Программа факультативного курса Призывник


Программа факультативного курса
«Призывник»
для 5-9 классов
Автор: Андрюхина А.П.
учитель русского языка и литературы
МБОУ «СОШ №5» г. Усинска
Г. Усинск
ПРОГРАММА
Создание кадетских классов можно считать одной из наиболее востребованных традиций российской педагогики. Их воспитанники на протяжении почти 200-летней истории составляли славу и гордость императорской России, дали ей выдающихся государственных деятелей, ярких представителей науки и культуры.
Основные цели современных кадетских классов — интеллектуальное, физическое и нравственное развитие воспитанников, их адаптация к жизни в обществе, создание прочной основы для подготовки воспитанников к служению Отечеству в самом широком понимании этого слова, формирование общей культуры кадет на основе мотивированного усвоения общеобразовательных программ и программ дополнительного образования.
Немаловажное значение имеет создание основ для сознательного выбора воспитанниками своей будущей профессии и последующего освоения профессиональных образовательных программ. При этом значительное внимание в кадетских классах уделяется сугубо мужским занятиям, что зачастую компенсирует недостающее во многих семьях мужское воспитание.
Кадетский класс работает по нескольким направлениям:
• общеобразовательная сфера;
• нравственно-эстетическое воспитание;
• военно-патриотическое воспитание.
Программа факультативного курса «Призывник» призвана удовлетворить информационный «голод» и познакомить учащихся с историей возникновения, развития кадетских корпусов, а именно – с известными историческими личностями, с историей форменной одежды, знамен, нагрудных знаков и жетонов кадет, с жизнью современных кадет России.
Актуальность программы очевидна, т.к. утрата в 90-е годы духовно-нравственных основ общества отрицательно сказывается на воспитании подрастающего поколения.
Знание истории своего Отечества, его традиций, духовно-нравственного опыта людей составляют основу гражданско-патриотического воспитания. Особенно это важно для становления и развития кадет, способных сознательно и добросовестно служить на военном и гражданском поприще.
Цель: создание условий для духовного, нравственного и патриотического воспитания воспитанников и кадет с активной гражданской позицией.
Задачи:
- ознакомление с историей развития кадетского образования в России,
- освоение форм и приемов работы с различными типами исторических источников, включая методы исторического анализа (сопоставление и обобщение фактов, раскрытие причинно-следственных связей, целей и результатов деятельности людей и др.), умение применять исторические знания при рассмотрении и оценке современных событий;
- развитие критического мышления, позволяющего объективно воспринимать историческую информацию и уверенно ориентироваться в ее потоке;
- приобщение учащихся к ценностям национальной культуры, воспитание уважения к прошлому, к традициям своего народа;
- формирование ценностных ориентаций и убеждений учащихся на основе личностного осмысления социального, духовного, нравственного опыта;
- создание необходимых условий для выработки молодым человеком собственной жизненной позиции.
Категория учащихся: кадеты 5 классов.
Срок обучения: 1 лет
Форма обучения: лекционно-практическая.
Режим занятий: 1 час в неделю
Программа курса «Призывник» является составной частью духовного, нравственного и патриотического воспитания кадетов и тесно связана с такими общеобразовательными предметами, как история, литература, обществознание.
Данный курс разработан специально для кадетов МБОУ «СОШ №5» с учетом специфики программы развития школы, которая предполагает особое внимание к воспитанию кадет на примерах истории Отечества.
Программа курса рассчитана на то, чтобы воспитывать у подрастающего поколения чувства преданности своему Отечеству, уважения к истории своей Родины, потребности в «служении Отечеству» посредством изучения истории, традиций, обычаев, нравов кадетского движения, а также жизни и деятельности выдающихся кадет прошлого.
Главной целью кадетского образования и воспитания является создание условий для воспитания граждан России, способных сознательно, добросовестно и самоотверженно служить Отечеству на военном и гражданском поприще.
Данная цель положена в основу программы.
Без знания прошлого своей страны нельзя создавать настоящее и строить будущее. История Отечества – это не только изучение явлений прошлого и хронологическое повествование. История – это богатый духовный и нравственный опыт людей разных поколений.
Курс «Призывник» - это не только изучение истории кадетских корпусов и отдельных деятелей прошлого, но и духовное, нравственное, патриотическое воспитание, которое способствует становлению и развитию кадета, как личности и гражданина.
Программа разработана на основе федерального компонента государственного стандарта по истории. Методологической основой являются программа Алборовой М. "История кадетских корпусов", образовательная программа государственного образовательного учреждения кадетской школы-интерната №7 "Московский казачий кадетский корпус им. М.А. Шолохова", образовательная программа Юго-Восточного административного округа города Москвы.
Возрождающаяся в стране система кадетского образования имеет почти трехсотлетнюю историю. За это время был сформирован особый вид воспитательно-образовательной среды, сочетающей в себе широкую социально-гуманитарную подготовку подрастающего поколения, изъявившего желание посвятить свою трудовую деятельность исполнению обязанностей в сфере государственной службы на военном и гражданском поприще.
Отличительными особенностями современного содержания кадетского образования в системе Министерства образования и науки РФ являются:
- особый уклад жизни военизированного, но не военного образовательного учреждения, определяемый воинскими уставами с учетом возрастных особенностей и возрастной психологии детей;
- сочетание элементов воинской дисциплины и института самоуправления кадетов, постоянное сопровождение воспитанников, осуществляемое офицером-воспитателем, оказание им профессиональной поддержки и помощи психологического и социального характера.
Развитие современного кадетского движения невозможно без учета опыта прошлого, без осмысления того, как аналогичные проблемы кадетские корпуса решали в дореволюционный период, так как именно в военно-образовательных учреждениях всегда закладывались основы военно-патриотического воспитания, формировалось понятие гражданственности, готовности защищать Родину с оружием в руках.
Реализация данной программы предусматривает применение учителем следующих форм работы: лекции, выполнение научно-исследовательских и проектных заданий, написание рефератов, научно-практические конференции.
ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ УЧАЩИХСЯ
Программа предполагает формирование у кадетов следующих обще учебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций, предусмотренных стандартом среднего общего образования.
Знать
- основные факты, тенденции, явления, характеризующие целостность и системность исторического процесса развития военного образования в России;
- историческую обусловленность процессов, влияющих на создание и реформирование системы военного образования;
- особенности системы военного образования по сравнению с общеобразовательной системой в России в различные периоды ее истории.
Уметь
- проводить поиск исторической информации в источниках различного типа;
- критически анализировать источники исторической информации;
- выявлять историческую информацию не только из литературных источников, но из знаковых систем и иллюстративного материала (карт, таблиц, схем, фотографий, иллюстраций и т.д.);
- различать в исторической информации факты и мнения, исторические описания и исторические объяснения;
- устанавливать причинно-следственные связи между явлениями;
- участвовать в дискуссиях по военно-исторической тематике, владеть терминологией, уметь убедительно и основательно доказывать свою точку зрения;
- представлять результаты изучения исторического материала в формах конспекта, реферата, рецензии, презентации, проекта.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОБУЧЕНИЯ:
В результате успешного изучения курса учащиеся овладевают следующими умениями и навыками:
- общеучебные умения - умение пользоваться техническими средствами обучения;
- учебно-интеллектуальные умения – умение анализировать и синтезировать информацию, заключенную в тексте;
- учебно-информационные умения – умение отбирать нужную информацию из различных источников, ориентироваться в различных видах источников, пользоваться справочниками и энциклопедиями;
- учебно-коммуникативные умения – умение составлять планы, тезисы, понимать лексику, связанную с предметом.
\
ФОРМЫ КОНТРОЛЯ УРОВНЯ ДОСТИЖЕНИЙ:
- выполнение определённого набора практических заданий;
- проверка выполнения творческих работ о кадетах России;
- выступление перед аудиторией на одну из выбранных тем о кадетах России;
- защита микропроектов
на каникулах форма работы может меняться: диспут, беседа, конференция.
Список литературы.
1. Алпатов Н.И. Историческая справка о кадетских корпусах в России XIX в. // Советская педагогика. 1944. № 1.
2. Буравченков А.А. Офицерский корпус русской армии накануне Октябрьской революции. М., 1985.
3. Василенко И.Д. Суворовцы (Очерк о работе суворовского военного училища в Новочеркасске). Ростиздат, 1945.
4. Волков С.В. Русский офицерский корпус. М.: Воениздат, 1993.
5. Галушко Ю.А., Колесников А.А. Школа российского офицерства. Исторический очерк. М., 1993.
6. Греков Ф.В. Краткий исторический очерк военно-учебных заведений. 1700-1910. М., 1910.
7. Гурковский В.А. Кадетские корпуса Российской империи. М., 2005.
8. Данченко В. Российская рыцарская академия. - "Орел", 1992, № 1, с. 3.
10. Зайончковский П.А. Самодержавие и русская армия на рубеже XIX-XX столетий. М., 1973.
11. Зайончковский П.А. Справочник по истории дореволюционной России. М., 1978.
12. Исаков ЕЛ. Военная быль: о доблести, добре и красоте. М., 2000.
13. Йордан А. Честь родного погона./ Под ред. Е. Исакова. М., 2003. С.21.
14. Крылов В.М. Кадетские корпуса и российские кадеты. СПб., 1998.
15. Михайлов А.А. Руководство военным образованием в России во второй половине Х1Х-начале XX веков. Псков, 1999.
Учебно –тематический план

п/пСодержание Количество часов
Всего Теория Практика
ТЕМА 1. КАДЕТСКИЕ КОРПУСА САНКТ-ПЕТЕРБУРГА (13 часов) Павловский кадетский корпус 1 1 Александровский кадетский корпус 1 1 Александровский Императора Александра II кадетский корпус 1 1 Николаевский кадетский корпус 1 1 Выдающиеся кадеты Николаевского кадетского корпуса (М.Ю.Лермонтов, Семенов-Тяньшанский П.П.,Мусоргский М.П.) 2 1 1
Морской кадетский корпус 2 1 1
Выдающиеся кадеты Морского кадетского корпуса (Великий мореплаватель Крузенштерн И.Ф., Адмирал, мореплаватель Беллингсгаузен Ф.Ф., Адмирал, флотоводец Лазарев М.П., Ученый, писатель Даль В.И., Изобретатель летательных аппаратов Можайский А.Ф., Великий композитор Римский-Корсаков Н.А., Живописец, баталист Верещагин В.В. ,Адмирал, флотоводец Сенявин Д.Н.) 4 2 2
ТЕМА 2. КАДЕТСКИЕ КОРПУСА (15 часов) Первый Московский Императрицы Екатерины II кадетский корпус 2 1 1
Выдающиеся кадеты Первого Московского кадетского корпуса (Военный, ученый, артиллерист Маркевич А.И., Выдающийся русский художник Федотов П.А., Маршал Советского Союза Тухачевский М.Н.) 4 3 1
Второй Московский Императора Николая I кадетский корпус 2 1 1
Выдающиеся кадеты Второго Московского кадетского корпуса (Известный русский писатель А.И. Куприн) 1 1 Третий Московский Императора Александра II кадетский корпус. Выдающиеся кадеты третьего Московского кадетского корпуса. Народный артист СССР, Б. Захава1
1 Александринский сиротский кадетский корпус 1 1 «Жизнь – Родине, честь – никому». «Мастистый страж страны державной» (М.И.Голенищев-Кутузов). Первый ракетчик России – А.Д.Засядко. «Я сего генерала отлично рекомендую» - генерал П.П.Коновницын. «Без лести предан»- генерал А.А.Аракчев. 3 2 1
Воспитанники «рыцарской академии». «Предводитель разумный, искусный, усердный» - генерал-фельдмаршал П.А.Румянцев. «…Рушитель сил, свирепый пламень брани»- генерал-майор Я.П.Кульнев. 1 1 Роль кадетов в отечественной войне 1812 года.
2 1 1
Сиятельные пажи. От пажа до генерал (П.И.Шувалов. Герой Балканской войны – генерал-фельдмаршал И.В.Гурко. Преобразователь Сибири – генерал-лейтенант Н.Н.Муравьев-Амурский. Создатель русской винтовки – генерал-майор С.И.Мосин)2 1 1
Честь имею! Георгиевские кавалеры. Офицерские династии. Традиции воспитанников кадетских корпусов.
2 1 1
Выдающиеся адмиралы, фельдмаршалы и полководцы 2 1 1
Просмотр фильма о А. Суворове. 2 1 Итоговый урок. Защита презентаций по теме «Выдающиеся выпускники кадетских корпусов» 3 1 1
ИТОГО: 40 Календарно-тематическое планирование
5 класс
№ Тема Дата Количество часов
ТЕМА 1. КАДЕТСКИЕ КОРПУСА САНКТ-ПЕТЕРБУРГА (13 часов)
Павловский кадетский корпус 4.09 1
Александровский кадетский корпус 11.09 1
Александровский Императора Александра II кадетский корпус 18.09 1
Николаевский кадетский корпус 25.09 1
Выдающиеся кадеты Николаевского кадетского корпуса (М.Ю.Лермонтов, Семенов-Тяньшанский П.П.,Мусоргский М.П.) 2.10
9.10 2
Морской кадетский корпус 16.10
23.10 2
Выдающиеся кадеты Морского кадетского корпуса (Великий мореплаватель Крузенштерн И.Ф., Адмирал, мореплаватель Беллингсгаузен Ф.Ф., Адмирал, флотоводец Лазарев М.П., Ученый, писатель Даль В.И., Изобретатель летательных аппаратов Можайский А.Ф., Великий композитор Римский-Корсаков Н.А., Живописец, баталист Верещагин В.В. ,Адмирал, флотоводец Сенявин Д.Н.) 30.10
6.11
13.11
20.11 4
ТЕМА 2. КАДЕТСКИЕ КОРПУСА (15 часов)
Первый Московский Императрицы Екатерины II кадетский корпус 27.11 2
Выдающиеся кадеты Первого Московского кадетского корпуса (Военный, ученый, артиллерист Маркевич А.И., Выдающийся русский художник Федотов П.А., Маршал Советского Союза Тухачевский М.Н.) 4.12
11.12
18.12 3
Второй Московский Императора Николая I кадетский корпус 25.12
1
Выдающиеся кадеты Второго Московского кадетского корпуса (Известный русский писатель А.И. Куприн) 15.01 1
Третий Московский Императора Александра II кадетский корпус. Выдающиеся кадеты третьего Московского кадетского корпуса. Народный артист СССР, Б. Захава22.01 1
Александринский сиротский кадетский корпус 29.01 1
«Жизнь – Родине, честь – никому». «Мастистый страж страны державной» (М.И.Голенищев-Кутузов). Первый ракетчик России – А.Д.Засядко. «Я сего генерала отлично рекомендую» - генерал П.П.Коновницын. «Без лести предан»- генерал А.А.Аракчев. 5.02
12.02
19.02 3
Воспитанники «рыцарской академии». «Предводитель разумный, искусный, усердный» - генерал-фельдмаршал П.А.Румянцев. «…Рушитель сил, свирепый пламень брани»- генерал-майор Я.П.Кульнев. 26.02 1
Роль кадетов в отечественной войне 1812 года.
5.03
12.03 2
Сиятельные пажи. От пажа до генерал (П.И.Шувалов. Герой Балканской войны – генерал-фельдмаршал И.В.Гурко. Преобразователь Сибири – генерал-лейтенант Н.Н.Муравьев-Амурский. Создатель русской винтовки – генерал-майор С.И.Мосин)19.03
26.03 2
Честь имею! Георгиевские кавалеры. Офицерские династии. Традиции воспитанников кадетских корпусов.
2.04
9.04 2
Выдающиеся адмиралы, фельдмаршалы и полководцы 16.04
23.04 2

Просмотр фильма о А. Суворове. 30.04
7.05
2
Итоговый урок. Защита презентаций по теме «Выдающиеся выпускники кадетских корпусов» 14.05
21.05
28.05 3
ИТОГО: 39