Классный час «Этажи заботы» по материалам книги Дмитрия Сергеевича Лихачёва «Заветное»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Кутейниковская средняя школа»

Учитель: Моисеенко Ирина Николаевна

Классный час
«Этажи заботы»

по материалам книги Дмитрия Сергеевича Лихачёва. «Заветное».


Цель:
На материале статьи Д.С.Лихачёва «Этажи заботы» дать возможность учащимся понять и прочувствовать важность такого проявления человеческих отношений, как забота о других людях, бережное отношение к своим близким.


Подготовительная работа:
1. Задания учащимся:
- выучить наизусть стихи о маме, бабушке, о доброте;
- узнать о своих родителях о старших родственниках (бабушках, дедушках и более старших предках;
- вместе со своими близкими в семье создать «Семейный альбом».
2. Подготовить фонограммы с фрагментами песен:
- «чтобы вспомнить, какими мы были, загляните в семейный альбом»;
- «всё на свете могут наши мамы, только не умеют не стареть»;


Оформление класса:
1. На доске запись: «Человек должен быть заботлив. Незаботливый или беззаботный человек – скорее всего человек недобрый и не любящий никого».
Д.С.Лихачёв
2. Портрет Д.С.Лихачёва;

3. Книга Д.С.Лихачёва «Заветное».









Учитель:
Перед вами книга «Заветное». Заветная мысль, заветное, дорогое автору искреннее чувство. Заветное слово, адресованное человеком, которого уже нет, новым поколениям. Эта книга предназначена для размышления, для обсуждения. Понять мир во всём его сложном многообразии, состояться в этом мире, а потом улучшать его – вот цель этой книги.
Автор её – один из самых интересных и талантливых людей России минувшего века – Дмитрий Сергеевич Лихачёв. Он родился 100 лет назад 28 ноября. Академик. Историк культуры. Литературовед. Общественный деятель.
Чудом уцелел на Соловках в годы репрессий. В одном из интервью его спросили, как он выжил. На что Лихачёв ответил: «Мне удалось сохранить духовное здоровье, духовное равновесие и это только потому, что я не озлобился. Ни после Соловков, ни после Беломорканала, ни после откровенного замалчивания и травли в науке позже.
Все последние годы Лихачёв бился за сохранение русской культуры. Статьи Д.С.Лихачёва, собранные в книге «Заветное» - о цели жизни и самооценке, о сострадании и воспитанности, о недостатках и милосердии, о доброте, о заботе.
Для нынешнего молодого поколения очень важно познакомиться с творчеством выдающегося человека и поделиться своими размышлениями о тех проблемах, идеях, рассуждениях о жизни, которые мы найдём в книге «Заветное». Это слово, обращённое к молодым. Одна из статей «Этажи заботы» стр. 47.
При прочтении текста внимание учащихся акцентируется на отдельных моментах, которые необходимо выделить особо:
«Этажи заботы. Забота скрепляет семью, скрепляет дружбу, скрепляет односельчан, скрепляет жителей одного города, одной страны».
«Человек рождается и первая забота о нём, забота Матери, постепенно (уже через несколько дней) вступает в непосредственную связь с ребёнком забота о нём отца»
«Постепенно дети становятся объектом всё более высокой заботы и сами начинают проявлять заботу настоящую и широкую – не только о семье, но Ио школе, куда поместила их забота родительская, о своём селе, городе и стране
Забота ширится и становится всё более альтруистичной. За заботу о себе дети платят заботой о стариках родителях – когда они уже ничем не могут оплатить за заботу детей. И эта забота о стариках , а потом и о памяти скончавшихся родителей как бы сливается с заботой об исторической памяти семьи и родины в целом. Если забота направлена только на себя, то это эгоизм.
Забота – вот то, что объединяет людей, крепит память о прошлом, направлена целиком на будущее. Это не само чувство – это конкретное проявление чувства любви, дружбы, патриотизма. Человек должен быть заботлив. Незаботливый или беззаботный человек – скорее всего человек недобрый и не любящий никого.
Нравственности в высокой степени свойственно чувство сострадания. В сострадании есть сознание своего единства с человечеством и миром (не только людьми, растениями , природой и т.д.). Чувство сострадания (или что-то близкое ему) заставляет нас бороться за памятники культуры, за их сохранение , за природу, отдельные пейзажи, за уважение к памяти.
«Человек человеку – волк», - любят повторять люди дурных наклонностей. Но мало кто слышал другое высказывание «Человек человеку святыня». Сенека утверждал, что «общество человеческое похоже на свод , где различные камни держась друг за друга, обеспечивают прочность целого». Это удивительное верно. Один только пример: мы идем по улице и доверяем, интуитивно доверяем тысячам водителей, их опытности и элементарным нравственным устоям. Не их дипломам, уличным правилам движения и службе милиции только доверяем, а доверяем им как людям с чувством ответственности.
После прочтения текста заветных мыслей Д.С.Лихачёва дать учащимся возможность задуматься, критично оценить своё отношение к проблеме. Здесь учителю нужно поговорить с воспитанниками так проникновенно, чтобы в их душах всколыхнулось желание сделать лучше самого себя и окружающий мир.

Вопросы для обсуждения:
1. Кто о вас больше заботится ?
2. Знаете ли вы сколько лет вашим бабушкам, дедушкам, прадедушкам, прабабушкам?
3. Часто ли вы встречаетесь со своими близкими пожилыми родственниками?
4. Знаете ли вы их биографию, побуждаете вы их к рассказам о своём сокровенном, об их детстве, молодых годах?
5. Как вы можете заботиться о своих близких, о друзьях. школьных товарищах, о классе, о своём родном селе?
6. Как называется человек, который думает только о себе и ни о ком не хочет заботиться?

(Цитируются строки из письма Тургенева своей дочери.)
«Душа черствеет и тупеет, если человек мыслит только о самом себе. Доброта не даёт нам думать о себе, погрязнуть в тине эгоизма»

В ходе беседы учащиеся рассказывают о своих родителях, старых родственниках, используют при этом фотографии, семейные альбомы, вырезки из газет. Слушают фонограмму песни в исполнении Э.Пьехо «Чтобы вспомнить, какими мы были, загляните в семейный альбом»

Учитель:
Постоянной заботы, внимания, сочувствия, сердечности, доброго слова ждёт от вас мама. Она ограждает вас от забот, чтобы вы больше занимались, читали, отдыхали и все дела берёт на себя. По мере сил облегчайте ей жизнь, берегите её, не причиняйте боли словами, поступками.

Стихотворение ученицы
Если матери ваши устали,
Добрый отдых вы дать ей должны.
Пуще глаза маму берегите
От обид, от тягот и забот.
Берегите мать от злого слова.
Знайте: дети ранят всех больней!

(Звучит фонограмма песни в исполнении О.Воронец с такими словами:)
Шлите им почаще телеграммы,
Письмами старайтесь их согреть.
Всё на свете могут наши мамы
Только не умеют не стареть

Стихотворение ученика
У мамы – работа,
У папы – работа:
У них для меня остаётся суббота.
А бабушка дома всегда.
Она не ругает меня никогда!
Усадит, накормит:
- Да ты не спеши.
Ну что там стряслось у тебя, расскажи!
Я говорю, а бабушка не перебивает,
По крупинкам гречку сидит перебирает
Нам хорошо вот так вдвоём.
Без бабушки –
Какой же дом?

Учитель:
В раннем детстве родителей любим безоглядной любовью. Позднее – сдержанней, порой и резко ответить можем. Старость далека от детей и от этого иногда проявляется пренебрежительное отношение к взрослым, к старым людям.
Это самое стыдное и страшное, так как старый человек словно беззащитный ребёнок.
Надо беречь и щадить здоровье самых близких людей, ведь как бы вы их не пытались заменить друзьями и приятелями, в самые трудные дни и горькие минуты вы всё равно обратитесь к своим родным.

(Звучит фонограмма песни)

«Живите дружно, живите счастливо,
Мои хорошие, мои красивые,
Живите счастливо до самой старости,
Живите вместе вы мои любимые»

(Далее небольшое творческое задание для учащихся)
На листе бумаги нарисовать солнце – «Солнце доброты». На его лучах подписать имена людей, которые в трудную минуту сделали для вас доброе дело, очень помогли, поддержали вас.
(Учащиеся рассказывают о своих лучах.
На этом же листочке отвечают на вопрос)
«Какое доброе дело ты хочешь и можешь совершить?»

В заключении классного часа учитель подводит детей к выводу, что забота это то, что объединяет людей, крепит память о прошлом, направлена целиком на будущее.