Урок по литературе в 7 классе Легенда о Данко (по рассказу М.Горького «Старуха Изергиль»)


Урок по литературе в 7 классе
Легенда о Данко (по рассказу М.Горького «Старуха Изергиль»)
Цель:
-проанализировать легенду о Данко с точки зрения ее идейного и художественного своеобразия;
-через анализ легенды воспитать в учащихся уважение к высоким нравственным качествам: великодушию, добру, служению людям.
Жизнь не тающая свеча. Это что-то вроде чудесного факела,
который попал человеку в руки на мгновение, и его нужно
заставить пылать как можно ярче, прежде чем передать
грядущим поколениям.
Б. Шоу
Ход урока
Вступительная часть урока. Эмоциональный настрой на урок.
«Поделись улыбкой»
Я вижу у всех хорошее настроение.Пусть работа будет вам в радость, пусть день будет удачным!
2.Мы продолжаем изучать творчество Максима Горького, знакомиться с его жизненной позицией. Так вот М.Горький утверждал,
Слайд 2
что « Есть только две формы жизни: гниение и ??? ».
Внимание филологическая задача: прочитайте эпиграф к нашему уроку и закончите фразу Горького.
---Сформулируйте тему урока, зная, что мы будем работать с отрывком из рассказа Горького «Старуха Изергиль».
3. Словарная работа.
- Сегодня мы будем изучать легенду.Что такое легенда?
---Мне не совсем понятно, зачем Горький использует жанр легенды, для того чтобы рассказать о своих взглядах на жизнь?
5.---Итак, Максим Горький «Легенда о Данко»
Читает учитель.
"Жили на земле в старину одни люди, непроходимые леса окружали с трех сторон таборы этих людей, а с четвертой - была степь. Были это веселые, сильные и смелые люди. И вот пришла однажды тяжелая пора: явились откуда-то иные племена и прогнали прежних в глубь леса».
---Найдите и прочитайте описание их нового места обитания.
---Не понимаю: смелые, НО позволили прогнать себя в глубь леса, сильные духом, НО поменяли степной простор на болотистую местность? Почему?
---В природе нет пустоты. Когда нашу душупокидает смелость, ее место занимает страх. Безобиден ли страх, поселившийся в душе человека? Сопоставьте схематичный рисунок на доске и картинку на экране и ответьте на вопрос, используя сравнение.
Слайд 6
---Обратимся к легенде, так ли это?
---Обратимся к вашему жизненному опыту. Перед человеком возникает трудность (изобразить), как может поступить человек, столкнувшись с трудностью?
Трудность
Действие Бездействие
Трудный путь Легкий путь
---Какой путь выбрали люди из легенды, когда столкнулись с трудностью?
---Знаете ли вы историю могучего великанаГолиафа.
Слайд 7
---Выразительное чтение учеником отрывка.
Завидев Давида, великан Голиаф разразился смехом:
- Ты меня оскорбил! Разве я пес, тебе, чтобы подходить ко мне с камнями и палкой!
Давид ответил:
- Ты можешь искать помощи у меча и копья, но у меня есть вера в себя – а ее сила непобедима.
С этими словами Давид вытащил из сумки гладкий круглый камень, положил его в пращу, отвел назад руку и выпустил камень. Камень поразил Голиафа в лоб, и гигант с ужасным грохотом упал навзничь. Давид быстро подбежал к поверженному врагу, выхватил меч и отрубил ему голову.
Увидев, что случилось с их героем, филистимляне обратились в бегство, а солдаты царя Саула, вдохновленные храбростью Давида, кинулись в погоню и разгромили вражеское войско.
---Это одна из самых известных историй Старого Завета – это история Давида и Голиафа.
Чему она нас учит?
---Так какое качество заставляет нас преодолевать страх?
---И появился такой человек, верящий в себя, и звали его …. Данко.
---Почему люди поверили ему?
---Люди пошли за Данко, потому что увидели, что он лучший из всех. Но была еще одна причина?
/Люди сняли с себя ответственность, пошли за Данко, веря, что Данко ОДИН справится с возможными трудностями, возникшими у ВСЕХ на пути.
---Какой был путь, на который ступили Данко и люди?
/"Повел их Данко. Дружно все пошли за ним - верили в него. Трудный путь это был!»
---Докажите, что путь был труден?
--Да, это был трудный путь! Как вел себя Данко в пути?
---Как же отреагировали люди на трудности пути?
---Почему?
---Что обозначает слово «обвинять»?
/Обвинять – перекладывать свою вину на другого человека, тем самым снимая ее с самого себя./
---Какую вину они переложили на Данко?
/- Ты, - сказали они, - ничтожный и вредный человек для нас! Ты повел нас и утомил, и за это ты погибнешь!/
---Читает учитель.
«Вы сказали: "Веди!" - и я повел! - крикнул Данко, становясь против них грудью. - Во мне есть мужество вести, вот потому я повел вас! А вы? Что сделали вы в помощь себе? Вы только шли и не умели сохранить даже силы на путь более долгий!
- Ты умрешь! Ты умрешь! - ревели они».
---Понаблюдайте за людьми, в душах которых поселился гнев. Как они выглядят в этот момент?
Слайд 8
---Как отреагировал Данко ?--- Данко сумел усмирить гордыню, чувство любви к людям победило.
« Что сделаю я для людей?! - сильнее грома крикнул Данко. И вдруг он разорвал руками себе грудь и вырвал из нее свое сердце и высоко поднял его над головой. Оно пылало так ярко, как солнце, и ярче солнца, и весь лес замолчал, освещенный этим факелом великой любви к людям, а тьма разлетелась от света его и там, глубоко в лесу, дрожащая, пала в гнилой зев болота. Люди же, изумленные, стали как камни».
Слайд 9
---Чтобы изобразить сердце героя, Горький использует градацию. Это новое художественное средство. Слова располагаются так, чтобы каждое последующее слово содержало усиление (например, реки, озера, океаны слез).
Слайд 10
---Попробуйте найти градацию в прочитанном мною отрывке. Прочитайте так, чтобы мы почувствовали это усиление.
---Требует ли Горький в легенде о Данко героизма от людей?
Слайд 11
---Как вы понимаете высказывание, «нельзя ни от кого потребовать героизма, но научиться уважать его можно».
---Сейчас вы посмотрите отрывок из российского фильма «Я — русский солдат» — о знаменитом эпизоде Великой Отечественной войне, обороне Брестской крепости,это первое сражение Великой Отечественной войны(июнь, 1941 год).
Остался последний защитник Брестской крепости, ослепший от темноты и сырости крепостных катакомб.
---Что увидели вы?
---В чем заключен смысл легенды о Данко – в прославлении героизма или в стремлении научить людей уважать этот героизм?
---А сейчас я вновь обращаюсь к высказыванию М.Горького, закончите его.
Слайд 12
Слайд 13
6.Рефлексия.
Составление синквейна