Конспект подгруппового логопедического занятия «Дифференциация звуков «Ш» — «С» в словах и словосочетаниях


Конспект подгруппового логопедического занятия
«Дифференциация звуков «Ш» - «С» в словах и словосочетаниях»
на семинаре педагогов системы КРО
«Осуществление психолого-логопедического сопровождения детей, обучающихся в общеобразовательной школе» 18.04.2014 года
Аннотация
Занятие рассчитано для подгруппы детей из двух человек младшего школьного возраста на этапе дифференциации звуков «Ш» - «С» в словах и словосочетаниях. Основными задачами, стоящими перед учителем-логопедом на занятии являются: закрепление акустико-артикуляторных характеристик звуков «Ш» и «С» с опорой на различные виды контроля и совершенствование фонематических процессов у детей. Лексическая тема занятия «Логопедическая Олимпиада». Весь ход занятия происходит в виде соревнования детей для развития наибольшего интереса к логопедическому занятию.
Цель:
Дифференциация звуков «Ш» - «С» в словах и словосочетаниях
Задачи:
- закреплять акустико-артикуляторные характеристики звуков «Ш» и «С» с опорой на различные виды контроля;
- совершенствовать фонематические процессы (звуковой анализ, позиционный анализ звуков);
- развивать мелкую и общую моторику;
- актуализировать словарный запас;
- воспитывать активность, инициативность;
- учить разгадывать загадки и ребусы;
- развивать внимание, зрительную память, логическое мышление;
- воспитывать самоконтроль за правильным произношением звуков;
- развивать интерес к логопедическим занятиям;
Оборудование:
Предметные картинки:
Сказочные персонажи: Золушка, Красная шапочка, Карабас Барабас, Белоснежка, Царевна-Лягушка, Карлсон, Бабка Ёжка, Снегурочка
кошка, машина, подушка, лошадь, вишня, груша, парашют, шапка, шкаф, шар; слон, собака, самолёт, санки, стол, сосульки, лиса, лист, сосиски, сапоги
Игрушки и предметы:
Волшебный мешочек: карандаш, собака, мышка, лягушка, слон, мишка, ластик, краски.
Компьютер, презентация, слайды с ребусами, музыкальный файл с детской песенкой, жетоны, прищепки, 2 верёвки, медали
Ход:
Вводная часть
- Здравствуйте, ребята. Совсем недавно в нашей стране проходили очень важные спортивные соревнования. Как они назывались?
- Олимпиада.
Команда России заняла на Олимпиаде в Сочи первое место. А сегодня я предлагаю вам поучаствовать в логопедической Олимпиаде. Вы будете соревноваться между собой, а кто из вас лучше и правильнее буде говорить, выполнять все мои задания, будет самым внимательным и ловким – тот и станет победителем. Основная часть
- Ребята, нам, как и любым спортсменам перед началом соревнований нужна разминка. Предлагаю вам выполнить упражнения для язычка.
- Упр. «Фигуристы» («маляр»)
- Упр. «Хоккеисты» («футбол»)
- Упр. «Трамплин» («грибок»)
- Упр. «Прыжки с трамплина» («качели»)
- Упр. «Лыжня» («вкусное варенье»)
- Упр. «Лыжная горка» («сердитая кошка»)
1. «Угадай звук»
-Вы готовы? Предлагаю вам первое задание. Я буду описывать звук, а вам нужно отгадать о каком звуке я говорю и правильно назвать его.
(даю характеристику звуку «С»)
При этом звуке зубы почти сомкнуты и все обнажены в «улыбке». Уголки рта оттянуты в стороны. Язык упирается в верхнюю часть нижних зубов – принимает положение, как при этом звуке «И». Струя воздуха направляется на передние зубы. Когда произносим этот звук струя воздуха плавная и холодная. Звук согласный, глухой, щелевой.
(даю характеристику звуку «Ш»)
Губы вытянуты вперед «окошком», кончик языка поднят к нёбу в виде «чашечки», но не касается его, образуя щель; Боковые края языка прижаты к верхним коренным зубам. Струя выдуваемого воздуха тёплая. Звук согласный, глухой, щелевой.
Первое задание вы выполнили, звуки «С» и «Ш» будут сопровождать нас при выполнении всех заданий.
2. «Услышь звук в словах»
Я вам сейчас раздам геометрические фигуры и буду произносить разные слова. Если вы услышите в слове звук «С», то поднимите круг, если в слове есть звук «Ш» - треугольник. Звук может быть в начале, середине или конце слова. Победит тот, кто меньше ошибётся.
Слова: шуба, сапоги, коса, лиса, лапша, посуда, шарф, машина, класс, брошь.
3. «По страницам любимых сказок»
Переходим к следующему заданию. Сейчас мы узнаем, кто из вас хорошо знает сказки и сказочных героев. Я вам буду загадывать загадки, а вы – по очереди будете давать ответы.
1.Она красива и мила,
Имя ее от слова «зола». (Золушка)
2.Бабушка девочку очень любила,
Шапочку красную ей подарила.
Девочка имя забыла свое.
А ну, подскажите имя ее! (Красная Шапочка)
3.Человек немолодой
Вот с такущей бородой.
Обижает Буратино,
Артемона и Мальвину,
И вообще для всех людей
Он отъявленный злодей.
Знает кто-нибудь из вас
Кто же это? (Карабас Барабас)
4.Она была подружкой гномов
И вам, конечно же, знакома. (Белоснежка)
5. Летела стрела и попала в болото,
А в этом болоте поймал ее кто-то.
Кто распростился с зеленою кожей?
Сделался мигом красивой, пригожей?
Царевна – лягушка)
6.Живу я всех выше, на солнечной крыше,
Там домик хорошенький мой.
На чашечку чаю я вас приглашаю,
варенье несите с собой. (Карлсон)
4. «Самый быстрый»
Следующее задание. Вот у меня на столе картинки. Данил находит картинки со звуком «С», а Артём – со звуком «Ш». Эти картинки нужно повесить на прищепки, которые висят на моих верёвочках. Побеждает тот, кто быстрее и правильно повесит все картинки на прищепки. Задание будете выполнять под музыку.
Картинки: кошка, машина, подушка, лошадь, вишня, груша, парашют, шапка, шкаф, шар;
слон, собака, самолёт, санки, стол, сосульки, лиса, лист, сосиски, сапоги.
5. «Зашифрованные слова»
- А умеете вы разгадывать ребусы?
Это будет ваше следующее задание. (предлагаю слайды с ребусами)

(Оладушки, косы)
6. «Доскажи словечко»
- Ребята, при выполнении следующего задания я буду вам говорить слова, но недоговаривать окончания слов. Кто произнесёт слово правильно – получает фишку.
Анана…, каранда…, малы…, какту…, автобу…, камы…,глобу…, ду…, пё…, ква…,гара…, га…, шала…
7. «Самый внимательный»
– А теперь я хочу узнать, кто из вас самый внимательный. На столе я положу различные предметы, затем буду прятать один предмет в волшебный мешочек, а вы должны догадаться, чего не стало. Кто догадается, должен ответить: «Вы убрали…»
(предметы: карандаш, собака, мышка, лягушка, слон, мишка, ластик, краски)
Достаю из волшебного мешочка предметы и игрушки, а ребята называют их. Затем прячу по одному предмету в мешочек, кто из ребят догадается первым, какого предмета не хватает – получает жетон.
Заключительная часть
- Ребята, вы сегодня очень старались, давайте посчитаем, сколько жетонов у вас получилось, у кого из вас больше жетонов (подсчёт жетонов, подведение итогов).
- Я хочу наградить вас, как настоящих спортсменов Олимпиады медалями на память о ваших соревнованиях, а болельщиков – поблагодарить за то, что они внимательно наблюдали и болели за вас.