ваших учеников и высказала возмущение по поводу успеваемости своего сына: «Домашние задания выполняем с сыном всей семьей, а оценок положительных нет. Вы намеренно их занижаете. Репетитор говорит, что мой сын способный мальчик, а Вы к нему предвзято относитесь». Ваши действия.
Ученики выполнили проверочную работу. Одному Вы поставили «5», а другому при том же количестве ошибок «6». Ученик, получивший «5», решил выяснить у Вас, почему выставлены разные отметки. Ваши действия.
Ученик систематически забывает на Ваших уроках тетрадь, проверочные работы выполняет на листках, часто их не сдает, а устно в классе не отвечает. Как объективно оценить такого ученика?
В начале урока педагог раздает тетради с проверенным домашним заданием и предлагает сделать работу над ошибками. Один из обучающихся обнаруживает, что при проверке педагог не заметил его ошибку и громко заявляет об этом на весь класс. Как Вы отреагируете (как поступите, что сделаете, что скажете и др.) в данной ситуации и почему?
К Вам пришли родители обучающегося из 10 класса, которые недовольны выставленной Вами отметкой за четверть. Они считают эту отметку несправедливой, обвиняют Вас в необъективности. Как Вы отреагируете (как поступите, что сделаете, что скажете и др.) в данной ситуации и почему?
В Вашем классе есть обучающийся, который хорошо знает предмет, но не может отвечать перед всем классом, замыкается, молчит. Как Вы отреагируете (как поступите, что сделаете, что скажете и др.) в данной ситуации и почему?  
Обучающийся регулярно приходит в школу с невыполненным домашним заданием. Учитель: «Ты опять не сделал домашнее задание». Ученик, не глядя на учителя, будничным тоном: «Я забыл». Как Вы отреагируете (как поступите, что сделаете, что скажете и др.) в данной ситуации и почему?
На уроке литературы педагог спрашивает: «Почему вы не прочитали заданное на дом («Войну и мир», «Мифы Древней Греции», «Мертвые души»). Ученики хором отвечают: «А мы смотрели кино». Как Вы отреагируете (как поступите, что сделаете, что скажете и др. в данной ситуации и почему?)
Учитель: «У тебя полно 0-1 и пропусков. Скоро конец четверти. Когда ты начнешь учиться?». Ученик: «А что париться? Все равно за год тройку поставите.» Как Вы отреагируете (как поступите, что сделаете, что скажете и др.) в данной ситуации и почему?
Учитель: «Когда ты, наконец, выучишь таблицу умножения? Ученик: «А зачем она мне. Для этого есть калькулятор». Как Вы отреагируете (как поступите, что сделаете, что скажете и др.) в данной ситуации и почему?
Ведущий. К основным типичным субъективным ошибкам оценивания в школе относятся:
- великодушие, снисходительность. Проявляется в завышении отметок. Крайней формой великодушия в оценках обучаемых явилась процентомания;
- перенос симпатии или антипатии с ученика на оценку (отметку):
- оценка по настроению;
- отсутствие твердых критериев (преподаватель ставит высокие отметки за слабые ответы, и наоборот);
- центральная тенденция (проявляется в стремлении избежать крайних отметок, например, не ставить единиц, двоек и десяток);
- неустойчивость системы (преподаватель то долго не спрашивает, то весь урок опрашивает);
- близость оценки той, которую ставят коллеги (например, по большинству предметов ученик не отличается успехами, в такой ситуации трудно выставлять высокие отметки по своему предмету);
- перенос оценки за поведение на оценку по учебному предмету;
- завышение и занижение отметок и др.
5 конкурс «Родительские университеты».
«Темная лошадка». Родители сами выбирают, какие задать вопросы (4-6в.).
Когда я сама училась в школе, моя учитель математики смотрела только на решение и на результаты, а грязь и исправления она вообще не замечала (у меня тоже всегда грязь в тетрадях была). Неужели она нам тогда оценки завышала?
У меня такая ситуация: дело в том, что моему ребёнку, учащейся 8 класса, каждый раз задают на уроке русского языка выучить правила, но учитель их упорно не спрашивает, а спрашивает старые правила, естественно ребёнок их сразу и не вспомнит. И она ставит ей за эти правила двойки. И так каждый урок. Подскажите, как мне быть.
Уважаемые товарищи учителя, должны ли учителя давать переписывать контрольные?
Имеет ли право учитель наказывать ученика в школе как-то иначе, кроме как поставить оценку? В частности - допустимо ли учителю ставить ученика в угол? Если нет, то, на какие нормативные акты можно ссылаться, и какая ответственность учителя в подобных случаях предусмотрена?
Как повлиять на учителя, незаконно ставящего ученику оценки за пропуски в школе?
Мой сын очень способный ребенок. Это не только мое мнение как матери. Но учитель занижает ему оценки, чтобы он ходил на дополнительные платные занятия. Что нам делать, посещать эти занятия или же бороться с несправедливостью?
Блиц опрос для экспертов.
Может ли учитель ставить «0-1-2» за работы, которые были заданы во время болезни?
Могут ли поставить «0-1-2» за поведение?
Могут ли поставить «0-1-2» за поведение за действия учащегося вне школы во внеучебное время?
Могут ли выгнать с урока за плохое поведение?
Имеет ли право учитель не пускать на урок, если ученик опоздал?
Ведущий. Помните, что лучше не выставлять отрицательную отметку:
1. По всем предметам и всю первую четверть в 5-х классах.
2. В начале первой четверти во всех классах в начале изучения нового предмета.
3. В начале первой четверти учащимся класса, в котором впервые начал работать учитель.
4. В первые две недели месяца начала учебного года во всех классах по всем предметам.
5. На первых двух уроках после каникул во всех классах по всем предметам.
6. В первый день после выходных и праздников во всех классах и по всем предметам.
7. На следующий урок после отсутствия учащегося в классе.
8. Во время кратковременной замены основного учителя другим учителем.
Для повышения качества знаний полезно использовать правило: проверяй все, что задаешь, оценивай достаточно полно, ставь отметку только за существенное.
Подведение итогов педагогического ринга.
Выставляя ребенку отметку не надо думать, как я буду выглядеть в глазах коллег, администрации, а думать о том, что ребенок будет делать сегодня, завтра после этой отметки: возьмется ли за книгу, станет трудолюбивее или эта отметка не будет стимулировать его к работе, оставит равнодушным.

Желание ученика иметь сведения о своих успехах является нормальным конечным звеном в цепи его духовных функций…
Поэтому знакомьте своих учеников с результатами их работ и с надеждами, которые они могут питать,
и отступайте от этого правила только в отдельных случаях,
когда вас останавливают какие-нибудь особые практические соображения.
У. Джеймс