Образовательная программа по предмету Вокальное исполнительство для ДШИ 1-5 лет обучения

СТРУКТУРА ПРОГРАММЫ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

Пояснительная записка

Характеристика учебного предмета, его место и роль в образовательном процессе
Новизна, актуальность программы
Направленность
Цели и задачи дополнительной образовательной программы
Отличительные особенности
Возраст детей
Сроки реализации
Формы и режим занятий
Формы и методы контроля, система оценок
Виды контроля
Формы и методы контроля, система оценок
Оценка, критерии прослушивания выступлений
Ожидаемый результат
Содержание учебного процесса
Сведения о затратах учебного времени
Учебно-тематический план
Учебно-тематический план (годовые требования по классам)
Методическое обеспечение учебного процесса
Методические рекомендации педагогическим работникам
Рекомендации по организации самостоятельной работе обучающихся
Списки методической литературы
Список методической литературы














Пояснительная записка
Характеристика учебного предмета, его место и роль в образовательном процессе
Программа учебного предмета «Вокальное исполнительство»разработана на основе и с учётом федеральных государственных требований к дополнительной образовательной программе в области музыкального искусства в соответствии со своим уставом и требованиями Закона Российской Федерации «Об образовании»,а также учебными планами и, с объёмом времени предусмотренным образовательным учреждением МАОУ ДОД ДШИ МО «Барышский район» Ульяновской области.
Данная учебная программа является рабочей, адаптированной к условиям детской школы искусств МО «Барышский район» Ульяновской области, рассчитана на пятилетний курс обучения детей, поступающих в детскую музыкальную школу или детскую школу искусств в возрасте 9-12 лет. Занятия по предмету «Вокальное исполнительство» в ДШИ проводятся в объёме, определённом школьными учебными планами, составленными на основе действующих учебных планов, утверждёнными приказом Министерства культуры РФ от 12.03.2012 года №164.
Образовательная программа, помимо предметного содержания, включает в себя комплекс методических рекомендаций, базирующихся на передовом опыте педагогов, работающих в сфере Эстрадного исполнительства: К.Линклейтер, А.Краус, Ваккаи, Малинской и др.
В ДШИ класс вокала - одна из самых эффективных форм музыкального развития детей. Сольное пение открывает значительные перспективы для музыкально-эстетического самовыражения учащихся. Однако, все это может быть достигнуто, если имеет место педагогически грамотное обучение.
Пение является весьма действенным методом эстетического воспитания. В процессе изучения курса вокала дети осваивают основы вокального исполнительства, развивают художественный вкус, расширяют кругозор, познают основы актерского мастерства. Самый короткий путь эмоционального раскрепощения ребенка, снятия зажатости, обучения чувствованию и художественному воображению - это путь через игру, фантазирование, сочинительство. Все это дает театрализованная деятельность, основанная на действии, совершаемом самим ребенком, наиболее близко, действенно и непосредственно связывает художественное творчество с личными переживаниями.
За время обучения, по данной образовательной программе, дети, разучивая и исполняя, знакомятся с интереснейшими произведениями, написанными для детского голоса отечественными и зарубежными композиторами, с лучшими образцами музыкального творчества народов мира. Кроме того, приобретают опыт сценического выступления.
Мастерство педагога имеет едва ли не решающее значение в достижении проектируемых высоких результатов. В ходе работы по данной образовательной программе введена поисковая работа, направленная на совершенствование методов (в перспективе - создание эффективной системы) обучения детей сольному и ансамблевому пению, создания в процессе исполнения художественно-исполнительского образа.
Новизна, актуальность программы
В последнее время во всем мире наметилась тенденция к ухудшению здоровья детского населения. Можно утверждать, что кроме развивающих и обучающих задач, пение решает еще немаловажную задачу - оздоровительно-коррекционную. Пение благотворно влияет на развитие голоса и помогает строить плавную и непрерывную речь.
Пение представляет собой действенное средство снятия напряжения и гармонизацию личности. Для детей с речевой патологией пение является одним из факторов улучшения речи. Для детей всех возрастов уроки вокала должны быть источником раскрепощения, оптимистического настроения, уверенности в своих силах, соматической стабилизацией и гармонизацией личности. В этом случае пение становится для ребенка эстетической ценностью, которая будет обогащать всю его дальнейшую жизнь
3. Направленность данной авторской программы – художественно-эстетическая. По уровню освоения программы определяется как общекультурная, предполагающая удовлетворение познавательного интереса ребёнка, приобретение им умений в совместной творческой деятельности, обогащение навыками общения.
Программа предоставляет возможность сделать результаты учебной работы начинающих музыкантов востребованными в живой концертной практике. Это означает, что учебно-репетиционные занятия детей реализуются в концертах, творческих вечерах, фестивалях и других ярких запоминающихся событиях в жизни детей и их родителей. Тем самым они расширяют свои культурные горизонты, впитывая атмосферу и окунаясь в контекст культурной жизни города, области, России.
Репертуар программы базируется на лучших образцах современной эстрадной песни. Программа предоставляет возможность детям исполнять произведения различных стилей, жанров и направлений. Она отвечает важной социальной задаче воспитания учащихся на основе приобщения к высоким духовным ценностям на раннем этапе эстетического развития. В образовательной программе разработан подробный репертуарный план, чётко подчёркивающий вектор развития учащихся.
4.Цель и задачи дополнительной образовательной программы
Цель программы- Основной целью образовательной программы является приобщение детей и молодежи к основам мировой музыкальной культуры, развитие их музыкально-эстетического вкуса, формирование у них исполнительских вокальных умений и навыков, обеспечение условий для обучения профессионально ориентированных детей с целью их поступления в средние и высшие профессиональные учебные заведения. Правильно организованная и тщательно продуманная работа педагога способствует подъему общей музыкальной культуры учащихся.
Задачи: Формирование у детей вокальных навыков (правильное и естественное звукоизвлечение, певческое дыхание, верная артикуляция, четкая дикция, мягкая атака звука, чистая интонация и т.д.);
Формирование навыка адекватного и выразительного исполнения современной отечественной и зарубежной, эстрадной и джазовой вокальной музыки;
Обучение детей приемам сценического движения, актерского мастерства.
Приобщение к концертной деятельности (участие в конкурсах и фестивалях детского творчества);
Приобретение и расширение знаний (основы музыкальной и вокальной грамотности, основы физиологии голосового аппарата, знакомство детей с образцами мировой вокальной музыки);
Приобретение и расширение знаний (основы законов сцены, основы физиологии речевого, опорно-двигательного и дыхательного аппарата);
Обучение детей приемам самостоятельной и коллективной работы;
Организация творческой деятельности, самообразования;
Развитие пластической выразительности;
Развитие чувства ритма и координации движений;
Создание базы для творческого мышления детей;
Развитие их активности и самостоятельности обучения;
Формирование общей культуры личности ребенка, способной адаптироваться в современном обществе;
Построение учебного процесса, способствующего не только сохранению, но и укреплению, а так же совершенствованию здоровья детей;
Укрепление голосового аппарата, увеличение объема дыхания;
Создание комфортного психологического климата, благоприятной ситуации успеха.
5.Отличительные особенности
Программа «Вокальное исполнительство» отличается тем, что позволяет в условиях детской школы искусств, через дополнительное образование расширить возможности образовательной области «Искусство»;
Она ориентирована на развитие творческого потенциала и музыкальных способностей школьников разных возрастных групп и обучению соразмерно личной индивидуальности;
Содержание программы «Вокальное исполнительство», может быть основой для организации учебно-воспитательного процесса по индивидуальной траектории, развития вокальных умений и навыков, как групп обучающихся, так и отдельно взятых учеников;
Программа дополнительного образования имеет четкую содержательную структуру на основе постепенной (от простого - к сложному) реализации задач тематического блока, а не общепринятое описание системы работы, принципы:
принцип системного подхода к обучению;
принцип профессионального универсализма преподавателей;
принцип успешности;
принцип соразмерности нагрузки уровню и состоянию здоровья сохранения здоровья ребенка;
принцип творческого развития;
принцип доступности;
принцип ориентации на особенности и способности ребенка;
принцип индивидуального подхода;
принцип практической направленности;
В концептуальной основе данной программы важно особо подчеркнуть главное отличие - многообразие индивидуальных исполнительских манер и жанровой многоплановости.
В качестве главных методов программы используется стилевой и системный подход, метод творчества, метод импровизации и сценического движения.
Стилевой подход широко применяется в программе и нацелен на постепенное формирование у поющих осознанного стилевого восприятия вокального произведения, понимание стиля, методов исполнения, вокальных характеристик произведений.
Системный подход направлен на достижение целостности и единства всех составляющих компонентов программы – ее тематика, вокальный материал, виды концертной деятельности. Кроме того, системный подход позволяет координировать соотношение частей целого (в данном случае соотношение содержания каждого года обучения с содержанием всей структуры вокальной программы). Использование системного подхода допускает взаимодействие одной системы с другими.
Творческий метод используется в данной программе как важнейший художественно-педагогический метод, определяющий качественно-результативный показатель ее практического воплощения. Творчество уникально, оно присуще каждому ребенку и всегда ново. Это новое проявляет себя во всех формах художественной деятельности вокалистов, в первую очередь, в сольном пении, ансамблевой импровизации. В совместной творческой деятельности преподавателя и ученика проявляется неповторимость и оригинальность, индивидуальность, инициативность, особенности мышления и фантазии.
Метод импровизации. Требования времени – умение держаться и двигаться на сцене, умелое исполнение вокального произведения, раскрепощенность перед зрителями и слушателями. Всё это дает ученику умело вести себя на сцене, владеть приемами сценической импровизации, двигаться под музыку в ритме исполняемого репертуара. Использование данного метода поднимает исполнительское мастерство на более высокий уровень, ведь приходится следить не только за голосом, но и телом.

6. Возраст детей
При организации занятий на отделении «Вокальное исполнительство», делится на две возрастные группы: младшие классы (1 класс) 9-12 лет; (2 класс) 10-13 лет; и старшие классы (3класс ) 11-14 лет; (4 класс) 12-15 лет; (5 класс) 13-16 лет. Для детей планирующих поступление в образовательные учреждения, реализующие основные профессиональные образовательные программы в области музыкального искусство, может увеличен на один год. (6 класс) 17 лет.
7.Сроки реализации
Программа составлена для занятий в ДШИ для отделения « Вокальное исполнительство» и рассчитана на 1-5 классы. Программа рассчитана на 5( 6) лет обучения по 2 часа в неделю (в год проводится 72 часа). Общее количество часов пятилетнего обучения составляет 360 часов. При реализации программы «Вокальное исполнительство» с дополнительным годом обучения общий объём учебной нагрузки обязательной части составляет 432 часа. Занятия проводятся в оборудованных классах для занятий эстрадным пением на базе ДШИ.
8. Формы и режим занятий
Основная форма занятий на отделении « Вокальное исполнительство» - урок. Для желающих заниматься вокалом необходимо наличие удовлетворительных вокальных музыкальных данных, здоровый голосовой аппарат, артистические задатки.
Предмет «Вокальное исполнительство» является частью образовательной программы. Учебный план данной образовательной программы включает занятия по предметам: « Вокальное исполнительство. Вокал»-72 час, «Коллективное музицирование. (Хор) и (Вокальный ансамбль)-108 часов, «Сольфеджио»-54 часа, «Слушание музыки» и « Музыкальная литература»-36 часов, «Музыкальный инструмент» - предмет по выбору– 36 часов. Объём максимальной нагрузки обучающихся не должен превышать 9 часов в неделю (без учёта времени, предусмотренного учебным планом на консультации, затрат времени на контрольные уроки, зачёты и экзамены, а также участие обучающихся в культурно-просветительских и творческих мероприятиях ОУ.

II. Методы контроля и управления образовательным процессом
Важным элементом учебного процесса в ДШИ является систематический контроль успеваемости учащихся. Основными видами контроля успеваемости учащихся являются:
Текущий контроль учащихся;
Промежуточная аттестация учащихся;
Итоговая аттестация учащихся;
Основными принципами проведения и организации всех видов контроля успеваемости являются: систематичность, учёт индивидуальных способностей обучаемого, коллегиальность ( для проведения промежуточной и итоговой аттестации учащихся). Каждый из видов контроля успеваемости учащихся имеет свои цели, задачи и формы.
Виды контроля:
Предварительный - диагностика способностей учащихся;
Текущий – наблюдение за успешностью освоения обучающимися вокальными умениями и развитием вокального мастерства;
Итоговый - анализ результатов выступления обучающихся в рамках школьных, городских, Региональных, Всероссийских и Международных мероприятий.
Формы и методы контроля, система оценок
1. Аттестация: цели, виды, форма, содержание
В программе обучения в младших классах используются две основных формы контроля успеваемости – текущая и промежуточная.
Методы текущего контроля - контроль успеваемости учащихся направлен на поддержание учебной дисциплины, на выявление отношения учащегося к изучаемому предмету, на организацию регулярных домашних заданий, на повышение уровня освоения текущего учебного материала; Имеет воспитательные цели и учитывает индивидуальные психологические особенности учащихся.
оценка за работу в классе; текущая сдача музыкального произведения; контрольный урок в конце каждой четверти.
Виды промежуточного контроля определяет успешность развития учащегося и усвоение им образовательной программы на определённом этапе обучения. Наиболее распространёнными формами промежуточной аттестации учащихся являются:
переводной зачет в конце учебного года;
Академический концерт;
Контрольные прослушивания (просмотры концертной программы);
Зачёты проводятся в течении учебного года и предполагают публичное исполнение программы ( или части её) в присутствии комиссии. Зачёты с обязательным методическим обсуждением, носящим рекомендательный аналитический характер.
Переводной зачёт проводится в конце учебного года с исполнением полной концертной (учебной) программой. Предполагает обязательное методическое обсуждение.
Итоговая аттестация проводится по утверждённому директором школы расписанию. Оценка итоговой аттестации является одной из составляющих итоговой оценки по данному предмету, фиксируется в свидетельстве об окончании школы. Итоговая аттестация учащихся проводится комиссиями, состав которых утверждается приказом директора школы.
В программе обучения в старших классах также используются текущая и промежуточная формы контроля.
Методы текущего контроля- сдача музыкального произведения.
Виды промежуточного контроля - контрольный урок в конце каждого полугодия. Учет успеваемости учащихся проводится преподавателем на основе текущих занятий, их посещений, индивидуальной проверки знаний музыкальных произведений.
При оценке учащегося учитывается также его участие в выступлениях. Повседневно оценивая каждого ученика, педагог, опираясь на ранее выявленный им уровень подготовленности каждого ребенка, прежде всего, анализирует динамику усвоения им учебного вокального материала, степень его прилежания, всеми средствами стимулируя его интерес к учебе. На протяжении всех этапов вокального обучения в настоящей программе предусмотрено два переводных контрольных урока (зачета).
Первый контрольный урок (зачет) проводится после завершения обучения в младших классах при переводе детей в старшее звено, после 2 класса. Формой промежуточной аттестации может быть зачет в виде академического концерта.
При выведении итоговой (переводной) оценки учитывается следующее:

· оценка годовой работы ученика;

· оценка на зачете (академическом концерте);

· другие выступления ученика в течение учебного года.
В рамках дополнительной предпрофессиональной общеобразовательной программы «Вокальное исполнительство» предусмотрена итоговая аттестация, которая предполагает экзамен по предмету «Вокал». Данный экзамен может проводиться в форме отчетного концерта.
2.Критерии оценок
По итогам исполнения программы на зачете, академическом прослушивании или экзамене выставляется оценка по пятибалльной системе:
Оценка Критерии оценивания выступления
5 («отлично») регулярное посещение занятий, отсутствие пропусков без уважительных причин, знание музыкального произведения (материала) , разучиваемых в классе, активная эмоциональная работа на занятиях, участие на всех концертах .
4 («хорошо») регулярное посещение занятий, отсутствие пропусков без уважительных причин, активная работа в классе, сдача всего музыкально-вокального материала программы при недостаточной проработке трудных технических фрагментов (вокально- интонационная неточность), участие в концертах.
3 («удовлетворительно») нерегулярное посещение занятий, пропуски без уважительных причин, пассивная работа в классе, незнание наизусть вокального материала (произведений) в программе при сдаче, участие в обязательном отчетном концерте, в случае пересдачи;
2 («неудовлетворительно») пропуски вокальных занятий без уважительных причин, неудовлетворительная сдача всей программы, не допуск к выступлению на отчетный концерт «зачет» (без отметки) отражает достаточный уровень подготовки и исполнения на данном этапе обучения, соответствующий программным требованиям.
Данная система оценки качества исполнения является основной. Фонды оценочных средств призваны обеспечивать оценку качества приобретенных выпускниками знаний, умений и навыков, а также степень готовности учащихся выпускного класса к возможному продолжению профессионального образования в области музыкального вокального искусства.
При осуществлении итоговой аттестации, необходимо учитывать, что весь процесс приобретения знаний, умений, навыков пот программе «Вокальное исполнительство» предусматривает сольное исполнительство как основную форму учебной деятельности.
Итоговая аттестация проводится в конце учебного года в форме отчётного концерта для выпускников. Необходимо участие в концерте всех выпускников. При прохождении итоговой аттестации выпускник должен продемонстрировать вокальные навыки именно в процессе концертного исполнения. Поэтому важно, чтобы в программе выступления присутствовали произведения различных музыкальных направлений.
Данный вид аттестации оценивается по пятибалльной системе: «отлично», «хорошо», «удовлетворительно», «неудовлетворительно».
5 «Отлично»
1.Артистичное и выразительное исполнение всей концертной программы.
2. Высокий технический уровень владения вокальными навыками для воссоздания художественного образа и стиля исполнения сочинений разных форм и жанров зарубежных и отечественных композиторов.
3. При проведении итоговой аттестации по вокалу также необходимо учитывать: отличное знание выпускника текущего материала, активное участие в концертах, посещение репетиционных занятий и концертных выступлений.
4 «Хорошо»
1.Недостачно эмоциональное пение. Некоторые программные произведения исполняются невыразительно.
2.Владение основными вокальными навыками, но не во всех произведениях технически ровное звучание (неточное интонирование).
3 «Удовлетворительно»
1.Безразличное пение концертной программы.
2. Недостаточное овладение вокальными навыками.
2 «Неудовлетворительно»
1.Неявка на экзамен по неуважительной причине.
2.Плохое знание музыкального материала концертной программы.
Ожидаемый результат.
Проверка уровня знаний, умений и навыков учащихся осуществляется на мероприятиях текущей, промежуточной и итоговой аттестации: контрольных уроках, публичных выступлениях, переводных зачетах, итоговом экзамене, конкурсах, прослушиваниях к ним.
Проверка приобретённых вокальных навыков, усвоение теоретических знаний и вокальной подготовки учащихся осуществляется педагогом во время классных занятий на протяжении всего периода обучения.
Контрольные уроки оцениваются словесной характеристикой, при этом кратко отмечаются достигнутые учеником успехи и имеющиеся недостатки.
Экзамены в выпускном классе проводятся в соответствии с действующими учебными планами в конце года (4 разнохарактерных произведения). В течение учебного года учащиеся выпускных классов выступают на прослушиваниях с исполнением (без оценки) произведений выпускной программы, в остальных классах в конце 2 полугодия и в конце учебного года в форме академического концерта, где исполняют два разнохарактерных произведения.
Особо одаренные учащиеся могут выступать на больших праздниках и тематических концертах, а также предусматривается участие в различных конкурсах и фестивалях детского и юношеского творчества.

III. Учебно-тематический план

Программа имеет пятиуровневую (по годам обучения) и тематическую структуру.

п/п
Разделы (блоки)
Кол-во часов

1.
Введение. Владение голосовым аппаратом. Звуковедение. Использование певческих навыков.
22

2
Певческая установка и певческая позиция. Дыхание. Отработка
полученных вокальных навыков.
35

3.
Распевание.
21

4.
Работа над музыкальным произведением. Манера исполнения.
89

5.
Дикция. Артикуляция.
31

6.
Гигиена певческого голоса.
6

7.
Сценическая культура и сценический образ.
60

8.
Концертно-исполнительская деятельность
96

ИТОГО: 360


Перечень разделов:
Введение. Владение голосовым аппаратом. Звуковедение. Использование певческих навыков (22 часа)
Голосообразование – рождение звука. Вибрация и дыхание – основа рождения звука.
Гортань человека. Способность гортани человека издавать звуки. Четыре режима звуков: шумовой, грудной – натуральный (детский), фальцетный, свистовой или флейтовый. Регистровый порог. Механизм перевода регистра.
Звуковедение: гласные и согласные. Фонетика речевых гласных, их пение. Речевой диапазон. Требования к пению гласных. Пение согласных. Знаменитый тезис вокальной педагогики «язык, лежащий лодочкой или ложечкой». Назначение функции расслабления языка. Носовой звук. Переход от носового звука к гласному. Рупор. «Зевок и полузевок».
Практические занятия: Диагностические занятия – знакомство с детьми, изучение способности к пению. Координационно-тренировочные занятия.
Упражнение 1. Поиск вибрации: на губах (М) – на губной гармошке, расческе без оценки качества звуков.
Упражнение 2. Поток вибраций, поднимающийся из середины тела, вливается в вибрацию губ. Пение по одному звуку, двигаясь по полтона от «фа» до «си бемоль». Звук производится как жужжание. Звук из глубины.
Упражнение 3. Стимулирование губ на освобождение и расширение зоны вибрации (звук Б), подключая деки губ. Пальцем касаемся губ при движении вверх-вниз до свободного движения.
Упражнение 4. Губы расслаблены, выдуваем поток воздуха с вибрацией «ММ»: от щек по всему лицу.
Упражнение 5. Вдуваем вибрацию сквозь губы (вздох облегчения, касание звука, вибрации «ммм»).
Упражнение 6. Вибрация внутри тела.
Блок 2.
Комплекс № 1. Упражнения для осознания действий мышц, участвующих в голосообразовании.
Комплекс № 2. Упражнения для осознания ощущений вибрации, давления, действия мышц от восприятия звука своего голоса.
Комплекс № 3. Упражнения для работы голосового аппарата в разных режимах (регистрах).
Комплекс № 4. Упражнения для осознания связи режимов с разным тембром, силой голоса – через ощущения с разными энергетическими затратами, эмоциональными отражениями представлениями.
Комплекс № 5. Упражнения для осознания связи режимов с разными участками диапазона.
Комплекс № 6. Упражнения для осознания связи разных ощущений с эмоционально-образными представлениями.
Комплекс № 7. Упражнения на формирование связи эмоциональных слуховых представлений о высоте тонов и интервалов с режимом, тембром, силой голоса, с энергетическими затратами.
Комплекс № 8. Упражнения на формирование навыка выбора оптимальных энергетических затрат.
Комплекс № 9. Упражнения по овладению приемами, не позволяющими издавать звук привычным способом.
Комплекс № 10. Упражнения: язык лодочкой, язык на нижней губе в расслабленном виде.
Комплекс № 11. Упражнения на «Н - носовое».
Комплекс № 12. Упражнения двигательной программы (тренировки).

Певческая установка и певческая позиция. Дыхание. Отработка полученных вокальных навыков. (35 часов)
Опыт пения как экспульсивный акт (экс – наружу), т.е. действия связанные с выведением наружу – выдувание. Количество воздуха необходимое для пения. Малое дыхание. «Ни одна частичка воздуха не должна выйти из гортани, не превратившись в звук».
Зависимость качества пения от количества и скорости воздуха, протекающего через голосовую щель в единицу времени. Компоненты певческого тембра, образованные аэродинамическим путем. Соотношения работы органов дыхания и гортани. Резонаторная функция трахеи. Вибрато: сущность и назначение. Качающийся и тремолирующий голос.
Практические занятия: Дыхательная гимнастика.

3. Распевание (21 час)
Звук и механизм его извлечения. Правила вокальных упражнений. Правильное дыхание. Точное интонирование. Четкое произношение. Ровность тембра всех звуков при выполнении упражнений.
Важность работы над звуком. Продолжительность распевеваний. Требования к организации распеваний. Порядок распевок. Нотные примеры в условной тональности.
Использование скороговорки на начало распевки.
Практические занятия: Упражнения по распеванию. Задачи занятий: научить учащегося правильно выполнять распевания .

Работа над музыкальным произведением. Вокальные произведения разных жанров. Манера исполнения (89 часов)
История вокальных стилей. Классическая музыка. Жанры вокального исполнения: романс, опера, авторская (бардовая) песня, блюз, рок-н-ролл, рок, хард-рок, глэм-рок, британский бит, джаз, арт-рок, увертюра, соул, госпел, гэггей, «новая волна» (пост-панк, син-поп, панк-джаз, никакая волна, новый романтизм, техно-поп, электро-поп, неомод- рок, пауэр-поп), современная городская музыка, поп-музыка, эстрада, диско, фольклор, фолк-рок, этническая музыка.
При разучивании песенного репертуара, обращаюсь к знаниям и умениям детей, полученным на уроках предметов гуманитарного цикла: русского языка – умение правильно произносить слова, выразительно читать текст, и соблюдать правильную интонацию при их произношении; литературы – формируется начальное понятие художественного языка, умение анализировать образную систему, средства и приемы художественной выразительности; изобразительного искусства – представление о специфике решения образа в различных видах и жанрах.

Дикция. Артикуляция. (31 час)
Взаимосвязь речи и пения, как проявлений голосовой активности: общее и отличное. Важность умения говорить правильно в жизни человека. Восприятие искусства через интонацию. Влияние эмоционального самочувствия на уровень голосовой активности. Тембр певческого и речевого голоса. Дикция и механизм ее реализации. Артикуляция как работа органов речи (губ, языка, мягкого нёба, голосовых связок) необходимая для произнесения известного звука речи. Переход от гласной к согласной и наоборот. Механизм перехода от одной гласной к другой. Певческая артикуляция: смешанный тип. Певческий смешанный гласный, имеющий признаки 2-3х. Маскировочная артикуляция. Основные выводы вокальной педагогики о требованиях к пению гласных. Пути развития правильной дикции и грамотной речи. Проблемы речи в современное время. Иноязычные и сленговые слова и выражения. 3 стадии певческого дыхания: вдыхание, задержка набранного воздуха, выдыхание. Чистая дикция – условие успешного выступления на сцене любого артиста. Методы самостоятельной работы по овладению голосом, речью, дыханием, необходимым для пения и жизни вне музыки.
Практические занятия:
Артикуляционная гимнастика.
Упражнения на голосовые сигналы, доречевой коммуникации.
Упражнения тренировочной программы для грудного регистра и детского голоса
Дыхательные упражнения.
Тренажер самоконтроля развития дикции;
Упражнение на дикцию и артикуляцию

6. Гигиена голоса. (6 часов)
Бережное отношение к здоровью – как залог вокального успеха. Требования и условия нормальной
· работы дыхательных органов. Болезни горла и носа: насморк, танзилит, фарингит, ларингит и их влияние на голос. Воспаление трахеи: как последствие - потеря голоса. Меры профилактики лор – болезней, их необходимость.
Важность прослушивания хорошей музыки и чистого пения для гигиены певческого голоса. Требования и нагрузка на голос. Значение эмоций. О вреде курения на голосовые связки. Защитная регулирующая и эстетическая функция вибрато – основа и показатель самоконтроля. Запреты: Грудного регистра детского и женского голоса выше, чем ми-бемоль (ре-диез) первой октавы; Использование речевой формы гласных выше ми - бемоль (ре-диез) второй октавы; Переход на маскировочную артикуляцию на базе нейтрального гласного. Первая помощь голосовым связкам: молчание. Обращение к врачу фониатру по проблемам голоса.
Практические занятия:
Дозировки – тренировочной нагрузки на разные группы мышц при пении;
Упражнения на принятие и осознание регулировочного образа как ориентира на успех, а не путь к стрессу;
Упражнения по развитию вибрато вокалиста (эталон 5-8 колебаний в секунду);
Составление памятки по гигиене голоса.

7.Сценическая культура и сценический образ. (60 часов)
Сценическая культура. Жесты вокалиста: движение рук, кистей, глаз, тела. Должная (правильная) осанка. Сочетание движений головы, шеи, плеч, корпуса, бедер и ног. Жестикуляция – как качество людей, работающих на сцене. Соответствие жестов и движений тексту песни и музыки. Назначение жестов – дополнительное удовольствие для зрителя. Требования к тренингу жестов. Мимика. Выражение лица, улыбка. Владение собой, устранение волнения на сцене.
Песенный образ: своеобразие и неповторимость, манера движения, костюм исполнителя.
Практические занятия:
Мимический тренинг.
Психологический тренинг.
Упражнение «Как правильно стоять.
Упражнения на координацию движений.
Практическая работа по формированию сценического образа. Движения вокалистов на сцене. Элементы ритмики. Танцевальные движения. Эстетичность и сценическая культура. Движения вокалиста и сценический образ. Пластичность и статичность вокалиста.
Практические занятия:
Просмотр и анализ выступлений вокалистов;
Элементы ритмической гимнастики;
Работа над возможными вариантами движений сценического образа.

Концертно-исполнительская деятельность. (96 часов)
Концертно-исполнительская деятельность организована на основе индивидуальных особенностей обучающихся, их потребностей, при сохранении свободы выбора музыкального произведения.
В основе репертуара - план воспитательной работы школы, городских мероприятий.
Учебно-тематический план (1-й год обучения)
Цель: раскрыть певческий голос ребенка через основы вокала, исполнение детских песенок, песен из мультфильмов и сказок.
№ п/п

Тема занятий
Часы
Формы проведения занятий
Методы контроля



Общее
кол-во
Теория
Прак-
тика



1.
Введение, знакомство с голосовым аппаратом.
2
1
1
Индивидуальное
Наблюде-
ние

2.
Певческая установка. Дыхание.
4
1
3
Индивидуальное
Наблюде-
ние

3.
Распевание.
4
1
3
Индивидуальное
Наблюде-
ние

4.
Работа над музыкальным произведением. Манера исполнения.
23
3
20
Индивидуальное
Наблюде-
ние

5.
Дикция. Артикуляция.
4
1
3
Индивидуальное
Наблюде-
ние

6.
Гигиена певческого голоса
1
0,5
0,5
Индивидуальное
Наблюде-
ние

7.
Работа над сценическим образом.
15
5
10
Индивидуальное
Наблюде-
ние

8.
Праздники, выступления.
12

12
Конкурсы, праздники
Оценка зрителей, оценка жюри


Итого
72







Основные требования к знаниям, умениям и навыкам (1 ступень - 1 год обучения) В результате обучения по предмету «Вокальное исполнительство (эстрадное пение)» ученик должен знать и понимать: Строение артикуляционного аппарата; Особенности и возможности певческого голоса; Гигиену певческого голоса; Понимать по требованию педагога слова – петь «мягко, нежно, легко»; Основы музыкальной грамоты; Различные манеры пения; Дикция и артикуляция в исполнительской деятельности.
Уметь: Правильно дышать: делать небольшой спокойный вдох, не поднимая плеч; Петь короткие фразы на одном дыхании; В подвижных песнях делать быстрый вдох; Петь без сопровождения отдельные фразы из песен; Петь легким звуком, без напряжения; На звуке ля первой октавы правильно показать самое красивое индивидуальное звучание своего голоса, ясно выговаривая слова песни; Уметь делать распевание; К концу года спеть выразительно, осмысленно.
Примерный репертуарный список.
А.Брыков «Какого цвета лето»
Е.Мартынова «Весёлые зонтики»
«Фермер Джон»
В.Тюльканов «Хочу на юг»
Г.Гладков «Добрый гномик»
Ю.Ким «Приходи сказка»
А.Гаврилов «Зелёные ботинки»
«Вальс» из мультфильма «Анастасия»
«Мамы моей глаза»
А.Гроссу «Лодочка»
«Нон-стоп»
Л.Войтович «Зажигай Европа»
А.Пряжникова «Молодая лошадь»
А.Варламов «Солнечные зайчики»
Г.Пономаренко «Гармонь моя»
Р.н.п. «Калинка»
Р.н.п. «Субботея»

Учебно–тематический план (2-й год обучения)
Цель: сформировать у обучающихся основы вокальных умений и навыков через усложнение репертуара, метро -ритм, использование голосовых импровизаций, пунктирного ритма.
№ п/п

Тема занятий
Часы
Формы проведения занятий
Методы контроля



Общее
кол-во
Теория
Прак-
тика



1.
Введение, знакомство с голосовым аппаратом.
2
1
1
Индивидуальное
Наблюде-
ние

2.
Певческая установка. Дыхание.
4
1
3
Индивидуальное
Наблюде-
ние

3.
Распевание. Овладение собственной манерой вокального исполнения.
Выявление индивидуальных красок голоса.
8
1
7
Индивидуальное
Наблюде-
ние

4.
Работа над музыкальным произведением. Манера исполнения.
23
0
23
Индивидуальное
Наблюде-
ние

5.
Дикция. Артикуляция.
4
1
3
Индивидуальное
Наблюде-
ние

6.
Гигиена певческого голоса
1
0,5
0,5
Индивидуальное
Наблюде-
ние

7.
Работа над сценическим образом.
15
-
15
Индивидуальное
Наблюде-
ние

8.
Праздники, выступления.
15
-
15
Конкурсы, праздники
Оценка зрителей, оценка жюри


Итого
72






Основные требования к знаниям, умениям и навыкам (2 ступень - 2-й год обучения) В результате обучения по предмету «Вокальное исполнительство ( эстрадное пение)» ученик должен знать и понимать: Соблюдать певческую установку; Понимать жанры вокальной музыки; Произведения различных жанров великих вокалистов России и мира;
Уметь: Правильно дышать, делать небольшой спокойный вдох, не поднимая плеч; Точно интонировать заданный звук; В подвижных песнях делать быстрый вдох; Правильно показать самое красивое индивидуальное звучание голоса; Петь чисто и слаженно в унисон; Петь без сопровождения отдельные отрывки из песен; Дать критическую оценку своему исполнению; Характеризовать выступления великих вокалистов; Использовать элементы ритмики и движения под музыку; Работать в сценическом образе; Принимать активное участие в творческой жизни школы.
Примерный репертуарный план:
Петров «Обращение»
А.Ермолов «Новый день»
А.Зацепин «Волшебник недоучка»
К.Костина «Ковбой»
Л.Войтович «Простая песенка»
В.Колесников «Маленький кораблик»
«Колыбельная джаза»
А.Башлаев «Эх, Ванюша»
К.Рябова «Маленький принц»
«Руки женщины»
«Сто святых церквей»
С.Кузнецов «Метелица»
В.Тюльканов «Я дарю вам музыку»
Д.Иванов «Старый рояль»
З.Ларченко «Баба Яга»
В.Тюльканов «Одинокий саксофон»

Учебно–тематический план (3-й год обучения)
Цель: через исполнение популярных произведений с обязательной голосовой импровизацией способствовать формированию позиции обучающегося в мире искусства и вокала, совершенствованию исполнительского мастерства.

п/п
Тема занятий
Часы
Формы проведения занятий
Методы контроля



Общее кол-во
Теория
Прак-тика



1.
Введение, владение голосовым аппаратом. Использование певческих навыков. Собственная манера исполнения вокального произведения.
2
1
1
Индивидуальное
Наблюде-
ние

2.
Певческая установка. Певческая позиция.
9
1
8
Индивидуальное
Наблюде-
ние

3.
Распевание.
3
1
3
Индивидуальное
Наблюде-
ние

4.
Работа над музыкальным произведением. Манера исполнения.
24
0
24
Индивидуальное
Наблюде-
ние

5.
Дикция. Артикуляция. Расширение диапазона.
7
1
6
Индивидуальное
Наблюде-
ние

6.
Гигиена голоса.
2
1
1
Индивидуальное
Наблюде-
ние

7.
Работа над сценическим образом.
10
0
10
Индивидуальное
Наблюде-
ние

8.
Концертно-исполнительская деятельность..
15
0
15
Конкурсы, праздники
Оценка зрителей, оценка жюри


Итого
72






Основные требования к знаниям, умениям и навыкам (3 ступень - 3 год обучения) В результате обучения по предмету «Вокальное исполнительство ( эстрадное пение)» ученик должен знать и понимать: Основные типы голосов; Жанры вокальной музыки; Типы дыхания; Поведение исполнителя до выхода на сцену и во время концерта; Реабилитация при простудных заболеваниях; Особенности многоголосого пения; Обоснованность сценического образа.
Уметь: Петь достаточно чистым по качеству звуком, легко, мягко, непринужденно; Петь на одном дыхании более длинные музыкальные фразы; Исполнять вокальные произведения выразительно, осмысленно; Принимать активное участие во всех концертах, фестивалях, конкурсах.
Примерный репертуарный план:
В.Тюльканов «А над ней парили ангелы»
В.Тюльканов «Бабушка»
В.Тюльканов «Доброе утро кошка»
В.Тюльканов «Волчица»
В.Тюльканов «Жанна ДАрк»
А.Пахмутова «Птица счастья»
А.Кунец «Оглянись вокруг»
А.Кунец «Рождается новый день»
А.Кунец «Звездопад»
А.Морозов «В горнице»
О.Попков «Лапу дай»
«Весенний джаз»
П.Клишкова «За звездой»
М.Федотов «Зазеркалье»
И.Резник «Просто»
«Ангелы добра»
«Памяти Э.Пиаф»
«Ты слышишь море»


Учебно–тематический план (4-й год обучения)
Цель: через исполнение популярных произведений с обязательной голосовой импровизацией способствовать формированию позиции обучающегося в мире искусства и вокала, совершенствованию исполнительского мастерства.

п/п
Тема занятий
Часы
Формы проведения занятий
Методы контроля



Общее кол-во
Теория
Прак-тика



1.
Введение, владение голосовым аппаратом. Использование певческих навыков. Знакомство с великими вокалистами прошлого и настоящего.
2
1
1
Индивидуальное
Наблюде-
ние

2.
Певческая установка, позиция. Работа над дыханием.
9
0
9
Индивидуальное
Наблюде-
ние

3.
Распевание
3

3
Индивидуальное
Наблюде-
ние

4.
Работа над музыкальным произведением. Собственная манера исполнения вокального произведения.
24
0
24
Индивидуальное
Наблюде-
ние

5.
Дикция. Артикуляция. Расширение диапазона..
8
1
7
Индивидуальное
Наблюде-
ние

6.
Гигиена певческого голоса.
1
1
0
Индивидуальное
Наблюде-
ние

7.
Работа над сценическим образом.
10
0
10
Индивидуальное
Наблюде-
ние

8.
Концертно-исполнительская деятельность.
15
0
15
Конкурсы, праздники
Оценка зрителей, оценка жюри


Итого
72






Основные требования к знаниям, умениям и навыкам (4 ступень - 4 год обучения) В результате обучения по предмету «Вокальное исполнительство ( Эстрадное пение)» ученик должен знать и понимать: Основные типы голосов; Жанры вокальной музыки; Типы дыхания; Поведение исполнителя до выхода на сцену и во время концерта; Реабилитация при простудных заболеваниях; Особенности многоголосого пения; Обоснованность сценического образа.
Наличие повышенного интереса к вокальному искусству и вокальным произведениям, вокально-творческое самовыражение (пение в ансамбле и соло); Увеличение сценических выступлений, движения под музыку, навыки ритмической деятельности; Проявление навыков вокальной деятельности (некоторые элементы двухголосия, фрагментарное пение в терцию, фрагментарное отдаление и сближение голосов – принцип “веера”, усложненные вокальные произведения);
Уметь: Умение исполнять одноголосные произведения различной сложности с не дублирующим вокальную партию аккомпанементом, пение a kapella в унисон, правильное распределение дыхания в длинной фразе, использование цепного дыхания; усложнение репертуара, исполнение более сложных ритмических рисунков; Участие в конкурсах и концертах, умение чувствовать исполняемые произведения, правильно двигаться под музыку и повышать сценическое мастерство.
Примерный репертуарный план:
В.Тюльканов «Как птицей стать»
В.Тюльканов «Кони-птицы»
М.Путов «Спит ангел»
А.Ермолов «Шерлок Хомс»
А.Ермолов «Находка»
А.Ермолов «Тигрёнок»
С.Бардин «Капельки дождя»
Ш.Азнавур «Вечная любовь»
А.Гроссу «На 19 этаже»
Е.Крылатов «Мы маленькие дети»
К.Ситник «Мы вместе»
Песня Эсмеральды «Аве Мария»
В.Ситник «Извини»
Ю.Саульский «Желаю тебе земля моя»
А.Пахмутова «Просьба»
Ф.Лоу «Я танцевать хочу»

Учебно–тематический план (5-й год обучения)
Цель: через исполнение популярных произведений с обязательной голосовой импровизацией способствовать формированию позиции обучающегося в мире искусства и вокала, совершенствованию исполнительского мастерства.

п/п
Тема занятий
Часы
Формы проведения занятий
Методы контроля



Общее кол-во
Теория
Прак-тика



1.
Введение, владение голосовым аппаратом. Использование певческих навыков. Знакомство с великими вокалистами прошлого и настоящего.
2
1
1
Индивидуальное
Наблюде-
ние

2.
Певческая установка. Позиция. Дыхание.
9
0
9
Индивидуальное
Наблюде-
ние

3.
Распевание.
3
1
2
Индивидуальное
Наблюде-
ние

4.
Работа над музыкальным произведением. Собственная манера исполнения вокального произведения.
24
0
24
Индивидуальное
Наблюде-
ние

5.
Дикция. Артикуляция..
8
1
7
Индивидуальное
Наблюде-
ние

6.
Гигиена певческого голоса.
1
1
0
Индивидуальное
Наблюде-
ние

7.
Работа над сценическим образом.
10
0
10
Индивидуальное
Наблюде-
ние

8.
Концертно-исполнительская деятельность.
15
0
15
Конкурсы, праздники
Оценка зрителей, оценка жюри


Итого
72






Основные требования к знаниям, умениям и навыкам (5 ступень - 5 год обучения) В результате обучения по предмету «Вокальное исполнительство ( Эстрадное пение)» ученик должен знать и понимать: Основные типы голосов; Жанры вокальной музыки; Типы дыхания; Поведение исполнителя до выхода на сцену и во время концерта; Реабилитация при простудных заболеваниях; Особенности многоголосого пения; Обоснованность сценического образа.
Уметь: Проявление навыков вокальной деятельности (исполнение одно-двухголосных произведений с аккомпанементом). Умение исполнять более сложные ритмические рисунки – синкопы, ритмы; Умение исполнять и определять характерные черты музыкального образа в связи с его принадлежностью к лирике, драме, эпосу; Импровизировать движения под музыку, использовать элементарные навыки ритмики в исполнительском и сценическом мастерстве, повышать сценическое мастерство, участвовать активно в концертной и пропагандистской деятельности; Исполнять двухголосные произведения с использованием различных интервалов; Умение вслушиваться в аккордовую партитуру и слышать ее различные голоса; Услышать красоту своего голоса и увидеть исполнительское мастерство; Умение самостоятельно и осознанно высказывать собственные предпочтения исполняемым произведениям различных стилей и жанров; Умение петь под фонограмму с различным аккомпанементом; Умение владеть своим голосом и дыханием в период мутации.
Примерный репертуарный план:
Керн «Дым»
В.Тюльканов «Кони-птицы»
В.Тюльканов «Белый храм»
А.Пугачёва «Динь-дон»
А.Шаганова «Хрустальный лёд»
В.Цветков «Канатаходка»
Э.Дмитров «Арлекино»
В.Осошник «Рыжий мальчишка»
М.Дунаевский «Ветер перемен»
«Горчива луна»
А.Кавалерян «Дорога к солнцу»
«Мама мия» гр.АББА
В.Овсянников «Время верить в чудеса»
В.Осошник «Танго снежинок»
«Я так мечтала видеть сны»
А.Пугачёва « У зеркала»
«Я стану морем»
«Бим-Бом-Бум» рок-опера «Моцарт»
«В двух шагах от мечты»

Учебно–тематический план (6-й год обучения, дополнительный)
Цель: через исполнение популярных произведений с обязательной голосовой импровизацией способствовать формированию позиции обучающегося в мире искусства и вокала, совершенствованию исполнительского мастерства.

п/п
Тема занятий
Часы
Формы проведения занятий
Методы контроля



Общее кол-во
Теория
Прак-тика



1.
Введение, владение голосовым аппаратом. Использование певческих навыков. Знакомство с великими вокалистами прошлого и настоящего.
2
1
1
Индивидуальное
Наблюде-
ние

2.
Певческая установка. Позиция. Дыхание.
9
0
9
Индивидуальное
Наблюде-
ние

3.
Распевание.
3
1
2
Индивидуальное
Наблюде-
ние

4.
Работа над музыкальным произведением. Собственная манера исполнения вокального произведения.
24
0
24
Индивидуальное
Наблюде-
ние

5.
Дикция. Артикуляция..
8
1
7
Индивидуальное
Наблюде-
ние

6.
Гигиена певческого голоса.
1
1
0
Индивидуальное
Наблюде-
ние

7.
Работа над сценическим образом.
10
0
10
Индивидуальное
Наблюде-
ние

8.
Концертно-исполнительская деятельность.
15
0
15
Конкурсы, праздники
Оценка зрителей, оценка жюри


Итого
72






Основные требования к знаниям, умениям (6 год обучения - долнительный) В результате обучения по предмету «Вокальное исполнительство ( Эстрадное пение)» ученик должен знать и понимать: Основные типы голосов; Жанры вокальной музыки; Типы дыхания; Поведение исполнителя до выхода на сцену и во время концерта; Реабилитация при простудных заболеваниях; Особенности многоголосого пения; Обоснованность сценического образа.
Уметь: Проявление навыков вокальной деятельности (исполнение одно-двухголосных произведений с аккомпанементом). Умение исполнять более сложные ритмические рисунки – синкопы, ритмы; Умение исполнять и определять характерные черты музыкального образа в связи с его принадлежностью к лирике, драме, эпосу; Импровизировать движения под музыку, использовать элементарные навыки ритмики в исполнительском и сценическом мастерстве, повышать сценическое мастерство, участвовать активно в концертной и пропагандистской деятельности; Исполнять двухголосные произведения с использованием различных интервалов; Умение вслушиваться в аккордовую партитуру и слышать ее различные голоса; Услышать красоту своего голоса и увидеть исполнительское мастерство; Умение самостоятельно и осознанно высказывать собственные предпочтения исполняемым произведениям различных стилей и жанров; Умение петь под фонограмму с различным аккомпанементом; Умение владеть своим голосом и дыханием в период мутации.
Примерный репертуарный план:
«Маленький мальчик идёт на войну»
А.Лорак «Птица»
«Пополам небеса»
«Первая любовь»
Окуджава «А нам нужна одна победа»
Алсу «Осень»
Лерика «Выше облаков»
«Полюби небо»
«За тихой рекой»
«Молитва»
Романс «Не верьте тем»
Балакирев «Обойми, поцелуй»
И.Кальман Ария Сильвы
Ж.Бизе «Хабанера»
Валерия «Нищая»
А.Сафина «Луна»
Р.н.п. «Ой, куры»
Ситник «Ой, весна»
«Реченька-река»
«Матушка река»
«А он мне нравится»

IV. Содержание программы
По способу организации педагогического процесса данная программа является интегрированной, т.к. предусматривает тесное взаимодействие музыки, литературы, живописи, элементов танца. Комплексное освоение искусства оптимизирует фантазию, воображение, артистичность, интеллект, то есть формирует универсальные способности, важные для любых сфер деятельности.
При разучивании песенного репертуара, обращаюсь к знаниям и умениям детей, полученным на уроках предметов гуманитарного цикла: русского языка – умение правильно произносить слова, выразительно читать текст, и соблюдать правильную интонацию при их произношении; литературы – формируется начальное понятие художественного языка, умение анализировать образную систему, средства и приемы художественной выразительности; изобразительного искусства – представление о специфике решения образа в различных видах и жанрах.
Программа «Вокальное исполнительство (Эстрадное пение)» предусматривает сочетание практической методики вокального воспитания детей на индивидуальных занятиях.
По окончании пятилетнего курса обучения на отделении «Вокальное исполнительство », выпускнику ДШИ выдаётся документ об образовании в соответствии с лицензией - Свидетельство об окончании МАОУ ДОД ДШИ МО «Барышский район» Ульяновской области отделения «Вокальное исполнительство»

V. Методическое обеспечение учебного процесса
Методическое обеспечение дополнительной образовательной программы «Вокальное исполнительство (Эстрадное пение)» включает в себя описание: Обеспечение; Рекомендации по проведению уроков, методы вокального воспитания детей; Дидактический материал.
Обеспечение.
просторный класс;
достаточное количество посадочных мест (стулья со спинками);
фортепиано;
- электронные аудиозаписи
концертные костюмы;
магнитофон,
микрофоны
Компьютер;
Усиливающая аппаратура;
Возможности студийной записи голоса и прослушивания исполнения;
Актовый зал;
Папки для вокальных партий;
Аптечка.
Методические рекомендации педагогическим работникам
При приеме детей на отделение «Вокальное исполнительство (Эстрадное пение)» сначала выявляют состояние здоровья детей (на основании школьной медицинской карты), возрастные изменения голосового аппарата в результате ларингологических обследований. Затем, проверяют внимание, кратковременную музыкальную память, музыкальный слух (мелодический, гармонический, ритмический), качество звукообразования (мягкая, твердая или придыхательная атака), качество звучания (звонкость, наличие вибрато, мягкость, напевность, ровность тембра и другие качества), качество дыхания (характер вдоха и выдоха, продолжительность выдоха), диапазон, тип голоса, эмоциональную отзывчивость на музыку, проходят первоначальное прослушивание, что даёт педагогу представление о музыкальных данных будущего ученика и возможность выявления различных нарушений голосового аппарата, дикция. При поступлении на отделение «Вокальное исполнительство (эстрадное пение)» ребёнок должен пройти обязательные вступительные экзамены в виде диагностики для выявления начального уровня музыкальных способностей ребёнка и состояние его эмоциональной сферы.
В основе процесса обучения лежат следующие методические принципы:
единство художественного и технического развития певца;
постепенность и последовательность в овладении мастерством пения;
применение индивидуального подхода к учащемуся;
Последний принцип особо важен, так как эстрадное пение отличается многообразием индивидуальных исполнительских манер. Основными общими свойствами, характерными для эстрадной манеры пения, являются близость речевой фонетике, речевое, то есть не очень округленно. Формирование звука, плотное звучание в грудном регистре (исключением здесь являются детские голоса). В процессе работы преподаватель должен добиться освоения учащимися диафрагмального дыхания, чистоты интонации.
Работа над вокальной исполнительской техникой ведется систематично, в течение всех лет обучения, на основе учебного материала, включающего разнообразные упражнения и вокализы. Вокальные упражнения имеют первостепенное значение в работе над исполнительской техникой, так как именно этот вид инструктивного материала дает наибольший эффект, особенно на начальном этапе обучения.
Особенно сложной и трудной является работа по постановке голоса, так как голоса учащихся в период обучения могут находиться в состоянии мутации или постмутации. Тем не менее, задача преподавателя состоит в обучении правильному пению в единстве его сложных проблем: проблемы звукообразования и напевности голосоведения, певческого дыхания и дикции. Во время работы над чистотой интонации одновременно следует добиваться полётности, звонкости и вибрато голоса, а также естественности звучания.
Необходимо развивать творческую индивидуальность исполнителя, культуру исполнения, высокий художественный вкус, оберегать детей и подростков от манерности подражания.
доступность используемого музыкального материала:
а) по содержанию,
б) по голосовым возможностям,
в) по техническим навыкам;
разнообразие:
а) по стилю,
б) по содержанию,
в) темпу, нюансировке,
г) по сложности.
При реализации данной программы необходимо учитывать психофизические, физиологические и эмоциональные особенности детей в различных возрастных группах.
В 8 лет происходит становление характерных качеств певческого голоса, в это время начинают закладываться все основные навыки голосообразования, которые получают свое развитие в дальнейшем. В этот период детям свойственна малая подвижность гортани, так как нервные разветвления, управляющие ею, только начинают образовываться. Укрепление нервной системы постепенно ведёт к созданию прочных связей дыхательной, защитной и голосообразующей функций.
К 9 годам у детей практически полностью оформляется голосовая мышца, можно обнаружить характерные признаки низких и высоких голосов. Этот период является чрезвычайно важным в развитии голоса. Установлено, что только при умеренном звучании наиболее полно проявляется и тембр голоса. В этом периоде закладываются необходимые профессиональные навыки пения – точное интонирование, элементы вокальной техники, пение в ансамбле и т.д.
У детей в 10 лет появляется грудное звучание. Они поют полнозвучнее, насыщеннее, ярче. При этом педагог должен беречь детей от чрезмерного использования грудного регистра и насильственного увеличения «мощи» голоса. Сила голоса в этой возрастной группе не имеет широкой амплитуды изменений. Уместно использование умеренных динамических оттенков, mp и mf, но исключительная эмоциональная отзывчивость детей позволяет добиваться яркой выразительности исполнения.
У учащихся старшей возрастной группы развивается грудное звучание, индивидуальный тембр, диапазон расширяется. У некоторых девочек появляются глубоко окрашенные тоны, голоса детей отличаются насыщенностью звучания. 11-12 лет – предмутационный период, протекающий без острых изменений в голосовом аппарате. Сроки наступления и формы проявления тех или иных признаков мутации различны, необходим индивидуальный подход к каждому ребёнку. Регулярные занятия в предмутационный период способствуют спокойному изменению голоса и позволяют не прекращать пение даже во время мутации.
13-14 лет – мутационный период, связанный с резким изменением гортани. Приближение мутации определить трудно. Однако существует целый ряд признаков, предшествующих этому периоду. Перед мутацией голос детей обычно улучшается, увеличивается его сила. Но через некоторое время они с трудом начинают петь верхние звуки диапазона, детонируют, чего не было ранее, утрачивается ровность звучания, напевность, звонкость голоса и т.д.
В организме подростков происходят значительные физиологические изменения, сложнейшие процессы затрагивают и голосовой аппарат. Голосовые складки увеличиваются в длину, а ширина зачастую не меняется, рост гортани опережает развитие резонаторных полостей, при этом надгортанник часто остается детским. Эти явления нередко сопровождаются нарушением координации в работе органов дыхания и гортани. Бурный рост гортани, характеризующий период мутации, является наиболее опасным моментом в работе с обучающимися. Время занятий необходимо ограничить, а в случае появления болезненных ощущений прервать на некоторый срок, но полное прекращение
пения во время мутации может привести к потере налаженной координации в работе органов голосообразования. Обязательна консультация врача- фониатора.
При проведении занятий желательно прослушивание аудиозаписей и просмотр видеозаписей с выступлениями вокалистов, что значительно расширит музыкальный кругозор учащихся. Особое внимание следует уделять прослушиванию и просмотру собственных выступлений в видео и аудиозаписях с последующим коллективным разбором.
Воспитательная работа играет особую роль в формировании вокалиста. Используются различные формы внеклассной работы: выездные экскурсии по культурно-историческим местам, участие в творческих школах и лагерях, где происходит передача опыта старших классов младшим, проведение тематических бесед, посвященных юбилеям различных композиторов и деятелей искусства, встречи, участие в мастер-классах.
2. Методические рекомендации по организации самостоятельной работы
Объем самостоятельной работы учащихся определяется с учетом минимальных затрат на подготовку домашнего задания (параллельно с освоением детьми программы основного общего образования), с опорой на сложившиеся в учебном заведении педагогические традиции и методическую целесообразность, а также индивидуальные способности ученика.
Необходимым условием самостоятельной работы учащегося в классе является домашняя работа. Прежде всего, она должна заключаться в систематической работе над разучиванием музыкальной партии в произведениях, изучаемых в классе. Учащийся регулярно готовится дома к контрольной сдаче произведений. Важно, чтобы ученик мог свободно интонировать. Такой способ формирует навыки пения в ансамбле. В результате домашней подготовки учащийся при сдаче музыкального произведения должен уметь его
выразительно исполнять.
Выполнение обучающимся домашнего задания должно контролироваться преподавателем и обеспечиваться нотными изданиями, хрестоматиями, в соответствии с программными требованиями по данному предмету.
VI.СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Н.Б. Гонтаренко «Сольное пение», секреты вокального мастерства. Феникс 2008
Энциклопедический словарь юного музыканта» 1985
«Музыкальный энциклопедический словарь». М 1991
И.И.Левидов «Певческий голос в здоровом и больном состоянии» СД.
Упражнения на концентрацию звука. СД.
Е. Пекерская «Вокальный букварь». СД.
«Полное дыхание» из индийской мифологии. СД.
Е.Ю.Белоброва «Техника эстрадного вокала». СД.
Юмор. «10 способов потерять голос». СД.
Ваккаи. «Вокализы». СД.
Альфредо Краус «Урок пения». СД.
«Дыхательная гимнастика Стрельниковой». СД.
К.Линклейтер «Освобождение голоса». СД
Малинская «Рекомендации начинающим певцам». СД
Стулова «Развитие детского голоса». СД















15