Роль краеведения в патриотическом воспитании учащихся (обобщение опыта работы по краеведению

Лунегова Л.Н.
учитель геогрфии
МБОУ «Шумковская ООШ»
Роль краеведения в воспитании учащихся
Мне хочется поделиться с вами легендой о манкурте из повести Ч.Айтматова «Буранный полустанок». Где говорится, как кочевые народы захватившие киргизские племена в прошлые века жестоко обращались с пленными воинами. Чудовищная участь ждала тех, кого оставляли у себя в рабстве. Они уничтожали память раба страшной пыткой- надеванием на голову верблюжьей кожи. Сначала им начисто сбривали головы, забивали верблюда и парную шкуру натягивали на голову, как современную плавательную шапочку. Обреченного заковывали деревянной шейной колодкой и отвозили в степь, чтобы не слышать их душераздирающих криков. Пытка длилась несколько суток. Обритые волосы начинали прорастать, не находя выхода они загибались и снова уходили концами в кожу головы. Такие мучения сопровождались помутнением рассудка Кто выживал, лишались памяти на всю жизнь, превращаясь в манкурта - раба, не помнящего своего прошлого. Это был раб-манкурт, не знавший кто он, откуда родом, не ведал своего имени, не помнил отца, мать. Это самое жестокое злодеяние для человека - потеря живой памяти.
В последние десятилетия в России произошли большие изменения, которые привели к потере общих для всех граждан страны духовных ценностей. Эти изменения снизили воспитательное воздействие российской культуры и образования как важнейших факторов формирования чувств патриотизма, духовности. Стала более заметной утрата нашим обществом традиционно российского патриотического воспитания.
Как сохранить наших детей, не дать превратить их в «Иванов», не помнящих родства? Эту задачу решает- краеведение. «чтобы узнать и постичь великую Родину, историю своего народа, надо, чтобы русский ребенок узнал и полюбил историю малой родины –своего родного края.»(Ушинский)
Родившись, маленький человек живет в доме своих родителей. Научившись ходить, он переступает порог своего дома, и встречает соседей, видит другие дома. Учась в школе, знакомится со сверстниками
Так в жизни каждого человека ощущение собственного дома постепенно расширяется, а окружающий мир становится все интересней и разнообразней.
Краеведение как народное знание о своих местах зародилось в далеком прошлом. Сегодня это одна из составляющих школьного географического образования, которая обладает огромным образовательным и воспитательным потенциалом.
Объектами краеведения являются природа, население, хозяйство, историческое прошлое, искусство, культура. Именно география является тем интегрирующим школьным предметом, перед которым стоят такие сложные задачи, как формирование гармонично развитой личности, обладающей экологическим сознанием, любовью к своей стране и «малой Родине».
Современное школьное краеведение находится в весьма сложном положении: с одной стороны, все признают его необходимость и даже обязательность, но с другой стороны, ему не находится места в учебных планах, поскольку по программе в школе на тему «Краеведение» отводится несколько часов в конце учебного года .
С другой стороны это отсутствие хороших учебных пособий, которые могли бы улучшить качество краеведческой работы, помочь учителю организовать самостоятельное, поисково-исследовательское освоение материала. Нехватка подобного рода публикаций остро ощущается в сельской глубинке.
В связи с этим я разработала курс « Географическое краеведение». Главная его цель – формирование личности, приобщение ее к общечеловеческим ценностям культуры, ответственной за судьбу своей страны.
Для нас общий дом – Пермский край. Почему Пермский край, а не страна или вся Земля? Потому что это территория, близкая и доступная нам уже с детства, потому что мы можем узнавать, понимать, как прекрасен наш общий дом.
Чтобы любить свой край, надо изучать его. Мы живем в удивительном крае. Нам несказанно повезло: красивейшие реки и озера, береговые камни – исполины, сказочные лабиринты пещер, леса – хранители уральской природы. Уникальны, заповедные места. Чарующие и навсегда остающиеся в душе старинные города и поселки: былинная Русь живет здесь и поныне. Храмы, повидавшие на своем веку и величие, и разорение, и возрождение. Ермак, Демидовы, Строгановы, Каменские миллионы других, безвестных, безымянных, созидавших государство Российское, крепивших его мощь и славу. Это наше наследие, наше достояние, наша история.
На уроках географического краеведения мы с ребятами знакомимся с природой Пермского края и нашей малой Родины - Кишертского района. Малая территория доступна для наблюдений и исследований, экскурсий и сбора материала. Изучение малой родины идет полностью на местном материале, собранном детьми в летних лагерях, на экскурсиях, практикумах. Занятия проводятся в виде путешествий, экспедиций, при этом сами учащиеся собирают материал, обрабатывают его.
В последнее время широко применяю компьютерные презентации, чтобы учащиеся получили яркий запоминающийся образ той или иной территории края. Презентации созданы по всем темам курса (Рельеф; почвы; растительный; животный мир; Знаменитые люди Прикамья и т.д.)
Вместе с учащимися знакомимся с природой различных уголков нашего края, т.к мы живем в сельской местности и побывать в отдаленных территориях края мы не можем, а с помощью видео- и электронных пособий это возможно. Для этого использую энциклопедию Пермского края, видеофильмы. Таким образом, у учащихся формируется образ нашего Пермского края.
Создан и дидактический материал по всем темам курса «Географическое краеведение» - карточки-задания, ребусы, тесты, кроссворды, географические диктанты. Их я использую для контроля. Краеведческий материал мы используем для участия в различных конкурсах
2010год - ученица 8 класса Макарова Наталья участвовала в районном конкурсе научно-исследовательских работ – с работой «Палеонтологическая летопись Кишертского района» заняла 4 место
В октябре 2011, 2012 года участвовали в заочных краевых конкурсах научно-исследовательских работ «Кто бывал в экспедициях» организованном географическим факультетом ПГНИУ.
В декабре 2011 года участвовали в краевом конкурсе «Всем краеведам краевед » и мои 8-классники заняли 2 место (каждый из них писал небольшую работу) и получил дипломы, а также двухдневный тур по городам Горнозаводской цивилизации. В 2012 году участвовали во 2 конкурсе «Всем краеведам краевед», заняли 3 место, но количество участников увеличилось в разы. Побывали в городе Оса.
Приняли участие в краевой олимпиаде «Познай Пермский край» Ученица 8 класса была участницей очного тура. Принимали участие в краевой викторине «Знаю все о малой Родине».Дети участвуют с удовольствием , узнавая много нового о своем крае.
Изучая свой край (природу, историю, обычаи, традиции населения), его богатства у детей формируются нравственные качества: любовь к родному краю, любовь к прекрасному, к своим предкам, к истории. А этого так не хватает молодому поколению
15