Обучение грамоте. Тема. Гласный звук [э], буквы Э,э.

Учитель: Рай Елена Алексеевна
Тема. Гласный звук [э], буквы Э,э.
Цель урока:
Развивающая: способствовать развитию фонематического слуха, развитию устной связной речи, памяти, внимания.
Образовательная: создать условия знакомства с гласным звуком [э], который обозначается на письме буквой э, отрабатывать интонационно правильное оформление предложений при чтении.
Воспитывающая: прививать интерес к чтению, желание читать самостоятельно.
Тип урока: комбинированный урок.
Оборудование: картинки «Их дом», рисунки баобаба, рисунки для проведе-ния рефлексии.

Ход урока.
Организационный этап.
Прозвенел звонок и смолк,
Начинается урок.

Этап актуализации знаний.
1. На доске ряд букв
ЯПРИОКНАГВОЛШУМХ
- Прочитайте (один, хором).
- На какие группы можно их разделить? Назовите (по1)
- Игра «Острый глаз»: какие целые слова спрятались? (окна, вол, шум)

2. На доске столбики слов:
кран гора л
·гово
брат Анна баоб
·б
-Что общего у слов каждого столбика? (Читаем, доказываем)

Этап подготовки к получению новых знаний.
Работа над словом ЛОГОВО.
-Что такое логово? (Жильё волка) – выставляю картинку.
-Сегодня мы узнаем о жилье и других животных.
-Прочитайте по слогам, назовите ударный слог.
Работа над словом БАОБАБ.
- Что такое баобаб? Что знаете о нём?
- Это дерево, которое живёт 4-5 тысяч лет. Чтобы его обхватить, нужно всему классу взяться за руки. Кажется: вот сколько дров будет! А вот нет. Древеси-на баобаба не горит. А кроме того сбрасывает свои листья летом, т.к. в Афри-ке, где растёт баобаб лето очень жаркое. Дупло баобаба люди используют для зерна, воды, а иногда для жилья. Дупло баобаба как наша комната.

-А знаете откуда я всё это узнала?
-Есть такие книги, которые называются ЭНЦИКЛОПЕДИЯ. Слышали? (хором повторяем по слогам эн-ци-кло-пе-ди-я). Из них можно узнать много всего интересного. Кто любит читать энциклопедии? А кто теперь захотел их почитать? На перемене подходите. А сегодня на уроке мы узнаем многое из того, что есть в энциклопедиях.

Этап получения новых знаний.
- Назовите первый звук слова энциклопедия (э)
Наблюдение за артикуляцией при произношении. (э-э-э)
-Называйте за мной: э а о у и
-Игра «Эхо»
Я называю звук - вы его хором повторяете: а и у о э

Стр. 59 «Букваря»: называем слово, выделяем первый звук (э-та-ж
·р-ка, эк-ска-ва-тор)
Продолжите: Этажерка – слогов, первый слог, ударный слог
-Что общего в словах этаж и этажерка.
Вывод: Звук э гласный, он поётся, образует слог.

Фонетическая зарядка.
Игра «Не зевай»
--Я называю слово. Если в нём есть звук э – вы хлопаете в ладоши.
Эскимо, экран, Юра, Эмма, Эмаль, этаж.

Знакомство буквой Э, э.
-Чтение сильным учеником с.59.
-На то похожа буква э?
Обводим обратной стороной ручки.

Чтение слов на стр.59
-Прочитайте слова шёпотом.
Игра «Фотоглаз»: если есть слово, которое я назову – хлопайте в ладоши.
- Есть ли здесь слово кора, тот, Инна, Алла, эхо, поэт?
- Кто такой поэт? (пишет стихи)

Чтение всех слов по цепочке.
3 столбик – Назовите одним словом.

Работа по картинке с.59
- Как зовут девочку?
13 EMBED PowerPoint.Slide.8 1415
-Давайте расскажем про Эмму.
-Что подарили Эмме? (Эмме подарили бусы).
-Обрадовалась ли Эмма? Как вы узнали? Прочитайте.
-Когда вы говорите Ах!?
-Что случилось дальше? (Бусы оказались большими).
-Как вы догадались?
-Какие чувства испытала девочка на последней картинке?

Этап применения полученных знаний.
Д\игра «Соедини правильно»
Волк берлога
Лиса дупло
Белка логово
Медведь конура
Собака нора

2. Работа над текстом с.60.
- О каких ещё животных мы узнаем из текста? (о пчёлах, о сове)
Слушание.
-Кто живёт в дупле.
-Где дом лисы?
Чтение по предложению.
- Зачитайте слова, в котором есть буква Э.
-Сколько раз встречается Э?
- Найдите клички животных.
- Прочитайте слова, в которых 2 слога, ( 2 слога).
-Прочитай предложение с вопросительным знаком.
-Прочитайте предложение, которое подходит к верхнему рисунку.
-Назовите, какие бывают дома.

Этап рефлексии.
-Что вы узнали о звуке э?
-Много ли слов, в которых есть э?
-В какой книге можно узнать много всего интересного?
-Какое задание вам больше всего понравилось на уроке?








13PAGE 15


13PAGE 14315




15