РАБОЧАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ПО ПРЕДМЕТУ «МУЗИЦИРОВАНИЕ» ОТДЕЛЕНИЯ ДУХОВЫХ И УДАРНЫХ ИНСТРУМЕНТОВ

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ ГОРОДСКОЙ ОКРУГ ГОРОД ЛАНГЕПАС
ХАНТЫ-МАНТЫЙСКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА - ЮГРЫ
УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ ГОРОДА ЛАНГЕПАСА
ЛАНГЕПАССКОЕ ГОРОДСКОЕ
МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ
«МУЗЫКАЛЬНАЯ ШКОЛА»




РАССМОТРЕНА:
УТВЕРЖДАЮ:

Заседание
педагогического совета
протокол заседания
от 31.08.12 № 1

Директор ЛГ МАОУДОД «МШ»
_________ С.А. Бобров

приказ от 31.08.12 № 203 - О






МУЗЫКАЛЬНОЕ ИСПОЛНИТЕЛЬСТВО

РАБОЧАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА
ПО ПРЕДМЕТУ «МУЗИЦИРОВАНИЕ»
ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ I-V КЛАССОВ
ОТДЕЛЕНИЯ ДУХОВЫХ И УДАРНЫХ ИНСТРУМЕНТОВ

(ПЯТЬ ЛЕТ ОБУЧЕНИЯ, В ВОЗРАСТЕ от 7 до17 лет)

НА 2012 – 2013 УЧЕБНЫЙ ГОД







СОСТАВИТЕЛЬ:
А.И.ГОЛОФЕЕВ






г. ЛАНГЕПАС, 2012


Содержание

Пояснительная записка


3

Учебно-тематический план


12

Содержание программы


13

Методическое обеспечение программы

25

Список литературы

26

Методическая литература
28

















Пояснительная записка.
Программа «Музицирование» направлена на решение задач формирование общей культуры личности, адаптации личности к жизни в обществе. Основными принципами программы «Музицирование» следует считать развитие образного музыкального мышления, внутреннего слуха и чувства ритма.
Школьные программы дают возможность осуществить дифференцированный подход к обучению учащихся, различных по возрасту, музыкальным данным, уровню подготовки и другим индивидуальным особенностям.
За время обучения ученик должен овладеть целым комплексом навыков, позволяющих свободно читать с листа нотный текст и знакомиться со всем многообразием музыкальной литературы различных стилей, школ и направлений и играть в ансамбле. В этот комплекс входят такие умения и навыки, как выявление и распознание ритмических формул, интонационных оборотов, "забегание глазами вперед", свободная ориентация в штриховом многообразии, непроизвольный выбор вспомогательной аппликатуры.
Основной формой работы по данному предмету является урок, проводимый педагога с учеником. Также возможны групповые занятия (ансамбль). На групповых занятиях педагог создает условия для совместного творческого поиска, состязательности. Разбор и анализ ошибок также проводится совместно, развивая умение критически оценивать свою игру и игру товарищей.
Чтение с листа музыкальных произведений по существу является первым и чрезвычайно важным "шагом" ребенка в мир музыкального искусства, первым этапом его развития в качестве активного участника музицирования.
Программа рассчитана на 5-летний курс обучения, возраст детей, участвующих в реализации данной программы 7-17 лет. Занятия по предмету "Музицирование" в детских музыкальных школах проводятся в объеме, определенном действующими учебными планами: с 1-ого по 5-ый класс по 0,5 часа в неделю.
Цель программы: Создание благоприятных условий для развития творческих способностей учащегося через вовлечения его в исполнительскую деятельность, через потребность музицирования, как одной из форм социальной адаптации.
Задачи программы: 1. Учебные: Развивать музыкальные способности: память, внутренний слух, чувство ритма, умение интонировать; Углубить понятие о музыкальных жанрах и формах, совершенствовать художественное восприятие, понимание средств музыкальной выразительности; Использовать навыки, приобретенные на других предметах детской музыкальной школы; Овладевать уровнем знаний, умений, навыков, необходимых в исполнительской практике, игре в различных ансамблях. 2. Воспитательные: Воспитывать у учащихся эмоционально-ценностное отношение к музыке, творческое сотрудничество ученика и педагога; Создавать «ситуацию успеха» для каждого ученика при личностно-ориентированном подходе к ребенку; Воспитывать активных пропагандистов музыкального искусства в нашем обществе, используя форму публичных выступлений; Создавать благоприятную среду для четкой организации и целенаправленности занятий. 3. Развивающие: Развивать умение самостоятельно разучивать и художественно исполнять произведения различных жанров и стилей. Развивать музыкально-творческие способности учащихся, потребность в музицировании, как форме самовыражения и получения эстетического удовольствия. Развивать творческую активность ученика, расширить его музыкальный кругозор. Укреплять навыки работы над музыкальным произведением, продолжать работать над исполнительским мастерством.
Программа «Музицирование» состоит из теоретической и практической частей, взаимодополняющих друг друга. Вся эта работа осуществляется под контролем педагога, чтобы она протекала наиболее эффективно. Теоретическая часть программы с первых месяцев обучения предполагает приучать учащегося перед исполнением незнакомой пьесы внимательно просмотреть ее текст, определить метроритм, ладотональность, характер мелодического и гармонического развития, общие контуры формы, темп и постараться представить себе все эти элементы целостно, в развитии, как единый поток звучащей музыки. А затем, во время исполнения стремиться охватить на нотном стане зрением и слухом возможно больше звуков (видеть и слышать вперед), сосредотачиваться на главном, выпуская в случае необходимости отдельные детали и меньше смотреть на инструмент. Особое внимание уделяется работе над интонацией, ровностью и характером звучания, динамически соотношением голосов, над ритмической дисциплиной в ансамбле, единством штрихом и аппликатуры, раскрытия перед учениками их целесообразность и подчиняя работу над техникой целям выразительной передачи музыкального произведения. Следует знакомить учащихся с автором, эпохой, содержанием формой и стилем изучаемого произведения. Практическая часть - занятия состоят из специальных упражнений для развития внутреннего слуха и интонирования на начальном этапе обучения; в дальнейшем чтения с листа произведений по принципу «от простого к сложному» в ансамбле с педагогом. Упражнения необходимы лишь для того, чтобы приобрести какой-нибудь навык, преодолеть ту или иную трудность в изучаемых пьесах. В программу включены пьесы, простые по форме, музыкальному языку и содержанию, разнообразные по художественным образам. Эти пьесы отвечают воспитательным и учебно-техническим задачам. Учитывая ограниченный объем внимания учащихся (особенно младшего возраста), в программу включены больше пьес малой формы программного характера. На уроке музицирования идет постоянная связь практического результата с теоретическими занятиями. По мере усвоения текста произведения следует все больше обращать внимание учащихся на выразительность исполнения, соблюдение штрихов, приближение к необходимому темпу и т.п. Важной задачей является привитие навыка учащимся внимательно вслушиваться в исполняемую мелодию. Умение слушать себя имеет неоценимое значение в деле совершенствования исполнения. Нужно уметь слушать – переживать, чувствовать исполняемую музыку, проникнуться ее содержанием. Музыка должна волновать учащегося, иначе он будет играть бессодержательно. Слуховое внимание и предельная слуховая активность совершенно необходимы для исполнения.



Формы и режим занятий.
Основной формой учебной и воспитательной работы является урок, продолжительность урока – 0,5 учебного часа. Обучение на уроке ведется в форме индивидуальных занятий, широта общего музыкального образования обеспечивается комплексом базовых дисциплин: основы теории и техники игры на инструменте, сольфеджио, музыкальной литературы. Занятия строятся с учетом возрастных особенностей детей, их музыкальных данных, приобретенных знаний. Необходимо, чтобы урок музицирования с первой же минуты доставлял ребенку радость от общения с музыкой, органично связывал инструментальные задачи с развитием художественно-слуховых представлений и знакомил ученика с мелодическим и гармоничным музыкальным языком, а также со звучанием инструмента. Изучаемый материал должен отвечать технической подготовке и музыкальному развитию учащегося. Большое значение имеет работа над качеством звучания, осмысливанием музыкальных построений, выразительностью исполнения. Для этого надо внимание учащегося постоянно обращать на то, чтобы он слушал свою игру, замечал недостатки в извлечении звука. От того, как может учащийся самостоятельно выявить недостатки в своем исполнении, зависят результаты и эффективность его работы.
Формы контроля.
На уроках музицирования далеко не всегда имеется возможность закрепить приобретаемые навыки путем многократных повторений, поскольку время, отведенное на обучение не столь велико, для достижения более эффективных результатов, так как урок идет один раз в неделю. Поэтому педагогическая мысль должна быть направлена на то, чтобы все было доступно ученику, вызывало у него интерес к работе, стремление, активно и самостоятельно знакомиться с музыкальной литературой. Важна не количественная сторона, а качественная, с постоянным совершенствованием исполнения, как в техническом, так и в музыкальном отношении. С целью накопления репертуара, надо больше повторять с учеником некоторые произведения, в первую очередь особенно любимые им и успешно исполненные публично. Успеваемость учащихся учитывается на контрольных уроках, проводимых раз в полугодие на всех этапах обучения. Выступления учащихся на классных собраниях могут включать пьесы, выученные в классе с педагогом, и самостоятельно выученные произведения, а также подобранные по слуху песни, собственные сочинения учащихся. Желательно, чтобы обстановка при этом была достаточно не принужденной, участники выступали бы с удовольствием, а затем сами обсуждали успехи своих товарищей. Выступления учащихся - это она из форм контроля работы ученика и педагога. Они помогают выявить какие-то новые стороны музыкального развития ученика, его интересы, возможности. Важно практиковать также такие мероприятия, как выступления, конкурсы между классами по чтению нот с листа, игре в ансамбле, на лучший рассказ об исполняемом произведении и т.д. В эти конкурсы необходимо вносить дух здорового соревнования, а их участников освобождать от соответствующих проверок на контрольных уроках. Для развития аналитического мышления и логической памяти можно проводить следующие формы работы с учениками: 1.Устный отчет о подготовке домашних заданий (что было особенно трудно сделать) 2. Самостоятельный анализ исполнения: ученик оценивает свою игру, отмечает ошибки, делает разбор исполнения своего товарища: 3. Самостоятельный разбор – устный и на инструменте. В конце года преподаватель дает развернутую характеристику музыкальных данных, работоспособности и успеваемости учащихся. Преподаватель наблюдает за поведением ученика в школе, поддерживает тесный контакт как с преподавателями музыкально-теоретических дисциплин, так и с родителями учащегося.
Прогнозируемый результат. Реализация программы обеспечивает следующие ожидаемые результаты: Развитие мотивации учащихся к самообразованию, адаптации их к жизни в обществе, включения в социально полезную деятельность; Создания среды, способствующей расширенному воспроизводству знаний; Закрепление полученных на других предметах знаний, умений и навыков и их развитие; Повысить у учащихся интерес к занятиям в детской школе искусств; Дать возможность каждому ребенку осуществить желание: играть ту музыку, которую он выбрал сам; Умение самостоятельно разучивать и грамотно, выразительно, технически свободно исполнять любимые произведения. В ходе реализации программы учащиеся участвуют в различных концертах, выступают перед своими сверстниками, тем самым завоевывают авторитет у ровесников. Это положительно сказывается на поведении, внешнем виде, в манере общения, речи и формирует самосознание учащихся. Данная программа является адаптированной для учащихся класса духовых и ударных инструментов, суммирует многолетний опыт работы преподавателя с детьми разного уровня одаренности, имеет положительные результаты в приобщении учащихся к лучшим образцам классической музыки, приобретении навыков музицирования, чтения с листа. Направленность предполагаемой программы соответствует требованиям, предъявляемым к представителю современного общества: пополнять ряды активных слушателей, участников художественной самодеятельности, приобщение к любительскому музицированию, а также приобретению профессиональных навыков игры на духовых и ударных инструментов. Занятия способствуют развитию интеллекта (память, мышление, умение анализировать), эрудицию, эстетический вкус. Они развивают специфические способности: слух, координацию, ритмичность, эмоциональное восприятие. Отличительной особенностью программы является разнообразие репертуара, что обеспечивает дифференциацию обучения и позволяет тем самым создать дополнительные возможности для детей со средними и даже слабыми музыкальными данными. Программа направлена на овладение навыками осознанного восприятия элементов музыкального языка и музыкальной речи, навыками анализа незнакомого музыкального произведения, знаниями основных направлений в музыкальном искусстве, формирование умений использовать полученные знания в практической деятельности. На протяжении всех лет обучения у учащихся вырабатывается умение самостоятельно и осмысленно разбирать музыкальные произведения, а чтение нот с листа занимает особое место в процессе обучения. Все это, в конечном счете, прямой путь к домашнему музицированию, к импровизированным выступлениям на вечерах, путь к активному проникновению музыки в быт. По окончанию обучения учащийся должен Знать: Строение мелодии – мотив, фраза, предложение, период; Размер, ритм; Музыкальные термины и умение произносить их на иностранном языке;
Уметь: Прочитать несложный текст с листа; Определить жанр и характер музыкального произведения;
Подобрать правильные штрихи; Использовать основную и вспомогательную аппликатуры;
Использовать средства музыкальной выразительности; Творчески применять в совместном музицировании музыкально-исполнительские навыки, полученные в специальном классе; Владеть навыками чтения с листа несложных произведений, ансамблевых партий, игры в различных ансамблях.
















Учебно-тематический план



п/п
Наименование тем
и
разделов
Количество учебных часов
Форма контроля
и учет успеваемости



I класс
II класс
III класс
IV класс
V класс


1.
Введение.
Предмет «Музицирование»
Игра (подбор) по слуху и транспонирование
5
5
5
5
5
Контрольный урок, классные мероприятия, школьные концерты, конкурсы, фестивали и др.

2.
Игра в ансамбле
5
5
5
5
5


3.
Чтение с листа
5,5
5,5
5,5
5,5
5,5


4.
Домашнее музицирование (самостоятельная работа)
количество часов/ в день
0,5
0,5
0,5
0,5
0,5


5.
Контрольные точки
1
1
1
1
1


6.
Резерв часов
1
1
1
1
1


7.
Количество уч.часов/ за год
18
18
18
18
18
Всего: 90 уч.ч.













Содержание программы

Введение. Предмет «Музицирование». Игра (подбор) по слуху и транспонирование.
«Музицирование» включает в себя освоение комплекса различных видов музыкальной деятельности, что ведет их к взаимному обогащению и развитию.
Подбор по слуху и транспонирование детских песен или попевок.
Игра песен по детским песенным сборникам.
Заучивание произведений наизусть методом подбора.
Транспонирование по нотам одной и той же мелодии в другой тональности.

Игра в ансамбле.
Игра в ансамбле с преподавателем простых обработок детских песен, популярной классической и современной музыки.
Игра в ансамбле с другим учащимся.
Чтение с листа, подбор по слуху в ансамбле.

Чтение с листа. Формирование и развитие основных элементов навыка чтения с листа:
Восприятие нотного текста.
Воспроизведение нотного текста.
Способность предвосхищать, предугадывать развертывание музыкального текста.
Упрощение нотного текста.
Домашнее музицирование. Самостоятельная работа учащегося над расширением репертуара для музицирования в быту.
Программа предназначена для формирования и развития навыков ансамблевого музицирования и чтения нот с листа у обучащихся I-V классов отделения духовых и ударных инструментов ЛГ МАОУ ДОД «Музыкальная школа» г. Лангепаса.
Содержание учебного материала соответствует типовым программам.
Материал располагается в порядке возрастания сложности. Он сгруппирован таким образом, чтобы была возможность не только закреплять и развивать полученные ранее знания, умения и навыки, но и последовательно приобретать новые.
Первый класс – обучающиеся получают основы исполнительского процесса  в классе ансамбля, приобретают первоначальные навыки «солирования» и «аккомпанирования». Параллельно формируются первоначальные навыки чтения с листа.
Второй класс – происходит развитие технических навыков, расширение диапазона, палитры динамических оттенков, навыков слухового контроля. Развиваются навыки чтения с листа, формируется навык простейшего анализа музыкальных произведений.
Третий класс – развиваются  навыки самостоятельной работы над партиями с применением необходимых приёмов игры, рациональной аппликатуры, достигая при этом, доступной выразительности исполнения. Одновременно с этим происходит накопление музыкальных впечатлений, обогащение слухового опыта, овладение учащимися элементарными теоретическими знаниями, развитие и закрепление у них интереса к занятиям музыкой.
Четвертый класс – учащиеся могут осмысленно и целостно воспроизводить музыкальный материал, слышать и понимать исполняемое произведение.  Расширяется репертуар, круг музыкальных образов и исполнительских задач. Развиваются умения проводить расширенный анализ музыкальных произведений, уверенно читать с листа.        
Пятый класс – обучающиеся свободно владеют инструментом. Умеют самостоятельно мыслить, осмысленно и целостно воспроизводить музыкальный материал, слышать и понимать исполняемое произведение – его основную тему, подголоски, вариации и т.д. Свободно и уверенно читают с листа, ориентируются в ансамблевой партитуре, анализируют исполняемые произведения, раскрывая их жанровые, стилистические, ладотональные, фактурные, образно-эмоциональные особенности.



По классу флейты
Первый класс
В зависимости от уровня подготовленности и индивидуальных особенностей ребёнка педагог должен выбирать темп обучения.
К концу года ученик должен уметь определить в нотном тексте начало и окончание музыкальной фразы, главные средства выразительности (ритм, динамика, штрихи, темп).
Музыкальный материал
- Платонов Н. Школа игры на флейте. – М., 1983.
- Учебный репертуар для ДМШ: Флейта 1класс. – Киев,1977
- Хрестоматия для флейты: 1, 2 классы ДМШ. Сост. Ю. Должиков. – М., 1976.
- Ягудин Ю. Лёгкие этюды для флейты. – М., 1968.
- Хрестоматия для флейты: 3,4 классы ДМШ. Сост. Ю. Должиков. – М., 1982.
Второй класс
Педагог должен систематически работать над развитием навыков чтения с листа в медленном темпе. Музыкальный материал усложняется. Учащийся после исполнения должен уметь назвать жанр, характерные для него средства выразительности.
Музыкальный материал
- Учебный репертуар для ДШИ: флейта 2 класс-Киев, 1978.
- Хрестоматия для флейты: 1,2 классы ДМШ. Сост. Ю. Должиков-М, 1976.
- Платонов Н. Школа игры на флейте. – М., 1983.
- Этюды для флейты 1-5 кл. М 1998.
- Альбом ученика-флейтиста: Для 1-3 классов ДМШ. Сост. Д. Гречишников. – Киев 1969.
Третий класс
Музыкальный материал усложняется и становится объёмнее. Пьесы, этюды до 2-х знаков включительно. Педагог должен систематически работать над развитием у учащегося навыков чтения с листа лёгких пьес и оркестровых партий (в умеренном темпе).
Музыкальный материал
- Платонов Н. Школа игры на флейте-М.,1983
- Альбом ученика-флейтиста: Для 1-3 классов ДМШ. Сост. Д. Гречишников. – Киев 1969.
- Учебный репертуар для ДМШ: Флейтиста 3 класс- Киев 1979.
- Хрестоматия для флейты: 3,4 классы ДМШ. Сост. Ю.Должиков.- М., 1978.
- Этюды для флейты 1-5 классы ДМШ М 1998.
Четвёртый класс
Музыкальный материал становится более сложным, появляются произведения с 2-3-мя знаками, с усложнённым ритмом и разнообразными штрихами.
Педагог должен систематически работать над развитием у учащихся навыков чтения с листа лёгких пьес и оркестровых партий.
Музыкальный материал
- Альбом ученика-флейтиста: Учебно-педагогический репертуар для ДМШ- Киев, 1969
- Платонов Н. Школа игры на флейте-М., 1983
- Пьесы русских композиторов для флейты. Под ред. Ю.Должиков.- М.,1984
- Учебный репертуар для ДМШ: Флейта 4 класс- Киев,1980
- Келлер Э. 10 этюдов для флейты. – М 1940.
Пятый класс
Для чтения с листа используются произведения с 3-мя знаками. Сложные ритмы, хроматические ходы, разнообразие штрихов и исполнительских приёмов. Произведения используются в указанном темпе.
Педагог должен продолжать работать над развитием навыков чтения с листа лёгких пьес и оркестровых партий.
Музыкальный материал
- Келлер Э. 15 этюдов для флейты – М 1947.
- Педагогический репертуар для флейты. Сост. Ю.Должиков. – 1982.
- Платонов Н. Школа игры на флейте. – М .,1983.
- Учебный репертуар для ДМШ: Флейта. 5 класс- Киев 1981.
- Хрестоматия педагогического репертуара для флейты. Составитель Ю.Должиков. – М 1971.

Саксофон-альт
Первый класс
В зависимости от уровня подготовленности и индивидуальных особенностей ребёнка педагог выбирает темп обучение.
К концу года ученик должен уметь определить в нотном тексте начало и окончание музыкальной фразы, главные средства выразительности (ритм, лад, динамика, штрихи, темп)
Музыкальный материал
- Лёгкие пьесы для саксофона-альта и ф-но С-П 2002.
- Хрестоматия 1-3 кл. М 1999.
- Хрестоматия для саксофона-альта 1-3 кл. ч 1. М. 2000.
- Ривчун А. Школа игры на саксофоне М. 1999.
Второй класс
Педагог должен систематически работать над развитием навыков чтения с листа в медленном темпе. Учащийся после исполнения должен уметь назвать жанр, характер для него средства выразительности.
Музыкальный материал
- Кртишка С. Школа игры на саксофоне. – Прага: Супрафон, 1981.
- Пушечников И. Лёгкие этюды для гобоя. – М. 1954.
- Ривчун А. Школа игры на саксофоне М. 1965, М. 1966.
- Хрестоматия для саксофона-альта 1-3 кл. М. 2000.
- Легкие пьесы для саксофона-альта и фортепиано С. П. 2002.
Третий класс
Музыкальный материал усложняется и становится объёмнее. Педагог должен систематически работать над развитием у учащихся навыков чтения с листа лёгких пьес и оркестровых партий (в умеренном темпе)
Музыкальный материал
- Хрестоматия для саксофона 1-3 кл. М. 1999.
- Хрестоматия для саксофона-альта 1-3 кл. М. 2000.
- Лёгкие пьесы для саксофона-альта и фортепиано С-П. 2002 Издательство композитор.
- Ривчун А. 40 этюдов для саксофона.
- Шапошникова М. Гаммы, этюды, упражнения 1-3 года обучения М. 1986.
Четвёртый класс
Музыкальный материал становится сложным, появляются произведения с 2-3-мя знаками и разнообразными штрихами.
Педагог должен систематически работать над развитием у учащихся навыков чтения с листа лёгких пьес и оркестровых партий.
Музыкальный материал
- Пьесы русских композиторов. Переложение для саксофона и фортепиано М 2003 Р. - Глиэр Романс.
- Популярные мелодии для саксофона-альта и фортепиано М 2003.
- Хрестоматия для саксофона-альта 1-3 кл. М 2000.
- Хрестоматия для саксофона 1-3 кл. М 1999.
- Шапошникова М. Гаммы, этюды, упражнения 1-3 годы обучения. М 1986.
Пятый класс
Для чтения с листа используются произведения с 3-мя и более знаками. Сложные ритмы, хроматические ходы, разнообразие штрихов и исполнительских приёмов. Произведения исполняются в указанном темпе.
Педагог должен продолжать работу над развитие навыков чтения с листа лёгких пьес и оркестровых партий.
Музыкальный материал
- Популярные мелодии для саксофона-альта и фортепиано М. 2003:
- Опавшие листья Ж. Косма.
- Играем на пять П .Дезмонд
- В подражание Бенни Гудлину А. Розов
-Пьесы русских композиторов. Переложение для саксофона и фортепиано А .Ривчуна М 12003.
- Романс С. Рахманинов
- Романс Р. Глиэр
- Этюд А. Скрябин
- Хрестоматия для саксофона-альта 5 кл. М 1989.
- Дж. Мартини Романс
- А. Дворжак Романтическая пьеса
- Музыка в стиле ретро М 1996.
- Любимый мой Дж. Гершвин
- Острый ритм Дж. Гершвин
- Т. Хеджа Школа игры на саксофоне, Краков, 1976.

По классу трубы
Первый класс
В зависимости от уровня подготовленности и индивидуальных особенностей ребёнка педагог выбирает темп обучения.
К концу года ученик должен уметь определить в нотном тексте начало и окончание музыкальной фразы, главные средства выразительности ( ритм, лад, динамика, штрихи, темп ).
Музыкальный материал
- Усов Ю. Школа игры на трубе. М., 1985.
- Хрестоматия для трубы 1-3 классы ДМШ. М.,2002.
- Баласанян С. Школа игры на трубе. М., 1999.

Второй класс
Педагог должен систематически работать над развитием навыков чтения с листа в медленном темпе. Учащийся после исполнения должен уметь назвать жанр, характер для него средства выразительности.
Музыкальный материал
- Школа игры на трубе Баласанян С. М., 1999
- Хрестоматия для трубы Ч.1,2. М., 2002.
- Усов Ю. Школа игры на трубе. М., 1985.
- Сборник лёгких пьес для трубы и фортепиано. М.,1959.

Третий класс
Музыкальный материал усложняется и становится объёмнее. Пьесы, этюды до 2-х знаков включительно. Педагог должен систематически работать над развитием у учащихся навыков чтения с листа лёгких пьес и оркестровых партий ( в умеренном темпе ).
Музыкальный материал
- Хрестоматия для трубы 1-3 классы ДМШ Ч. 1, 2. М.,2002.
- Баласанян С. Школа игры на трубе. М., 1999.
- Сборник лёгких пьес для трубы и фортепиано. М.,1959.
- Митронов А. Школа для трубы. М.,1964.

Четвёртый класс
Музыкальный материал становится более сложным, появляются произведения с 2-3-мя знаками, с усложнённым ритмом и разнообразными штрихами.
Педагог должен систематически работать над развитием у учащихся навыков чтения с листа лёгких пьес и оркестровых партий.
Музыкальный материал
- Баласанян С. Школа игры на трубе М., 1999.
- Сборник педагогического репертуара ДМШ. Под ред. Ерёмина С. М., 1972.
- Митронов А. Школа для трубы. М., 1964.
- Орвид Г. Школа для трубы. М., 1974.

Пятый класс
Для чтения с листа используются произведения с 3-мя и более знаками. Сложные ритмы, хроматические ходы, разнообразие штрихов и исполнительских приёмов. Произведения исполняются в указанном темпе.
Педагог должен продолжать работу над развитием чтения с листа лёгких пьес и оркестровых партий.
Музыкальный материал
- Школа игры на трубе Баласанян С. М.,1999.
- Сборник лёгких пьес Зарубежные классики для трубы и фортепиано. М., 1959.
- Орвид Г. Школа для трубы М.,1974. Сборник педагогического репертуара ДМШ. Сост. Ерёмин С. М.,1968.

Используемая литература.
Сулейманов Р. Ф. "Как научиться читать с листа музыкальные произведения". Казань. 1997 г.
Термакова Л. Е. "Методика обучения беглого чтения с листа". М. 1989 г.
Янкелевич Ю. "Педагогическое наследие". М. 1983 г.

По классу ударных инструментов
Первый класс
В зависимости от уровня подготовленности и индивидуальных особенностей ребёнка педагог выбирает темп обучения.
К концу года учащийся должен уметь определить в нотном тексте начало и окончание музыкальной фразы, главные средства выразительности, ритм, лад, динамика, штрихи, темп.
Музыкальный материал
- Егорова Т., Штейман В. Ритмические упражнения для малого барабана. М.,1994.
- Хрестоматия для ксилофона и малого барабана. М., 1991.
- Купинский К Школа игры на ударных инструментах. М., 1982.
Второй класс
Педагог должен систематически работать над развитием навыков чтения с листа в медленном темпе. Музыкальный материал усложняется. Учащийся после исполнения должен уметь назвать жанр, характерные для него средства выразительности.
Музыкальный материал
- Купинский К. Школа игры на ударных инструментах. М., 1982.
- Хрестоматия для ксилофона и малого барабана. М., 1991
- Егорова Т., Штейман В. Ритмические упражнения для малого барабана. М., 1994.

Третий класс
Музыкальный материал усложняется и становится объёмнее. Пьесы, этюды до 2-х знаков включительно. Педагог должен систематически работать над развитием у учащихся навыков чтения с листа лёгких пьес и оркестровых партий в умеренном темпе.
Музыкальный материал
- Егорова Т., Штейман В. Ритмические упражнения для малого барабана. М.,1994.
- Купинский К. Школа игры на ударных инструментах. М.,1982.
- Хрестоматия для ксилофона и малого барабана. М.,1991.
- Хрестоматия для малого барабана и фортепиано. С.-П. 1999.


Четвертый класс
Музыкальный материал усложняется и становится объёмнее. Пьесы, этюды до 3-х знаков включительно. Педагог должен систематически работать над развитием у учащихся навыков чтения с листа лёгких пьес и оркестровых партий в умеренном темпе.
Музыкальный материал
- Егорова Т., Штейман В. Ритмические упражнения для малого барабана. М.,1994.
- Купинский К. Школа игры на ударных инструментах. М.,1982.
- Хрестоматия для ксилофона и малого барабана. М.,1991.
- Хрестоматия для малого барабана и фортепиано. С.-П. 1999.

Пятый класс
Музыкальный материал усложняется и становится объёмнее. Пьесы, этюды до 4-х знаков включительно. Педагог должен систематически работать над развитием у учащихся навыков чтения с листа лёгких пьес и оркестровых партий в умеренном темпе.
Музыкальный материал
- Егорова Т., Штейман В. Ритмические упражнения для малого барабана. М.,1994.
- Купинский К. Школа игры на ударных инструментах. М.,1982.
- Хрестоматия для ксилофона и малого барабана. М.,1991.
- Хрестоматия для малого барабана и фортепиано. С.-П. 1999.

Используемая литература

Сулейманов Р. Ф. "Как научиться читать с листа музыкальные произведения". Казань. 1997 г.
Термакова Л. Е. "Методика обучения беглого чтения с листа". М. 1989 г.
Янкелевич Ю. "Педагогическое наследие". М. 1983 г.

Методическое обеспечение программы
Учебные пособия для обучающихся

Андреев Е. Пособие по первоначальному обучению игре на саксофоне. М.,1973.
Киша С. Пьесы для саксофона и фортепиано 1-й сборник. Варшава, 1964; 2-й сборник. Варшава, 1965.
Кртишка С. Школа игры на саксофоне. Прага,1981.
Кручина Б. Джазовая школа для саксофона. М.,1985.
Михайлов Л. Школа игры на саксофоне. М.,1975.
Пьесы для саксофона. Перел. А. Ривчуна. М.,1963.
Пьесы советских композиторов. Сост. М. Шапошникова. М.,1986.
Ривчун А. 150 упражнений для саксофона. М.,1960.
Альбом ученика-флейтиста: Для 1-3 классов ДМШ. Сост. Д. Гречишников. - Киев, 1969.
Альбом ученика-флейтиста: Учебно-педагогический репертуар для ДМШ. - Киев, 1969.
Альбом ученика-флейтиста: Для ДМШ / Сост. Д. Гречишников. - Киев, 1977.
Альбом ученика-флейтиста: Учебно-педагогический репертуар для ДМШ. - Киев, 1973.
Баркаускас В. Сюита для детей "В зоопарке" для деревянных духовых инструментов,- Вильнюс, 1969.
Избранные произведения для флейты / Сост. Н. Платонов. - М., 1946.
Платонов Н. Школа игры на флейте. - М., 1958


Список литературы
Абдуллин Э.Л. Теория музыкального обучения в общеобразовательной школе:   Учебник для студ. Высш. Пед. учеб. Заведении / Э.Б. Абдудлин, П.В. Николаева, - М.: Издательский центр «Академия», 2004. - 336 с.
Анисимов В.П. Диагностика музыкальных способностей детей: Учеб. пособие для студ. высш, уч. заведений, - М: Гуманит. изд. Центр ВЛАДОС,2001.-128с.
Асафьев Б.В. Музыкальная форма как процесс. Кн. 2. Интонация. // Изб. труды. - М,, - 1-е изд. 1957.-с. 163-270.
Баренбойм Л.А. Путь к музицированию. Исследование. - 2-е изд., доп.-Л.-1979.-352с.
Белобородова В.К. Развитие музыкального восприятия  школьников. // Музыкальное воспитание в школе. - М.: Музыка, 1978. с- 54-66.
Большой энциклопедический словарь. Музыка. // Под ред. Г.В. Келдыша. -М,; Большая Российская Энциклопедия. 1998 - 672 с.
Выготский Л.С. Психология искусства, - Ростов-па-Дону: №д. «Феникс», 1998.-480с.
Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. М.: Просвещение, 1965. - 270 с.
Дмитриева Л.Г., Черноиваненко Н.М. Методика музыкального воспитания в школе, 3-е из, - М.: Просвещение, 2000. - 238 с.
Кабалевский Д.Б, Программа по музыке для общеобразовательной школы. 1-3 классы.- М.; Просвещение, 1988.- 160 с.
Орф К. (Австрия). «Шульверк». Итоги и задач и.//Из истории музыкального воспитания: Хрестоматия/Сост. О.Д. Апраксина. М.: Просвещение. 1990. - 207 с. – (Б-ка учителя музыки).
Крюкова В.В. Музыкальная педагогика. - Ростов - н /Д.: «Феникс», 2002.-282 с.
Музыка: Музыкально-эстетическое воспитание 1 - IV классы: Программы для общеобразовательных учебных заведений / Сост. Н,А. Терентьева. - М.: Просвещение, 1994. - 76 с.
Педагогика: Учебное пособие для студентов педагогических учебных заведений / В.Л. Сластёнин, И.Ф, Исаев, Л.Л. Мищенко, Е.П. Шиянов.
- 3-е изд. - М.: Школа-Пресс, 2002. - 512 с.
Петрова О.О. Возрастная психология. Конспект лекции./ (Ш. Петрова, Т.В, Умнова.-2-е изд.: Ростов - н/Д.: «Феникс», 2005.-224 с.
Сулейманов Р. Ф. "Как научиться читать с листа музыкальные произведения". Казань. 1997 г.
Термакова Л. Е. "Методика обучения беглого чтения с листа". М. 1989 г.
Янкелевич Ю. "Педагогическое наследие". М. 1983 г.











Методическая литература

Вопросы музыкальной педагогике. Сборник статей. - Ю.А. Усов. М., 1983г.
Б. Диков Методика обучения игре на духовых инструментах. М., 1962г.
Б.Диков Методика обучения игре на кларнете М., 1983г.
Б.Манжора Методика обучения игре на тромбоне. Киев, 1976г.
Методика обучения игре на духовых инструментах (Очерки). Вып.1 под ред. Е.В.Назайкинского М., 1964г.
Методика обучения игре на духовых инструментах (Очерки). Вып.2 под ред. Ю.А.Усова М., 1966г.
Методика обучения игре на духовых инструментах (Очерки). Вып.3 под ред. Ю.А.Усова М., 1971г.
Методика обучения игре на духовых инструментах (Очерки). Вып.4 под ред. Ю.А.Усова М., 1976г.
К.Мюльберг Теоретические основы обучения на кларнете Киев, 1975
Е.Носырев Методика обучения игре на гобое. Киев, 1971г.
Д.Свечков Духовой оркестр М., 1977г.
В.Сумеркин Методика обучения игре на тромбоне М., 1987г.
Р.Терехин, В. Анатский Методика обучения игре на фаготе М., 1988г.
А.Усов Вопросы теории и практики
Т. Докшицер «Путь к творчеству»
Т.Докшицер «Из записной книжки трубача»
Вопросы музыкальной педагогики, вып. 1-10.























13PAGE 15


13PAGE 141315




Заголовок 1 Заголовок 2 Заголовок 3 Заголовок 4 Заголовок 715