Планирование предшкольная подготовка Пояснительная записка


Пояснительная записка.
Особенностью начальной школы является то, что дети приходят в школу с разным уровнем готовности к обучению, неодинаковым социальным опытом, отличиями в психофизиологическом развитии. Это существенно затрудняет адаптацию детей к новым условиям школьной жизни, что отрицательно сказывается на развитии и здоровье детей. Предлагаемая программа предназначена для подготовки детей 5,5–6,5 лет к обучению в школе и разработана с учётом разно подготовленности детей на пороге школы.
Главная цель: выравнивание стартовых возможностей детей дошкольного возраста не посещающих дошкольное образовательное учреждение.
Задачи:
Сохранять и укреплять здоровье детей, эмоциональное благополучие ребёнка.
Формирование положительной школьной мотивации.
Формирование предпосылок учебной деятельности, восприятие инструкций.
Развитие познавательных функций: речь, внимание, мышление, память, воображение.
Активация любознательности и инициативы детей.
Разработка содержания занятий с учётом возрастных особенностей детей.
Приобщить ребёнка к жизни в группе, к новой среде, распорядку дня, привить вкус к различным видам деятельности. Научить оценивать результат своего труда.
Помочь ребёнку привыкнуть к коллективу, научить устанавливать дружеские взаимоотношения с другими детьми, сотрудничать с ними, совместно строить план и доводить его до конца, придумывать игры и вместе играть.
Научить учиться, удовлетворить тягу ребёнка к знаниям и стимулировать её.
Программа предназначена для подготовки детей к школьному обучению, рассчитана на детей старшего дошкольного возраста (5,5 – 6,5 лет) и нацелена на решение важнейшей социально-педагогической проблемы – преемственности в обучении и развитии детей на дошкольной и школьной образовательных ступенях. Основу программы составляют прогрессивные концепции развивающего обучения, а ведущая идея состоит в гармоничном развитии ребенка: без искусственного ускорения, с максимальным учётом природных законов развития.
Основные трудности в усвоении ребёнком программного содержания школьных предметов связаны не с их объективной сложностью, а именно с бедностью базового чувственного опыта, недостаточной развитостью психических процессов и способов учебной деятельности.
Соответственно этому предлагаемая система работы с дошкольниками по подготовке их к школьному обучению включает:
- мотивационную готовность (т.е. внутреннее стремление к приобретению знаний);
- интеллектуально-познавательную готовность (развитость основных психических процессов: восприятия, внимания, воображения, памяти, мышления, речи) и приёмов умственной деятельности (анализ, синтез, сравнение, классификация и пр.);- деятельностную готовность и развитость практических процессов и действий (ориентировка в задании, действия по его выполнению, самоконтроль);
- социально-личностную готовность (определенный уровень воспитанности личностных качеств, предполагающий умение общаться и взаимодействовать с людьми, а также работоспособность).
Именно это и должно быть сформировано у малыша в дошкольный период, чтобы обеспечить ему успешное обучение в школе.
Программа является комплексной и включает в себя такие важнейшие линии развития ребенка-дошкольника, как: психофизиологическое развитие и охрана здоровья, социально-личностное, эмоционально-эстетическое, духовно-нравственное и интеллектуальное развитие.
Особенно важно отметить то, что программа «Ступеньки детства» не ставит специальную задачу обучения дошкольников чтению и письму. Однако понимание того, что чтение и письмо принадлежат к числу сложных психофизиологических процессов, обязывает педагогов развивать их, организовывать комплексную системную работу по развитию у ребенка тех функций, которые характеризуют школьную зрелость.
Среди этих функций и механизмов решающую роль играют: зрительные, речедвигательные, речеслуховые, смысловые, механизмы артикуляции и слухового анализа, зрительная память и зрительный контроль, зрительно-моторные координации, комплекс лингвистических умений. Их своевременному развитию в период дошкольного детства авторы придают особое значение.
Кроме подготовки детей к чтению и письму, программа включает математическую подготовку, художественно-конструкторскую деятельность, знакомство с окружающим миром (включая валеологическое образование).
Программа обеспечена соответствующим комплектом пособий логико-математического содержания, материалов по ознакомлению с окружающим миром, по организации творческих занятий на базе художественно-конструкторской деятельности, лингвистических игр и упражнений, а также книг для чтения детям литературных произведений.
В основу программы заложены принципы:
принцип активности
принцип адаптивности
принцип развития
принцип психологической комфортности
принцип образа мира и целостности содержания образования
принцип смыслового отношения к миру
принцип системности
принцип овладения культурой
принцип обучения деятельности
принцип опоры на предшествующее развитие
принцип креативный
Программа предшкольной подготовки состоит из следующих разделов:
– Раздел 1 “Подготовка к чтению и письму нацелен на разностороннее развитие ребенка посредством различных видов деятельности, выполняющих функции развития: артикуляционного аппарата, связной речи, фонематического слуха, творческого мышления, координации и мелкой моторики движений, мышц двигательного аппарата пишущей руки, зрительных и двигательных факторов как единого целого действия. Данный раздел ведет подготовку к обучению чтению и письму.
– Раздел 2 “Математические ступеньки” нацелен на формирование у детей представлений о форме, размере и количестве. Вся работа направлена на развитие умений проводить наблюдения, сравнивать, выделять указанные и новые свойства объекта, его существенные и несущественные характеристики; понимать относительность свойств; делать основные выводы, проверять их истинность, уметь использовать эти выводы для дальнейшей работы.
– Раздел 3 “Развитие речи )нацелен на активизацию речи и речевого общения на родном языке. Чтение художественных произведений.
– Раздел 4 “Искусство (изобразительное искусство) направлен на самоактуализацию детской души в процессе погружения в мир культуры и искусства своего народа, на становление личности ребенка на основе национальной культуры. Данный раздел способствует развитию у детей художественного вкуса, творческого воображения, индивидуальной активности и инициативы, самостоятельности в решении творческих задач.
– Раздел 5 “Музыка ” направлен на формирование музыкальной культуры, которая является важной частью общей духовной культуры человека.
– Раздел 6 “Технология» готовит детей к восприятию различных конструкций предметов, знакомит с природными материалами, видами соединений и способами крепления деталей, с правилами безопасной работы ручными инструментами.
– Раздел 7 «Физическая культура» направлен на соматическое развитие ребенка и охрану его здоровья. Главными принципами являются: адекватность содержания физической подготовки и ее условий индивидуальному состоянию ребенка, свободы выбора формы физической активности в соответствии с личными склонностями и способностями каждого ребенка.
Учебный план занятий в группе по подготовке детей к школе.
№ Раздел Вид занятий Количество
часов в нед. Количество
часов в год
1. Подготовка к чтению и письму Подготовка к письму и речи
Развитие речи
Ознакомление с художественной литературой 5 160
2. Математические ступеньки Математическое развитие 4 128
3. «Развитие речи» Подготовка к письму и речи на родном языке 2 64
4. Искусство Изобразительная искусство
1 32
Музыка
1 32
5. Технология Конструирование
Лепка
Аппликация 1 32
6. Физическая культура Физическая культура 1 32
Итого 15 480
Ведущей деятельностью при подготовке детей к школе является игра. В игре ребенок очень быстро постигает возможности замены реального предмета игрушкой или схематическим изображением. Таким образом, игра на этом этапе становится символической по своему существу.
Символическая игра – употребление ребенком символов, является одной из ступеней в развитии его мышления. Благодаря использованию символов, у ребенка формируется классифицирующее восприятие, развивается содержательная сторона интеллекта.
Игровая деятельность способствует развитию произвольного внимания и произвольной памяти.
Потребность в общении, в эмоциональном поощрении вынуждает ребенка в игре к целенаправленному, сосредоточенному запоминанию.
Большое влияние игра оказывает на развитие речи. Игровая ситуация требует от каждого ребенка, включенного в нее, определенной способности к коммуникации. Возникающая в процессе игры потребность понимать словесные инструкции своих товарищей стимулирует его развитие речи.
В игре ребенок учится использовать обобщенные значения слов, впервые открывает для себя отношения, существующие между людьми, начинает постигать определенные правила, принятые в обществе.
Наряду с игрой существенную роль в психическом развитии детей старшего дошкольного возраста оказывает продуктивная деятельность– рисование, лепка, аппликация, конструирование. Каждая из перечисленных выше работ характеризуется направленностью на получение продукта, обладающего определенными заданными качествами. От ребенка требуется умение добиваться нужного результата даже в том случае, если сам процесс его мало привлекает.
Анализ психических особенностей развития детей старшего дошкольного возраста, их деятельности, результаты экспериментальной работы позволили определить содержание систематической подготовки к обучению, которое направлено на выявление индивидуальных возможностей ребенка, на развитие его интеллектуальной и эмоционально – волевой сферы.
Основными формами контроля уровня готовности к школе являются диагностическое исследование, которое проводится в октябре, феврале и мае.
Ожидаемые конечные результаты:
Самостоятельность и организованность;
Умение планировать свою деятельность;
Соблюдение общепринятых норм и правил;
Умение преодолевать трудности, встречающиеся на пути, добиваться поставленной цели, гордиться своими достижениями;
Сформированность товарищеских отношений со сверстниками;
Умение уважать мнение других людей;
Способности к разным видам деятельности: рисованию, пению, конструированию;
Повышение уровня развития познавательных процессов: внимания, памяти, восприятия, мышления, наблюдательности, сообразительности, фантазии;Желание пойти в школу, сформированность положительной учебной мотивации.
Основное содержание программы.
Раздел 1 ”Подготовка к чтению и письму
включает в себя:
- развитие речи;
- подготовку к чтению и письму, ознакомление с художественной литературой.
Решает вопросы практической подготовки детей к обучению чтению, письму и ведет работу по совершенствованию устной речи.
Программа раздела направлена на общее развитие ребенка, посредством которого создается прочная основа для успешного изучения русского языка.
Содержание курса позволяет организовать работу по трем направлениям: развитие связной речи, подготовка к обучению чтению, подготовка к обучению письму.
Развитие речи происходит посредством обогащения и совершенствования грамматического строя языка ребенка, осуществляется переход от ситуационной к контекстной форме речи. На данном этапе возрастает регулирующая функция речи в поведении ребенка; формируется внутренняя речь, которая становится основой речевого мышления; начинается осознанная работа над словарным составом речи и звуковым составом слова, ведется подготовка к чтению и письменной речи.
Развитие связной устной речивключает в себяобучение правильному литературному произношению, развитие творческого воображения и образного мышления.
Укрепление и развитие артикуляции предполагает обучение детей четкому произношению слов и фраз; формированию умений менять силу, высоту голоса (мелодия, интонация, темп речи, паузы), обучение правильному использованию интонационных средств. Важно развивать у детей внимание и интерес к слову, к его эмоциональной окраске на основе сказок, стихотворений.
Разучивание загадок, скороговорок, пересказ сказок с опорой на иллюстрации, понимание смысловых значений слов способствует развитию интереса к самостоятельному словесному творчеству.
Формирование у детей умений правильно употреблять слова по смыслу, подходящие к данной ситуации, правильного понимания переносного значения слов, умения замечать и исправлять в своей речи речевые ошибки.
При подготовке к обучению грамоте формируется готовность связно говорить на определенные темы, осознавать на элементарном уровне, что такое речь, каково ее назначение и особенности.
К концу года дети могут:
Участвовать в коллективном разговоре: задавать вопросы, отвечать на них, аргументируя ответ; последовательно и логично, понятно для собеседников рассказывать о факте, событии, явлении.
Быть доброжелательными собеседниками, говорить спокойно, не повышая голоса.
В общении со взрослыми и сверстниками пользоваться
формулами словесной вежливости.
Употреблять синонимы, антонимы, сложные предложения разных видов.
Раскрывать смысл несложных слов.
Различать понятия «звук», «слог», «слово», «предложение». Называть в последовательности слова в предложении, звуки и слоги в словах
Пересказывать и драматизировать небольшие литературные произведения; составлять по плану и образцу рассказы из опыта, о предмете, по сюжетной картинке, набору картин с фабульным развитием действия.
Подготовка к обучению чтению построена на развитии фонематического слуха детей, на отчетливом и ясном произношении звуков, обозначением их соответствующей буквой, делением слов на слоги, на выделении предложений и слов из речи. Работа со звуковыми и слоговыми моделями слов, выделение ударного слога, деление слова на слоги. Хоровое и индивидуальное размеренное произношение слогов и слов, работа с рифмами. Знакомство со зрительным образом всех букв русского алфавита, с механизмом обучения чтению.
Если при подготовке к обучению чтению и при работе над совершенствованием связной устной речи в основе лежат слуховые отношения, то при подготовке к обучению письму преобладают технические действия.
Подготовка к обучению к письму – процесс довольно сложный, так как, кроме развитых слуховых ощущений, у ребенка должен быть хорошо подготовлен двигательный аппарат, особенно мелкая мускулатура руки, развиты координация движения, восприятие, внимание, память, мышление.
При письме возникает проблема взаимодействия зрительных и двигательных анализаторов, так как движение глаз и руки совершается в пределах контура воспринимаемого предмета одновременно.
Поэтому, основной задачей подготовки к обучению письму, является:
- подготовка пишущей руки к письму с помощью обведения по контуру узоров и рисунков, предметов различной конфигурации, составление узоров по аналогии и самостоятельно;
- знакомство с правилами письма – с правильной посадкой при письме, с положением листа, карандаша при работе в тетради;
- работа в ограниченном пространстве (в рабочей строке); знакомство с контуром предмета и его особенностями;
- развитие образного и творческого мышления; моделирование и конструирование букв из различных материалов.
К завершению подготовки к обучению чтению и письма дети должны:
правильно произносить все звуки;
выделять из слов звуки;
уметь различать гласные и согласные звуки;
находить в предложении слова с заданным звуком, определять место звука в слове
знать все буквы русского алфавита;
отчетливо и ясно произносить слова;
давать описание знакомого предмета;
пересказывать сказку, рассказ (небольшие по содержанию) по опорным иллюстрациям;
составлять предложения по опорным словам, по заданной теме;
работать на листе бумаги сверху вниз, слева направо;
знать гигиенические правила письма.
Ознакомление с художественной литературой продолжает развивать интерес к чтению,
поддерживает желание знакомиться с другими книгами, рассматривать рисунки и оформление книг. Данный вид занятия помогает пополнять литературный багаж сказками, рассказами, стихотворениями, загадками, считалками, скороговорками. Воспитывать читателя, способного испытывать сострадание и сочувствие к героям книги, отождествлять себя с полюбившимся персонажем. Воспитывать чувство юмора, используя смешные сюжеты из литературы.
Обращать внимание детей на изобразительно-выразительные средства (образные слова и выражения, эпитеты, сравнения); помогать почувствовать красоту и выразительность языка произведения; прививать чуткость к поэтическому слову.
Продолжать совершенствовать художественно-речевые исполнительские навыки детей при чтении стихотворений, в драматизациях (эмоциональность исполнения, естественность поведения, умение интонацией, жестом, мимикой передать свое отношение к содержанию литературной фразы). Помогать детям объяснять основные различия между литературными жанрами: сказкой, рассказом, стихотворением.
К концу года дети могут:
Различать жанры литературных произведений; аргументировать свой ответ, объясняя, что прослушали сказку (рассказ, стихотворение).
Называть любимые сказки и рассказы; прочесть 1—2 любимых стихотворения, 2—3 считалки; вспомнить 2—3 загадки.
Называть двух—трех авторов и двух—трех иллюстраторов детских книг.
Выразительно, в собственной манере прочесть стихотворение, пересказать отрывок из сказки, пьесы.
Раздел 2 “Математические ступеньки”
В основу отбора математического содержания, его структурирования и разработки форм представления материала для математической подготовки детей к школе положен принцип ориентации на общее развитие ребенка, включающее в себя его сенсорную и интеллектуальную готовность, с использованием возможностей и особенностей математики.
Научить детей в период подготовки к школе счету, чтобы подвести их к понятию числа. Это остается одной из важнейших задач.
Но столь же важной и значимой является и задача целенаправленного и систематического развития познавательных способностей, которая осуществляется через развитие у детей познавательных процессов: восприятия, воображения, памяти, мышления и внимания.
В математическом содержании подготовительного периода объединены пять основных линий:
– представление о форме, размере и взаимном расположении различныхобъектов (сравнение предметов по признакам, изменение признаков, выделение элементов в различных объектах, их сравнение и изменение, понимание и конкретизация пространственных отношений);
- представление о количестве (установление взаимнооднозначного соответствия между предметами, понимание количественных отношений «больше», «меньше», «столько же», изменение количества, упражнения в счёте, знакомство с математическими знаками);
– геометрические фигуры (узнавание геометрических фигур (квадрат, прямоугольник, круг, треугольник), конструирование их моделей, выделение фигур на фоне различных линий);
– представление о различных вариантах выбора (предметная иллюстрация комбинаторных задач);
- представление о последовательности событий (что сначала, что потом).
В курсе реализуется основная методическая идея, которая осуществляется в процессе деятельности ребенка, насыщенной математическим содержанием, что направляется специальным подбором и структурированием заданий, формой их представления, доступной, интересной и увлекательной для детей этого возраста.
Среди методов, используемых в период подготовки детей к школе по математике, в качестве основных предлагаются практические методы: метод дидактических игр, метод моделирования. Эти методы используются в различном сочетании друг с другом, при этом ведущим остается практический метод, позволяющий детям усваивать и осмысливать математический материал, проводя эксперимент, наблюдения, выполняя действия с предметами, моделями геометрических фигур, зарисовывая, раскрашивая и т.п.
Большое внимание уделяется формированию умений общаться с преподавателем, с другими детьми, работать в одном ритме со всеми, когда это необходимо. А также работать со счетным и геометрическим раздаточным материалом, пользоваться тетрадью с печатной основой и др.
Использование специально отобранного математического содержания и методов работы с ним поможет и позволит подвести общее развитие детей на уровень, необходимый для успешного изучения математики в школе.
Дети обучаются сравнению предметов (фигур), групп предметов по форме, (круглый, не круглый, треугольный, прямоугольный, квадратный и др.); по размеру (длинный, короткий; узкий, широкий; высокий, низкий; длиннее, короче, такой же и др.), по расположению на плоскости и в пространстве (справа, слева, в центе, внизу, вверху, правее, левее, выше, ниже, внутри фигуры, вне фигуры и др.); по цвету, по материалу, из которого изготовлены предметы, по назначению и др.
Математическое содержание курса:
Числа от 0 до 10. Счет предметов. Устная нумерация чисел названия, последовательность и обозначение чисел от 0 до 10. Цифра и число. Чтение чисел. Сравнение чисел первого десятка. Основные характеристики последовательности чисел натурального ряда: наличие первого элемента, связь предыдущего и последующего элементов, возможность продолжить последовательность дальше, на каком бы месте мы ни останавливались. Познакомить с монетами достоинством 1,5, 10 копеек, 1, 2, 5, 10 рублей.
Учить на наглядной основе составлять и решать простые задачи на сложение (к большему прибавляется меньшее) и на вычитание (вычитаемое меньше остатка). При решении задач учить пользоваться знаками действий: плюс (+), минус (-) и знаком отношения равно (=).
Простые геометрические фигуры: треугольник, прямоугольник, квадрат, круг.
Содержательно – логические задания на развитие:
– внимания – простейшие лабиринты, игры “Веселый счет”, “Сравни рисунки”, найди общие элементы и др.;
– воображения – деление фигур на части, составление фигур из частей, составление фигур из моделей отрезок по заданным свойствам, преобразование одной фигуры в другую и др.;
– графические диктанты с использованием арифметического и геометрического материала;
– мышления – выделение существенных признаков, выявление закономерностей и их использование для выполнения задания, проведение анализа, синтеза, сравнения, построение простых рассуждений и др.
К концу года дети могут:
Уметь
Знать названия однозначных чисел, уметь считать до 10 и в обратном порядке, определять, где предметов больше (меньше), определять число предметов заданной совокупности и устно обозначить результат числом.
Объединять группы предметов и удалять из группы часть (части) предметов. Устанавливать взаимосвязь между целой группой и частью; находить части целого и целое по известным частям.
Считать до 10 и дальше (количественный, порядковый счет).
Называть числа в прямом (обратном) порядке до 10.
Соотносить цифру (0-9) и количество предметов.
Составлять и решать задачи в одно действие на сложение и вычитание, пользоваться цифрами и арифметическими знаками (+, -, =).Сравнивать, измерять длину предметов, отрезков прямых линий с помощью условной меры.
Видоизменять геометрические фигуры, составлять из малых форм большие.
Проводить простейшие логические рассуждения и простейшие мыслительные операции (сравнивать объекты, указывая сходство и различать, проводить классификацию предметов по заданным признакам, выявлять несложные закономерности и использовать их для выполнения заданий и др.), уметь выполнять комбинаторные задачи.
Ориентироваться в окружающем пространстве и на листе бумаги (в клетку).
Знать
Состав чисел первого десятка (из отдельных единиц) и состав чисел первого пятка из двух меньших.
Как получить каждое число первого десятка, прибавляя единицу к предыдущему и вычитая единицу из следующего за ним в ряду.
Арифметические знаки +,-,=.
Раздел 3 “Развитие речи ”
Решает вопросы практической подготовки детей к обучению чтению, письму и ведет работу по совершенствованию устной речи.
Программа раздела направлена на общее развитие ребенка, посредством которого создается прочная основа для успешного изучения родного языка.
Развитие речи происходит посредством обогащения и совершенствования грамматического строя языка ребенка, осуществляется переход от ситуационной к контекстной форме речи. На данном этапе возрастает регулирующая функция речи в поведении ребенка; формируется внутренняя речь, которая становится основой речевого мышления; начинается осознанная работа над словарным составом речи и звуковым составом слова, ведется подготовка к чтению и письменной речи.
Развитие связной устной речи включает в себя обучение правильному литературному произношению, развитие творческого воображения и образного мышления.
Укрепление и развитие артикуляции предполагает обучение детей четкому произношению слов и фраз; формированию умений менять силу, высоту голоса (мелодия, интонация, темп речи, паузы), обучение правильному использованию интонационных средств. Важно развивать у детей внимание и интерес к слову, к его эмоциональной окраске на основе сказок, стихотворений.
Разучивание загадок, скороговорок, пересказ сказок с опорой на иллюстрации, понимание смысловых значений слов способствует развитию интереса к самостоятельному словесному творчеству.
Формирование у детей умений правильно употреблять слова по смыслу, подходящие к данной ситуации, правильного понимания переносного значения слов, умения замечать и исправлять в своей речи речевые ошибки.
При подготовке к обучению грамоте формируется готовность связно говорить на определенные темы, осознавать на элементарном уровне, что такое речь, каково ее назначение и особенности.
К концу года дети могут:
Участвовать в коллективном разговоре: задавать вопросы, отвечать на них, аргументируя ответ; последовательно и логично, понятно для собеседников рассказывать о факте, событии, явлении.
Быть доброжелательными собеседниками, говорить спокойно, не повышая голоса.
В общении со взрослыми и сверстниками пользоваться
формулами словесной вежливости.
Употреблять синонимы, антонимы, сложные предложения разных видов.
Раскрывать смысл несложных слов.
Различать понятия «звук», «слог», «слово», «предложение». Называть в последовательности слова в предложении, звуки и слоги в словах
Пересказывать и драматизировать небольшие литературные произведения; составлять по плану и образцу рассказы из опыта, о предмете, по сюжетной картинке, набору картин с фабульным развитием действия.
Подготовка к обучению чтению построена на развитии фонематического слуха детей, на отчетливом и ясном произношении звуков, обозначением их соответствующей буквой, делением слов на слоги, на выделении предложений и слов из речи. Работа со звуковыми и слоговыми моделями слов, выделение ударного слога, деление слова на слоги. Хоровое и индивидуальное размеренное произношение слогов и слов, работа с рифмами. Знакомство со зрительным образом всех букв черкесского алфавита, с механизмом обучения чтению.
Подготовка к обучению к письму – процесс довольно сложный, так как, кроме развитых слуховых ощущений, у ребенка должен быть хорошо подготовлен двигательный аппарат, особенно мелкая мускулатура руки, развиты координация движения, восприятие, внимание, память, мышление.
Основной задачей подготовки к обучению письму, является:
- подготовка пишущей руки к письму с помощью обведения по контуру узоров и рисунков, предметов различной конфигурации, составление узоров по аналогии и самостоятельно;
- знакомство с правилами письма – с правильной посадкой при письме, с положением листа, карандаша при работе в тетради;
- работа в ограниченном пространстве (в рабочей строке); знакомство с контуром предмета и его особенностями;
- развитие образного и творческого мышления; моделирование и конструирование букв из различной материалов.
К завершению подготовки к обучению чтению и письма дети должны:
правильно произносить все звуки;
выделять из слов звуки;
уметь различать гласные и согласные звуки;
находить в предложении слова с заданным звуком, определять место звука в слове
знать все буквы черкесского алфавита;
отчетливо и ясно произносить слова;
давать описание знакомого предмета;
пересказывать сказку, рассказ (небольшие по содержанию) по опорным иллюстрациям;
составлять предложения по опорным словам, по заданной теме;
работать на листе бумаги сверху вниз, слева направо;
знать гигиенические правила письма.
Ознакомление с художественной литературой продолжает развивать интерес к чтению,
поддерживает желание знакомиться с другими книгами, рассматривать рисунки и оформление книг. Данный вид занятия помогает пополнять литературный багаж сказками, рассказами, стихотворениями, загадками, считалками, скороговорками. Воспитывать читателя, способного испытывать сострадание и сочувствие к героям книги, отождествлять себя с полюбившимся персонажем. Воспитывать чувство юмора, используя смешные сюжеты из литературы.
Обращать внимание детей на изобразительно-выразительные средства (образные слова и выражения, эпитеты, сравнения); помогать почувствовать красоту и выразительность языка произведения; прививать чуткость к поэтическому слову.
Продолжать совершенствовать художественно-речевые исполнительские навыки детей при чтении стихотворений, в драматизациях (эмоциональность исполнения, естественность поведения, умение интонацией, жестом, мимикой передать свое отношение к содержанию литературной фразы). Помогать детям объяснять основные различия между литературными жанрами: сказкой, рассказом, стихотворением.
К концу года дети могут:
Различать жанры литературных произведений; аргументировать свой ответ, объясняя, что прослушали сказку (рассказ, стихотворение).
Называть любимые сказки и рассказы; прочесть 1—2 любимых стихотворения, 2—3 считалки; вспомнить 2—3 загадки.
Выразительно, в собственной манере прочесть стихотворение, пересказать отрывок из сказки, пьесы.
Раздел 4 “Искусство (изобразительное искусство) .Занятия по рисованию должны быть тесно связаны со всеми сторонами воспитательной и образовательной работы, в процессе которой дети получают разнообразные впечатления, знания. Для изображения важно выбирать наиболее яркие явления из жизни детей, чтобы предлагаемая тема была им знакома, имела положительный эмоциональный настрой, желание рисовать. Необходимо познакомить с различными обобщенными способами изображения, позволяющими передавать в рисунке, широкий круг явлений и предметов. Все это дает возможность детям свободно выражать свой замысел, вызывает положительное эмоциональное отношение к занятиям, побуждает к творческим поискам и решениям.
 Цель занятий: раннее раскрытие и развитие художественных способностей воспитанников.
К концу года дети могут
Создавать индивидуальные и коллективные рисунки, декоративные, предметные и сюжетные композиции на темы окружающей жизни, литературных произведений.
Использовать в рисовании разные материалы и способы создания изображения.
Раздел 5 “Музыка ”
Психологические особенности детей 5–6 лет таковы, что одновременно с интеллектуальным постижением окружающего их мира они требуют так называемого “эмоционального насыщения”. Подобный эмоциональный комфорт детям могут обеспечить занятия “Веселые нотки” – пение, слушание музыки и творческая импровизация. Педагогические исследования подтверждают, что дошкольники и младшие школьники чаще всего своими любимыми занятиями называют различные виды музыкальной деятельности. Проведение занятий, направленных на постижение детьми содержания крупных произведений, выраженного средствами музыкального искусства, – также неотъемлемая часть общевоспитательной работы с детьми. Обычно подобные занятия, в ходе которых дети знакомятся с сюжетами известных балетов и опер (как правило – сказочного содержания) нацелены на приобретение опыта слухового музыкального восприятия, умения высказываться самостоятельно об услышанных музыкальных отрывках. Различные виды музыкальной деятельности дарят детям мгновения чудесного человеческого самовыражения, развивают музыкальный опыт и начало творчества, способствуют приобретению первичных умений вокального исполнительства. Выполняемые детьми задания, усложняясь по мере надобности, становятся для них источником эстетического удовольствия.
В процессе музыкальной деятельности решаются следующие задачи:
1. Приобщение детей к музыкальной культуре.
2. Формирование художественного вкуса, сознательного отношения к отечественному музыкальному наследию и современной музыке.
3. Обогащать музыкальными впечатлениями детей, вызывать яркий эмоциональный отклик при восприятии музыки разного характера.
4. Способствовать дальнейшему формированию певческого голоса.
5. Развивать навыки движения под музыку.
6. Знакомить с элементарными музыкальными понятиями.
К концу года дети могут:
Узнавать мелодию государственного гимна РФ.
Различать части произведения (вступление, заключение, запев, припев).
Внимательно слушать музыку, эмоционально откликаться на выраженные в ней чувства и настроения.
Слышать в музыке изобразительные моменты, соответствующие названию пьесы, узнавать характерные образы.
Выражать свои впечатления от музыки в движениях или рисунках.
Петь несложные песни в удобном диапазоне, исполняя их выразительно и музыкально, правильно передавая мелодию (ускоряя, замедляя, усиливая и ослабляя звучание).
Сохранять правильное положение корпуса при пении, относительно свободно артикулируя, правильно распределяя дыхание.
Петь индивидуально и коллективно, с сопровождением и без него.
Выразительно и ритмично двигаться в соответствии с разнообразным характером музыки, музыкальными образами; передавать несложный музыкальный ритмический рисунок; самостоятельно начинать движение после музыкального вступления; активно участвовать в выполнении творческих заданий.
Инсценировать игровые песни, придумывать варианты образных движений в играх и хороводах.
Раздел 6 “Технология ”
Раздел включает в себя:
- лепку
- аппликацию
- конструирование.
Основная цель курса “Очумелые ручки” состоит в том, чтобы заложить основы для понимания различных конструкций предметов, научить детей определять последовательность операций при изготовлении того или иного изделия.
Важнейшими задачами курса являются:
– подготовка детей к самостоятельному выполнению действий в определенном порядке;
– обучение умениям целенаправленно рассматривать предметы, рисунки, сравнивать их между собой, выделять общее и различное, делить предметы на части, находить основные детали, от которых зависит расположение других частей, делить части на составляющие детали, анализировать условия практической задачи для получения конечного результата;
– ознакомление детей с различными материалами, видами соединений и способами крепления деталей, частей; правилами безопасной работы с ручными инструментами;
– воспитание трудолюбия, аккуратности, стремления начатое дело довести до завершения, умения проявлять фантазию, творческое отношение к работе;
– воспитание умения работать в паре, коллективе, испытывать радость совместного труда, бережного отношения к своему труду, к природе, окружающим предметам как результату труда других людей;
– приятие навыков культуры труда.
Знакомство с различными материалами и их основными свойствами: пластилин, бумага, фольга; с готовыми природными формами: шишки, сухие веточки, плоды, семена деревьев и кустарников, травянистых растений, бисер, солёное тесто и др.Выявление возможности использования конструктивных особенностей материалов. Влияние формы, цвета, размера на выразительность конструкции.
Конструирование по образцу, рисунки по заданиям, по условиям, замыслу с учетом пространственного расположения частей и деталей предмета (внизу, вверху, слева, справа, между), сравнение по числу деталей (больше, меньше столько же), по их форме. Использование различных видов деятельности:
– разметка: на глаз, сгибанием;
– обработка: выполнение приемов лепки – разминание, раскатывание и др. (глина, пластилин); резание (бумага); разравнивание, накручивание (фольга);– сборка: склеивание, наклеивание, нанизывание (бумага, фольга); завязывание на двух узелках, бантом (нитки, шнурок); витье (из ниток); плетение (полоски бумаги и др.);– отделка: раскрашивание (глина, бумага); аппликация (бумага, природный материал, бечевка); украшение рисунком (глина, бумага).Технологические операции выполняются ручными инструментами (стека, карандаши, линейка, ножницы, кисточка для клея) и приспособлениями (доска для лепки, салфетки, подставка для кисточки).Особое внимание следует уделить развитию у детей самоконтроля – умению сравнить свое изделие с предложенным образцом (рисунком), развитию внимания, наблюдательности, памяти, воображения, фантазии, творческого отношения к труду.
К концу подготовительной ступени дети должны:
В конструировании
Видеть конструкцию предмета и анализировать ее с учетом практического назначения.
Создавать различные конструкции предмета по инструкции. Определять число деталей в простейшей конструкции предмета и их взаимное расположение.
Конструировать по образцу, по замыслу из готовых деталей;
В лепке
Лепить различные предметы, передавая их форму, пропорции, позы и движения фигур; создавать сюжетные композиции из 2—3 и более изображений.
Владеть соблюдать правила культуры труда приемами лепки.
Выполнять декоративные композиции способами налепа и рельефа.
Расписывать вылепленные изделия по мотивам народного искусства.
В аппликации
Создавать изображения различных предметов, используя бумагу разной фактуры и усвоенные способы вырезания и обрывания; создавать сюжетные и декоративные композиции. Соблюдать правила культуры труда.
Раздел 7 “Физическая культура ”
В старшем дошкольном возрасте закладываются основы физической культуры человека, формируются интересы, мотивации и потребности в систематической физической активности. Этот возраст особенно благоприятен для освоения обширного арсенала двигательных координаций, техники разнообразных физических упражнений. При этом надо иметь в виду, что ритмический, силовой и пространственный образ движений дети воспринимают, прежде всего, в ощущениях и обобщенных впечатлениях и в меньшей степени путем осознания, продуманного освоения технических действий. Поэтому обучение целостному упражнению будет в этом возрасте иметь больший успех, чем разучивание его по деталям. Дети этого возраста почти самостоятельно, только наблюдая за тем, как это делается, могут научиться обращаться с мячом, проявлять спортивно – игровую смекалку.
Важнейшей концептуальной особенностью предлагаемой программы является установка на комплексное формирование основ физической культуры ребенка, которая рассматривается в неразрывной связи со всеми остальными составляющими культуры. Соответственно и физическое воспитание детей нельзя рассматривать в отрыве от всего комплекса задач культурного развития личности ребенка, безусловного единства интеллектуального, эстетического, нравственного, трудового и физического воспитании. Неотъемлемой частью физической культуры являются и валеологические знания о своем здоровье, которые рассматриваются в курсе «Страна здоровья». Физическая подготовка обеспечивает реализацию основной цели концепции – организацию широкого спектра педагогических воздействий с целью формирование моторного опыта путем освоения многообразных двигательных координаций и развития физических качеств.
Главные принципы этой стратегии следующие: адекватность содержания физической подготовки и ее условий индивидуальному состоянию ребенка, гармонизация и оптимизация физической тренировки, свобода выбора формы физической активности в соответствии с личными склонностями и способностями каждого ребенка.
Правила поведения учащихся на занятиях: в спортивном зале, на спортивной площадке, на природе.
Общеразвивающие упражнения.
Положение рук, ног, туловища и движения ими. Основная стойка. Стойка ноги врозь. Стойка скрестно – правая нога перед левой. Положение рук: руки на пояс, руки к плечам, руки перед грудью, руки за голову, руки вперед, руки вверх, руки в стороны, руки назад. Наклон вперед, наклон назад.
Комплекс общеразвивающих упражнений. Дыхательные упражнения. Комплексы утренней гимнастики. Упражнения для формирования правильной осанки.
Гимнастика. Лазанье и перелезание. Игровые упражнения: “С мячом под ногой”, “Переползи – не урони”, “Котята и щенки”.
– лазанье по гимнастической стенке;
– переползание под шнур, веревку, планку (высота 40–50);
– равновесие, игровые упражнения;
– упражнения в равновесии (стойка на носках, на одной ноге и т.д.);
– акробатика (группировка, перекаты в группировке).
Легкая атлетика.
Ходьба. Специальные упражнения. Подготовительные: приседания, маховые движения ногами; вращательные движения руками, плечами; подъем на носках, всевозможные подскоки (сочетаются с работой руками вперед и назад). Подводящие: имитация постановки стоп; принятие положения правильной осанки; ходьба по разделениям приставными и обыкновенными шагами; ходьба на носках, пятках, на всей ступне; ходьба с активной работой рук.
Техника ходьбы. Ходьба обычным шагом. Ходьба с целью изучения основных фаз; ходьба для совершенствования в технике в целом; работа рук и ног при ходьбе, положение головы и туловища. Ускоренная ходьба. Для совершенствования в технике: ходьба в гору, под гору и по местности; ходьба, чередуемая с бегом; ходьба на значительные расстояния (в походе).
Бег. Специальные упражнения. Подготовительные: прыжки с ноги на ногу на прямых ногах, отталкиваясь стопой. Игры: “Быстро возьми, быстро положи”, “Перемени предмет”, и т.д.
Прыжки в высоту. Специальные упражнения. Подготовительные: упражнения, улучшающие гибкость в маховых движениях; упражнения, развивающие силу мышц, разгибателей стопы. Подводящие: разновидности прыжков на одной и обеих ногах; отталкивания с 1-3 шагов разбега, доставая предметов рукой, головой, ногой; прыжки через наклонно установленную планку. Прыжки в высоту с места. Прыжки в высоту с разбега толчком одной ногой.
К концу подготовительной ступени дети должны:
– владеть техникой построения, ходьбы, бега, прыжков в длину;
– выполнять 3–5 подвижных игр, в том числе со скакалкой, мячом;
– выполнять упражнения для равновесия, правильной осанки;
– соблюдать основные правила гигиены;
– знать и выполнять комплекс утренней гимнастики.