Рабочая программа по русскому языку .ПерспективаЛ.Ф. Климанова, Т.В. Бабушкина .


Пояснительная записка Предмет «Русский язык» занимает центральное место в системе предметов начального образования, поскольку от уровня овладения письменной речью (чтением и письмом), устными коммуникативно-речевыми умениями и системой языка зависят успехи учащихся по другим предметам.
«Русский язык» реализует три основные цели:
1) социокультурную (коммуникативную) - формирование письменной речи, развитие монологической и диалогической речи, повышение общей речевой культуры учащихся и формирование первоначальных представлений о единстве и многообразии языкового и культурного пространства России.
2) познавательную: первоначальное знакомство детей с системой языка (всех его уровней); формирование на этой основе навыков грамотного, безошибочного письма; развитие логического (понятийного) и образного мышления учащихся, а также освоение приемов организации своей познавательной и учебной деятельности.
3) воспитательную: развитие нравственно-этических представлений, формирование основ гражданской общности (идентичности) и мировоззрения, развитие эстетических чувств, чувства любви к своей Родине и отечественному языку; уважение, доброжелательность и миролюбивое отношение к другим людям. Поставленные цели реализуются благодаря использованию системно-деятельностного подхода, который помогает объединить первоначальное изучение системы языка, формирование речевых умений и навыков (на коммуникативно-познавательной основе) с нравственным воспитанием учащихся, формированием у них умения организовать свою учебную деятельность, проявив в ней свои творческие способности.
В начальной школе изучение предмета «Русский язык» имеет ряд особенностей:
Первый класс включает уроки «Обучения грамоте» (чтение и письмо, коммуникативно-речевые умения и первоначальные сведения о языке); в конце года вводятся систематические курсы: «Русский язык» и «Литературное чтение», изучение которых продолжается во 2—4 классах. Концептуальная основа УМК «Перспектива» отражает современные достижения в области психологии и педагогики, с сохранением при этом тесной связи с лучшими традициями классического школьного российского образования. Теоретические и методические материалы УМК «Перспектива», являются системообразующими компонентами ФГОС и ориентированы на развитие личности обучающегося на основе усвоения универсальных учебных действий. Методологической основой нового комплекса является системно-деятельностный подход. В этой связи в учебниках УМК «Перспектива» задания, направленные на включение детей в деятельность, выстроены в систему, позволяющую строить процесс обучения как двусторонний: обучение как средство формирования универсальных учебных действий и личностных качеств младших школьников обучение как цель — получение знаний в соответствии с требованиями к результатам освоения основной образовательной программы ФГОС. УМК обеспечивает доступность знаний и качественное усвоение программного материала, всестороннее развитие личности младшего школьника с учетом его возрастных особенностей, интересов и потребностей. Особое место в УМК «Перспектива» уделяется формированию духовно-нравственных ценностей, знакомству с культурно-историческим наследием мира и России, с традициями и обычаями народов, населяющих нашу родину. В учебники включены задания для самостоятельной, парной и групповой работы, проектной деятельности, а также материалы, которые можно использовать во внеклассной и внешкольной работе. Качество усвоения знания определяется многообразием и характером видов универсальных действий. Именно поэтому планируемые результаты ФГОС определяют не только предметные, но метапредметные и личностные результаты. Программа УМК «Перспектива» ориентирована на планируемые результаты начального общего образования и является инструментом для их достижения. Основной целью  УМК «Перспектива» является всестороннее гармоничное развитие личности (духовно-нравственное, познавательное, эстетическое), реализуемое в процессе усвоения школьных предметных дисциплин.
Основными задачами УМК «Перспектива» являются:
                    общекультурное развитие — формирование целостной картины мира (образа мира) на основе интеграции культурного опыта в единстве научной и образно-художественной форм познания мира;
                  личностное развитие — формирование идентичности гражданина России в поликультурном многонациональном обществе; ценностно-нравственное развитие учащегося, определяющее его отношение к социальному миру и миру природы, к самому себе; готовность к личностному выбору и принятию ответственности за него; способность к равноправному сотрудничеству на основе уважения личности другого человека; толерантность к мнению и позиции других;
                   познавательное развитие — развитие познавательных мотивов, инициативы и интересов учащегося на основе связи содержания учебного предмета с жизненным опытом и системой ценностей ребенка; гармоничное развитие понятийно-логического и образно-художественного мышления; формирование готовности к действиям в новых, нестандартных ситуациях; развитие творческого потенциала личности;
                 формирование учебной деятельности — формирование умения учиться, самостоятельно приобретать новые знания и умения, организуя процесс усвоения; развитие способности к самосовершенствованию;
                     развитие коммуникативной компетентности — умения организовывать и осуществлять совместную деятельность; осуществлять обмен информацией и межличностное общение, в том числе и умение, понимать партнера.
Общая характеристика курса
Отличительной особенностью курса русского языка является коммуникативно-познавательная основа, общая с курсом литературного чтения. Содержание этих двух курсов имеет ярко выраженную коммуникативно- речевую и познавательную направленность, охватывающую три аспекта изучения родного языка: систему языка, речевую деятельность и литературный текст, что обеспечивает реализацию системно-деятельностного подхода в обучении. Программа курса обеспечивает целостное изучение родного языка в начальной школе за счёт реализации трёх принципов:
● коммуникативного;
● познавательного;
● принципа личностной направленности обучения и творческой активности учащихся. Коммуникативный принцип предусматривает:
● осмысление и реализацию основной функции языка — быть средством общения;
● развитие умения ориентироваться в ситуациях общения (понимать цель и результат общения собеседников, контролировать и корректировать свою речь в зависимости от ситуации общения);
● знакомство с различными системами общения (устными и письменными, речевыми и неречевыми);
● формирование представления о тексте как результате (продукте) речевой деятельности;
● развитие у учащихся желания (потребности) создавать собственные тексты различной стилевой направленности: деловой (записка, письмо, объявление и др.), художественной (рассказ, стихотворение, сказка), научно- познавательной;
● организацию учебного (делового) общения (общение как диалог учителя с детьми и друг с другом) с использованием формул речевого этикета, имеющего духовно-нравственную направленность и основанного на уважении, взаимопонимании и потребности в совместной деятельности. Познавательный принцип предполагает:
● усвоение языка как важнейшего инструмента познавательной деятельности человека и как средства познания мира через слово;
● развитие мышления младших школьников с опорой на «два крыла познания»: абстрактно-логическое (понятийное) и образное мышление, развитие воображения и интуиции;
● поэтапное усвоение важнейших понятий курса от наглядно- практического и наглядно-образного уровня до усвоения понятий в абстрактно логической, понятийной форме;
● осмысление понятия «культура», обеспечивающее целостность содержания обучения русскому языку, помогающее выявить пути образования изучаемого понятия (от его культурно-исторических истоков, где соединяется предмет деятельности с его функцией, до конечного результата деятельности, т. е. до образования того или иного понятия);
● освоение процессов анализа и синтеза в структуре мыслительных действий (сравнения, классификации, систематизации и обобщения) и в общем процессе познания;
● осмысление языка как знаковой системы особого рода и его заместительной функции, которая помогает детям осознать, что слово только представляет, замещает предмет, но не гарантирует его знание и понимание;
● рассмотрение слова как сложного языкового знака, как двусторонней единицы языка и речи, которая имеет план содержания (значение, смысл) и план выражения (звукобуквенную форму); ● формирование смыслового чтения, при котором объектом внимания учащихся становятся и смысл, значение слова, и его звукобуквенная сторона;
● поэтапное усвоение языка от лексики к грамматике, от понимания устройства единичного слова (его значения, лексико-семантической стороны и звукобуквенной формы) к выявлению общих формально-грамматических (абстрактных) признаков целой группы слов, от тематической классификации слов (на лексической основе) к объединению слов в группы по обобщенным, формально-грамматическим признакам (части речи).
Принцип личностной направленности обучения и творческой активности обеспечивает:
● пробуждение у ребёнка желания учиться и получать знания;
● формирование представлений о книге, родном языке и классической литературе как культурно-исторической ценности;
● развитие интереса к изучению языка и творческой активности за счёт логики его усвоения, построенной «от ребёнка», а не «от науки о языке» (последняя предоставляет учащимся лишь конечные результаты познавательной деятельности, зафиксированные в форме готовых абстрактных понятий, годных только для запоминания, поскольку не раскрывается путь их образования);
● знакомство и освоение базовых ценностей, основанных на традициях отечественной культуры и обеспечивающих учащимся духовно- нравственную основу поведения и общения со сверстниками и взрослыми;
● развитие коммуникативного стиля мышления, который не только направляет внимание ребенка на осмысление собственных высказываний, но и формирует умение понимать других людей, сравнивать разные точки зрения и стремиться к получению общих результатов;
● творческую самореализацию личности в процессе изучения русского языка и работы с художественным произведением через создание собственных текстов. Реализация данных принципов позволяет наиболее полно обеспечить не только «инструментальную основу компетентности учащихся» (систему знаний, умений и навыков), но и духовно-нравственное развитие личности, обретение социального опыта. Изучение русского языка на основе этих принципов создаёт реальные условия для реализации системно-деятельностного подхода, благодаря которому предметное содержание разворачивается «от ребёнка», становится дос- тупным и интересным для учащихся. Начальным этапом изучения русского языка является обучение грамоте. Основное внимание в этот период отводится развитию фонематического слу- ха детей и изучению письменной речи (чтению и письму). Параллельно с освоением письменных форм речевого общения (формированием умений читать и писать) идёт совершенствование устных форм общения (умений слушать и говорить). Поскольку речевые умения не имеют для первоклассников особой мотивации, то вводится понятие «общение», которое является для учащихся ключевым. Оно рассматривается не в информационном плане, а разворачивается в форме деятельности, протекающей в культурно-историческом плане — от истоков возникновения процесса общения, т.е. с «предыстории письменной речи (общение с помощью предметов, жестов, рисунков, знаков и символов) до развития письма на современном уровне.
После обучения грамоте начинается раздельное изучение русского языка и литературного чтения. Изучение систематического курса русского языка обеспечивает:
● сознательное овладение (на доступном детям уровне) родным языком как средством общения и познания для свободного пользования им в различных ситуациях общения;
● развитие коммуникативно-речевых умений (писать и говорить, слушать и читать), функциональной грамотности и интеллектуальных способностей учащихся;
● формирование бережного отношения к языку, его богатству, глубине и выразительности; развитие интереса к родному языку, его изучению;
● формирование стиля речевого общения учащихся, основанного на уважении к собеседнику и его мнению;
● приобщение учащихся к духовно-нравственным ценностям русского языка и отечественной культуры. Коммуникативно-познавательная направленность курса и реализуемый в нём системно-деятельностный подход нацеливают младших школьников на совместное изучение системы языка (фонетических, лексических, грамматических единиц) и осмысление способов функционирования этих языковых единиц в устной и письменной речи, в различных ситуациях общения и различных текстах.
Содержание курса раскрывает в доступной детям форме суть и специфику языка как средства общения и познания, как знаковой системы особого рода. Содержание курса охватывает довольно широкий круг сведений, относящихся к разным сторонам и уровням языка. Учащиеся знакомятся с фонетическим составом слова, с делением слова на слоги и значащие части, с основными частями речи и важнейшими их формами, с различными видами предложений, учатся находить главные члены предложения, усваивают правила орфографии. Программа предполагает знакомство учащихся с лексическим значением слова на структурно-семантических моделях слов (без термина), с многозначностью слов, синонимией и антонимией. Обучение русскому языку на основе данной Программы имеет личностно ориентированный характер, так как оно построено с учётом уровня развития интересов ребёнка и его познавательных возможностей. Поэтому языковые понятия не даются в готовом виде (или на объяснительно- иллюстративной основе), а разворачиваются как процесс их получения, а в дальнейшем — как деятельность по их усвоению. Познавательная направленность Программы обеспечивает усвоение языка как важнейшего инструмента познавательной деятельности человека, как средства познания окружающего мира и развития речевого мышления.
Большое значение в Программе придаётся изучению языка как знаковой системы, так как она позволяет обратить внимание на взаимодействие смысловой (содержательной) и формальной сторон речи, что принципиально меняет систему изучения языка. Обращение к семантической стороне языка создаёт условия для гармоничного развития образного и логического мышления. При этом повышается речевая активность и функциональная грамот- ность детей, возникает интерес и появляется бережное отношение к родному языку, его богатству и выразительности, развивается речевое мышление учащихся.
Программа предусматривает не только знакомство детей со знаково-символической деятельностью, но и освоение основ мыслительного процесса — анализа и синтеза, присутствующих в важнейших мыслительных операциях (сравнение, классификация, систематизация и обобщение).
В число основных содержательных линий Программы входят:
● основы лингвистических знаний: фонетика и орфоэпия, графика, состав слова (морфемика), грамматика (морфология и синтаксис);
● орфография и пунктуация;
● развитие речи.
Содержание Программы и подходы к изучению русского языка имеют ряд особенностей. Так, изучению состава слова предшествуют упражнения на словообразование.
Другой особенностью данной Программы является подход к изучению частей речи, меняющий отношение учащихся к слову. Если при изучении лексики учащиеся имеют дело с единичным словом и его значением, то при освоении грамматики они работают с целой группой (классом) слов, имеющих общие признаки. Здесь важна не столько функция наименования, сколько функция обобщения, освоение которой необходимо для развития абстрактно-логического мышления (способ образования понятий).
Для того чтобы изучение грамматики стало важнейшим элементом развития речи и мышления учащихся, а не тренировкой их памяти, в содержание включено формирование умений классифицировать (группировать) слова по разным основаниям (смысловым и формально-грамматическим). Эти учебные умения помогают учащимся различать особенности работы со словом, с его конкретным значением в лексике и с абстрактным (обобщённым) значе- нием слов в грамматике. Такой подход подводит учащихся к самостоятельному выводу о наличии у целого класса слов общих признаков (грамматического значения, т. е. значения предметности, форм рода, числа и падежа у существительных и т. д.). В данном курсе изучение частей речи строится поэтапно: от лексики к грамматике через различные уровни классификации и обобщения слов. Осознание различий между грамматическим (обобщённым) и лексическим (единичным) значением слова позволяет уйти от формального изучения грамматики.
В курсе изменён подход к изучению предложений. Предложение рассматривается как основная коммуникативная единица языка. Сначала формируется представление о предложении в целом (смысловая и интонационная завершённость, связи слов в предложении). Затем дети учатся классифицировать предложения по интонации (восклицательные — невосклицательные), по цели высказывания (повествовательные, вопросительные, побудительные). После того как они накопят опыт наблюдений за предложением в различных речевых ситуациях, вводятся определения понятий.
Программа ориентирует на создание условий для развития регулятивных учебных действий, которые ориентируют обучающихся на порядок и планомерность в любой деятельности и составляют основу учебной деятельности.
Формируются умения ставить цель, определять последовательность действий, контролировать, корректировать и оценивать их. Программой предусматривается отработка навыков чистописания — своеобразная графическая «гимнастика», где используются образцы письма, отрабатывается написание обобщённых элементов букв, их соединений в словах, ритмическое и темповое написание слов и предложений, даётся установка на каллиграфическое написание букв, их соединений, осуществляется самоконтроль и взаимопроверка.
Отдельный, весьма важный элемент Программы — знакомство со словарём. Предполагается знакомство младших школьников с разными словарями: орфографическим, толковым, энциклопедическим, словарём синонимов и антонимов.
Раздел «Развитие речи» предусматривает не только обогащение словаря, совершенствование грамматического строя речи (в устной и письменной форме), освоение различных видов работы с текстом, но и формирование представлений о речи в целом, о речевом общении, о средствах общения (вербальных и невербальных).
Изучение систематического курса русского языка начинается с обобщения первоначальных сведений о речевом общении и языке как средстве коммуникации, полученных в период обучения грамоте.
Программа ориентирует на выработку умений точно и ясно выражать свои мысли в речи, решать в процессе общения ту или иную речевую задачу (одобрить, объяснить, выразить удивление, извиниться, подтвердить мысль собеседника и т. д.), держать в поле внимания содержание речи и форму её выражения.
Помимо общих представлений о тексте, ученики получают первые сведения о различных типах текстов (повествование, описание, рассуждение), начинают осмысливать роль слова в художественном тексте, работают с заглавием и составляют план (с помощью учителя), наблюдают за стилистическими особенностями художественных и научно-познавательных текстов. Рассмотрение языка как средства общения в конкретных коммуникативно-речевых ситуациях и текстах (научных, деловых, художественных) помогает детям представить язык целостно, что повышает мотивацию в обучении родному языку.
Описание места предмета в учебном плане
Согласно основной части учебного плана на изучение русского языка в 1-4 классах выделяется 540 часов: 132 часа в 1 классе (4 ч в неделю, 33 учебные недели), из них 92 ч (23 учебные недели) отводится урокам обучения письму в период обучения грамоте и 40 ч (10 учебных недель) — урокам русского языка. Во 2—4 классах на уроки русского языка отводится по 136 ч (4 ч в неделю, по 34 учебные недели в каждом классе).
По запросам родителей для более успешного овладения знаниями по русскому языку в каждом классе добавлен 1 час в неделю из части учебного плана, формируемой участниками образовательных отношений. Таким образом, количество часов на изучение предмета увеличилось до 675 часов: 164 часа в первом классе, по 170 часов во 2-4 классах. Русский язык ведется в объеме 5 часов в неделю во всех классах с первого по четвёртый.
Описание ценностных ориентиров содержания предмета
Ведущая позиция предмета «Русский язык» в системе общего образования обусловлена тем, что русский язык является государственным языком Российской Федерации, а также средством межнационального общения.
Изучение русского языка способствует формированию у учащихся представлений о языке как основном средстве человеческого общения, явлении национальной культуры и основе национального самосознания. В процессе изучения русского языка у учащихся начальной школы формируется позитивное эмоционально-ценностное отношение к русскому языку, стремление к его правильному использованию, понимание того, что грамотная устная и письменная речь является показателем общей культуры человека.
На уроках русского языка школьники учатся ориентироваться в целях, задачах и условиях общения, усваивают основные правила общения, развивают умение строить свои высказывания, выбирая языковые средства, наиболее пригодные для успешного решения коммуникативных задач. Учащиеся получают начальное представление о нормах русского литературного языка и правилах речевого этикета. Русский язык, являясь основой всего процесса обучения, способствует развитию мышления, воображения, интеллектуальных и творческих способностей учащихся, формированию универсальных учебных умений, служит основным каналом социализации личности.
Успехами в изучении русского языка во многом обусловливаются результаты обучения по другим школьным предметам.
Результаты изучения курса
Программа обеспечивает достижение выпускниками начальной школы следующих предметных, метапредметных и личностных результатов.
Предметные результаты
1. Понимание обучающимися того, что язык — основное средство человеческого общения и взаимопонимания и представляет собой явление национальной культуры; осознание значения русского языка как государственного языка Российской Федерации, языка межнационального общения.
2. Первоначальное представление о единстве и многообразии языкового и культурного пространства России, о языке как основе национального самосознания.
3. Первоначальное усвоение главных понятий курса русского языка (фонетических, лексических, грамматических), представляющих основные единицы языка и отражающих существенные связи, отношения и функции.
4. Понимание слова как двусторонней единицы языка, как взаимосвязи значения и звучания слова. Практическое усвоение заместительной (знаковой) функции языка.
5. Овладение первоначальными представлениями о нормах русского и родного литературного языка (орфоэпических, лексических, грамматических) и правилах речевого этикета. Умение ориентироваться в целях, задачах, средствах и условиях общения, выбирать адекватные языковые средства для успешного решения коммуникативных задач.
6. Формирование позитивного отношения к правильной устной и письменной речи как показателям общей культуры и гражданской позиции человека.
7. Овладение учебными действиями с языковыми единицами и умение использовать приобретённые знания для решения познавательных, практических и коммуникативных задач. Метапредметные результаты
1. Умение планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, определять наиболее эффективные способы достижения результата.
2.Способность принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, находить средства её осуществления.
3. Умение включаться в обсуждение проблем творческого и поискового характера, усваивать способы их решения.
4. Умение понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способность конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха.
5. Освоение начальных форм самонаблюдения в процессе познавательной деятельности.
6. Умение создавать и использовать знаково-символические модели для решения учебных и практических задач.
7. Использование различных способов поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве — Интернете), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами.
8. Овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами обучения. Осознанное выстраивание речевого высказывания в соответствии с задачами коммуникации, составление текстов в устной и письменной форме.
9. Овладение следующими логическими действиями:
● сравнение;
● анализ;
● синтез;
● классификация и обобщение по родовидовым признакам;
● установление аналогий и причинно-следственных связей;
● построение рассуждений;
● отнесение к известным понятиям.
10. Готовность слушать собеседника и вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою. Умение излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий. Умение активно использовать диалог и монолог как речевые средства для решения коммуникативных и познавательных задач.
11. Определение общей цели совместной деятельности и путей её достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей, осуществлять взаимный контроль, адекватно оценивать собственное поведение.
12. Готовность конструктивно разрешать конфликты с учётом интересов сторон и в духе сотрудничества.
13. Овладение базовыми межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами или процессами.
Личностные результаты
1.Формирование основ российской гражданской общности (идентичности), чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности. Формирование ценностей многонационального российского общества, становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций.
2. Принятие и освоение социальной роли ученика (обучающегося), развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения.
3. Развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах.
4. Развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально- нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей. Понимание значимости позитивного стиля общения, основанного на миролюбии, терпении, сдержанности и доброжелательности.
5.Формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств.
6. Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций.
В результате изучения курса русского языка обучающиеся при получении начального общего образования научатся осознавать язык как основное средство человеческого общения и явление национальной культуры, у них начнёт формироваться позитивное эмоционально­ценностное отношение к русскому и родному языкам, стремление к их грамотному использованию, русский язык и родной язык станут для учеников основой всего процесса обучения, средством развития их мышления, воображения, интеллектуальных и творческих способностей.
В процессе изучения обучающиеся получат возможность реализовать в устном и письменном общении (в том числе с использованием средств ИКТ) потребность в творческом самовыражении, научатся использовать язык с целью поиска необходимой информации в различных источниках для выполнения учебных заданий.
1 класс
Личностные результаты
Обучающийся получит возможность:
• осмыслить себя в качестве школьника, своё положительное отношение к школе;
• осмыслить значение общения для передачи и получения информации;
• для формирования уважительного отношения к русскому языку как родному языку русского народа и как к государственному языку;
• для формирования интереса к языковой и речевой деятельности;
• освоить основные правила речевого общения;
• получить представление о многообразии окружающего мира и духов- ных традициях русского народа; 106
• получить представление об этических чувствах (доброжелательность, сочувствие, сопереживание, миролюбие, терпение и т. д.);
• получить первоначальные навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками;
• для формирования потребности к творческой деятельности.
Метапредметные результаты
Обучающийся получит возможность для формирования следующих УУД:
• принимать и сохранять цель и учебную задачу, соответствующую этапу обучения (определённому этапу урока) с помощью учителя;
• высказывать своё предположение относительно способов решения учебной задачи;
• проговаривать вслух последовательность производимых действий, составляющих основу осваиваемой деятельности (опираясь на предложенный алгоритм («узелки на память»);
• оценивать совместно с учителем или одноклассниками результат своих действий, вносить соответствующие коррективы;
• целенаправленно слушать учителя и одноклассников, участвовать в обсуждении и решении познавательных задач;
• ориентироваться в учебнике и использовать условные обозначения при освоении материала урока;
• осуществлять под руководством учителя поиск нужной информации;
• понимать знаки, символы, модели, схемы, приведённые в учебнике и учебных пособиях (в том числе в электронном приложении к учебнику);
• работать с информацией, представленной в разных формах (текст, рисунок, таблица, схема), под руководством учителя;
• понимать текст, опираясь на содержащуюся в нём информацию, находить в нём необходимые факты, сведения и другую информацию; 107
• преобразовывать информацию, полученную из рисунка (таблицы, модели) в словесную форму под руководством учителя;
• понимать заданный вопрос, в соответствии с ним строить ответ в устной форме;
• составлять устно монологическое высказывание по предложенной теме, обсуждать её, участвуя в диалоге с соблюдением правил бесконфликтного общения;
• осуществлять сравнение, сопоставление, классификацию изученных фактов языка по заданному признаку (под руководством учителя);
• делать выводы в результате совместной работы класса и учителя;
• использовать собственный опыт в решении познавательных задач;
• слушать собеседника и понимать речь других;
• оформлять свои мысли в устной и письменной форме (на уровне предложения или небольшого текста);
• принимать участие в диалоге;
•задавать вопросы, отвечать на вопросы других;
• работать в парах и в группах;
• договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности;
• признавать существование различных точек зрения, высказывать собственное мнение;
• оценивать собственное поведение и поведение окружающих, использовать в общении правила вежливости
Предметные результаты освоения программы
РАЗВИТИЕ РЕЧИ. РЕЧЕВОЕ ОБЩЕНИЕ
Обучающийся научится:
• первичному умению оценивать правильность (уместность) выбора языковых и неязыковых средств устного общения на уроке, в школе, в быту, со знакомыми и незнакомыми, с людьми разного возраста; 108
• соблюдать в повседневной жизни нормы речевого этикета;
• выслушивать вопросы, понимать их, отвечать на поставленные вопросы;
• пересказывать сюжет известной сказки по рисунку;
• составлять текст из набора предложений;
• выбирать заголовок текста из ряда данных и самостоятельно озаглавливать текст. Обучающийся получит возможность научиться:
• различать устную и письменную речь;
• различать диалогическую речь;
• отличать текст от набора не связанных друг с другом предложений;
• анализировать текст с нарушенным порядком предложений и восстанавливать их последовательность в тексте;
• определять тему и главную мысль текста;
• соотносить заголовок и содержание текста;
• составлять текст по рисунку и опорным словам (после анализа содержания рисунка); • составлять текст по его началу и по его концу, по вопросам;
• составлять небольшие монологические высказывания по результатам наблюдений за фактами и явлениями языка.
ГЛАВНЫЙ ПОМОЩНИК В ОБЩЕНИИ — РОДНОЙ ЯЗЫК
Лексика
Обучающийся научится:
• различать слово и предложение, слово и слог;
• различать слово как двустороннюю единицу языка;
• разбираться в значении слова и его звуко-буквенной форме на основе наглядно-образных моделей; 109
• различать слова, обозначающие одушевлённые и неодушевлённые предметы и отвечающие на вопросы «кто?», «что?»;
• определять имена собственные и правильно их записывать;
• определять количество слов в предложении, вычленять слова из предложения;
• выделять слова с общим значением (члены семьи, предметы одежды, виды транспорта и др.);
Обучающийся получит возможность научиться:
• осознавать слово как единство звучания и значения;
• первоначальному представлению о знаковой функции слова как заместителя, «представителя» реальных предметов, их свойств и действий;
• первоначальному представлению о словах со сходным и противоположным значением, с прямым и переносным значением слова и многозначных словах;
• составлять тематические группы слов по определённым темам. Фонетика, графика, орфография
Обучающийся научится:
• различать звуки речи; понимать различие между звуками и буквами;
• устанавливать последовательность звуков в слове и их число;
• различать гласные и согласные звуки, определять их в слове и правильно произносить;
• определять качественную характеристику гласного звука в слове: ударный или безударный;
• различать гласный звук [и] и согласный звук [й];
• различать согласные звуки: мягкие и твёрдые, глухие и звонкие, определять их в слове и правильно произносить;
• различать непарные твёрдые согласные [ж], [ш], [ц], непарные мягкие согласные [й’], [ч’], [щ’], находить их в слове, правильно произносить; 110
• различать слово и слог; определять количество слогов в слове, делить слова на слоги;
• обозначать ударение в слове;
• правильно называть буквы в алфавитном порядке;
• различать звуки речи и буквы, которыми обозначаются звуки на письме;
• переносить слова по слогам на письме; • раздельно писать слова в предложении;
• верно писать буквосочетания жи—ши, ча—ща, чу— щу в словах;
• употреблять прописную букву в начале предложения, в именах собственных;
• верно писать непроверяемые гласные и согласные в корне слова (перечень слов в учебнике);
• без ошибок списывать текст с доски и учебника;
• писать под диктовку слова, предложения, тексты, включающие 12—15 слов;
• самостоятельно составлять и записывать текст из 2—3 предложений на определённую тему.
Обучающийся получит возможность научиться:
• наблюдать за образованием звуков речи;
• находить случаи расхождения звукового и буквенного состава слов при орфоэпическом проговаривании слов учителем;
• произносить звуки и сочетания звуков в соответствии с нормами литературного языка (круг слов определён словарём произношения в учебнике);
• различать два способа обозначения мягкости согласных: с помощью гласных е, ё, и, ю, я и мягкого знака;
• находить безударные гласные в словах, подбирать проверочные слова;
• писать мягкий и твёрдый знаки в словах на основе анализа их звучания; 111
• пользоваться орфографическим словарём в учебнике как средством самоконтроля. Морфология
Обучающийся получит возможность научиться:
• распределять слова по группам в зависимости от их основного значения и вопросов;
• находить в тексте слова — названия предметов, названия признаков предметов и названия действий.
Синтаксис и пунктуация
Обучающийся научится:
• различать текст и предложение; предложение и слова, не составляющие предложения;
• выделять предложения из речи; • соблюдать в устной речи интонацию конца предложений;
• соотносить схемы предложений и предложения, соответствующие этим схемам;
• составлять предложения из слов;
• составлять предложения по схеме, по рисунку;
• писать предложения под диктовку, а также составлять их схемы;
• правильно оформлять предложения на письме: употреблять прописную букву в начале предложения и ставить необходимые знаки препинания в конце.
Обучающийся получит возможность научиться:
• определять существенные признаки предложения: смысловую и интонационную законченность;
• устанавливать смысловую связь слов в предложении по вопросам; 112
• осмысливать роль предложения в речевом общении, его интонационное и пунктуационное оформление в речи.
2 класс
Личностные результаты
Обучающийся научится:
• понимать значимость речи для процесса общения;
• испытывать чувство гордости за родной язык;
• осознавать потребность в освоении лексического богатства родного языка;
• уважительно относиться к языку и его традициям;
• осознавать необходимость свободного владения языком для успешного общения;
• применять навыки культурного поведения при общении.
Обучающийся получит возможность:
• развивать личностные качества в процессе общения (внимание к собеседнику, терпение, использование вежливых слов и т. п.);
• испытывать потребность в общении;
• осмысливать значение общения;
• понимать культурную значимость орфографически верной письменной речи;
• осознавать необходимость писать грамотно;
• сформировать интерес к изучению истории русского языка;
• понимать значение орфоэпически правильно звучащей речи для успешного общения людей, для определения культурного уровня человека;
• стремиться к совершенствованию своей произносительной культуры;
• развивать потребность к постоянному обогащению своего словаря; 113
• проявлять интерес к топонимике родного края (к истории географических названий), к истории слов (в том числе и личных имён);
• научиться уважительному отношению к художественным произведениям, испытывать интерес к ним, воспитывать в себе внимательное отношение к использованию слова в художественной речи;
• создавать собственные словесные произведения по образцу;
• понимать изобразительные возможности гласных и согласных звуков в речи, использовать эти возможности при создании собственных речевых произведений;
• осознать потребность обращения к справочной лингвистической литературе (орфографическому и орфоэпическому словарям);
• научиться добросовестно относиться к труду и его результатам (на примере знакомства с деятельностью В. И. Даля), усвоить негативное отношение к лени;
• усвоить уважительное отношение к семейным ценностям;
• осознать важность сопереживания близким, попавшим в трудные ситуации;
• сформировать навыки поведения в экстремальных ситуациях;
• научиться проявлять интерес и уважение к различным профессиям и их представителям;
• научиться относиться с уважением к обычаям других народов и стран;
• расширять свой кругозор путём знакомства с новыми географическими объектами, старинными городами, выдающимися людьми;
• сформировать интерес и любовь к живой природе;
• сформировать гуманное отношение к домашним животным;
• соблюдать правила поведения при проведении дидактических игр в классе;
• оценивать степень своего продвижения в освоении учебного материала; 114
• понимать необходимость постепенности в усвоении знаний (на примере повторного обращения к употреблению разделительного твёрдого знака).
Метапредметные результаты
Обучающийся научится:
• использовать знаково-символические средства для решения учебных задач;
• работать с моделями слова, звуковыми схемами;
• пользоваться наглядно-образными схемами для классификации языковых единиц;
• контролировать свою речь в процессе общения.
Обучающийся получит возможность научиться:
• находить сходство и различие языковых единиц (звук и буква, гласные и согласные звуки, слово и предложение, корень и приставка, суффикс; тексты разных типов и т. д.);
• сравнивать языковые единицы по разным критериям;
• развивать логическое мышление (при восстановлении последовательности предложений в тексте, при делении текста на предложения, при прогнозировании возможного содержания и типа текста по его заглавию, по изображённой на рисунке жизненной ситуации, при распределении слов на группы);
• развивать абстрактное мышление при классификации слов по частям речи;
• классифицировать языковые единицы по различным критериям;
• работать с предложенными алгоритмами и самостоятельно или с помощью учителя составлять алгоритмы (например, алгоритмы проверки орфограмм);
• понимать значение алгоритма для осуществления своей деятельности; 115
• сотрудничать со сверстниками в процессе выполнения парной и групповой работы;
• работать с различными словарями и справочниками, составленными по алфавитному принципу;
• развивать речь (при составлении словосочетаний и предложений из за- данных слов и по рисунку, при изменении слов — названий предметов по числам, при работе с прозаическими текстами и составлении собственных текстов, при изложении текста, при доказательстве верности своего решения, при объяснении выбора проверочных слов, при подборе обобщающих слов, при составлении собственных речевых произведений по заданной теме, по жизненным впечатлениям, при подборе пословиц с заданным словом, при составлении загадок, составлении диалогов, характерных для различных коммуникативных ситуаций, и т. п.);
• развивать внимание (например: нахождение «третьего лишнего», работа с картинками, нахождение ошибок в чужом тексте и т. п. • понимать значение орфоэпически грамотного произношения слов при общении;
• понимать важность орфографически правильного написания слов для общения, понимания письменной речи;
• понимать обучающую задачу дидактических игр;
• принимать участите в составлении учебных лингвистических словарей;
• применять полученные знания для решения практических задач.
Предметные результаты
РАЗВИТИЕ РЕЧИ. РЕЧЕВОЕ ОБЩЕНИЕ
Обучающийся научится:
• ориентироваться в ситуации общения, использовать правила речевого этикета (в групповых формах работы и других видах сотрудничества);
• различать устные и письменные формы общения;
• составлять рассказ о себе и своей семье по заданному плану; 116
• составлять предложение на заданную тему, правильно оформлять его на письме и в устной речи;
• понимать важность слова для точного называния предметов и явлений,
• понимать важность освоения лексического богатства русского языка;
• понимать необходимость осознания значения слова и его написания;
• называть основные языковые единицы (звуки, буквы, слова, предложения, текст);
• писать изложение текста из 40—55 слов по составленному плану.
Обучающийся получит возможность научиться:
• поддерживать диалог с собеседником при помощи реплик и вопросов, проявлять внимание, терпение к собеседнику, уважение к чужому мнению;
• понимать и уметь объяснить значение жестов, мимики и рисунка для передачи информации;
• составлять и расшифровывать «рисуночное письмо»;
• составлять тексты разных типов и стилей, в том числе тексты делового стиля (записка, письмо, объявление, поздравление);
• иметь наглядно-образное представление о структуре языка (единицах, из которых он состоит).
ГЛАВНЫЙ ПОМОЩНИК В ОБЩЕНИИ — РОДНОЙ ЯЗЫК
Фонетика, графика, орфография
Обучающийся научится:
• понимать преимущества звуко-буквенного письма;
• осознавать необходимость знания букв для передачи устной речи на письме; использовать знание алфавита;
• понимать, какова роль гласных и согласных звуков в различении слов;
• систематизировать знания о звуках и буквах русского языка, понимать различие между звуками и буквами;
• находить и объяснять расхождения в количестве звуков и букв в слове; 117
• передавать на письме мягкость и твёрдость согласных звуков (обозначать мягкость согласных звуков на письме с помощью мягкого знака и букв е, ё, ю, я, и; твёрдость — с помощью букв а, о, э, у, ы);
• разграничивать две функции букв е, ё, ю, я, и: а) обозначение мягкости согласных звуков; б) обозначение двух звуков;
• делить слова на слоги, определять количество слогов в слове;
• находить ударный слог в слове, понимать смыслоразличительную функцию ударения (на примере омографов);
• понимать различия между звонкими и глухими согласными звуками; понимать, почему парные звонкие и глухие согласные в конце слова являются орфограммой;
• понимать различия в алгоритмах объяснения проверяемого написания букв безударных гласных звуков и парных по звонкости—глухости согласных;
• верно писать буквосочетания жи—ши, ча—ща, чу—щу, чк, чн, щн, понимать, почему они носят традиционный характер и являются орфограммами;
• переносить слова по слогам в соответствии с правилами;
• употреблять прописную букву;
• правильно писать слова с удвоенными согласными;
• правильно писать слова с непроизносимыми согласными;
• уметь использовать мягкий знак в качестве разделительного и как показатель мягкости согласных звуков;
• употреблять при написании слов разделительные твёрдый и мягкий знаки, объяснять разницу в их употреблении.
Обучающийся получит возможность научиться:
• различать произношение некоторых слов, характерное для литературной речи, и варианты произношения, которые встречаются в просторечии; 118
• понимать неоднозначность соотношения «звук—буква», объяснять случаи расхождения в написании и произношении при передаче звуков в слабых позициях (безударные гласные, парные звонкие—глухие согласные в конце слова);
• пользоваться орфографическим и орфоэпическим словарями, понимать их назначение; • иметь представление о единообразном написании слова.
Лексика Обучающийся научится:
•формировать ценностное отношение к слову;
• расширять свой лексический запас словами разных тематических групп;
• иметь представление о слове как двусторонней языковой единице, имеющей материальную форму (звучание или написание) и значение;
• составлять двусторонние модели слов;
•формировать представление о понятийном (обобщающем) значении слова;
• понимать различие в функциях имён собственных и нарицательных.
Обучающийся получит возможность:
• научиться понимать назначение толкового словаря, уметь с ним работать;
• научиться понимать принцип возникновения нескольких значений у одного слова, объяснять значение многозначного слова в конкретном случае;
• углубить знания об омонимах, различать омонимы и многозначные слова;
• углубить знания о синонимах, понимать возможные различия слов- синонимов (по сфере употребления, по стилистической и эмоционально- экспрессивной окрашенности); 119
• научиться выбирать синонимы в зависимости от ситуации общения;
• расширить знания об антонимах, подбирать антонимы к словам разных частей речи;
• понимать выразительные возможности фразеологических оборотов, объяснять значение устойчивых оборотов.
Состав слова (морфемика)
Обучающийся научится:
• называть части слова;
• выделять корень в родственных словах с опорой на смысловую связь однокоренных слов и на общность написания корней;
• разграничивать однокоренные слова и слова с омонимичными корнями;
• выделять приставку в слове, определять значение, которое приставки привносят в слово;
• различать предлоги и приставки;
• находить суффикс в слове, определять значение, которое придаёт слову суффикс, и его роль в образовании новых слов;
• правильно употреблять окончание в устной и письменной речи (простейшие случаи ударного окончания);
• объяснять роль окончания для связи слов в предложении и в словосочетании. Обучающийся получит возможность научиться:
•формировать представление о слове как объединении морфем, стоящих в определённом порядке и имеющих определённое значение;
• понимать принцип единообразного написания морфем;
• составлять слова с предложенными морфемами.
Морфология
Обучающийся научится:
• определять части речи по обобщённому значению предметности, действия, признака и по вопросам;
• понимать роль использования слов каждой части речи в произведениях словесного творчества.
Обучающийся получит возможность:
• научиться понимать грамматическую общность слов, относящихся к определённым частям речи;
• получить образное представление о языке как о чётко организованной структуре.
ИМЯ СУЩЕСТВИТЕЛЬНОЕ
Обучающийся научится:
• находить имена существительные в предложении по вопросу и общему значению предметности;
• определять различия между одушевлёнными и неодушевлёнными, собственными и нарицательными существительными;
• осознанно употреблять прописную букву при написании имён собственных, обобщать все известные способы употребления прописной буквы;
• определять число имён существительных.
Обучающийся получит возможность научиться:
• верно употреблять существительные, имеющие вариативные формы окончаний (в родительном падеже множественного числа).
ГЛАГОЛ
Обучающийся научится:
• находить глаголы в предложении по вопросу и общему значению действия;
• определять число глагола.
Обучающийся получит возможность научиться:
• ставить вопросы к глаголам в форме настоящего, прошедшего и будущего времени;
• на практическом уровне изменять глаголы по временам.
ИМЯ ПРИЛАГАТЕЛЬНОЕ
Обучающийся научится:
• находить в предложении имена прилагательные по их основному грамматическому значению и по вопросу;
• определять связь имени прилагательного с именем существительным в числе;
• классифицировать имена прилагательные на основе различия в их значении. Обучающийся получит возможность научиться:
• редактировать тексты, дополняя их именами прилагательными;
• образовывать имена прилагательные от других частей речи.
СИНТАКСИС
Предложение
Обучающийся научится:
• выделять предложение из связного текста, правильно оформлять его на письме;
• определять тип предложения по цели высказывания и по интонации.
Обучающийся получит возможность научиться:
• определять отношения между словами в предложении на основе вопроса от слова к слову;
• составлять предложения разных типов.
Текст
Обучающийся научится:
• озаглавливать текст;
• определять тему и главную мысль текста.
Обучающийся получит возможность научиться:
• практически различать текст-описание, текст-повествование, текст- рассуждение;
• составлять план текста на основе памяток, образцов;
• составлять текст заданного типа, в том числе деловые тексты (записка, объявление, поздравительное письмо).
3 класс
Личностные результаты
Обучающийся научится:
• испытывать чувство гордости за свою Родину, российский народ и историю России при работе с текстами об истории и культуре нашей страны, древних и современных городах, известных людях;
• осознавать свою этническую и национальную принадлежность;
• относиться с уважением к представителям других народов;
• уважительно относиться к иному мнению;
• понимать практическую значимость получаемых знаний по русскому языку;
• соблюдать правила поведения на уроке и в классе;
• развивать навыки сотрудничества с одноклассниками и со взрослыми;
• конструктивно разрешать проблемные ситуации; 123
• оценивать свои успехи в освоении языка. Обучающийся получит возможность:
• сформировать целостный социально ориентированный взгляд на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий; воспринимать окружающий мир как единый «мир общения»;
• эффективно взаимодействовать с окружающим миром (людьми, природой, культурой) для успешной адаптации в коллективе и обществе;
• развивать свои коммуникативные и литературно-творческие способности;
• осваивать духовно-нравственные ценности при работе с текстами о мире, обществе, нравственных проблемах;
• совершенствовать свою речь и общую культуру;
• сформировать эстетические чувства при работе с поэтическими и прозаическими произведениями.
Метапредметные результаты
Обучающийся научится:
• ориентироваться в пространстве учебника с помощью знаков навигации;
• понимать цели и задачи учебной деятельности; • находить ответы на проблемные вопросы;
• пользоваться различными алгоритмами, предлагаемыми в учебнике (рубрики «Шаги к умению», «Узелки на память»);
• самостоятельно оценивать свои достижения;
• пользоваться знаково-символическими средствами в учебных целях (схема речевого общения, рисунок — схема состава слова, рисунок — схема частей речи);
• пользоваться справочной литературой (словарями);
• развивать логическое мышление при сравнении различных языковых единиц (слово, словосочетание, предложение; корневые и аффиксальные морфемы; главные и второстепенные члены предложения и др.) и при классификации языковых единиц по различным критериям;
• развивать речь при анализе художественных и научных текстов и при составлении собственных текстов различных типов. Обучающийся получит возможность научиться:
• делать самостоятельные выводы; • находить выход из проблемных ситуаций;
• определять цель и дидактическую значимость предлагаемых учебных заданий;
• выступать в разных ролевых функциях (учитель — ученик), предусмотренных заданиями.
Предметные результаты
РАЗВИТИЕ РЕЧИ. РЕЧЕВОЕ ОБЩЕНИЕ
Обучающийся научится:
• понимать, что язык является главным средством общения людей, помогающим выразить мысли и чувства;
• относиться к русскому языку как к великой ценности и культурному достоянию народа;
• анализировать речевую модель общения: речь партнёра (собеседника) по общению, цель и тему общения, его результат;
• понимать речевые задачи общения: что-то сообщить (проинформировать, известить), одобрить (поддержать, похвалить, согласиться, подтвердить), возразить (оспорить, покритиковать, убедить), объяснить (уточнить, побудить, доказать, посоветовать, воодушевить);
• выбирать языковые средства в зависимости от ситуации общения;
• контролировать и корректировать своё высказывание в зависимости от ситуации общения;
• правильно использовать в общении вспомогательные средства: мимику, жесты, выразительные движения, интонацию, логические ударения, паузы в соответствии с культурными нормами;
• различать диалогическую и монологическую речь;
• составлять диалоги, основанные на известных правилах продуктивного общения;
• составлять устные тексты различных типов: повествование, описание, рассуждение;
• пересказывать текст с помощью опорных слов, с ориентировкой на главную мысль высказывания;
• писать изложения по составленному плану;
• составлять рассказы по серии картинок, на предложенную тему, по личным впечатлениям.
Обучающийся получит возможность научиться:
• совершенствовать свою устную речь на фонетическом, лексическом и синтаксическом уровнях;
• говорить выразительно, понятно, логично, чётко формулируя мысль в словесной форме; говорить связно в нормальном темпе, соблюдая необходимые нормы орфоэпии;
• делать полный и краткий пересказ текста;
• устранять в текстах шаблонные фразы и выражения, передавать своё отношение к предмету речи;
• исключать из речи слова со значением неодобрения («кривляка», «худосочный», «недотёпа» и др.);
• совершенствовать культуру речевого общения: соблюдать нормы речевого этикета, уметь выразить просьбу, пожелание, благодарность, извинение; 126 уметь поздравить или пригласить друзей, вести разговор по телефону, правильно обратиться к собеседнику;
• совершенствовать культуру письменного общения: писать буквы, предложения в соответствии с правилами русской графики и орфографии, соблюдать аккуратность в ведении записей, чёткость и аккуратность выполнения письменных работ.
ГЛАВНЫЙ ПОМОЩНИК В ОБЩЕНИИ — РОДНОЙ ЯЗЫК
Фонетика, графика, орфография
Обучающийся научится:
• проводить звуко-буквенный анализ слов;
• определять ударение в словах; • делить слова на слоги и на части для переноса;
• находить в тексте слова с девятью изученными ранее основными орфограммами (употребление прописной буквы, безударные гласные, звонкие и глухие согласные звуки в корнях слов, буквосочетания жи—ши, ча—ща, чу—щу, чк, чн, щн; непроверяемые написания; разделительные мягкий и твёрдый знаки, непроизносимые согласные звуки, удвоенные согласные в корне, перенос слов), применять нужный алгоритм для написания этих орфо- грамм; • верно употреблять мягкий знак на конце имён существительных после шипящих с учётом рода имён существительных;
• правильно писать не с глаголами;
• использовать нужный алгоритм проверки всех изученных орфограмм;
• писать под диктовку тексты (55—65 слов), включающие слова с изученными орфограммами. Обучающийся получит возможность научиться:
• верно произносить слова с «проблемным» ударением, с особенностями произношения, определяемыми по орфоэпическому словарю; 127
• осознавать единообразие в написании слов, морфем;
• писать мягкий знак на конце глаголов неопределённой формы после буквы ч.
Лексика
Обучающийся научится:
• различать лексическое значение и звуко-буквенную форму слова;
• сравнивать слова по значению и по форме (синонимы, антонимы, омонимы);
• распознавать в тексте синонимы и антонимы;
• находить необходимую информацию о значении слова в лингвистических словарях;
• сопоставлять значения слов на основе их двусторонних моделей;
• объяснять прямое и переносное значение слова, понимать причины появления многозначности.
Обучающийся получит возможность научиться:
• понимать различие основной функции имён и личных местоимений;
• объяснять устройство и назначение толкового словаря, словаря синонимов и антонимов;
• различать мотивированные и немотивированные названия.
Состав слова (морфемика)
Обучающийся научится:
• разбирать слова по составу, выделяя в них приставку, корень, суффикс, окончание;
• выделять в слове основу и окончание;
• составлять с помощью условных обозначений схему состава слова;
• различать однокоренные слова и разные формы одного слова;
• объяснять значение, которое привносят в слово приставка и суффикс;
• образовывать новые слова с предложенными приставками и суффиксами;
• правильно писать приставки, формировать представление о единообразии их написания;
• понимать роль окончания для связи слов в предложении и словосочетании. Обучающийся получит возможность научиться:
• находить в корнях слов исторические фонетические чередования согласных звуков (река — реченька, снег — снежок, бег — бежать);
• образовывать сложные слова на базе предложенных сочетаний слов, разбирать сложные слова по составу.
Морфология
Обучающийся научится:
• определять части речи (имя существительное, имя прилагательное, глагол) по обобщённому значению предметности, действия, признака и по вопросам;
• правильно употреблять слова разных частей речи в собственных высказываниях. ИМЯ СУЩЕСТВИТЕЛЬНОЕ
Обучающийся научится:
• различать одушевлённые и неодушевлённые, собственные и нарицательные имена существительные;
• определять число имён существительных;
• определять род имён существительных, согласовывать с ними слова других частей речи;
• определять падеж имени существительного по предложенному алгоритму; 129
• изменять имена существительные по падежам. Обучающийся получит возможность научиться:
• верно употреблять в речи имена существительные с «проблемным» определением рода;
• сопоставлять написание имён существительных женского и мужского рода с шипящими согласными на конце;
• образовывать формы множественного числа имён существительных при наличии вариантных окончаний;
• разбирать имя существительное как часть речи (начальная форма, собственное или нарицательное, одушевлённое или неодушевлённое, род, число, падеж).
МЕСТОИМЕНИЕ
Обучающийся научится:
• сравнивать по значению и по функции имена существительные и личные местоимения;
• употреблять личные местоимения в речи.
Обучающийся получит возможность научиться:
• устранять повторы слов в предложении, используя личные местоимения.
ГЛАГОЛ
Обучающийся научится:
• распознавать глаголы в тексте на основе их значения и грамматических признаков;
• определять времена глаголов;
• образовывать глагольные формы настоящего, прошедшего и будущего времени;
• определять число глаголов;
• верно писать частицу не с глаголами;
• писать мягкий знак в глаголах неопределённой формы.
Обучающийся получит возможность научиться:
• использовать правильные формы глаголов в собственных устных высказываниях и в письменной речи, обосновывать свой выбор.
ИМЯ ПРИЛАГАТЕЛЬНОЕ
Обучающийся научится:
• находить имена прилагательные в тексте на основе их значения и грамматических признаков;
• определять связь имени прилагательного с именем существительным;
• верно писать безударные окончания имён прилагательных, используя предложенный алгоритм.
Обучающийся получит возможность научиться:
• делать разбор имени прилагательного как части речи: определять род, число и падеж имени прилагательного;
• объяснять роль имён прилагательных в речи;
• использовать имена прилагательные в собственных речевых произведениях. СИНТАКСИС
Словосочетание Обучающийся научится:
• объяснять различия слова, предложения и словосочетания на основе их главной функции — быть средством номинации или средством выражения законченной мысли;
• составлять словосочетания по заданным моделям;
• находить словосочетания в предложении.
Предложение
Обучающийся научится:
• определять тип предложения по цели высказывания и по интонации;
• находить главные члены предложения — подлежащее и сказуемое;
• находить второстепенные члены предложения (без их разграничения);
• устанавливать связь между членами предложения по вопросам;
• находить в предложении однородные члены.
Обучающийся получит возможность научиться:
• верно ставить знаки препинания при однородных членах предложения.
Текст
Обучающийся научится:
• отличать текст от простого набора предложений;
• устанавливать связь между предложениями в тексте;
• определять тему и основную мысль текста;
• озаглавливать текст;
• выделять в тексте вступление, основную часть и заключение;
• составлять план текста;
• распознавать типы текстов (описание, повествование, рассуждение).
Обучающийся получит возможность научиться:
• различать художественные и научные тексты;
4 класс
В результате изучения курса у выпускников, освоивших основную образовательную программу начального общего образования, будет сформирован учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой языковой задачи, что заложит основы успешной учебной деятельности при продолжении изучения курса русского языка и родного языка на следующем уровне образования.
Выпускник на уровне начального общего образования:
научится осознавать безошибочное письмо как одно из проявлений собственного уровня культуры;
сможет применять орфографические правила и правила постановки знаков препинания (в объеме изученного) при записи собственных и предложенных текстов, овладеет умением проверять написанное;
получит первоначальные представления о системе и структуре русского и родного языков: познакомится с разделами изучения языка – фонетикой и графикой, лексикой, словообразованием (морфемикой), морфологией и синтаксисом; в объеме содержания курса научится находить, характеризовать, сравнивать, классифицировать такие языковые единицы, как звук, буква, часть слова, часть речи, член предложения, простое предложение, что послужит основой для дальнейшего формирования общеучебных, логических и познавательных (символико-моделирующих) универсальных учебных действий с языковыми единицами.
Содержательная линия «Система языка»
Раздел «Фонетика и графика»
Выпускник научится:
различать звуки и буквы;
характеризовать звуки русского языка: гласные ударные/безударные; согласные твёрдые/мягкие, парные/непарные твёрдые и мягкие; согласные звонкие/глухие, парные/непарные звонкие и глухие;
пользоваться русским алфавитом на основе знания последовательности букв в нем для упорядочивания слов и поиска необходимой информации в различных словарях и справочниках.
Выпускник получит возможность научиться пользоваться русским алфавитом на основе знания последовательности букв в нем для упорядочивания слов и поиска необходимой информации в различных словарях и справочниках.
Раздел «Орфоэпия»
Выпускник получит возможность научиться:
соблюдать нормы русского и родного литературного языка в собственной речи и оценивать соблюдение этих норм в речи собеседников (в объёме представленного в учебнике материала);
находить при сомнении в правильности постановки ударения или произношения слова ответ самостоятельно (по словарю учебника) либо обращаться за помощью к учителю, родителям и др.
Раздел «Состав слова (морфемика)»
Выпускник научится:
различать изменяемые и неизменяемые слова;
различать родственные (однокоренные) слова и формы слова;
находить в словах с однозначно выделяемыми морфемами окончание, корень, приставку, суффикс.
Выпускник получит возможность научиться
выполнять морфемный анализ слова в соответствии с предложенным учебником алгоритмом, оценивать правильность его выполнения;
использовать результаты выполненного морфемного анализа для решения орфографических и/или речевых задач.
Раздел «Лексика»
Выпускник научится:
выявлять слова, значение которых требует уточнения;
определять значение слова по тексту или уточнять с помощью толкового словаря
подбирать синонимы для устранения повторов в тексте.
Выпускник получит возможность научиться:
подбирать антонимы для точной характеристики предметов при их сравнении;
различать употребление в тексте слов в прямом и переносном значении (простые случаи);
оценивать уместность использования слов в тексте;
выбирать слова из ряда предложенных для успешного решения коммуникативной задачи.
Раздел «Морфология»
Выпускник научится:
распознавать грамматические признаки слов;
с учетом совокупности выявленных признаков (что называет, на какие вопросы отвечает, как изменяется) относить слова к определенной группе основных частей речи (имена существительные, имена прилагательные, глаголы).
Выпускник получит возможность научиться:
проводить морфологический разбор имён существительных, имён прилагательных, глаголов по предложенному в учебнике алгоритму; оценивать правильность проведения морфологического разбора;
находить в тексте такие части речи, как личные местоимения и наречия, предлоги вместе с существительными и личными местоимениями, к которым они относятся, союзы и, а, но, частицу не при глаголах.
Раздел «Синтаксис»
Выпускник научится:
различать предложение, словосочетание, слово;
устанавливать при помощи смысловых вопросов связь между словами в словосочетании и предложении;
классифицировать предложения по цели высказывания, находить повествовательные/побудительные/вопросительные предложения;
определять восклицательную/невосклицательную интонацию предложения;
находить главные и второстепенные (без деления на виды) члены предложения;
выделять предложения с однородными членами.
Выпускник получит возможность научиться:
различать второстепенные члены предложения — определения, дополнения, обстоятельства;
выполнять в соответствии с предложенным в учебнике алгоритмом разбор простого предложения (по членам предложения, синтаксический), оценивать правильность разбора;
различать простые и сложные предложения.
Содержательная линия «Орфография и пунктуация»
Выпускник научится:
применять правила правописания (в объёме содержания курса);
определять (уточнять) написание слова по орфографическому словарю учебника;
безошибочно списывать текст объёмом 80—90 слов;
писать под диктовку тексты объёмом 75—80 слов в соответствии с изученными правилами правописания;
проверять собственный и предложенный текст, находить и исправлять орфографические и пунктуационные ошибки.
Выпускник получит возможность научиться:
осознавать место возможного возникновения орфографической ошибки;
подбирать примеры с определённой орфограммой;
при составлении собственных текстов перефразировать записываемое, чтобы избежать орфографическихи пунктуационных ошибок;
при работе над ошибками осознавать причины появления ошибки и определять способы действий, помогающие предотвратить её в последующих письменных работах.
Содержательная линия «Развитие речи»
Выпускник научится:
оценивать правильность (уместность) выбора языковыхи неязыковых средств устного общения на уроке, в школе,в быту, со знакомыми и незнакомыми, с людьми разного возраста;
соблюдать в повседневной жизни нормы речевого этикета и правила устного общения (умение слышать, реагировать на реплики, поддерживать разговор);
выражать собственное мнение и аргументировать его;
самостоятельно озаглавливать текст;
составлять план текста;
сочинять письма, поздравительные открытки, записки и другие небольшие тексты для конкретных ситуаций общения.
Выпускник получит возможность научиться:
создавать тексты по предложенному заголовку;
подробно или выборочно пересказывать текст;
пересказывать текст от другого лица;
составлять устный рассказ на определённую тему с использованием разных типов речи: описание, повествование, рассуждение;
анализировать и корректировать тексты с нарушенным порядком предложений, находить в тексте смысловые пропуски;
корректировать тексты, в которых допущены нарушения культуры речи;
анализировать последовательность собственных действий при работе над изложениями и сочинениями и соотносить их с разработанным алгоритмом; оценивать правильность выполнения учебной задачи: соотносить собственный текст с исходным (для изложений) и с назначением, задачами, условиями общения (для самостоятельно создаваемых текстов);
соблюдать нормы речевого взаимодействия при интерактивном общении (sms­сообщения, электронная почта, Интернет и другие виды и способы связи).
Содержание курсаВиды речевой деятельности
Слушание. Осознание цели и ситуации устного общения. Адекватное восприятие звучащей речи. Понимание на слух информации, содержащейся в предъявляемом тексте, определение основной мысли текста, передача его содержания по вопросам.
Говорение. Выбор языковых средств в соответствии с целями и условиями общения для эффективного решения коммуникативной задачи. Практическое овладение диалогической формой речи. Овладение умениями начать, поддержать, закончить разговор, привлечь внимание и т. п. Практическое овладение устными монологическими высказываниями в соответствии с учебной задачей (описание, повествование, рассуждение). Овладение нормами речевого этикета в ситуациях учебного и бытового общения (приветствие, прощание, извинение, благодарность, обращение с просьбой). Соблюдение орфоэпических норм и правильной интонации.
Чтение. Понимание учебного текста. Выборочное чтение с целью нахождения необходимого материала. Нахождение информации, заданной в тексте в явном виде. Формулирование простых выводов на основе информации, содержащейся в тексте. Интерпретация и обобщение содержащейся в тексте информации. Анализ и оценка содержания, языковых особенностей и структуры текста.
Письмо. Письмо букв, буквосочетаний, слогов, слов, предложений в системе обучения грамоте. Овладение разборчивым, аккуратным письмом с учетом гигиенических требований к этому виду учебной работы. Списывание, письмо под диктовку в соответствии с изученными правилами. Письменное изложение содержания прослушанного и прочитанного текста (подробное, выборочное). Создание небольших собственных текстов (сочинений) по интересной детям тематике (на основе впечатлений, литературных произведений, сюжетных картин, серий картин, просмотра фрагмента видеозаписи и т. п.).Обучение грамоте
Фонетика. Звуки речи. Осознание единства звукового состава слова и его значения. Установление числа и последовательности звуков в слове. Сопоставление слов, различающихся одним или несколькими звуками.
Различение гласных и согласных звуков, гласных ударных и безударных, согласных твердых и мягких, звонких и глухих.
Слог как минимальная произносительная единица. Деление слов на слоги. Определение места ударения.
Графика. Различение звука и буквы: буква как знак звука. Овладение позиционным способом обозначения звуков буквами. Буквы гласных как показатель твердости – мягкости согласных звуков. Функция букв е, е, ю, я. Мягкий знак как показатель мягкости предшествующего согласного звука.
Знакомство с русским алфавитом как последовательностью букв.
Чтение. Формирование навыка слогового чтения (ориентация на букву, обозначающую гласный звук). Плавное слоговое чтение и чтение целыми словами со скоростью, соответствующей индивидуальному темпу ребенка. Осознанное чтение слов, словосочетаний, предложений и коротких текстов, чтение с интонациями и паузами в соответствии со знаками препинания. Развитие осознанности и выразительности чтения на материале небольших текстов и стихотворений.
Знакомство с орфоэпическим чтением (при переходе к чтению целыми словами). Орфографическое чтение (проговаривание) как средство самоконтроля при письме под диктовку и при списывании.
Письмо. Усвоение гигиенических требований при письме. Развитие мелкой моторики пальцев и свободы движения руки. Развитие умения ориентироваться на пространстве листа в тетради и на пространстве классной доски.
Овладение начертанием письменных прописных (заглавных) и строчных букв. Письмо букв, буквосочетаний, слогов, слов, предложений с соблюдением гигиенических норм. Овладение разборчивым, аккуратным письмом. Письмо под диктовку слов и предложений, написание которых не расходится с их произношением. Усвоение приемов и последовательности правильного списывания текста.
Понимание функции небуквенных графических средств: пробела между словами, знака переноса.
Слово и предложение. Восприятие слова как объекта изучения, материала для анализа. Наблюдение над значением слова.
Различение слова и предложения. Работа с предложением: выделение слов, изменение их порядка.
Орфография. Знакомство с правилами правописания и их применение:
раздельное написание слов;
обозначение гласных после шипящих (ча – ща, чу – щу,жи – ши);
прописная (заглавная) буква в начале предложения, в именах собственных;
перенос слов по слогам без стечения согласных;
знаки препинания в конце предложения.
Развитие речи. Понимание прочитанного текста при самостоятельном чтении вслух и при его прослушивании. Составление небольших рассказов повествовательного характера по серии сюжетных картинок, материалам собственных игр, занятий, наблюдений.
Систематический курс
Фонетика и орфоэпия. Различение гласных и согласных звуков. Нахождение в слове ударных и безударных гласных звуков. Различение мягких и твердых согласных звуков, определение парных и непарных по твердости – мягкости согласных звуков. Различение звонких и глухих звуков, определение парных и непарных по звонкости – глухости согласных звуков. Определение качественной характеристики звука: гласный – согласный; гласный ударный – безударный; согласный твердый – мягкий, парный – непарный; согласный звонкий – глухой, парный – непарный. Деление слов на слоги. Ударение, произношение звуков и сочетаний звуков в соответствии с нормами современного русского литературного языка. Фонетический разбор слова.
Графика. Различение звуков и букв. Обозначение на письме твердости и мягкости согласных звуков. Использование на письме разделительных ъ и ь.
Установление соотношения звукового и буквенного состава слова в словах типа стол, конь; в словах с йотированными гласными е, е, ю, я; в словах с непроизносимыми согласными.
Использование небуквенных графических средств: пробела между словами, знака переноса, абзаца.
Знание алфавита: правильное название букв, знание их последовательности. Использование алфавита при работе со словарями, справочниками, каталогами.
Лексика. Понимание слова как единства звучания и значения. Выявление слов, значение которых требует уточнения. Определение значения слова по тексту или уточнение значения с помощью толкового словаря. Представление об однозначных и многозначных словах, о прямом и переносном значении слова. Наблюдение за использованием в речи синонимов и антонимов.
Состав слова (морфемика). Овладение понятием «родственные (однокоренные) слова». Различение однокоренных слов и различных форм одного и того же слова. Различение однокоренных слов и синонимов, однокоренных слов и слов с омонимичными корнями. Выделение в словах с однозначно выделяемыми морфемами окончания, корня, приставки, суффикса. Различение изменяемых и неизменяемых слов. Представление о значении суффиксов и приставок. Образование однокоренных слов с помощью суффиксов и приставок. Разбор слова по составу.
Морфология. Части речи; деление частей речи на самостоятельные и служебные.
Имя существительное. Значение и употребление в речи. Умение опознавать имена собственные. Различение имен существительных, отвечающих на вопросы «кто?» и «что?». Различение имен существительных мужского, женского и среднего рода. Изменение существительных по числам. Изменение существительных по падежам. Определение падежа, в котором употреблено имя существительное. Различение падежных и смысловых (синтаксических) вопросов. Определение принадлежности имен существительных к 1, 2, 3-му склонению. Морфологический разбор имен существительных.
Имя прилагательное. Значение и употребление в речи. Изменение прилагательных по родам, числам и падежам, кроме прилагательных на ий, ья, ов, ин. Морфологический разбор имен прилагательных.
Местоимение. Общее представление о местоимении. Личные местоимения, значение и употребление в речи. Личные местоимения 1, 2, 3го лица единственного и множественного числа. Склонение личных местоимений.
Глагол. Значение и употребление в речи. Неопределенная форма глагола. Различение глаголов, отвечающих на вопросы «что сделать?» и «что делать?». Изменение глаголов по временам. Изменение глаголов по лицам и числам в настоящем и будущем времени (спряжение). Способы определения I и II спряжения глаголов (практическое овладение). Изменение глаголов прошедшего времени по родам и числам. Морфологический разбор глаголов.
Наречие. Значение и употребление в речи.
Предлог. Знакомство с наиболее употребительными предлогами. Функция предлогов: образование падежных форм имен существительных и местоимений. Отличие предлогов от приставок.
Союзы и, а, но, их роль в речи. Частица не, ее значение.
Синтаксис. Различение предложения, словосочетания, слова (осознание их сходства и различий). Различение предложений по цели высказывания: повествовательные, вопросительные и побудительные; по эмоциональной окраске (интонации): восклицательные и невосклицательные.
Нахождение главных членов предложения: подлежащего и сказуемого. Различение главных и второстепенных членов предложения. Установление связи (при помощи смысловых вопросов) между словами в словосочетании и предложении.
Нахождение и самостоятельное составление предложений с однородными членами без союзов и с союзами и, а, но. Использование интонации перечисления в предложениях с однородными членами.
Различение простых и сложных предложений.
Орфография и пунктуация. Формирование орфографической зоркости, использование разных способов выбора написания в зависимости от места орфограммы в слове. Использование орфографического словаря.
Применение правил правописания:
сочетания жи – ши, ча – ща, чу – щу в положении под ударением;
сочетания чк – чн, чт, щн;
перенос слов;
прописная буква в начале предложения, в именах собственных;
проверяемые безударные гласные в корне слова;
парные звонкие и глухие согласные в корне слова;
непроизносимые согласные;
непроверяемые гласные и согласные в корне слова (на ограниченном перечне слов);
гласные и согласные в неизменяемых на письме приставках;
разделительные ъ и ь;
мягкий знак после шипящих на конце имен существительных (ночь, нож, рожь, мышь);
безударные падежные окончания имен существительных (кроме существительных на мя, ий, ья, ье, ия, ов, ин);
безударные окончания имен прилагательных;
раздельное написание предлогов с личными местоимениями;
не с глаголами;
мягкий знак после шипящих на конце глаголов в форме 2го лица единственного числа (пишешь, учишь);
мягкий знак в глаголах в сочетании ться;
безударные личные окончания глаголов;
раздельное написание предлогов с другими словами;
знаки препинания в конце предложения: точка, вопросительный и восклицательный знаки;
знаки препинания (запятая) в предложениях с однородными членами.
Развитие речи. Осознание ситуации общения: с какой целью, с кем и где происходит общение.
Практическое овладение диалогической формой речи. Выражение собственного мнения, его аргументация. Овладение основными умениями ведения разговора (начать, поддержать, закончить разговор, привлечь внимание и т. п.). Овладение нормами речевого этикета в ситуациях учебного и бытового общения (приветствие, прощание, извинение, благодарность, обращение с просьбой), в том числе при общении с помощью средств ИКТ. Особенности речевого этикета в условиях общения с людьми, плохо владеющими русским языком.
Практическое овладение устными монологическими высказываниями на определенную тему с использованием разных типов речи (описание, повествование, рассуждение).
Текст. Признаки текста. Смысловое единство предложений в тексте. Заглавие текста.
Последовательность предложений в тексте.
Последовательность частей текста (абзацев).
Комплексная работа над структурой текста: озаглавливание, корректирование порядка предложений и частей текста (абзацев).
План текста. Составление планов к данным текстам. Создание собственных текстов по предложенным планам.
Типы текстов: описание, повествование, рассуждение, их особенности.
Знакомство с жанрами письма и поздравления.
Создание собственных текстов и корректирование заданных текстов с учетом точности, правильности, богатства и выразительности письменной речи; использование в текстах синонимов и антонимов.
Знакомство с основными видами изложений и сочинений (без заучивания определений): изложения подробные и выборочные, изложения с элементами сочинения; сочиненияповествования, сочиненияописания, сочинениярассуждения.
Дидактическое и методическое обеспечение
Дидактическое обеспечение Методическое обеспечение
Учебники
1.Л. Ф. Климанова, С. Г. Макеева.
Азбука. Учебник. 1 класс. В 2 ч. — М.: Просвещение
2.Л. Ф. Климанова, С. Г. Макеева.
Русский язык. Учебник. 1 класс. — М.: Просвещение
3.Л. Ф. Климанова, Т. В. Бабушкина.
Русский язык. Учебник. 2 класс. В 2 ч. — М.: Просвещение
4. Л. Ф. Климанова, Т. В. Бабушкина.
Русский язык. Учебник. 3 класс. В 2 ч. — М.: Просвещение
5. Л. Ф. Климанова, Т. В. Бабушкина.
Русский язык. Учебник. 4 класс. В 2 ч. — М.: Просвещение
Рабочие тетради, прописи
1.Л. Ф. Климанова, В. И. Романина, Л. Н. Борейко. Рисуй, думай, рассказывай. Рабочая тетрадь. 1 класс. — М.: Просвещение
2.Л. Ф. Климанова. Мой алфавит. Прописи. 1 класс. В 2 ч. — М.: Просвещение
3. Л. Ф. Климанова. Пиши красиво. Рабочая тетрадь. 1 класс. — М.: Просвещение
4 Л. Ф. Климанова, Т. В. Бабушкина.
Русский язык. Рабочая тетрадь. 1 класс. — М.: Просвещение
5. Л. Ф. Климанова, Т. В. Бабушкина.
Русский язык. Рабочая тетрадь. 2 класс. В 2 ч. — М.: Просвещение
6.Л. Ф. Климанова, Т. В. Бабушкина.
Русский язык. Рабочая тетрадь. 3 класс. В 2 ч. — М.: Просвещение
7.Л. Ф. Климанова, Т. В. Бабушкина.
Русский язык. Рабочая тетрадь. 4 класс. В 2 ч. — М.: Просвещение
Дидактические материалы
Л.Ф.Климанова. Читалочка. Дидактический материал. 1 класс.— М.: Просвещение
1. Л. Ф. Климанова, С. Г. Макеева.
Обучение грамоте. Методическое пособие с поурочными разработками. 1 класс. — М.: Просвещение
2. Л. Ф. Климанова, С. Г. Макеева.
Русский язык. Методическое пособие с поурочными разработками. 1 класс. — М.: Просвещение
3.Л. Ф. Климанова, Т. В. Бабушкина.
Русский язык. Методическое пособие с поурочными разработками 2 класс. — М.: Просвещение
4. Л. Ф. Климанова, Т. В. Бабушкина.
Русский язык. Методические рекомендации. 3 класс. — М.: Просвещение
5. Л. Ф. Климанова, Т. В. Бабушкина.
Русский язык. Методические рекомендации.
4 класс. — М.: Просвещение
Материально – техническое обеспечение
Наименование объектов и средств материально – технического обеспечения Количество Примечание
Технические средства обучения
1.персональный компьютер.
2. мультимедийный проектор.
3. экран проекционный.
4. Мобильный класс
Книгопечатная продукция
1.Л. Ф. Климанова, С. Г. Макеева.
Азбука. Учебник. 1 класс. В 2 ч. — М.: Просвещение
2.Л. Ф. Климанова, С. Г. Макеева.
Русский язык. Учебник. 1 класс. — М.: Просвещение
3.Л. Ф. Климанова, Т. В. Бабушкина.
Русский язык. Учебник. 2 класс. В 2 ч. — М.: Просвещение
4. . Л. Ф. Климанова, Т. В. Бабушкина.
Русский язык. Учебник. 3 класс. В 2 ч. — М.: Просвещение
5. Л. Ф. Климанова, Т. В. Бабушкина.
Русский язык. Учебник. 4 класс. В 2 ч. — М.: Просвещение
Дидактические материалы
Л.Ф.Климанова. Читалочка. Дидактический материал. 1 класс.— М.: Просвещение
Печатные пособия
1.Комплект таблиц для демонстрации техники письма на линейках .2. Комплект таблиц «Русский алфавит»
3.Таблицы демонстрационные «Обучение грамоте 1 кл»
4.Комплект таблиц для начальной школы «Обучение грамоте. Письмо и развитие речи»
5.Опорные таблицы по русскому языку 1- 4 кл6. Комплект таблиц «Словарные слова»
7.Демонстрационное пособие «Касса «Лента букв»
7
7
7
1
75
75
75
75
75
75
75
7
3
3
3
3
3
7 Размер не менее 150х150 см
В учебниках реализован комплексный подход к изучению языка, обеспечивающий
•развитие функциональной грамотности учащихся;
•повышение уровня их общей культуры и творческой активности;
•обучение детей общению;
•формирование представлений о языке как знаковой системе. Содержание учебников обеспечивает преемственность в работе на всех этапах обучения. Система обучения русскому языку органически связана с обучением грамоте. Методический аппарат учебников позволяет органи- зовать систематическое повторение пройденного материала, усвоение его
на более глубоком уровне, систематизацию и обобщение изученного.
Комплекты таблиц включают эталоны по всем разделам курса русского языка. Позволяют создать наглядную опору для организации учебной деятельности в классе.
Информационно – коммуникационные средства
Видеофильмы Электронные образовательные ресурсы Ресурсы интернета
1.CD Русский язык. 1, 2, 3, 4 классы. Электронное приложение к учебнику Л. Ф. Климановой, С. Г. Макеевой.
2.СД Детская энциклопедия Кирилла Мефодия. 1.Презентации уроков «Начальная школа». – Режим доступа : http://nachalka.info/about/193
2. Я иду на урок начальной школы (материалы к уроку). – Режим доступа : www. festival. 1september.ru
3. Учебные материалы и словари на сайте «Кирилл и Мефодий». – Режим доступа : www.km.ru/ education4. Поурочные планы: методическая копилка, информационные технологии в школе. – Режим доступа : www.uroki.ru
5. Официальный сайт УМК «Перспектива». – Режим доступа : http://www.prosv.ru/umk/perspektiva/ info.aspx? ob_no=12371
6.Детские электронные книги и презентации 
http://viki.rdf.ru/
Контрольно – измерительные материалы
1 класс 2. С.Ю. Михайлова Русский язык. 2 класс. Проверочные работы. М.: Просвещение
2 класс 2.С.Ю. Михайлова Русский язык. 2 класс. Проверочные работы. М.: Просвещение
3класс 2. С.Ю. Михайлова Русский язык. 3 класс. Проверочные работы. М.: Просвещение
4 класс 2. С.Ю. Михайлова Русский язык. 4 класс. Тренировочные и проверочные работы. М.: Просвещение