Конспект открытого урока математики в первом классе на тему:Перестановка слагаемых.


Конспект открытого урока математики в 1 классе
в соответствии с ФГОС НОО.
Учитель: Корж П.К.
Тема: «Перестановка слагаемых»
Цели:
повторение изученного материала, необходимого для «открытия нового знания», и выявление затруднений в индивидуальной деятельности каждого учащегося;
развитие умения соотносить свои действия с используемым способом действий (алгоритмом, понятием и т.д.), и на этой основе выявлять и фиксировать во внешней речи причину
затруднения; вывести переместительное свойство сложения;
осознание учащимися своей УД (учебной деятельности),
самооценка результатов деятельности своей и всего класса.
Оборудование:
индивидуальное наборное полотно с фигурами и цифрами, веер, схемы задач, папки с памятками;
рисунки с изображением Даши и Димы, рыболовных принадлежностей;
карточки с заданиями для работы в парах.
Ход урока.
1.Организационный момент.
Учитель:
Ребята, сегодня к нам на урок пришли гости.
Давайте повернемся к ним, улыбнемся и поприветствуем. ( Доброго дня)
И вам ребята, доброго дня и хорошего настроения.
Проверим готовность к работе.
2.Актуализация(повторение) знаний.
Математический диктант:
Учитель: Самое маленькое натуральное число?(1)
-Какое число на 1 больше 2-х?(3) -Какое число на 1 меньше 6-ти?(5)
-Первое слагаемое 4, второе слагаемое 3. Найди сумму. (7)Продолжи закономерность: 1,3,5,7,…,…(9,11)
«Найди лишний предмет».
Учитель: У нас в гостях Даша и Дима. Они пришли к нам в класс очень сердитые, не разговаривали друг с другом. Папа позвал ребят на рыбалку. Даша с Димой очень обрадовались и взяли с собой эти предметы (на доске рисунки рыболовных принадлежностей). И тут же завязался спор. Даша утверждала, что один предмет здесь точно лишний, но Дима с ней не согласился.
-Ребята поможем решить этот спор?(Конечно, помирим ребят.)
-Какой предмет лишний и почему? (книга) Дети помирились и ушли на рыбалку.
А мы поиграем в игру «День-ночь»:
Учитель: Закройте глаза и считайте устно: 6-3+2-4+1+2+1-3=(2).
Покажите на веере ответ и поймайте рыбку.(за правильный ответ ученик получает рыбку из бумаги)
Пойдѐм и посмотрим,что происходит у Даши и Димы.
Физминутка:
Учитель: ГОРКА (дети поднимают руки вверх), Учитель: ЯМА (дети приседают),
Учитель: ДОРОГА (руки в стороны), Учитель: ТРОПКА (руки перед собой). Пришли.
Создание проблемной ситуации.
Учитель: Кто может составить задачу по рисунку.
(На рыбалке Дима поймал 3 рыбки, а Даша 2 рыбки. Кто поймал больше рыбок и на сколько?)
Покажите на числовом веере.(рыбка за ответ.)
Докажи, что 3 больше 2.
Измените вопрос так, чтобы задача решалась сложением.
(Сколько всего рыбок поймали ребята?)
Покажите СХЕМУ к задаче. (За правильный ответ- рыбка.)
Запишите решение задачи на наборном полотне. (Ученик у доски с решением:3+2)
-Все согласны? У кого другое решение?(2+3)
3. Постановка учебной проблемы.
Учитель: Вот и Даша с Димой опять устроили спор. Дима утверждает, что верное решение : 3+2, а Даша что: 2+3. Кто же прав?-Прочитаем оба решения. Как можно ещѐ прочитать решения?(слагаемые, сумма).
Покажи на веере значение суммы 3+2, Покажи на веере значение суммы 2+3
-Подумайте, что произошло? (слагаемые поменялись местами)
-А можно ли так поступать в математике? Проверим!
-Итак, нам необходимо узнать, можно ли переставлять местами слагаемые. Что нужно провести, чтобы разобраться в этом вопросе?(исследование)
-Тогда начнѐм.
4. Открытие нового знания.
Учитель:
Можем продемонстрировать решения Даши и Димы с помощью фигур?
Выложите на своѐм индивидуальном полотне вместо 3 рыбок – 3 синих треугольника, а вместо 2-х – 2 красных квадратика.
Сколько всего фигур перед вами? (5)Поменяйте фигуры местами.
Изменилось количество фигур? (нет) Какой вывод можем сделать?
( От перестановки слагаемых сумма не изменяется)
Учитель:
И ещѐ эксперимент: к доске выйдут 2 мальчика и 4 девочки. Сколько
всего детей?(6) Поменяйтесь местами. Изменилось количество детей?
(нет)
Вывод?(От перестановки слагаемых сумма не изменилась)
- Какие вы можете привести свои примеры из жизни?
Учитель:
Давайте откроем учебник и прочитаем правило на с. 14.
Совпадает наше открытие с правилом в учебнике? (да)
Кто же из ребят прав: Дима или Даша? (Оба)Удалось и этот спор нам уладить.
Возьмѐм в папку открытий это правило?(дети в папку открытий вкладывают памятку-правило)
Физминутка
Ритмичный счѐт по 2.( В парах на счѐт 1,2….хлопают в ладоши, между счѐтом
по ладошкам соседа)
5. Первичное закрепление с проговариванием
На данном этапе учащиеся решают типовые задания на новый способ действий с проговариванием алгоритма решения вслух.
Учитель:
Посмотрим, как можно использовать новое правило. Выполним
задание, которое поможет его запомнить.
Решаем примеры с комментированием №1 с.14-Какие выражения легче было решить? (к большему прибавить меньшее)
7. Практическая работа на новое знание.
Задание в парах на карточках с проверкой по эталону. ( Приложение.)
Учитель: Рыбку поймал тот, кто не ошибся.
-Каким правилом пользовались? (От перестановки слагаемых сумма не изменяется)
8.Повторение.
Учитель:
Выполним задание в печатной тетради на состав числа по выбору.
Проверяем.
Оцени свою работу.(Светофор).Рыбку поймал тот, у кого зелѐный светофор.
9. Рефлексия учебной деятельности на уроке (итог).
Учитель:
Какое новое знание вы открыли на уроке? (От перестановки слагаемых сумма не изменяется)
Даша и Дима благодарят вас за помощь и обещают не ссориться. -Подсчитаем улов.
- А на ваших партах появились золотые рыбки.
- Вы хорошо поработали. Давайте встанем и подарим золотые рыбки нашим гостям, чтобы они смогли загадать желание и не ушли с нашей рыбалки без улова.